По ту сторону Тавра Тау Арты
100 - летию со дня рождения выдающегося сына карачаевского народа, известного исследователя истории карачаево-балкарского народа – Кази Танаевича Лайпанова!
Выдающий – этот термин именно, имеет прямое отношение – Кази Танаевичу Лайпанову, этому подтверждение статья известного осетинского ученого историка А. Л. Чибирова, который, в своей статье посвященной 50-летию Всесоюзной научной сессии по этногенезу осетинского народа, которое состоялось в 1966 г. в Осетии, в 2017 г. на страницах журнала «NARTAMONG;», написал следующее:
«Представитель Карачаево-Черкесии К. Т. Лайпанов выступил на сессии с содокладом: «О тюркском элементе в этногенезе осетин». Утверждая, что контакты современных осетин и тюркоязычных карачаевцев и балкарцев уходят вглубь веков, К. Лайпанов допускал, что эти связи могли начаться еще в скифский период, а в аланское время уже привели к установлению более тесных связей; аланы как суперстат, сыграли определенную роль в этногенезе карачаевцев и балкарцев.
Между тем, развивая это положение К. Лайпанов стал необоснованно утверждать, что некоторая часть алан была тюркоязычна, иллюстрируя сказанное попыткой прочтения Зеленчукской надписи на тюркском языке.
Отмечу, что это было первое официальное публичное заявление сторонников тюркоязычия алан, однако тогда,
к сожалению, никто из участников сессии на него всерьез не отреагировал…»
Мы полагаем, что сам господин Чибиров, может не согласиться с нашим мнением о выдающемся вкладе К.Т. Лайпанова в развитие и изучении истории аланского наследия карачаево-балкарского народа, но все таки выражаем благодарность А.Л. Чибирову, что отметил выступление К.Т. Лайпанова.
Отметим, что с критикой К. Лайпанова выступил лишь известный эпиграфист Г. Ф. Турчанинов, заявив: «Я должен с полной ответственностью заявить: Зеленчукская надпись всегда была и будет осетинской. Это признано мировой наукой. И те, кто думает ее перечитать то по-тюркски, то по-кабардински оказываются дилетантами в самом худшем понимании этого слова» [2,271].
И как подчеркнул А.Л. Чибиров: «Между тем, именно с того выступления
К. Лайпанова практически и началась волна необоснованных претензий карачаевцев и балкарцев на все аланское наследие…»
Сегодня, учитывая новые источники, о древних тюрках на Кавказе следует отметить, что «иранские аланы» это большое недоразумение в истории.
Хочу отметить, что – Кази Танаевич Лайпанов был человеком и ученым многогранным: известным, как участник Великой Отечественной войны, спецпереселенец. К. Т. Лайпанов находясь в насильственной депортации, вместе со своим народом, в 1949 году, один из немногих, благодаря своей целеустремлености успешно завершил учебу на историческом факультете в Киргизии.
В 1957 году, уже на родине К.Т. Лайпанов публикует работу: «К истории карачаевцев и балкарцев» в 1957 г.
Наряду с другими работами, следует отметить работу в соавторстве Кази Танаевича Лайпанова и Исмаила Мусаевича Мизиева «О происхождении тюркских народов» 1993 г.
И здесь в очередной раз и К. Лайпанов и И. Мизиев выступают, как новаторы в исследовании истории не только карачаево-балкарского народа, но и в целом истории этногенеза тюркских народов.
Достаточна смелая работа по тем временам, сказать и написать истинное положение дел о «Тенденциозном подходе к истории тюркских народов».
Следует отметить, что Всесоюзной научной сессии по этногенезу осетинского народа» предшествовало проведение в июне 1959 года Научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов. Несомненно, это были первые и серьезные шаги к реабилитации исторической науки в отношении этногенеза карачаево-балкарского народа.
Кази Танаевич Лайпанов в 1966 году, в своем выступлении «О тюркском элементе в этногенезе осетин» отметил, что: «Скифское племя басил (башил) Потоцкий и Сен-Мартен считали тюркоязычными».
Продолжая дискуссию 1966 года начатую К.Т. Лайпановым, хочу отметить, что близким, если не сказать идентичным названию «Басил» выступает название «Фазис» древнегреческое звучание и «Басил» карачаево-балкарское звучание.
