Ребенок не хочет делать уроки. Что делать родителя

Причины для отказа выполнять домашние задания у детей начальной, средней и старшей школы - разные. Потому что проблемы с домашним заданием и способы преодоления трудностей зависят от возраста ребенка.
1. Проблема возникающая в начальной школе - это скорее всего, в трудностях с выполнением домашней работы. Необходимо помочь ребенку (родители, бабушки, старшие дети и т.д.)
В начальной школе дети не склонны к протестному поведению. Они хотят заслужить похвалу взрослых и готовы соблюдать правила. Если ребенок не делает домашнее задание в этом возрасте, скорее всего, он не справляется с учебой. Либо у него недостаточно развиты навыки самоорганизации, в итоге он не может делать уроки один и полностью самостоятельно. Что делать с ребенком, который не хочет делать уроки - вопрос непростой, а ответ зависит от особенностей школьника.
Задавайте вопросы, которые помогут понять, в чем проблема с домашним заданием:
Что тебе трудно сделать?
Что самое неприятное в домашке?
Что у тебя отлично получается, когда ты делаешь уроки?
Что бы тебе хотелось делать лучше?
Исходя из его ответов ведите дальнейший диалог.

Чтобы понять, как уговорить или как заинтересовать ребенка делать уроки, нужно выслушать его ответы и привести аргументы. Не просто “надо”, а “зачем”. Определите, какую поддержку вы можете оказать ребенку с каждым типом его затруднений.
Если ребенку трудно сесть за уроки, обратитесь к советам предыдущего пункта.
Если у ребенка возникают проблемы в процессе выполнения домашнего задания, разберите типовые задачи или иные проблемы.
Если ребенку не хватает времени и он устает, подумайте, как справиться с чрезмерной нагрузкой.
Если ребенок не видит смысла в домашке, поскольку понимает материал, поговорите с учителем. Возможно, он согласится на индивидуальный подход.
Если стоит вопрос, нужно ли заставлять ребенка переписывать домашнюю работу, когда он выполнил ее неаккуратно и с большим количеством исправлений, поговорите с ним о причине и следствии. Если учитель снижает оценки за исправления и ребенок от этого страдает, переписывать придется. Если ребенок готов смириться с плохой оценкой за исправления, а вы готовы его хвалить за то, что он все же завершил работу и исправил ошибки, оставьте как есть, чтобы у ребенка не снизилась мотивация делать уроки.
В любом случае, хвалите ребенка за его реальные успехи, отмечайте, что он старается.

2. Проблема, возникающая в средней школе - возникает чаще из-за смены приоритетов, большой социальной нагрузки и адаптационного кризиса. В этом возрасте со школьником нужно договариваться (но не «покупать», то есть без товаро-денежных отношений).

В этом возрасте дети активно общаются и пробуют новые роли. На практике получается, что ребенок дома - один, на кружке - другой, в школе - третий. Это тот возраст, когда родители нередко удивляются, когда им рассказывают о ребенке со стороны разные люди. К урокам в школе и домашней работе дети также начинают относиться более независимо. Они отказываются делать домашку и заниматься на уроках, чтобы проверить реакцию взрослых - посмотреть, что будет. Плюс дети вступают в предподростковый возраст, когда у них в целом начинаются проблемы с концентрацией внимания и усидчивостью.
Поговорите с ребенком о желаемой успеваемости. Как он себя чувствует, когда ему ставят два? Как он себя чувствует, когда об этом приходится сообщить вам? Обсудите возможности ребенка делать домашнюю работу хотя бы частично, чтобы избежать проблем в отношениях.
Проведите с ребенком эксперимент. Разрешите ему не делать домашнее задание в течение месяца и сравните оценки за самостоятельные и контрольные работы по всем предметам за два периода. Постройте наглядные графики и обсудите результат. Наглядность поможет ребенку понять, что по каким-то предметам ему стоит делать домашку, чтобы получать хорошие результаты на проверочных работах. А по каким-то можно и не делать.
Во втором случае имеет смысл проверить, соответствуют ли оценки по предмету действительности. Возможно, ребенок действительно усваивает материал на уроке. Но может, дело в учителе, которые не очень системно и строго проверяет знания. Поговорите с ребенком о том, что он учится не столько ради оценок, сколько ради знаний.

