Поговорим о любви?

 В конце концов, всё, о чём мы пишем, да и всё, чем мы живём – всё это любовь! Ну, или почти всё, – почти, это если Вам не слишком повезло в жизни…

 Если я горы могу двигать, если я ветрами повелеваю и морская пучина мне подвластна, а любви не имею – зачем мне это?
 Примерно, так начинал свои рассуждения о любви великий человек. Далее он описал свойства любви, описал так глубоко, полно и точно, как никто не до него, ни после него не смог сделать.
 Другие люди с большим или меньшим успехом говорили о любви, приводя реальные примеры или фантазируя на эту тему. 

                Анекдот про любовь.
 Случилось ДТП и жена спрашивает у врача – «Скажите доктор, мой муж будет жить? Я его так люблю!». Врач ей отвечает - «Жить то он будет, и жить будет долго, но в качестве «овоща». То есть, придётся Вам кормить его, ухаживать за ним, памперсы менять, с пролежнями  бороться…». Женщина в рёв – «Господи, да за что же мне такое?  Какая я несчастная!». Ревёт белугой. Врач посмотрел на неё, да и говорит – «Не переживайте, я пошутил. Ваш муж завтра умрёт. »


                Итак, мы начинаем!

  Жила в одном южном городе  девушка, симпатичная такая и из хорошей семьи. Папа, наверное, военным был, но это не точно. Мама – прекрасная хозяйка, дом – полная чаша. Сестра у неё была, старшая. В школе девушка училась хорошо, почти что отличница, подруг у неё было много. Как говорится – спасибо партии за наше счастливое детство! 
  И учился с ней в одном классе паренёк. Учился  как большинство других, не так, чтобы очень, но и не хуже многих. И была в этом пареньке  одна изюминка – очень он любил самолёты. Народ на уроках кто чем занимается, а этот книги про авиацию читает, самолёты рисует. Вроде, из обычной семьи и не в кого такое увлечение, а вот поди ж ты! И так он этим делом увлёкся, что после школы окончил лётное училище и стал военным лётчиком.
  А когда настало время уезжать из города к месту службы, то пришёл парень в гости в семью  девушки и так, между прочим, предложил ей выйти за него замуж. Ну, тут, конечно, семья переполошилась, как мол, да что и что же делать в таком случае и что может получиться из такого поворота в жизни? Мама даже всплакнула, хотя чего тут плакать, радоваться надо... Потом подумала, подумала мама и решила, что раз парень такой серьёзный, не балованный, да и из себя, тоже вроде ничего и профессия у него хорошая, надёжная намечается, то – «Решай дочка. Если он тебе по сердцу, то дай вам, как говорится, бог. Живите вместе, а мы с отцом радоваться на вас будем». Наверное, как то так сказала, а если и не так, то смысл был точно такой. А дочка тоже подумала, подумала, да и согласилась. Может быть, у этих ребят что и раньше было, не знаю, врать не буду. Но, похоже, ничего серьёзного то и не было.
  Поженились, наскоро сыграли свадьбу, и понеслось: он в Сибирь, она в Сибирь, он на Дальний Восток, она за ним. Натерпелась женщина всяких трудностей по гарнизонам – не передать словами. В гарнизоне, как говориться, все удобства во дворе, а всё хозяйство на жене. А если и есть свободное время, то куда денешься – некуда. Единственное развлечение – гарнизонная библиотека. Правда, библиотеки там были тогда хорошие, качественные. Книги подобраны тщательно и со вкусом. В основном, классика, причём, авторы не только первого ряда, но и те, кто не так часто встречается в обычной жизни. Поэтому жёны военных, как правило, имеют хорошее литературное образование…  А между тем, родились у них две дочки – что ж, дело не хитрое, хотя и хорошее.
