Прикосновения к Пушкину

Из архива деда Олика

Зима, сугробы намело в этом году выше крыши, ни пройти, ни проехать. Добраться до нас только МЧС и может или на вертолете, или на «санях самоходных». Правда, человеку дело всегда найдется. Вот и мы с котом решили над своим литературным образованием поработать. Чеши в кресле развалился, урчит и творческие флюиды мне посылает, чтобы работалось лучше.

Смотрю на него, и кот ученый Александра Сергеевича мне вспоминается. Стал размышлять – интересно, а как знаменитые писатели творили, особенно такие гениальные, как Александр Сергеевич Пушкин. И увиделась-представилась мне пирамида из писателей-литераторов. На самой вершине – несколько человек всего: Шекспир с кем-то мне незнакомым в шахматы играет, Пушкин матч комментирует, Архимед трансляцию налаживает, чтобы все нижние ярусы наблюдать могли.

«Этажом» ниже – Гете с Толстым дымящийся напиток попивают (амброзию, наверное) и неспешную беседу ведут, а Достоевский на звезды любуется.

Еще ярусом ниже Булгаков с Гоголем костерок организовали да Мольера с Сервантесом туда подтянули, рядом Чехов с Горьким о чем-то оживленно спорят.

Отдельный ярус для поэтов и поэтесс – Есенин, Ахматова, Цветаева, Гумилев, Маяковский и еще много незнакомых мне лиц.

С каждым ярусом, если сверху вниз смотреть, народа все больше и больше становится, а у основания этой пирамиды целая толпа: бегают, суетятся, листами друг перед другом размахивают, каждый свою правоту доказывает.

Чем выше поднимаешься – народа меньше, атмосфера спокойнее, достойнее, а на вершине так вообще сияние разливается и всю пирамиду своим светом окутывает, только интенсивность его к основанию уменьшается. Да, картина интересная.

За века столько книг написано, что и сосчитать не получится. От папирусов, глиняных табличек, берестяных грамот – через перо, чернила, бумагу – до экранов ноутбуков и смартфонов; вот такая длинная линейка за века образовалась из предметов, с помощью которых письмена жизнь обрели.

Вот что интересно – зарождалась письменность как необходимость в хозяйственных делах да чтобы повеления монархов фиксировать – со временем ширилась и ширилась и одно русло литературой стало. В современном мире читают все, но разное, и читатели художественной литературы свое место занимают. А кто что и для чего читает – это вопрос отдельного исследования. Я всегда художественную литературу для удовольствия читаю (за исключением школьного периода).

Но вернемся к Александру Сергеевичу Пушкину. Его произведения настолько хороши, что о них и рассказывать ничего не надо, а надо брать книгу и погружаться в нее. Но можно поразмышлять о другом.

Родился великий поэт в 1799, окончил земной путь в 1837 – более 200 лет его гений озаряет не только русскую землю, но и все человечество, и произведения его каждому поколению новой гранью открываются.

Прикоснулся к Пушкину П. И. Чайковский – «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» обрели жизнь в музыке. Прикосновение Джона Кранко оживило образы Онегина и Татьяны в движениях беззвучных.

Один из современных драматических режиссеров предложил нестандартное исполнение «Евгения Онегина» – когда несколько актеров одного персонажа изображают. Думаю, что режиссер этим хотел сказать, что такая интенсивность и насыщенность образов, которые появились из-под пера Александра Сергеевича, в одном человеке уместиться не могут – на двоих или троих хватает.

Когда А. С. Пушкина читаешь, все воспринимается легко, просто, почти по-домашнему. И самое главное – от прикосновений людских родник гения не истощается, а еще большим многоцветьем полнится.

Мои же прикосновения-восприятия такие.

Если хотите Александра Сергеевича почувствовать в первую очередь как человека – читайте «Путешествие в Арзрум».

Намерены поразмышлять о гениальности и зависти – загляните в «Моцарта и Сальери»; творческих исканиях и раздумьях писателя – вам в «Египетские ночи» следует направиться.

Захотелось быстрых смен картин, состояний и настроений – откройте «Повести Белкина».

До «Капитанской дочки» нужно созреть, тогда получите большое удовольствие, а если кто-то еще не дорос, но любит трудности преодолевать, – можно потихоньку по повести пробраться.
 
Для любителей поэзии А. С. Пушкин – неисчерпаемый кладезь.

Бывает, что самостоятельно произведение одолеть тяжело (мне, например, поэзия трудно дается), тогда всегда помощника можно найти, только ищите того, кто с любовью и почтением к А.С. Пушкину прикасается. Фильмы прекрасные есть: начиная от «Сказки о царе Салтане» (есть одноименная опера Римского-Корсакого) через х/ф «Как царь Петр арапа женил» (режиссерам Наумову и Алову, да и всему творческому коллективу хватило неоконченного рассказа, чтобы шедевр получился) до «Маленьких трагедий».

Александр Сергеевич Пушкин, по-моему, один из немногих писателей, у которого каждая строка уникальна.

Пусть и дальше его лира пробуждает в нас добрые чувства, а мир краше и светлее становится.

Чеши мне мысленно добавляет: «И знаешь все наизусть, но почему-то опять тянет прикоснуться – потому что дом родной, где тепло, уютно и хлебом пахнет, который каждый день ешь, а он только вкуснее становится».


Рецензии