Скифы и Амазонки

Скифы и Амазонки

Скифы

Also called: Scyth, Saka, and Sacae
Древними авторами, и современными исследователями саки, наряду с массагетами, считаются восточными ветвями скифских народов.
«В надписях персидского царя Дария скифы называются saka.

Мы — те, об ком шептали в старину,
С невольной дрожью, эллинские мифы:
Народ, взлюбивший буйство и войну,
Сыны Геракла и Эхидны, — скифы.
В.Я.Брюсов

Скифы обитали на территории, простирающейся от Гималаев и Алтая (современный Китай) до Черного моря (современные Грузия и Турция). Упоминания о них встречаются в трудах древнегреческих историков и философов, в том числе у Платона и Геродота. И если у нас есть описание этой удивительной страны, то только благодаря любознательному греку Геродоту, совершившему непродолжительное путешествие по следам похода Дария.

Геродот
стр. 247Книга IV: главы 46-82
Нигде не видно людей столь тупых (я не говорю этого о скифском народе), как в землях Эвксинского Понта, против которых Дарий повел свое войско. В самом деле, мы не можем доказать, чтобы какой-либо народ по ту сторону Понта обладал каким-либо умом, и мы не знаем (не считая скифского народа и Анахарсиса) какого-либо знатного человека, родившегося там. Но скифский народ, который из всех человеческих дел имеет наибольшее значение, сделал самое умное открытие, какое мы знаем; Я не хвалю скифов во всех отношениях, но в этом величайшем деле они задумали так, что никто из нападающих на них не может убежать и никто не может поймать их, если не желает быть найденным. В самом деле, когда у людей нет укрепленных городов или крепостей, но все они домохозяева и конные лучники, живущие не возделыванием земли, а разведением скота и переносом своих жилищ на повозках, то как же они не могут быть непобедимыми и неприступными?
Это изобретение они сделали в стране, которая соответствует их целям и имеет реки, которые являются их союзниками; ибо их страна равнинная, травянистая и хорошо орошаемая, и реки протекают через нее не намного меньше, чем каналы Египта.

 Скифы – это общее название родственных по языку и культуре ираноязычных племен, происхождение которых так до конца и не выяснено. Геродот изложил три объясняющие его легенды. Первая гласит, что некогда у верховного греческого бога Зевса и дочери бога реки Борисфен (Днепр) родился сын по имени Таргитай. У него было трое сыновей – Липоксай, Арпоксай и Колоксай. Однажды с небес на землю упали золотые ярмо, плуг, секира и чаша. Старшие братья пытались взять их, но золото всякий раз загоралось, а когда подошел младший – Колоксай, огонь погас. Расценив это как знамение, ему отдали верховную власть. От братьев произошли разные скифские племена, причем от Колоксая – царские скифы, повелевавшие всеми остальными.
Вторая легенда связывает происхождение скифов с греческим героем Гераклом. От его брака со змееногой женщиной родилось три сына. Покидая супругу, Геракл оставил свой лук и пояс, дав наказ испытать детей, когда они вырастут: натянуть тетиву лука и подпоясоться поясом. Пройти испытание удалось лишь младшему сыну по имени Скиф, который и стал основателем царского рода.
Согласно третьей легенде, прародина скифов находилась в Азии. Там они потерпели поражение в войне с массагетами и вынуждены были уйти на запад. Встретившись с киммерийцами, скифы вытеснили их из северопричерноморских степей и стали полновластными хозяевами этой территории.

Скифы- жители древней области Скифия.
Греки называли скифами всех северных «варваров» (к северу от Чёрного моря) со времён Геродота. Так, константинопольский патриарх Фотий (Первая гомилия на нашествие росов) писал, что росы — «скифский и грубый, и варварский народ». Византийский историк Лев Диакон именовал росов скифами.
В вышедших в 1787 году «Записках касательно российской истории» императрица Екатерина II указывала, что «северные скифы одного языка со славянами».
Русские летописи XVII века считали народы средневековой Руси продолжением народов Великой Скифии.
Современные научные исследования уверенно говорят, что скифы — это предки тюрков, а тюрки — потомки скифов.

