Мой любимый дед

          Приехав в Соколово, мы все поселились в одном доме, Дед Павел Егорович
принял в  совхозе работу директора и всё время посвящал ознакомлению и работе
совхоза. 
         Мама, Волкова Зинаида Павловна, пошла работать кладовщиком в артель Леваневского, в которой шили одежду и катали валенки. Бабуля управлялась дома и с детьми. Коля заканчивал десятый класс, На дворе был 1940 год.
        Двадцать второго июня 1941 года началась война. Народ был потрясен нападением Германии на СССР.
        Объявили всеобщую мобилизацию на защиту нашей Родины. Деду тогда было шестьдесят лет, он сам пошел в военкомат, стал проситься в партизаны,  когда-то молодым, воевал в гражданскую войну. Но Партия направила его председателем колхоза в маленькую глухую деревеньку, расположенную на полуострове озера Уткуль  Зонального района, Озерки, колхоз Красный Остров. Мама осталась в  Соколово с Павликом, а мы - Дед Волков  Павел Егорович, бабуля - Волкова Александра  Фёдоровна  и Волкова Клавдия - девочка семи лет переехали в Озерки. Деда
собрали правление колхоза, общее собрание деревни и приняли деда председателем колхоза В Озерках было шестьдесят дворов, две рыболовецкие бригады, одна полеводческая бригада по совмещению с овощеводческой, скотный двор и конюшня.
      Комиссия района провела  отбор лошадей, пригодных для фронта, их  отправили в район, а колхозу , взамен дали лошадок монгольской породы -  маленьких, лохматых и  неказистых против наших лошадей, но очень выносливых.
       Дед совместно с правлением колхоза списали с баланса черный горох, непригодный для сдачи государству, и раздали его колхозникам. Вскоре на деда пришла в район анонимка о горохе, и через несколько дней приехала комиссия из района – разбираться по этой анонимке.
       Комиссии был предъявлен акт списания гороха и показали этот горох. Акт был признан правильным, и горох действительно по качеству не  подлежал сдаче   государству. Анонимку аннулировали.
       В деревне когда-то, до коллективизации жил богатый мельник, имел свою   мельницу, но его раскулачили, а мельницу он сломал, чтобы никому не досталась.  Дед с бригадиром полеводческой бригады провели ревизию жерновов. Было решено  восстановить  мельницу силами колхоза. Благополучно восстановили, и на помол в колхозную мельницу люди везли пшеницу,  фасоль,  горох, а в основном кукурузу. Так же  смалывали сушеные ягоды калины и черемухи на пироги.
       Гарнец с мельницы отвозили тете Маше Мартышиной, она пекла хлеб для колхоза, который раздавали  рабочим на поля и в рыболовецкие бригады, по четыреста грамм на рабочего. Домой дед хлеба никогда не приносил. Люди сдали для фронта по налогу почти все продукты, а картошка еще не выросла, и этот хлеб сильно выручал людей.
    Не знаю, с решения правления колхоза или нет, (но мне кажется, что такие дела самоуправством не решаются). Первый обмолот зерна был отправлен на мельницу и в пекарню. Рабочим стали опять выдавать по четыреста граммов хлеба на руки.
      Вновь анонимка пришла в район и сразу приехала комиссия для разбора по навету. В ночь отрядили бригаду рыбаков, дали две тони улова (тонь - это один полный цикл улова). Дед членам комиссии наложил полные сумки свежей, крупной рыбы, и на том дело об анонимке прекратилось.
      Рыбу с двух рыболовецких бригад сдавали на Бийский рыбзавод, в приемный пункт, что находился на противоположном берегу озера. Колхозу за сданную рыбу давали  купоны на фуфайки и резиновые сапоги для рыбаков, а также купоны на пшено, лапшу, муку. Когда дед получил два мешка пшена, то один мешок унес в детский сад.
      Для школы сразу в первый год работы деда в деревне правлением колхоза по договору с директором школы, была выделена земля для посева проса, подсолнечника,  картошки для обедов ученикам школы. Убрав урожай для школы, просо порушили и вернули  пшеном. Семечки сдали на маслобойку и привезли подсолнечное масло. Картошку ссыпали в подпол школы.      
      Зимой, для школьников баба Маша варила вкуснейший кулеш с постным маслом, а ученики приводили в  школу на обед маленьких детей, сестричек или братиков и
их тоже кормили кулешом на школьном обеде.
      Честность, преданность, трудолюбие было нашим воспитанием в семье, и я до сих пор благодарна за полученные уроки на всю жизнь, преподанные нашим замечательным дедом.


Рецензии