АЯМ-продолжение БАМа
Зима выдалась суровой. Ртутный столбик термометра застыл на отметке в минус пятьдесят. Не выдерживает техника, лопается металл, обжигая руки, с обмороженных щек слазит кожа.
С 1 января 1987 года первый раз прекратилось финансирование строительства дороги Беркакит – Томмот. Не внесла в ситуацию ясности и статья в «Известиях» «Почему прекратилось финансирование АЯМа?».
«Ну что, мужики, куда теперь подадимся?» – рассуждали рабочие почти во всех подразделениях.
Обстановка на просеке накалилась до предела. Лесорубы начали увольняться, переходить на другие участки.
Письмо лесорубов, отправленное в прокуратуру, оказалось в тресте «Тындатрансстрой». В феврале состоялось заседание совета поезда.
Возбужденный, начальник поезда Русаков большими шагами мерял кабинет. «Вот что, товарищи, – в гнетущей тишине начал он свою пламенную речь. — Работать мы хотим, но нам мешают, есть такие люди. Они пишут письма в газеты, жалуются корреспондентам. Я так работать не мо-гу!».
«Кто жалуется? Хватит мешать, до каких пор?!», — взорвался кабинет возмущенными голосами. «Ответь совету поезда, Черных, почему мешаешь работать?» — спросил грозно начальник. Сергей начал доказывать, объяснять, но его уже не слушали. Начальник вскочил, схватил указку, лежавшую у карты трассы, разнёс её об стол, картинно схватился через секунду за сердце. На защиту лесорубов, за исключением нескольких человек, не встал никто. Во все времена подчиненные не любят перечить начальству.
В 1987 году произошло ещё одно событие, на которое аямовцы возлагали особые надежды. Выборы начальника штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе. В Тынду съехались представители самых различных минис¬терств и ведомств, ЦК ВЛКСМ, «Комсомольской правды», Центрального телевидения. Были и молодые учёные самых различных специальностей. В программах кандидатов были самые абсурдные идеи – вплоть до придания БАМу статуса области со своим обкомом, облисполкомом.
Но конкретного никто ничего не предложил, планы кандидатов были какими-то космическо масштабными всеохватными. Представители министерств и ведомств в течение 9 дней оправдывались за свои просчеты в работе. Проблемы АЯМа подняли только на пятый день, да и то вскользь.
19 мая 1987 года произошло второе рождение АЯМа, если за точку отсчета принять укладку серебряного звена в апреле 1985 года.
Строители мостоотряда № 76 сдали 190-метровый мост через Чульман. 19 мая в 15 часов путеукладчик с написанным на скорую руку фанерным призывом «Даешь, Якутск!» прошел по первому желез¬нодорожному мосту через реку, и стройка двинулась на Север. Не было в этот день торжеств, аплодисментов, но зато началась настоящая работа. Все надеялись поскорее дойти до Томмота. Об этом мечтали и монтеры, ветераны БАМа, и совсем юные посланцы отряда Якутского обкома комсомола «Якутский комсомолец».
Но до Томмота было слишком далеко. Груз ошибок БАМа был перенесен на АЯМ. Появились проблемы с кадрами, чего раньше мы не знали. Покинули стройку первые 8 посланцев якутского комсомола. Покидали отряд и другие, многие не проработали и месяца.
Традиция направлять в промышленные регионы северных людей, абсолютно не подготовленных, без специальности, увы, живуча до сих пор.
Стояла поздняя, со снежком и морозцем осень 1988 года. В клубе СМП-595 было многолюдно, шла третья комсомольская конференция строителей АЯМа. Говорили много, спорили жарко. Избрали нового секретаря, мастера Игоря Андреева. Игорь сразу же начал заниматься досугом, создал при столовой молодежное кафе. Прежний секретарь Дима Барлуков вернулся в свою бригаду, посчитав, что его место там. Но заниматься с трудными подростками он продолжал, вёл секцию бокса.
Но и у нового секретаря отношения с администрацией поезда сложились не очень теплые. К комсомолу вообще-то руководители всегда не очень серьезно относились. Пока комсомол не начал заниматься бизнесом и первыми молодежными кооперативами.
И ещё одно памятное собрание того года. К нам в сопровождении заворготделом обкома комсомола в Беркакит вернулся Попов. В ранге работника обкома комсомола за пресловутой рекомендацией.
В здание музыкальной школы пришли не только комсомольцы, но и все работники поезда. Говорили прямо и открыто. На дороге стояла гласность. Люди говорили искренне. «Мы с Апполоном и выпивали, и, порой, дрались, но он всегда выходил сухим из воды», — говорит один.
«Лучшему другу за два червонца пузырь водки ночью продал», – подводит итог своему выступлению другой.
«Сам не пил, друг просил», – отмазывается принародно Апполон. «А разве нельзя быть достойным из достойных и без партии?» – возмущаются умники.
В другом ключе звучит выступление начальника штаба ЦК на АЯМе Алексея Федорова. Мол, не поверил, когда узнал такое про Попова. Надо подойти к обсуждению его вопроса по-человечески. Мол, надо не только дать рекомендацию, но и попросить его остаться в обкоме, чтобы отвечал за работу с нашим отрядом. А то так никому из-за водки рекомендацию в партию не дадим, зачем лишать человека будущего? Алексея поддержал и комиссар отряда Виктор Яковлев.
Зал истово и яростно сопротивлялся. Большинство присутствовавших свято верило, что в КПСС должны быть достойные. Хотя через полгода большинство так же истово яростно будет поддерживать на выборах тех, кто «не был», «не состоял», «не вступал».
Рекомендацию Попову не дали. В тот же день на участке монтеров пути решался вопрос о выделении лесорубов в отдельный участок. «Что же это получается? – возмущались лесорубы. — Как стало трудно так значит, мы никому не нужны. Надо что-то делать, мужики, наши письма и жалобы не помогают. А что делать?».
«Надо выборы проводить. От начальника поезда до бригадира. Да заелись они все», — решили ребята. «Выборы, да кому они нужны. Многие боятся начальства, приехали заработали на машину и уехали», – возражали другие.
«Надо подготовить мужиков, – предложил звеньевой Черных, – замена у нас есть. Александр Курчатов, закончил Московский институт железнодорожного транспорта, честный, принципиальный, его на начальника поезда можно», Тогда уже выборы всех руководителей катились валом по стране. «Да, Русакова будет трудно убрать. Когда он приехал с БАМа, то много своих перетянул. У него здесь много «шестерок», – бушевали ребята. Коломийца Евгения можно на место начальника участка. Обнаглел, на работу пьяный приезжает, а еще начальник».
Спорили в этот вечер много. О честности, принципиальности. Создавали образ «хорошего» руководителя. Но говорили, как всегда, за спиной боялись кто за отпуск, кто за целевой, за жилье, да и слухи, что АЯМе сокращение будет, также смелости не добавляли (продолжение следует).
Свидетельство о публикации №224121200223