 Скифия-,представительная большая часть того, что было известно об истории скифов, была получена из рассказов о них древнегреческого историка Геродота, который посещал их территорию. В наше время эта летопись была расширена главным образом русскими и другими антропологами, проводившими раскопки курганов в таких местах, как Тыва и Казахстан.
Скифов боялись и восхищались ими за их доблесть на войне и, в частности, за их мастерство верховой езды. Они были одними из первых, кто овладел искусством верховой езды, и их подвижность поражала их соседей. Миграция скифов из Азии в конечном итоге привела их на территорию киммерийцев, которые традиционно контролировали Кавказ и равнины к северу от Черного моря. В войне, которая длилась 30 лет, скифы уничтожили киммерийцев и утвердили себя в качестве правителей империи, простирающейся от западной Персии через Сирию и Иудею до границ Египта. Мидяне, правившие Персией, напали на них и изгнали из Анатолии, в конечном итоге оставив им контроль над землями, которые простирались от персидской границы на север через Кубань и на юг России.
Скифы отличались не только своими боевыми способностями, но и сложной культурой, которую они создали. Они создали класс богатых аристократов, которые оставили после себя изысканные могилы, такие как курганы в Долине царей (или королей) недалеко от Аржана, в 40 милях (60 км) от Кызыла, Тыва, наполненные богато обработанными золотыми изделиями, а также бусами из бирюзы, сердолика и янтаря и многими другими ценными предметами. Этот класс вождей, царские скифы, окончательно утвердились в качестве правителей южных русских и крымских территорий. Именно там были найдены самые богатые, древние и многочисленные реликвии скифской цивилизации. Их мощи было достаточно, чтобы отразить вторжение персидского царя Дария I около 513 года до нашей эры.
Во главе царских скифов стоял государь, власть которого передавалась его сыну. В конце концов, примерно во времена Геродота, царская семья вступила в брак с греками. В 339 году правитель Атей был убит в возрасте 90 лет во время сражения с королем Македонии Филиппом II. Община была в конечном итоге разрушена во 2 веке до нашей эры, Палакус был последним правителем, чье имя сохранилось в истории.
Скифская армия состояла из свободных людей, которые не получали ничего, кроме еды и одежды, но могли разделить добычу при предъявлении головы убитого врага. Многие воины носили бронзовые шлемы в греческом стиле и кольчуги. Их основным оружием был лук двойной изогнутости и стрелы в форме трилистника; их мечи были персидского типа. У каждого скифа был по крайней мере один личный скакун, но богатые владели большими табунами лошадей, в основном монгольскими пони. Погребальные обычаи были сложными и предусматривали жертвоприношение членов семьи умершего, включая жену, слуг и некоторое количество лошадей.

Скифы также упоминаемые как понтийские  скифы были древним восточно-иранским конным кочевым народом, мигрировавшим в 9-8 веках до  н.э. из Центральной Азии в Понтийская степь на территории современной Украины и Южной России,  где они сохранялись с 7 века до нашей эры до 3 века до нашей эры.
Искусные в конном бою, скифы заменили агафирсов и киммерийцев в качестве доминирующей силы  в западной Евразийской степи в 8 веке до нашей эры.

 В 7 веке до нашей эры скифы перешли Кавказские горы и часто совершали набеги на Западную Азию вместе с киммерийцами. После изгнания мидянами из Западной Азии, скифы отступили обратно в Понтийскую степь в 6 веке до нашей эры, а затем были завоеваны сарматами в 3-2 веках до нашей эры.  К III веку нашей эры последние остатки скифов были побеждены готами, а к раннему средневековью скифы были ассимилированы и поглощены различными сменявшими друг друга народами, которые  переселились в Понтийскую степь.
После исчезновения скифов авторы античного, средневекового и раннего Нового времени использовали их название для обозначения различных народов степей, не связанных с ними.

Этимология
Название происходит от скифского эндонима [Sku;a] (помощь), что означает букв. «лучники», которое произошло от протоиндоевропейского корня skewd-, что само означает буквально. стрелок, лучник».
Это имя было  похоже на  самоименование савроматов, *Saurumata, что означает «вооруженный метательными дротиками и стрелами».

