1 симфония Рахманинова

 Сподобилась Первую симфонию Рахманинова в живую послушать, в Капелле оркестр какой-то губернаторский, в нём как и раньше в капелле в основном худые молодые, но как бы уровень, особенно духовики, а шестые пульты как всегда заняты чем-то своим весёленьким.
 Ходила, чтобы прояснить для себя загадку, как так могло получиться, что эта штука была чуть ли не освистана на премьере, а отзывы и вовсе неприлично гадкие, злые, издевательские, особенно Кюи, известный циник, а сам-то салонные мелочишки оставил, никто и не помнит.
 В записи Спивакова, например, все вроде ничего так прилично выглядит. Но финал. Лучше бы он обошёлся без финала. Три страницы придыкта, 60 тактов тоники с литаврами в каждую четверть! Мне тоже пришли в голову слова и "эклектика", и "эпигонство", и всякие другие, смешные. Но все равно, было любопытно и забавно, (а раньше в записи четвёртую часть никогда и не слушала дальше разработки, почему-то). Интересно что большие провалы почему-то соседствуют с фурорами, Кармен провалилась, Звуки Музыки провалились, да много чего.
 Рахманинова в этой штуке очень мало, так пара тактов, а потом кто угодно, но не Рахманинов, то ли Брамс, венгерские, то ли Рихард Штраус ранний, то ли кусочки раннего Шенберга, но все равно приемлимо. Мясковский вообще всю жизнь так писал, и ничего. Для кино такую музыку писали и пишут до сих пор, и бесстыдно воруют классиков и друг у друга списывают как двоечники.
 Думается мне, слушателей тогда финал убил и они позабыли что было в 1ч, ведь с начала 4 части какие-то бабахи, литавры-минотавры, вот прямо ударные ударники стахановцы, музыка и вдруг, на пустом месте, пушечные такие прибабахи (как у Чайковского в прескучной на самом деле увертюре 12 года, где пушки должны стрелять).
 И три страницы коды, каданса, сто тактов тоники с литаврами в четверть, жирный пафос. Смешно.
 Люди так ругались тогда после премьеры этого, ждали же чего-то особенного от после оперы Алеко, которая удалась. Бедняга Рахманинов три года не мог ничего писать, горевал. А потом случилось чудо 2 фортепьянного концерта, автором чуда исцеления композитора от депрессии был психолог и гипнолог Даль, ему этот концерт посвящен. А может, если бы не было таких страданий после провала первой симфонии, не вышло бы из Рахманинова невероятного Рахманинова.
 Психо медицина нужная, годная, но и психование необходимо, у человечества уважительная для него причина.


Рецензии