Проблемы анималистики
Тиханова В. А. Лик живой природы. Очерки о советских скульпторах-анималистах. – Москва: Советский художник, 1990.
Передо мной книга, худо-бедно, но рисующая историю российского анимализма с конца 19 века до времен перестройки. Современная анималистика получила развитие с возникновением и актуализацией дарвинизма и иже с ним.
Художественное изображение животных сталкивается с проблемами стилизации, придающей как декоративный, так стилистический характер изображению. Но прямо, пусть и недовоплощённо в советской скульптуре, тянется реализм и натурализм, к которым ревностно относятся как зоологи, так и вообще умные и наблюдательные «потребители» искусства.
Листая книгу Тихановой, я обнаружил всего несколько скульпторов, умевших сочетать реализм с игрой фантазии.
Василий Ватагин, называемый «мэтром-основателем», получал прекрасные просветления («Семья слонов»), но вообще, ему был отведён жалкий удел советского «соцреалиста».
Понравилась О. Малышева («К Гангу», 1985).
Очень хорош Г. Попандопуло, удивительно сочетающий правду реализма с сильной возвышенной идеей художника-мыслителя («Нежность», 1982; «Радость жизни», 1985).
Но всерьёз можно говорить лишь о гении Андрее Марце, удивительном наблюдателе характера животных, не забывающем и о стилизации, и игре, создававшем действительно интересные образы животных (стр. 113-122). Он говорил о видовой достоверности внешности и характера, как бы не видя себя, живого и интересного, в своих произведениях. Каждое его животное - удивительное произведение наблюдения и воображения, тем не менее ставящее автора на дистанцию, так сказать, «сущностного реализма».
О последнем можно сказать удивительное из истории происхождения биосферы на Земле. Образы животных были придуманы, нарисованы Сыном Божиим, и каждое из них - своеобразный иероглиф, требующий мистического, сущностного созерцания. Повадки же, характеры животным в виде биопрограмм были вменяемы тварям при создании Святым Духом, другим сыном Божиим.
Познать, уловить и то, и другое - задача гения анималистики, к чему иногда приближался Андрей Марц.
Занимаясь керамикой в отрочестве, я тоже был называем анималистом, хотя лепил и многое чего другое. Жизнь всегда привлекала меня, третья моя скульптура - «Пантера», приятная мне и теперь. А остальное - группа динозавров, с которой я отличился на выставке в кинотеатре «Высота», хоть и обиделся смертельно необычному диплому «Мастер Золотые Руки». На меня якобы не хватило обычных грамот!
Ольга Феодосьевна Микертумянц водила нас в зоопарк на зарисовки, поощряла моё «вольное» творчество, таскала нам на своём горбу глину из Подмосковья. Она – моя соседка из близкого дома, хотя занимался я у неё на другом конце Москвы, в Кузьминках. Она работает в Центре Творчества Строгино, в старости уже не оставляет своё творение и своих детей. Такие люди - ангелы - должны вечно быть счастливыми и жизнерадостными!
При случае я попрошу фотографий своих скульптур и познакомлю вас с ними.
Животные - это самое главное содержание моего творчества, даже важнее социально-определённых форм людей, с которыми у детей туго.
Старостин. 13 декабря 2024 года.
На иллюстрации - скульптура Андрея Марца.
Свидетельство о публикации №224121301530