64. От А до Я...
расположенная в алфавитном порядке.
Анатоль Франс,
лауреат Нобелевской премии
А.
Адванс – игра, в которой разрешается использовать помощь компьютера.
Атака - наступательные действия (серия ходов) в партии, наиболее решительный способ достижения цели.
Атака шашки g5 (дебют) - 1.cd4 fg5 2.gh4
Атакёр - игрок, предпочитающий атакующий стиль игры.
Анализ - изучение, разбор и оценка создавшейся ситуации.
Армагеддон - заключительная, решающая партия матча в случае ничейного исхода, как основной части матча, так и тай-брейка.
Б.
Безупорная шашка - простая шашка, у которой отсутствует упор для размена.
Блокада - торможение продвижения вперёд шашек соперника.
Большак, = большая или главная диагональ (дорога) - самая длинная диагональ на шашечной доске.
Бортовые поля - поля крайних вертикалей шашечной доски.
Бортовые шашки - шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски.
В.
Вариант - цепочка логически связанных между собой ходов.
Вилка - одна из характерных позиций в борьбе дамки против двух простых.
Вилочка (дебют) 1. cd4 de5. 2. gf4
Выигрыш - победа одной из сторон в шашечной партии.
Выжидательный ход - тихий ход для передачи хода оппоненту.
Г.
Гамбит - жертва шашки в дебюте для захвата инициативы.
Гамбит Кукуева (дебют), 1.cd4 fg5 2.dc5 b: d4 3.e: c5 d: b4 4.a: c5 gf4.
Гибельное начало (дебют) 1. cd4 fe5 2. d:f6 g:e5 3. ab4!
Городская партия (дебют) 1.cd4 dc5 2.bc3 (или 2.dc3) 2…fg5 3.cb4. Теорией ранее выделено следующие самостоятельные варианты-дебюты:
- Городская партия c 3…gf6: 1.cd4 dc5 2.bc3 fg5 3.cb4 gf6 4.b4:d6 e7:c5;
- Городская партия c 3…ba5: 1.cd4 dc5 2.bc3 fg5 3.cb4 ba5;
- Городская партия c 2.dc3: 1.cd4 dc5 2.dc3 fg5 3.cb4 gh4 4.bd6 cc3 5.bd4 ba5;
- Городская партия c 3.gf4: 1.cd4 dc5 2.bc3 fg5 3.gf4
Д.
Дамка (устар. доведь) - сильнейшая шашка в игре, достигшая тихим или ударным ходом дамочного ряда в лагере соперника.
Дамка (одинокая). Оставшаяся в окончании шашечной партии дамка при отсутствии простых шашек этого же цвета.
Дамочные поля - поля, находящиеся в первом и последнем горизонтальных рядах шашечной доски.
Дамочное окончание – заключительная стадия партии, в которой хотя бы одна из сторон имеет дамку или несколько дамок.
Двойная игра Бодянского (дебют) 1.ab4 hg5 2. gh4 gf4 3. d:g5. bc5
Двойник - две параллельные диагонали a7-g1 и b8-h2, пересекающие большую дорогу.
Двойной кол (дебют) 1.cd4 ba5 2. dc5 d:b4 3. a:c5 fg5 4. bс3 gf6 5. gh4 gf4 6. e:g5 h:f4. Возможна перестановка ходов 1.cb4 ba5 2.bc5 d:b4 3.a:c5
Дебют - начальная стадия партии, во время которой противники развивают шашки из исходного положения так, чтобы придать желаемый характер дальнейшему течению игры.
Ж.
Жертва - добровольное предоставление противнику материального преимущества с целью получения каких-либо выгод, а также отдача противнику шашки (шашек) при проведении комбинации.
Жертва Кукуева (дебют) - (синоним: Гамбит Кукуева) 1.cd4 (или 1.cb4) 1…fg5 2.dc5 db4 3.ac5 bd4 4.ec5 gf4 5.ge5 cb6
Жертва Мазурка (дебют) 1.cd4 dc5 2.gf4 cd6 3.de5 f:d4
Жертва Шошина - Харьянова (дебют) - (синоним: Гамбит Шошина = Харьянова) 1.gh4 fe5 2.ed4 ef6 3.de3 hg5. 4.ed2 ba5. 5.fg3
Жертва (интуитивная) - не поддающаяся точному расчёту.