От этого более раннего термина [Sku;a] была получено древнегреческое название Скутай (;;;;;;), от которого произошло латинское название Scythae, давшее английское название Scythians.
Название «скифы» первоначально использовалось античными авторами для обозначения конкретно иранского народа, проживавшего в Причерноморской степи между реками Дунай и Дон.
В современной археологии термин «скифы» используется в его первоначальном узком значении как название строго для иранского народа, проживавшего в Понтийских и Крымских степях, между реками Дунай и Дон, с VII по III век до нашей эры.
К эллинистическому периоду такие авторы, как Гекатей Милетский,  иногда распространяли название «скифы» без разбора на всех степных кочевников и лесостепное население, проживавшее в Европе и Азии, и использовали его также для обозначения саков Центральной Азии.

Ранние современные ученые, как правило, следовали примеру эллинистических авторов, расширяя название «скифы» до общего универсального термина для различных конных воинско-кочевых культур Евразийской степи периода железного века, после открытия в 1930-х годах в восточных частях евразийской степи предметов, образующих «скифскую триаду», состоящую из отличительного оружия.
конская сбруя и предметы, украшенные в стиле «звериного стиля», которые до этого считались признаками собственно скифов.
Однако такое широкое использование термина «скифский» было подвергнуто критике за то, что оно свалило в одну кучу различные разнородные популяции, принадлежащие к разным культурам, что привело к ряду ошибок в освещении различных военно-кочевых культур Евразийской степи железного века.
Таким образом, узкое использование термина «скиф» для обозначения именно народа, который доминировал в Понтийской степи между 7-м и 3-м веками до нашей эры, предпочитают скитологи, такие как Аскольд Иванчик. Скифов, живших в Понтийских степях, иногда  называют понтийскими скифами.

Современные антропологи предпочитают использовать термин «скифо-сибирские» для обозначения более крупной культурной группы кочевых народов, живущих в евразийских степях и лесных степях,простирающихся от Центральной Европы до границ китайской империи Чжоу, и из которых собственно понтийские скифы были лишь одной из их частей. Эти различные народы имели общее использование
 «скифской триады», то есть отличительного оружия, конской сбруи и искусства «звериного стиля».
Термин «скифо-сибирский», в свою очередь, также подвергался критике, поскольку иногда он используется широко для обозначения всех конных кочевников железного века, включая тех, кто не был частью какого-либо скифа или сака.
Ученые Никола Ди Космо и Анджей Розвадовский предпочитают использовать термин «ранний  кочевник» для широкого обозначения кочевников железного века, занимавшихся верховой ездой.

Сака
В то время как древние персы использовали имя Сака для обозначения всех степных кочевников] и конкретно называли понтийских скифов Sak; tayaiy paradraya; буквально: «саки, живущие за Черным морем»).  Название «сака» используется в современной науке для обозначения иранских кочевников-скотоводов, которые жили в степях Центральной Азии и Восточного Туркестана в 1-м тысячелетии до нашей эры.

Существует два основных источника информации об исторических скифах:
аккадские клинописные тексты из Месопотамии, в которых рассматривается ранняя скифская история с 7 века до нашей эры; и греко-римские источники, охватывающие всю скифскую историю, в первую очередь те, которые были написаны Геродотом Галикарнасским. (Геродот стр. 247Книга IV: главы 46-82).

Доскифский период
Прибытие скифов в Европу было частью более широкого процесса продвижения на запад центрально -азиатских иранских кочевников в Юго-Восточную и Центральную Европу, который длился с 1-го тысячелетия до н.э. до 1-го тысячелетия нашей эры, и в котором также участвовали другие иранские кочевники, такие как киммерийцы, савроматы и сарматы.

Начало степного кочевничества
Само формирование подлинного кочевого скотоводства произошло в начале 1-го тысячелетия до нашей эры в связи с климатическими изменениями, которые привели к тому, что окружающая среда в степях Центральной Азии и Сибири стала более прохладной и сухой, чем раньше. Эти изменения привели к тому, что оседлые смешанные земледельцы бронзового века стали кочевыми скотоводами, так что к 9 веку до н. э. все степные поселения оседлого населения бронзового века исчезли, что привело к развитию мобильности населения и формированию воинских отрядов, необходимых для защиты стад и захвата новых территорий.

