Балаган-шапито или дыхание зазеркалья. Глава 1
Несколько человек, собравшихся сейчас на небольшом пятачке в проулке между рядами старых гаражей, с недовольным видом поеживались, поглядывая в небеса и поднимая повыше воротник. Резкие порывы холодного ветра, пронизывающие узкий проход меж обветшавших строений, заставляли небольшую группу людей плотнее запахивать одежду. На дворе стояла середина сентября, однако многим казалось, что город раньше времени захватило октябрьское ненастье. К счастью, сегодня обошлось без дождя, однако контраст со вчерашним днем, наполненным ярким солнечным светом, был разительным.
И потому, не стоило удивляться тому, что члены оперативной криминалистической группы, вынужденные торчать на этой, забытой богом и администрацией города, окраине, пребывали отнюдь не в благодушном настроении. Не добавлял позитива и повод, заставивший нескольких сотрудников управления внутренних дел собраться на небольшой площадке, образованной тремя группами строений, взглянув на которые возникало единственное чувство – беспросветное уныние.
Впрочем, какие еще чувства могли испытывать оперативники, если в нескольких метрах от крайнего гаража на земле застыло в нелепой позе тело мертвеца. В отличие от современных гаражных построек, по большей части строившихся в ряд без единого разрыва, потрепанные сооружения полувековой давности стояли группами по пять-шесть боксов, разделенные узкими проходами, где, при некотором желании, мог протиснуться не слишком тучный человек. И теперь один из таких проходов стал последним пристанищем для человека в странном одеянии.
Члены оперативной группы, прибывшие на место происшествия, немало подивились, обнаружив покойника с такой необычной внешностью. Когда взволнованный женский голос сообщил о находке мертвого человека в одежде клоуна, дежурный посчитал это глупой шуткой. И поначалу на место предполагаемого обнаружения отправили штатный экипаж ППС, состоящий из двух молодых патрульных. Вот только очень скоро выяснилось, что пожилая супружеская чета, сообщившая о трупе в клоунском наряде, и не думала устраивать розыгрыш. А раз так, на место пришлось выезжать штатной следственной группе, состоявшей из пары экспертов, двух оперативников, кинолога с собакой и, собственно, следователя. Впрочем, на сей раз, в роли последнего, в силу ряда обстоятельств пришлось выступать еще одному сотруднику оперативной службы, хотя и обладавшему чуть большим опытом. Именно его начальство, не мудрствуя лукаво, и назначило старшим группы, хотя чего греха таить, большой радости от этого старший оперуполномоченный не испытывал.
Оперативная группа прибыла на место около получаса назад, и теперь её сотрудники занимались тем, что пытались определить, каким образом тело человека оказалось среди гаражей, стоявших без присмотра не первый десяток лет, а попутно устанавливали личность покойного. Впрочем, с последним вопросом сразу же возникли изрядные трудности, ибо необычный труп, имевший столь экзотический внешний облик, очень скоро подбросил целый ворох проблем. Вполне естественно, что оптимизма подобное обстоятельство сотрудникам полиции не добавило. По всем признакам намечался очередной «висяк», а такие вещи по обыкновению крайне негативно сказываются на показателях раскрываемости.
Стоит отметить, что непонятные моменты, связанные с неизвестным в клоунском наряде, появились почти тотчас же, как только группа появилась на месте происшествия.
Во-первых, при осмотре тела не удалось обнаружить ни единого признака каких-либо насильственных действий. По словам эксперта-медика, неизвестный скончался исключительно по естественным причинам. Сомневаться в подобном заключении не приходилось, поскольку внешний облик покойного свидетельствовал о весьма преклонном возрасте, вероятно, приближавшемся к восьмидесяти, если не больше. Более того, неизвестный выглядел настолько изможденным, что очень скоро возникло предположение о длительном голодании или, как вариант, пребывании в чрезвычайно суровых условиях. Исхудавшее лицо старика украшала многодневная щетина, голову покрывали длинные, давно нечесаные волосы, на руках и ногах, покрытых множественными язвами, отчетливо проступали темные вены.
