Фино-угры

(ст."Поклонялись утке,жили на месте Москвы».Любопытные факты о финно-уграх, что многим неизвестны",Этобаза,2024) "Финно-угры- одна из крупнейших европейских языковых общностей по числу народов.Финно-угорская группа насчитывает около 35 народов.От совсем маленьких,вроде 200 ливов в Латвии,до почти 15 млн венгров.
Финно-угры делятся на 2 крупных группы.Собственно угров: венгров,хантов,манси.И финнов: (мордва,мари),пермских(удмурты,коми),а также стоящих тут особняком саамов.При этом,б.ч.финно-угорских народов живет именно в России: все кроме эстонцев,ливов ,финнов,венгров большей части сету и саамов.Еще тысячелетие назад финно-угорских народов существовало намного больше.Однако меря,мурома,весь,мещера,буртасы оказ-ались ассимилированы среди русичей и других окрестных народов.Кстати,происхож-дения из народа мурома мог иметь былинный русский богатырь Илья Муромец.До сих пор точно неизвестна прародина финно-угров.Предполагается,что это горы Урала, западная Сибирь или же вовсе территории еще восточнее- вплоть до северного Кит-ая.Финно-угры входят в большую уральскую языковую семью,куда также относятся и самодийцы: ненцы,нганасаны,селькупы.Лингвисты считают,единый прауральский язык распался примерно ок.4-5 тыс.лет до н.э.А единый пра-финно-угорский чуть позже- в 3000-2500 гг до н.э.Уральские народы лингвисты пробуют объединить в одну боль-шую группу с алтайскими: тюрками,монголами.Ибо слишком уж много языковых парал-лелей наблюдается у них: агглютинация,сингармонизм гласных,полное отсутствие гр-амматических родов и т.д.Финны неоднородны не только в плане языков,но и в плане внешности.Тут есть и представители северного «нордического» облика вроде финнов. И обладатели монголоидных черт- ханты,манси.И типичные южные европейцы- венгры. В древние времена славяне называли финно-угров,особенно балтских,чудью или чух-ной.То есть «чудным,непонятным народом» с «чужим языком».Но не исключено,что название это идет от древнего индоевропейского слова *teuta- народ,племя.В древ-ности финно-угры поклонялись камням(сейдам)и обожествляли утку,считая,что именно из утиного яйца возник мир.Финно-угорский народ мари ныне единственный этнос в Европе,что сохранил языческую традицию и веру праотцов.До прихода славян финно-угры вместе с балтами составляли основное население территории будущей Руси.И оставили нам огромное число топонимов русского Севера: например,Вологда (valgeda- белая).Финно-угорские корни могут быть и у названия Москвы- от «мус-та»- темный,черный.Ведь еще полторы тысячи лет назад на месте центра современной российской столицы располагались именно финно-угорские поселения дьяковской арх-еологической культуры- дьяковские городища.Кстати, несмотря на близкое соседство в течение веков финно-угры не оказали существенного влияния на русский язык.В русском языке почти нет заимствований из финно-угорских.Одним из немногих счит-ается форма: «у меня есть» вместо «я имею» как у прочих славян.Может быть точной калькой финского Minulla on.Зато финно-угры оказали немалое влияние на русскую культуру.Например,в основе пушкинской «Сказки о царе Салтане»- ижорское народное сказание «Чудесные дети».Скажем большое спасибо няне Арине Родионовне,что проис-ходила из малочисленного финно-угорского народа ижора.На месте соврем.московс-кого парка Коломенское 2 тысячи лет тому назад располагалось городище дьяковской культуры- предков современных мари и мордвы..Угро-финские народы Балтики,ижора, карелы,водь,очень рано приняли православие.И выступали надежными союзниками Руси в противостоянии западной немецко-шведской экспансии.Финно-угорский народ удмур-тов,подаривших миру знаменитых бабушек,называют самым рыжим этносом мира.Ибо ры-жеволосых среди удмуртов в процентном соотношении поболее будет,чем даже среди ирландцев с шотландцами.В Приуралье в XIV-XVI вв.располагалось одно из крупней-ших и старейших финно-угорских государств мира- знаменитая Пермь(Парма)Великая, созданная народом коми.Она же Ыджыт Перем ;ксуму,вошедшая затем мирно в состав Русского государства.Финно-угров обычно считают тихими добродушными ребятами-лесовиками,что отроду ни с кем не воевали.Но это ни разу не так- финны,марийцы и мордва в средние века славились как великолепные воины.А начинавшие как кочев-ники угры-венгры создали мощное королевство и своими набегами страху на старуш-ку-Европу в свое время не менее викингов нагоняли.Однако финно-угры всегда все равно больше ценили культуру,нежели войну.Не случайно,главный герой финского на-родного эпоса «Калевала»,первочеловек Вяйнямёйнен не просто богатырь,но и былин-ный певец,сказитель,колдун-заклинатель."
