Русь

  (ст."Русь как профессиональный термин",Всемирная история,2024) "Сегодня мы продолжаем искать значение термина «русь».К сожалению в прошлых публикациях мне так и не удалось найти этническую составляющую этого термина.Сегодня же мы попы-таемся найти составляющую профессиональную.Для начала давайте посмотрим,что пред-лагал нам А.А.Куник,указывающий на Roslagen– побережье Швеции,расположенное нап-ротив Финляндии.В.Томсен,сделавший анализ норманнских имен в русском летописании, говорит о большом влиянии этой области на развитие славяно-норманнских отношений. Но позднее сам Томсен отказался от этой версии,и связал ruotsi с ropsmenn, ropskalar– гребцы.Но если лингвистически это слово подходит,то в глаза бросается ее историческая натянутость.20-е годы XX века В.А.Брим увидел в термине «русь» корень древнегерманского drot– толпа,дружина.Этот термин был распространен у нор-манов вплоть до IX века.Отсюда и происходит название норманнских дружинников- drotsmen.Этот термин и отразился в финском как ruotsi.Финны познакомились со шве-дами раньше славян,и те стали известны не под своим этническим именем,а под проф-ессиональным.Северная часть восточных славян,контактируя с финнами,переняли у них этот термин для обозначения норманнских дружин, которые с IX века начали играть важную роль в славянском мире.В русский язык он перешел в форме русь,как suomi перешло в сумь.Если мы согласимся, что термин «русь» есть обозначение норманнских дружит, то возникает вопрос почему не отразились в русском языке слова drot или drotsmenn. А все дело в том, что с 793 года, с первого контакта норманнов с англичанами, их дружины получили наименование hirth, от англосаксонского hireth – семейство. Именно это слово вошло русский язык как «гридь» - младший дружинник. А младшим он был потому, что старшим был «русин»."

  (ст."Земля «дымящаяся свежей кровью»: Якутия до прихода русских",Катехизис и Катарсис,2024) "Якутия— суровый северный край,в древности и в средневековье была ареной яростной борьбы за право жить на ее просторах.Неудивительно,что лейтмоти-вом большинства циклов исторических преданий и легенд народа саха,являются имен-но конфликты между якутскими кланами,войны с иноплеменниками и столкновения с русскими первопроходцами.Материалы по археологии и этнографии,а также документа-льные свидетельства позволяют нам лучше понять сущность того «дымящегося свежей кровью» времени жестоких схваток,воспетого как Кыргыс юйэтэ- «Век сражений».
Военизированный характер якутского средневековья хорошо отображается в археоло-гических материалах, прежде всего, погребальных. Средневековых захоронений на территории Якутии обнаружено не так много - всего в пределах двух десятков. Эти памятники представляют собой одиночные захоронения, разбросанные друг от друга на расстоянии десятков и сотен километров. Облик захороненных можно обрисовать как классических для степной и таежно-степной Евразии конных воинов и охотников. Следы повреждений на костяках из раннеякутских погребений относительно часты. Наиболее показательны те, что были отмечены на костях мужчины 35-45 лет из захоронения Сергеляхское (XV в.). Правая сторона верхней челюсти отсутствовала в результате травмы, полученной, предположительно, в 20-25 лет. Были зафиксированы прижизненные переломы ребер и левой ключицы, которая зажила с укорочением на 1 см.Причиной смерти стал длинный разруб на своде черепа,с правой стороны.Похожие раны были на костяке из Атласовское I (XIV-XV вв.). На черепе мужчины 20-25 лет, с левой стороны зафиксированы 3 сильных разруба, нанесенных прямым или слабо изогнутым клинком длиной более 17,5 см, каждый из которых мог быть смертельным: 2 - на черепной коробке и 1 на нижней челюсти. Повреждения, нанесенные холодным оружием, отмечены и на черепах, захороненных из Ат Быран III, Кудук I, Кюкяй I, Часовня Атта. Пожилой мужчина из захоронения Тымпы (Нюрбинский район) погиб в результате попаданий стрел в грудь и спину.Схожая картина характерна, к примеру, для сармат, в погребальных комплексах которых боевые травмы зафиксированы у 70 % мужчин; отмечено также,что у этих погребенных сильно изношены суставы,гипертроф-ированно развиты мышцы плеч и рук,наблюдались патологии позвоночника,связанные с постоянным пребыванием в седле.Определенные изменения в скелете,связанные с вои-нской деятельностью и всадничеством,обнаруживаются и на костяках из раннеякут-ских погребений.В материалах поселенческих памятников отзвуки былых войн выра-жены меньше.Есть предположения,что два жилища в поселении Сырдык Су-лус в Амгин-ском районе подверглись обстрелу, на что указывают наконечники стрел, найденные вдоль внешних сторон стен. В сосновом лесу в местности Оргумай в горном районе было открыто поселение из трех жилищ, датированное XVII в. В одном из них были зафиксированы два костяка - мужской и, возможно, женский. По периметру жилища были зафиксированы наконечники стрел из железа и кости. По всей видимости, эти двое погибли во время вооруженного нападения, защищаясь от неприятелей в своем жилище.Подобное часто случалось в позднем средневековье и фиксировалось в рус-ских документах.В 1654 г.князец Тимирейко Батырев утверждал,что к нему приходили намские якуты Мекчек Тойбокоев с товарищами и звали его «громить киргидайских мужиков» на Вилюе.Получив отказ,намцы попытались убить Тимирейко,а людей его «..до полусмерти убили и иных ясашных мужиков били и грабили»,при этом отогнав у него 10 лошадей.«Усуна с товарищи убил 4 человек, а 5 человек взяли в живых, да жен наших и детей мужска и женска полу взяли к себе в полон 26 человек, а иных маленьких детей прибили и в снег побросали»- сообщает в своей челобитной от 1656 г. осекуйский якут о нападении на их поселение двух родов калтакульских тунгу-сов.В донесении борогонских якутов,датированном 1675 г.,говорится,что батуруссцы Немняк,Девенюк Молтон и Екон Очеевы «с детьми и родниками» приезжали в количе-стве 60 человек «войною, в куяках и с копьи» и угнали у них «20 лошадей добрых, 20 лошадей езжовых,40 кобыл больших.10 жеребцов,22 жеребенка»,утащили котел, седло,2 пешни,2 топора,аркан,собаку и пр.,убив при этом якута Ахаптая,а другого, Корже-гаса избив до полусмерти.Исходя из документальных свидетельств можно представить, каков был уровень агрессии в средневековом социуме. Финал боевых действий был предельно жестоким - потерпевшая сторона, не запросившая мира, не способная уплатить соответствующую контрибуцию или не прощенная,зачастую истре-блялась поголовно.В столкновениях мог пострадать любой; порой не щадили ни дет-ей, ни женщин.Для человека с архаичным мировоззрением подобное деяние не было чем-то экстраординарным, но случалось такое скорее всего довольно редко- ведь люди также были ресурсом, необходимым для выживания социума в малонаселенном северном крае; в якутских легендах весьма часты сюжеты захвата победителями женщин и детей в свою собственность.Каждый клан имел свою дружину, нередко очень малочисленную.Дружинники назывались «кыргыс дьоно» или «боотурат».Крупные сраж-ения,в которых участвовали сотни человек,случались редко,в большинстве случаев это были мелки стычки.В номадических обществах большинство рядовых скотоводов "улусные мужики" вели хозяйства самостоятельно и обладали личной свободой, но были в подчинённому состоянии по отношении к элите.В якутском социуме професси-ональная воинская деятельность являла собой сословную привилегию,которую заслу-живал лишь ограниченный процент мужчин,клановая элита,в то время как социальное большинство(«улусные мужики»)главным образом было задействовано только в процес-се производства материальных благ и в войнах принимало участие редко,несмотря на милитаризованный в целом характер социальных отношений.Главной мишенью межкла-новых набегов в XVII в.были именно улусные люди.Агрессия в отношении рядового населения чужих кланов порой приводила к полноценным боевым действиям,в которых с обеих сторон участвовали тойонские дружины,состоящие из профессиональных вои-нов.Известно, что для боевых операций привлекались люди из зависимых категорий населения - боканов и холопов. Они непосредственно участвовали в боях, служили в качестве посыльных, занимались угоном скота и выполняли иные поручения своих господ.Подвижный и военизированный быт способствовал тому,что у тунгусов,якутов и тундровых сообществ встречалась практика избавления от сородичей,которые могли стать тяжкой обузой социуму.У якутов это выражалось в том,что неспособных к тру-ду или больных убивали или оставляли на произвол судьбы в лесу,привязанными к лесине.Некоторые челобитные и легендарные тексты изобилуют деталями, которые могут показаться шокирующими для современного обывателя. Например, борогонский якут Онюкей сообщает, что в 1651 г. приезжал баягантаец Барчигир «...