Вербальный секс
Подали состав и милая стюардесса у дверей вагона, заглянув в паспорт, подтвердила моё место у окна. Июнь, погода чудесная - я налегке, в синих джинсах и голубом поло. В руке сумка-кошёлка, сшил из старого кожаного плаща, который когда-то был предметом зависти едва ли не всех сотрудников нашего ВНИИРа. В сумке томик Бродского, что-то из белья и шесть блинчиков с начинкой, приготовленных специально в дорогу, да, и бутылочка коньяка так, на всякий случай.., ездит со мной давно. Прошёл, расположился, протестировал кресло на эргономичность и достал Бродского. Открыл наугад:
"Провиyция справляет Рождество.
Дворец Наместника увит омелой
и факелы дымятся у крыльца.
В проулках толчея и озорство.
Весёлый, праздный, грязный, очумелый
народ толпится позади дворца
Наместник болен...
глаза скользят по строчкам, а в голове звучит давно полюбившийся и выученный текст. Кстати, Иосиф Александрович говорил: -"Всё что знаете на память - ваше." Перевернул несколько страниц и опять удача - моё:
"Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером
подышать свежим воздухом, веющим с океана.
Закат догорал в партере китайским веером,
и туча клубилась, как крышка концертного фортепиано.
Четверть века назад ты питала пристрастие к люля и финикам
рисовала тушью в блокноте, немножко пела..."
Продолжая крутить "барабан", поглядываю на прибывающих пассажиров, а одиноких тестирую на ко мне, ни ко мне.
Раньше, провожая бабушку в Москву, удивлялся её бесполезному везению - всегда в попутчицы получать именно красотку...
Время вышло, поезд тронулся - я откинул подлокотник, занял соседнее кресло томиком стихов и уставился в окно. - "Добрый день!" Юная барышня, в толстой мохеровой кофте, взглядом показала на сиденье. - "Здрасти" - убрал Бродского, встал и поднял с пола её тяжелую сумку. - "Ой, подождите!" Наши руки столкнулись и какое-то время удерживали сумку вместе. Девушка достала из сумки пакет и я легко забросил поклажу на полку. - "Спасибо" - она посмотрела на сумку, на меня и представилась - "Соня". - "Юра" - Мы расселись. Взяв книгу и устремив взгляд в поэзию, стал исподволь рассматривать попутчицу: миленькая, молоденькая, светленькая в чудовищной мохеровой кофте, волосы собраны, ногти подстрижены - мне нравилась. Посидев в напряжении, попутчица пошелестела пакетом, достала книгу Паоло Коэльо "Одиннадцать минут", опять посидела в напряжении и раскрыв, повернулась к окну, скосив на меня изучающий взгляд. Моё внимание тонуло в поэзии - впечатление производил Paco Rabanne.
Поезд мчал, колёса стучали, я в такт подпевал: "Туды-тудаа, туды-тудаа", и думал о хорошенькой барышне и её ко мне внимании. Ехали молча долго, я прислушивался к её чтению, и часто переворачивал мои страницы. В какой-то момент я не выдержал напряжённого ожидания и произошла стихотворная эманация:
-"Когда так много позади всего,
В особенности - горя,
Поддержки чьей-нибудь не жди,
Сядь в поезд, высадись у моря...
Чуть приблизившись, я не громко, но чётко артикулируя произносил текст прямо в блестящую бусинку её серёжки. Соня, (ах, как музыкально звучит её хорошенькое имя) - выпрямилась, осторожно повернула голову и посмотрела с недоумением. Я выдержал мгновение, улыбнулся и объяснил:
- Оно обширнее. Оно и глубже.
Это превосходство - не слишком радостное,
Но уж если чувствовать сиротство,
То лучше в тех местах, чей вид
Волнует, нежели язвит."
- "Вы любите стихи?" - Юное создание опустила взгляд, от чего на лбу появилась морщинка и по-школьному ответил: -"Да, люблю." Я постарался сделать выразительным лицо и вкрадчиво, с паузами произнёс: - "Мне приятно было бы иметь удовольствие думать, что вы не рассердитесь, если я попробую предложить вам рассуждения, о превосходстве поэзии над, я качнул головой в сторону её книги, прозой." - И сдвинувшись максимально вперёд, развернувшись к собеседнице, внимательно посмотрел ей в лицо и приподняв бровь, подчеркнул ожидание ответа. - "Не рассержусь." - В глазах Сони мелькнуло лукавство. - "Роман, барышня, предлагает Вам, познакомиться с чужой жизнью, а поэзия - почувствовать пульс собственной. Например, после вашего Коэльо один читатель захочет запомнить время старта, а другая, наполнить смыслом, истории своих отношений." Роман прочтут сто человек, спроси их - расскажут одну, придуманную чужим дядей историю. Другое дело поэзия - здесь ты соавтор, творец рождающий образы, но никак не читатель, скачущий по страницам к концу повествования за долгожданным ответом - чем всё кончилось? У поэта стих держит, не отпускает, заставляет думать, выстраивать образы, перечитывать ещё и ещё пока не запомнишь, пока не станет твоим.
