Беснование неруси на песенном поприще

Советский период жизни страны при всевозможных благостных ностальгиях по «сказочным» условиям жизни людей при власти Советов, на самом деле, перенасыщен не только исключительно плюсами, но также и многочисленными минусами, отрицательное воздействие которых на житие обычных советских граждан при ближайшем рассмотрении часто в значительной степени перекрывало позитивный эффект плюсовой стороны бытия этих самых граждан. Другое дело, что все негации жизни страны власти тщательно скрывали от народа посредством развитой системы пропаганды и агитации. Когда кто-нибудь из жителей самого справедливого общества на Земле попадал под действие нигде не афишируемых минусов, он, как правило, оказывался один на один с этими негациями, поддерживаемый разве что только своими родственниками, друзьями, соседями и посильными вспомоществованиями от общественных структур, что при невозможности раскрутки на этом деле позитивной пропагандистской акции производилось в скрытном от публики режиме. Если же подобная акция имела двоякий эффект – и положительный и отрицательный, то, естественно, всемерно выпячивалась её позитивность и  целенаправленно затушёвывались негативные последствия происходящего.

Подобный избирательный подход официоза к какому-либо явлению обыденной жизни советских людей можно продемонстрировать на примере песен, которые распевала вся страна в дружеских компаниях, да и просто любым человеком, пребывающем в приподнято-хорошем настроении. Так вот, советские люди весьма гордились тем, что тексты отечественных песен, имевших широкую популярность среди населения страны, содержали серьёзную смысловую компоненту. Иными словами, человек, певший советскую или фольклорную песню чётко понимал, о чем поётся в этой песни, и, переплетая свои чувства со смысловой составляющей песни, в результате достигал состояния благостно-душевного восторга в данный момент своей жизни. Прослушивая зарубежные западные песни, когда в принципе не наблюдалось никакого цельного осмысленного эффекта от песни, обычно состоявшей из каких-то отдельных слов и возгласов, которые много раз повторялись на разные лады, советские люди искренне радовались, несказанно восхищаясь песенным достоянием своей страны.

Однако с конца семидесятых годов страна замолчала – граждане перестали петь песни, разве что пожилые люди по старинке в кругу своих ровесников дружно пели песни, которые были на слуху с 30-х годов вплоть до 60-х. Даже в деревнях селяне перестали петь, из-за чего по вечерам на деревенских улицах стояла гробовая тишина, ибо как-то враз куда-то повывелись   гармонисты, а вслед за ними – и деревенские компании певунов, напевы которых раньше слышались за околицей до самого рассвета. Случилось нечто, в результате чего исчезли смысловые песни, вместо которых телерадиоэфир заполонился вульгарными песнями в западном стиле. Эти песни можно было молча слушать, а подпевать им стало невозможно в виду того, что связные тексты у этих «песенных шедевров» нового времени полностью отсутствовали – их заменяли случайные слова без какой-либо рифмы и смысловой целостности. Мелодии в русском стиле тоже отсутствовали – были отдельные звуковые фрагменты, чем-то напоминающие какофонию. Эти песни нового типа рассчитывались исключительно на демонстрацию исполнительского мастерства певца, но только не на их распевность широкими массами населения. При этом негации прекращения пения песен официозные пропагандисты затушевывали организацией множества концертов, где выступали певцы с индивидуализированным стилем песнопения, а также музыкальными телепередачами, просматривая которые телезрители молча сидели у телевизоров.

До 90-х годов массовость песнопений существовала только в составе движения КСП (Клуб самодеятельной песни) – романтизированной субкультуры бардовского пения под гитару у костров. Как ни печально, но в 90-х годах КСПшная романтика сошла на нет. После этого периодически на короткое время популярности из сериалов и видеороликов всплывали всевозможные шлягеры, ориентированные на обывательское мировосприятие. По аналогии с зарубежным песнебизнесом в данных шлягерах какой-то осмысленности не предусматривается по принципиальным соображениям, поскольку посредством подобным образом составленных пародий на настоящие песни происходит массовая тупизация населения планеты.

Так была убита традиционная певческая культура России.


24.07.2024



Сергей БОРОДИН


Рецензии