  Закончились их путешествия в Липецке, там семья и осела. Дальше всё шло как обычно. Дочки замуж повыходили, из родительского «гнезда» улетели. Жить бы нашим героям, да поживать…
  Сломала женщина ногу. Лечили её липецкие врачи, лечили, а потом постановили, ногу надо отнять. Муж её в Москву отвёз, а в Москве врачи говорят, что поздно, мол, обратились и ногу, действительно, придётся отрезать.
  Мужик, как-то, договорился в больнице  - жил и спал рядом с её кроватью…
  Вернулись они в Липецк и жили дальше, как смогли. Муж с компьютером разобрался, начал программировать, сайты для желающих создавать, за женой ухаживал. Сначала всё на нём было, потом жена освоилась со своим новым положением, помогала, как могла. Даже протез хитрый купили, но как-то с ним не заладилось…
  Казалось бы, жизнь кончилась, ан нет! Навалившиеся трудности сблизили людей, потому как любовь у них была. Так и бывает, когда любовь настоящая.
  Мы же, по началу, все говорим нашим жёнам – всё, мол, для тебя сделаю. Жизнь отдам, лишь бы ты была счастлива! Что, не говорим? Конечно, говорим, говорим искренне и от всего сердца. Думаем, что за любовь и жизни не жалко...
  А вот интересный поворот сюжета. Предположим, что сложилась ситуация, когда судьба проверяет тебя – как ты, мужик или нет? Ну, шпана, какая-нибудь, пристала к твоей женщине и тебе надо встать, встать одному против этой мрази. Да, безнадёжно, да страшно, но вставай, надо!  Ну, помяли тебя, ну походил ты, покряхтел, но ты уже точно знаешь, да и другие, кому положено, знают, что ты не трус, ты – мужик! И ты живёшь дальше, и в душе твоей всё в порядке.
  Или вот так, например, муж сказал жене – «Клавдия, я у нас на огороде яму вырыл. Ты собери вещи и документы и, если фашист бомбить будет, прячься там с детьми… И ушёл на войну. Потому как любовь у них, а любовь надо беречь и защищать.
  А бывает, ведь, и по-другому. Вот в интернете читаю – «Я бы тоже пошёл воевать, только мама увезла меня за границу»…
  Или, например, пришла повестка, а ты раз и в Грузию убежал. Сидишь и оправдываешься – « Я против войны, я по политическим мотивам убежал»….Слушай, ты, ведь всё равно не будешь жить вечно. Но теперь всю жизнь ты будешь оправдываться. И никогда уже не будет в твоей жизни, как было. И жена твоя, даже если она будет жить с тобой, тоже будет знать, что ты трус и подлец, и дочь твоя тоже будет это знать.  Да и ты сам будешь чувствовать, что душу свою изгадил и погубил! Жизнь предоставила тебе возможность стать мужиком, а ты…
  Кстати, вот есть такое слово – душегуб. Обычно, под ним понимают человека, который лишает жизни других людей, губит их души, но так ли это? А все святые люди, принявшие смерть за свои убеждения – их души что, погибли? Единственная душа, которая точно погибла – это душа этого самого душегуба!...
  Но, вернёмся к рассказу о хорошем. Жизнь у наших героях наладилась и, как говориться, засияла новыми красками. Муж продолжал программировать свои сайты, жена открыла в себе способности к литературному творчеству – начала писать рассказы, благо материала у неё было предостаточно.
Теперь самое время привести пример её творчества:

  « СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ МОЕГО ДЕТСТВА.
  Смотрела старые фотографии и как будто впервые увидела на фото наш двор, ворота железные, забор деревянный с каменными столбиками, остатки покосившегося сырого и серого от времени штакетника у клумбы. Женщина, согнувшись, идет по двору, а кто такая не узнать, мелко и далеко. А на первом плане Сережка, племянник мой маленький. Хорошенький, как девочка, в капоре сидит на санках.
  Другой замечательный снимок - Сережка с младшим двоюродным братишкой Мишкой маленькие, как сейчас помню, в зеленых одинаковых костюмчиках с вышитыми на груди обезьянками стоят на стульях и смеются, немножко смущаясь. Сережке тут года четыре, а Мишке и вовсе два. Это в Краснодаре. А вот еще Краснодар, здесь мы на речке рыбу ловим с сестрой, а Сережка позирует, гордо поглядывая в камеру и уперев руки в бока.
  А здесь родители еще молодые. Папа в кителе, мама в незнакомом мне платье и сестра с темными бантиками в косах. Я еще не родилась, значит маме 38 лет. А ват похожая фотка, только вероятно летом, потому, что мама с сестрой в белых легких платьях и в белых шляпах с полями, а папа в белой рубашке и почему-то в кепке. Тогда так носили.
   А вот и я на фоне коврика, что сейчас у меня под ногами. Еще сижу неуверенно и мама придерживает меня за руку, чтобы не завалилась.
   Опять двор, тот же штакетник у клумбы, тогда еще не такой старый. На фото дата 1956 год, мне 5 лет. Сижу между колышками штакетника, очевидно отдыхаю, набегавшись, никакого внимания на фотографа не обращаю. Все фото, конечно, черно— белые, но не для меня, я все вижу в цвете — и зелень высоких побегов цветов, называемых сентябрятками, так как они в сентябре цветут, и бледно синюю ткань в черный горошек моего платьица, и коричневые сандалии. Почему-то все одежды и цвета запоминаю.
  На следующей фотографии я с мамой и папой на диване. На маме крепдешиновое платье с фиолетовым, белым и черным рисунком, папа в полосатой рубашке с бледными зелеными полосками, а на мне форма с белым фартуком и октябрятская звездочка. Диван старый, серый с валиками по бокам и высокой спинкой, на которую постелен для красоты бордовый коврик с мелким черно белым рисунком, а сверху лежат белые салфеточки маминого изготовления с вырезанными узорами. Как мне хорошо! Просто сияю! Куда уходит детство, как в песне поется?
  А вот и племянник мой совсем маленький лежит на животе на том самом бордовом коврике. А коврик такой колючий!
  Дальше фото в Сочи. Мы с сестрой на фоне клумбы. Мне 3 года, а сестре 18 и она уже без косичек, а с завивкой, тогда называемой " перманент".
  Мне больше нравятся любительские снимки. Следующий именно такой. Опять детство и любимый двор. Я прибежала откуда то и, остановившись, улыбаюсь во весь рот. На мне шубка, вельветовые брючки коричневые, шапочка, доставшаяся от сестры, тоненькие косички с бантиками растрепались. Маленький мальчик, приехавший в гости к соседке, на заднем плане две девочки постарше явно сплетничают, глядя в нашу сторону. И кусочек дома родного, крыльцо, на котором мы много лет играли, представляя, будто это наша квартира.
  Пока сестра с мужем и малышом у нас жили было много хороших фотографий. Это ее муж, Борис, занимался, вообще у него много талантов. Летом на балконе мама заплетает мне косички, а я кривлюсь и смеюсь одновременно — волосинку потянула. Эти бесценные мгновения жизни, детства, счастья, пролетели мгновенно. Сейчас так понимаю маму, называющую детство самой счастливой порой, хотя она рано потеряла родителей и пришлось повзрослеть.
   Опять фото на балконе, его хоть на конкурс посылай, такое удачное! Балкон широкий, не чета нынешним. Стоит раскладушка, а рядом стул. На стуле тарелка с салатом, а я, сидя на раскладушке, довольная поедаю салат. Тогда мы в одних трусиках во дворе гуляли, вот поесть забежала. Уже позирую, подняв вверх вилку. Сколько мне лет? Восемь или девять?
   Опять двор, на фоне дома и клумбы стоит сестра, молодая, с маленьким Сережкой. Улыбаясь, смотрит в объектив, а Сережка с таким восторгом смотрит на нее, подняв голову. На сестре ситцевое платье белое с голубыми цветами, а малыш в трикотажном песочнике, ему года два.
    Тут попадается фото школьное. Новый год, первый класс. Мы не знаем, что нас снимают, поэтому все естественно, как в жизни. Девочки наряжены снежинками , мальчики зайчики. А вот лисичка с настоящей лисьей шкуркой на голове. Это Люба Мушенкова. А две снежинки, одна из которых в носу ковыряет, смотрятся смешной парой. Это Танька и Марина. Одна крупная толстушка, а другая маленькая и худенькая. Зайчиками наряжены длинный Боря, маленький Яшка и Сашка, будущая "звезда" вокальной группы у нас в институте. Вот и волк рядом в маске, красивая девочка ведущая, Инка Меренис со мной на пару стихи читает. Я снегурочкой одета, шапка на самом затылке. Это я боялась, что блестки, приклеенные мамой на шапку, начнут осыпаться и в глаза попадут. Все костюмы тогда сами родители шили, такая морока!  И, конечно, огромная нарядная елка! Праздник!
