Арктика

  (ст."Забытые колонисты Арктики.Русскоустьинцы,кто они?",Субъективный путево-дитель,2022) "Среди народов,приехавших на якутский национальный праздник Ысыах, был и такой- русскоустьинцы,они же индигирщики,они же- новгородцы.Предания гласят, что их предки- то ли бояре Великого Новгорода,то ли ушкуйники,бежавшие в 15-16 вв. от московского гнёта и опричнины.Вероятно- в заморские колонии Новгородской рес-публики,возникшие и того раньше.Достоверно первое поселение в дельте Индигирки основал в 1638 г.казак Иван Ребров,но ведь поморы да ушкуйники могли перебраться туда с других полярных берегов? Сами русскоустьинцы делились на "верховских"(Банщиковы), то есть спустившихся по Индигирке.Всех их с начала 19 в.уравняла полная изоляция от России,сохранившая архаичный поморский говор времён Ивана Грозного да старинный фольклор,в котором место немцев и басурман заняли вадулы и чукчи,а "еретик" прев-ратился в упыря.Ещё появился Сендушный- похожий на лешего хожанин тайболы(хозяин тундры)в нартах с волчьей упряжкой, которому оставляли сендухи(дары)и тала(лент-очки на тальник),и другие "стихеи", которых надо было уважать.Индигирщики переняли даже кормление огня,православие же оставалось для них скорее основой этнического самосознания.Не став оленево-дами,русскоустьинцы жили охотой и рыбалкой,привнеся ряд идей: например,они не просто кололи диких оленей на переправах,а загоняли их в воду собаками.У них были зимние плосковерхие избы из тонких серых брёвен плавника и летно- промысло-вые хутора,где ставили урасы,но не конусом,а пирамидой,с иконами в правом и чувалом(камельком)в левом углах.Над домами высились сорочки- деревянные флюгеры-обереги поморских кочей.По праздникам индигирщики сказывали былины про Илью Мур-омца и пели песни про Москву да про матушку-Волгу,совсем позабыв,где такие мес-та.В одежде индигирщиков сплелись русский платок и камалейка(рубаха),чукотские шаровары из кожи оленьих ног и дундук из шкур мехом наружу,якутские шапки мала-хаи,а персчанки(перчатки)из ровдуги девушки дарили парням как знак признания в любви.Много ли осталось у русскоустьинцев живой культуры- не знаю: на материке их представляет в основном фольклорный ансамбль.Женщина во главе их общины на Ысыахе облачена в очень качественный,но очень уж новгородский костюм.Нынешнее Русское Устье основано в 1942 г.,а на старом месте,урочище Станчик,теперь только кладбище у самой северной в России исторической церкви.Говор и предания русск-оустьинцев записывались ещё в позднесоветское время.Вроде бы не забыта кухня- например,тельное(жареные лепёшки из растолченой в желе рыбьей мякоти с начинкой из рыбьих желудков и икры),арча(брикеты из толчёной юколы) или пережар("север-ный кофе"- жареная мука с рыбьим жаром,запаренная горячей водой).Менее известны походчане- старожилы Колымы.К ХХ в.они уже и не считали себя йусскими(такой "на Коиме" бый говой),но и родословную возводили не к новгородцам,а к казакам.Они были схожи в быту у русскоустьинцами,пели андылыцины(юкагирские песни-импрови-зации,но по-русски) и воевали с шелагами(племя чукчей),о чём напоминает воинст-венное название села Походск.Походчане были только частью колымчан,но в отличие от собратьев выше по Колыме,они дождались лингвистов и этнографов."

  (ст."А что за чучело-то жжём,или пара слов о Марене",Языковедьма,2024)
"Изучая фольклорные материалы,можно встретить версии о том,что чучело,сжигаемое на Масленицу- или Марена,якобы богиня зимы и смерти,или некая богиня весны,или просто персонификация самого праздника, или какая-то умирающая и возрождающаяся богиня природы.Судя по отголоскам культа солнца и культа предков,которые до сих пор видны в Масленице,несмотря на все наслоения христианского и светского време-ни, праздник этот весьма древний и,конечно,ещё языческий,а значит,добиться прав-ды о возникновении чучела нам уже не удастся,но зато можно получить большое удо-вольствие от попытки его реконструкции.Во-первых, далеко не всегда чучело было женщиной. По воспоминаниям свидетелей, сохраненным этнографами, оно бывало и мужиком, и дедом, и даже просто бесформенной кучей. Скорее всего, окончательно закрепили за чучелом пол только в советское время, соотнеся его с названием самого праздника,и окончательно окрестив его "чучелом Масленицы".Отсюда логиче-ски мы получили идею о том, что раз мы сжигаем Масленицу, значит Масленица - это зима, которую мы как раз и провожаем. При этом уже тут есть как будто маленькая несостыковочка,потому что Масленица- вроде как,что-то хорошее,по крайне мере ассоциация позитивная,а сжигать нужно,как будто бы, что-то плохое.А может быть, это не несостыковочка,а та двойственность,которая изначально тут и была залож-ена..отложим эту мысль на конец статьи,не забудьте её.Во-вторых, вокруг чучела выстраивались обряды, связанные с плодородием. Мы уже говорили, что чучело это делалось из всякого старья, а горящие головни и пепел от него рассеивали над посадками,чтобы обеспечить плодородие в наступающем году(именно в день весеннего равноденствия начинался у славян Новый Год и,вероятно,этот праздник во многом перекочевал в Масленицу,если не был им изначально).Перед сожжением это огромное чучело,сделанное из соломы и тряпья,возили по улицам деревни или города,что ими-тировало похороны,при этом женщин наряжали мужчинами,в том числе попом и дьяко-ном,а мужчин- женщинами,и некоторые из них изображали плакальщиц.В некоторых регионах женщины привешивали себе что-нибудь типа морковок на определенные места ,а мужчины оголяли то,что у них и так было,превращая это действо в нечто вроде греческих фаллических шествий,свойственных культу плодородия.Кроме того, Маслен-ица была праздником молодожёнов. Люди, формирующие будущие пары или вступающие в браки в это время, как бы встраивались в общую волну установки на плодородие. Плодовитость скота, людей и земли как бы была чем-то единым или взаимовлияющим. Заключение браков было связано и должно было способствовать будущему плодородию полей и животных.Связь эта чувствуется даже в масленичных песнях,например:
На дворе девки возются, возются,
А за ими мальцы гонются, гонются.
А чаго ж вы, мал(и)цы, гонитесь, гонитесь?
А чаго ж вы, дев(ы)ки, возитесь, возитесь?
Уроди, Боже, лен долгий, лен долгий,
А еще должей посконья, посконья.
  Те,кто достиг подходящего возраста,но не вступал в брак,подвергались осужд-ению,поскольку нарушали ежегодную цикличность,препятствуя ей и мировому равнов-есию.Про них пели:
Что ж вы, ребятушки, не женитесь
На кого надеетесь?
  В-третьих,о Масленице пели как о живом существе,например:
..скоро Маслина придёт,
с востока, гостинцы принесёт..