воиною братею и детми своими и со всем родом в куяках человек семдесят и сына моего Чинаду убили насмерть и очи у нево Чигады у живого ножем выкололи руки и ноги и срамные уды отрезав на сторону кинули».Расчленение было зафиксировано в погребе-нии Тымпы (XVII в.), исследованном в Кангаласском наслеге Нюрбинского района.На костях пожилого мужчины имелись следы отделения конечностей и удаления межребе-рных мышц; помимо этого,были изъяты спинной и головной мозг,а также органы брюш-ной полости,взамен которых были помещены сено и сосновая кора,что свидетельств-ует о бальзамировании тела,подобном скифским практикам Горного Алтая.Быркынгаа Боотур в одной из легенд,расчленив и распотрошив тело витязя Кэтирэй Бёгё,разве-шивает его конечности и органы на деревья в окрестностях озера Нюрба,от названий которых произошли местные микротопонимы.Известно, что после убийства Осипа Галкина в ходе восстания 1642 г. «Осипа де уже мертвого колол, надругался Еюков племянник Отунда». Подобные действия совершались и другими сибирскими народами. «С пленниками мужского пола, особенно знатнейшими удальством своим, поступали они с обыкновенным всем тамошним народам бесчеловечием,- пишет современник.- Жгли,резали,кишки из живых мотали,вешали за ноги и всякие делали надругательст-ва,торжествуя при том о победе над неприятелем».Вполне вероятно,что в сибирских культурах бытовали такие же непривычные для европейцев ритуальные практики,как и у североамериканских индейцев,которые перед убийством пленника применяли к нему суровые пытки,чтобы оказать достойному противнику уважение.Жестоким образом был убит жарханским якутом Балтугой Тимиреевым и его людьми казак Левка Лаврентьев; помимо множества ран,говорящих о применении пыток,известно,что ему «грудь споро-ли,и серце выняли».В казачьей челобитной от 1645 г.мы читаем угрозу ситтинских якутов в отношении служилых людей:«Только де вперед приедете,и мы де серца ваша из вас выемем..».Как можно убедиться, одними угрозами они не ограничивались.Мот-ив вырезания сердца и печени часто встречается в якутских легендах- так поступал ,в частности,Быркынгаа Боотур; нанизав вражеские сердца и печени на копье возвр-ащался из боевого похода жарханский Улуу Омолдоон; вырезанные сердца и печени преподносили воины кангаласскому Тыгыну.Корни данного обычая можно усмотреть в воинских традициях,бытовавших в степи еще со скифских времен и оставивших след в преданиях и эпосе самых разных народов.Другими воинскими обычаями, упоминаемыми в текстах якутских легенд,являются приторачивание к сбруям боевых лошадей отруб-ленных человеческих голов и снимание скальпа (у оленекских якутов). Декапитация и скальпирование - близкие с семантической стороны действия; они также восходят к воинским практикам сибирских и скифских сообществ.Военизированный быт способ-ствовал сохранению весьма древних воинских обрядов- такова фактура якутского ср-едневековья.Большинство крупных конфликтов, раскрывающихся в основных сюжетах якутского эпоса Кыргыс юйэтэ,происходит внутри небольшой группы кровнородствен-ных лиц.Об этническом противостоянии между якутскими кланами говорить не приход-ится,во главе них стояла кровнородственная социальная элита с единой номадиче-ской культурой.И как это часто бывало в истории,самыми яростными неприятелями были именно родственники,соперничавшие за власть и богатства.Тойоны,возглавля-вшие крупные противоборствующие кланы,описываются в легендах как представители одной правящей династии- мифического Эллэя.Другими словами,это были классические междоусобные войны,между отдельными частями когда-то единой общности.Экономиче-ские причины войн,безусловно,имели важнейшее значение.Конкурирующие тойоны боро-лись за расширение влияния,практиковали захват имущества, пастбищных и покосных угодий. Очевидно,что основной формой богатства в номадических обществах является скот, а богатство в такой форме особенно легко украсть.Поэтому в скотоводческих обществах,не имеющих сильной центральной власти для поддержания закона и поря-дка,кража и угон скота- обычное дело.Стоит только добавить,что для якутского ск-отовода потеря скота вследствие климатических катаклизмов однозначно приводила к скатыванию по социальной лестнице. Чтобы предотвратить это,надо полагать, многие и брались за оружие,так как отъем скота в набеге был самым быстрым способом воз-местить убыль скота.Якутский воин XVII века.Природные бедствия также стимулиро-вали рост подвижности скотоводческих групп.Пытаясь найти корм для скота,они уве-личивали амплитуду кочевания или вовсе меняли регион проживания.Борьба за резер-вные пастбища между различными группами редко обходилась без насилия.Определен-ное социальное напряжение создавали обездоленные,но прошедшие воинскую выучку, сыновья богатых скотоводов,которые,не желая пополнять контингент балыксытов(бед-ных рыболовов),сбивались в воинствующие «разбойничьи» отряды для отгона скота и создания личных хозяйств.Этим обусловлены предания,повествующие о противостоянии старших братьев с младшими,отличавшихся от первых своей бедностью и крайним уда-льством.В преданиях сохранились также сведения о кочевой беззаботной жизни моло-дых воинов(субан киси),объезжавших группами в 12-18-40 человек осенне-весенние жилища отор,в которых окрестные семьи оставляли специально для них съестные при-пасы.Немаловажными являлись кровная месть и другие ситуации,порождаемые особенн-остями религиозного мышления средневекового человека. Так, Балтуга Тимиреев на допросе сознавался,что убил казака Л.Лаврентьева «за братей своих,которых побили промышленные люди, и постелю де под них добыл».Под выражением «добыть постель» подразумевается воинский обряд тэллэх булунуу,по которому воин,отправляясь на войну,обязан был убить хотя бы нескольких противников,чтобы,в случае гибели,его неотмщенная душа не превратилась в зловредного духа.Балтуга решил совершить обряд за братьев,осознавая и презрев последствия,которые они влекли за собой,и это стало причиной для одного из последних открытых вооруженных восстаний якутов в XVII в.Данный обряд бытовал также у камчадалов,чукчей и юкагиров.Но все глав-ная причина войн могла заключаться в самой природе номадизма и была обусловлена политической организацией в форме вождества.Милитаризованная социальная элита якутского общества являлась частью Pax Nomadica- кочевого мира,что доказывается сличением самых различных источников.А по представлениям кочевников единственная достойная форма жизни для свободного человека- жизнь воина,любые иные формы де-ятельности ими не почитались.Культура войны была неразрывно вшита в саму струк-туру якутского вождества и была одним из базовых столпов его существования.До прибытия русских первопроходцев средневековое якутское общество(вернее потомство Эллэя),по всей видимости,вошло в фазу междоусобных войн,обусловленных кризисом в сильнейшем на тот момент кангаласском клане,и переживало распад сложного вожде-ства.Остатки былого влияния этого клана успели заметить и казаки,которые писали, что «кангаласские князцы людны и всей землею владеют,и иные многие князцы их бо-ятца» и что они «бьют на смерть и пальмами секут и к государской милости никому приезжать не велять»,т.е.запрещают якутам из других кланов платить русским ясак под страхом смерти.Многие князцы,страшась гнева кангалассцев,ясак передавали в острог скрытно,через своих холопов.Причиной междоусобиц называется династический кризис,вызванный решением правителя якутов Муннян Дархана передать власть, минуя старших сыновей,своему любимцу- Тыгыну,от чего «восстали все роды».Междоусобная распря между наследниками Мунньана так глубоко всколыхнула якутский народ во второй половине XVI в.,что отразилась даже и в позднейшем фольклоре.» Новому во-ждю пришлось прожить всю жизнь в войнах,утверждая свое право на верховную власть .Тыгын Дархан- не «объединитель» якутского народа,как это принято считать; напр-отив,он последний верховный вождь,так и не успевший получить в свои руки всю по-лноту власти над якутскими кланами.Фигура его символизирует гибнущую социально-политическую организацию якутов дорусского времени,распад якутского вождества. Силой оружия Тыгын пытается противостоять центробежным тенденциям,но даже несмо-тря на свои многочисленные победы над непокорными кланами,не может побороть эти необратимые для вождеств процессы.Кочевые политии,в том числе и крупнейшие степ-ные империи,были конфедерацией автономных племен и вождеств,соответственно- вес-ьма хрупкой конструкцией,если даже со стороны казались незыблемой иерархической пирамидой.С первым же появлением казачьих отрядов,надо полагать,социально-поли-тическая организация якутов рухнула окончательно.Будем рады если вы поддержите нас,подписавшись на наш премиум,где вас ждёт ещё больше уникального контента!"