3. Когда ребенок становится подростком, нужно не заставлять его делать уроки, а направлять на поиски пути, как справляться с не самыми приятными рутинными обязанностями, которых ему еще немало встретиться в жизни, то есть это уже первоначальная модель «взрослой, самостоятельной жизни».
Довольно часто в этом возрасте дети тянут время и не могут сесть за домашнюю работу. При этом они активно общаются в соцсетях или смотрят видео с телефона. Так часто бывает, когда уроки кажутся скучными. Ребенок делает выбор в пользу более интересного и увлекательного занятия.
Посоветуйте ребенку использовать проблемы с домашней работой как челлендж или квест. Как бы он помог другому человеку, который не может сесть за уроки самостоятельно? Пусть придумает и попробует применить.
Введите в жизнь игровые методики. Например, отмечайте достижения ребенка при помощи стикеров, как в компьютерной игре.
Придумайте игрового персонажа, с которым себя ассоциирует ребенок.
Разработайте систему поощрений. Например, за домашку по русскому один смайлик. За дополнительную домашку, типа доклада, одно сердечко и т.п.
Сделайте лист, где у каждого предмета своя линия. Когда задание задано, ребенок рисует пустой кружочек, когда оно выполнено, вы клеите туда соответствующую наклейку. Задано, но не выполнено - нет наклейки.
В конце месяца или четверти посчитайте, какой процент прогресса набрал ребенок по итогу. Считайте усложненное задание типа “сердечко” за два - это честно, что ребенок может компенсировать недобранные баллы таким способом.
Наградите ребенка каким-нибудь призом по итогу. Точнее не его, а его героя, который так старался.

4. Когда же ребенок в выпускном классе подростки отказываются выполнять домашнюю работу по всем предметам, чтобы успевать готовиться к ЕГЭ или олимпиадам. И тут от родителей может потребоваться помощь по коммуникации со школой.
Если ребенок чем-то занят дополнительно: спортом, хобби, олимпиадным кружком - он может физически не успевать сделать всю домашнюю работу. В этом случае ваша задача - помочь ему выставить приоритеты.
Позвольте ребенку иметь плохие оценки, если учитель так наказывает детей за несделанные уроки. Это поможет вам сформировать доверительные отношения с ребенком.
Опирайтесь не на количество двоек, которое некоторые учителя ставят за каждую несданную работу, а на качество домашней работы, которая действительно важна для ребенка. Например, это предмет для будущего поступления, и учитель дает разумную работу, которая интересна и полезна. Это приоритет №1.
Рассмотрите неинтересную, но полезную домашнюю работу. Например, отработку навыков решения типовых заданий к ОГЭ. Это приоритет № 2.
Эти работы ребенок должен делать обязательно, а остальные - вариативно. Если вы видите, что учитель заваливает детей домашкой, но это явно не сказывается на знаниях, потому что он все равно ничего не объясняет, попробуйте с ним пообщаться. Если учитель не пойдет вам навстречу - обратите внимание на то, что вас ставят в ситуацию, когда подростка приходится заставлять делать уроки ценой отношений в семье. Не давите на ребенка. Времени у него от этого не прибавится.

5. Ребенок не хочет (не может) делать уроки один – в этом случае у него не развиты навыки самоорганизации. Для выполнения домашнего задания нужно хорошо понимать в какой последовательности что делать, как себя организовать. Это не так просто как кажется, если раньше ребенку четко и понятно говорили, что и когда делать. Например, в детском саду детям всегда давали команду, когда начинать какое-то дело, как его делать, когда отложить и закончить.
Сделайте с ребенком распорядок дня, но не распишите, а нарисуйте. Это серьезная работа - изобразить всю его неделю в виде красивой и понятной таблицы, где на каждый час его активности есть своя ячейка, - и так на все пять рабочих дней.
Придумайте символы: вот это значит, что он в школе, вот это - переодевается из формы в домашнюю одежду.
Дальше четко и понятно обозначьте, в какое время он делает домашнюю работу. Нарисуйте стол, необходимые письменные принадлежности, которые он должен достать перед работой.
Обязательно нарисуйте стрелочные часы, которые показывают время начала и время окончания каждого этапа. Закрашивайте промежуток времени на циферблате, который нужен ребенку для того, чтобы сделать уроки по каждому из предметов.
Поставьте ребенку на стол стрелочные часы, чтобы он мог следить за временем.
Не забудьте соблюдать пропорции: каждый час должен быть одинаковым в визуальном отображении.
Закрашивайте ячейки одним цветом, когда это один и тот же тип работы. Например, все школьные часы - синие, время на то, чтобы сделать домашнее задание - желтое и т.п.
У вас получится очень красивая таблица, в которую останется вписать названия предметов, по которым ребенок делает уроки в конкретный день.

