Элементарные частицы физики и психики
Физики утверждают, что любое вещество состоит из молекул, молекулы, в свою очередь, состоят из атомов, а атомы состоят из физических элементарных частиц: кварков, глюонов, протонов, нейтронов и электронов. Как считает современная наука, кварки и глюоны, из которых состоят атомные ядра, и «примкнувшие к ним» электроны на сегодняшний день являются самыми элементарными частицами.
А из чего состоит наше сознание? Не мозг, который просвечивается томографами и рассекается на тончайшие слои скальпелями, а именно сознание?
Как отмечал в своё время академик АМН СССР Пётр Кузьмич Анохин:
«Ни одну из “мыслительных” операций, которые мы приписываем “разуму”, до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно психическое возникает вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных — нематериальных духовных сил?».
На сегодняшний день у науки нет ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Строго говоря, у неё нет даже ответа на вопрос «Что такое сознание?».
Как отмечает известный австралийский учёный Дэвид Чалмерс в своём бестселлере 1996 года «Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории»:
«“Международный психологический словарь” даже не пытается напрямую охарактеризовать сознание:
“Сознание: наличие восприятий, мыслей и чувств; осведомлённость. Нельзя определить этот термин, не прибегая к терминам, непостижимым без уяснения того, что имеется в виду под сознанием. Многие попадают в ловушку смешения сознания с самосознанием — для сознания нужно лишь осознание внешнего мира. Сознание — удивительный, но ускользающий феномен: невозможно уточнить, что оно такое, что оно делает и почему эволюционировало. Ничего стоящего о нём не написано” (Sutherland 1989)».
Видят учёные на срезах мозга какие-то извилины (если они, конечно, были у почивших в бозе обладателей этого мозга), видят на экранах томографов какие-то «вспышки слева», «вспышки справа», а вот разгадать тайну сознания, увы и ах, не способны. При вскрытии черепной коробки ни сознания, ни души, ни ума не обнаруживается.
Иль вот: живой предмет желая изучить,
Чтоб ясное о нём познанье получить,—
Учёный прежде душу изгоняет.
Затем предмет на части расчленяет
И видит их, да жаль: духовная их связь
Тем временем исчезла, унеслась!
Гёте «Фауст»
А вот буддисты учёными не являются. Не разрезали они мозг на тончайшие лоскуты, не просвечивали его томографами, однако более двух тысяч лет назад, ещё до Рождества Христова, создали свою философию сознания. И в этом им помогла не суперсовременная механическая и электронная техника, а древнейшая изощрённая психотехника. Товарищи учёные! Доценты с кандидатами! Слыхали что-нибудь об оной?
Согласно этой древней философии, сознание состоит из элементарных частиц психики, подобно тому как мозг состоит из элементарных частиц физики: всех этих кварков, глюонов, протонов, нейтронов, электронов и иже с ними... Все феномены сознания — восприятие, интеллект, эмоции, интуиция и т.д. — есть различные комбинации элементарных частиц психики, как и все феномены материи — камень, ножницы, бумага, живые клетки, нервы, мозг и т.д. — являются лишь различными комбинациями элементарных частиц физики.
(Правда, в живых клетках, нервах и мозге есть ещё нечто, чего нет ни в камне, ни в ножницах, ни в бумаге. Христиане называют это нечто Святой Дух: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа...»)
Эти элементарные частицы психики, из которых состоит уже не мозг, а сознание всех живых существ, буддисты называют «дхармы». Именно их мимолётные комбинации рождают и восприятие, и квалиа*, и мысль, и бурю эмоций... (Бурные и продолжительные аплодисменты!)
*Квалиа — это отсутствующие в физическом мире психические качества, расцвечивающие бесцветный мир физики во все цвета радуги, преобразующие внешние звуковые волны в звуки внутри головы, а различные виды электромагнитного взаимодействия — в обоняние, осязание и вкус. Вне сознания, в мире неодушевлённой природы этих психических качеств просто не существует, что составляет так называемую «трудную проблему сознания» (англ. “hard problem of consciousness”) .
***
Если физики классифицируют по различным признакам свои элементарные частицы на адроны, лептоны, фермионы, бозоны и так далее, то буддисты классифицируют элементарные частицы психики — дхармы — посредством пяти больших «омрачённых страстями» куч (на санскрите — «скандх»): рупа, ведана, санджня, самскара и виджняна.