Злой Московит.По материалам: Петров Д.М.Вооруженные конфликты и культура войны у якутов в позднем средневековье.
  (сть."Коляда— Бог Времени, даровавший людям календарь,который и сейчас живёт в наших традициях",Сазы Истории,2024) "Славяно-арийский календарь – Коляды Дар до сих пор продолжает жить в народе, вопреки тому, что христианство на протяжение нескольких веков пыталось и пытается искоренить культуру славян и навязать лун-ный календарь.Но наши предки всегда жили по Солнцу и в согласии с Природой,покл-онялись Родным Богам,это заложено генетически и искоренить это невозможно.Слово «календарь» имеет славянское происхождение,хотя нас пытаются убедить,что оно произошло от латинского «calendarium», что в переводе с латинского означает буквально следующее:"запись ссуд","долговая книга".Связано это с тем,что в Древ-нем Риме должники выплачивали долги или проценты в первые дни месяца,т.е.в дни календ."календы"; название первого дня месяца у древних римлян.Однако перевести вторую часть слова- "ndarium"(или хотя бы "darium")они не могут,потому что нет подходящих по смыслу слов.Таким образом очевидно,что calendarium ничего общего с судами и долгами не имеет,это слово позаимствовано у славян.Название Славяно-Арийского Календаря "Коляды Даръ",что буквально означает подарок Коляды.Рассмот-рим его более подробно.Коляда— один из светлых богов, который является олицетворением возрождающегося Солнца. Он рождается в день зимнего солнцестояния и символизирует начало нового годового цикла.Потому Коляда— Бог Времени,даровав-ший людям календарь и отвечающий за гармоничное движение колеса жизни,в котором всё пребывает в постоянном движении— свет сменяет тьму,смерть сменяет жизнь.День рождения Коляды отмечается 25 декабря,в день зимнего солнцестояния,древние слав-яне отмечали нарождение нового Солнца,начало увеличения дня и сокращения ночи.В Древнем Риме тоже отмечался день 25 декабря,как праздник Солнца,затем его пере-няли христиане,начав отмечать в этот день Рождество Христово.В Ипатьевской лето-писи в «Хрониках» Иоанна Малалы под 1114 г.(6622 лето) читаем:«Того ради проз-вали его Сварогом и чтили его египтяне.И после него царствовал сын его,по имени Солнце,которого называют Даждьбогом,7 тысяч и 400 и семьдесят дней,что состав-ляет двадцать с половиной лет».То же самое есть и в Повести Временных лет: «Того ради прозвали его Сварогом и чтили его египтяне.И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждь-богом,7470 дней,что составляет двадцать лет с половиной.Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали,а другие днями годы считали; число двенадцать месяцев узнали потом,когда начали люди дань давать царям».Из данных указаний можно сделать вывод,что Сварог и Даж-дьбог царствовали в Египте и Коляда мог родиться в семье правителей этой страны, Даждьбога и Майи-Златогорки.У египтян в то время не было календаря.По всей види-мости,свой календарь Коляда создал уже вне Египта,а к египтянам календарь из 12-ти месяцев попал уже с другими царями.Продолжительность жизни Коляды была 144 г.
По легенде, в возрасте 144 лет царь Коло, основатель первого европейского календаря Коляды, собрал всех правителей двенадцати племён и довёл до них своё завещание, которое получило название «Дар Коло» или «Коло Дар».Славяно-арийский календарь– «Коло-Дар».Имеет руническую форму отображения,то есть названия Соро-ковников(месяцев),чисел,дней недели и названия лет записывались Рунами (тайными Образами для передачи большого объёма информации).По славянскому календарю сей-час идёт 7532 г.от Сотворения Мира в Звездном Храме(СМЗХ).«Сотворение мира в Звёздном храме» (С.М.З.Х.)Это система летоисчисления, использовавшаяся у древних славян.Звёздный Храм, это название годины по Круголету Числобога (круг Зодиака). В то далекое время шла продолжительная кровопролитная война между славяно-арий-скими народами и древними аримами(предками современных китайцев),между Великим Драконом(под предводительством Аримана),и Великой Расой(предводитель– Асур).Эта битва описывается в Авесте, Великий Дракон был побеждён.Под Сотворением Мира в данном случае понималосьзаключение мирного договора между воюющими сторонами- Великой Расой(Славяно-Ариями)и Великим Драконом(древними китайцами или аримами).
Договор был заключён в день Осеннего Равноденствия, или в 1 день Первого месяца Лета 5500 от Великой Стужи (Великого Похолодания - Ледникового периода). Победу одержала Великая Раса, что и было отображено в виде образа - Бог Витязь на коне поражает копьём Дракона, впоследствии это событие было изображено на фресках и барельефах древних Капищ и различных строениях Великой Расы.Но христианство присвоило себе этот образ, переименовав Бога-Витязя в Георгия Победоносца. Змей опустошал земли языческого царя и тот хотел откупиться от него и отдать свою дочь на съедение змею. И тут явился Георгий на коне, пронзил змея копьём,спас царевну,а местные жители,уверовав в это чудо стали массово обращаться в христ-ианство.При этом толкование иносказательно: царевна- это церковь,а змей– языче-ство.Как вы понимаете этот «святой» Георгий никакого отношения к древним событиям не имеет, очередное использование древнего славянского образа в своих целях. Таких «святых» у церкви 12 пухлых томов под названием Минеи-четьи, на каждый месяц. Каждый день церковь вспоминает таких «святых» с житием, написанным под копирку, которым православные рабы должны подражать. А верующим и невдомёк, что это всего на всего индустрия для обогащения церкви – чем больше святых, тем больше икон и мощей и,соответственно,денежных поступлений,которые не облагаются налогом.Мирный договор между Великой Расой и Великим Драконом предусматривал строительство аримами стены,для разграничения территории,которая была названа Кий-Тай,что в переводе с древнеславянского означала Кий– забор,изгородь,Тай– за-вершение вершины,великий,то есть «завершающая,ограничивающая великая изгородь (стена)»,бойницы которой направлены не на север,а на юг.В древние времена «Китаем» называли высокий забор или крепостную стену. Например: Китай-город в Москве назван так из-за высокой стены, которая его окружала, а вовсе не из-за китайцев.С этого великого события 7532 года и началось новое летоисчисление у наших предков, хотя до этого уже было несколько летоисчислений.Начинались они с Лета от Времени Трёх Солнц (604074) до 7532 – Лета от Сотворения Мира в Звездном Храме.Всего в Славянском летоисчислении было 7 значимых дат,которые подтвержда-лись Ведами.Именно эту систему летоисчисления и позаимствовали у славян христ-ианские богословы.В VI веке римский аббат Дионисий Малый предложил папе Римскому Иоанну I считать годы не от императора Диоклетиана,язычника и гонителя церкви, а от рождения Иисуса.Он убрал понятие Звёздный Храм, оставив Сотворение мира, которое оказалось просто смешным – на то время около шести тысяч лет назад, правда добавляли, что Сотворение Адама – ещё смешнее.Здесь даже истово верующие христиане были удивлены,надо было как-то объяснять эту нелепицу,не рассказывать же,что они отсекли 600 тысяч лет славянской истории,не должны были верующие зна-ть о высоко развитых цивилизациях наших предков.Тогда богословы попытались объяснить это цитатами из Книги Бытия."И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его."И был вечер,и было утро: день шестой"(Бытие 1:27-31).А затем сопоставили это со словами из Второго послания Петра.«у Господа один день,как тысяча лет,и тысяча лет,как один день» (2-е послание Петра,гл.3:8).Вот так,пошив объяснение «белыми нитками»,христианские богословы представили этот короткий промежуток времени,выдав его за несколько тысяч лет.Дата Рождества Иисуса в 5508 г.тоже была неточной и вызывала много споров и несогласий,были даты 5493,5500,5504 годы,но устав ломать головы в VIII веке утвердили дату 5508.