  (ст."Зачем Иван Грозный перенёс столицу из Москвы",Русская Семёрка,2024)
"В декабре 1564 г.Иван Грозный покинул Москву и переехал в Александровскую слоб-оду.Вместе с царём «сместился» культурный и политический центр государства.Почти на два десятилетия Москва перестала быть столицей.Но что стояло за таким решени-ем?С новосельем!В начале декабря 1564 г.Иван Грозный начал готовиться к перее-зду.Бояре и представители духовенства не имели никакого представления о том,что будет делать царь в ближайшем будущем.«Ближние люди»,сопровождавшие Грозного,по-лучили приказ забрать с собой семьи.Косвенно это свидетельствовало о том,что во-звращаться в Москву государь не планирует.Пунктом назначения стала Александров-ская слобода. В начале января Иван Грозный сообщил митрополиту и думе о том, что «от великие жалости сердца» он оставил своё государство и решил поселиться там, где «его,государя,Бог наставит».Так началась «монашеский период» в жизни русск-ого царя.В Александровской слободе глава государства организовал своё «монаше-ское братство»,написал монастырский устав и стал игуменом общины.По мнению ряда историков,произошли такие разительные изменения в укладе в связи с конфликтом Ивана IV с митрополитом Филиппом,который обличал неправедное житие царя.Государь своим поведением наглядно доказывал обратное.Смена власти.С Александровской сло-бодой связано довольно много важных событий.Так,именно там Иван Грозный в резу-льтате смотра нашёл себе новую жену– Марфу Собакину.Выполняла слобода и столи-чные функции.Именно на новом месте жительства Иван Грозный начал налаживать меж-дународные отношения,заключать важные торговые и политические договоры,принима-ть посольства европейских держав.Туда же следом переехали первая в России типог-рафия,лучшие зодчие,иконописцы,музыканты.Но почему царь оставил свой выбор на Александровской слободе? Во-первых,она ещё со времён Василия III являлась царск-ой резиденцией.Во-вторых,находилась не так далеко от Москвы– иноземцам поясняли, что царь не сбежал,а правит и на Москве,и на «селе».Александровскую слободу мож-но считать «родиной» масштабных экспериментов царя.В 1575 г.Иван Грозный отрёкся от престола и посадил на трон служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича. Так он превратился в «холопа Ивашку»,при этом сохранив власть над землями бывш-его Казанского ханства.Решение царя современникам оказалось непонятным.Не осоз-нали до конца,что происходит на Руси, и за границей,так как там всё же понимали, что Симеон– царь не настоящий.Его правление продолжилось 11 месяцев,после чего на троне вновь оказался Иван Грозный.Симеона же щедро отблагодарили почти за год правления Тверью и Торжком."