Жертва (корректная) - которую нельзя опровергнуть.
Жертва (отвлекающая) - с целью перевода на другое поле неприятельской шашки, мешавшей сделать выгодный ход.
З.
Зажим - особый вид связывания части сил противника, при котором эта часть становится неподвижной.
Запирание - приём, цель которого лишить шашку (шашки) противника возможности сделать ход.
Застава - приём в шашечном эндшпиле: дамка отсекает по диагонали группу неприятельских простых шашек.
Золотая шашка - так называют шашку е1 белых и d8 чёрных.
Защита Святого – Коршунова (дебют) 1.cd4 fg5 2.bc3 gh4 3.cb4 de5 4.df6 eg5
Защита Сокова (дебют) 1.cd4 fg5 2.bc3 ef6
Защита Чайковского (дебют) 1.cb4 de5 2.ba5 fg5
Зрение комбинационное – способность видеть тактические возможности позиции.
И.
Игра.- Разновидность ведения игры, не меняющая основных правил.
Игра в поддавки. Разновидность игры в шашки, где целью является либо отдача противнику всех своих шашек, либо отдача части их и запирание оставшихся на доске.
Игра вслепую. Способ игры, при котором один из противников играет против другого (или одновременно против нескольких), не глядя на доску, а объявляя свои ходы вслух.
Игра Блиндера (дебют) 1.cb4 fg5 2. 2.dc3
Игра Боброва (дебют) 1.ef4 fg5 2. de3
Игра Бодянского (дебют) 1.ab4 ba5 2.ba3
Игра Вертмана (дебют) 1.cb4 fe5 2.еf4 еf6 3.ba5 fg5 4.bс3 g:e3 5.f:f6 g:e5 6.gh4
Игра Дьячкова (дебют) (синоним Защита Дьячкова) 1.cd4 fg5 2.bc3 gf6 3.cb4 b:c5 4.d:b6
Игра Каулена (дебют) 1.gf4 fe5 2. hg3
Игра Когана (дебют) 1.cd4 fg5 2.bc3 gh4 3.cb4 de5 4.d:f6 g:e5
Игра Матасова - Петрова (дебют) 1. ef4 fg5 2.fe5 d:f4 3.g:e5
Игра Медкова (дебют) 1.cd4 fg5 2.bc3 gf6 3.ab2 dc5 4.gh4
Игра Петрова (дебют) 1.gh4 ba5
Игра Рамма - Цукерника» (дебют) 1.cd4 fg5 2.gf4 gf6 3.bс3 gh4 4.fg5
Игра Романычева (дебют) 1.cd4 fe5 2.d:f6 e:g5
Игра Филиппова (дебют) 1.ed4 hg5 2.gh4
Игра Филиппова - Блиндера (дебют) 1.cb4 fg5 2. ed4 dc5 3. b:d6 e:e3 4. f:d4
Игра Шмульяна (дебют) 1.ef4 fg5 2.cb4
Игра молниеносная (блиц). Игра с ограниченным временем на обдумывание ходов.
Игра комбинационная. Игра, которую оба противника или один из них ведут, ставя перед собой цель, прежде всего, осуществить комбинацию, подчас допуская при этом отдельные позиционные уступки.
Игра кооперативная. Игра, в которой стороны не борются, а действуют заодно, стараясь достигнуть заданного положения.
Игра на три результата - непредсказуемое положение на доске, когда возможен любой исход партии.
Игра «обезьянья». Условное название серии ходов, когда один из соперников копирует (зеркально) ходы другого.
Игра равная. Установленное при оценке позиции отсутствие в ней преимущества какой-либо стороны.
Игра темповая. Ведение партии, основанное на соображениях, связанных с расходованием темпов.
Игра форсированная. Игра, где каждый тихий ход соперников является единственным и вынужденным (для атакующей стороны - создание угроз, у защищающейся стороны — защиты).
