Необычные берёзы Зарядья

В 2008 году я прилетела в Москву в служебную командировку. Нас, участников семинара информационных работников Роспрофжела, повезли на прогулку на теплоходе по Москве-реке. Пешеходный маршрут до причала пролегал через Красную площадь. Признаться, я не сразу поняла почему здесь стало так просторно. Причину объяснили мои коллеги-москвичи: пару лет назад снесли гостиницу «Россия».

В этом году мне довелось вновь побывать на Красной площади и познакомиться с парком, что теперь на месте гостиницы. Это парк «Зарядье». Для начала, не сочтите меня невеждой, я решила узнать почему парк, а до этого просто место, где он расположен, называется именно так. Я не москвичка, и особо никогда глубоко не интересовалась историей столицы. Мне более интересны места, где я жила раньше и живу теперь. Москвичи ведь тоже не особо интересуются историей того же Хабаровска.

Покопавшись в интернете, я узнала, что на Красной площади раньше располагались торговые ряды, а район Варварской улицы, расположенный за Кремлём, между Москвой-рекой и Варваркой, находился «за рядами». Отсюда и родилось название — Зарядье. Торговлю здесь вели с XII века. С XV века жить в Зарядье считалось очень престижным. Именно здесь родился будущий царь Михаил Фёдорович, первый из Романовых. Кстати, увидеть колыбель царской династии можно и сегодня: Палаты бояр Романовых в парке — один из самых старых домов Москвы.

Построенный в короткий срок и открытый 11 ноября 2017 года парк — самый инновационный парк страны. Вообще-то, про парки принято говорить «разбивают». Но в отношении Зарядья это сложно применить. Этот парк именно построен. Многочисленные объекты, которые сложно отнести к парковым, расположились среди не менее многочисленных лужаек, холмов и рощиц.

Инновационный — это потому, что здесь построены интересные с технической точки зрения объекты. Например, в Медиакомплексе «Полёт» можно совершить виртуальное путешествие по России и увидеть её горы, озёра и леса с высоты птичьего полета.
Или, например, Ледяная пещера. Это огромный лабиринт с ледяными арками и колоннами, который был создан в мае 2018 года. Вроде как на Крайнем Севере побывали. Но мне, человеку, имеющему представление о Крайнем Севере, разница видна.

Во время раскопок археологи обнаружили под землёй культурный слой, очень богатый старинными находками. Их оказалось так много, что для их хранения решили открыть музей. Чтобы не изменять наземную территорию Зарядья, территорию музея решили расположить под землёй, что получилось очень символично.

Парящий мост — необычная смотровая площадку в виде огромной «галочки» на высоте 15 метров над Москвой-рекой.  Он не имеет поддерживающих конструкций, и в этом его необычность.

«Стеклянная кора» — первое в мире строение без несущих стен. Сооружение представляет собой стеклянный купол площадью 8 500 кв. м, который держится за счет металлокаркаса. На его строительство ушло 2 600 панелей, 150 из них солнечные. Под этой светопрозрачной конструкцией температура воздуха на несколько градусов выше, чем снаружи.

Зарядье занимает около 13 га и делится на четыре климатические зоны, каждая из них имитирует дикую и разнообразную природу России. Все холмы и низины парка покрыты лесом, степью или пойменными лугами, которые воссоздают разные природные зоны страны: от Крайнего Севера до степных районов.

Если честно, сам парк с его суперсовременными строениями не произвел на меня особого впечатления. Зато берёзы, растущие на выходе к Собору Василия Блаженного удивили. Я никогда таких не видела. Ветви, спускающиеся вниз, резные листья, напоминающие кленовые, прямые белые стволы.
 
По приезду домой я провела небольшое расследование по поводу этих деревьев.  В интернете узнала, что биологи насчитывают около 120 разновидностей берёз в мире, в России же произрастает порядка 65 сортов!

Помимо привычных белокурых деревьев с длинными серёжками, существуют, оказывается, сорта совершенно иного облика. Наиболее распространены в России такие виды берёз, как повислая и пушистая, хотя встречаются на территории нашей страны и деревья с корой жёлтого, фиолетового, вишнёвого, серого, бурого и чёрного цветов.

К примеру, в дальневосточной тайге растет берёза с мохнатой корой вместо бересты. Также здесь встречаются деревья с темно-фиолетовой наружной частью ствола. Этот вид получил название железной берёзы благодаря твердой древесине, прочность которой уступает лишь боккауту — дереву, растущему в тропиках.
На Колыме и Чукотке, например, растут карликовые берёзы. В детстве мы ничего удивительного в них не видели. А сейчас, уехав из Магаданской области на «материк», я, вспоминая заросли этого деревца, даюсь диву жажде жизни растений на Севере.

У этой берёзки практически отсутствует ствол, зато довольна обширная крона с приподнятыми или стелющимися по земле ветками. Причем, растут эти ветки весьма медленно. Листики тоже отличаются от обычной берёзы — мелкие, примерно размером с монету в 1 рубль, а то и меньше, круглые с резными краями.

