Мелетий. Послание
«Были и лжепророки в народе,
как и у вас будут лжеучители,
которые введут пагубные ереси
и, отвергаясь искупившего их
Господа, навлекут сами на себя
скорую погибель. И многие
последуют их разврату, и чрез
них путь истины будет в
поношении» (2 Петр. 2, 1-2).
«Кто даст главе моей воду, и очесем моим источник слез: и плачуся день и нощь»— взывает пророк (Иерем. 9, 1). Воистину, православные христиане, «плача достойна суть сия окаянная времена наша, вняже, увы, достигохом» (Кормч., предисл., 2 счета, лист. 3), ибо «греси наши отринуша благая от нас» (Иерем. 5, 24). Множеством грехов наших уподобились мы тому евангельскому сыну, который, получив от своего отца достойную часть имения, ушел «на страну далече» и там расточил имение свое, «живыи блудно». Но этот евангельский блудный сын, впоследствии обратившись к
своему отцу, раскаялся в своих грехах, получил прощение и удостоился получить первую свою одежду и вкусить тельца, нарочито для него закланного. А мы? Мы уподобились этому блудному сыну только тем, что расточили свое имение, полученное нами от Отца небесного, погрязая день от дня в грехах своих все больше и больше. Так можем ли мы, имеем ли право надеяться на милосердие Божие, когда мы не хотим сбросить с себя бремя греховное, раскаяться и исправить жизнь свою, чтобы «ходити достойно звания, внеже звани быхом. Со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию. Тщащеся блюсти единение духа в союзе мира» (Ефес. 4, 13)? Нет, мы не можем и не имеем никакого права надеяться на Божие
милосердие и прощение грехов наших, если не раскаемся и не исправим свою греховную жизнь. Но милосердие Божие настолько для нас необходимо, что без него мы погибнем и душевно и телесно. Взгляните на окружающее нас: что творится повсюду? Ежедневно мы только и слышим об ужасных убийствах и зверских разбоях и грабежах, совершающихся не только под покровом ночной темноты, но и при дневном свете. Избиваются ни в чем не повинные люди руками своих же братий, и не только избиваются, но и убиваются до смерти без всякого к тому повода, лишь вследствие инстинктов проснувшегося в человеке зверя. Действительно люди озверели, забыв страх Божий и утратив все добрые качества, присущие человеку. Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним. Исторгнуты вконец из народного сердца жалость и чувства сострадания к ближнему своему. И вместо этого люди поставили себе целью — достижение своих личных телесных благ, стремясь лишь к удовлетворению своих животных потребностей, не брезгуя для этого самыми бесчестными и бесчеловечными средствами порабощения и насилия. Словом, перед нами налицо полное оскудение и развращение народной души. И, как бы в довершение
всего этого, сам сатана ополчился на христианство всеми силами своего ада. Исконные враги христианства всегда сеяли среди верующего народа свое богохульное учение путем распространения безбожной литературы, появлявшейся и к нам с запада сначала тайно, а потом открыли и явную борьбу с Богом. Стали раздаваться нечестивые, раздирающие христианскую душу, голоса, которые говорят: «Наступило время вымирания богов и царей. Воскресает народ. До сих пор мы свергнули царя земного. Теперь перед нами стоит более трудная задача — свергнуть Царя Небесного». Что может быть посущественнее этого богохульства, что дерзостнее этого богоборства? В глубокой древности, по свидетельству порфироносного псалмопевца, были безумцы, которые говорили: «нет Бога!», но они говорили тогда это только «в сердцы своем». А ныне явились нечестивцы, которые говорят это открыто, в качестве проповедников, пред собранием народа. Эти нечестивцы далеко превзошли древних безумцев; они объявляют (о, ужас!) борьбу Царю Небесному. Осквернение исторических святынь,
храмов и проч. священных предметов христианского почитания стало почти обычным явлением. Люди, получившие, по их мнению, свободу, употребляют ее во зло. Результатом его, вместо свободы, мы видим угнетение и порабощение, превзошедшее все доселе бывшее. Эти люди помышляют о так называемом «социальном рае» на земле и даже заявляют себя его строителями. Но они забыли, или просто не желают знать, что это не в их власти и не их дело, что они этим не только «восхищают недарованная», но и кощунственно посягают на власть, принадлежащую исключительно только Единому
Истинному Богу. О таких беззаконниках и уничижителях Бога еще говорили пророки: «Ибо и тии приемлюще свободу, уничижиша Вышняго, и закон Его презреша, и пути Его оставиша, еще же и праведных Его попраша, и рекоша в сердцы своем: несть Бога». (3 Ездр. 8, 56-58). В своем посягательстве на совесть христиан, мнящие себя властью дошли даже до того, что не только не желают обеспечить населению России свободу веры, но, наоборот, они даже узаконяют гонение на христианство. «Декрет», изданный так называемой советской властью, служит нам в этом доказательством. Конечно, декрет об отделении церкви от государства, по внешности своей, как-будто, идет навстречу началам свободы совести. Он так и озаглавлен: «Декрет о свободе совести». Но когда верующий христианин вникнет в смысл этого декрета, то окажется, что дело
на этот раз идет вовсе не о свободе совести, а о новых гонениях на христианство. Не мир и радость несет русскому народу этот декрет, а тяжкое испытание поруганной народной совести. Сатанинская злоба врагов христианства изрыгается против Закона Божия, который изгоняется декретом изо всех не только государственных и общественных, но даже и частных учебных заведений. Таким образом, преподавание Закона Божия в учебных заведениях уже является преступлением против этого декрета, и сама религия, поэтому, становится своего рода запретным плодом. В корне пресекается даже самая возможность влияния церкви на учащееся молодое поколение. За церковью не признается прав юридического лица. «Никакие религиозные общества, — говорится в декрете, — не имеют права владеть собственностью; все имущества церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием». Это значит, что фактически у церкви может быть в любой момент отнята всякая возможность жизни и деятельности. Церковные здания и церковная утварь передаются, согласно декрета, в распоряжение «местной и центральной государственной власти». Отсюда безграничному кощунству над святыней христианства открыт широкий простор. Под покровом этого декрета, враги христианства, находящиеся в большинстве у кормила государственного корабля, безнаказанно могут совершать какие угодно надругательства над христианством и его святыней. Более тяжкого для Церкви Христовой закона не могли придумать даже самые жестокие враги религии и христианства. Это декрет не о свободе совести, а сатанинское издевательство над верующей душой русского народа.
