БАБА ЯГА
Героиня русских сказок, живет в глухом лесу, вдали от людей, в избушке на курьих ножках. Передвигается на большие расстояния, летая по воздуху в ступе, след заметает помелом. В помощниках по грабежам гуси-лебеди. Характер неуживчивый, скандальный и пакостный, питается маленькими детьми, зажаренными в русской печи. Получает удовольствие от дурных поступков людей, которые случайно встречаются у неё на пути. Поэтому учит их, что нужно сделать и как обмануть того, к кому незваный гость направляется, чтобы украсть коня, девицу или волшебный предмет. Сама участия не принимает, только стравливает соперников, побуждая их на подлости, обвиняется в разжигании войн.
Для начала попробуем разобраться с этимологией имени бабы Яги.
В словарях:
баба-яга — (ведьма). Искон. Сращение баба «старуха» и яга «злая». Как показывают родственные лит. ;ngti «притеснять, мучить», англосакс. inca «боль», яга буквально — «злая женщина, мучительница, причиняющая боль». Этимологический словарь Шанского
Баба-яга — Бабы-яги (сказочный персонаж) и баба-яга, бабы-яги (безобразная злая старуха) Орфографический словарь Лопатина
баба-яга — В народных сказках: безобразная старуха-колдунья, передвигающаяся в ступе и заметающая след помелом (хозяйка леса, повелительница его обитателей, вещая старуха, страж входа в царство Смерти... Толковый словарь Кузнецова
баба-яга — баба-яга ж. разг. 1. Злая сварливая женщина. 2. Страшная, безобразная женщина. Толковый словарь Ефремовой
БАБА-ЯГА — персонаж русских народных сказок. Обычно выступает в качестве враждебной человеку силы, реже — помощницы героя. Большой энциклопедический словарь
Никаких внешних очевидных женских признаков у бабы Яги не наблюдается. Её пол определили по приставке Баба к имени Яга.
Часто этнографы и любители древней славянской культуры, целиком изучаемой по фольклору, ссылаются на санскрит, забывая при этом, что БАБА на санскрите имеет совсем другой смысл.
В санскрите «baba» (;;;;) означает «отец», «мудрый старец». Это слово пронизано уважением к старшим, к их жизненному опыту и мудрости, накопленной за долгие годы. В некоторых штатах Индии «baba» также используется для обозначения «дедушки», подчеркивая важность семейных ценностей и уважения к предкам.
Слово «баба» на санскрите имеет глубокие корни и богатую историю, отражающую древние представления о мудрости, родоначальнике и отцовстве.
Баба – это архетип мужского начала, олицетворяющий силу, защиту, мудрость, и передачу традиций. Он является хранителем знаний, духовным наставником, и источником мудрости для всех членов семьи.
В индийской культуре и сегодня «баба» – это не просто слово, а образ, символ уважения, силы, и духовности.
Он вдохновляет на добро, на мудрость, и на уважение к старшим.
О родстве и близости русской и индийских культур, и об объединяющем их в прошлом санскрите, оставившим заметный след, как в индийской, так и в русской культурах, много и интересно рассказывала С.Жарникова. Поэтому, мы санскритом и воспользуемся.
Итак, БАБА - это взрослый мужчина, кое-где уже старик, ну так это сиюминутное впечатление от того момента, в какой период жизни его видели, кто-то зрелым, а кто-то уже немолодым, по понятиям того времени.
Внешний вид летающего в ступе Бабы вводил в ступор любого человека, повстречавшего его на своём пути, необычным видом, сильно потрёпанной и местами разорванной до лохмотьев одеждой, растрепанными седыми космами, не позволяющими сразу понять - мужчина это или женщина. Вспомнилось мне, как описывает Плюшкина Н.В.Гоголь в поэме "Мёртвые души".
«Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее очень на женский капот; на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы; только один голос показался ему несколько сиплым для женщины. “Ой, баба!” подумал он про себя и тут же прибавил: “Ой, нет!” “Конечно, баба!” наконец сказал он, рассмотрев попристальнее… По висевшим у ней за поясом ключам и по тому, что она бранила мужика довольно поносными словами, Чичиков заключил, что это, верно, ключница…».
«Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница, по крайней мере, не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей».
Одна нога у Бабы Яги костяная. Будем смотреть с позиции сегодняшнего дня, взамен целой живой ноги, или её части, укороченности в следствии родовой или в жизни полученной травмы, вообщем у Бабы Яги вместо одной ноги протез. На картинах средневековых европейских мастеров это не редкость. Но чаще у простолюдинов. Привязанная деревяшка вместо потерянной на войне ноги.