Идея комбинации. Удар, завершающий комбинацию.
Избавление от собственных шашек Комбинационный приём с устранением своих же простых, мешавших провести удар.
К.
Киевская защита (дебют) 1.cd4 fg5 2.bc3 gh4 3.cb4 hg5
Киевский кол (дебют) (синоним: «Новокиевская защита») 1.cd4 fg5 2.bc3 gh4 3.cb4 hg5 4.bc5 d:b4 5.a:c5 cd6
Классический косяк (дебют) 1.cb4 fg5 2.gf4 gf6 3.bc3 bc5 4.ba5 gh4
Кол (дебют) 1. cd4 ba5 2.dc5 d: b4 3.a: c5.
Кол отказанный. Дебют, характеризующийся ходами 1.cd4 ba5 2.bc3 ab6 3.ab2 или 1.cd4 ba5 2.ef4.
Кол - угловик (дебют) 1.cd4 ba5 2.dс5 d:b4 3.a:c5 fg5 4.bc3 gf6 5.gf4 gh4 6.cd4 fg5 7.cb6 a:c5 8.d:b6.b4 fg5. 2. gf4 gf6. 3. bc3 bc5
Колонка боевая (ударная) - три (или две, если одна из них бортовая) шашки, стоящие на диагонали одна за другой. Боевая колонка позволяет произвести нужный размен.
Контратака - наступление в ответ на атаку соперника.
Концовка - шашечное произведение с количеством шашек у каждой из сторон не менее пяти. Выполнение задания обычно носит форсированный характер. Если к цели приводит ряд последовательных ходов, связанных с жертвами шашек, то концовка называется комбинационной.
Корректная жертва - это жертва, которую нельзя опровергнуть.
Косяк (дебют) 1.cb4 fg5 2.gf4 gf6 3.bc3
Косяк обратный. Дебют, характеризующийся ходами 1.cb4 fg5 2.gf4 gf6 3.bc3 fe5.
Косяк Перельмана (дебют) 1.cb4 fg5 2.gf4 gf6 3.bc3 bc5 4.ba5 gh4 5.cb4 fg5
Косяк Саргина (дебют) 1.cb4 bc5 2.bc3 fg5 3.cd4 gf6 4.db6 ac5
Косяк Селезнёва (дебют) (синоним: «Косяк Хромого») 1.cb4 fg5 2.gf4 gf6 3.bc3 bc5 4.ba5 сb4 5.ac5 db4
Косяк с разменом на g5 (дебют) 1.cb4 fg5 2.gf4 gf6 3.bc3 gh4 4.fg5 hf4 5.hf4
Ключ. Ключевая позиция - построение шашек сильнейшей стороны в нормальных окончаниях, обеспечивающее быструю поимку неприятельской дамки. Ключами можно считать построения три дамки против одной, известные под названиями Треугольник Петрова и Штык Гоняева.Обратный кол (русские шашки). Дебют, характеризующийся ходами 1.cb4 fe5 2.gh4 ef4 3.e: g5 h: f4.
Л.
Ленинградская защита (дебют) 1.cd4 fg5 2.bc3 gf6 3.cb4 bа5 4.dc5
Летающие шашки - разновидность игры на 64-клеточной доске, когда в начальной позиции с помощью жребия могут быть передвинуты на другое поле шашки обоих соперников (реже — только одного). Жеребьёвка проводится по специальной таблице, разработанной Международной федерацией шашек. В жаргоне шашистов такая игра называется «леталкой».
Лёгкая партия - шашечная партия в неофициальном формате и без контроля времени.
Ловушка -западня, в которую пытаются завлечь оппонента.
Любки - положение, когда шашка находится на одной диагонали между двумя шашками противника и может побить любую из них.
М.
Манёвр - несколько тихих или ударных ходов для достижения определённого преимущества.
Миттельшпиль - срединная стадия шашечной партии, в которой ещё присутствует большое количество борющихся сил и во время которой происходит главное сражение. В русских шашках миттельшпиль наступает после 7—10 ходов.
