Моряк заглянувший в будущее

                МОРЯК   ЗАГЛЯНУВШИЙ   В   БУДУЩЕЕ

«Я  славянин  и  за  мать  всех  славян – Россию
  -  готов  отдать  жизнь!»
                Огнеслав  ( Игнатий )  Степанович  Костович


Шла  русско – турецкая  война. Авангардом  русской  армии – 14 – й  пехотной  дивизией  командовал  генерал  от  инфантерии  М. Драгомиров, и  главной  его  задачей  было  форсирование  Дуная  у  города  Зимницы, расположенного  напротив  болгарского  Систова. Перед  переправой  генерал  обратился  к  своим  солдатам: « Середины  нет – или  за  Дунай, или  в  Дунай…»
Русские  войска  переправлялись  через  Дунай  на  понтонах, паромах, речных  судах   и  лодках. Операция  по  форсированию  реки  прошла  успешно  и  способствовала  развёртыванию  дальнейших  боевых  действий  на  земле  Северной  Болгарии.

Одним  из  судов, перевозивших  русский  десант, командовал  молодой  серб  Огнеслав  Костович. Ещё  до  войны  его  отец – судовладелец  передал  России  два  парохода  - «Ада»  и  «Клотильда». Будучи  моряком, Огнеслав, закончивший  школу  судовождения, принял  участие  в  борьбе  с  турками  и  получил  звание  капитана  русского  флота. Во  время  переправы  он  был  контужен, а  после  лечения  принял  русское  подданство, предоставленное  ему  за  мужество  в  бою.
Страсть  к  изобретательству  и  конструированию  появилась  у  Костовича  ещё  в  Высшей  технической  школе, которую  он  закончил  до  приезда. Огнеслав  стал  автором  более  ста  изобретений. Для  флота  им  спроектирована  так  называемая  «рыба – лодка», рассчитанная  на  экипаж  в  восемь  человек  и  управляемая  двумя, лодка  могла  метать  торпеды  при  помощи  сжатого  воздуха, разработан  гидроаэроплан  с  двойным  управлением, выполненный  из  арборита – собственноручно  изготовленного  материала, напоминавшего  клееный  шпон.
Чем  только  не  занимался  плодовитый  изобретатель: серьёзной  разработкой  стало  создание  многоцилиндрового  бензинового  двигателя, демонстрация  в  полёте  разных  летательных  аппаратов. Часть  его  конструкций  была  запатентована, но  большинство  так  и  остались  не  претворёнными  в  жизнь. Причиной  явились  постоянная  нехватка  средств, отсутствие  поддержки  со  стороны  научно – технических  организаций  того  времени, зато  многие  его  идеи  были  подхвачены  другими  более  удачливыми  конструкторами.

О. Костович  ( 1851 – 1916 )  творил  для  России, которую  считал  своей  второй  родиной  и  мог  бы  сделать  для  неё  многое, но  косность  взглядов  и  преклонение  перед  зарубежными  открытиями  в  ту  пору,  свело  почти  на  нет  его  конструкторскую  и  изобретательскую  деятельность.

12  декабря  2024  г.                Вячеслав  Прытков               


Рецензии