Кругосветное путешествие И. Крузенштерна 1803 г

                Кругосветное путешествие И. Крузенштерна 1803 г.
 
         220 лет назад, 7 августа 1803 года, в 10 часов утра в Кронштадте над шлюпами «Надежда» и «Нева» под командованием капитан-лейтенанта Ивана Крузенштерна были подняты паруса и стартовала первая в России кругосветная экспедиция. Мысль о подобном походе возникла у Крузенштерна задолго до её воплощения. Как впоследствии будет написано в его «Путешествии вокруг света с 1803 по 1806 г. на кораблях „Надежда“ и „Нева“. Ч. 1», эту экспедицию он расценивал как «средство к пробуждению российской торгов-ли от дремоты». Крузенштерн был уверен: «Хотя и предлежат препятствия, затрудняющие Россию  считать себя торговою державою – в преодолении  их не должно отчаиваться». Его оптимизма не разделяли многие. «Вообразите, что, не умея, не имея средств строить суда, они предлагают объехать вокруг света. С подобным снаряжением, даже если бы матросы и офицеры были хороши, какой из всего этого может получиться толк» – отзывался о замысле Крузенштерна товарищ министра Морских сил Павел Чичагов. Посол Российской империи в Лондоне Семён Воронцов также сомневался в том, во что верил Крузенштерн – «столь же легкомысленный, сколь и самонадеянный, имя которого никогда не будет помещаться среди имен Кука и Фиппса». С 1799 г. Иван Крузенштерн неоднократно обращался к императорскому правительству с идеей организовать российскую кругосветную экспедицию. И только три года спустя, в начале правления императора Александра I, проект («начертание», по определению Крузенштерна) был одобрен. Но с одним неожиданным для Ивана Фёдоровича условием: «Государь определил, чтоб я был сам исполнителем своего предначертания. Сие неожиданное последствие привело меня в немалое смущение. Обстоятельства мои переменились. Более полугода прошло, как я разделял счастье с любимою супругою и ожидал скоро именоваться отцом. Никакие лестные виды уже не трогали сильно меня, но я чувствовал обязанность к отечеству в полной мере и решился принести ему жертву». Жертва была не напрасна – блестящим результатам первой российской кругосветной экспедиции посвящены сотни книг и научных работ. Но чего это стоило Крузенштерну и его команде, какие трудности и лишения подстерегали их в походе, который продлился ни много ни мало 3 года и 12 дней? Добившись разрешения на осуществление плавания, Крузенштерн настоял, чтобы команда на обоих кораблях состояла исключительно из отечественных моряков, которых он ставил «не только наравне, но даже выше английских». Его помощником стал капитан-лейтенант Юрий Лисянский, с которым они вместе учились в Морском кадетском корпусе. При отплытии из Кронштадта на борту «Надежды» было 84 человека, сообщает издание «Русские кругосветные путешествия. От Крузенштерна до „Седова“» (2014), составителем которого является Алексей Крузенштерн, представитель рода Крузенштернов: «Публика оказалась весьма разношёрстная. Помимо экипажа, включавшего четырёх лейтенантов (М. И. Ратманова, Ф. И. Ромберха, П. Т. Головачёва и Е. Е. Левенштерна) и мичмана Ф. Ф. Беллинсгаузена, здесь были камергер Н. П. Резанов со свитой в пять человек, два кадета – братья Отто и Мориц Коцебу, доктор, пятеро японцев (для доставки в Японию), шесть «промышленников» и трое учёных – швейцарский астроном, немецкий ботаник и зоолог и немецкий натуралист». Резанов Н.П. также был "высоким представителем" Российско-американской компании.  Адам Иоганн фон Крузенштерн, руководитель экспедиции и капитан "Надежды". Впоследствии российский адмирал. Юрий Лисянский, капитан "Невы". Во время путешествия выиграл  битву при ситкеу тлинкитов. Фабиан Готлиб фон Беллинсгаузен, лейтенант и картограф. Опубликовал коллекцию карт Тихого океана по итогам путешествия. Позже открыл континент Антарктида и ряд островов Тихого океана во время своего собственного кругосветного плавания и стал российским

