В высь
Отца Валерка помнил смутно. Когда тот уходил на фронт летом сорок первого Валерке еще и пяти лет не исполнилось. Через полгода мать Валерки, Агния Ивановна, получила похоронку на своего мужа.
Тяжелые военные годы прошли для Валерки незаметно. Деревенские ребята жили дружно и, несмотря на тяжелое время, весело. Они помогали колхозу, работая на полях и колхозных огородах, помогали родным и близким по дому. А в свободное время от учебы в школе и помощи взрослым с увлечением предавались своим играм.
В те годы по радио часто освещали подвиги советских летчиков: Ивана Кожедуба, Александра Покрышкина, Григория Речкалова, и многих других наших героев. И однажды Валерка предложил ребятам сыграть в новую игру, которую назвал воздушный бой. Но у ребят из всех самодельных самолетов был только один, и тот у Валерки. Ребята попросили Валерку помочь им сделать ещё самолеты. Валерка загорелся идеей провести, пусть и понарошку, воздушное сражение.
Но для изготовления такого количества самолетиков понадобились доски. Свободных досок в хозяйстве Агнии Ивановны не имелось. И Валерка, недолго думая, вынул пару нужных ему досок из изгороди соседки, старенькой одинокой старушонки.
Стоя под навесом за отцовским верстаком, он ножовкой тщательно выпилил заготовки для самолетов. Заготовки эти он доводил до ума рубанком, а потом перочинным ножиком. И уже в завершении на корпусах одних самолетиков он вырисовывал пятиконечные звезды, закрасив их огрызком химического карандаша красного цвета, на других — вывел крест угольком, взятым из печи. Выстроив в ряд с дюжину самолетиков, Валерка с улыбкой на лице любовался своей эскадрильей.
На следующий день, соседка, из забора которой Валерка вытащил доски, пожаловалась Агнии Ивановне.
— Я тебе покажу, как чужие заборы разбирать, — приговаривала Агния Ивановна, держа в руках мокрую половую тряпку. Она бегала за Валеркой вокруг русской печи, стоящей посередине их избы.
— Я только две доски взял, — кричал Валерка, убегая от матери.
— Из чужой изгороди вытащил!
— У нашего забора все доски гнилые, а у соседки в прошлом году колхоз подправлял забор новыми досками, — оправдывался Валерка, убегая от матери.
— Вот, тебе! — хлестала мать Валерку тряпкой, когда ей удавалась нагнать сына. — Еще не хватало воришек держать в этом доме! Соседке как заслуженной труженице колхоз помог, а ты воровать у нее вздумал!
— Ай, мама, больно! — кричал Валерка, получая по загривку тряпкой. — Я больше не буду!
— Конечно, не будешь, я тебе сейчас руки оборву, чтобы воровать нечем было!
— Ай, мама, пожалуйста, — уже ревя кричал, запыхавшийся Валерка. — Я больше не буду!
На следующий день Валерка помогал матери нести две доски с местной пилорамы и устанавливать их в забор соседки.
— Ты, Валерка, для чего доски из забора-то моего брал, — улыбаясь спрашивала старенькая соседка, стоящая рядом и смотревшая как Агния Ивановна с сыном чинят её забор.
— На самолеты, — не поднимая глаз ответил мальчишка.
— На какие самолеты? — удивилась старушка.
— Из этих досок он самолеты для ребят смастерил, — пояснила Агния Ивановне соседке.
— Мы в воздушный бой играем, — сказал мальчик.
— Ой, варнаки, — засмеялась старушка.
— Ничего смешного, я летчиком буду! — заявил Валерка. — Вырасту и летчиком стану, буду в небе летать на самолетах!
— Да ты, что Валерка, — изумилась старушонка. — Как же ты будешь в небе-то? В небе-то, паря, жидко!
— Буду лётчиком, вот увидите, — продолжал Валерка. — Все увидите!
— Ой, паря, небо-то только Господу да Божьим птицам принадлежит! А человек рожден по земле ходить, так как крыльями он не оброс, — несколько раз перекрестилась старушонка, посмотрев в синеву неба.
— Буду летать! — не успокаивался Валерка.
— Поживём-увидим, — сказала мать, заканчивая работу.
Шло время. Жизнь в деревне, как и во всей стране налаживалась. Дети вырастали, взрослые старели.
Валерий после окончания школы и службы в армии поступил в лётное училище. После завершения обучения он поступил в малую гражданскую авиацию. Летал он сначала на Як-12, Ан-2, потом пересел за штурвал Ил-14. Работа Валерию очень нравилась. Мечта его детства исполнилась.
— Валерка, какая у тебя форма красивая! — восхищались жители деревни, встречая летчика, когда тот наведывался в родную деревню к своей матери.