  Но можно ли представить,что чучело персонифицировало некую богиню? Можно ли представить,что народ сжигает собственную богиню? Ведь задача любого языческого обряда- бога или богиню задобрить,но никак не сжечь.Кажется очевидным,что если богиню сжечь,то плодородия вам не видать как собственных ушей.А вот сжечь кого-нибудь ДЛЯ богини- уже совсем другое дело.У некоторых славянских народов чучело, сжигаемое при переходе от холодного к теплому времени года,действительно имело имя: у поляков это Marzana или ;miertka,у словаков Morena или Marmuriena,у чехов Morana или тоже Smrtka,а сам обряд назывался Vyn;;anie Moreny или Vyn;;en; smrti .Но и тут, несмотря на очевидно женский род имени, и у поляков, и у чехов, и у словаков это чучело иногда могло быть мужского пола (тогда его называли Marec, Marek, Smrtak, Dedko или Marzaniok.Учитывая,что у восточных славян название"мас-леница" считается поздним,возникшим уже в христианское время,может быть,и у нас изначально этот праздник был связан с корнем "мар",который приводит нас к Маре, низшему духу из славянской мифологии(от её имени у нас образована "кикимора").И хотя Мара ни у одной группы славян не зафиксирована как полноценная богиня(у за-падных она только чучело,у восточных- призрак),может быть,её образ восходит к какому-то божеству,которое просто не сохранилось в виду скудных данных о славян-ской мифологии?И если это так,то,может быть,чучело, оторое сжигают по весне,- это отголосок воспоминаний о том,что когда-то этой богине приносили настоящую жертву? Свидетельства о жертвах богам у славян имеются,так что открыт вопрос то-лько о конкретике.Вряд ли можно реконструировать имя этой богини, но увидеть в ней некий образ богини-матери,свойственный представлениям многих древних наро-дов,вполне можно.Вероятно,что-то вроде богини-матери- вообще первое божество (или одно из первых),возникающее в умах людей на ранних стадиях развития религи-озной мысли.Может быть,палеолитические венеры- как раз первые попытки изобразить такую богиню.И что важно понять про образ богини-матери,это то,что он максима-льно двойственный.Ведь даже если рассуждать логически,рождение для древнего чел-овека(да даже для наших прапрабабушек ещё,что уж там)не ассоциировалось автома-тически с благом.В родах умирали дети,в родах умирали сами женщины.Богиня,дарую-щая плодородие и жизнь,могла эту жизнь в определенном,и немалом проценте случа-ев,забрать.Он даёт жизнь,она же забирает жизнь,то есть даёт смерть.Богиня-мать - это богиня и жизни,и смерти (вот тут можно вспомнить,что образ Масленицы тракту-ют то как зимний,плохой,то как весенний,хороший- что тоже намекает на его двой-ственность).По мере того, как племена переходили к земледелию, образ богини-матери начинал ассоциироваться с землёй (эти черты приняла на себя, например, богиня Гея у греков, да и наше словосочетание "мать сыра земля" явно отсылает туда же).Образ богини-матери нашёл отражение и в египетской Исиде,и в месопотам-ской Иштар,и в греческой Деметре,и это только те имена,которые у всех на слуху.И далее образ начал распадаться, иногда очень четко на хорошую и плохую сторону этой богини.Например,в индуизме,благодаря идее о возможности нескольких воплощ-ений, сохранилось единство Кали (богини смерти) и Шакти (богиня творения).Может быть, и у нас получилось нечто подобное, например, Мара была богиней смерти,а Мокошь- богиней жизни? Или не Мокошь,а Жива,как у западных славян.Или ещё какая-нибудь не сохранившаяся в анналах дама.Кстати,латышская богиня Мара(Маря)отвеч-ала как раз за плодородие скота, и, как и Лайма, покровительница женщин,родов и молодоженов,иногда смешивалась в народном сознании с Девой Марией,которая сегод-ня является основной наследницей образа богини-матери.Кстати,Лайма была и у лит-овцев,и по их поверьям,приходила к новорожденным вместе с богиней смерти Гильт-иной,чтобы определить их судьбу.И может быть,именно вот такой двойственной боги-не(вероятно,ещё до её распада на составляющие)наши предки приносили жертву в де-нь весеннего равноденствия.Лужичане,кстати,одевали своё чучело в рубаху послед-него умершего в селе человека и подвязывали поясом последней вышедшей замуж нев-есты- два атрибута явно тоже указывают на "двойное гражданство" нашей героини.Ну а по мере отказа от кровавых жертв они заменили человека на символическое жертв-оприношение,чучело,изображающее человека.огда получается,что это действительно был день почитания великой богини жизни и смерти,и для того,чтобы она даровала урожайный год,ей приносили жертву.А не её саму сжигали,как некоторые считают."

  (ст."Этническое наполнение Западной Евразии в древний период- Русь и её окру-жение",История и культура Евразии,2023) "Русь в описании Нестора.Летописец Нес-тор считал Русь одним из славянских ответвлений:«А словеньскый язык и рускый од-но есть,от варяг бо прозвашася русью,а первое беша словене».При этом знал,что сам этноним Русь имеет варяжское происхождение.Фактором, который объединил Русь и славян Нестор считал христианство:«Тем же и словеньску языку учитель есть Павел, от него же языка и мы есмо Русь,тем же и нам Руси учитель есть Павел». Нестор располагает Русь рядом с чудью.Подтверждает это и арабский путешественник Ибрагим ибн Йакуб,который посетил германские земли,Прагу и Мекленбург в 60-е гг. Х в.:«и граничат с Мешкой (поляки,которыми правил Мешко) на востоке рус, и на севере брус (пруссы), — писал ибн Йакуб. — Жилища брус у окружающего моря. и они имеют особый язык,не знают языков соседних им народов: и славятся они храбро-стью: когда приходит к ним войско,то никто из них не ждет,чтобы к нему присоед-инился его товарищ,а выступает,не заботясь ни о ком,и рубит своим мечем,пока не умрет. и производят на них набеги рус на кораблях с запада и на запад от рус— город женщин».Таким образом, если верить Нестору (а не верить ему нет оснований) Русь это отдельное племя славян.Но происходившее из земель варягов.То есть,в политическом отношении являвшееся резидентами государства варягов на Северо-Западе Руси.Русь Изначальная.Нестор приводит точную дату образования Руси:«В лето 6360 (852 г.)..наченшу Михаилу царствовати,нача ся прозывати Руска земля.О семь бо уведахом,яко при семь цари приходиша Русь на Царьград,яко же пишется в летописаньи гречьстем».При этом, Нестор приводит не совсем понятные сведения, приведшие к разночтению.Хотя он знает,что Русь это славянские резиденты варяжск-ого государства однако далее пишет о братьях-основателях Киева- Кие,Щеке и Хор-иве.Хотя никакой Руси в то время в землях полян не было.Этот неясный момент до сих пор учеными не прояснен.Последующие сведения Нестора согласуются с историч-ескими данными:приход хазар,требующих дани захват Киева боярами князя Рюрика Аскольдом и Диром.Таким образом, примерно в 860-х годах славяне-русы по указке варягов захватили земли полян.Так началось образование государства Руси.Русы в истории.Русы начали нападать на ромеев еще в первой половине IX века.В это время они проходили через земли родственных им полян по Днепру.Но с захватом власти их князьями-варягами Русы совершили первое крупное нападение на Константинополь:
«народ неименитый,народ не считаемый[ни за что],народ,поставляемый наряду с раб-ами, неизвестный, но получивший имя со времени похода против нас [...] народ, где-то далеко от нас живущий, варварский, кочующий, гордящийся оружием [... ] так быстро и так грозно нахлынул на наши пределы, как морская волна, не щадя ни человека, ни скота» - так Константинопольский патриарх Фотий описывает первую осаду столицы Византии флотилией росов в 860 г.При этом, в состав русов уже входили и поляне. Это отмечают ромеи, которые писали о принесении в жертву захваченных пленников из числа греческой молодежи. Такие традиции распространены у южных народов, имевших связи с эллинскими традициями принесения человеческих жертв в залог успешного похода.Были среди русов и викинги. Но тут есть одна особенность. Викинги ходили в морские походы на парусных судах. Но плавание по рекам требует гребцов.Большая часть гребцов были славяне-русы.Их немногочисл-енными командирами были викинги.А в дальнем походе приходится считаться с больш-инством.И во время боя все- и викинги,и поляне кричали свое походное имя- Мы Ру-сь!Кроме богатств ромеев викингов интересовали арабских дирхемы. С серебром в Европе было слабо и викинги добывали его или продавая хазарам рабов-славян,или совершая набеги.Так началось противостояние варягов и хазар,закончившееся успеш-ным походом Святослава на Волгу.Дальнейшая политическая история Киевской Руси хорошо известна.Русь как государство стала первым постоянным резидентом Западной Евразии,объединившим местные этносы в единую формацию."
