Афисионадо Достоевского в 19 72

Добралась, наконец, до Сигарного лаунжа моего приятеля, бизнесмена, изобретателя и афисионадо Антона Кузьмина. Полумрак, роскошная атмосфера, стильный монохромный дизайн с бронзовыми статуэтками и картинами на стенах, написанными зажженными сигарами художником Алексом Че.
Название «19/72» со смыслом: идеальная температура хранения сигар +19 градусов по Цельсию и 72% влажности.
При более низкой, как нам объяснил распорядитель сигарного магазина при клубе, теряется влажность и испаряются масла из табачного листа. И при попытке раскурить такую сигару покровный лист может лопнуть от температурного шока.
Если же температура превышает оптимальную, сигара покрывается плесенью, и возникает риск появления сигарных жуков. Шикарные хьюмидоры с сигарами из Кубы, Доминиканы и Никарагуа (более крепкие) впечатляют и напомнили о моем визите на производство в Пунта-Кане, где меня учили крутить сигары из засушенных табачных листов. Это было незабываемо…

В «19/72» часто проходят интересные  мероприятия - встречу с праправнуком Достоевского Алексеем Дмитриевичем я пропустить не могла!
Вечер был посвящён выпуску русской сигары Достоевский Погарской сигаретно-сигарной фабрикой, которую в 1864 г. предприниматель А.Г. Рутенберг приобрёл в г. Рига Российской Империи (табачная мануфактура Koffsky & Kunchczynski, с 1839 г.). В 1919 году предприятие национализировали, а в 1990-е годы - приватизировали. Историей знаменитой фабрики и создания именной сигары Достоевского увлекательно рассказал Владимир Бахрах, президент Московского сигарного клуба. А в качестве ведущего и модератора выступил главред издания CIGARTIME Дмитрий Грибов.   

Я внимательно слушала экспертов. Что касается Алексея Достоевского, филолога, советника ректора Русской христианской гуманитарной академии - Академии Достоевского, отца четверых детей - я впитывала каждое его слово. Смотрела на 49-летнего потомка гения русской литературы, символа образованной интеллигентной и перспективно-прогрессивной России (очень, кстати, похожего на прапрадедушку) и словно перемещалась во времени… Хотелось так много узнать, побродить по закоулкам памяти, архивных материалов, связанных с великим Федором Михайловичем. Сколько витальности, искренности и возможности проникнуть в ядро жизни, души главного мыслителя 19 века -  автора «русской идеи», заключающейся в концепции всеобщей нравственности.

Из того, что услышала и чем хочу поделиться:
1. Ф.М.Достоевский осознавал свою гениальность и масштаб личности при жизни, но был скромен и смиренен 
2. Мужу помогала редактировать литературные труды, вести большое хозяйство, поддерживала во всем, не позволяя кредиторам и издателям его (доверчивого подобно ребенку) облапошивать Анна Григорьевна Достоевская (урождённая Сниткина), вторая жена с 1867 года. Она была русской мемуаристкой, стенографисткой, матерью его детей — Софьи, Любови, Фёдора и Алексея Достоевских; публикатором творческого наследия, одной из первых филателисток России. Родилась в Санкт-Петербурге, в семье мелкого чиновника Г.И. Сниткина. С детства обожала творчество будущего супруга.
3. У Алексея Дмитриевича из произведений предка нет избирательно любимых, так же как и среди детей: все желанные и неповторимые. Ну разве что «Идиота» он перечитывал чаще, чем остальные произведения...
4. Алексей посоветовал гостям вечера прочитать рассказ Федора Михайловича «Маленький герой», опубликованный в литературном журнале «Отечественные записки», под псевдонимом «М-ий» с припиской «Из неизвестных мемуаров». *Обязательно сделаю!
5. На вопрос, нашел ли прапрадедушка, автор «Преступления и наказания» Бога, Алексей Дмитриевич ответил: «А он его и не терял. Фактически во имя Иисуса Христа Фёдор Михайлович Достоевский отправился в каторжный острог Омска в 1850 года за участие в кружке М.В. Петрашевского, готовившего народ к революции. Приговор о казни для 20 человек, включая Достоевского, заменили 8 годами каторги. Николай I сократил его вдвое с последующей службой рядовым в Семипалатинске.
6. ФМД можно считать первым блогером всея Руси. Его «Дневник писателя» с непринуждёнными беседами с читателями без издательских посредников и цензуры (1877) - яркое предшествование блогерско-колумнистическому направлению современной журналистики
7. Непревзойденный русский писатель творил обильно и безукоризненно, получая деньги за произведения авансом. Подвести издателей из-за гиперответственности он не мог. Писал старательно и страдательно. Если бы не отягощенная долгами и необходимостью содержать большую семью жизнь, неизвестно, родились бы 54 шедевра (на 18 томов) у Достоевского… История не знает сослагательного наклонения
8. Без брата Михаила, скорее всего, не раскрылся бы дар Федора Достоевского. Бесконечно талантливый Михаил, писатель, драматург, переводчик немецкой литературы, горячо любил и заботился о брате. Крепким здоровьем они оба с детства, увы, не могли похвастаться. Старший еще и выпивал, умер в 43 года. Федор Михайлович переживал и выплачивал его долги, связанные с выпуском журналов.
9. Достоевский признан выдающимся писателем и психологом, исследователем глубин человеческой души. Недаром его считают предтечей мирового экзистенционализма
10. Основоположник психологической прозы очень много курил, страдал от эпилепсии и умер в 59 лет от бронхита, туберкулеза и энфиземы легких. Перед смертью он передал «Евангелие» сыну Федору, которое хранится в Ленинке
11. Не писать великодушный и сострадающий людям Достоевский не мог. Это было его счастье. И вся жизнь…

Алексей Дмитриевич интеллектуал, с широчайшим кругозором, скромный и временами даже застенчивый, постоянно извинявшийся заочно перед уважаемыми достоеведами. А еще он с большим чувством юмора, как я заметила. Ох, какая чудесная огранка для острого ума! Чем только ни занимался в жизни: был вагоновожатым, послушником Валаамского монастыря, куда сейчас возит грузы. Предпочитать курить табак. Книги не пишет.

Жалею, что не подсела к Алексею за столик позже и не продолжила разговор о нем и великом прапрадедушке. Вопросов был миллион. Интереса на 1000%. Голова разболелась от сигарного дыма с непривычки (несмотря на мощный конец в зале). Надеюсь и предчувствую, что еще встретимся и насладимся разговором по душам.
Вот такой должна быть история человека и страны - чтобы не хотелось оторваться, чтобы восхищаться и чтобы было ради кого/чего жить, сочинять, продолжать род и… грустить. Ведь «истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть» (* «Преступление и наказание»).

Спасибо Антону за гостеприимство и эстетику, Алексею Дмитриевичу - за возможность прикоснуться к легендарной истории, от которой мурашки по коже… Отныне я «афисионадо» Достоевского и «19/72»!


Рецензии