Ещё раз об инфляции и Центробанке России

 На предстоящем во второй половине декабря заседании, руководство Банка России, судя по публичным выступлениям его руководителей, готовится вновь поднять ключевую ставку, вслед за чем опять подорожают все кредиты и вырастут ставки по депозитам. Якобы это надо для снижения инфляции. На деле всё наоборот.
    
   1. Что Вы скажете о главвраче, который, собирая по утрам врачей разных специальностей на оперативные совещания, берёт во внимание сложившуюся величину средней температуры по больнице и обосновывает этой величиной единую схему лечения и единый рецепт для всех больных, навязывая эту схему и рецепт  своим подчинённым к обязательному исполнению, игнорируя специализацию врачей и индивидуальные диагнозы больных? 
   Такого главврача, очевидно, Вы назовёте и вредителем, и придурком. 
   К глубокому сожалению, именно таким главврачом является Центробанк РФ в отношении возглавляемых им коммерческих банков, специализированных на обслуживании клиентов разных отраслей.   
   В ранг основного инструмента борьбы с инфляцией он катастрофически ошибочно вознёс ключевую ставку Банка России.   
   Цены и их динамика имеют у разных отраслей разную природу и требуют существенно разной политики их регулирования. 
   Одно дело - цены отраслей, где сложились естественные монополисты. Тут основным инструментом нужен обычный государственный контроль цен. 
   Другое дело - цены основной массы отраслей, где нет естественных монополистов и где множество конкурентов сами сбивают цены в конкуренции друг с другом. Здесь главным механизмом стабилизации цен является свобода межотраслевых переливов капиталов, восстанавливающих равновесие спроса и предложения в каждой отрасли и выравнивающих их рентабельность. Основными инструментами Центробанка здесь должны быть стимулы к межотраслевым переливам капиталов и снятие искусственных преград к этим переливам, включая устранение выгодности депозитов, в которых застаивается кровь экономики. 
   Третье дело - молодые отрасли, чья продукция временно находится в дефиците, а завышенные цены дают источник для ускоренного расширения производства. Здесь основными инструментами со стороны банковской системы должны быть льготные кредиты.   
   Что вместо организации этой тонкой работы банков в разных отраслях делает Центробанк РФ, провозглашая свою ключевую ставку "основным инструментом" ценовой стабильности и задирая её до небес? 
   Высота его ставки по факту запрещает свободу переливов капиталов между отраслями и делает невыгодными их вложения куда бы то ни было, кроме как в финансовую отрасль (в депозиты и гособлигации). 
   Даже молодые отрасли с дефицитной продукцией, вместо вложений в расширение своего производства, становятся заинтересованными вкладываться не в себя, а в финансовый рынок, усиливая рост цен на свою продукцию. 
   А все ранее стабильные отрасли, чья рентабельность становится ниже банковских ставок, вынуждены изымать деньги из оборота, переливая их на финансовый рынок, нарушая равновесие спроса и предложения в своей сфере  и создавая искусственный дефицит на свою продукцию, чтобы ростом цен выровнять свою рентабельность с рентабельностью финансового сектора... 
   Макроуправление ценообразованием - это тонкий процесс манипулирования переливами капиталов, требующий изящных инструментов в руках Центробанка.   
   Чтобы разобрать компот в стакане из тонкого стекла, нужна лёгкая чайная ложечка, а не толстая кувалда ключевой ставки, размахивая которой Центробанк РФ уподобил себя главврачу-вредителю-придурку, заставляющему гинекологов и невропатологов лечить своих больных - от разных болезней - по одинаковой схеме. 
   Центробанк РФ уже ТРЕТЬЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ демонстрирует полную несостоятельность в обеспечении своей конституционной обязанности поддерживать стабильность покупательной силы рубля. Систематически завышая ключевую ставку,  он упорно блокирует главный механизм установления ценовой стабильности: свободу межотраслевых переливов капиталов, - чем порождает гигантские денежные навесы в руках одних при гулком безденежье в других отраслях.   
   И в данный момент он вновь грозит поднять ключевую ставку, которою размахивает, словно кувалдой в стакане чаю, разрушая в дребезги стабильность во всех отраслях. 
   Напрашивается вывод, что надо законодательно запретить ему поднимать ключевую ставку выше МИНИМАЛЬНОЙ рентабельности  в стабильных отраслях реальной экономики. Лишь в этом случае заработает естественный механизм переливов капиталов, установления равновесия спроса и предложения и выравнивания рентабельности по всем отраслям, как главный фактор остановки инфляции, действующий во всех развитых странах мира. 
   Что касается Минфина РФ - давно пора запретить культивирование колонизаторского бюджетного правила и колонизаторского "налогового манёвра", удваивающего внутренние цены на ГСМ, чем дополнительно вызывается рост цен всех отраслей. 
   2. Грозящая катастрофа. 
   В предыдущей публикации указано, что неплатёжеспособность широких слоёв населения порождает хроническую неудовлетворённость их базовых потребностей, заставляющую людей лезть в потребительские и ипотечные кредиты, не считаясь с их ценой. Каждое вливание денег - именно из-за хронической неудовлетворённости потребностей - вызывает у нас всплески цен, в отличие от развитых стран, где лишние деньги тут же уходят в инвестиции, не вызывая роста потребительских цен.   