Ничуть не меньшее удивление вызвало у сотрудников полиции и необычное одеяние покойного. Под ярким, хотя и сильно перепачканным клоунским комбинезоном-балахоном обнаружились детали одежды, которые никак не ассоциировались с пожилым возрастом. Неизвестный был облачен в некое подобие совершенно выцветшей подростковой майки-футболки, на которой сохранилась надпись – название современной музыкальной группы. Туалет незнакомца дополняли удлиненные шорты-бриджи современного фасона, с большим количеством карманов. В свою очередь, и шорты выглядели так, словно их носили несколько лет, не снимая и не стирая.
Откровенное недоумение вызывало и то обстоятельство, что упомянутые детали одежды как будто не принадлежали умершему, ибо были ему явно малы. Создавалось впечатление, что старик нашел выброшенные на помойку подростковые вещи, и зачем-то напялил на себя. Правда, это никак не вязалось с ярким клоунским нарядом, который выглядел почти новым, за исключением нескольких пятен грязи, появившихся, вероятно, совсем недавно. И потому, сотрудники полиции уже нисколько не удивились, когда выяснилось, что у покойного нет никаких документов. Точно так же не нашлось у него и мобильного телефона, хотя по нынешним временам трудно представить человека, обходившегося без непременного атрибута современной цивилизации. Все это ничуть не способствовало идентификации личности покойного.
Немало копий пришлось сломать и по поводу того, каким образом странный тип добрался до прохода между гаражами. Согласно предварительному заключению медиков, умер неизвестный в промежутке между полуночью и четырьмя часами утра. Добраться до небольшого пятачка между тремя группами гаражей покойный мог с трех сторон. И поскольку твердое покрытие в этой глухомани прекратило существование несколько десятков лет назад, а посещались местные гаражи в последнее время крайне редко, на мягкой суглинистой почве должны были сохраниться следы покойного.
Вот только таковых не нашлось, от слова – совсем.
Оперативники без проблем проследили цепочку следов, оставленных пожилой супружеской парой, обнаружившей труп. Отчетливо выделялись следы сотрудников патрульной службы, побывавших на месте происшествия до приезда следственной группы. Но на первых же фотографиях, сделанных экспертами, не обнаруживалось ни единого признака следов, которые могли бы принадлежать незнакомцу. Более того, и служебная собака, чьей помощью воспользовались для определения маршрута неизвестного, прошла лишь до ближайшего прохода между гаражами и там остановилась, явно потеряв след. Возникало ощущение, что покойный просто свалился с неба или, как вариант, прошел по крышам гаражей, а затем, все же решился спуститься на землю, где немедленно испустил дух.
Идея с передвижением по крышам пришла в голову старшему оперуполномоченному Виктору Федотову сразу же после неудачной попытки служебной собаки взять след. Молодой проводник-кинолог по имени Иван Печерский посмотрел на Федотова с виноватым видом и развел руками.
Как ни странно, полученный результат ничуть не удивил Федотова, старший оперуполномоченный лишь пожал плечами и перевел рассеянный взгляд на заросшие мхом и травой крыши невысоких гаражей. С минуту старший оперативник рассматривал разнокалиберные сооружения по большей части пустовавших боксов, а затем подозвал к себе одного из подчиненных:
– Леша, давай сюда!
Дождавшись, когда оперативник окажется рядом, Виктор указал на ближайший гараж:
– Залезь на крышу, посмотри – нет ли там следов, может этот тип по верху решил прогуляться, а затем свалился оттуда или сам спрыгнул вниз!
– Хорошо, сделаем, – оперативник коротко кивнул головой и с независимым видом повернулся к гаражам.
Судя по неприязненному выражению на лице, залезать на ветхое строение оперативнику явно не хотелось.
– Виктор! – послышался голос эксперта-медика, и Федотов тотчас повернулся к нему. – Сомнительно, чтобы этот тип упал с крыши, у него нет никаких повреждений на теле.
– Понятное дело, версия натянутая, – старший оперуполномоченный неприязненно поморщился, – однако, сам посуди, Михалыч, ведь как-то он попал сюда, может все-таки прошел по крышам?!
– Ну, это не ко мне вопрос, – эксперт, коего называли исключительно по отчеству, со скептическим видом покачал головой, – однако мне сложно представить, чтобы столь пожилой человек, да еще находившийся в отвратительной физической форме, мог бы лазать по гаражам.