Летает он в ступе. Можете представить ступку на своей кухне, многочисленные перевёрнутые ступы в буддийских храмах или летающий пепелац, он же "гадюшник на колёсиках в фильме "Кин-дза-дза", а можете, как на картине Хуана Фландского "Вознесение Господне" XVв из музея Прадо. Меня больше всего устраивает последний вариант.
В избушке у БАБЫ Яги есть тайник, в котором прятаны разные вещи, дающие могущество любому, в чьи руки они попадут: волшебный клубочек, указывающий путь (навигатор), ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, а также меч-кладенец, которым можно поразить любого врага. Сидя в избушке, Яга следит за местностью при помощи шпионов — гусей-лебедей, аналога современных дронов. Звено боевых гусей - помощники по сбору информации в окружающем мире и в похищении маленьких детей Яге на обед. Их грузоподьёмность невелика, поэтому воруют только лёгких маленьких детей. Гусь вороватый летает тихо. На похищение детей гуси всегда летают сразу всем составом в количестве семи голов. В иконописи нарисованы, как крылатые ангелы. Не архангелы, те с оружием, а эти только шипеть, да щипаться могут, видимо, несильный удар током и обездвиженного ребенка на сковородку к Бабе Людоведу.
Свои спрятанные сокровища Баба даёт только тому, кто идёт в царство Кощея, чтобы чужими руками ему напакостить. Но Кощей-то всё равно бессмертный, как и она, вот и бодаются друг с другом.
Есть у БАБЫ Яги и три помощника - всадника: на белом коне, на красном и на чёрном. Как всадники Апокалипсиса, а она сама на крылатом коне, на четвертом. Остальные-то по земле перемещаются, Кощей только летает, да Змей Горынычи, но им летательное средство не нужно, у них свои, пусть пристёгнутые, но крылья.
Жил(а) Баба Яга в избушке на курьих ножках. Ну, куриные ножки, элемент, скорее, из страшных сказок. Курная деревенская изба отапливалась печью, не имеющей трубы на крыше, а только отверстия в стенах для выхода дыма. Если говорят: курится вулкан, значит, поднимается из кратера в небо дым от огня в глубине вулкана. Курящие люди тоже не куриную лапку держат во рту, а дымящуюся папиросу. Значит, и избушка Бабы Яги стоит на курящихся столбиках, что-то вроде ракеты c соплами снизу, готовой стартануть в любую минуту. На ней, наверное, можно за тридевять земель слетать, а для коротких поездок и ступы достаточно. Летит в ступе, помелом след заметает.
Помело (ометалочка) — пук мочала, тряпья, ветоши, хвороста или связка прутьев, насаженные на палку (помелище), инструмент предназначенный для обметания печного пода от угля и золы. То есть, ступа Бабы Яги летает на топливе, оставляющем за собой след из сажи и золы. Вот, в точности, как на картине Хуана Фландского "Вознесение Господне". Весь камень, на котором стоял босой Христос, в саже и копоти, только чистые следочки остались там, где он стоял.
Отсюда мораль, нет, мораль у Алисы Кэррола, у меня вывод: ступа практически по земле ползает, пестиком отталкивается. Как на воздушной подушке. низенько, и сажу, да копоть за собой оставляет, которые сразу помелом разметаются, чтобы нельзя было Бабу по следу найти.
Ещё не видя гостя, который к Бабе Яге пожаловал, она ворчит: "Фу-фу-фу! Русским духом пахнет!". Сразу отметаю все мысли на тему сакральности, колдовства, ритуального омовения перед путешествием на тот свет. Не будем искать сложности и тайны там, где их нет. Всё достаточно просто и технично или техногенно. Какой дух может идти от человека, живущего в курной избе и проделавшего пешком длинную дорогу в одной несменяемой одежде? Обидно, что дух этот в сказках связан только с русскими людьми, разрушая миф о культе чистоты в русском народе, придумавшем русскую парную баню. К сожалению, бани были не везде и не у всех. Отсюда вывод: скорее всего, человек пожаловал из тех мест, в которых люди в печи моются или стоя на соломе в хлеву рядом с коровой. Те ещё запахи по соседству!
Можно поставить точку на описании страшной героини русских народных сказок, которая накрепко срослась с любимым кинообразом бабы Яги в исполнении неподражаемого Георгия Милляра.
Теперь к моей любимой теме средневековой Бургундии, создавшей самую чёрную форму монархии под сенью католической церкви. Физически нездоровый человек, инвалид с рождения, которому под короткую ногу сделали подставочку, крепящуюся к ноге. Видимо, подставочка была выточена из крепкой кости крупного животного, раз у Бабы нога костяная, а не деревянная, что и породило современные мифы о Яге-сталкере, как проводнице в мир мертвых. Во всяком случае, какой-то неизвестный средневековый мастер нарисовал эту подставочку. Картина теперь относится к смесоипостасным иконам, запрещенным церковью. Вот как бывает: нарисовали художники, как просили, а попы сказали: нет, так больше не надо, теперь у нас каноны, все изображённые должны быть красивые и здоровые. Вроде, как евангельские события по нашей придуманной древней истории, происходили во времена древнего Рима, а римляне говорили: в здоровом теле - здоровый дух. А, если Главный, который на облаке живёт, инвалид, получается, и дух у него нездоровый.