Славяно-арийский календарь.Славянский Круголет настолько точный,что за тысяче-летия не "убежал" и не "отстал" ни на день(в отличие от юлианского,который к 1918 г.убежал вперёд на 13 дней)).Многие тысячелетия назад славяне знали,что в году 365,25 дней.Вместо года у славян было понятие лето,которое состояло из трёх периодов-сезонов: оусень,зима и весна.Каждый период состоял из трёх месяцев(вс-его лето включало 9 месяцев).В месяце было 40 дней(в четных)или 41 (в нечетных) день,поэтому месяцы назывались сороковниками.Каждый 16-ый год был "священным" (аналог нашего високосного года)и в нём все месяцы длились 41 день,чтобы учесть набежавшие за 16 лет 4 дня.Названия месяцев имели глубокий смысл, например если мы рассмотрим названия буквиц месяцев по порядку,то они означали:
Р — Реци, — наставлять, сообщать;
А — Азъ, — человек, людина;
Б — Боги,
Г — Глаголь, — говорить;
Д — Добро,
Э — Эта, — указующая форма;
В — Веди, — Веды, мудрость, знание;
Х — Хранъ, — сохраниение;
Т — Твердо. — завершение, окончательная форма.
Соединив данные Образы буквиц,мы получаем следующий текст:«Наставляли человека Боги, говоря доброе, эту Мудрость сохранять твёрдо».В каждой неделе было 9 дней, количество недель в месяце было примерно, как и сейчас 4,5.Названия дней недели
1 день — ПОНЕДЕЛЬНИК, то есть после недели (через 7 строчек смысл станет понятен).
2 день — ВТОРНИК, от слова "второй".
3 день — ТРИТЕЙНИК, от слова "три". "Среда" появилась в семидневной неделе, от слова "середина", потому что среда — это середина рабочей недели.
4 день — ЧЕТВЕРИК (позже — четверг), от слова "четыре".
5 день — ПЯТНИЦА, от слова "пять".
6 день — ШЕСТИЦА, и снова всё логично, от слова "шесть", никакой субботы не было.
7 день — СЕДЬМИЦА, от слова "семь".
8 день — ОСЬМИЦА, то есть "ось земли", раньше говорили не восемь, а осемь.
9 день — НЕДЕЛЯ, то есть "нет дел".
«...вот осьмица уж прошла, и неделя подошла...» - закончился восьмой день и наступает девятый — неделя.Введение Юлианского календаря.При крещении Руси был введён Юлианский календарь, который для народа оказался чужеродным, с номерными месяцами на латинском языке,которых к тому же было больше на три и год начинался не в день Осеннего равноденствия,а в начале весны.Однако народная мудрость нашла выход из создавшегося положения,для Юлианского календаря были придуманы новые славянские названия месяцев.Только в таком виде, христианам удалось навязать славянским народам чужой календарь, однако по нему можно было ориентироваться в церковных праздниках.Для повседневной жизни всё равно использовали старый кале-ндарь, по которому производили все сельхозработы, соблюдая при этом свои родные праздники.Тогда церковь начала подгонку нового календаря под повседневную жизнь,
одни праздники запрещали,другие,которые праздновали,несмотря на запреты,христи-анская церковь стала адаптировать под себя.Так например:«День Бога Велеса был заменён Днём Власия;День Масленицы-Комоедицы был объявлен просто Масленицей;День Бога Купалы стал днём Иоанна Крестителя, или как его называли на русский манер— Иваном Купалой,Иваном,который в реке всех купал;День Триглава(Сварога-Перуна-Свентовита),превратился в Троицу;Вышний День Бога Перуна заменили Днём Ильи-Пророка».Так и существовало на Руси двоеверие и два календаря.В лето 7000(1492 год)была утверждена новая Пасхалия и Новый год перенесён с 1 марта на 1 сентя-бря.В лето 7208 года Пётр I своим указом отменил все календари и ввёл западно-европейский календарь от Рождества Христова при этом он перенёс начало календаря , Новолетие,со дня Осеннего равноденствия на 1 Генваря и обозначил начальную дату– 1700 г.В указе было написано:«Поелику в России считают Новолетие по-раз-ному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новолетие повсеместно с 1 Генваря Лета 1700.от Рождества Христова.А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом,желая в делах благополучия и в семье благо-денствия.В честь Нового Года учинять украшения из елей,детей забавлять,на санках катать с гор.А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять— на то других дней хватает.»1 Генваря христианской церковью отмечалось Обрезание Господне(Иисус был обрезан на восьмой день после 25 декабря).Петр приказал всем подданным поздрав-лять друг друга с Новым Годом.При дворе Петра разговорными были немецкий и голландский языки, в которых слово Год (God) означало Бог, так петровы подданные начали поздравлять друг друга с Новым обрезанным Богом, а не с Новолетием, как это было раньше."
  (ст."Ирий и Кромка в мифологии славян",Народы Времена Герои,2024) "Продолжаю тему,где рассматривалось появление таких терминов,как Явь,Навь,Правь.Относитель-но древности и аутентичности таковых мной был высказан заметный скепсис.Но сов-сем другое дело Ирий.В данном случае мы уже имеем дело с аутентичным термином.