– Может он находился под воздействием алкоголя или наркотиков?! – предположил Федотов, бросив на тело покойного равнодушный взгляд.
– Ну, насчет алкоголя, это вряд ли, – искоса взглянув на оперативника, скривил лицо эксперт, чье полное имя было Александр Михайлович, – явных следов употребления нет, а вот насчет наркотиков смогу сказать только после вскрытия.
– Понятно, – Федотов небрежно махнул рукой, – «труповозка» уже выехала, так что скоро заберут.
– Да, кстати, – Михалыч взялся было собирать свои чемоданчики, но как будто вспомнил о чем-то и вновь повернулся к Виктору, – я тут рассмотрел на руке нашего неизвестного следы татуировки.
– Татуировки? – заметно оживился Федотов, делая шаг по направлению к лежащему на земле телу. – Это уже что-то! Можно попробовать идентифицировать!?
– Да, татуировка достаточно старая, как будто сделанная много лет назад, рисунок едва виден, – эксперт с озадаченным видом потер подбородок, и в голосе его слышалось сомнение, – впрочем, разобрать все же можно, это нечто вроде меча или шпаги, пронзающего сердце на фоне розы.
– Сердце на фоне розы? – Федотов на пару мгновений задумался. – Если не ошибаюсь, подобные татуировки вошли в моду не так давно, но уж точно не в те времена, когда эти старики были юными сорванцами. – Старший оперативник кивнул в сторону покойника.
– Где-то я видел такой рисунок – пронзенное сердце на фоне розы, – к эксперту приблизился еще один оперативник, занимавшийся осмотром местности.
– И где именно видел? – Федотов тотчас повернулся к подчиненному.
– А черт его знает, – развел руками полицейский, – сейчас уже и не вспомню.
– Плохо, что не вспомнишь, – с недовольным видом покачал головой Федотов, – надо бы вспомнить, Игорь, – старший оперативник пристально посмотрел на младшего по званию, – вдруг это даст хоть какую-то зацепку.
– Ладно, ладно, – оперативник, носивший имя Игорь, небрежно махнул рукой, – попробую вспомнить.
– Кстати, что там с опросом жителей окрестных домов? – Федотов чуть помедлил, разглядывая неказистые строения гаражей, а затем обратил на подчиненного вопросительный взгляд.
– Ничего, – пожал плечами Игорь, оглянувшись на видневшиеся из-за гаражных боксов пятиэтажные хрущёвки, – большинство здешних жителей сюда и носа не кажут, разве что местные выпивохи, да и те предпочитают держаться ближе к парковой зоне, – на лице оперативника мелькнула неприязненная гримаса, – в общем, ни о каких клоунах никто ничего не знает.
– Понятно, – Федотов бросил тоскливый взгляд по сторонам, чувствуя, как в душе нарастает разочарование.
Не то, чтобы старший оперативник надеялся получить какую-то информацию, просто очередной холостой выстрел ухудшил и без того не слишком положительный настрой.
– Да, чуть не забыл, – Игорь двинулся было к гаражам, собираясь присоединиться к товарищу, осматривающему гаражи, но, сделав пару шагов, остановился, повернувшись к руководителю группы, – тут некоторые жители вспомнили такой момент – несколько недель назад неподалеку разворачивали что-то вроде цирка-шапито.
– Цирк-шапито? – не скрывая своего удивления, воззрился на подчиненного Федотов. – Они еще существуют в природе? И где-то гастролируют?
– Э...э, Виктор Палыч, – усмехнулся второй эксперт, тот, что занимался уликами на земле, – ты уже совсем заработался, иначе знал бы о существовании частных цирков, гастролирующих по стране... – Эксперт умолк на мгновенье, поглядывая на оперативника, лазавшего по крыше гаражей с недовольным видом, а затем продолжил:
– Репертуар у этих заведений, конечно, тот еще, но свою маржу помаленьку собирают.
– И теперь выясняется, что подобный цирк приезжал и в наш город?! – Федотов обратил на Игоря пристальный взгляд. – Давай-ка, разузнай об этом цирке-шапито поподробнее! Может, наш клоун имеет к сему заведению какое-то отношение?!