  Дальше мы с Верочкой во дворе за домом. Сейчас говорят " на заднем дворе", но тогда мы по-другому говорили. Это ее брат снимает. Саша старше лет на пять, ужасно умный, учится на физико- математическом в университете, куда поступил без экзаменов, заняв первое место на университетской олимпиаде. Нам лет по пятнадцать. Во всяком случае на мне сшитое уже мной платье, простой фасон рубашкой, без рукавов и большие карманы. Полоски красные и белые. На Верочке пестрое платье сложного фасона.
   А на следующем снимке сразу понятно, что дисциплина на уроке ботаники просто отсутствует. Фотограф, Вовка, сидя на подоконнике, запечатлел это счастливое и неописуемое безобразие. На переднем плане сидим мы с Толиком, по проходу бродят Мишка с Виталиком, счастливые двоечники. Они оба умные, но беспросветные лентяи. Я их не уважаю. На дальнем фоне сидят два умника— это Олег и Гена, мой будущий муж. Они увлечены чем-то интересным, склонились над столом. Какие это балбесы вечно говорят, что девочкам нравятся хулиганы? И психологами называются. Я считаю любые обобщения сомнительными.
  Много первомайских фотографий. Это уже Яков старается. Стоим молодые и красивые с Клавой и Ленкой, на мне "счастливая" блузка полосатая, много экзаменов сдала в ней благополучно, пока, не подготовившись серьезно, не провалила математику и пришлось пересдавать. Опять первомайская демонстрация, тут прохладнее, в плащах и в кофточках все. Тогда были в моде плащи "болонья", у меня его не было, и сестра нарядила меня в свой серый модный и дорогущий плащ-пыльник из жатого капрона. В таком наша классная руководительница пришла, только у нее был синий. А она, между прочим, была генеральская жена, без детей, с собачонкой и имела домработницу. Не бедная, прямо скажем. Хорошо, что она была не вредная, добрая и не гнобила никого, как могла бы другая, хотя бы за мой плащ.
  Я вообще не помню, чтобы кто-то специально делал гадости, обижал кого то. Может, просто не замечала, сама не завидовала никому. Очень удивилась, когда украли у меня линейку логарифмическую, я потерять не могла, не в моем характере это. Вот и вспомнила пятно на красивой кофточке, поставленное Танькой толстухой, [помните снежинку на новогодней фотке?].
   И вспомнила преподавательницу химии, очень хорошую, я все понимала у нее, но она меня не любила, ставила четверки. Сестру мою помнила, которую тоже не любила. Сестре трудно было— она при всех способностях сменила несколько школ в связи с папиной беспокойной службой. И на экзамене мне эта химичка нервы попортила, но не об этом речь. Вернемся к приятной теме.
   Выпускной вечер, мы со Светланкой готовы, при полном параде, позируем прежде, чем отправиться на "бал". У меня жуткая прическа, которой я была тогда страшно довольна. Первый раз в парикмахерской сделана! Так залили волосы лаком, что мама мне на следующий день с трудом расчесала. Впрочем, красивое новое платье, только что сшитое моими руками, тоже залили лаком, совершенно испортив его. А Светланка молодец, просто с завитыми, как всегда, волосами и в удобных "лодочках", а я на жутких "шпильках", но настроение приподнятое и они совсем не мешали мне. И танцевали, и по набережной гуляли. Неужели пешком шли туда и обратно? Далеко!
  В этих же туфлях на "шпильках" через 2 месяца еле дошла до института, довольно близко расположенного. А буквально через месяц такие каблуки и острые носы туфель вышли как-то резко из моды. А цены на новые туфли кусаются! Но ничего не жалела мама для своих детей, на себе экономила, а нам все получше. Вообще у нее "пунктик" был насчет одежды. Впрочем, чему еще могли мы порадоваться?  Ни поездки, ни автомобили, ни мебель, ни рестораны практически не доступны были в силу разных причин, вот и наряжались, как могли.
  Теперь время для других фото. Институтские. Их значительно меньше. Мы втроем - Нина, Валя и я у Вали на огороде, полностью заросшем лопухами. Пытаемся заниматься, но плохо получается, обстановка не располагает и Лиля, Валина сестра, фотографирует нас, развалившихся на солнышке, а вот мы шутливо молим небеса помочь нам сдать экзамены. Сдали, конечно, куда денемся.
  Каникулы в Москве, на Красной площади, на фоне храма Василия Блаженного стоим вчетвером. Светланка, у которой я в гостях, школьная подружка моя, Нина, я и почему-то Сережка Швырев. Это Яшкин однокурсник, а сам Яков в качестве фотографа. Светланка тут самая красивая. Высокая и нарядная. На ней голубое пальто со светлым песцовым воротником, белая шапка, белые сапожки и белая сумочка. Хоть на обложку журнала мод. Но главное каникулы, театры, Москва, мороженое в жуткий холод и настроение замечательное.
   Следующее фото летом. Фотографирует Верочка, встретившая меня с практики. У меня все разъехались, оставив мне кастрюлю холодного постного борща, и теперь каникулы, и мы гуляем на катере по реке, в парке, во дворе. Беззаботные деньки, не так уж их и много.
  А вот в аудитории после лекции, застав нас врасплох только начавших припудривать свои носы, заснял нас однокурсник. Здорово получилось, все хохочем, а не позируем.
   А вот и последнее фото моего уходящего детства. Я дома с папой в лоджии, обнимаю его за плечи. Как мы похожи здесь! Прощай, детство, девичья фамилия и дом родной. »

