Уезжанты
Если существует устойчивое привлекательное смысловое поле, философское его обоснование, русско-центричная историография и вырастающий из всего этого мощный и разнообразный дискурс, то, где бы человек ни проживал, он будет себя ощущать именно русским! Попробуйте человека, который, скажем, уже десять лет живёт т а м заставить взглянуть на Россию по-иному, уговорить его отвлечься от русофобских пропагандистских штампов. Человека, на которого нет и не может быть иных способов воздействия кроме апелляции и к историческим, и культурологическим отсылкам. Теперь представим себе степень разработанности оппонирующего западо-центричного либерального дискурса и степень его привлекательности даже для живущих у нас.
Да, да, именно у нас! Давайте скажем наконец прямо - при современном информационном состоянии чужим можно стать и никуда не уезжая!
Есть и ещё момент, допустим, человек уже много лет живёт т а м, и мы, к примеру, пытаемся его за это осудить. Но переехать в Россию, человеку, чья профессия связана с искусством, извините… в культуре у нас погоду определяют либералы-западники. Это, собственно, происходит автоматом, без признания на западе художника у нас всегда принимают со скепсисом, касается это причём даже позиционирующих себя как «патриотические» групп, (понимают ли они, что по факту тем самым признают свою вторичность? Тоже вопрос!). А признание т а м для нашего человека неизбежно подразумевает определённую степень к н и м лояльности. Человека с неудобными для них взглядами запад в лучшем случае не заметит, а нередко и просто прессует, дискредитируя в том числе и его творчество.
Какие же существуют идейные платформы, в рамках которых человек творческий может, так или иначе, говоря языком современным, «продвинуться»? Кроме либералов есть также привечаемое западом поле «патриотов» - хрустобулочников, то есть апеллянтов к старой архаичной России. Востребованность их у наших геополитических противников (хотя и сильно меньшая, чем либералов) понятна. Они рады видеть нас отсталыми, пережевывающими исчерпавшие себя более чем сто лет назад смыслы.
Что ещё остаётся? Прокремлёвские группки? Но туда ещё нужно попасть, а потом это те же вчерашние, перекрасившиеся на злобу дня в «патриотов» либералы. В оптике сегодняшнего на них взгляда проявляется удивительная близорукость многих наших сограждан. Довольно самого поверхностного экскурса на их восходящий к 90-м или даже к 80-м генезис чтобы понять, что ядро сегодняшнего партикулярного «патриотизма» составляет всё та же группа питерских либералов – западников. Да, они несколько изменили публичную риторику, отсеяли не входящих в их внутренний круг и сделавшихся слишком уж эпатажными русофобских кликуш, но мера эта вынужденная, необходимая по сути лишь чтобы запустить и возглавить некий происходящий сейчас процесс… Глубинная суть их осталась прежней, взгляните, допустим, к примеру, какие фильмы сейчас выпускаются, какие социальные философы продвигаются. ..
Итак, человеку русско-ориентированному в творческом поле остаётся либо маргинальный андеграунд, либо компромисс… Но андеграунд, строго говоря, возможен далеко не во всех творческих профессиях. В некоторых из них андеграунд равен творческому и профессиональному небытию. Артист, музыкант, он здесь и сейчас, в этом уязвимость его позиции. Он не может иметь отсроченного, посмертного успеха. И что в этом смысле можем мы от него требовать? Да собственно не больше, чем способны ему дать! Перестаёт ли он, уехав на запад, быть русским человеком? Нет, не перестаёт, иначе что же это за «русскость» такая? Он вспоен, вскормлен, воспитан русской культурой, и даже если он от неё отрекся, то вовсе не становиться ещё европейцем, а всего лишь отказавшимся от своих корней ренегатом.
Исторически у нас есть ещё одна сложность, которую я бы назвал анти-центричность России. Начиная с царя Петра, наш отказавшийся от русских глубинных смыслов правящий класс принялся заигрывать с западными паттернами. Сохраняя внешнюю имперскую оболочку, является он по своей сути периферией Запада. Традиция эта сохранилась и поныне. И это действительно даёт право определённым отождествляющим себя с Россией людям внутренне дистанцироваться от официоза. Но в этой дистанции есть своя мера, ярким примером которой служит Великая Отечественная Война, когда даже совершенно не разделяющие советских взглядов, люди очень хорошо понимали, какую из противоборствующих сторон представляла на тот момент Россия.
Итак, что я хочу сказать? Понятие культуры, понятие цивилизации гораздо шире конкретных территориальных привязок, и важно не только то, уехал человек или остался, а каких взглядов он придерживается. Какие смыслы несёт. На чью мельницу льёт он воду. И, подводя итог, уверенно можно сказать, что уехавший вполне способен оставаться русским человеком.
Свидетельство о публикации №224121101875