                - 2 -

 адмиралом. Отто фон Коцебу, юнга. Позже был капитаном двух кругосветных плаваний, открыл более 400 островов Тихого океана и пролив Коцебу на Аляске. Федор Иванович Толстой, граф, участник инт-риг. Приобрел славу знаменитого авантюриста и прозвище американец, стал прототипом Зарецкого в "Евгении Онегине" Пушкина. В пути Толстой не был обременен должностными обязанностями и вел свободную жизнь, порой, совершая непредсказуемые действия. Часто он становился зачинщиком ссор как с рядовыми членами экипажа, так и с капитаном. Также допускал злые шутки в сторону тех, кто ему не нравился. Например, он напоил священника, сопровождавшего корабль под командованием Лисянского, и приклеил его бороду к палубе и запечатал ее печатью. Для освобождения пришлось обрезать бороду. Или однажды, когда не было Крузенштерна, граф пробрался в его каюту вместе с орангутангом, который был на борту, нашел там записи путешественника и научил обезьяну, как залить бумагу чернилами. После оставил питомца одного, и тот уничтожил все бумаги. Такое поведение становилось причиной неоднократного заключения Толстого. В конечном итоге Крузенштерн высадил его во время стоянки на Камчатке. Дальнейший путь известен только со слов графа. Он добрался до Ситки и пробыл там несколько месяцев. Затем он побывал на Дальнем Востоке, Поволжье, в Сибири и на Урале. Его дорога завершилась В Петербурге в августе 1805 г.  Григорий Лангсдорф, натуралист и врач. Позже стал самым известным из русских исследователей Бразилии и Южной Америки. Вильгельм Готлиб Тилезиус фон Тиленау, судовой врач, морской биолог и художник экспедиции. Его иллюстрированный отчет об экспедиции появился в 1814 г. Также известен реконструкцией скелета мамонта Адамса. Крузенштерн Иван Федорович рожден 8 ноября 1770 г. в семье немецкого судьи Иоганна Ф. Крузенштерна Фабиан Готлиб фон Беллинсгаузен, лейтенант и картограф. Опубликовал коллекцию карт Тихого океана по итогам путешествия.  Отто фон Коцебу, юнга. Позже был капитаном двух кругосветных плаваний, открыл более 400 островов Тихого океана и пролив Коцебу на Аляске. Федор Иванович Толстой, граф, участник интриг. Приобрел славу знаменитого авантюриста и прозвище американец, стал прототипом Зарецкого в "Евгении Онегине" Пушкина. Григорий Лангсдорф, натуралист и врач. Позже стал самым известным из русских исследователей Бразилии и Южной Америки. Вильгельм Готлиб Тилезиус фон Тиленау, судовой врач, морской биолог и художник экспедиции. Его иллюстрированный отчет об экспедиции появился в 1814 году. Также известен реконструкцией скелета мамонта Адамса.
         Всем им предстояло не просто ужиться в замкнутом пространстве небольшого корабля: длина «Надежды» составляла 117 футов (35 метров), а ширина – 28 футов и 4 дюйма (8,5 м). Необходимо было и пересечь два океана, обогнуть мыс Горн, славившийся своими бурями, посетить неизученные берега, где их могли ожидать подводные камни и другие опасности. К тому же, корабль был перегружен компанейскими товарами, которые везли в Охотск, подарками для японского императора (больше 50 ящиков и тюков), провизией на два года – часть её везли в «натуральном» виде: палубы были уставлены клетками с птицами и животными. )однако, Япония не приняла ни подарки от России, ни самого посла Н. Резанова. Каюты на корабле были столь малы, что в них можно было только спать, а потому все научные занятия, писание дневников, составление карт выполнялись в кают-компании на обеденном столе. Из-за тесноты и скученности на корабле даже два высших чина экспедиции – Крузенштерн и Резанов были вынуждены ютиться вдвоём в одной шестиметровой каюте. Однако поначалу ничто не страшило путешественников. Все они были