Его происхождение толком неясно (причем можно не сомневаться,что оно было неяс-ным и для наших предков,которые его использовали),но этот термин точно был и его не в прошлом веке скучающие интеллигенты придумали.Как ни странно,но именно он оказался в тени Яви, Прави и Нави,хотя он и аутентичен и довольно информативен. Если вкратце,то это некое далекое место,имеющее куда больше прав на звание поту-стороннего мира,где обитают души предков(и,скорее всего,часть богов)нежели неда-вно изобретенные Навь или Правь.Находится место сие где-то на западе: не то в воздухе,не то под водой или,как вариант,и там и там одновременно.Такое местопо-ложение (западная сторона,подводный мир,отчасти мир небесный)указывает на то,что это не просто какой-то параллельный мир или мир богов,а именно мир мертвых,поск-ольку,как минимум,в индоевропейской традиции эти характеристики всегда указывают именно на него.Связанные с Ирием детали указывают ещё и на то,что славяне верили и в реинкарнацию,а не в одноразовую жизнь.Отчасти это коррелирует и с солнечным мотивом,согласно которому солнце каждый день уходит на запад– в мир мертвых, чтобы поутру возродиться на востоке.Народные поверья также сохранили память об Ирии,как о месте,куда улетают на зимовку птицы(небесный Ирий)и уползают змеи (Ирий подводный/подземный).Весной же они возвращаются обратно,что тоже указывает на распространеннейший мотив умирающей и воскресающей жизни и предков,которых нередко символизировали змеи и птицы.Разумеется,это был очень беглый обзор Ирия без претензий на полноту.Почему Ирий оказался не слишком востребован по сравн-ению с недавно сочиненными Навью,Правью и реже Сваргой и Славью,я ума не приложу .Однако это произошло.Вероятнее всего сказалось то,что ранние наши родноверы оч-ень уж хотели иметь священную книгу по образцу монотеистов авраамической тради-ции и предложили на роль таковой «Велесову книгу»,которая удовлетворяла этому запросу,и вообще была написана под сильным влиянием монотеизма,удовлетворяя чая-ниям тех,кто хотел то же однобожие,но в косоворотке.Кромка.Здесь сделаю лирич-еское отступление.Я не являюсь лингвистом,хотя знакомые среди них у меня и были. Увы,не додумалась я тогда расспросить их относительно этих названий,однако стои-ло бы.Я говорю это потому,что другой знакомый нашей семьи,тесно сотрудничающий с лингвистами как-то отметил в одной из бесед,что для славян было вообще нехарак-терно давать значимым явлениям своей мифологии имена с окончанием на мягкий знак ,типа «Явь»,«Навь»,«Правь»,«Славь»,«Кромь»)и прочая Хтонь(сейчас мир за Кромкой все чаще называют именно «Кромь»).Более вероятны названия наподобие «Ирий»,«Пе-кло» или «Сварга»,если бы таковая была у славян(данных не сохранилось и в наше мифологическое пространство ее перетянули из индийской мифологии потому что,во-первых,от индусов вообще тянут всё,что ни попадя,а во-вторых– потому что созву-чно имени бога Сварога.Мол,если есть Сварог,то его домик должен зваться Сваргой) .Итак,Кромка.В первую очередь стоит сказать,что этот термин стал результатом тотальной путаницы,которую нагородили наши соотечественники,забывшие о том, что не стоит плодить сущность сверх необходимых.Впрочем, христианский монах Оккам для них вряд ли является авторитетом.Сейчас обычно Кромкой называют границу меж-ду Явью и Навью,под которой подразумевают мир мертвых.Иногда Кромка– есть эта граница– тонкая черта разделяющая миры,тем не менее,имеющая некую ёмкость,где могут поместиться души усопших.Иногда Кромка лишь отделяет это узкое простран-ство от мира живых,а за ней начинается Кромь.Так или иначе,но в этом месте могут застрять души людей,умершие плохой смертью,типа самоубийц.Иногда они могут даже проявляться в явном мире в облике,например,привидений,фантомов и пр.Такие сущн-ости,а также разного рода нечистых духов,стали называть кромешниками.Увы,не поп-адает это в мифологию предков,не попадает.Во-первых,плохим покойникам место,ско-рее,в Нави,если бы такая была,ибо именно таковых навями(навьими)и называли.Т.е. навьи,судя по сохранившимся запискам,которые в несколько раз старше идей нынеш-них «волхвов с высшим гуманитарным образованием»– это не просто покойники,а име-нно плохие покойники.О структуре границы между здешним миром и миром мертвых бо-лее-менее аутентичные источники говорят очень мало и ни о какой Кромке не упоми-нают ващще.Ее истинные корни,как и во множестве случаев,уходят даже не в окку-льтно-мистическую литературу(хотя местами можно проследить влияние работ Карлоса Кастанеды), а в разнообразное славянское фэнтези, авторам которого пришлись идея героев шагающих в иной мир– за кромку.Вспомнился один такой автор,который даже написал цикл книг с названием «кромка»– Василий Сахаров.Были там элементы слав-янского языческого наследия или нет– не ведаю,но мне известно,что он же был и автором другого цикла– «Ночь Сварога»,содержание которого видно из названия.И это только один такой автор.Но литература или не литература,но идея оказалась востребованной и привела к фиксации термина не только в литературной,но и в ок-олорелигиозной среде.Для современного человека, желающего, чтобы было попроще, поярче и особо ни к чему не обязывало,такой вариант на самом деле вполне пригод-ен .В конце концов,какая разница,веришь ты в загробный Ирий,в Кромь или Небесный Иерусалим,если живёшь всё равно в тик-токе и,вероятно,там же и коней двинешь.
Наверное, в таком случае речь идет не о выборе мифологической концепции,а об атрибутике.Кому-то милее древнееврейская,а кому-то славянская.Кому-то нравятся ангелы и святые,а кому-то духи предков и оборачивающиеся серым волком витязи.А уж терминологию можно и подогнать.Вдогонку: некоторые современные детища Всемир-ной Сети,просиживающие сутками в видеоиграх,оказались,вероятно,наиболее честными ,срезали все религиозные углы и прямо говорят,что хотели бы после смерти стать
Вдогонку: некоторые современные детища Всемирной Сети, просиживающие сутками в видеоиграх, оказались,вероятно,наиболее честными,срезали все религиозные углы и прямо говорят,что хотели бы после смерти стать героями любимой игры.Хотелось бы посмотреть,во что выльется это желание."
  (ст."Проблема подлинности «Слова о полку Игореве»",Катехизис и Катарсис,2024) "Одну из традиционных для последних двух веков дискуссионных проблем из области истории русской литературы и культуры составляет вопрос о происхождении «Слова о полку Игореве».Противостоят друг другу две точки зрения — что это подлинное произведение, созданное в древнерусскую эпоху, и что это подделка конца XVIII века, созданная незадолго до первой публикации этого произведения в 1800 году. Разрешение этой дилеммы чрезвычайно затруднено тем, что рукописный сборник, в составе которого было «Слово о полку Игореве»,по сохранившимся сведениям(впр-очем,не совсем чётким),погиб при нашествии Наполеона в великом московском пожаре 1812 г.Тем самым анализ почерка,бумаги,чернил в данном случае невозможен.Диску-ссия между сторонниками и противниками подлинности «Слова» возникла уже вскоре после публикации памятника и не угасает до сих пор.К сожалению,в этой дискуссии немалую роль играли и играют не собственно научные аргументы,а страсти и прист-растия.Литературоведческие и историко-культурные аргументы, выдвигавшиеся с обеих сторон в этой дискуссии, всё же не обеспечивают строгого и однозначного решения проблемы. Больше шансов здесь у лингвистики, поскольку она позволяет достичь более высокой степени строгости, чем в других гуманитарных дисциплинах.
Русские рукописи XI — XVI веков можно подразделить так:1) созданные в XI — XIV веках и дошедшие до нас в записях той же эпохи; это чистый древнерусский язык во всех его аспектах (грамматика, фонетика, орфография);2) созданные в XI — XIV веках, но дошедшие в списках XV — XVI веков; здесь сохраняется древнерусская грамматика (иногда с некоторыми ошибками), но писец уже произносит слова не по-древнему, а в соответствии с фонетикой своего времени и записывает по более поз-дней орфографии;3)созданные в ХV—XVI веках; это уже более поздняя(«старовелико-русская»)не только фонетика и орфография,но и грамматика.Лингвистический анализ «Слова о полку Игореве» даёт следующий результат: все основные характеристики такие же,как в памятниках второй из этих трёх групп.А от первой и от третьей группы имеются чёткие отличия.«Слово» совпадает с памятниками второй группы по нескольким деся-ткам параметров,в том числе таких,где соответствующее грамматическое правило отличается высокой сложностью.Даже имеющиеся в тексте «Слова» ошибки— в точности такие же,какие характерны для писцов XV—XVI вв.Никаких языковых элементов,кото-рые принадлежали бы языку XVIII в.и не могли бы в то же время принадлежать языку переписчиков XV—XVI вв.,в тексте «Слова» нет.Выясняется,кроме того,что в «Слове» есть такие отклонения от фонетических,орфографических и морфологических норм, которые в рукописях ХV—XVI вв.встречаются только у писцов великорусского Северо-Запада и северной Белоруссии и возникают в силу особенностей соответствующих ди-алектов.Вывод:либо «Слово о полку Игореве» и есть древнее сочинение,дошедшее в списке XV—XVI вв.,сделанном северо-западным писцом,— в тексте нет никаких элем-ентов,которые исключали бы такую версию;либо все эти языковые характеристики ис-кусственно воспроизвел умелый фальсификатор(или имитатор)XVIII в.Тем самым проб-лема сводится к тому,чтобы сделать обоснованный выбор между этими двумя возмож-ностями.В версии подлинности никаких дополнительных объяснений здесь не требу-ется:В версии поддельности необходимо выяснить,каким образом фальсификатор мог достичь такого результата.Разумеется,он непременно должен был быть знаком с как-им-то числом подлинных древних рукописей.Для воспроизведения древнего языка у него было в принципе два пути: интуитивная имитация языка каких-то прочитанных им рукописей или познание всех необходимых языковых характеристик и умение их применить к сочинению текста.Вариант с непосредственной(интуитивной)имитацией:
Имитатор должен был создать сочинение,которое,во-первых,соответствовало бы всем общим древнерусским нормам,во-вторых,обладало бы индивидуальными языковыми особ-енностями некоторого образца— какой-то конкретной рукописи, представляющей собой список XV—XVI вв.с древнего подлинника,сделанный северо-западным писцом.Это при-мерно то же,как если бы сейчас русскому человеку,не владеющему украинским языком и не имеющему отношения к лингвистике,дали в подлиннике собрание сочинений,допу-стим,Коцюбинского и,если пожелает,то и другие книги по-украински и предложили сочинить на некую заданную тему украинский текст страниц на десять,причём с инд-ивидуальными особенностями языка Коцюбинского.Каковы шансы на то,что его сочине-ние успешно прошло бы контроль со стороны лингвистов,то есть что они не отличили бы его язык от подлинного украинского и вдобавок признали бы его похожим на язык Коцюбинского? Весь накопленный ныне опыт наблюдений над тем,как люди осваивают иностранные языки,говорит за то,что шансы на успех здесь имел бы только гениал-ьный имитатор.Но даже и этой аналогии в данном случае недостаточно.Как показы-вает изучение,рукописи,совпадающей по всем своим языковым характеристикам со«Сл-овом о полку Игореве»,не существует.Любая реальная рукопись XV—XVI вв.в каких-то характеристиках с ним расходится.Это значит,что имитатор не мог ориентироваться во всём на один образец.Он должен был в одних фонетических и грамматических пун-ктах «настраивать себя» на один образец,в других— на другой,в третьих— на трет-ий.Никаких примеров интуитивной имитации такой неимоверной степени сложности история не знает. Гений имитации, возможно, сумел бы сделать и это (поскольку за гением при желании можно предполагать практически безграничные способности). Но человек, не являющийся гением, этого сделать безусловно не мог.Вариант с научным овладением всеми теми закономерностями строения текста,которые реально соблюдены в «Слове о полку Игореве».В этом случае фальсификатор должен был быть первоклас-сным лингвистом,который поставил себе сознательную цель создать у своих будущих критиков впечатление,что перед ними древнее сочинение,переписанное на Северо-Западе в XV—XVI вв.Для этого он должен быть воспроизвести в своем тексте:
1) древнейшие грамматические черты;
2) особенности их передачи и частичного искажения писцами XV — XVI веков;
3) северо-западные диалектные черты.