На нём и вправду была красивая форма светло-синего цвета. Двубортный китель, белая парадная рубашка, черный галстук-регата, фуражка. Наплечные знаки из голубых галунов с кантом бирюзового цвета. Особенно нарядной показалась односельчанам фуражка Валерия. Все мальчишки, да и взрослые мужики из деревни примеряли её. Ещё бы! Посредине тульи фуражки искрилась эмблема в виде распростертых крыльев, состоящих из пяти отдельных перышек каждое. По центру этих крыльев был серп и молот.
— В отпуск приехал в родные края, значится? — сыпали односельчане вопросы.
— Да, вот на две недели приехал, маме по хозяйству подсобить! — отвечал Валерий.
— Женился?
— Нет еще, — отвечал он.
— Лучше жениться на девке из своей деревни, Валерий, — советовали старухи. — А то на городской женишься, так она тебя голодом заморит! Мы тебе хороших невест подберем, не пожалеешь!
Валерий в ответ только улыбался.
В это же время стране полным ходом шли интенсивные разработки в области воздушно-реактивных двигателей. Реактивное двигателестроение открывало новые возможности в авиации: полёты на скоростях, превышающих скорость звука, и создание самолётов с огромной грузоподъёмностью. Валерию предложили управлять реактивным гражданским самолетом. После прохождения необходимой переподготовки он сел за штурвал воздушного судна нового поколения.
Валерий очень гордился, что управляет таким судном. Но в разговорах с односельчанами он не мог пояснить им принципы реактивных двигателей.
— Да, брось ты, Валерий, придумывать, — сомневались земляки Валерки. — Как это самолёт летит, а звук от него этот самолёт догнать не может?! Такого быть не может.
— Не верите? — кипятился Валерий. — Я вот как-нибудь над нашей деревней пролечу, и поверите.
Мужики и бабы только улыбались.
Однажды, в один из летних дней, Агния Ивановна находилась в своем огороде. Она разговаривала через забор со своей соседкой. Вдруг женщины услышали какой-то необычный гул, идущий непонятно откуда. Многие в деревне также заслышали этот гул. Люди повыскакивали на улицу. Мальчишки руками показывали ввысь. Вдруг неожиданно над деревней пронесся на малой высоте реактивный самолет. Он пролетел над домами и огородами очень низко. Самолет быстро скрылся из виду за горизонтом. Через какое-то время над деревней пронесся никем еще неслыханный никем доселе шум. От этого шума все куры, поросята, овцы, другой скот, а также собаки разбежались в разные стороны, кто куда.
— Ах, это же Валерка мой пролетел! — изумленно сказала Агния Ивановна стоящей рядом соседке.
— Как молния пролетел и скрылся за горизонтом, а звук от мотора только опосля дошел. Грохот-то какой! — перекрестилась соседка. — В саму страшную грозу так не громыхает. Вот Валерка дает!
— Реактивный двигатель так работает, — пояснила Агния Ивановна.
— А ведь всё, Агния, с энтого самого забора началось! –старушка ухватилась своей сухонькой рукой за забор и пыталась его потрясти. — Помнишь?!
— Да, помню, конечно, — засмеялась Агния Ивановна. — Стыдобища!
— Ничаво! — засмеялась соседка. — Валерку твоего еще с детства в высь тянуло. Вот теперь летат, да громыхат, как сам Илия Пророк!
Женщины в один голос засмеялись. Агнию Ивановну переполняла гордость за сына. Она еще долго смотрела в синеву неба.
Однако на работе Валерию за такую выходку сильно досталось. За то, что он отклонился от курса, пренебрег всеми инструкциями Валерия с реактивного самолета сняли, уволив по статье.
— Чем ты, Валерка, думал?! — досадовала Агния Ивановна, когда в очередной раз Валерий приехал к матери после своего увольнения.
— Так получилось, — пояснял Валерий матери. — Глупо, конечно, все это вышло, очень глупо!
— Похвастаться захотел! — продолжала его мать. — Эх, отлупить бы тебя сейчас тряпкой! Что делать собираешься сейчас?
— Без неба, мать, нет мне жизни, — пояснял Валерий. — Я подал документы в наше подразделение авиалесоохраны. Меня туда берут. Устраиваюсь со следующей недели.
Агния Ивановна молча прижала руки к груди.
— И далеко уезжать не надо будет, — подбадривал свою мать Валерий. — Рядом работать буду.
Через неделю Валерий уже управлял знакомым ему Ан-2, облетая на малой высоте леса своего района. Не забывал он и заглядывать в окрестности своей деревни.
Земляки Валерия, заслышав в выси знакомый им шум, выходили на улицу и запрокидывали головы вверх. Кто-то махал рукой ему вслед.
Агния Ивановна тоже всегда смотрела на пролетающий над деревней самолёт. Она подолгу провожала его счастливым взглядом до тех пор, пока самолёт её сына полностью не исчезал за горизонтом.
Свидетельство о публикации №224121101563