Н.
Насиловать позицию - игра без учета позиции, как правило, себе во вред.
Начало Ивашко (дебют) 1.cd4 fg5 2.dc3 (с перестановкой ходов: 1.ed4 fg5 2.de3)
Ничья - в русских шашках по правилам может быть официально зафиксирована ничья. Она объявляется, если оба игрока не могут выиграть, а состязание зашло в логический тупик. Ничья признается и в случае, если последние 15 ходов были сделаны дамками без передвижения простых шашек и взятия фишек противника.
Новое начало (дебют) (синонимы: Защита Купермана, Начало Купермана) 1.cd4 bc5 2.d:b6 a:c5
Новоленинградская защита (дебют) 1.cd4 fg5 2.bc3 gh4 3.сb4 gf6 4.dc5
Нотация - система обозначения полей шашечной доски для ведения записи партии или отдельных позиций.
О.
Окончание - 1. то же, что эндшпиль. 2. Часть терминов, описывающих эндшпильную позицию.
Окончание (дамочные). Партии, в которых на доске присутствует хотя бы одна дамка.
Окончание нормальное. Изученные в теории и часто возникающие в игре дамочные окончание, закономерный результат в которых, как правило, не зависит от очереди хода и известен заранее.
Окончания учебные. Позиция, составленное с целью продемонстрировать какую-либо интересную эндшпильную идею или приём.
Оппозиция -- противостояние белых и чёрных простых шашек на одной вертикали, горизонтали или диагонали.
Отсталая (слабая) шашка - шашки a1 и h2 у белых, и a7 и h8 у чёрных (в начальной позиции).
Обратная вилочка (дебют) 1.gf4 fe5 2.cd4
Обратная городская партия (дебют) 1.cb4 fe5; 2.ef4 gf6 (или 2…ef6); 3.ba5 fg5; 4.bc3 g:e3; 5.d:f4
Обратная игра Бодянского (дебют) 1.cd4 hg5 2.gh4
Обратная игра Дьячкова (дебют) 1.cb4 fg5 2. gf4 gf6 3. bc3 fe5
Обратная старая партия (дебют) 1.cb4 fe5 2.ef4 gf6 3.de3
Обратный кол (дебют) 1.cb4 fe5 2.gh4 ef4 3.e:g5 h:f4
Обратный кол - угловик (дебют) 1.cb4 fe5 2.gh4 ef4 3.e:g5 h:f4 4.ba5 gf6 5.bc3 hg7 6.cb4
Обратный косяк (дебют) 1.cb4 fg5 2.gf4 gf6 3.bc3 fe5 4.ab2, или 4.ba5
Обратный отыгрыш (дебют) 1.gf4 fe5 2.fg3 gf6 3.gh4 eg3 4.hf2
Обратный перекрёсток (дебют) 1.cd4 de5 2.bc3 ed6 3.gh4
Обратный тычок (дебют) 1.cb4 fg5 2.bc3 gf4
Одинокая дамка – это дамка, оставшаяся в окончании шашечной партии при отсутствии простых шашек этого же цвета.
Отвлекающая жертва - это жертва с целью перевода на другое поле неприятельской шашки, мешавшей сделать выгодный ход.
Отказанная городская партия (дебют) 1.cd4 dc5 2.dc3 fg5 3.gh4 gf4 4.e:g5 h:f4 5.fg3 c:e3 6.g:e5 bc5 7.ed6 c:e5 8.cd4 e:c3 9.b:f2
Отказанная игра Блиндера (дебют) 1.cb4 fg5 2.dc3 gh4 2... gf6
Отказанная игра Бодянского (дебют) 1.ab4 c ответом черных 1…fe5, или 1…hg5, или 1…bc5.
Отказанная игра Каулена (дебют) 1.gf4 c ответом 1…dс5 или 1…ba5.
Отказанная игра Петрова 1.gh4 с ответом 1…fe5, или 1…fg5, или 1…bc5.
«Отказанная игра Филиппова» (дебют) 1.ed4 с ответом 1…bc5, или 1…fe5, или 1…fg5.