Эти климатические условия, в свою очередь, привели к тому, что кочевые группы стали скотоводами, постоянно перегоняя свои стада с одного пастбища на другое в степи, и искать лучшие пастбища на западе, в Предкавказье и лесостепных районах Западной Евразии.
Первая волна кочевого населения, возникшего в частях Центральной Азии, соответствующих восточному Казахстану или Алтае-Саянскому региону,, начиная с 10-го века до н.э. и продолжаясь до 9-8-го веков до н.э, мигрировала на запад в Понтийско-Каспийскую и Паннонскую степи регионов.

Скифы возникли, наряду с ранними саками, в Средней Азии и Сибири в степях, соответствующих либо современному восточному Казахстану, либо Алтае-Саянскому региону, о чем свидетельствует преемственность скифского погребального обряда и типов вооружения с карасукской культурой, а  также происхождение типичных Скифское искусство звериного стиля в Монголо-Сибирском регионе.

Эти различные иранские народы все еще имели значительные общие черты с точки зрения языка и культуры, что было видно по тому, как они разделяли общие мифы, а также стили одежды и украшений, по крайней мере, до 5-го века до нашей эры.
В это время скифы уже были знакомы с качественным ювелирным делом и сложным бронзовым литьем, о чем свидетельствуют золотые изделия, найденные в 8 веке до н.э. в кургане Аржан-1. Наконечники стрел из 1-го кургана Аржанских погребений также позволяют предположить, что типичные стрелы «скифского типа» с гнездами из медного сплава могли возникнуть в этот период.
Вторая волна миграции иранских кочевников соответствовала прибытию ранних скифов из Центральной Азии в Кавказскую степь, которое началось в 9 веке до нашей эры. когда значительное движение кочевых народов Евразийской степи началось после того, как ранние скифы были изгнаны из Центральной Азии либо массагетами, которые были сильным кочевым иранским племенем из Центральной Азии, тесно связанным с ними, либо другим среднеазиатским народом под названием исседоны вытеснение ранних скифов на запад, через реку Аракс и в степи Прикаспия и Предкавказья.
Эта миграция рнних скифов на запад продолжалась до середины 8-го века до н.э.  и археологически соответствовала движению на запад населения, пришедшего из Тувы в Южную Сибирь в конце 9-го века до н.э. и прибывшего в 8-7 веках до н.э. в Европу,
особенно в Предкавказье, куда оно достигло где-то между 750 и 700 годами до н.э. ских кочевников.

Миграция скифов на запад привела их в Прикаспийскую степь, в земли киммерийцев, которые сами возникли в первой волне протоскифских миграций кочевого населения, пришедшего из Средней Азии в Понтийско-Каспийские степные регионы в 10 веке до нашей эры.
Киммерийцы в это время покидали свои родины в Прикаспийской степи и переселялись в Западную Азию:
Поселившись в Предкавказье, скифы стали второй волной степных кочевников, которые
распространились оттуда на юг, следуя по западному побережью Каспийского моря и обходя авказские горы на восток через Каспийские ворота, подобно тому, как сарматы, аланы и гунны позжевторглись в Аршакидскую Парфянскую Парфянину и Сасанидские персидские империи, причем скифы впервые прибыли в Закавказье около 700 г. до н.э., после чего они впоследствии стали активными в Западной Азии. Тем не менее, эта скифская экспансия в Западную Азию никогда не теряла контакта с ядром скифского царства, расположенного в Предкавказской степи, и была лишь его продолжением, как и одновременно происходившая на запад скифская экспансия в Понтийскую степь.

Используя Понтийскую степь в качестве своей базы, примерно с 700 г. до н.э. скифы часто совершали набеги на Центральную и Юго-Восточную Европу, из-за чего около 700 г. до н.э. в Центральной Европе  начали появляться оружие и конное снаряжение из степей.
Скифская культура и искусство приняли свою окончательную форму, чтобы служить интересам скифской аристократии, которая устанавливала свою гегемонию в Западной Азии в период с 650 по 600 гг. до н.э., ] когда она впитала в себя различные элементы Западной Азии;  Скифская одежда и доспехи этого времени, а также артефакты, мотивы, стиль и техника погребального инвентаря, используемого в курганах основной территории Скифского царства в Предкавказье, отражают сильное влияние Западной Азии и Иранского нагорья на скифскую культуру в этот период.