  (ст."Следы языческой Руси. Как древние жрецы языческих богов вели борьбу после принятия христианства",Исторический обзор,2024) "Задавались ли вы вопросом,а ку-да после принятия христианства исчезли волхвы? Ведь волховство во времена языче-ства было серьёзным явлением и вряд ли пропали они так скоро и быстро.Как христ-ианская церковь относилась к ним? Прототипом кого они выступили в будущем и с кем ассоциировались в настоящем?Досконально не известно точно,когда могли появи-ться волхвы вообще.Скорее всего это появились они во времена раннего палеолита или возможно даже во времена среднего палеолита,примерно 15 000 тыс.лет назад. Тогда только начинали формироваться родовые общины.До этого периода было челове-ческое стадо,которые не имели не только собственных культов,но даже вожаков и систему организации.Это,конечно,тема отдельного разговора.Вообще слово волхв присутствует не только в славянском мире.Они также были и в Греции,Египте,Асси-ро-вавилонии и конечно у славян.Давайте остановимся на славянах! О волхвах гово-рит и летопись.Волхв- является служителем языческих храмов.Воспринимали его как кудесника,прорицателя и так далее.Выделись в отдельные группы и слои.После хрис-тианства,время волхвов должно было подойти к концу.Как минимум они подвергались гонениям и по логике вещей они должны были исчезнуть в "пучине истории".Но даже в наше время есть потомки тех самых волхвов.Конечно же это знахари.Я не про тех, кто знахарство считает,как часть бизнеса.Я про тех,которые тебя вылечат,а ты покушать принесёшь.Если обратиться к словарю синонимов.(Синонимы- близкие по значению слова)Мы можем увидеть,что чародеи,кудесники,знахари,чернокнижники- это все близкое по значению слова,но функции и цели абсолютно разные.Новгородское придание.В 1071 г.(условно).Некоторые считаются между 1074-1078 гг.Появился вбл-изи Новгорода волхв,который проповедовал язычество.Призывал обратиться к корням и тогда настанет настоящее чудо.Люди ещё помнили времена язычества.Слушали рас-сказы людей,которые или застали времена язычества,или помнят их по рассказам родителей.Волхв призывал к действиям с целью возрождения языческой веры.Большие проблемы были у епископа.На глазах его теория рушится о без телесном существо-вании души после смерти.Епископ обдумывает стратегию о том,как выйти из сложив-шегося проблемы.Облачается в священную одежду и начинает параллельно призывать не верить волхву,проходя с крестом в руке.«Кто хочет верить волхву,пусть идет за ним; а кто верует(во Христа),пусть идет ко кресту».Епископ.Встретили жреца на реке Волхв.Как раз он собирался перейти реку.Народ поверил словам жреца и пошёл за ним.Тут к нему подходит князь Глеб Святославич и спрашивает у него:"Знаешь, что сегодня будет?"- "Сотворю великие чудеса",- отвечает волхв.И тут Глеб убива-ет его топором.Стена иллюзий рушится и народ расходится.По сути время волхов за-кончилось,но сдаваться не кто не собирался.Для XI в.волховство можно назвать чи-стейшей оппозицией.Правда на рожон не кто не шёл больше.Стали появляться только во времена стихийных бедствий или голода.Настраивали против христианской веры. Основной аргумент,гнев старых богов.Боги гневаются,поклонения больше нет,капища заброшены,жертвы не принесены.Отношение христианской церкви было в принципе пре-дсказуемо.Любой волхв- колдун и слуга дьявола.Пророчества- колдовство.На момент XI в.,волхвы были главными еретиками церкви.Например,католическая церковь всех богов античности и древнего мира нарекла безами и демонами.Так Ваал стал князем ада.Хотя когда-то ему поклонялись ещё во времена Карфагена и имя его было- Молох .По началу греческие и римские языческие боги также были демонами,но вскоре их исключили из демонологии.Связано это с тем,что Европа поклонялась античности. И боги,как часть того мира была прощена и возвращена в нормальное русло.Именно во-лхвы и были бесами.Церковь крайне негативно относилась к ним,как и правительст-венная верхушка.Известно,что в 1024 г.князь Ярослав Мудрый выловил всех волхвов. Одних под замок и в темницу,других на плаху.Известно,что и провокаторы были сре-ди них.Например,в 1071 г.на Ростовской Земле появилось двое волхвов.В связи с голодом они смогли воспользоваться ситуацией и настроить мужчин против женщин. Огромное количество женщин было убито.Имущество,конечно,было подобрано волхвами. Понимая,что ситуация накаляется они сбегают на Белоозеро с тремя сотнями сторон-ников.Княжеский стол обратил внимание на проблему.Если из-за волхвов тут убили женщин,значит скоро и в другом поселении повторится тоже самое.Поэтому под пред-логом сбора дани, воевода князя Святослава Ярославича,Ян Вышата приехал на Бело-озеро и потребовал выдачи убийц.Без крови дело не обошлось и когда волхвы были взяты,то на допросе прозвучала проповедь о сотворении мира.Бог мылся в бане и вспотел».Волхвы.Волхвы были казнены.Вполне очевидно,что такие оппозиционные слу-чаи будут наказываться строго.Волхвы это поняли больше открыто уже не выступали. Но и век волховства прошел.Потомки долго помнили обряды и наставления старых жр-ецов.Язычество не вышло из человеко до сих пор.Многие верят в приметы и заговоры ,многие суверенный и до сих пор их чтят и соблюдают.Современные русские праздну-ют Масленицу,совершенно не подозревая,что тем самым совершают обряды,которым ты-сячи лет,которые проводились во времена язычества."
