5. 16 Особенности памяти в мире духов

 «465. Один из духов пришёл в негодование за то, что не мог припомнить много такого, что знал в плоской жизни, жалея об утрате удовольствия, коим некогда столько наслаждался. Ему отвечали, что он ровно ничего не утратил и что при нём осталось всё, что он знал в общности и в частности, что в мире том, где он теперь пребывает, не дозволено только выкладывать всё это из памяти, а с него будет и того, что он теперь может мыслить и говорить гораздо лучше и совершеннее. Не погружая разума своего, как прежде, в густой мрак, в грубые вещественные и плотски предметы, вовсе бесполезные в том мире, что теперь ему дано всё нужное для вечной жизни и что нет иного пути к счастью и блаженству, что одно невежество может полагать, будто бы в царстве в этом с удалением всего вещественного в памяти погибает и самый разум, меж тем как, напротив, насколько дух отвлекается от чувственного, как принадлежности человека или тела, настолько он возвышается к духовному и небесному.

466. Различные виды памяти иногда в той жизни представляются глазами в образе, который там только может появиться (там многое видится глазами в образе, что здесь представляется  только в мыслях): внешняя память является в виде хрящеватого, мозолистого вещества … человеческого мозга, из чего и видно качество памяти того и другого вида. У людей, которые старались только развивать и расширять память свою, не заботясь об образовании разума, память эта является виде твёрдого нароста, протканного изнутри как бы сухожильем. Кто переполняет память свою ложными понятиями, у того она является косматою, с всклоченными волосами, потому что наполнена безпорядочным сбродом понятий».

                Что значит ложными понятиями? Человек живет в физическом мире, и ему нужно как-то приспосабливаться к жизни в этом мире. А так как сознание его заужено  и не способно воспринимать высшие знания, то приходится довольствоваться земными научными знаниями для жизни в физическом мире. Стоит ли упрекать его в этом?   

                Имеются ли у эфирного тела внутренние органы, как у человека, ведь теперь ему не нужна вещественная пища?

                Кстати,  зачем тогда нужен физический мир, если все его знания не нужны? Зачем тогда ангелы так стараются поддержать его, выполняя свои службы?

  «И изощрявших память свою  из любви к себе и к миру (самотности и суетности) она является вязкой, клейкой, частью окостенелой. Кто хотел проникнуть в Божественные тайны наукой, особенно посредством философии, и верил тому только, до чего достигал этим путём, у того память является мрачной, и притом такого свойства, что поглощая лучи света, обращает их в тьму. У лукавых и лицемеров она  принимает вид твёрдой кости или чёрного дерева и отражает лучи света. У тех, напротив, кои жили в благе любви и в истинах веры, память вовсе не появляется в виде твёрдого, хрящеватого вещества, потому что у них внутренняя память посылает лучи света в память внешнюю, в предметах или мыслях коей лучи эти оканчиваются, как в основании или почве своей, находят тут себе усладительные восприёмники; внешняя память в порядке степеней есть последняя, в которой духовное и небесное оканчивается и прибывает, если находит там блага и истины.

 467. Если человек в миру живёт в любви к Господу и в милосердии к ближнему, то при нём и в нём есть разум и мудрость ангельская, скрытая, однако, в самых внутренних началах (или тайнике) его внутренней памяти: по сему разум и мудрость эта никогда не могут обнаружиться … в человеке до освобождения его от плоти; тогда природная память усыпляется, и качества эти пробуждаются в памяти внутренней, а напоследок и в ангельской, небесной».

                Кстати о памяти. Помнит ли человек, что ему дана временная жизнь, которую он должен вернуть обратно? Способен ли он на это? Человек забыл, что он всего лишь часть Единого.

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  244).


Рецензии