                - 3 -

молоды (самым старшим был 42-летний доктор), Резанову Н. было 39 лет, Крузенштерну – 33 года, остальным – от 14 до 30 лет), полны сил и готовы к приключениям. (Л1)
         Путь начался в 1803 г. из бухты Кронштадта. После остановки в Копенгагене оба судна направились к берегам Англии. Дальше дорога лежала на юг, к Канарам. Сюда экспедиция пришла в октябре, а через пару недель судна впервые за всю историю существования флота России преодолели экватор. Будни же были безрадостны и скуднее становилась пища. Три раза в неделю ели солонину. Иногда хорошим дополнением к столу были пойманные тунцы или макрель. Бедственно положении команды русских моряков усугубляли крысы, много бочек с солониной протухло, крупы на корабле меньше, чем мы ожидали, горох почти несъедобен, мало масла.». Офицеры же молча терпели – никто из них, как и интеллигентный Крузенштерн. Когда корабли миновали Бразилию, Крузенштерн ввёл норму на потребление воды. Теперь каждый получал лишь по две кружки в день, одна из которых шла на приготовление пищи. Погода тоже не баловала путешественников: в феврале 1804 г. мыс Горн встретил их шквалом, снегом, градом, холодом и дождём. Даже у попугаев, которых путешественники накупили в Бразилии, опухли лапы. Стоянка на Маркизских островах (архипелаг в Полинезии) дала возможность пополнить запасы воды и продовольствия. Особенно, как отмечал Левенштерн, ценились свиньи, «которые имели привычку есть только кокосовые орехи». Здесь, на острове Нуку-Хива, многие сделали себе с помощью дикарей татуировки. На берег не сходил только учёный-ботаник Фёдор Бринкин, который боялся, что его съедят аборигены. Океан продолжал испытывать моряков на прочность. На пути в Японию «Надежда» попала в такой тайфун, который и бывалых мореходов поверг в отчаяние. Волны были «высотой с дом». В каюте капитана появилась пробоина. Все готовились к смерти. Один судорожно обнимал другого, просил о прощении и прощал сам, другой предавал себя в руки Господа и молился. Но опасность, к счастью, миновала. Всего за время кругосветного путешествия корабль на краю гибели бывал девять раз. Холодные штормы северных морей и мёртвый штиль раскалённых тропиков, изнуряющая качка, голод, а порой и жажда – в таких условиях команде Крузенштерна нужно было не просто выживать, но ещё и работать. Сам Крузенштерн, помимо того, что лично отвечал за весь корабль и экипаж, руководил навигационными и астрономическими наблюдениями и вёл большую научную работу. Офицеры несли вахту, делали тригонометрическую съёмку, вели путевые журналы, команда занимались погрузкой и выгрузкой, ремонтом парусов и такелажа, другой необходимой работой. Натуралисты делали чучела рыб и птиц, составляли гербарии, рисовали, вели дневники. Но моряки знали, ради чего терпят лишения. За пару дней до отправки в плавание маршрут экспедиции был изменен. Поступил приказ доставить в посольство Японии Резанова Н.П. с подарками и сопровождающими. Они разместились на судне «Надежда». Впоследствии выяснится, что его наделили полномочиями начальника плавания. Данное назначение стало сюрпризом для его участников, особенно для самого Крузенштерна И.Ф. Николай Резанов, назначенный послом в Японии, совместно с Крузенштерном руководил экспедицией  до Камчатки. Один из основателей Российско-американской компании в 1799 г., был назначен инспектором русских колоний в Америке после провала посольства. В это время на «Надежде» конфликт усиливался, и камергер настаивал на смене маршрут, тогда весь офицерский состав отказался ему подчиняться и полностью следовал приказам Крузенштерна. Исправить ситуацию не удалось даже когда Резанов предъявил приказ императора. Не могли они поделить и власть. Командиром был Крузенштерн, но и Н. Резанов стремился взять руководство на себя.