  (ст."Формирование древнерусской народности: Русы",История и культура Евразии, 2024) "В конце VII века в Среднее Поднепровье- исконные земли антов вторглись не званные пришельцы.В археологии их относят к Волынцевской культуре.А историки на-зывают Русы.Русы быстро смешиваются с местными антами, что возможно говорит об их близкой этноязыковой близостью.Самих русов скорее всего сдвинули Хазары, активизировавшиеся в конце VII - начале VIII веков. Причем не всех, в бассейне среднего Дона археологи находят поселения, которые уверенно относят к русам.Русы селились на холмистых берегах рек. Их поселения были небольшими, постройки в них размещались бессистемно. Жили в полуземлянках. При этом, в отличие от антов ямы-хранилища размещали прямо в землянках. Своих умерших кремировали, пепел хранили в закопанных сосудах.Что интересно, примерно 20 % посуды Русов составляли двуручные амфоры греческого производства. То есть, Русы имели активные контакты с ромеями Крыма и Кубани.Русы активно занимались сельским хозяйством, высаживали просо, яровую и озимую пшеницу, рожь, горох, полбу,коноплю.Русы также разводили скот,и есть предположение,что их основным питанием была мясо-молочные продукты. А земледелие было необходимо для того,чтобы иметь фуражное зерно.Основной терр-иторией насельников Волынцевской культуры были Подесенье с бассейном Сейма и ве-рхние и средние течения Сулы,Псла и Ворсклы.Крайние западные волынцевские посел-ения- на правом берегу Днепра в районе Киева и Канева.На юго-востоке русы селил-ись до верхнего течения Северского Донца.Остается спорным вопрос откуда явились Русы.По мнению Седова (на основании которого,и пишу этот материал)русы являлись бывшими насельниками Именьковской культуры.Она,в IV-VII веках располагалась на территории Среднего Поволжья(Самарская область,Татарстан,Мордовия,Чувашия,Ульян-овская область).Основателями Именьковской культуры считаются те же самые Анты, которые после нашествия гуннов ушли в Поволжье.Причем,не все Русы ушли с террит-ории Именьковской культуры.Часть влилась в болгарский этнос в качестве субэтноса Сакалиба(бородачи).Как бы там не было, основными племенными группами в составе Русов были Северяне и Вятичи. Первые, длительное время оставались на своих новых землях, образовав Черниговское и Переяславское княжества, влившись в состав великороссов и малороссов.Вятичи проявили активность и переселялись на Средне-русскую равнину,смешиваясь с местными финно-уграми,составив основу населения Владимирского княжества."
  (ст."Проблема с Русскими Языческими Богами в том,что мы о них ничего не знаем, зато полно выдумок",Гримуар,2022) "С амая большая проблема в том, что о дохристианских языческих богах мы знаем не просто мало, а катастрофически, невероятно мало. Научно подтверждено всего 20 источников, где о Богах всегда говорится вскользь. Многие из этих источников являются спискам (копиями) друг друга, а историчность некоторых поставлена под сомнение.В итоге мы не только не знаем точного пантеона славянских Богов, но и не знаем их функций, кто за что отвечал, нет описаний их деятельности не мифов о них ни фольклора. Мы да же не знаем кто из славянских Богов был верховным: Перун, Род, или Сварог или Ярило. Сейчас у историков преобладает мнение,что Ярило вообще не бог а название праздн-ика.Согласитесь,довольно странно получается,о греческом и римском пантеоне суще-ствовавшем 2000-3000 лет назад мы знаем прекрасно.Про каждого Бога есть множе-ство мифов и историй.А о славянском пантеоне,чьих идолов сбрасывал в реку ещё 1000 лет Князь Владимир,нам известно просто невероятно мало.Это явный признак искажения истории, или же признак того, что никакого Язычества на Руси вообще не существовало. Русь изначально была христианской от сотворения Богом человека.
Нет, низший пантеон духов есть и он прекрасно сохранился в устном творчестве. Даже сейчас в 21 веке вам любой расскажет, кто такой домовой и как его задобрить молочком или конфетами,посадить на тапок при переезде,вспомнит стишок: "Домовой-домовой, поиграй да отдай". Домовые, лешие, кикиморы, водяные, русалки, мары, овинники - сохранились прекрасно а о высших богах ни слова! Вам не кажется это странным?Из памяти народа, всех отдалённых уголков России вычистить языческих богов было бы необычайно трудно. Например эллинские боги, прекрасно пережили христианство и о них ни кто не забыл. Поэтому я и прихожу уже не первый раз к крамольной мысли,что никакого язычества на Руси не было- мы изначально поклоня-лись Единому Богу.Как вы понимаете современное неоязычество это даже не реконс-трукция,это скорее фантазия.Потому что материала на котором можно сделать рекон-струкцию Пантеона или тем более ритуалов- попросту нет.По сути,всё что у на есть это несколько рандомных имён,мельком упомянутых в нескольких источниках.Тех чьё имя встречается только один раз в летописях,по научному,не считают даже за богов .К примеру то,что Перун- Бог Громовержец выводится только из того,что у балтов есть бог Перкунас,управляющий молниями и громом.В славянских источниках связи Перуна и молний нет,есть только слова о покровительстве воинам.То есть вы поним-аете,какая это шаткая конструкция?А например,бог Симаргл,в других источниках упоминается как два бога Сим и Ергл.(Вспоминаем раздвоение личности Толкиенов-ского Смеагорла)За что он или они отвечали,также неясно.Или бог Волос- по версии "Повести временных лет"(1110г.)отвечал за скот.А в "Слове о полку Игореве"(1185 г.)уже упоминается бог Велес,как покровитель поэтов и сказителей.И неясно,один это бог,а если два,то почему их имена схожи до степени смещения?Вывод тут прос-той: отсутствие фактов- тоже факт.А отсутствие информации о восточно-славянских богах говорит либо о глобальном переписывании нашей истории,либо о том что ника-кого язычества не было."
  (ст."Вы могли этого не знать, но Баба-Яга — это не просто злая старуха из русских сказок",Заметики сказкотерапевта,2024) "Она хранит в себе несколько интересных скрытых смыслов:1.Хранительница границы.Баба-Яга живёт на стыке миров — в лесу,где заканчивается человеческое пространство и начинается мир неизвест-ного.Это место перехода,кризиса и перемен.В сказкотерапии её дом символизирует состояние,когда человек находится на пороге изменений и должен сделать решител-ьный шаг. 2.Испытания как уроки.Баба-Яга часто подвергает героя испытаниям,кот-орые кажутся пугающими,но в итоге помогают герою вырасти,обрести силу и мудрость .Она учит нас,что трудности— часть пути к внутреннему росту. 3.Мудрая хранитель-ница женской силы.Баба-Яга — это образ зрелой женщины, хранящей знания о жизни, смерти и переходах. Встреча с ней символизирует принятие внутренней мудрости и собственной силы.4.Символ изменений.Она владеет костяной ногой,что может симво-изировать связь с миром мёртвых и переход через границу старого и нового.В сказ-котерапии это указывает на необходимость отказаться от чего-то устаревшего,что-бы дать место новому в своей жизни. 5.Лес как пространство подсознания.Лес,в котором живёт Баба-Яга,— это символ подсознания,где спрятаны наши страхи,травмы и одновременно ресурсы.Герой,решивший встретиться с Ягой,словно погружается вгл-убь себя,чтобы найти ответы.Таким образом,Баба-Яга— не просто пугающая ведьма, а мощный символ внутренней силы,мудрости и перехода через кризисы.Каждый персонаж несёт в себе множество смыслов и ресурсов.И если вам нравится кто-то из сказок — это не просто так.Стоит лишь чуть глубже взглянуть на любимых(или даже не любим-ых)героев,как вы сможете лучше понять себя,свои эмоции и скрытые смыслы событий, которые происходят в вашей жизни.Например,если вас вдохновляет Золушка,это может означать,что вы стремитесь к преодолению трудностей и верите в силу доброты.Если вам ближе Иван-царевич,возможно,вы находитесь на пути поиска себя или решения сложной задачи.А если Пеппи Длинный Чулок,то скорее всего вы умеете нестандартно мыслить и преодолеваете трудности играючи."
  (ст."Ложная христианизация Руси",Всемирная история,2024) "Изучая вопрос христианизации земель, вошедших в состав Древнерусского государства, мы не можем пройти мимо сказания о путешествии из Синопа в Рим апостола Андрея. Прямо скажу что путь, выбранный Андреем, крайне необычный. Ему зачем-то понадобилось делать крюк через новгородские и киевские земли. Проходя через еще пустынные киевские возвышенности, апостол предрек будущую славу возведенного на этом месте города. Но особое удивление у него вызвал обычай местных жителей мыться в банях.Такова основная суть сказания.Я думаю сейчас уже не найдется историка,который бы отне-сся с доверием к этому сказанию.Зачем Андрею выбирать столь длинный и трудный путь в Рим? К тому времени был хорошо известен прямой путь из Синопа в Рим.Проф. В.В.Болотов в своих лекциях писал что:Путь апостоловъ был путь торговыхъ сноше-нiй..Но следует заметить, что торговые пути того времени не заходили дальше южных земель, носивших название Скифия и Сарматия. Не поддается логическому объяснению и цель самого путешествия. По словам летописца Андрея встретили пустынные, слабо заселенные дикие земли. По этой причине не приходится говорить о проповедях апостола в этих землях.Конечно,мы не можем отрицать проповеди Андр-ея в Синопе и на южном побережье Черного моря. А вот миссионерская деятельность на северных берегах сомнительна.Нельзя исключить раннее проникновение христиан-ства на территорию современной России. Но это лишь территориальное определение. В описываемый период процветали греческие черноморские колонии,среди которых выделялись Херсонес,Пантикапей,Танаис и Ольвия.В эти колонии христианство прони-кло в довольно ранний период.Но в северные земли оно пришло гораздо позже.Если учесть, что летописи писались монахами, то становится ясно, что введением в летопись этого сказания они пытались придать вес христианству. Своими подложными данными монахи стремились показать раннее проникновение христианства на русские земли.А тот факт,что ПВЛ писалась в Киеве,то становится ясна причина написания отрывка о Киевской земле,которой апостол Андрей предрек великое будущее."