Академик Российской Академии наук Фёдор Ипполитович Щербатской ещё в далёком 1918 году (аккурат гражданская война шла в то время в России!) в своей классической работе «Философское учение буддизма» описывал эти группы элементов таким образом:
«С точки зрения частей, входящих в состав личности, элементы бытия объединяются в 5 групп (так называемых «скандх»): группа физическая, или тело, и 4 группы элементов душевных: 1) чувствования, приятные или неприятные, 2) понятия, 3) воля и 4) сознание. <…> Итак, вместо одной души, которой вовсе нет, мы имеем чувствования, понятия, волю и сознание».
В своей книге «Религии мира: опыт запредельного» (1997 год) выдающийся российский востоковед, доктор философских наук Евгений Алексеевич Торчинов отмечает следующее:
«Интересен уже сам порядок перечисления скандх, основанный на описании процесса восприятия: 1) наличие материального объекта, 2) его восприятие и вызванное им ощущение приятного, неприятного или нейтрального, 3) формирование интрапсихического образа воспринятого объекта, представления, 4) установление активно заинтересованного (со знаками плюс или минус) отношения к нему и следующие за этим акты, 5) сознание как основа и сопровождающий фактор всего описанного процесса».
Последняя по порядку, но не по значения скандха — виджняна — это собственно человеческое сознание. И в санскрите, и в производном от него русском языке слова «виджняна» и «сознание» — составные: ви-джняна и со-знание. «Джняна» как раз и означает на санскрите «Знание», но знание не простое, а Высшее Знание. В свою очередь, «виджняна» — всего лишь сопричастность этому Высшему Знанию, со-Знание. В буддизме Махаяны существует целое направление, которое так и называется — «учение о сознании» (санскрит — «виджнянавада»). По иному — «йогачара» — практика йоги.
Виджняна есть общая способность ощущать, различать, распознавать, которая включает в себя шесть форм распознавания: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, наконец, ментальное. Если санджня означает познание через конструирование единства, то виджняна, наоборот, означает познание через дифференциацию, анализ.
Здесь-то, в этом анализе, и заключается проблема проблем как сознания, так и познания: дуальность, дихотомия, деление Мира, находящегося в состоянии его неразрывного голографического Единства, на субъект познания (например, человека) и объект познания — внешний мир, Вселенную. В буддийской философии сознания это деление, дихотомия и есть коренной порок сознания, который следует искоренить, дабы обрести Пробуждение от грёз сонного царства сознания, ввергающего нас в психическое королевство кривых зеркал.
Да, далековато современной науке со всеми её скальпелями и томографами до древней буддийской мудрости. Хотя...
Австралийский нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1963 года сэр Джон Кэрью Экклс (англ. John Carew Eccles) в ХХ веке от Рождества Христова пришёл к весьма и весьма похожему умозаключению. (Как говорится, новое есть хорошо забытое старое.) Совместно со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, они написали книгу «Тайна человека» (The Human Mystery, 1979). В ней авторы прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела».
«Я могу экспериментально подтвердить, — пишет Экклс, — что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него и состоит из элементарных единиц «психонов», которые подают мозгу шифрованные сигналы. Извне!»
За шестьдесят лет до написания сэром Джоном Экклсом книги «Тайна человека» вышеупомянутый академик Щербатской в своей работе «Философское учение буддизма» отмечал:
«по учению буддистов, отдельные элементы ежемгновенно появляются и исчезают безо всякого следа. “Дхармы”, следовательно, постоянно откуда-то возникают и куда-то исчезают».
(Найдите десять отличий между древними буддийскими «дхармами» и современными научными «психонами»!)
Какова же тогда роль мозга в таком случае? Правильно! Мозг есть живой интерфейс между миром физики и миром психики, корни которого таятся «извне» человеческого мозга! (Вот бы ещё узнать, где находится это «извне», откуда дхармы приходят и куда уходят.) Психофизическая проблема решена! (Нобелевскую премию пришлите! А-у!)
Вот от этого понимания элементарных частиц психики, сознания, «души, которой вовсе нет», а также роли головного мозга в деятельности психики мы впредь и будем отталкиваться.
Продолжение следует:
11 декабря 2024 года
Свидетельство о публикации №224121100363