"Сад громоздит листву и
не выдаёт нас зною,
(Я знал, что существую,
пока ты была со мною)
Площадь, Фонтан с рябою
нимфою, скаты кровель
(Покуда я был с тобою,
я видел все вещи в профиль.)"
- "Вы, Соня, можете представить весь мир, в профиль?" - "Почему весь мир?" - "Потому, что это гипербола. Поэт любит женщину так, что глаз от неё отвести не может. Глаза в глаза смотрят равные, а в жизни чаще: один любит, другой любить позволяет. Идут рядом, но смотрят в разные стороны: она вперёд, а он на неё, поэтому видит профиль. Любовь на столько меняет жизнь, что весь мир начинает казаться в профиль. Кстати, может быть и по-другому:
Великий человек смотрел в окно,
а для неё весь мир кончался краем
его широкой греческой туники
обильем складок походившей на
остановившееся море.
Он же
смотрел в окно, и взгляд его сейчас
был так далёк от этих мест, что губы
застыли точно раковина, где
таится гул, и горизонт в бокале
был неподвижен.
А её любовь
была лишь рыбой - может и способной
пуститься в море вслед за кораблём
и, рассекая волны гибким телом,
возможно обогнать его - но он,
он мысленно уже ступил на сушу.
И море обернулось морем слёз.
Но, как известно...."
Я остановился, задумался, формируя мысль... - "А дальше?" - Не поднимая головы попросила соседка.
- "Но, как известно, именно в минуту
отчаяния и начинает дуть
попутный ветер. И великий муж
покинул Карфаген.
Она стояла
перед костром, который разожгли
под городской стеной её солдаты,
и видела, как в мареве костра,
дрожащем между пламенем и дымом
беззвучно рассыпался Карфаген
задолго до пророчества Катона.
- "Жалко... " - Соня потупилась и сложив книгу, зажала её между колен. - "Увы, не выдержав разлуки Дидона, царица Карфагена, вонзила меч себе в сердце и бросилась в костёр, который под городской стеной разожгли её солдаты. А Эней...ну, что Эней - герои, к сожалению, не поэты, у них есть обязательства перед богами... Зато, у поэтов бывают стишки для настроения:
Жизнь сложна и неказиста
Смерть наверное ина
Как подружка гимназиста
После красного вина".
- "Писатель думает о читателе и подсказывает ему правильное отношение к герою, а поэт свободен от этого - он предлагает образ, а дальше как хочешь. Например:"
..."Я писал, что в лампочке - ужас пола
Что любовь, как акт, лишена глагола.
Что не знал Эвклид, что, сходя на конус
вещь обретает не ноль, но Хронос.
Я сижу у окна. Вспоминаю юность.
Улыбнусь порою, порой отплюнусь.
Моя песня была лишена мотива,
но зато её хором не спеть. Не диво,
что в награду мне за такие речи
своих ног никто не кладёт на плечи..."
Про лампочку и пол, можно долго рассуждать - кто кого боится. Вот любовь - состояние, а не действие. Утраченная вещь - остаётся в памяти. Про ваши ножки.., про ножки потом."
По вагону катилась тележка с напитками. Зашелестев фольгой, моя послушница разломила шоколадку: - "Хотите?" - Голос барышни сел и последние буквы не прозвучали. У меня заныло - так тихо и призывно это прозвучало. Вспомнилось давнишнее: "только как закуску". Поблагодарил и предложил начать с моих блинчиков - вкусных и удобных в употреблении. Мама научила складывать их треугольниками, чтобы удобно формировать на сковородке для разогрева. Попросили чай и устроили антракт. Блинчики, как я и ожидал, произвели впечатление, но тему холостятской жизни, раскручивать не стал. Перед вторым действием, хорошенькая пассажирка Соня, стащила с себя ужасную кофту и я сразу влюбился. Пусть я не поэт, но и фас и профиль в такой близости - свели меня с ума. От неожиданности, я даже растерял порядок слов.