  (ст."Известие Ибн Фадлана о купцах "ар-рус",История от историка,2024)
"В средневековой арабской литературе есть замечательное произведение– «Записка» Ахмеда ибн Фадлана(полное имя Ахмед ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид ибн Хамм-ад).21 июня 921 года из Багдада двинулось в далёкий путь посольство халифа аль-Муктадира(908-932 гг.).Оно держало путь на север,в Волжскую Булгарию,занимавшей земли нынешнего Татарстана.Правитель этого тюркского государства,желая освободи-ться от власти Хазарского каганата,искал помощи у багдадского халифа.Взамен он выражал готовность признать ислам государственной религией и просил халифа при-слать мусульманских наставников и строителей для возведения в его стране мечетей и военной крепости.Ну и,конечно,булгарский хан хотел получить от своего нового сюзерена деньги– серебряные дирхемы и динары,магический блеск которых в то время очаровывал купцов,воинов и государей на огромном пространстве от Балтики до Инд-ии.Халиф, в свою очередь, рассчитывал получить от союза с булгарским ханом славу ревнителя веры и большие торговые привилегии. Деньги для хана Волжской Булгарии – 4000 динаров– аль-Муктадир приказал взять у своего вассала,правителя Хорезма, однако тот,по приезде послов,отказался выдать требуемую сумму.Огромный посоль-ский караван насчитывал почти 5 тыс.человек и больше 3 тыс.лошадей и верблюдов. Во главе его стоял придворный евнух Сусан ар-Расси.Толмачами были тюрок Такин и славянин,чье имя Ибн Фадлан передает как Фарис или Барыс(вероятно,Борис).Свою дипломатическую роль Ибн Фадлан описал в следующих словах:«И был избран я для прочтения ему(булгарскому хану)письма и передачи того,что было подарено ему»; кроме того,он должен был наблюдать над своими спутниками.Это означало,что факти-ческая ответственность на ведение дел и конечный исход предприятия ложилась име-нно на его плечи.Посольству предстояло преодолеть более четырех тысяч километров . Оно было оснащено всем необходимым для столь далекого перехода, в том числе большими мешками из верблюжьей кожи для переправы людей и вещей через реки.Послы халифа двигались не наугад, а следовали торговым путем, по которому вот уже больше столетия арабские и персидские купцы попадали на торговые рынки нижней и средней Волги, где приобретали драгоценную северную пушнину, ценимую на Востоке одежду из льна и дешевых рабов. Маршрут этот пролегал через города Северного Ирана Рей и Нишапур в Бухару, оттуда назад к Амударье, потом вниз по этой реке до столицы Хорезма Кяс; далее к Джурджании(Старому Ургенчу,на территории нынеш-него Узбекистана)и,наконец,на север к берегам Волги.В конце марта 922 года багдадские послы прибыли в страну тюрок-огузов, кочевавших тогда в областях Западного Казахстана. Огузы славились как чрезвычайно воинственный и дикий народ, и многие участники посольства побоялись ехать дальше.Ибн Фадлан видел среди огузов таких, которые владели десятью тысячами лошадей и ста тысячами голов овец. Но были у них и бедняки, выпрашивавшие на дороге лепешку хлеба.Среди огузской знати наибольшее влияние имел начальник войска Атрак. Ибн Фадлан поднес ему богатые подарки. Атрак радушно принял посольство, но на предложение принять ислам осторожно сказал, что даст ответ, когда послы будут ехать обратно.Между тем старейшины огузов размышляли вовсе не о принятии ислама,а о том,как посту-пить с послами: то ли разрезать каждого из них пополам, то ли ограбить подчистую или же отдать их хазарам в обмен на пленных огузов. Но все-таки гостеприимство в конце концов взяло верх,и Ибн Фадлан со своими спутниками получил возможность продолжить путь дальше.Таким образом,в стране огузов посольство потерпело полную неудачу и было радо, что смогло благополучно выбраться оттуда.Проследовав через пограничную область враждебно настроенных башкир(в Южном Приуралье),посланники халифа в мае 922 г.добрались до Волжской Булгарии.Вахид Р. Приезд Ибн Фадлана в Булгары.Во главе этого многонационального государства,социальная верхушка кото-рого состояла из тюрок-булгар, стоял хан Алмуш-элтабар, человек «очень толстый и пузатый», по описанию Ибн Фадлана. Он восседал на троне, покрытом византийской парчой, и в его присутствии все, включая его родню, обязаны были снимать шапки и принимать почтительную позу. Подвластное население платило ему подати: с каждого дома шкуру соболя,обязательные подношения с каждого свадебного пиршества,десят-ую часть привозимых товаров и часть военной добычи.Когда до ставки булгарского хана оставалось не больше суток пути, посольство встретили четыре подвластных Алмушу-элтабару князя,а также его братья и сыновья.Сам повелитель булгар выехал навстречу послам на расстоянии двух фарсахов(12 километров)от своей ставки.В последующие три-четыре дня в ставку Алмуша-элтабара с разных сторон Булгарии со-брались князья его земли,предводители и жители страны,чтобы слушать всенародно чтение письма повелителя правоверных.На торжественной аудиенции,данной послан-никам халифа, булгарский хан официально признал ислам государственной религией. Однако через три дня он вызвал к себе Ибн Фадлана и потребовал обещанные халифом 4000 динаров для постройки крепости.Но у того,как мы знаем,не было этих денег, а без них ни о каком тесном союзе с халифом владыка булгар говорить не хотел.Резу-льтаты посольства были неутешительными.Огузы не приняли ислам,булгарский хан, не получив денег на постройку крепости,разуверился в помощи халифа и предпочел сою-зу с Багдадом тесную связь с мусульманскими государствами Средней Азии.Зато дор-ожных впечатлений было хоть отбавляй.Ибн Фадлан подробно описал все,что видел собственными глазами со времени своего выезда из Багдада.Его сообщения касаются многих народов и государств Средней Азии и Поволжья,давно исчезнувших с лица зе-мли.Известие о русах.Для историков Древней Руси особую ценность представляет то, что в Волжской Булгарии Ибн Фадлан наблюдал прибывших туда купцов-русов.Этот любознательный и наблюдательный человек буквально впился в них глазами,благод-аря чему мы имеем ряд драгоценных сведений об образе жизни наших далеких предков ,их верованиях,погребальном обряде,внешнем облике.Первым впечатлением Ибн-Фадла-на было восхищенное удивление.«Я видел русов,- пишет он,- когда они прибыли по своим торговым делам и расположились на берегу реки Атиль(Волги.– С. Ц.).И я не видел людей с более совершенными телами,чем они.Они подобны пальмам,румяны,крас-ны.Они не носят ни курток,ни кафтанов*,но носит какой-либо муж из их числа кису, которой он покрывает один свой бок,причем одна из его рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор,меч и нож.Мечи их плоские,с бороздками,франк-ские.И от края их (русов)ногтя и до шеи они покрыты изображениями(татуировкой) деревьев и тому подобного».*Далее мы увидим,что умерший знатный рус будет облач-ен именно в куртку,кафтан,шаровары и меховую шапку.Вероятно,русы,которых видел Ибн-Фадлан,прибыли в Среднее Поднепровье относительно недавно и еще не полностью усвоили местные обычаи.Однако,войдя в жилище русов,чистоплотный араб не смог сдержать своего отвращения.Эти люди- «грязнейшие из тварей Аллаха»,восклицает он,ибо они «не очищаются от испражнений,ни от мочи,и не омываются от половой не-чистоты и не моют своих рук после еды…» Живя сообща в одном деревянном доме по десять-двадцать человек, они совокупляются со своими женами или рабынями на глазах друг у друга и ничуть не смущаются и не оставляют своего занятия, если в эти минуты к ним в дом заглянет чужестранный купец.Они,правда,моются не после, а перед едой,- но как! «И у них обязательно каждый день умывать свои лица и свои головы посредством самой грязной воды, какая только бывает, и самой нечистой,а именно так,что девушка приходит каждый день утром,неся большую лохань с водой, и подносит ее своему господину.Итак,он моет в ней обе свои руки и свое лицо и все свои волосы.И он моет их и вычесывает из гребнем в лохань.Потом он сморкается и плюет в нее и не оставляет ничего из грязи,но все это делает в эту воду.