Первый, кто упоминает название «Фазис» – Гесiод, первый исторически достоверный древнегреческий поэт, автор поэмы «Происхождение богов» в VIII в. до н.э. писал: «Фемида родила Океану богатыя водоворотами реки: Фазисъ…»
Гесиоду же принадлежит и первое упоминание о древних корнях Карачая, отмеченное, как: «Кораксы, Колхидское племя, по соседству с колами, Коракская стена и страна Кораксовъ…»
По данным Николаса Витсена, в исторических сведениях о народах Кавказа со ссылкой на Птолемея о Колхиде, о Кораксах отмечено:
«Плиний делает его источником из гор Тартариена, что над Колхидой, которую он называет Кораксиэлем».
Как известно: Фазис древних и Басиан грузинского историка Вахушти XVIII века это одно, и тоже название, одной и той же реки.
Вахушти пишет:«В Басианскую речку изливаются все реченки, истекающие из межгорий дигорского, кавказского, сванского и басианского, и по этим речонкам переходят дороги в Сванетию, Дигорию и в Рачу чрез Геби и Лухуни.
Басиани граничится: с востока горою Кавказом. лежащим между Басианом и Дигорией, юга горою Кавказом, лежащим между Басианом и Рачой…»
В этом контексте, в исследовании вопросов истории этногенеза карачаево-балкарского народа хочу подчеркнуть слова еще одного участника научной сессии 1966 года, тогда ещё к.и.н. Т.Х. Кумыкова «о чрезмерном увлечении аланами».
Есть много вопросов, которые на сегодня не тронуты совсем.
В известной работе Мовсеса Хоренаци «История Армении» V в. н. э., сообщает, первое свидетельство о перселении булкар из Кавказа в Армению, описывая правление армянского царя Вагарсака:
«Здесь он воззвал к себе дикие племена пришелцев, которые жили в северной равнине и предгорьях великой горы Кавказа, а также в долинах или длинных и глубоких горных ущельях, продолжающие на южных склонах горы к широким входом равнину,
и он призовал их отказаться от грабежа и похищения людей и подчиниться царскому закону, и платить налоги, а в следующее посещения, царь назначил их руководителей и начальников, которые должны были установить надлежащий порядок.
Он послал для надзирателям мудрые мужей. Тогда, восстановил порядок и для западных людях, он спустился на зеленых лугах, расположенные вблизи уезда Шар (Сиракена), который древние называли «безлесной» или Верхний Бассеан, и позже, потому что там поселились колонистов Влындур (Внындур) булкаром Вунда (Вында), и стали называть по его именем Вананд».
В этом тексте есть указание о тех, кто « жили в северной равнине и предгорьях великой горы Кавказа, а также в долинах или длинных и глубоких горных ущельях, продолжающие на южных склонах горы к широким входом равнину…»
Это говорит о том, что совсем не изучен вопрос о южных границах древних Басилов давших первое название своей стране и народу имя «Басил» или
Басиан. В советской исторической науке в частности в книге Д.Е. Еремеева «Этногенез Турок» (Происхождение и основные этапы этнической истории) Академия Наук СССР, Институт Этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Москва, 1941, эти положения не отвергаются, несмотря, на какие-то сомнения.
На южном склоне Центрального Кавказа в районе горы Гезе Тау с X века н.э. становится известной область Имерет называемый Ачик Баш с существующим до сегодняшних дней некорректным переводом «люди без головных уборов».
Фактически «Ачикъ Баш» в реконструкции полного названия звучит «Ачик Башы къая», что в прямом переводе с карачаево-балкарского языка означает «Бесснежные горы» или же «Южная сторона» в отличие другого названия на северной стороне гор в районе Уштулу Черекского ущелья Балкарии «Цегет Башы къая», что означает «Теневая сторона горы».
Говоря о географических наименованиях сторон света, карачаевцы и балкарцы отмечают: Кюнчыгъыш – восход солнца – Восток; Кюнбатыш – закат солнца – Запад;
Солнечная сторона, то есть южная сторона – Кюннюм. Другим выражением обозначения Юга, как известный факт по документальным источникам XVIII века, балкарцы применяли термин «Хунсар» отмеченный в названии балкарской области Хунсар в бассейне реки Урух.
Как известно в карачаево-балкарском языке: Хун/Кюн – Солнце; Сар/Сары – Золотистое, и в целом «Хунсар» означает: Золотистое Солнце, как Южная сторона, сторона теплого солнца.
И противоположная, Югу – вниз – Север, обозначаемый, как – Арт, сзади, вниз.
Кюнчыгъыш, Кюнбатыш, Хунсар, Арт – вот стороны света обозначаемые в истории карачаево-балкарского народа.
Эти примеры, названы не случайно. Из исторических источников известно, что название «Беш Тау» это название Центрального хребта Кавказских гор от Казбека до Минги тау (Эльбруса). Широко известным и употребляемым и сегодня термином балкарцами и карачаевцами выступает название «Тау Арты» – Загорье, то есть, та сторона.