6. Бывает, что ребенок истерит и совсем не хочет делать уроки - такое происходит, когда ребенок в целом беспокойный, а домашнее задание требует от него волевых усилий и сосредоточенности. Также играет роль оценка. Если ребенок не уверен в том, что справится, он начинает беспокоиться заранее и не может сам себя успокоить.
Возбудимым детям нужно давать возможность выплеснуть энергию и выполнять домашнее задание маленькими порциями, а между ними позволять активно двигаться. Также таким детям нужно разрешать делать домашнее задание в движении, если его нужно обдумать или не нужно писать. Ходить и лежать с книгой, одновременно стуча ногой по мячику и издавая звуки, совершенно нормально для возбудимого ребенка.
Объясните ребенку, что время, когда нужно начать делать уроки, смещать нельзя.
Установите ему три звонка, как в театре, при помощи электронного устройства, например мобильного телефона.
Дальше установите распорядок 15 мин. работы, 5 мин. перерыв. Сделайте 6-7 подходов к работе в зависимости от объема домашнего задания.
Во время перерыва позволяйте ребенку кривляться, залезать под стол, качаться на игровом комплексе.
Заведите фит-бол - такой огромный мяч с рожками, на котором ребенок в перерывах может лежать - это помогает возбудимым детям передохнуть.
Обязательно хвалите ребенка, когда он справился с несколькими этапами и выполнил хотя бы часть домашки.
Не ругайте, когда ребенок срывается. Ему сложно приучить себя делать домашку.
Обнимайте ребенка и старайтесь выйти на прогулку после того, как он выучил уроки. Приучить ребенка выполнять домашнее задание можно постепенно и с учетом особенностей его психики и физиологии.

7. Бывает, что ребенок делает уроки ночью. Часто подростки не садятся за домашку в течение дня, а потом в ночи что-то пишут и утром еле могут проснуться. Обычно так сказывается нежелание садиться за уроки, которое может быть вызвано как сложностью, так и скучностью домашки. В любом случае, это негативная ситуация, которая вредит концентрации и успеваемости подростка.
Снизьте общую стрессовую нагрузку на ребенка. Сложность приложить волевое усилие в течение дня и вечером может быть обусловлена или усугубляться от домашних конфликтов.
Скажите ребенку, что сон - это здоровье, и оно важней любых оценок. Договоритесь, что у него есть два часа в день, когда домашку делать можно. В остальное время - нельзя. Понятно, что успеваемость от такого решения резко снизится, но такой шаг поможет вам наладить отношения с подростком и защитить его от перегрузки из-за недосыпа.
Если в процессе эксперимента выяснится, что ребенок плохо засыпает, решайте эту проблему с помощью хорошего врача-терапевта. Не исключено, что ребенку уже необходим комплекс витаминов для поддержания работоспособности.
Помните, что ребенку потребуется много сил и здоровья для того, чтобы справиться с нагрузками в 11 классе. Это главный приоритет, когда мы хотим, чтобы ребенок стал успешен, смог спокойно выбрать направление для поступления в вуз и работать усиленно.