И когда он окончит все,что ему нужно,девушка несет лохань к тому,кто сидит рядом с ним, и этот делает подобно тому,как делает его товарищ.И она не перестает переносить ее от одного к другому,пока не обойдет ею всех в доме,и каждый из них сморкается и плюет и моет свое лицо и свои волосы в этой лохани».Удачная торговля зависела у русов от расположения богов.Сразу после того,как их ладьи причаливали к волж-ской пристани,каждый купец отправлялся совершать жертвоприношение.Святилище рус-ов располагалось под открытым небом.Оно представляло собой некий участок земли, усеянный воткнутыми резными «деревяшками»,верхняя часть которых грубо изображала подобие человеческого лица.Эти идолы торчали из земли в строгом строевом порядке : в первом ряду– самые маленькие,во втором– повыше,в третьем– еще более высокие и т.д.Подойдя к ним,рус перечислял все привезенные им товары,после чего оставлял свои дары- хлеб,мясо,лук,молоко и какой-то хмельной напиток– и произносил приме-рно следующее: «О,мой господин,я желаю,чтобы ты пожаловал мне купца с многочис-ленными динарами и дирхемами,и чтобы он купил у меня,как я пожелаю,и не прекосл-овил бы мне в том,что я скажу».Если тем не менее покупатель не находился,подно-шения повторялись вновь и вновь,сопровождаясь все более униженными просьбами. Когда же товар быстро расходился,рус благодарил своих богов тем,что забивал нек-оторое количество овец и рогатого скота,разбрасывал лучшие куски мяса перед дер-евянными идолами,а головы жертвенных животных вешал на сами деревяшки.Впрочем, торговые неудачи случались крайне редко.Жены русов щеголяли драгоценными монист-ами,и вот что удалось выяснить Ибн-Фадлану о происхождении этих украшений: «На шеях у них (женщин.)мониста из золота и серебра,так как,если человек владеет 10 тыс.дирхемов,то он справляет своей жене одно монисто,а если владеет двадцатью тысячами,то справляет ей два мониста,и таким образом каждые десять тысяч,кото-рые у него прибавляются,прибавляются в виде мониста у его жены,так что на шее какой-нибудь из них бывает много монист».Вообще все без исключения обычаи и нра-вы русов несли на себе печать варварской простоты.Заболевшего предоставляли его судьбе:«И если кто-нибудь из них заболеет,то они забивают для него шалаш в стор-оне от себя и бросают его в нем,и помещают с ним некоторое количество хлеба и воды,и не приближаются к нему и не говорят с ним,но посещают его каждые три дня, особенно если он неимущий или невольник.Если же он выздоровеет и встанет,он воз-вращается к ним,а если умрет,то они сжигают его.Если же он был невольником,они оставляют его в его положении,так что его съедают собаки и хищные птицы».Прест-упников ожидала скорая и немудреная расправа:«И если они поймают вора или граби-теля,то они ведут его к толстому дереву,привязывают ему на шею крепкую веревку и подвешивают его на нем навсегда,пока он не распадется на куски от ветров и дож-дей».Ибн-Фадлан признается,что ему чрезвычайно хотелось увидеть воочию погребе-ние знатного руса,потому что ему рассказывали об этом обряде необычайные вещи. Ему повезло: через некоторое время до него дошло известие «о смерти одного выда-ющегося мужа из их числа».Ибн-Фадлан поспешил на похороны.Это была долгая,мног-одневная церемония.Вначале покойника на десять дней положили в вырытую под зем-лей камеру, покрытую настилом; принадлежащий ему корабль был вытащен на берег и водружен на большой деревянный помост. Имущество умершего было поделено на три части: одна осталась у его семьи, две другие были употреблены на пошив дорогих погребальных одежд – «шаровар и гетр, и сапог, и куртки, и кафтана парчевого с пуговицами из золота», и «шапки из парчи, соболевой»,- а также на приготовление в неимоверном количестве горячительного напитка.Но самым важным делом для семьи покойного было найти среди его многочисленных рабынь и наложниц такую, которая бы согласилась умереть вместе со своим господином.Решение принималось девушками добровольно; правда,взять назад роковое обязательство было уже невозможно– этого не допустили бы родственники умершего.В данном случае никаких осложнений не воз-никло– девушка быстро нашлась и ее поведение до самого конца оставалось безупре-чным: она «каждый день пила и пела,веселясь,радуясь будущему».Две приставленных к ней служанки всячески обхаживали обреченную,вплоть до того,«что они иногда мы-ли ей ноги своими руками».Когда же пришел день погребения, на корабль с утра была принесена скамья,которую покрыли «стегаными матрацами и парчей византийской и подушками из парчи византийской». Рядом со скамьей встала старуха; Ибн-Фадлан пишет, что ее «называют ангел смерти», ибо она «убивает девушек». Эта женщина показалась ему «толстой и мрачной ведьмой». Вслед за тем покойник был вынут из погреба, переодет,перенесен на корабль и помещен в сидячем положении в специа-льно устроенной палатке или кабине. Вокруг него разбросали благовонные растения, пищу, оружие, мясо забитых лошадей, коров, собаки, петуха и курицы. В это время обреченная на смерть девушка ходила по домам родственников и знакомых умершего, которые по очереди сочетались с ней в знак любви и уважения к ее господину.Пос-ле полудня ее подвели к приготовленному заранее сооружению– двум столбам с пере-кладиной. Она трижды при помощи мужчин взбиралась на верхнюю перекладину и, сидя там, что-то говорила. Ибн-Фадлан обратился за разъяснениями к переводчику, и тот сказал: «Она сказала в первый раз, когда ее подняли, - вот я вижу моего отца и мою мать, - и сказала во второй раз, - вот все мои умершие родственники сидящие, - и сказала в третий раз,- вот я вижу моего господина сидящим в саду,а сад крас-ив,зелен,и с ним мужи и отроки,и вот он зовет меня,так ведите же к нему».Таким образом,странное сооружение оказалось воротами в потусторонний мир,и девушка трижды заглянула в него.На палубе корабля девушке дали выпить два кубка,чтобы она опьянела.Затем старуха ввела ее в палатку.Мужчины,стоявшие вокруг корабля, принялись стучать деревянными палками по щитам,чтобы не был слышен звук ее крика ,иначе «взволновались бы другие девушки,и перестали бы искать смерти со своими господами».Шестеро помощников «ведьмы» схватили жертву за руки и за ноги,накин-ули на шею девушки петлю и стали душить,между тем как сама «ведьма» несколько раз вонзила ей в ребра кинжал с широким лезвием.Когда все было кончено,ближай-ший родственник мертвеца,- совершенно голый,но,вопреки ожиданиям,прикрывавший рукою не детородные части,а анус,- с факелом в руке приблизился задом наперед к кораблю и зажег подпал.«Не прошло и часа,как превратился корабль и дрова,и дев-ушка,и господин в золу,потом в мельчайший пепел.Потом они построили на месте этого корабля,который они вытащили из реки,нечто подобное круглому холму и водр-узили в середине его большую деревяшку белого тополя,написали на ней имя умерш-его мужа и имя царя русов и удалились».Церемония погребения завершилась поваль-ным пьянством.Семирадский Г. Похороны руса.Научная добросовестность требует в этом месте предоставить слово норманистам, поскольку они до сих пор уверены, что купцы «ар-Рус» - это викинги. Послушаем, например, как комментирует Ибн-Фадлана И. Г. Коновалова: «Установлено, что описанная Ибн-Фадланом обрядность и внешний вид русов выдают в них скандинавов…»[Древняя Русь в свете зарубежных источников. М.,2000]*.*Ссылаюсь на это издание в особенности потому,что оно рекомендовано Министерством образования России в качестве учебного пособия для студентов выс-ших учебных заведений.Между тем сборник целиком отдан на откуп ученым норманн-ской школы. Иные точки зрения там просто не допускаются – это видно хотя бы по приведенной цитате.Попутно замечу, что норманнский взгляд на русов Ибн-Фадлана уже получил экранное воплощение — в фильме «13-й воин» (1999 г.), где арабского посланника играет Антонио Бандерас. Начало этого фильма является экранизацией отрывка Ибн-Фадлана о посещении им дома русов,которые,естественно,все до одного оказываются нордическими «белокурыми бестиями».