И следует отметить,что он заботился исключительно о мнении далёких потомков,ибо несомненно понимал,что в современном ему обществе никто не имел никакого понятия о всех этих материях и никак не мог оценить его виртуозности.Необходимо,однако, ясно представлять себе общую ситуацию в конце XVIII в..Исторической лингвистики, т.е. науки об изменении языков во времени,ещё не существует,до её первых шагов ещё остаются десятилетия.Никаких каталогов рукописей ещё нет.Даже просто устан-овить,относится ли конкретная рукопись к древнейшим векам,или к XV в.,или к XVII в.,можно только в качестве особого научного достижения— поскольку подавляющее большинство русских рукописей не датировано,т.е.не имеет даты в тексте,а палео-графия,позволяющая датировать рукописи по форме букв,ещё находится в совершенно зачаточном состоянии.Никаких грамматик древнерусского языка ещё нет.Никаких оп-исаний фонетики и орфографии древних рукописей ещё нет.Все эти знания были накоплены исторической лингвистикой лишь на протяжении последующих двух веков, трудами сотен филологов, включая десятки высокоталантливых. На этом пути был сделан ряд выдающихся открытий, без которых наши нынешние знания об истории русского языка были бы невозможны.Два примера: в 1890-е годы Александр Иванович Соболевский открыл, что в XV — XVI вв. в русских рукописях использовалась особая орфография южнославянского происхождения, которой не было ни до, ни после этого периода.Тогда же Якоб Вакернагель открыл закон,которому в древних индоевропей-ских языках подчинялось расположение во фразе энклитик— безударных служебных сл-ов.И так далее,в десятках пунктов.И вот всех этих знаний наш фальсификатор должен был достичь сам — начиная от открытия самого фундаментального принципа изменяемости языка во времени и кончая сотнями конкретных деталей из фонетики, орфографии и грамматики рукописей разных веков и разных уголков Руси.Среди про-чего он должен был сделать— на век раньше Соболевского и Вакернагеля— открытия обоих этих учёных,поскольку в сочинённом им «Слове о полку Игореве» представлена южнославянская орфография,а энклитики размещены в точном соответствии с законом, который носит ныне имя Вакернагеля.Не зная всех этих больших и малых правил,он неизбежно допустил бы в своём сочинении целый ряд ошибок; между тем в «Слове о полку Игореве» таких ошибок нет.Лингвист,равный по потенциалу совокупности деся-тков и сотен своих более поздних коллег,— несомненно,безмерный гений.И столь же уникально и его поведение: будучи великим учёным,он не оставил потомкам ни слова обо всех своих открытиях,вместо этого пожелав для себя полной вечной безвестно-сти.Таков итог анализа языка «Слова о полку Игореве». Подделка не является абсолютно невозможной, но её можно допустить только в том предположении, что её осуществил некий гений, причём пожелавший полностью скрыть от человечества свою гениальность." Злой Московит,Зализняк А.А.
  (ст."«Вырождение» или о Рюриковичах южных и северных",Катехизис и Катарсис, 2024) "После прекрасной осени неизбежно наступает суровая зима.То же самое прои-зошло и с Древней Русью: после периода процветания наступила эпоха испытаний.И причина этого не в монголо-татарах,которые пришли на Русь и установили свою вла-сть,а в самой стране и,в частности,в её элите— князьях из рода Рюриковичей.Уже давно известно,что с конца XII в.Русь начала переживать кризис,который с каждым годом становился всё глубже и шире.Этот кризис затронул не только политическую сферу,но и экономику,социальную жизнь,культуру и многие другие аспекты.По моему мнению, в первой трети XIII века «империя Рюриковичей» переживала серьёзную внутреннюю трансформацию. Однако, что интересно, если на северо-востоке эта трансформация прошла успешно и стала источником русского возрождения,то на запа-де, юго-востоке и юго-западе этого не произошло.Возникает вопрос: почему так произошло? Ведь теоретически запад и юго-запад пострадали от монголов меньше, чем северо-восток(не будем рассматривать Киевщину и прилегающие к ней области— там ситуация давно была близка к упадку).Но обращает на себя внимание пассивно-сть и беззубость местных Рюриковичей,которые не смогли выдвинуть из своей среды фигур, подобных Калите или его тверским оппонентам.Местные князья-Рюриковичи признали власть Миндовга,Гедимина и их потомков,даже не попытавшись организовать сопротивление против Литвы.Ситуация продолжала ухудшаться.Смоленские князья ещё пытались бороться,но Смоленск в XIV в.уже не был тем,что в XII в.С остальными всё было ещё хуже.Даже когда южно-русским князьям сначала нанесли удар Кревской унией, а потом, когда они это стерпели, им в награду на Грюнвальд плюнули в лицо Городельским привилеем,они и это стерпели.Рюриковичи перестали быть самостояте-льной политической силой на территории ВКЛ,играя лишь незначительную роль в игре престолов,которую вели потомки Гедимина.Это была печальная и унылая картина тот-ального вырождения блестящей и именитой древнерусской элиты."Злой Московит,Вита-лий Пенской.