Отказанная обратная городская партия (дебют) 1.cb4 fe5 2.ef4 ba5
Отказанная обратная игра Бодянского (дебют) 1.cd4 hg5 2.bc3, или 2.gf4, или 2.bc3, или 2.gf4
Отказанный кол (дебют) 1.cd4 ba5 и 2.bс3 или 2.gf4 и даже 2.ef4
Отказанный косяк (дебют) 1.cb4 fg5 2.gf4 gf6 3.bc3 de5 или dc5
Отказанный косяк Блиндера (дебют) 1.cb4 fg5 2.gf4 gf6 3.bc3 de5
Отказанный косяк Саргина (дебют) 1.cb4 bc5 2.bc3 fg5 3.cd4 gf4
Отказанный косяк Сокова (дебют) 1.cb4 fg5 2.gf4 de5 3.f:d6 c:e5
Отказанный обратный кол (дебют) 1.cb4 fg5 1.. fe5 2.gh4 ba5 3.h:f6 a:c3 4.b:d4
Отказанный обратный перекрёсток (дебют) 1.cd4 de5 2.bc3 ed6 3.gh4 hg5 либо 3…fe7
Отказанный отыгрыш (дебют) 1.cd4 dc5 2.bc3 cd6 3.cb4 fe5 4.d:f6 g:e5
Отказанный отыгрыш Иванова (дебют) 1.cd4 dc5 2.bc3 cd6 3.cb4 fe5 4.d:f6 g:e55.ba5 hg7 6.a:c7 d:b6
Отказанный перекрёсток (дебют) 1.cd4 de5 2.bc3 ed6 3.gh4 hg5 либо 3... fe7
Отказанный центральный тычок (дебют) 1.gf4 fg5 2.cd4 gf6 3.hg3 ba5
Отыгрыш (дебют) 1.cd4 dc5 2.bc3 cd6 3.cb4 ba5 4.d:b6 a:c7. Отыгрыш с 2.dc3: 1.cd4 dc5 2.dc3.
Отыгрыш с 3.ab2: (дебют) 1.cd4 dc5 2.bc3 cd6 3.ab2. Отыгрыш с 3.gf4: 1.cd4 dc5 2.bc3 cd6 3.gf4. Отыгрыш Сокова с 2.gh4: 1.cd4 dc5 2.gh4
П.
Партия: - 1. совокупность ходов, сделанных во время игры от её начала и до конца.
- 2. процесс борьбы двух противников, в распоряжении которых доска и комплект шашек.
Партия (консультационная). Партия, которая с одной или обеих сторон ведется группой шашистов-консультантов.
Партия (легкая). Партия, которая играется вне какого-либо соревнования, то есть не носит официального характера.
Партия (отложенная). Не доигранная до конца партия, которая была прервана с тем, чтобы впоследствии продолжить её и закончить. 3. В названиях дебютов
Партия! - слово, которое предлагает сдаться сопернику (партия проиграна).
Переразвитие - положение шашек одного лагеря, когда их оценочное число значительно больше оценочного числа шашек противника, что при некоторых схемах игры бывает невыгодно.
Петля - расстановка шашек для ловли дамки противника.
Перекрёсток (дебют): 1.cd4 de5 2.bc3 ed6 3.ef4.
Перекрёсток (обратный). (дебют), 1.cd4 de5 2.bc3 ed6 3.gh4 dc5 (или fe7).
План игры - составление общей стратегической идеи, на игру в партии.
Побить - делая ход, убрать с поля неприятельскую шашку, а свою шашку поставить, перенеся её через это поле. Бывает возможно одним ходом побить несколько шашек. Снятые шашки удаляются с доски только после завершения хода (правило, позволяющее проводить турецкий удар).
Поддавки - формат игры, в котором побеждает игрок, отдавший все шашки.
Поддача – преднамеренная постановка шашки под удар.
Подрыв - ослабление позиции соперника.
Подрыв поля - удаление с поля неприятельской шашки.
Позиция - расположение шашек на шахматной шашечной доске.