Скоро,наверное,услышим, как в каком-нибудь историческом боевике князь Святослав заговорит по-шведски.Ну уж, прямо-таки и «выдают»! Что же установлено на самом деле?Начнем с внешнего вида. Ни один источник не ассоциирует викингов с красным светом.А вот русов– неоднок-ратно.Например,в «Искандернаме» Низами Гянджеви говорит:Краснолицые русы сверка-ли.Они.Так сверкали,как магов сверкают огни.Епископ кремонский Лиудпранд заме-тил,что воинов князя Игоря «греки по внешнему виду называют русиями»; в данном случае немецкий писатель имел в виду греческое слово «росиос»— «красный,рыжий». Примеры можно продолжить.Далее.Если принять за данность славянское происхождение купцов «ар-рус»,то Ибн-Фадлан имел полное право сравнить русов с пальмами,так как по антропологическим данным «поляне» значительно превосходили ростом восто-чных славян (самыми низкорослыми из них были кривичи – около 157 см, древляне и радимичи, как правило, «перерастали» отметку 165 см) [Вернадский Г. В. Древняя Русь. Тверь; Москва, 2000, с. 333].Таким образом, остается погребальный обряд. Действительно ли он «выдает» в умершем русе «скандинава»? На самом деле архео-логами установлен лишь тот факт, что на всем европейском побережье от Финляндии до южной Франции встречаются следы сожжений в ладье. Разумеется, для норманистов этого вполне достаточно.Викинги! Ведь после трудов Байера,Шлёцера и их последо-вателей в Европе шага шагнуть нельзя нельзя без того,чтобы не наступить на моги-лу викинга.Но давайте посмотрим,какое отношение имеют эти захоронения к скандин-авской погребальной обрядности.Согласно археологическим данным в раннем железном веке в Скандинавии, как и у славян, практиковалось трупосожжение. В эпоху поздней античности кремация постепенно вытесняется обрядом трупоположения, и в VI—VIII вв. (так называемый «вендельский период») захоронения по обряду сожжения в среде знати исчезают полностью. Для этого периода характерно пышное погребение вождей в ладье, сопровождаемое жертвоприношением животных. Но эпоха викингов (IX—XI вв.)опять приносит новшество.Обряд захоронения конунгов в ладье сохраняется главным образом в сердце «викингской» Швеции – в Упланде, а на побережье страны получает распространение обряд сожжения в ладье. Даже норманисты не отрицают, что сама география подобных погребений свидетельствует в пользу культурных вли-яний извне*.При этом крайне любопытно,что «вендельских» захоронений в ладье вне Швеции в эпоху викингов вообще не обнаружено.*Например,Г.С.Лебедев предполагает, что обряд сожжения в ладье занесен в Швецию с Аландских островов[Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе Л.,1985].Кто же мог повлиять на шведов,заворо-жив их огненным спектаклем? Саксон Грамматик, говоря о войне датского конунга Фротона III с русами («рутенами»), упоминает, что после одного сражения этот предводитель данов отдал распоряжение сжечь тела убитых «рутенских» вождей «на кострах,воздвигнутых в собственных кораблях».Точно так же даны похоронили своих собственных павших «королей и герцогов».Саксон не уточняет,какой стороне принад-лежал данный обряд — датской или рутенской. Но этот эпизод позволяет установить, что сожжение в ладье впервые появилось у народов южного побережья Балтики– русов или датчан,а,может быть,у тех и других одновременно.Поистине изумительна норман-истская трактовка других деталей описанного Ибн-Фадланом обряда погребения.Вот что пишут,к примеру,в своем совместном труде два современных английских ученых: «…в 921 г. арабский путешественник стал свидетелем их(то есть русов,которых авт-оры признают,естественно,викингами)погребального обряда– сжигания на корабле. Его поистине бесценное описание дошло до нас,в противном случае о многих деталях мы могли бы только гадать»[Пенник Н.,Пруденс Д. История языческой Европы.СПб., 2000].Слова самих авторов выглядят не менее бесценным свидетельством научных методов норманизма. Ибо, как выясняется, погребальный обряд, описанный Ибн-Фадланом, стал «скандинавским» лишь потому, что ибн-фадлановские русы заранее зачислены в викинги.Скандинавских параллелей «многим деталям» обряда сжигания в ладье попросту нет, иначе о них нечего было бы и «гадать». Например, археологи отмечают, что «в большинстве курганов, датируемых эпохой викингов, похоронены в основном мужчины, но в Скандинавии обнаружены и женские могилы, очень богато убранные»[там же,254].Однако совместные мужские и женские захоронения в Сканд-инавии отсутствуют.А в славянском Поморье они есть,например,в Прютцке. Ритуаль-ное убийство лошади и собаки известно как у скандинавов,так и у славян,а вот пе-тухов в более позднее время резали с магическими целями преимущественно на Укра-ине.Нет в скандинавской археологии и мифологии ничего похожего на три столба, являющихся входом в загробный мир.Зато у балтов в царство мертвых,во владения бога Дивса,вели трое серебряных ворот.Балто-славянские культурные связи хорошо известны,чего не скажешь о скандинавском влиянии на балтскую мифологию.Приведе-нных примеров достаточно,чтобы увидеть,что ничего специфически скандинавского обряд сожжения в ладье не содержит.К тому же обряды– дело наживное и переменчи-вое: сегодня они одни,завтра другие.Нет ли у Ибн-Фадлана более существенных при-знаков этнической принадлежности купцов-русов?– А ведь не без того.Так,Ибн-Фад-лан говорит,что с каждых 10 000 дирхемов жене купца-руса полагалось монисто.Сог-ласимся,что несколько тысяч арабских монет,найденных в Швеции,не дают повода считать этих счастливых женщин,увешанных монистами из дирхемов,шведками– едва хватило бы наполовину одного такого украшения.Между тем в киевском некрополе женщины с такими монистами имеются,и облачены они в славянское платье.Кстати,о моде.Кто покажет мне скандинавскую могилу,где бы покойник был облачен в хазар-скую куртку,кафтан,шаровары и сапоги?Впрочем, если читатель уже утомлен археологией, то можно поговорить о вещах нематериальных — о языке. Переводчиками Ибн-Фадлану в его путешествии по Волге служили тюрок Такин и «славянин» Фарис. Ибн-Фадлан не называет по имени того из них, при помощи которого он разговаривал с русами. Читатель, догадайся, кто бы это мог быть? (Вообще, из сочинений норманистов можно вынести убеждение, что добрая половина древних славян окончила скандинавское отделение Института иностранных языков.)

Но самым важным признаком для этнической характеристики русов Ибн-Фадлана является не погребальный обряд, не покрой одежды, даже не язык. В конце концов то и другое, и третье подвержено изменениям, инокультурным влияниям. Дольше всего сохраняют самобытность общественные отношения народов. И об этой стороне жизни русов Ибн-Фадлан оставил нам весьма интересное свидетельство. Если присмотреться к торговому коллективу купцов-русов, то можно увидеть, что состав его довольно сложен. В нем выделяется глава («выдающийся муж») и несколько категорий домочадцев, которых Ибн-Фадлан объединяет термином «люди дома». В число последних входят кровные родственники, лично свободная прислуга (включая дружинников) и рабы. В Западной Европе такой тип социума известен с VIII в. Скажем, в Скандинавии он носил название «двор» (hus). Однако торговые коллективы скандинавов(felag)в эпоху викингов никогда не создавались на основе кровнород-ственных связей. Не то было на Руси, где еще в XIII в. встречались торговые союзы родственников [cм. Калинина Т. М. Термин «люди дома» («ахл аль-байт») у Ибн-Фадлана по отношению к обществу русов.В кн.: Древнейшие государства Вост. Европы. М., 1995, с. 134-138]. И нашим летописям прекрасно знакомы «дома» Ибн-Фадлана: например, «дом» Симона-варяга, прибывшего на службу к киевскому князю с 3000 своих дворян и домочадцев,и «дом» из 1700 человек киевского боярина Родиона Несторовича, перешедшего на московскую службу. По всему выходит, что купцы-русы Ибн-Фадлана являются выходцами из славянского, а не скандинавского мира.Что же мы видим в итоге? На наших глазах норманистский «дом» для ибн-фадлановских русов с грохотом рухнул,по причине того,что был возведен на песке.Зыбучем песке норм-анской теории."
