В сельской библиотеке дипломная работа
Эта картина, по мнению искусствоведов, стала одним из лучших примеров жанровых произведений советской живописи 1950-х годов. Интересно, что практически сразу после защиты дипломы её приобрела Государственная Третьяковская галерея. Ну а нам «В сельской библиотеке (Читатели)» известна по многочисленным репродукциям и воспроизведениям в детской литературе.
Бытовой жанр
Буквально с первых работ стало понятно, что Ирина Шевандронова очень талантливый художник. А пристрастие к бытовому жанру она закрепила после участия в групповой выставке 1954 года, где также экспонировались полотна Игоря Попова, Андрея и Сергея Тутуновых.
В основе бытовых работ, как известно, лежит сюжет. Из-под кисти Шевандроновой вышла серия однотипных жанровых произведений. Одно за другим они следовали более десятилетия («Праздничное утро в деревне», 1957; «На приёме у врача», 1958; «Выставка скоро откроется», 1959; «В родильном доме», 1960 и другие).
Однако именно «Сельская библиотека» — стала первой удачей Шевандроновой. Она, как говорится, оказалась ко времени и к месту. Напомню, в начале 1950-х годов в стране стал популярным лозунг, что советскому искусству необходимы свои Салтыковы-Щедрины и Гоголи. Он подразумевал стимулирование критического направления и, так сказать, осмысливание конфликтных коллизий бытия.
И на фоне многих произведений искренне выписанная «Сельская библиотека» выгодно отличалась владением традиций бытового жанра. Автор сумела выразительно выписать портреты детей, умело схватила сюжет и мотив, и сделала это тонко. Не удивительно, что картина тут же заняла ведущее место среди произведений бытового жанра 1950-х годов.
«В сельской библиотеке»
Над этим произведением Ирина Шевандронова работала в период 1953 — начала 1954 годов в доме творчества «Академическая дача». Модели для своей картины она нашла в соседней деревне Кишарино.
На полотне мы видим обычную сцену в сельской библиотеке. Интерьер чётко отражает сложность послевоенного времени. На улице морозный день, об этом говорит одежда ребятни, собравшейся в читальне. В центре девочка, мечтательно поднявшая лицо над раскрытой книгой. Рядом с ней — наверняка младший брат. Судя по всему, он ещё не умеет читать и терпеливо ждёт, когда сестра продолжит рассказ…
Как потом вспоминала художница: «Грубо сколоченные полки, барьер из досок, у которого топчутся ребята, скромные по оформлению книжки и газеты на столе — вот те впечатления, которые легли в основу картины».
Планку удержать было сложно
Понятно, что молодой художнике надо было удержать высокую планку, которую сама себе задала. Снискав просто огромный успех, Шевандронова начала искать свой ракурс отражения жизни в потоке нового советского жанрового искусства. К тому же, в затылок уверенно дышали её коллеги по творческому цеху, сумевшие перевести бытовой жанр на новый эстетический уровень.
Своеобразие давалось нелегко. Ей приходилось много и старательно работать, искать свой путь, выбирать свой, только присущий ей стиль. Особенно хорошо у художницы получались детские портреты. Искусствоведы считают, что Ирине Шевандроновой удалось продолжить линию детских образов, созданных такими мастерами, как Василий Тропинин и Орест Кипренский, художниками-передвижниками, её современником Аркадием Пластовым.
Можно с уверенностью сказать, что путь Ирины Шевандроновой пролегал в русле традиций русских художников, потому она и осталась столь любима зрителям. А её картина «В сельской библиотеке (Читатели)» известна многим по репродукциям в учебнике «Русская речь».
Ирина Шевандронова
Народный художник РСФСР Ирина Шевандронова (1928–1993) принадлежала к поколению художников-шестидесятников, но всегда избегала сложных и напряжённых социальных тем. При этом в её работах всегда сохранялся дух времени, ощущались особенности эпохи, настроение.
Среди её преподавателей был педагог, воспитавший целую плеяду советских художников, Василий Васильевич Почиталов. Рассказывают, что однажды, рассматривая этюд Шевандроновой, Василий Васильевич вдруг сказал: «Я бы мог не знать, кто это сделал — ты или мастер кисти. Но это здорово!»
Произведения художницы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском Музее и более 20 других музеях России. Работы Шевандроновой есть и во многих частных коллекциях в России и за рубежом.
Свидетельство о публикации №224121300987