Цыганы Пушкина

          Когда мне пришлось в начале марта сего года проездом быть в городе «N», то у гостиницы, в осевшем от оттепели сугробе, приметил дешёвенький диктофон. После его просушки из него удалось извлечь звуки.  Они оказались столь любопытны, что я затратил почти всю ночь - дабы записать услышанное. И вовремя. На следующий день, когда я хотел было уточнить кое-какие неясности в записи, диктофон только хрипел и булькал,
          Решив отнести его в ремонт, я пошёл было в ближайшую мастерскую. Но поскользнувшись, выронил диктофон, и он по гололёду угодил под колёса проезжавшего автобуса маршрута «013». В ремонт нести было нечего.
          Диктофон по всей видимости находился во внутреннем нагрудном кармане пиджака записанта – режиссёра какого-то местечкового театра. (Не города «N», что было мною выяснено). Поэтому голос режиссёра звучал достаточно ясно. При этом, он в свою, и без того витиеватую речь, часто вплетал реплики остальных присутствующих – по-видимому актёров его же театра, голоса коих совершенно не прислушивались, но что было понятно из пауз в записи.
Так что привожу записанное, как мной услышано …

        «Уважаемые коллеги! Дамы и господа! … да усядетесь ли когда-нибудь? … прошу тишины…  по регламенту мне положено не более пяти минут времени …. … какие могут быть возражения? В соответствие утверждённому плану наших гастролей, в следующем году мы должны представить на суд публики «Цыган» Пушкина, двухсотлетие написания коих вся мировая … а, вы возражаете? … когда голосовали за грант – единогласно, а теперь возражаете… да, костюмы каждый самостоятельно, за свой счёт… что – грант? А аренда сцены, а билеты, а буклеты с вашими, извините, лицами, а накладные расходы, а фуршет. Да тут и десяти грантов не хватит… ну если кому не нравится, - может отказаться от своего участия в пьесе.   Такие есть? Таких нет! Прошу тишины… …

        В постановке семь сцен; каждая начинается монологами Пушкина:
Первая – «Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют»;
Вторая – «И с шумом высыпал народ»;
Третья – «Прошло два лета.»;
Четвёртая – «Всё тихо; ночь.»;
Пятая – «Алеко спит. В его уме виденье смутное играет»;
Шестая – «Восток, денницей озаренный, сиял.»;
Седьмая – «шумною толпою поднялся табор кочевой»;

Что значит в пьесе больше сцен, чем актёров? … с чего взяли, что только для четырёх актёров? Текст читали? У всех есть текст? ... Ну-с, будем считать:
Да, Старик-отец Земфиры – раз...
Да, сама Земфира – два; … Уважаемая Анжелика Купидоновна, если вы запрыгнете с пола на этот журнальный столик и покажете нам канкан, роль ваша…. Фу, ну зачем так грубо ...
Да-да, конечно, три – Алеко… Успокойтесь господа, выставим роль на аукцион, соответственно два, нет - три победителя… Естественно, не денежный, аукцион творческий. … нет, наши братья-близнецы не подойдут… наш Алеко – не мачо. Скорее наоборот. Он трус. … читайте текст.  какого «врага, нога не пощадила бы злодея; в волны моря, не бледнея, толкнул»? Господа, читайте текст вдумчиво. «над бездной моря спящего врага, и беззащитного толкнул»!  А не спящего? А не беззащитного? Знать – слабо! … Далее я остановлюсь, но возможной нетривиальной интерпретации этого образа… да, можете воспользоваться.
И, наконец, четыре – Молодой цыган, любовник Земфиры… Что, Дормидонт Евграфыч, любовница? Ну это Вы слишком. У нас всё-таки классический репертуар, и разбавлять его Вашими розовыми инсинуациями мы не будем … И что такого сказал сам Пушкин? ... Ну, да, Земфира «привыкла к резвой воле». Это вы у нас, Дормидонт Евграфыч, резвый жеребчик, Вам только дай волю… и не надо ржать. … Василий Кузьмич, конечно роль юного цыгана будет Ваша, как только похудеете на 100 кг. Причём здесь расстегаи нашего буфета? Вы же раздавите Земфиру прежде, чем Алеко успеет её зарезать… Вы предлагаете поменять диспозицию? То есть, Земфира… А это неплохая идея, уважаемый Василий Кузьмич… да, да, верю, что текст знаете. А зачем Вам бегать по сцене. Предлагаю – ассистентом режиссёра!.. Ну и ладненько.
Так что, пять не будет? Василий Кузьмич… Правильно – сам Пушкин. Только не на пятом месте, а на втором. Ну а кто же на первом месте? Василий Кузьмич, удивите нас ещё раз. … Режиссёр? Конечно благодарю, но нет. Ну да, ладно. Открыли все текст пьесы.
Все, вслух, громко, внятно читаем, какие три первых слова произносит Пушкин … правильно, «Цыганы шумною толпой». Так кто первый главный герой поэмы «Цыганы» Александра Сергеевича Пушкина»? ... Правильно – шумная толпа цыган.