Напомним, географию Страбона
Страбо;н — греко-римский античный историк, географ и философ. Автор «Истории» (не сохранилась) и сохранившейся почти полностью «Географии» в 17 книгах.
«1. К Европе примыкает Азия, соприкасаясь с ней вдоль реки Танаис (река Кобан –Х.Т.)»
«2. Тавр опоясывает этот материк приблизительно в середине,
простираясь с запада на восток,
причем одну часть его оставляет к северу,
а другую — к югу.
Греки называют одну из этих частей «лежащей по эту сторону», а другую — «по ту сторону Тавра»…»
Тавр это тюркское – Тау – гора;
Тавр – в середине – это Центральный Кавказ от горы Казбек до горы Эльбрус;
Запад – Эльбрус;
Восток – Казбек;
Одна часть к северу – Къаб Арты;
Другая часть к югу – Тау Арты;
«Лежащая по эту сторону» – Тау Арты – Загорье;
«По ту сторону Тавра» - Къаб Арты; Къаб – Кабказ – Арты – хребет, гора, сзади.
На той стороне, на Юге – северную сторону противоположную от Юга называют «Къаб Арты» или же на грузинском языке «Имерет», что означает «По ту сторону».
Известное название первой половины XVII века в известиях первых посольств
в Имеретию через территорию расселения балкарцев и карачаевцев «Карачаева Кабарда» - это некорректный перевод названия «Къарачай Къаб Арты».
Карачай – Къаб Арты, как географическое название показывает расселение карачаевцев на Чегеме, Баксане на северной стороне кавказского хребта, которую южные предки балкарцев и карачаевцев называли – Къаб Арты, то есть живущие за хребтом Къаб, по ту сторону.
Другая, большая часть карачаевцев расселялась с западной стороны Минги тау (Эльбруса).
На сегодня выявлены десятки топонимов и гидронимов в области древней Имеретии, легко объясняемые с позиций карачаево-балкарского языка.
Известное название «Карачай Къаб Арты» и «Ачикъ Баш» - это путь истории, которую необходимо изучать и расширять поиски этногенетических связей Балкарии и Карачая с историей - Тау Арты с Имеретией, Сванетией, Абхазией.
Хадис Тетуев, историк,12.12.2024 г.
Свидетельство о публикации №224121301029
-
ХОНСАР - селение в Дигории. В дигор. хонсар, в осет. хуссар -"юг, южный склон/сторона" (Этимиологический словарь осет. яз. том.4, с.251-252),
1-я часть происходит из иранского hwan/hun, вариант hwar/hur "солнце", авестинское x'an, родительный падеж x'eng, x'anvant "солнечный". 2-я часть соотв. ср.-перс. и согдийское sar "местность, сторона, направление", в осет. taes-sar "поворот", taes-sarmae "наискось". Соответствие: город Xunsar в Иране (сев.-зап. от Исфахана) (ЭСОЯ, 4, 251-252).
В иранской этимиологии hwar, hur/hun > xar/xan "солнце". Восходит к и.- е. основе swel, sul/swen, sun (чередование l/n), отсюда славянское "солнце", в готском sunno, немецком sonne, анг. sun. Авест. hvar, xvan/xan "солнечный свет; солнечное божество", др.-перс. hvar, xvan/xan ""солнце". Таким образом осет. xussar происходит от более ранней формы xun-sar, которая в 1-й части является фонетическим вариантом иранского xur "солнце". Производные: авест. xenvant, xvan/xan-vant "солнечный, светлый"; Хорезм -"солнечная земля", ср. перс. xarasan "солнце восходящее", кл. перс. xurasan- "восток" (Этимиологический Словарь иранских яз., том.3, стр.438-443).
-
ИМЕРЕТИЯ от грузинского имер-"по ту сторону", дано грузинами Картли, то есть "по ту сторону Лихского (Сурамского) хребта. Этот хребет с перевалом в 900 метров отделяет западные области Грузию, говорящие на мингрельском, сванском, лазском и грузинском от ее главного исторического, духовного и политического центра в Картли.
А между Имеретией и Гл. Кавказским хребтом еще находиться область Рача и Сванетия, отделенные от Имеретии средневысотными горными хребтами.
-
Къаб согласно КБРС, насколько помню, "тыква".
Юрий Кисилев 5 08.01.2025 11:12 Заявить о нарушении
Хадис Тетуев 12.05.2025 10:05 Заявить о нарушении
Юрий Кисилев 5 16.05.2025 10:56 Заявить о нарушении