  (ст."Больше всего враги боялись этих почти безоружных берсерков: как незащи-щённый воин вызывал ужас у своих противников",Не такой уж серьёзный историк, 2024) "Эти парни в медвежьих шкурах были настолько бешеными,что их боялись даже свои.Во время боя они превращались в настоящее стихийное бедствие: махали топор-ами,как будто завтра не наступит,и полностью игнорировали понятие «личное прост-ранство».Кто они такие? Откуда взялись? И почему даже закалённые викинги предпо-читали держаться от них подальше? Разберёмся.Викинги на фоне Европы: гром среди ясного неба.VIII век, Европа. Христианские королевства живут в относительном покое(ну как покое— регулярно друг с другом дерутся,конечно).И тут на горизонте появляются они— северные грабители.Викинги— мастера неожиданных вторжений.Они были как шумный сосед с дрелью: ты не знаешь,когда начнётся,но точно уверен,что закончится всё громко и с последствиями.Эти парни спускались на своих дракаррах с фьордов и оставляли после себя разорённые берега. К IX веку о них знала уже вся Европа.От Англии до Испании— нигде нельзя было быть уверенным,что утро начн-ётся спокойно.Но даже среди викингов были те,кто выделялся своим безумием.Берс-ерки.О них ходили легенды.Берсерки: кто они такие?Слово "берсерк" родом из древ-нескандинавского— "berserkr",что переводится как "медвежья рубаха".И это не про-сто метафора.Эти войны облачались в шкуры медведей,чтобы внушать страх врагам и чувствовать связь с духами зверей.Берсерки не носили железных доспехов,а зачем? Их главным оружием была не броня,а ярость.Когда берсерк впадал в свой боевой тр-анс,логика уносила ноги быстрее,чем враги.Он мог не замечать, кто перед ним — враг, друг или человек, просто зашедший узнать дорогу. В таком состоянии берсерк был сродни урагану: красиво, мощно, но очень опасно подходить близко.Перед битв-ой берсерки устраивали такую репетицию безумия,что труппа актеров в стороне нер-вно курила.Грызли щиты,как будто хотели извиниться за недоеденный обед,и кричали так,что храбрость соседей растворялась в воздухе.Это не просто настрой на драку, а билет в один конец к хаосу— возвратов и гарантий никто не обещал.Откуда они взялись?Корни берсерков уходят в древнегерманские племена,где понятие "дресс-код" сводилось к звериным шкурам и минимуму текстиля.Даже римляне,которые видели всякое,упоминали этих ребят в хрониках: мол,воины почти голые,зато уверенные.
Наверное,морозоустойчивость была их скрытым оружием.Скандинавы же сделали эту практику культовой.Снорри Стурлусон,по сути,первый PR-агент берсерков,писал о них с уважением и легким страхом: мол,яростные,как медведи,сильные,как волки,а в битве еще и душой на животный вайб переходят.Представьте,каково было врагам,если даже такой мастер эпоса подбирал слова с осторожностью.А ещё у них были коллеги.
Не только медведи: разновидности берсерков.В компании берсерков вы могли встре-тить:Ульвхеднаров— тех,кто носил волчьи шкуры.Их называли "волчьими головами",и они славились невероятной ловкостью и яростью.Йоффуров — редкие бойцы в шкурах кабанов.На шлемах у них красовались головы вепрей.Немного странно,но,вероятно, крайне устрашающе.Боевой транс: секрет их ярости.Состояние боевого транса у бер-серков называлось bers;rkergang.Это когда человек перестаёт ощущать страх,боль и чувство реальности.Как они этого добивались? Здесь версии разные:Отвары.Некото-рые считают,что перед боем берсерки употребляли отвары растений.Под их действием легко поверить,что ты— медведь,готовый разорвать врага лапами.Жёсткие тренировки и ритуалы.С раннего детства берсерков готовили к тому,чтобы их сознание отключа-лось перед лицом опасности.Травмы и психика.Быть воином,постоянно видеть смерть и не иметь ничего,кроме меча,топора и мечты о Вальхалле,может превратить любого в ходячий вулкан эмоций.Каждая из этих теорий имеет право на существование.Воз-можно,всё сразу и создавало тот коктейль безумия,который мы знаем как берсерк. Почему их боялись даже свои? Берсерки были настолько непредсказуемыми,что их даже союзники предпочитали избегать.Они могли броситься в бой так яростно,что забывали,кто свой,а кто чужой.В мирной жизни с ними тоже было непросто.Берсерки часто жили обособленно,в лесных хижинах или небольших группах.Они не интересова-лись земледелием,ремёслами и уж точно не были примерными семьянинами.Какой смысл в семье,если твоя цель— умереть на поле боя и попасть на пир к Одину?Берсерки не только громили врагов,но и работали телохранителями для ярлов.А некоторые уходи-ли на заработки в далёкую Византию,становясь частью личной гвардии императоров. В храме Святой Софии в Киеве до сих пор можно увидеть изображение этих легенда-рных воинов— будто напоминание: история их помнит,а страх перед ними живёт до сих пор.Закат эпохи берсерков.С приходом христианства скандинавский взгляд на героизм изменился.То,что раньше считалось доблестью,вдруг стало синонимом дикос-ти.В X веке начали вводить законы,запрещающие "медвежьи шкуры" и подобные экстр-емальные проявления.Теперь за маниакальные выкрики и кровавый угар могли отпра-вить на встречу с судьёй,а не в Вальхаллу.Берсерки, которые не захотели менять свои "медвежьи шубы" на цивилизованные одежды и манеры, столкнулись с суровой реальностью: их либо изгоняли, либо отправляли на тот свет с ускорением.К XI в. эти буйные парни остались лишь в легендах и,возможно,в воспоминаниях парочки их недругов,которые до сих пор трогали свои шрамы с нервным смешком.Берсерки сегод-ня: мифы и реальность.Сегодня слово "берсерк" стало нарицательным.Мы используем его,чтобы описать тех,кто бросается вперёд,не думая о последствиях.Но берсерки были не просто бешеными воинами.Они олицетворяли дух своей эпохи— время,когда страх и ярость были не слабостью,а силой."
  (ст."Василиса Прекрасная– как бедная падчерица испепелила мачеху и сестёр", Мусагет(мифы,легенды,сказания),2024) "К красавице Василисе сваталось множество женихов.Самые знатные и красивые молодые люди готовы были тотчас же жениться на девушке,едва только она ответит согласием.Несомненно,Василиса нашла бы достойную пару,но на пути к счастью возникла мачеха.«Думаешь,отдам тебя раньше своих доче-рей?– зашипела женщина на падчерицу.– Не бывать этому!».Так уж вышло,что уже в юные годы Василисе Прекрасной суждено было познать всю жестокость этого мира. Однако это было далеко не последнее испытание для красавицы– вскоре мачеха и сёстры решили отправить неугодную родственницу к самой Бабе-яге.Что же произошло с Василисой? Какие символы зашифрованы в сказках о ней? И мог ли у Василисы Пре-красной быть исторический прототип?Василиса– значит «царевна».Василиса Прекрас-ная– один из самых известных персонажей наших любимых народных сказок.Одно толь-ко имя этой героини может указывать на её высокое происхождение– неслучайно муж-ской вариант имени "Василий" отождествлялся со словом "басилевс",т.е."царь".Не исключено,что и девица-красавица,о которой пойдёт речь,могла принадлежать к цар-скому роду.В конце концов ясно на это указывает тот факт,что в финале истории король или царевич берёт в жёны Василису,и её «простое» происхождение его ничуть не смущает.А ведь согласитесь,законной супругой правителя или наследника прест-ола могла стать лишь особа,равная ему по происхождению.Несчастная падчерица
Впрочем, изначально Василиса Прекрасная описывается не как царевна,но как бедная падчерица,которой,подобно Золушке,приходится терпеть лишения и издевательства мачехи и сестёр.История Василисы начинается с печального события.Когда девочке исполнилось восемь лет,умерла её мать.Овдовев,купец взял себе в жёны новую суп-ругу,но та так и не смогла полюбить Василису,и на это были вполне понятные при-чины.Девочка с ранних лет отличалась ослепительной красотой и затмевала своих сводных сестёр.Это явно не нравилось их матери.Повзрослев,Василиса стала одной из самых завидных невест,и дело было вовсе не в приданом.Все женихи города сват-ались к красавице,однако мачеха её отвечала отказом:«Не выдам меньшой прежде старших!»Тайна Василисы Прекрасной.Издеваясь над падчерицей,мачеха часто зада-вала ей тяжёлую работу.Казалось,ни один человек не сумел бы и за месяц наткать, сшить и вышить столько полотен,как Василиса всего за одну ночь.Однако у девушки имелся секрет.Перед смертью мать Василисы дала дочери волшебную куколку,которая помогала выполнять всю трудную работу.Во время одного из отъездов купца мачеха решила извести Василису,отправив падчерицу прямиком к избушке Бабы-яги. Конечно, женщина надеялась,что старая колдунья непременно съест Василису.Но и здесь деву-шке помогла куколка– она заверила хозяйку,что поможет ей,а потому не стоит боя-ться.Встретив по дороге белого,красного и чёрного всадников,которые служили Бабе -яге,Василиса Прекрасная оказалась прямо у избы старой ведьмы.Яга согласилась принять Василису на время,поставив условие,что та станет её служанкой.Когда же она заметила,что Василиса ловко справляется даже с самой долгой и тяжёлой работ-ой,Яга спросила девушку,как та умудряется это делать.В ответ Василиса заявила, что ей помогает благословение матери.«Не надобно мне благословенных!»– с этими словами Баба-яга прогнала служанку из своей избы.Правда,с собой она дала ей своеобразный светильник в виде черепа с горящими глазами.Едва Василиса пришла домой,как взгляд черепа испепелил и её мачеху,и сестёр.Что значат образы?Ожидая отца,девушка стала прясть.Она настолько искусно создавала ткани,что слава о мас-терице дошла до самого царя,который пожелал заполучить наряд,сотканный Васили-сой.Когда работа была исполнена,царь лично увидел мастерицу,причём с первого же взгляда без памяти влюбился в неё.А вскоре Василиса согласилась выйти за него замуж и стала царицей этих мест.Примечательно,что в этой сказке немало интерес-ных и сложных образов.Например,три всадника,которые встретились девушке– день, солнце и ночь.Баба-яга здесь воплощает суровую карающую силу,которая выбирает, кого наказывать,а кого и по-своему одарить(в конце концов,благодаря ей Василиса была избавлена от скверных родственников).Василиса Прекрасная появляется в сказ-ках не единожды.Она испытывает царевичей или стрельцов,предлагает потенциальным женихам пройти сложные испытания,чтобы получить право называться её мужем.Она оказывается в плену у Кощея Бессмертного,причём сама проявляет и отвагу,и чудеса находчивости.У Василисы не было конкретного исторического прототипа,однако её образ мог быть напрямую связан с охотничьими обрядами или ритуалами инициализа-ции,которые практиковались в древности.Кроме того,Василиса– воплощение тайн маг-ии,о чём свидетельствует её взаимодействие с куколкой.Выходит,что сказки о Васи-лисе Прекрасной не такие уже и сказки– всего лишь рассказ о древних обрядах и верованиях,пусть и наполненный фантастическими элементами."