- "Соня" - я постарался держать взгляд, чтобы он случайно не соскользнул в волшебную долину и не выдал расстройства в моих мыслях: - "А сколько музыки в стихах.?!" - фраза прозвучала фальшиво и я перешёл к иллюстрации - пропел "Рождественский романс":
"...Плывёт в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
и льётся мёд огней вечерних,
и пахнет сладкою халвою;
ночной пирог несёт сочельник
над головою..."
- "Прелесть музыки стихосложения в том, что каждый её слышит по-своему и часто иначе, в зависимости от нового прочтения. В рассуждении о сравнении, интересно и то, как прозаик возьмется описывать один день, какого-нибудь Иван Денисовича, на протяжении целого романа, а Поэт уложится в несколько строф, потому что - меньше информации, сильнее воображение. Поэтический минимализм пользуется другим языком - более эмоциональным, где интонации экспрессивны, образы сжаты, ярки и условны!
"Сдав все свои экзамены, она
к себе в субботу пригласила друга,
был вечер, и закупорена туго
была бутылка красного вина.
А воскресенье началось с дождя,
и гость, на цыпочках прокравшись
между
скрипучих стульев, снял свою одежду
с непрочно в стену вбитого гвоздя.
Она достала чашку со стола
и выплеснула в рот остатки чая.
Квартира в этот час ещё спала.
Она лежала в ванне, ощущая
Всей кожей облупившееся дно,
и пустота, благоухая мылом,
ползла в неё через ещё одно
отверстие, знакомящее с миром.
Дверь тихо притворившая рука
была - он вздрогнул - выпачкана;
пряча
её в карман, он услыхал, как сдача
с вина плеснула в недрах пиджака.
Проспект был пуст. Из водосточных труб
лилась вода, смывавшая окурки
он вспомнил гвоздь и струйку штукатурки
и почему-то вдруг с набрякших губ
сорвалось слово (Боже упаси
от всякого его запечатленья),
и если б тут не подошло такси,
остолбенел бы он от изумленья.
Он раздевался в комнате своей,
не глядя на припахивающий потом
ключ, подходящий к множеству дверей,
ошеломлённый первым оборотом".
- "В этом стихотворении всё достаточно понятно, если не считать пары метафор, которые, возможно выходят за рамки (я случайно коснулся губами её уха) - твоей взрослости". Ухо вспыхнуло так, что маленькая серёжка стала не заметна. - "Ой, прости". - Я попробовал исправить положение: - "Ты наверное устала слушать мои умничанья?" - Милая головка, до этого склонённая, развернулась и на меня посмотрели серьёзные глаза - "Мне любопытно". - Это прозвучало буквально по буквам и взгляд вернулся в коленки. Я добавил в голос весёлости:
- "Если бы я мог раздавать чины, то поэт у меня был бы генералом, а прозаик капитаном, ну, может быть лучший из них - майором". - Мы давно проехали Бологое и я мог не успеть закончить свой экзерсис.
- "А вот, к примеру" - я взял её руку и зажал между своих ладоней - "как выглядит совсем маленькое стихотворение, при прочтении которого открывается целый видеоряд, хоть кино снимай. Называется "Кафе Неринга":
"Время уходит в Вильнюсе в дверь кафе,
провожаемо дребезгом блюдец, ножей и вилок,
и пространство, прищурившись, подшофе,
долго смотрит ему в затылок.
Потерявший изнанку пунцовый круг
замирает поверх черепичных кровель,
и кадык заостряется, точно вдруг
от лица остаётся всего лишь профиль.
И веления щучьего слыша речь,
подавальщица в кофточке из батиста
перебирает ногами, снятыми с плеч
местного футболиста.
- "Представляю себе такое кафе, неспешное, тягучее время в нём; неслышные, непонятные разговоры; движение в нём, выдаёт только дребезг посуды. Толстый, подвыпивший господин, лениво провожает кого-то усталым взглядом. Уже вечер и городской пейзаж, лишённый линии горизонта, выставляет красный диск солнца, застрявшим меж черепичных кровель.
Соня, Представляете?" - "Представляю". - "А наше кафе - шум, гам, официантку не дозовешься - здесь, она появляется как бы неоткуда, и не идёт, а лишь перебирает ногами... Вы только подумали, и она, как по щучьему велению - уже здесь. А история с футболистом, который заскочил к подружке в подсобку и смахнув всё, уложил её прямо в батистовой кофточке на разделочный стол...ноги устроив себе на плечи..." Моя попутчица выпрямила спину, выпростала руку и не глядя на меня спросила: - "И что, так удобно?"
Свидетельство о публикации №224121200286