                -4 -

Конфликт достиг крайних пределов, когда камергеру был объявлен бойкот со стороны офицеров, а он в знак протеста последние месяцы плавания не покидал каюты. Общались И. Крузенштерн и Н. Резанов записками. В Петропавловске Н. Резанов попытался наказать Крузенштерна с помощью коменданта Кошелева П.И., но последний сумел устранить конфликт и примирить его участников.  Николай Петрович Резанов известен благодаря поэме Вознесенского и рок-опере Рыбникова «Юнона и Авось». Впрочем, история его любви к 15-летней Кончите, дочери губернатора Сан-Франциско, произошла, когда он уже не был участником «кругосветки». В основе этой печальной истории лежит печальная история, которая берет свое начало в 1806 г. К Калифорнийским берегам пристают два корабля, прибывших из России. На одном из них прибывает Резанов Николай. Во время своего пребывания в городе он был очарован юной Кончитой и влюбляется в нее. Кончита отвечает графу взаимностью, и между ними вспыхивают пылкие чувства. Они втайне от всех хотят пройти обряд венчания и дают друг другу клятвы в вечной любви. Обстоятельства вынуждают русского офицера продолжить свое путешествие. Планам влюбленных не суждено воплотиться в жизнь: во время своих странствий граф тяжело заболевает и вскоре умирает. Потеряв надежду на воссоединение, Кончита дает обет молчания и добро-вольно обрекает себя на затворническую жизнь в стенах одного из монастырей. Здесь же Кончита и встречает собственную смерть в 1857 г. Она переживет Резанова на 50 лет, так не дождавшись встречи с ним.
         Мнение историков о Николае Петровиче противоречивы. Американский адмирал писал: «Живи Резанов на 10 лет дольше, то, что мы называем Калифорнией и Американской Британской Колумбией, были бы русской территорией». Российский современник отзывался так: «Сей г. Резанов был человек скорый, горячий, затейливый писака, говорун, имевший голову более способную созидать воздушные замки, чем обдумывать и исполнять». И. Крузенштерн и Н. Резанов помирились, когда камергер сошёл с корабля на берег в Петропавловске.
         От Маркизских островов корабли поплыли на северо-запад и к концу мая были на Гавайях, где и произошло разделение маршрутов: Лисянский направился на север к о. Кадьяк, а Иван Федорович – на северо-запад к берегам Камчатки. Крузенштерн и Лисянский почти в самом начале своего кругосветного путешествия разошлись в море из-за шторма. «Нева» под командованием Юрия Федоровича 10 июля 1804 года пришвартовался к берегам первого постоянного места проживания русских на территории Америки, острова Кадьяк. Судно зашло в гавань с южной стороны, под названием Святой Павел. Это место являлось управленческим центром. Здесь команда узнала, что на Архангельскую крепость, расположившуюся в заливе Ситка, совершено нападение местными индейцами. Крепость была полностью сожжена, а население перебиты.
         Здесь Лисянский получил послание от русского правителя А. А. Баранова, прибывшего отбивать крепость, с просьбой о помощи. Спустя месяц, 15 августа, после ремонта повреждений и разгрузки судно отправилось к берегам Ситки. На дорогу ушло 5 дней, и 20 августа «Нева» уже была на месте. Совместными усилиями Баранов и Лисянский разработали план операции, где матросы и вооружение корабли играли основную роль в восстановлении отношений с индейцами. А в это время «Нева» Юрия Лисянского исследовала Аляску. Команда даже приняла участие в битве при Ситке, когда отряд Русско-Американской компании сражался с местными индейцами за владение этими землями. Индейцы были вынуждены отступить, но в команде «Невы» погибли три матроса.
       