На этом отмечаю, что в регламент ознакомления с предстоящей творческой работой нашей труппы я вложился, и надеюсь, ч в дальнейшей работе по распределению ролей в нашей труппе не появятся трупы… да-да, согласен, каламбур стар…
Начнём в определённом нами порядке распределение ролей.

        На первом месте главный герой – толпа цыган… Читаю пушкинскую характеристику этой толпы - тут же в начале пьесы: «Крик, шум, цыганские припевы, медведя рёв, его цепей нетерпеливое бряцанье, лохмотьев ярких пестрота, детей и старцев нагота, собак и лай, и завыванье, волынки говор, скрып телег, всё скудно, дико, всё нестройно, но всё так живо-неспокойно, …
Желающие на главную роль …погодите, всех-то никак не получится. Надо же заполнить и четыре второстепенных роли. Поэтому на главную роль будут претендовать только те, кто не отсеется на второстепенных. Вопросы по главной роли будут?
Да, Михаил Михайлович, несомненно роль Медведя Ваша… Не из-за имени-отчества, а из-за оглушительного рёва (в записи раздаётся приглушенный звук работы тракторного дизеля) …  да, жонглёры – можно, да, эквилибристы – можно … да, скачки можно. Но когда дадут арену на Цветном. А кони-то откуда? … Ах, да, мы же – цыганы.  Дормидонт Евграфыч погодите, Вы что? Ах, да, в шумной толпе «старцев нагота» … Но Вы же у нас - резвый жеребчик … предлагаете резвых «старцев нагота»? Вы хотите сорвать премьеру? … Анжелика Купидоновна, милое наше сопрано, … ну простите, простите меня … прошу взять на себя наитяжелейшую задачу- набрать и подготовить в шумной толпе цыган цыганский хор … да, гениально, из шума рождаются цыганские напевы… и ещё – Земфира, у неё две песни, хорошо бы их на цыганский напев, особенно эту «Старый муж, грозный муж» … Вы предлагаете, чтобы она почти всю свою роль исполняла напевая? Возможно ли? … Тогда Вы и подберёте Земфиру. … под фонограмму, что в вашем исполнении? – только как аварийный вариант, ангина и другое.
        А где наш балетмейстер? …  Пусть подойдёт. К нему записаться всем исполнителям в главной роли цыганских танцев. Также и всем исполнителям второстепенных ролей, … а Пушкин тем более. Он в шумной толпе шумнее всех… читайте Эпилог, хотя он в пьесу не включён. И его танец с Земфирой - это когда она пытает Алеко про «огромные палаты, … разноцветные ковры, … игры, шумные пиры, уборы дев». На словах Алеко она танцует с ним, а на своих словах – с Пушкиным.

Сразу ставлю всю труппу в известность, что из-за того, что Алеко предпочитает стать убийцей, что «не споря от прав своих не отступлю», то в нашей постановке отрицательные черты образа Алеко будет усилены до такой степени, что он будет представлен слабым, безвольным трусом, что возникший спор решает таким подлым образом. Эта сверхзадача образа требует от актёра высочайшего мастерства. Другие роли в этом плане - проще. Земфира – «птичка Божия»; её отец - закрывшийся от жизненных невзгод созерцающий философ, проживший все свои годы «в немом бездействии печали»; у четырнадцатилетнего цыгана вообще мозги не в голове, а гораздо ниже.