  (ст."Откуда приехала в Киев будущая княгиня Ольга?",Параллельные истории,2024) "Вот написал "будущая",и тут же сомнения возникли.А не была ли она уже лицом вы-сокопоставленным,не ниже среднего,как минимум.Баталии,с откладыванием и метанием друг в друга кирпичей,по вопросу её происхождения и места рождения,ведутся уже продолжительное время,а учитывая не увеличивающееся количество доступных источ-ников,вероятно,не будут завершены ещё столько же.Тем не менее,представляется забавным рассмотреть сей вопрос,хотя бы для лицезрения в комментариях батхерта у несогласных сторон.Оставим вопросы об имени героини и её затянувшейся фертильн-ости.Сегодня они ни к чему,и приступим непосредственно к географии.В нашем рас-поряжении,как минимум,две*,близкие к равнозначным,могущие быть местом,откуда по-пала Ольга в объятия Игоря,точки.*- на самом деле больше,вот они-то и интересны.
Всем понятный и родной Псков из Повести Временных Лет.Игореви възрастъшю,и хожа-ше по Олз; и слушаше его,и приведоша ему жену от Плескова,именемь Ольгу.И болг-арский Пльсковъ. Плиска.Игор; жє ожєни въ Българ;хъ,по;тъ жє за нєго кн;жну ;лгу
Это уже вариант "Нового Владимирского Летописца".Ну,и какой ещё город,кроме древней столицы Плиски,есть у българъ с похожим названием и не меньшим статусом?
В родном Пскове,вернее недалеко от него,Ольга занималась делом для всяческих родоначальников и основоположников обычным,возила через реку желающих наслади-ться общением со столь известным в истории персонажем.Там-то её и приглядел кня-зь Игорь,обратившись к будущей жене с напором достойным поручика Ржевского.В ответ получил по морде целомудренную отповедь.Зачем смущаешь меня,княже,нескр-омными словами? Пусть я молода и незнатна и одна здесь,но знай: лучше для меня броситься в реку,чем стерпеть поругание.Опешив от удара этих слов,Игорь призаду-мался, и решился жениться.Немного позже,через несколько веков,место рождения княгини "уточнил" небезызвестный автор книги "О вкусной и здоровой пище" глагол-емой "Домострой" протопоп Сильвестр.Будучи сам из под Новгорода, протопоп откуда-то доподлинно знал, что Ольга из сельца Выбуты, неподалёку от Пскова. Про сам Новгород с тов. Грозным не стоило заговаривать. А вообще, интересно было бы найти связь между Сильвестром и Выбутами.Протопоп был малый ушлый,имел бизнеса;, даже и с иноземцами,ой неспроста эти Выбуты..На всякий случай,памятуя,что правя-щая династия автор жития княгини, родителей её выводит из "языка варяжска", но людей простых.Юже произведе Плесковская страна, иже от области царствия великия Руския земли,от веси именуемыя Выбутцкая,близ пред;л немеческия власти жителей, от языка варяжска,от рода же не княжеска,ни велможеска,но от простых людей.Тати-щев вообще "привёл" княгиню из Изборска,а Псков "построил" прямым её приказом. Вот такие у меня мысли возникают в связи с "варяжским" происхождением княгини. Если варяги не славяне, каким боком Святослав получил своё имя? Выходит мама Оля всё же славянка? Из зала слышны голоса мужчин. А что, имя ребёнку только мать даёт? Поневоле схватишься за голову. Получается и Игорь славянин? Или послушный во всём муж? Ну да бог с ним, подкаблучником, речь не о нём. А как объяснить, что деревенская простушка после гм... исчерпавшего себя полюдья, велит строить погосты, как пункты сбора дани. То есть, проводит серьёзную госреформу. Не иначе каких болгар через реку перевозила, да наслушалась. У братушек к этому времени с государственностью, а стало быть с налогами, всё в порядке.На троне царь, Кирилл с Мефодием уже всем свою азбуку вдолбили. Столица буквально на днях из Плиски съехала в Преслав. Болгарское царство на подъёме, бодается с самой Византией. Христианство приняли уже. Стоп... Если Ольга приехала из "българъ",да ещё из семьи значимой, должна она была бы быть крещёной. А её в Византии крестили.Что-то не сходится. А если предположить, что была она крещена по римскому обряду и в Константинополе перекрещивалась? Вполне могло и такое быть.Кстати,тов.Кирилл и тов.Мефодий хоть и по инициативе византийского императора Фотия славян крести-ли,но по благословению римского папы Николая. Оно хоть церковь ещё не развали-лась на Западную и Восточную, но папа и патриарх друг в друга лишением сана уже вовсю швырялись. Так и болгарский царь Борис добивался автокефалии при поддержке папского престола. И ещё, а не потому ли Святослав Игоревич считал Переяславец** серединой своей земли,что мама,какая-то важная местная дама?**- кое-кто считает Переяславец и Преслав одним и тем же городом,то есть Болгарской столицей.Вроде как всё сходится,но тут,как ножом в спину,некоторые источники пишут.Н;цыи жє глаголютъ,;ко ;льгова дщєри б; ;льга.А Олег у нас какой-то родич Рюрика,и,в свя-зи с этим,приехал с ним с северов,нарушив весь стройный ход мысли.Или его в род-ственники попросту вписали.Перейдём к ещё одному "Плескову".Почитаем для этого четвертый сон Веры Павловны Святослава Всеволодовича из "Слова о полку Игореве".
Всю нощь съ вечера бусови врани възграяху у Пл;сньска на болоньи,б;ша дебрь Кис-аню и не сошлю къ синему морю.Этот Пл;сньск находился на Западной Волыни и был во времена Ольги городом немалым,да что там немалым,он уже до Киева был таким. Через него шли торговые пути в Европу,и конкуренцию поднимающейся Киевской агло-мерации он представлял серьёзную.Пришлось внуку Ольги,Владимиру,его сжечь,прим-ерно как бабушке Искоростень.Потом, конечно, его вновь отстроили, чтобы было где прятаться боярам от Даниила Галицкого,а особенно от его папы.Но чуть позже всю эту возню пресекли монголодефистатары.В общем, есть версия,что этот Пл;сньск был форпостом Чешского княжества на востоке.Ни на что не намекаю,но у князя Вратис-лава(888-921гг),кроме сыновей,было четыре дочери."


Рецензии