                - 5 -

 Позже неподалеку от крепости, было заложено поселение – Новоархангельск. А 10 ноября корабль отправился назад в Кадьяк. В начале зимы корабли достигли берегов Бразилии, обогнув мыс Горн и оказавшись в Тихом океане, экспедиция попала в шторм и судна разошлись. У командиров для такого случая была договоренность о местах встречи, первое – на о. Пасхи, второе – о. Нуку-Хива (на архипелаге Маркизские острова). Корабль Крузенштерна отнесло от первого мета на запад, и он направил его сразу ко второму пункту встречи. «Нева» пришла к остр. Пасхи, где простояла несколько дней, а затем направилась к Нуку-Хива. Здесь судна встретились. В ноябре «Надежда» уже прибыла к берегам Нагасаки, простояв там много месяцев, команда вернулась в Петропавловск. Путь лежал через Корейский пролив в Японском море и пролив Лаперуза – в Охотском. 23 сентября судно отплыло от берегов и последовало в Южно-Китайское море, а 8 ноября у берегов Макао. «Нева» в июле 1804 г. пришла на остр. Кадьяк и провела там больше года, направившись затем на Макао. По пути корабль проходил мимо Гавайев, где они сели на мель неподалеку от неизвестного острова, который впоследствии получил имя Лисянского. Сойдя с мели, судно в ноябре обошло с южной стороны Формозу и вошло в Южно-Китайское море. Здесь их уже ждал Крузенштерн с командой. Тогда в Петропавловске жили не более 200 душ населения. Сюда же прибыл генерал Кошелев, губернатор Нижнекамчатска, который в то время являлся столицей полуострова. Он оказал содействие члена команды в восстановлении повреждений судна и помог подготовиться к посещению Японии. Здесь также сошли на берег художник и врач. А Толстой был принудительно высажен из-за скандального поведения. Через 47 дней, 30 августа, корабль продолжил свое путешествие и отплыл в направлении Японии.
         Сюда же «Надежда» вернула после японского «плена». Хотя Крузенштерн получил на это строгий запрет, он направился вдоль берега на Западе и даже нанес маршрут на карту. Здесь сказался его жесткий закаленный боями характер. Он чувствовал себя уверенно в море. Несколько раз судно приставало к берегу, здесь удалось установить контакт с жителями местного острова Хоккайдо – айнанами.
         Весной 1805 г. Корабль прибыл в сахалинский залив Анива, где было командование администрации Японии. Исследованию этих мест помешал Резанов, который настоял на скорейшем отплытии на Камчатку, где бы он мог доложить о результатах посольского визита. 5 июня этого года команда вернулась в Петропавловск, где посол сошел на берег и отправил доклад императору, а сам направился на Аляску на судне с купцом. Ровно через месяц Крузенштерн возобновил путь и направился на Сахалин. У него не получилось обойти его полностью. В конце августа корабль вновь пристал к Авачинской бухте, где и происходила подготовка к дороге в Макао.
         Япония достаточно изолированная страна, куда был запрещен доступ иностранцев и любые корабли в их портах воспринимались как враждебные. Это позволило сохранить японцам самобытность своей культуры, уберечь страну от колонизации и торговой экспансии. Торговля велась только с купцами Ост-Индской компании в порту Нагасаки. По этой причине не было точных карт, и Крузенштерн шел наугад, снимая по пути берега Японии.
         8 октября 1804 г. корабль прибыл к берегам Нагасаки. На борту было несколько японцев, которые оказались там из-за крушения их кораблей. Они же и выступали в качестве переводчиков. Тут же на судно прибыл представитель Японии для получения информации, кто и зачем приплыл. После этой встречи Крузенштерну разрешили войти в гавань с помощью японского лоцмана. Простоять здесь команде пришлось почти полгода. Император Японии не принял подарков и Резанова и не согласился вступать в

                - 6 -

переговоры. Все это время японцы снабжали русский продовольствием. Также они снарядили их в дорогу всем необходимым, но запретили обратный путь через западные берега Японии. 5 апреля 1805 г. «Надежда» отправилась назад после провала дипломатической миссии.
         Также спустя 5 дней «Нева» вошла в гавань Святого Павла, где и осталась зимовать. Через полгода судно, забив трюмы едой, водой и мехами, устремилось в направлении Ситки, чтобы загрузить меха, которые собрал Баранов. В 20 числах июня 1805 г., когда корабль прибыл, в новом поселении уже царил мир с аборигенами, и были отстроены дома. Загрузив, приготовленную пушнину, Лисянский 2 сентября отплыл в сторону Макао.