Этим летом я привезла небольшую веточку, выкопанную недалеко от п. Ола, где я выросла. Посадила, и она принялась, сообщив мне об этом маленькой новой веточкой, отросшей от корня. Сегодня на эти берёзы пошла мода. Есть они и в парке Зарядье.
 
Вернемся же к берёзам, которые меня заинтересовали. Клёновидные листья имеют несколько сортов берёз из вида повислых.  Еще их называют береза бородавчатая (Betula verrucosa), плачущая, повисшая. Это Далекарлийская берёза, Криспа и Лациниата. Перечитав кучу статей в интернете, я так и не смогла понять — это название одного и того же вида берёзы, или разные? Кто-то утверждает, что это совершенно разные виды.

Например, Людмила Улейская из Ялты, на сайте 7dach.ru пишет, что берёза Далекарлийская, согласно современной систематике, — это разновидность берёзы пушистой. А вот Лациниана — тоже  берёза Далекарлийская, но с плакучей кроной. Криспа так же относится к березе Далекарлийской. Все они отличаются друг от друга формой и изрезанностью листьев, высотой, формой кроны.

Нашла и такую информацию — в международных стандартах International Standart ENA (по состоянию на 2015 год) три формы берёзы повислой: «Dalecarlica», «Laciniata» и «Crispa» признаны синонимами.

Так что я совсем запуталась, пытаясь понять какая все-таки берёза растет в парке Зарядье. Есть информация, что в парке растут пушистые и повислые берёзы. Но нигде не указан конкретный вид. А жаль.

А еще я нашла интересную информацию о Далекарлийской берёзе, которой делюсь и с вами.

22 сентября 1767 году некто Ганс Густав Хьорт нашел на опушке леса фермы «Лилла Орнас» юное берёзовое деревце с удивительными разрезными листьями, напоминающими клён. Деревце было небольшим, поэтому Хьорт без труда выкопал его и перенес поближе к дому на хорошее солнечное местечко с богатой почвой. Несколько листьев срезал и отправил письмом в Уппсалу некому Линнею на определение.
Линней, получив находку, пришёл в крайнее возбуждение и просил немедленно выслать ему найденный саженец. Но Хьорт наотрез отказался.
Линнею пришлось уговаривать и после нескольких неудачных попыток Хьорт все-таки выслал ему несколько замороженных веток для размножения. Ни одна из них не прижилась.

Позже сын Линнея смог описать вновь открытое дерево и назвал его Betula alba dalecarlica.

Спустя несколько лет, в 1786, ассесор и провинциальный врач из Хедеморе Карл Магнус Блом предположил, что это результат скрещивания берёзы и клена.
Необычная берёза продолжала волновать умы до такой степени, что Ганс Густав Хьорт был удостоин рыцарского звания под именем Хьорт из Орнаса. Произвел его в рыцари сам король Густав III.

Берёза, найденная Хьортом, росла на ферме вплоть до 1878 года, пока кто-то не сломал её. В срочном порядке директор Опытных полей  Королевской сельхозакадемии Стокгольма Эрик Линдгрен набрал черенков со сломанной, но еще живой берёзы, чтобы привить и сохранить уникальное растение. Эти деревья стали маточниками для последующего размножения.

Спустя сто лет, в 1985 году, берёза далекарлийская названа национальным деревом Швеции, как единственное дерево, происходящее исключительно из Швеции. Еще её называют береза Орнас.

Шведы считают, что отличить подлинную «шведскую берёзу» Орнас можно по форме роста (ее ветви располагаются строго под острым углом к стволу), крона имеет ажурную и легкую, округлую, но неровную, как будто немного рваную крону, но это её1 не портит, а наоборот, придаёт живописной загадочности. В конце концов дорастает она до 25 метров.

Еще одной отличительной чертой, по мнению шведских дендрологов, является отсутствие семян, то есть она не цветет, не производит никаких сережек и, стало быть, пыльцы, благодаря чему имеет существенное преимущество — её рекомендуют сажать в садах аллергикам.

Настоящая «Dalecarlica» была введена в торговлю в Швеции в 1886 году. В 1932 году фирма Boskoop FJ Grootendorst and Sons импортировала материал из Стокгольма. В Голландии она выращивалась в небольших количествах (HJ Grootendorst, op. Cit.). Зато по всей Европе, включая саму Швецию, под именем Далекарлики (Орнасбьорк) активно продавалась другая, наиболее похожая форма «Laciniata».

История Лациниаты неизвестна, но она была в торговле в Голландии в 1860-х годах и почти наверняка прибыла из Швеции. Некоторые специалисты в прошлом относили эту берёзу к американскому виду B. populifolia , которая также имеет разрезаный лист. Полагают, это было основано всего лишь на факте вытянутой заостренной вершины листа (как у Далекарлики), которая является отличительной чертой в её нормальной форме.

Вместе с тем, Лациниата широко произрастает на территории России.

На фото берёзовая аллея в парке Зарядье


Рецензии