        Вторая роль – Пушкин. В пьесе у него семь реплик, не считая Эпилога, не помещённого в пьесу. Из него мы узнаём, что эта поэма написана после пребывания Поэта в цыганском таборе, что кочевал по Бессарабии (совр. Молдавия). Так что всё в ней правда и ничего кроме правды. Поэт высказывается и о своём отношении к жизни кочевников. И хотя он отмечает, что: «счастья нет и между вами, природы бедные сыны!.. И под издранными шатрами живут мучительные сны», но сам Поэт, живя в таборе, «в походах медленных любил их песен радостные гулы». Эта двойственность отношения к жизни цыган отражена в противопоставлении образов Алеко и Земфиры, о чём потом…

        Но вернёмся к образу Пушкина. Кстати насчёт образа. Наш гримёр … да, Василиса, вижу. Как у нас с гримом … более чем? Ну и ладненько. Слушай внимательно. Пушкину 25 лет, он невысок, строен, подвижен, большеглаз, губаст, кучеряв с баками … извини, ты права, ну кто не видел Пушкина. Твоя задача сделать двух – трёх Пушкиных из имеющейся фактуры … кто больше всего подходит? Наша Танечка - травести? Весьма неожиданно, однако, кудри – парик не нужен; глаза – глазищи; носик – чисто пушкинский. Танечка, ты же из Молдавии, это же где Пушкин по пути в Одессу, подзадержался, а потом «долго милой Мариулы он имя нежное твердил». Танечка, твою пра-прабабку не Мариулой, случайно, звали? ... … Однако, Танечка, прости, но тебе же на днях юбилей отмечали, полста – не шутка! ....  А? Каково! Ай да наша Танечка - с пола на столик и сразу чечётку. Ну, канкан = это излишне – ты же не в том одета… Аплодисменты приме. И перейдём к Земфире. Хотя, нет, к Земфире потом, а вначале познакомимся с её отцом.