 
                Маршрут кругосветного путешествия Крузенштерна 1803 – 1806 г.


               
            Карта маршрутов путешествия вокруг света  на кораблях «Надежда» и «Нева».   

                - 7 -
         
20 ноября 1805 года Крузенштерн уже пришел в Макао, где и дожидался «Неву» до 3 декабря. Это колония португальцев на берегах Китая. Здесь им пришлось пробыть более 2 месяцев. Обстановка была не самая дружественная, пришлось подстраиваться под местные устои. Но командиры проявили свои способности и одержали победу в борьбе с купцами и выменяли меха на ходовой европейский товар: чай, фарфор и прочее. 31 января 18006 г. «Нева» и «Надежда» начали путь домой. Он проходил в Зондском проливе, который 21 февраля привел в Индийский океан. В апреле корабли опять разошлись неподалеку от мыса Доброй надежды, но у капитанов была договоренность в случае чего встретиться у берегов о. Святой Елены. «Надежда» под предводительством Крузенштерна И.Ф. прибыла к острову 3 мая 1806 года. Здесь командир узнал о войне с французами и решил, не дожидаясь Лисянского, плыть на север через северное побережье Англии, чтобы избежать встречи с французским флотом в Ла-Манше В это время Лисянский Ю.Ф. решил дойти от китайских берегов до европейских без остановки в портах. На корабле уже не было лишнего груза, а трюмы наполнены провизией. «Нева» прошла мимо берегов о. Святой Елены и ее команда не знала о военных действиях Франции, поэтому они смело направились в пролив Ла-Манш, а потом пристали у берегов Великобритании.
Простояв там 2 недели, 13 июля, Лисянский взял курс на Россию, а 5 августа был уже на месте. Крузенштерн прибыл только 19 августа. (Л2)
         Все участники путешествия получили награды от императора Александра I: Экспедиция продолжалась 3 года, с 1803 по 1806, на 2 кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Крузенштерна И.Ф. и Лисянского Ю.Ф. По ее итогам были выпущены их труды, описывающие путь. Путешествие имело большую ценность, как для российской истории, так и ее науки. Крузенштерн и Лисянский кругосветное путешествие закончили, но последний начал его описывать только после ухода с военной службы, а опубликованы личные записки в форме журнала были в 1812 г., а в 1814 г. они изданы в столице Великобритании. Скончался Ю.Ф. Лисянский 22 февраля 1837 г. Путешествие вокруг света Лисянского и Крузенштерна стало знаковым в истории России и мира в целом. Оно навсегда вписало имена ученых и путешественников в мировую историю, а стране принесло экономическую выгоду и новые знания.
         Памятник Ивану Крузенштерну стоит на берегу Невы с 1873 года. На гранитном пьедестале – табличка: «Первому русскому плавателю вокруг света адмиралу Ивану Фёдоровичу Крузенштерну». Здесь же – щит с семейным гербом и девизом «Spe fretus” (живущий надеждой).
Благодаря профессионализму и заботе командира о людях, в кругосветке не погиб ни один из членов экипажа «Надежды». И когда в 1839 году отмечался полувековой юбилей службы адмирала, к нему в Петербург пешком пришли

                -8 -

три матроса, одному из которых было уже за восемьдесят. Крузенштерн умер в 1846 г. Деньги на памятник собирали моряки, это были «матросские пятаки и офицерские рубли». Памятник установлен напротив Морского кадетского корпуса, который адмирал возглавлял 16 лет. В советское время это было Военно-морское училище им. Фрунзе, теперь – Морской корпус им. Петра Великого.

                Литература.

     1. Википедия. Первое российское кругосветное плавание. (https://translat-
        ed.turbopages.org/proxy_u/en-ru.)
     2. Т. Печникова «Чтобы лучше цену дать своему отечеству». Первое
        российское кругосветное путешествие глазами его участников.
        spb.aif.ru) Еженедельник «Аргументы и Факты», №34 за 2023 г. стр.13
 
                Материал подготовил Львов Ю.М.     20.08.2023


Рецензии