  (ст."Почему известно только о семи славянских богах? Откуда тогда сведения о других богах?",Исторический обзор,2024) "Если спросить у любого кто увлекается историей.Сколько существовало божественных культов,которым поклонялись славяне? Он сразу назовёт таких богов,как Ярило,Макошь,Даждьбог,Перун,Велес,Род,Сварог, Лада,Стрибог,Семаргл,Лель,Кострома,Купала,Мара или Морена.Но тут не всё так гладко,как на первый взгляд.Половину этих богов не когда не существовало в рели-гии восточных славян.Но откуда тогда все эти боги?Если исходить из методологии изучения истории, то для убедительности нам понадобятся источники. Одним из самых главных и наиболее важным будет считаться "Повесть временных лет".Именно ПВЛ нам рассказывает о пантеоне князя Владимира. Пантеон состоял из:Перуна;
Даждьбога;Стрибог;Хорса;Макошь;Семаргл.Именно эти боги были установлены по письменными источниками.Но существовал ещё и бог Велес.Он не участвовал в панте-оне Владимира,но условный Нестор про него писал.Причина отсутствия кроется в том,что этому богу поклонялся простой люд и капище располагалось вблизи торговой площади.Мы установили, какие боги действительно существовали. Но откуда тогда взялся Ярило, Мара, Род, Сварог, Купала,Лада,Лель, Кострома?Начнём с бога Рода.
Впервые о нём упомянул в 1855 году И.И.Срезневский,считавший их вроде греческих дев мойр,"Девами Жизни".Более подробно стал развивать идею А.Н.Веселовский.Он считал, что бог Род связан с культом предков "незримым блюстителем домашнего очага". Е. В. Аничкову, но он упоминал его в своих раздумьях и предположениях. Не чего существенного он не добавил. Его суждения не чем особенным не отличались от выводов Срезенского и Веселовского. В Советские годы богу Роду уделил время В. Н. Топоров и В. Л. Комарович. Топоров В. Н. также не чего нового не привнёс. А вот Комарович В. Л. написал целую статью посвященную Роду, но как показали исследования, большинство наиболее авторитетных источников, на кого должен был опираться В.Л.Комарович,не использовал,а всего лишь их упомянул.Но как сообщают современные историки и этнографы.Бога Рода древние восточные славяне не когда не знали.По той причине,что источников так и не найдено.А появляется он лишь в 1855 г.Сварог.Существует Хроника Иоанна Малалы. Византийский автор "Хронографии", который жил в V-VI веках. Он рассказывает о моногамии в Египте, где упоминает греческого бога Гефеста и Сварога.Основу этой "Хореографии" используют в "Повес-ти временных лет" и в более поздней "Ипатьевской версии".Современные учёные счи-тают,что такого бога,как Сварог не когда не существовало.А перевод Ипатьевской летописи считается ошибкой.Вся информация о этом боге является ложью.В основном Сварог стал популярен в среде современных неоязычников. Вся информация об этом боге является плодом человеческой фантазии,причём современного.Упоминания есть, действительно есть.Но информации нет.На основе сомнительной информации,не что не даёт основания обожествлять его.Ярило.Ярило упоминается в пьесе Александра Остр-овского "Снегурочка".Ярило— «палящий бог ленивых берендеев».Но это литература, а мы сегодня говорим об истории.В "Повести временных лет" нет упоминаний о Ярило, да и в последующих летописях упоминаний не наблюдалось.А вот в после петровских времен есть информация.Скорее всего Ярило поклонялись крестьяне,причём вплоть до XX века.Крестьяне отмечали дни называемые "Ярилины дни".Современные же неоязыч-ники,представили его,как реального бога восточных славян.Тоже самое касается и Костромы, Лады, Лель и Мары. Скорее всего им поклонялись обычные крестьяне. Этнографические экспедиции, которые проходили в XVIII -XIX веках говорят именно об этом.Возможно и остальных кумиров почитали именно в после петровские времена. А именно крестьяне, именно они когда-то поклонялись и Велесу."


Рецензии