        Третья роль: Старик – отец.  Разберёмся, отчего Пушкин упорно называет отца юной Земфиры стариком. В пьесе – 19 раз. В поэме и того больше.  И не только называет. Пушкин рисует образ дряхлого старца, что «На посох опершись дорожный, … лениво в бубны бьет». Потом, устав от трудов праведных, «Старик на вешнем солнце греет уж остывающую кровь», в его «уме … минувши лета час от часу темней».
        Сколько же лет, Старику?
Послушаем, что говорит его «повесть о самом себе». Он «молод был». Его «душа в то время радостно кипела и ни одна в кудрях (его) ещё сединка не белела» … Так как у лица с «радостно кипевшей душой» нет оснований подозревать наличие ранней седины, то по этому критерию «в то время» ему было не более 25 лет. Но, так как в этом возрасте цыган должен иметь уже выводок детишек, то рассмотрим ещё один критерий – сексуальное отклонение в его поведении, обусловленное тем, что, как говорит сам «старик», «среди красавиц молодых, одна была и долго ею, как солнцем, любовался я, и наконец назвал моею...Ах, быстро молодость моя звездой падучею мелькнула! Но ты, пора любви, минула еще быстрее: только год меня любила Мариула».
Долго любоваться - это сколько? Год? два, три? Так долго любоваться красавицей в цыганском таборе можно было только в одном случае – если красавице не более десяти – двенадцати лет.  Так что, Мариула стала его, когда ей было лет 13-14-ть …  Педофилия тут совершенно ни при чём, Дормидонт Евграфыч. И с этнокультурным сексологом, и с сексопатологом консультировались – всё в норме для своего времени. А вспомним Ромео и Джульетту. Так что не нам их судить. «Иные времена, иные нравы».
        Вернёмся к «старику». Так что, любоваться 10-13-тилетней Мариулой он мог в возрасте 15-17 лет. Полюбовался год-два и хватит.  Ещё через год, родив ему Земфиру, «брося маленькую дочь, ушла … Мариула». Ещё через 13 лет Земфира приводит в табор Алеко. Получается, что нашему «старику» не более 33-х лет.  Это же возраст сексуальной активности у мужчин, а он «на солнце греет уж остывающую кровь».
        Остаётся предположить наличие у Отца Земфиры психологического расстройства, в связи с хроническим стрессом, депрессией, отсутствием нормального сна, регулярного секса, что и приводит к преждевременному старению.  Вспомним первую встречу с ним – «один старик не спит; Он перед углями сидит, согретый их последним жаром,». А рано утром уже он всех будит «вставайте дети, солнце всходит … и с шумом высыпал народ». Отсутствие нормального сна обусловлено застарелой болью, когда ушла мать, то «тоскуя плакала Земфира и (он) заплакал». Вместо того, чтобы привести к себе другую красавицу, отцу Земфиры «с этих пор постыли … все девы мира, и никогда меж ними взор не находил себе подруги, и одинокие досуги ни с кем уже (он) не делил».   
        Представьте силу стресса, нанесённого сексуально неокрепшему юному мужскому организму. В начале он более года вожделенно пожирал глазами предмет своих подростковых мечтаний, потом, дорвавшись до желанной цели, он целых полгода удовлетворял свою неуёмную страсть терзая предмет этой страсти… более забеременевшая Мариула не пожелала его терпеть. И он, усомнившись в себе, поверив в собственную несостоятельность, перестал быть мужчиной. Хотя он им и не был. Старик-отец-подросток. И хотя он сам оценивает свою жизнь, как «давнюю печаль», но кроме бездеятельного созерцания ничего в ней не меняет.
        И только лишь смерть дочери подвигает его на робкую просьбу к её убийце – «оставь же нас, прости, да будет мир с тобою».
Мне представляется, что Старик остался у могилы дочери, когда «шумною толпою поднялся табор кочевой с долины страшного ночлега. И скоро всё в дали степной сокрылось; лишь одна телега, убогим крытая ковром, стояла в поле роковом… Настала ночь: в телеге темной огня никто не разложил, никто под крышею подъемной до утра сном не опочил». Бессонница окутала старца и дала ему вечный покой.

          «Что ж вы, братцы, приуныли, Дормидонт, ты, чёрт, пляши, хряпнем, что ли, мы чекушку за помин его души» … да, это из другой оперы.  А вы представьте, какую сложную сверхзадачу следует решить актёру, взявшемуся за эту роль? Ему придётся взять абонемент на посещение сексопатолога, пока будут идти аншлаги. …  что, Дормидонт? Ещё чекушку? А роль Старика возьмёшь? Нет? Ну и чекушки – нет. Ты подумаешь? В буфете?
          Предлагаю для всех перерыв на полчаса.  … Хорошо на час. Учтите, впереди роли Земфиры, Алеко, Молодого цыгана. … никакого протокола вести не надо – у меня всё записывается (громкие звуки постукивания).  … что значит Евграф Дормидонтыч – дать вам прослушать? … нет никаких ваших реплик…  да что вы себе позво…».

          На этом запись оборвалась.


           Я было поинтересовался на ресепшене у грустной девицы, лет 30-ти, что, не останавливался ли у них Евграф Дормидонтович, или Дормидонт Евграфович. Но длинного разговора не случилось.
- А, это вы про Алёшеньку? Какой он – Дормидонт? Сёмушкин Алексей Евгеньевич; их главный всё его обижал, дразнил, «резвый жеребчик» называл. А он же, как дитё малое. Тоже ещё – амплуа «первый любовник» … Алёшенька, видите ли, какой-то магнитофон потерял. Так все его, бедолагу, шпыняли… ... И как мне показались все эти актёры? Да какие там актёры. Чуть гостиницу в новогодние не спалили. Просто - табор цыганский - как в прошлый год заняли все номера, так только к концу января съехали. Ну, да. … Как свою Танечку похоронили, так и съехали…


Рецензии