  (ст."Зодиакальные руны славян.10 знак: Рарог и Падающий Рарог— образы знака Коляды— Близнецов",А.Асов,2024) "Теперь поговорим о рунах и образах знака Рака.
Руны славян — это изначальные звёздные руны, что родились вместе со Вселенной. В них заключено знание об устройстве Мироздания.Это священные знаки,коими переда-вались звуки речи.Ими были записаны «Веды».Ими писались гимны,молитвы,прослав-ления.Заклинание на священном праязыке,переданное сими рунами,многократно усил-ивает воздействие..1).Рарог.Рарог— суть священная птица Огнебога Семаргла Сваро-жича.Бог огня Семаргл— бог огненных жертвоприношений,бог домашнего очага и очага небесного(Солна и Луны).Семаргл передаёт прославления и просьбы от людей Богу. Семаргл стоит на страже врат Нави и не пускает в мир зло.И он же является огне-нным ликом Велеса,бога мудрости.Семаргл победил Чёрного Змея,добыл великое изна-чальное знание из Нави, из царства Смерти. Прошёл путь от глубин Нави до Ирия.2) Падающий Рарог.Семаргл упал на Землю молнией.Огнебог Семаргл-Финист, он же Велес Огненный,— бог огня земного и небесного.Он дал огонь и знание людям.Но люди эти знание и огонь стали использовать не только в целях добрых,но и во зло.Поэтому Велес страдает,поэтому он распят.И потому к нему Вышний посылает Мировую Птицу: Орла Симурга.«И принёсся Орёл чёрной тучей,заслонил он ясное солнце,не вместило ущелье крылья — тень его всю гору накрыла. Налетел он на Велеса Змеича,клювом грудь ему разорвал, и из сердца кровь выпивал, лёгкие его начал рвать, печень яростно стал клевать. Дни за днями травой растут, год за годом рекой текут... Но не молит бог о прощении и от тяжких мук избавлении. Стал он немощен, длинновлас. И седая его борода вкруг горы святой обвилась... Рядом с ним родники в скалах бьют — но ни капли ему не дают, виноградные лозы вьются — только в рученьки не даются..»(Книга Коляды III,8).Индийское имя сего огненного бога— Агни Промати (по-санскритски «promanti», значит «тот, кто греет», и так называется палочка для добывания огня, которую вращают в крестообразном креплении). Греки осмыслили это имя на свой лад, и титана, давшего людям огонь и знания, назвали Прометей (по-гречески его имя истолковано,как «прозорливец»).Мантический смысл.1) Обрете-ние сей руны означает, что вы идёте по пути самосовершенствования, восходите к Богу. Вы возжигаете огонь веры и знания.Вы сжигаете в небесном огне веры и знания зло. Устанавливаете связи между землёй и небом. Эта руна укрепляет все связи: между человеком и Богом, также между людьми: в том числе дружеские и деловые связи,брачные узы.Эта руна разжигает огонь любви.Разжигает страсть,но опасайтесь сгореть в сём огне.2) Вы прошли путем Велеса Сварожича,обрели знание. Вы передали просьбу Богу.И она услышана."
 
(ст."Какая буква в буквице пропущена?",Цитадель адеквата,2024) "Есть мнение, что в буквице много букв лишних. Одна – совсем лишняя. Это последняя – «ижа». Никогда не было такой. Старославянская азбука включала только 46 знаков. Плюс, много букв лишних технически. Обозначавших звуки, в русском языке отсутствующие. Изначально азбука представляла собой адаптацию греческого алфавита для древне-болгарского языка. Соответственно, кроме звуков греческого, необходимых для записи греческих слов, не переводившихся в тексте священных книг на болгарский ввиду отсутствия аналогов,в азбуку были включены ещё и знаки для передачи звуков славянской речи…Получилось много и даром.Даром,потому что значительного обога-щения славянской фонетики не произошло.В русский из греческого,например,перешла «Ф»,но этим дело и ограничилось.Большинство же заимствованных слов произносилось с заменой греческих звуков не близкие.Соответственно,для фонетического письма славянам 46 знаков не требовалось.Лишние буквы стали «выпадать».Причём,сразу. Новгородские берестяные грамоты уже пишутся лаконичным «гражданским шрифтом» использующим минимальное количество знаков.Но это– официальная версия.Неофици-альная же,альтернативная,представляет собой бесконечные– на толстую пачку скри-нов– страдания по поводу обеднения алфавита трудами коварных врагов,лишившего русский язык «образности».Почему «образности»? Потому что,альтернативная история не предполагает,что фонетика русского языка менялась за тысячелетия,– и даже за много тысяч лет.А раз так,то для фонетического письма,– записи слов,передачи с их помощью смысла,– букв в современном алфавите достаточно.Недостаточно их может быть только для…чего-то другого.Для передачи смыслов тайных,– не словами,состоя-щими из звуков,– а некими «образами».Ну– пусть.Но возникает вопрос.А буквица, вообще,для фонетического письма предназначалась? Или только для образной тайно-писи,при которой сам знак(а не кодируемый им звук)позволяет постичь потаённый смысл слова.Как с явным смыслом?Проблема в том,что алфавит,как отмечалось выше, придумывался для древнеболгарского,фонетически не тождественного древнерусскому (и современному русскому)языка.По этой причине,кроме того что в азбуке оказалась масса ненужных букв, в ней ещё и не оказалось двух нужных.В вымышленной буквице, как и в подлинной старославянской азбуке,нет «Э» и «Ё».«Э»,банально отзеркалив «Е» русские писцы ввели ещё в XIII в.С «Ё» же… пришлось потрудиться.В средние века проблема её отсутствия не была решена,и чем дальше,чем более развитой стан-овилась грамматика,тем сложнее становилось это сделать.Даже Пушкин принципиально эту букву не использовал,полагая добавление двух точек над «Е» надругательством над уже сложившейся традицией языка.С другой стороны,отмена очередной «фиты» никогда не вызывала протестов.Знак исчезал из прописей спустя век или два после того,как его переставали использовать de facto."

  (ст."«11 славянских племён, от которых произошли россияне»: конкретизируем наших предков и убираем «не те» племена из списка",Культурный код,2024) "К боль-шому сожалению,в современных учебниках истории,когда речь заходит о глобальной миграции славянских племён на восток в VI-VIII вв.н.э.,речь идёт о полной сово-купности представителей данной национальности.Но,как вы понимаете,что несмотря на схожесть и общность языка,между теми же древлянами и полянами существовали существенные различия.Более того,часть славянских племён стали «родоначальни-ками» поляков,чехов,сербов и других восточноевропейских народов,которые уже дав-но доказали своё право на существование и даже обособились строго-очерченными государственными границами.Так давайте же погрузимся в материалы,найденные в Се-ти и прописанные в научных исследованиях,чтобы понять,от какого именно «корня» произошли россияне.И,чтобы не утруждать вас необходимостью вести подсчёт,сразу скажу,что таких племён будет 11!1. Вятичи.Название племени происходит от прасла-вянского слова «vet»,что означает «большой».К слову,ровно от такого же корня происходят названия двух других известных исторических народов– «вандалы» и «ве-неды».Согласно монументальному труду Нестора летописца,в «Повести временных лет» (дошла до нас частично,огромными цитатами в «Лаврентьевской летописи»),вятичи вышли из западных славян– ляхов и расселились по территории западной части сов-ременной Российской Федерации с верховьев Днестра и Днепровского левобережья.
Когда-то вятичи,на берегах реки Оки,даже смогли организовать своё собственное государство– «Вантит»,которое упоминается в трудах Гардизи– арабского историка.