Под влиянием Западной Азии скифские правители начали подражать западноазиатским царям Новоассирийской империи, Урарту и Мидии, и они начали использовать предметы роскоши в качестве маркеров статуса: Скифы особенно извлекли значительную выгоду в этом отношении из своей деятельности в Западной Азии, где они получали добычу, приобретенную в качестве дипломатических подарков или в качестве добычи, и которые они использовали для повышения своего статуса на основной территории своего королевства в Предкавказской степи. Таким образом, ассирийские и урартские погребальные принадлежности в Предкавказских скифских курганах отражали привнесение культурных элементов из Западной Азии на юг.
Таким образом, в этот период большое количество товаров, особенно предметов роскоши, поступало из Западной Азии на скифские основные территории в степи, которые были изготовлены западноазиатскими ремесленниками для скифских покровителей[ и свидетельствовали о роли Кавказских гор как пористой границы, через которую скифы могли получать желанные товары от народов Западной Азии.  Примеры этих товаров включают ножны для меча, накладку для топора, пару золотых чаш, серебряное зеркало, все западноазиатского происхождения и найденные в одном из курганов Келермес и кургане Мельхунив [ук], а также украшения ассирийского производства, такие как спиральные серьги, диадемы, украшенные розетками, и другие предметы, украшенные штамповкой. грануляция и филигрань.

 скифы впитали в себя западноазиатские вкусы и обычаи. Их материальная культура впитывала западно--азиатские элементы, так и их искусство впитывало западноазиатские художественные способы их представления что видно по тому, как некоторые предметы роскоши, доступные скифским аристократам, сочетали в себе исконно скифские мотивы с западно0азиатскими, например, через смешение западноазиатских и кочевых зверей и изображения Древа Жизни на скифских золотых ножнах мечей.
Эти предметы роскоши были изготовлены западноазиатскими ремесленниками для скифских правителей[, а золотые накладки двух мечей и топора из Келермеса и Мельгунова подразумевают, что скифы в то время находились под сильным урартским художественным влиянием или что урартские мастера изготавливали изделия из металла для скифских покровителей.  Детали скифских колесниц, ритуальные наряды для лошадей, чаши, столлы, элементы одежды, личные украшения, такие как диадемы и серьги, были заимствованы у жителей Западной Азии через посредство западноазиатских мастеров, которые, возможно, сопровождали скифов обратно на их центральную территорию в Предкавказье, где их мастерство высоко ценилось.
Кроме того, только когда скифы проникли в Западную Азию, они познакомились с выплавкой и ковкой железа, до чего они все еще были обществом бронзового века до конца 8-го века до нашей эры. [207] Некоторые западноазиатские кузнецы могли сопровождать скифов во время их отступления на север и быть нанятыми скифскими царями.  Скифы также заимствовали у жителей Западной Азии использование боевых колесниц] и чешуйчатых доспехов, а сами скифские воины получили железное оружие и военный опыт во время своего пребывания в Западной Азии.

Конское снаряжение ассирийского и урартского стиля, найденное в скифских курганах этого времени также свидетельствует о завозе западноазиатских лошадей в Предкавказье в период скифского присутствия в Западной Азии.

В скифской религии богиня Артимпаша и Змееногая Богиня находились под значительным влиянием  месопотамской и сиро-ханаанской религий и, соответственно, впитали в себя элементы Аштарта-Иштар-Афродиты для Артимпаши и Аттаратта-Деркето для Змееногой Богини.  Детали скифской колесницы этого периода украшались изображениями богини Иштар, стилизованными под новоассирийские рельефы.
Отражая влияние Западной Азии на скифскую религию, храм огня был построен рядом с первым курганом Красного Знамья в соответствии с правилами мидийских храмов огня, что позволяет предположить, что мидийские строители могли переселиться в Предкавказье для его строительства.