Люди из подполья разрушили физический организм русского народа, убили его сознание и вот теперь издеваются над его душой. Но пусть знают эти люди, что «Бог поругаем не бывает» (Галат. 6, 7), что «жестоко им есть противу рожну прати» (Деян. 9, 5) и что «вступающие в борьбу с Богом, никогда не могут остаться победителями» (Бесед. Златоуста на разные случаи, т. 1, стр. 339). Но все это, повторяю, попущено Богом за грехи и беззакония наша. «Того ради, — говорит пророк, — беды многи и нищеты сотворятся тем, иже обитают век напоследок, понеже во мнозей гордыни ходиша» (3 Ездр. 8, 50).
Все это преисполняет меня глубокою скорбию и вынуждает обратиться к вам, православные христиане, с мольбою о принесении вместе с нами покаяния пред Богом: и об исправлении своей греховной жизни на жизнь добродетельную для того, чтобы умилостивить Царя Небесного, помощию и поспешением Которого мы только и можем достигнуть мира церквам Божиим и ослабления дальнейшей злобы воинствующих сил атеизма против Истинного Бога и Его святых заветов. Всем, посягнувшим на Бога и разрушителям Его домостроительства, уже вынесен суд Божий, который они испытывают, но не сознают, что это именно есть суд Божий. Он прежде всего выражается в постигших нашу Родину страшных бедствиях, как то: в безначалии, братоубийственной междоусобной войне, голоде, различных исходящих отсюда болезнях и других многих бедствиях, которые еще, может быть, нас ожидают впереди. Суд Божий Его хулителям выражен был еще чрез пророков: «Накажет тебя, — говорит пророк Иеремия, — нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; и так познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего, и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф» (Иерем. 2, 19). Св.Апостолы, проповедники Истинного Бога, ограждая свою святую проповедь, изрекли следующий суд на всех богоотступников: «Но и аще мы или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» (Галат. 1, 8). И в другом месте апостольского учения сказано: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам... поступают, как враги креста Христова; их конец погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме: они мыслят о земном» (Филип. 3, 18-19).
И так умоляю вас, православные христиане; «Берегитесь лжепророков (Мф. 7,15). «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение» (Лук. 21, 8). «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей» (Филип. 3, 2). Держите высоко символ христианства — св.Крест Христов, — это победное оружие на врагов Христа. Твердо помните слова пророка Исаии, устами которого сам Бог сказал: «Народ и царства, которые не захотят служить Мне, погибнут, и такие народы совершенно истребятся» (60, 12). Боюсь, что окружающая нас разруха повсюду есть уже то, о чем сказал Господь устами пророка. Вместо братства в народе, мы видим вражду и даже взаимное истребление друг друга. Но «если же друг друга угрызаете и снедаете, — говорит учитель языков, — берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Галат. 5, 15). А это, к глубокому нашему прискорбию, уже совершается пред нами.
Ополчимся же, православные христиане, против врагов Божиих, но ополчимся не вещественным оружием, которым наш русский народ, на радость и утешение диавола, истребляет друг друга, а «облецемся во вся оружия Божия, яко возмощи нам стати противу кознем диавольским: яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявше стати. Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира: над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити: и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий» (Ефес. 6, 11-17).
Мы должны защищать веру Божию и св. Церковь, отстаивая ее вплоть до страданий, если бы которые и пришлось нам терпеть. Скажем словами апостола Павла: «Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?» (Рим. 8, 35).
Это слово свое я простираю не только к членам Церкви Христовой — мирским, но и паче к духовным, и их призываю и умоляю проявить свои заботы на поприще духовного делания, так необходимого с их стороны в настоящую грозную минуту переживаемого лукавого времени. Зовите, честнии отцы, духовных чад ваших к раскаянию в своих грехах! Зовите их на великие подвиги, зовите с пламенной ревностью на защиту веры Божией и Его святых заветов от поругания исконных врагов христианства! Зовите их, твердо надеясь, что враги Церкви Христовой будут посрамлены и сокрушатся силою Креста Христова! Объявляйте везде и всюду слова великого светильника Церкви Христовой св. Иоанна Златоустого, который говорит: «вступающие в борьбу с Богом никогда не могут остаться победителями». И как бы врата ада не ополчались на Церковь Христову, но, по неложному слову ее Основателя, они не могут одолеть ее. Молю Господа Бога да утвердит вы, да укрепит на защиту прав св. Церкви, попираемых врагами ее. И благодать Божия да даст вам силу и мужество укрепиться во бранех против нечестивых богоборцев века сего.
Мир и благословение Божие да пребудет со всеми вами, Аминь,
Смиренный Мелетий, архиепископ московский.
ж. «ГОЛОС ЦЕРКВИ». М., 1918. №2 .
Архиепископ Мелетий (Картушин). ПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ 1918 ГОДА.pdf
161 КБ
Свидетельство о публикации №224121101057