 Как? По-моему, неплохо - хороший литературный язык, да не в этом дело. Дело а том, что в написанном совершенно не чувствуется никакого душевного надлома, хотя эта женщина и много горя испытала и Достоевского читала. Лёгкий и изящный стиль,  ведь так? А причина этого ещё и в том, что её муж, создав для своей жены максимальный физический и, главное, психологический комфорт, вёл себя как настоящий любящий мужчина. Он до конца её дней служил ей, он жизнь свою отдал во имя счастья жены! Это ничуть не изменившаяся любовь, которую они оба, может быть и немного неожиданно, продолжали ощущать...
  Вот прожили муж с женой вместе лет эдак тридцать, и муж спрашивает жену - «Я тебя люблю?»,а она, не задумываясь, отвечает – «Да».
  Такая вот любовь нравится автору и вызывает у него разные тёплые чувства и восхищение!
  А для людей романтического склада, для мечтателей и созерцателей, я с уважением и приязнью приведу следующее стихотворение:

 С полночным ветром я приду,
 звездой, мерцающей в ночи,
 к твоим ногам я упаду -
 молчи, пожалуйста, молчи.

 Я отведу твою беду,
 волшебным пламенем свечи
 твои несчастья уведу -
 молчи, пожалуйста, молчи.

 Коварным звуком не солги,
 слова, как стаи саранчи,
 тобою стать мне помоги -
 молчи, пожалуйста, молчи.

  Таким вот получился рассказ о любви. Что ж, я внёс  две копейки в тему и тем утешаюсь. Вот думаю, если каждый из нас внесёт в неё (в тему, то есть) пусть даже копейку, то жить станет и легче и интересней?


Рецензии