Позиция (безразменная) - неудачная расстановка шашек, в которой нет возможности произвести размен.
Позиция (безупорная) - положение (у одной из сторон) на шашечной доске, в котором отсутствуют упоры, что лишает возможности произвести размен.
Позиция (начальная) - расположение фигур или шашек в начале партии до первого хода белых.
Позиция неестественная - положение на шашечной доске, при первом взгляде на которое ясно, что при осмысленной игре противников случиться оно не может.
Позиция (ничейная) - положение на шашечной доске, в котором при обоюдной безошибочной игре партия должна закончиться вничью.
Позиция (открытая) - шашечная позиция, в которой отсутствуют связки и зажимы.
Позиция (отложенная) - положение в прерванной для откладывания шашечной партии перед тем, как будет записан секретный от противника ход.
Позиция Саргина - крайне важная для теории окончаний позиция, исследованная в конце XIX в. замечательным русским теоретиком и историком шашек Д. И. Саргиным (Б.:Д.h2, пр.b4, c3; Ч.:Д.g1; при ходе белых - выигрыш, при ходе чёрных = ничья).
Позиция (типичная) - позиция, характерная для того или иного дебюта, определенного типа миттельшпиля или эндшпиля.
Позиция (центровая) - положение, в котором половина или большее число центральных полей заняты шашками.
Позиция (гамбитная позиция) - некоторые симметричные позиции, в которых желательно иметь запасные темпы.
Позиция (коловая) - позиция на шашечной доске, характерной деталью которой является наличие коловой шашки.
Позиция (симметричная) - позиции на шашечной доске, когда шашки белых расположены симметрично по отношению к шашкам чёрных.
Поле (бортовое) - поле, расположенное на бортах шашечной доски.
Поле (дамочное) - поле шашечной доски, где простая шашка превращается в дамку. Поля 1-го и 8-го рядов.
Поле (коловое, кол) - стратегически важные поля f5 и f4.
Поле (открытое, дамочное) - поле дамочного ряда, с которого шашка уже ушла, что увеличивает комбинационные возможности противника.
Поле (преддамочное) - соседние с дамочными поля 2-го и 7-го рядов.
Поля (центральные, центр) - наиболее ценные поля шашечной доски c5, d4, e5, f4.
Поправляю - слово, которое должен произнести шашист перед прикосновением к шашке, чтобы не быть обязанным ими ходить.
Правило 6 ряда - при единоборстве двух проходных простых наступающая выиграет, если первой станет на 6 ряд (Б.:c5; Ч.:g7; при ходе белых выигрыш, при ходе чёрных ничья).
Приём (запрещенный) - противоречащее правилам соревновании или спортивной этике наказуемое действие спортсмена во время соревнований или тренировки.
Приём (коронный) - приём из технического арсенала спортсмена, доведенный до высшей степени совершенства и чаще всего применяемый им для достижения победы в соревнованиях.
Простая - каждая шашка из начальной расстановки и до превращения её в дамку.
Простая (проходная) - шашка, у которой нет препятствий на пути к дамочному ряду.
Прорыв - игровой приём, имеющий целью получение дамки и обычно связанный с жертвой шашки.
Р.
Размен - серия ударных ходов, в результате которых бьётся равное количество белых и чёрных простых или дамок. Размен - меняет темповое число (кроме скользящего размена).
Размен (выигрывающий) - меняющий темповое число в свою пользу, что приводит к победе.
Размен (вперёд (назад). Такой размен одной шашки на одну, при котором простая, бившая последней, сделала прыжок вперёд (назад).
Размен (скользящий) - такой, что не изменяет темповое число.
Разменная комбинация - комбинация, в которой выигрывается не материальное преимущество, а позиционное.
Разменяться - осуществить размен шашки на одну, или двух на две, или трех на три и т. п.
Распутье (на распутье) - ситуация в партии, когда простую, достигшую преддамочного ряда, можно следующим ходом превратить в дамку. Но эта дамка сразу уничтожается.
Рейтинг - уровень относительной силы игрока, измеряемый числовым коэффициентом.
Решето - расположение шашек, при котором между ними имеются свободные поля.