Согласно трудам известного восточного летописца, жители государства Вантит были настолько свободолюбивыми людьми, что покорились власти киевских князей только после четвёртого захвата столицы.Крайнее упоминание вятичей как отдельного пле-мени датируется 1197 г.После этого упоминания данный народ полностью растворился в общности россиян.Большая часть– стала москвичами.2. Кривичи.Первое упоминание кривичей присутствует в летописи от 856 г.Если смотреть на современную карту мира,то можно увидеть,что кривичи когда-то жили на территории соврем.Белоруссии и являлись одним из самых крупных восточнославянских племён.Наибольшая концент-рация кривичей– районы Поднепровья и Подвинья.Согласно самой распространённой версии,название народа проистекает от некоего первосвященника языческого толка – Криве-Кривайтиса.Причём «Криве» можно перевести как «изогнутый»,что могло в рав-ной мере относиться как к посоху священнослужителя,так и к его телесному облику.
Именно кривичи основали такие города как Изборск,Полоцк и Смоленск.Последний кн-язь кривичей– Рогволод.Именно он был убит людьми новгородского князя- Владимира Святославовича в 980 г.(известный исторический эпизод,после которого князь Вла-димир взял в жёны дочь убитого противника– Рогнеду).Последнее упоминание как отдельного племени– 1162 год.От этого корня пошли как россияне,так и белорусы,и литовцы.3. Поляне.Поляне не имели никакого отношения к современной Польше и жили по берегам Днепра.Именно полянам приписывают основание Киева.И,согласно распро-странённой легенде,этот город заложили три брата– Хорив,Щек и Кий.Как вы понима-ете,название города произошло от имени самого старшего из братьев.Но есть версии ,что Хорив смог дать имя хорватам,а Щек– чехам.Так это или не так– сказать труд-но.Но известно,что поляне проиграли в противостоянии с хазарами и платили им да-нь.Несмотря на своё стеснённое положение,из-за удачного расположения столицы,к VIII в.н.э.поляне достигли экономического и культурного подъёма,после чего ски-нули власть степняков и сами начали экспансию на восток…Но ненадолго– уже в 882 г.новгородский князь Олег полностью подчиняет полян.И поэтому,последнее упоми-нание этого малого народа относится к 944 г.,после чего полностью растворяется в потоке времени.4. Белые хорваты.Об этом славянском племени известно очень мало. Считается,что белые хорваты пришли с верховий реки Висла и поселились вдоль реки Морава и на Дунае.Помимо «белых хорватов» существовали «красные» и «чёрные».Об-щая родина всех этих племён– Карпатские горы,откуда и началась массовая мигра-ция.Если опять же ссылаться на труды Нестора,то можно вычитать,что белые хорваты с удовольствием присоединились к новгородскому князю Олегу во время похода на Царьград в 907 г.Ещё одно упоминание– 992 г.В записи рассказывается,что князь Владимир «ходил на хорваты».Считается,что именно тогда эта народность лишилась своей независимости и стала частью Киевской Руси.5. Древляне.Древляне– одно из самых непокорных и воинственных славянских племён.Огромный пласт Отечественной истории посвящён противостоянию киевских князей и родоплеменных общин древлян. Причём,несмотря на то,что последние дважды проигрывали и облагались данью,они неизменно поднимали восстание и даже убили князя Игоря,который приехал за повто-рной платой к князю Малу.Что было дальше– известная часть истории.Князь Мал ре-шил посвататься к вдове князя Игоря– княгине Ольге.И когда Ольга хитростью изве-ла два посольства древлян,она сожгла столицу этого восточнославянского народа– Искоростень.Название «древляне» происходит от корня «древний».И,согласно исто-рическим источникам,именно древляне сознательно вели свою «родословную» от дуле-бов– легендарного праплемени,от которого опошли все славянские племена.6. Дрего-вичи.Совсем иное происхождение названия было у другого восточнославянского пле-мени– дреговичей.Ибо «дрегува» имеет балтское происхождение и переводится как «болото».Ещё одно загадочное племя,о котором очень мало информации.Известно тол-ько то,что пока киевские князья,огнём и мечом,покоряли одно независимое племя за другим,именно дреговичи проявили благоразумность и добровольно вошли в состав Киевской Руси.Что-то внятное о происхождении самих дреговичей сказать трудно.Но что интересно– в Древней Греции,на острове Пелопоннес,когда-то жило племя ровно с таким же названием.Связаны ли эти исторические факты друг с другом– не извес-тно.Древней столицей дреговичей является город Туров.Ритуальный центр– город Хил,расположенный неподалёку.7. Радимичи.Конечно,предки радимичей были балтами. Но потом,после вытеснения радимичей племенами готов в III в.,балты расселились по берегам трёх рек– Сожа,Десны и Днепра и к VIII-IX веку,после прихода сюда славянских племён,постепенно полностью ассимилировались.Вплоть до конца Xвека радимичи сохраняли свою самостоятельность,несмотря на то,что платили дань хаза-рам.Но после удачного похода князя Олега в 885 г.потеряли свою самостоятельность и начали выплачивать дань уже в киевскую казну.Именно поэтому,уже в 907 г.,в по-ходе на Царьград,радимичи были частью общего народа и,несмотря на то,что у этого племени ещё были попытки «выйти» из-под грозной руки киевских князей,после пода-вления восстания 984 г.самобытность этого малого народа стала постепенно угасать и окончательно растворилась к 1164 г.8. Ильменские словене.Самое северное восто-чнославянское племя– ильменские словене.Именно они обитали в суровых широтах от верхнего течения Мологи до бассейна озера Ильмень.Впервые упоминаются в хрониках в VIII в.Причём сразу же завоевали славу опытных и хитроватых торговцев,которые строили могущество своего государства именно при помощи накопления злата и сере-бра.Это не исключает того факта,что в ходе некоторых завоевательных кампаний, ильменские словене смогли завоевать несколько крупных поселений в Ладоге.Но опя-ть же,исключительно с торговыми целями,ибо именно оттуда «опытные бизнесмены пр-ошлого» смогли наладить контакты с Готландом,Рюгеном,Померанией,Пруссией и даже арабскими купцами.Так как большие деньги всегда приносят большие соблазны,при-мерно в начале IX в.в племени ильменских славян состоялся ряд междоусобиц.Скор-ее всего,какая-то фракция,решила заручиться поддержкой иностранных наёмников, поэтому и позвала «на княжение» известного скандинавского конунга– Рюрика.А что было дальше,вы уже знаете из «стандартного» учебника истории.9.Северяне.Несмо-тря на своё название,по отношению к ильменским словенам,такое племя как северяне жило значительно нужнее.Ореол обитания– бассейны рек Сулы,Сев.Донца,Сейма и Дес-ны.Происхождение названия неизвестно.Но некоторые учёные предполагают,что ника-кого отношения к северу оно не имело,а происходило из общности скифо-сарматских языков.Если следовать этой версии,то выходит,что представителей данного племени величали не иначе как «чёрные».Соврем.археологические изыскания позволили уста-новить,что визуально северяне значительно отличались от прочих восточнославян-ских племён.К примеру,имели узкий череп и тонкие кости.Как и большая часть про-чих восточнославянских племён,северяне,поначалу,платили дань хазарам,пока в их широты не пожаловал «заботливый» князь Олег…10. Уличи.Уличи– очень обобщённый вариант очень широкого разноплеменного союза.Изначальная зона расселения– боль-шой треугольник между устьем Буга и Днепра.Но потом,кочевые племена «выдавили» уличей оттуда,породив миграцию в сторону запада.Именно там и был основан город Пересечень– столица этого народа.Известно,что уличи очень долго сопротивлялись князю Олегу.Вернее его воеводе Свенельду,который был вынужден буквально по кусо-чкам отнимать непокорные территории.Только Пересечень,согласно легенде,Свенельд брал три года.И только тогда,когда все ресурсы «стольного града» были полностью вычерпаны,уличи сдались и потеряли свою независимость.Последнее упоминание как самостоятельного народа– 970 гг.11. Волыняне.Ещё в конце X– начале XI в.волын-яне жили вблизи истоков Припяти и в бассейне верхнего течения Зап.Буга.Одно из самых мирных восточнославянских племён,которое занималось развитием ремёсел и возделыванием полей.Максимальная сила волынян– владение более чем 70 крепостями. Так же известно,что они добровольно присоединились к походу Олега на Царьград в 907 г.Но не в качестве военной силы,а в качестве переводчиков и вспомогательных отрядов.Может быть именно поэтому,племя волынян сохраняло независимость вплоть до 981 г.,пока не было покорено значительно превосходившими силами Владимира Св-ятославовича."Иван Вологдин.


Рецензии