8. Подросток не делает уроки в 11 классе, а это то самое время, когда родители должны беречь ребенка, чтобы он дошел до ЕГЭ и вышел с него живым и без психологических травм. К сожалению, не все школьные учителя считают так же и задают домашнюю работу по своим предметам, даже если ребенок не сдает по ним ЕГЭ. Разумеется, подросток не хочет делать уроки, которые его отвлекают от подготовки к экзаменам. Самое время поддержать ребенка и защитить его от чрезмерных нагрузок.
Разрешите ребенку брать свободные дни от школы и обеспечьте процесс со стороны родителя. Заранее пишите записку учителя по семейным обстоятельствам на день-другой.
Четко обговорите с ребенком приоритеты. На первом месте домашнее задание с курсов или от репетитора, которые готовят к ЕГЭ, а потом, если останутся силы, - все остальное.
Если ребенку угрожают неаттестацией, недопуском до ЕГЭ, помните, что школа в реальности на такое не пойдет, поскольку ее же за это и накажут. Не нужно конфликтовать со школой открыто. Если учитель по непрофильному предмету объявляет, что у ребенка нет оценок, поэтому он его не может аттестовать, просто спокойно потребуйте список домашней работы, за которые эти три оценки за полугодие можно получить. Настаивайте на том, чтобы это были именно домашние работы и просто помогите ребенку их сделать. В этой ситуации очевидно, что учитель подходит к старшекласснику формально - ну, а он имеет право формально делать домашнюю работу.
Не переживайте и по поводу золотой медали. Поговорите с классным руководителем и просто скажите, что если учитель по ненужному предмету будет продолжать давление на ребенка, ребенок сорвется, плохо сдаст ЕГЭ и не получит школа своего медалиста. Пусть решает вопрос с предметником.
В острой конфликтной ситуации запишитесь на встречу с директором и упирайте на тему тяжелого стресса у ребенка. Сейчас школы очень боятся возможных негативных последствий, поэтому директор поговорит с учителем, даже если вам он будет говорить, что всецело на стороне педагога.
В выпускном классе крайне важно поддерживать ребенка и иногда защищать от школы. И это главное, чем вы можете помочь своему выпускнику, который не хочет делать уроки по школе.

Подводим итог:
Почему же ребенок не хочет делать уроки: причины для всех возрастов:
- Ребенок не понимает предмет.
- Конфликт с учителем-предметником. 
- Ребенку не подходят требования учителя или методика. 
- У ребенка накопились пробелы в знаниях. 
- Предэкзаменационный класс - особая история.
- Ребенок ленится
- Боязнь неудачи
- Страх перед родительским осуждением и разочарованием.
- Отсутствие любви и поддержки

Как добиться, чтобы ребенок делал домашнее задание без лишних нервов и конфликтов
- Домашнее задание по типу отработки пройденного материала поможет не тратить время на обдумывание простых заданий на экзамене.
- Если в задании требуется прочесть текст и ответить на вопросы, ребенок научится выделять главное и второстепенное и искать нужную информацию. Это необходимо всем, кто хочет получить высшее образование и сдать профильный ЕГЭ.
- А что же делать, если домашняя работа кажется бессмысленной? Подойдите к вопросу креативно - такой опыт не раз пригодится ребенку в будущем.
- Попробуйте поделить домашнее задание по трем приоритетам: обязательно сделать, сделать по возможности, можно не делать. Это не безответственность, а подготовка к жизненным реалиям. Мы в жизни всегда так сортируем задачи, даже если не задумываемся об этом. Настаивать на том, что всю домашку нужно делать всегда, - это подорвать доверие ребенка к вам, если ее объем действительно велик.
- В бессмысленной проектной работе или докладе нужно самому придумать, чему бы интересному можно научиться в процессе. В будущем такой подход поможет выжимать максимум пользы из рутинных задач.
- Однотипные задачи можно превращать в увлекательные. Хотя бы и придумывая параллельно истории про бассейны, из которых течет вода. Это одна из техник развития креативного мышления.
- Делайте акцент на том, что вам дорог ребенок и отношения с ним, а не мнение учителя и не отметки в электронном дневнике. Обсудите чувства ребенка, которому также нелегко в этой ситуации, даже если он делает вид, что ему плевать. На ваше отношение к нему ему точно не наплевать - поддержите его и ищите выход из проблемной ситуации вместе.
- В целом, очень важно не драматизировать ситуацию и не придавать домашнему заданию статус главного дела в жизни ребенка. Отношения, его развития, его увлечения - не менее важные вещи. Разберитесь, почему ребенок не хочет делать уроки, посмотрите на вещи с точки зрения дальнейших перспектив и выберите те стратегии, которые работают не на текущие оценки или похвалу учителя, а на будущее вашего ребенка.


Рецензии
Очень интересные и полезные статьи, спасибо большое, Инна!
У меня ребёнок с СДВГ, уже подросток, но проблемы ещё остались, поэтому эта тема актуальна для меня. Поскольку учёба в нынешних условиях становится очень важным (хоть и крайне усложнённым) фактором, как и требования к интеллекту и достижениям.
С уважением,

Анна Филимонова   29.01.2025 23:18     Заявить о нарушении