Скифское завоевание Мидии, в свою очередь, положило начало почти 30-летнему периоду скифской гегемонии в Западной Азии, который греко-римские авторы позже назвали «скифским господством над Верхней Азией» и в течение которого Скифское царство господствовало не только в Траускавказе и Маннае, но вскоре распространило свое господство также на Урарту и Анатолию.  с различными
государствами в этих регионах, такими как Маннай, Урарту и Мидия, продолжающими существовать под сюзеренитетом Скифского царства и вынужденными платить ему дань.

См. Скифы в Элладе
http://proza.ru/2023/06/25/924

Амазонки и скифы

К началу 90-х захоронения женщин-воинов были обнаружены по всей территории Скифии.
По отношению к общему числу скифских погребений с оружием могилы женщин-воительниц составляют четвертую часть. А это значит, что каждым четвертым воином у скифов Северного Причерноморья была женщина
Скифские женщины были воинственны от природы или были вынуждены воспитывать в себе это качество, чтобы выжить? Легенда стоит за первое. Наука – за второе. У кочевых племён военные набеги были основным промыслом. Когда мужчины уходили в поход, женщины должны были охранять имущество и скот. Не обученные военному ремеслу, они стали бы лёгкой добычей для противника, который вздумал бы напасть на них в чистом поле. Даже когда мирное население (если это определение в принципе применимо к скифам) укрывалось на ближайшем городище, то и это укрепление надо было кому-то защищать.
Адриенна Майор, историк античной науки из Стэнфордского университета, открыла это племя женщин-воительниц заново. В своей книге «Амазонки: Жизни и легенды женщин-воительниц древнего мира» ) она анализирует археологические и литературные сведения о мифических амазонках и называет всадниц и лучниц Скифии и Сарматии реальными, историческими амазонками. Жестокие женщины-воительницы долгое время считались плодом воображения древних греков. Однако Майор удалось найти доказательства существования этих женщин.
Собранные Майор данные указывают, что скифские женщины в самом деле были намного свободнее их греческих современниц. В этом древнем обществе девушка могла стать охотницей, художницей, бардом, садовницей, воительницей, героиней или путешественницей. По крайней мере на это указывают имена: исследовательница обнаружила множество имен амазонок на греческих вазах, очень популярной в то время форме искусства. Вот всего несколько из них:
Алкайя — могущественная
Хэвкея — героиня
Эвриала — странствующая
Молпадия — смерть или божественная песнь
Хаса — возглавляющая совет
Ожидания родителей, давших девочкам имена, очевидны: они хотели, чтобы их дочери путешествовали, вели за собой других и были госпожами своей судьбы. Исходя из фактов,
 которыми мы располагаем сегодня, такие качества, как пассивность, скромность и красота, не были в почете среди женщин из кочевых и полукочевых племен, населявших степи Скифии.
Как рассказывает Майор, древние греки приписывали изобретение брюк женщинам-варварам на востоке.
Кажется правдой, ведь большую часть жизни проводили они верхом на лошади. Многие амазонки, изображённые в греческом искусстве, носят узорчатые брюки, туники и высокие шапкЭти народы не оставили после себя письменных источников, но предметы их материальной культуры и сведения, которые удалось почерпнуть из письменных источников других культур, все же позволяют составить приблизительное представление о жизни скифских женщин-воительниц.
Древнегреческие комментаторы единогласно заявляют, что амазонки и скифские женщины имели немыслимую для греческих женщин сексуальную свободу.
«Колчан, висящий снаружи женской повозки, означал, что его обладательница сейчас занимается сексом», — говорит Майор. В кавказских нартских сагах, добавляет она, «копье, вонзенное в землю перед жилищем женщины, означало, что у нее гость».