Рикошет - шашечный удар.
Рожон - белая шашка, расположенная на поле d6 или f6, или чёрная, расположенная на поле c3 или e3, и противостоящая двум шашкам противника.
Роздых - позиция со свободным темпом. Возникает, когда соперник обязан совершить взятие, но очередь хода принадлежит другой стороне.
С.
Самообложение - положение, в котором собственные шашки ограничивают действие своих сил.
Связка - расположение сил, при котором несколько шашек одной стороны сковывают (связывают) такое же или большее число шашек противника.
Сеанс (одновременной игры) - массовое мероприятие, в котором сильный шашист играет одновременно много партий против большого числа участников сеанса.
Сеанс (одновременной игры вслепую) - особый вид соревнования, когда сеансер играет против соперников, не глядя на доску: ему называют номер доски и сделанный на ней участником ход, а он, представляя в уме позицию, объявляет свой ответ.
Сеанс (одновременной игры с часами) - особый вид соревнования, проводимый сеансером обычно против 6-10 участников относительно высокой квалификации, при этом учитывается и ограничивается время каждого участника для обдумывания ходов в его партии, сеансеру же дается такое же время на сумму ходов во всех партиях сеанса.
Слепая партия (дебют) Слепая партия c 1…fe5: 1.cb4 fe5 2.ef4 ef6 3.ba5 fg5 4.fe3 gh4 5.gf2. Слепая партия c 1…de5: 1.cb4 de5 2.ba5 bc5 3.ef4 ed6 4.bc3 fg5 5.fe3 gh4 6.gf2
Старая партия (дебют) 1.cd4 dc5 2.bc3 ed6.
Столбняк - позиция, где дамка, стоящая на дамочном или на бортовом поле, скованы одной или двумя дамками противника.
Стрела - удар, при котором все три побитые шашки стояли на одной диагонали (Б.:h2; Ч.:c7, e5, g3. 1. h: b8).
Т.
Табия - типичная позиция того или иного дебюта, где, как правило, закончена мобилизация сил и начинается миттельшпиль.
Темп - единица меры продвинутости шашек, то есть тихий ход простой.
Темп (свободный) - ход, совершаемый, когда под ударом противника стоит какая-либо шашка, и потому его ответ (взятие этой шашки) известен заранее, что облегчает подготовку комбинации.
Тихий ход - ход шашки без взятия.
Тонкость - скрытая от поверхностного взгляда суть позиции, манёвра, хода.
Треугольник Петрова - расположение шашек на доске при ловле тремя дамками одной дамки противника.
Тройник - диагонали a3-f8 и c1-h6, находящиеся по обе стороны большой дороги, и две маленькие диагонали a3-c1 и f8-h6, их соединяющие.
Тычок (дебют). 1. Белая (чёрная) простая c5 (f4), задерживающая при отсутствии неприятельской простой a5 (h4) его шашки a7 и c7 или a7 и e7 (f2 и h2 или d2 и h2). 2. Дебют, характеризующийся ходами 1.cb4 fg5 2.bc5 d: b4 3.a: c5 b: d4 4.e: c5.
Обратный тычок (дебют) 1.cb4 fg5 2.bc3 gf4 3.e: g5 h: f4 4.g: e5 d: f4.
Турецкий удар - ударный ход, когда уже сбитая, но не снятая до окончания взятия шашка останавливает бьющую.
Турнир - разновидность шашечного соревнования, в котором участвуют более двух игроков.
Турнирная таблица - документ, в котором фиксируются результаты партий участников турнира.
У.
Угол Березнеговского. Один из способов заключения шашек (дамки на g1 и простой на f2 или дамки на g1 и двух простых на f2 и h2) в задаче.
Угроза - игровой приём, суть которого в том, чтобы создать для противника опасность (удара, выигрыша шашки, прорыва, связки и т. д.) и этим заставить его защищаться вынужденными ходами.
Угроза (двойная) - две угрозы, одновременно возникшие в результате сделанного хода.
Угроза (неотразимая) - угроза, от которой нет удовлетворительной защиты.