С тех пор образы на иконах безупречно красивые и стройные.
Другие картины с изображением хромого сына бургундского герцога Филиппа Доброго с ногой на костяной подставочке были уничтожены, но изображений хромого бога-тыря, опирающегося на ствол дерева, на стоящего рядом товарища, на женщину, очень много. Чаще всего его рисовали сидящим, называя разными именами: Адам, Гефест, Вулкан и пр. Вся эпоха Возрождения - это прославление сына бургундского герцога, в руки которого попал летательный аппарат и смертоносное оружие, которым он города до основания выжигал, плотины рушил, устраивая "всемирный" потоп для каждого отдельного города, если жители не желали принимать его в качестве главного и единственного Бога, чьи приказы нужно было исполнять неукоснительно и покорно. Он нёс им новый Ordnung. Он не просто тот, кого нужно безусловно любить, но и бояться, он всемОгущий, он Йог, по-русски Яга или Йога.
Он же Иего;ва (Ягова) — традиционное произношение имени Бога в христианской культуре. У Шекспира в "Отелло" герой, олицетворяющий зло, носит имя Яго. А ещё, Иего-ВА. Яго - хозяин воды. Воды, непрерывно создаваемой Матерью-Природой на пользу всему живому бесплатно. Баба Яга - разрушитель объектов энергетической системы во всё мире.
Самое печальное в том, что этот Баба прилетел и в Россию. Оставив печальный след в виде былых пожарищ на территории Сибири и в средней полосе, где в середине XIX века нет густых, дремучих, непроходимых лесов, что на всех известных фотографиях Прокудина-Горского. Только-только зарождается лесок, перемежаясь с кустарником. Посмотрите на горельефы в Донском монастыре в Москве. Увидите, как священник показывает на что-то в небе и люди смертельно напуганы увиденным. Ясно, что это не причудливая форма облака или грозовая туча, а что-то конкретное, осязаемое и страшное своими действиями.
Пушкин тоже вскользь упомянул эту летающую персону, грозящую гоям внизу горящей серой с неба.
Но между тем какой позор
Являет Киев осажденный?
Там, устремив на нивы взор,
Народ, уныньем пораженный,
Стоит на башнях и стенах
И в страхе ждет небесной казни;
Стенанья робкие в домах,
На стогнах тишина боязни;
"Руслан и Людмила"
Йог-гой, сюда же выражение Гермеса Трисмегиста: что наверху, то и внизу. Зеркальное отражение дает противоположный смысл предмету. Все известные исторические, мифологические и сказочные линии придуманы специально, и берут своё начало в Бургундии XV века, даже, если созданы на век или три позже. Всего лишь новая веточка на общем дереве.
Откуда большинство из нас узнали о Бабе Яге? Из русских-народных сказок.
Первым собирателем русских народных сказок принято считать Александра Николаевича Афанасьев. Он их объединил в сборник «Народные русские сказки», который вышел в 1855 году, в который вошло более 600 сказок из разных уголков России. Есть ещё более ранние сказки Чулкова, был ещё Владимир Даль - создатель словаря великорусского языка, весьма познавательный труд. Это не столько словарь, сколько намерение формирования нового мировоззрения по заказу монархии, как и все вышеперечисленные. У них там братья Гримм, а у нас свои есть.
Екатерина II амбициозная дама, главной целью которой было создание своего образа в глазах всего мирового сообщества, как Великой и просвещённой императрицы, равной по масштабу личности самого Петра Великого. А других великих не должно быть, претендентов устранить, особо ретивых выслать в Москву или куда подале. Сама в ореоле славы, народ сыт, ею доволен, смотрите, какие сказки сочиняет. Потомки, кроме неблагодарного сына Павла Петровича, идею поддержали, впоследствии лакируя и неутомимо добавляя блеску в образ Великой монархини.
Ну, а для нас баба Яга, всего лишь, вредная, но давно пропавшая в прошлом, ведьма из сказочного леса, в котором главный хозяин всё-таки наш Леший, который из жалости к убогой одинокой старушонке, позволил ей поселиться в самом непрестижном уголке, в буреломе. Вот вечная наша беда - жалость к каликам перехожим, от которых всегда одни напасти. Люди, будем бдительны!
фото из интернета: баба Яга рисунок И.Билибина
Римма Соловьёва
11.12.2024
Свидетельство о публикации №224121101404
Сергей Большой 17.02.2025 13:16 Заявить о нарушении