Если верить Геродоту, первая встреча амазонок и скифов закончилась кровопролитием.  Но в дальнейшем, они смогли мирно сосуществовать, и даже «породили» сарматов…
Геродот описывает знакомство скифов с амазонками, их дальнейшие отношения, и появление от них сарматов Что пишет про скифов и амазонок Геродот?
«Эллины вели войну с амазонками. После победоносного сражения при Фермодонте эллины возвращались домой на трех кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулем, парусами и веслами.
После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали, наконец, к Кремнам на озере Меотида. Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю.
Скифы не могли понять, в чем дело, так как язык, одеяние и племя амазонок были им незнакомы. И скифы недоумевали, откуда амазонки явились, и, приняв их за молодых мужчин, вступили с ними в схватку. После битвы несколько трупов попало в руки скифов и таким образом те поняли, что это женщины.
Тогда скифы решили на совете больше совсем не убивать женщин, а послать к ним приблизительно столько молодых людей, сколько было амазонок. Юношам нужно было разбить стан поблизости от амазонок и делать все, что будут делать те; если амазонки начнут их преследовать, то они не должны вступать в бой, а бежать. Когда же преследование кончится, то юноши должны опять приблизиться и вновь разбить стан. Скифы решили так, потому что желали иметь детей от амазонок.
Отправленные скифами юноши принялись выполнять эти приказания. Лишь только женщины заметили, что юноши пришли без всяких враждебных намерений, они оставили их в покое. Со дня на день оба стана все больше приближались один к другому. У юношей, как и у амазонок, не было ничего, кроме оружия и коней, и они вели одинаковый с ними образ жизни, занимаясь охотой и разбоем.
В полдень амазонки делали вот что: они расходились поодиночке или по двое, чтобы в стороне отправлять естественные потребности. Скифы, приметив это, начали поступать так же. И когда кто-нибудь из юношей заставал амазонку одну, женщина не прогоняла юношу, но позволяла вступить с ней в сношение.
Разговаривать между собой, конечно, они не могли, так как не понимали друг друга. Движением руки амазонка указывала юноше, что он может на следующий день прийти на то же место и привести товарища, знаком объясняя, что их будет также двое и она явится с подругой. Юноша возвратился и рассказал об этом остальным. На следующий день этот юноша явился на то же место вместе с товарищем и застал там уже ожидающих его двух амазонок. Когда прочие юноши узнали об этом, они укротили и остальных амазонок.
После этого оба стана объединились и жили вместе, причем каждый получил в жены ту женщину, с которой он впервые сошелся. Мужья, однако, не могли выучиться языку своих жен, тогда как жены усвоили язык мужей. Когда, наконец, они стали понимать друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: «У нас есть родители, есть и имущество. Мы не можем больше вести такую жизнь и поэтому хотим возвратиться к своим и снова жить с нашим народом. Вы одни будете нашими женами и других у нас не будет».
На это амазонки ответили так: «Мы не можем жить с вашими женщинами. Ведь обычаи у нас не такие, как у них: мы стреляем из лука, метаем дротики и скачем верхом на конях; напротив, к женской работе мы не привыкли. Ваши же женщины не занимаются ничем из упомянутого, они выполняют женскую работу, оставаясь в своих кибитках, не охотятся и вообще никуда не выходят. Поэтому-то мы не сможем с ними поладить. Если вы хотите, чтобы мы были вашими женами и желаете показать себя честными, то отправляйтесь к вашим родителям и получите вашу долю наследства. Когда вы возвратитесь, давайте будем жить сами по себе».
Юноши послушались жен и так и поступили: они возвратились к амазонкам, получив свою долю наследства. Тогда женщины сказали им: «Мы в ужасе от мысли, что нам придется жить в этой стране: ведь ради нас вы лишились ваших отцов, и мы причинили великое зло вашей стране. Но так как вы хотите взять нас в жены, то давайте вместе сделаем так: выселимся из этой страны и будем жить за рекой Танаисом».
Юноши согласились и на это. Они переправились через Танаис и затем три дня шли на восток от Танаиса и три дня на север от озера Меотида. Прибыв в местность, где обитают и поныне, они поселились там. С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами.
Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно, так как амазонки плохо усвоили этот язык.


Реку в Южной Америке назвали в честь воительниц не случайно.
В 1542 году отряд конкистадора Франсиско де Орельяна якобы увидел легендарных амазонок, с которыми вступил в бой. Это были либо индейские женщины, сражавшиеся рядом с мужчинами, либо индейцы-мужчины, носившие длинные волосы, которых завоеватели ошибочно приняли за женщин[ Изначально конкистадор хотел назвать реку своим именем, но после этой стычки он остановился на варианте «Амазонка».

См. Скифы в Элладе
http://proza.ru/2023/06/25/924

Золото скифов
http://proza.ru/2024/12/12/1784





.


Рецензии