Удар 1) взятие нескольких шашек; 2) Комбинация.
Удар (круговой) - финальный удар комбинации, когда совершающая его простая шашка, попав на дамочное поле, бьёт дальше, заканчивая этот ход на той клетке, с какой начала его.
Удар (перфорирующий) - удар, которым из неприятельской цепи шашек выбиваются те, что мешают произвести заключительное взятие.
Удар (турецкий Удар) – удар, при котором уже побитая (но не снятая с доски до окончания хода) шашка останавливает бьющую шашку
Упор Шашка - стоящие на бортах и в основаниях ударных колонок. И те и другие создают возможности производить размены.
Ф.
Фланг - левая или правая половина шашечной доски.
Форсированная игра - игра, где каждый тихий ход соперников является единственным и вынужденным (для атакующей стороны — создание угроз, у защищающейся стороны защиты).
Фук – В шашках «взять за фук» означало то, что играющий не сделал обязательного хода, не побил шашку противника. Вместо него он сделал другой ход. При очередном ходе противник берёт эту шашку «за фук». Это означает, что играющий «профукал» шашку. Хорошие игроки фука не признают, и ещё в 1895 г. участники Всероссийского турнира исключили его из игры.
Ц.
Центр - 1) Центральные поля доски. 2) группа шашек, занимающих центральные поля доски.
Центральный тычок (дебют) 1.gf4 fg5 2.cd4 gf6 3.hg3 gh4 4.dc5 d:b4 5.a:c5 b:d4 6.e:c5
Центральная партия (дебют) 1.cd4 fg5 2.gf4 gf6 3.bc3 hg7 4.cb2!
Цугцванг - позиция в шашечной партии, когда любой ход ведёт к ухудшению своего положения.
Х.
Харьковское начало (дебют) 1.cb4 bc5 2.gh4 fe5 3.hg5 h:f4
Ходилка - жаргонное слово шашистов, означающее разновидность игры на 64-клеточной доске, когда начальная позиция в партии определяется с помощью жребия по специальной таблице, разработанной Международной федерацией шашек. Первые тихие и ударные ходы соперников (один или два хода, реже - три) - принудительные.
Ход (сильный) - хороший, отвечающий требованиям сложившейся позиции ход.
Ход (слабый) - плохой, не отвечающий требованиям сложившейся позиции ход.
Ход (тихий) - передвижение шашки без взятия неприятельских шашек.
Ход (тонкий) - не бросающийся в глаза, выглядящий
маловыразительным, а на самом деле, таящий в себе глубокий смысл.
Ход (ударный) - передвижение шашки со взятием неприятельских шашек.
Ч.
Часы шашечные - специальная разновидность часов, в которых имеются два циферблата и механизм переключения часов таким образом, что ходят часы игрока, обдумывающего ход.
Читер - происходит от англ. cheater «мошенник, плут». Игрок, нарушающий правила, используя запрещённое программное обеспечение или чит-коды (читы), которые дают ему преимущество перед другими игроками.
Ш.
Шашка (висячая) - простая, которую так подпирают свои шашки, что лишают её возможности размена.
Шашка (отсталая) - простая, не принимающая активного участия в борьбе, потому что она надолго задержалась на малоценных полях.
Шашки (связанные) - шашки, имеющие мало (или вовсе лишенные) удовлетворительных ходов, так как их движение стеснено неприятельскими шашками.
Шашки (скученные) - группировка шашек, лишенная возможности размена.
Штык Гоняева (русский штык) - ключевая расстановка трех дамок, ловящих одинокую дамку (поля штыка Гоняева - e1, e3, e5, или d4, d6, d8, или a5, c5, e5, или d4, f4, h4). Этот способ был предложен М. К. Гоняевым в 1885 г.
Э.
Эндшпиль - заключительная стадия партии, характерная значительным сокращением борющихся сил. В том же смысле употребляется термин «окончание».
Ю. Я.
Москва, декабрь 2024 года.
Картина: Игра в шашки в России
Художник - К. Гейслер, 1805
Свидетельство о публикации №224121100730