   Высота процентных ставок кредитов, подпираемых ключевой ставкой ЦБ, выражает остроту неудовлетворённости базовых потребностей населения. Жёсткая денежно-кредитная политика, осложняя неплатёжеспособность неудовлетворённого спроса, заставляет нас набирать по два, три, пять, десять и более кредитов в разных банках, притом, уже не для потребления, а для уплаты процентов по ранее взятым кредитам. Рост процентных ставок стремительно загоняет нас в тупик. Мы уже не можем работать - нам некогда - мы отпрашиваемся с работы и носимся по банкам ради того, чтобы перекредитоваться. 
   А на каждом из нас висят иждивенцы, которых надо кормить. Рано или поздно, мы задумаемся о суициде и тихо уйдём из жизни, не доставляя хлопот властям. 
   Каждый подъём ключевой ставки Банка России вызывает рост цен кредитов и синхронизирует всплески тихих самоубийств. 
   Сейчас, после октябрьского подъёма ключевой ставки до 21 %, идёт возгонка новых страхов - о грядущем декабрьском  поднятии ставки. В масштабе России это готовит очередную - нарастающую - волну тихих самоубийств. Тихий уход из жизни - это не громкий митинг. Казалось бы, страна это переживёт. Но. За каждым ушедшим останутся в живых те, кому они были кормильцами.  Это проявится нарастающими всплесками беспризорности, проституции, криминала и других поступков отчаянья, накапливающегося в народе, словно перегретый пар в паровом котле. 
   Рано или поздно - котёл взорвётся - и станет страшнее, чем в украинских майданах. 
   3. Что надо срочно сделать. 
   ПЕРВОЕ. Президент России может и должен пресечь страхи очередного удорожания кредитов. Обратиться публично к Центробанку с требованием найти метод борьбы с инфляцией при снижении ключевой ставки вплоть до нуля. Это должно прозвучать как можно раньше, чтобы уже до Нового Года подарить тысячам людей жизнь и надежду, сбивая дурную ключевую ставку и дурные проценты по кредитам. 
   ВТОРОЕ. Как Гарант Конституции, Президент должен пресечь антиконституционную риторику главы Центробанка г-жи Набиуллиной, подменяющую обязанность поддержания стабильности покупательной силы рубля политикой "таргетирования" (целеполагания!) инфляции. 
  ТРЕТЬЕ. Президенту надлежит издать Указ по борьбе с инфляцией, а на будущее - внести в Госдуму соответствующий законопроект, включив следующие  пункты: 
   1) запретить Центробанку РФ устанавливать ключевую ставку выше одной четвёртой части от величины минимальной рентабельности по стабильным отраслям материального производства; например, если минимальная рентабельность равна 4 %, то ключевая ставка Банка России должна быть не выше 1 % годовых; 
   2) ввести для предприятий и организаций, имеющих - из-за повышенной рентабельности - большие запасы неиспользуемых денежных средств, - отрицательные процентные ставки, применяемые к остаткам на банковских счетах и в кассе, включая депозитные вклады, - чтобы стимулировать их вложения в расширение и совершенствование производств; 
   3) установить для предприятий и организаций, имеющих непропорционально большое имущество, не соответствующее их основному профилю, дополнительный налог на имущество по ставке, равной тройной ключевой ставке Банка России, - чтобы пресечь непроизводительные вложения денег в землю и другие активы; 
   4) запретить коммерческим банкам осуществлять залоговое кредитование; заменить залоговое кредитование, в том числе все ранее заключенные кредиты, операциями учёта предпринимательских векселей; все новые кредиты и векселя обеспечивать не залогами, а обязательствами выполнения согласованных бизнес-планов; вернуть предприятиям и предпринимателям всё ранее заложенное имущество; на остающиеся залоги назначить банкам налог на имущество в размере тройной ключевой ставки, - это повысит ответственность предприятий и банков при выдаче кредитов и учёте векселей, заставляя банки осуществлять функции проектного финансирования и гарантировать обеспеченность денег, выпускаемых в порядке кредитной эмиссии (или учёта векселей) продукцией новых производств; 
   5) осуществить за счёт Центробанка РФ (главного виновника сложившегося тупика) принудительное снижение процентных ставок по всем действующим потребительским и ипотечным кредитам, выданным гражданам России, с тем, чтобы фактические процентные ставки по ним, включая оплату сопутствующих услуг, впредь, не превышали 6 % годовых;             
   6) по Минфину РФ: запретить "бюджетное правило" и преобразовать "Фонд национального благосостояния" в "Фонд борьбы с инфляцией", снизив предельный норматив отчисления в него величиной 1 % от ВВП (вместо нынешних  10 %);  направить излишние средства, накопленные в этом фонде, на увеличение выплат пенсий всем пенсионерам, начиная с начала 2025 года, притом не пропорционально, а равными ежемесячными суммами для всех видов пенсионеров, - это примерно по 10-20 тысяч рублей ежемесячно каждому, - что снимет неудовлетворённость их неотложных нужд, как  главную причину потребительской инфляции, даст всем отраслям жизнеобеспечения народа надёжные рынки сбыта их продукции и услуг, спасёт тысячи жизней и укрепит государственность России.    
   И, наконец, ещё раз обращаем внимание на актуальность Радикальной реформы хозяйственного строя России согласно проекту: http://proza.ru/2024/09/08/431


Рецензии