– Так цирк вроде уехал несколько недель назад?! – с озадаченным видом почесал затылок оперативник.
– Цирк уехал, а клоуны разбежались, – меланхоличным голосом заметил эксперт.
– Вот-вот... – Федотов смерил подчиненного строгим взглядом. – Понятно, дело шито белыми нитками, но все же нельзя исключать, что наш клоун имеет отношение к указанному шапито. Ведь других мобильных цирков в нашем городе, как будто не наблюдалось?
Старший оперуполномоченный обратил на технического эксперта вопросительный взгляд, а затем повернулся к подошедшему ближе медику.
Александр Михайлович почти тотчас отрицательно покачал головой, а вот второй эксперт, по имени Кирилл Сергеевич, заметил после непродолжительной паузы:
– Последний раз, года три назад, гастролировали у нас какие-то венгры, хотя, может и румыны, сейчас уже и не вспомнишь... А после, как будто никого и не было!
– В общем, нельзя исключать, что наш покойник имел какое-то отношение к гастролировавшему недавно цирку... – Федотов одобрительно кивнул экспертам и повернулся к Игорю, обратив на подчиненного выразительный взгляд.
В ответ оперативник лишь тяжело вздохнул, пожал плечами и, осторожно ступая по скользкому суглинку, двинулся к выходу с территории гаражей.
К этому времени в проулке появилась машина с красным крестом на борту.
– Ага, карета экспресса «Последний путь» подъехала, – эксперт-медик щегольнул черным юмором, по обыкновению свойственным представителям его профессии, – можем отправлять нашего неизвестного.
– Хорошо, забирайте, – скривив лицо, махнул рукой Федотов, а затем повернулся к Алексею, таскавшемуся по крыше с мрачным видом:
– Ну, что там? Нашел что-нибудь?
– Нет тут никаких следов, – неприязненно поморщившись, оперативник приблизился к краю крыши, – всё мхом заросло, если бы здесь кто-то шастал, было бы заметно, но нет...
– Понятно, – Федотов в сердцах сплюнул на землю и махнул рукой подчиненному, – ладно, спускайся.
– А мне что делать? – осторожно поинтересовался у начальства Иван Печерский, выглядевший изрядно удрученным.
Впрочем, при взгляде на собаку возникало впечатление, что четвероногий напарник испытывает ничуть не меньшую вину, нежели проводник.
– А что ты можешь сделать? – невесело хмыкнув, пожал плечами Федотов. – Иди к машине, жди там, думаю, мы все скоро отправимся.
Кинолог, молча кивнул головой, махнул рукой служебному псу, и направился к микроавтобусу следственной группы, причем собака шла с таким понурым видом, словно получила нагоняй от своего проводника. Навстречу, со стороны машины для перевозки покойников, уже шли санитары с носилками и большим черным пакетом. Оглянувшись на сотрудников судебного морга, Федотов изрядно удивился, обнаружив, что вместе с медиками вернулся Игорь, отправленный для выяснения информации о цирке.
– Ты чего вдруг дунул назад? – поинтересовался у оперативника Михалыч, кивком головы указывая санитарам на тело покойника.
– Нашел кое-что... – Небрежным тоном бросил Игорь, тщательно скрывая немалое оживление. – Может, конечно, к делу не относится, но эта штука почему-то сразу бросилась мне в глаза... – Оперативник вытянул вперед руку в перчатке.
На ладони у полицейского лежал обыкновенный спиннер, игрушка, некоторое время назад пользовавшаяся немалой популярностью у молодежи.
– И что? – во взгляде Федотова, устремленном на оперативника, читался неприкрытый скепсис. – Думаешь, это имеет какое-то отношение к нашему покойнику?
– А знаете, очень может быть, что имеет, – подошедший ближе Кирилл Сергеевич, некоторое время разглядывал спиннер с задумчивым видом, а затем протянул руку к оперативнику, – позволь-ка!
Игорь отдал игрушку эксперту и тот, вытащив из кармана внушительную лупу, некоторое время рассматривал находку оперативника. Спустя полминуты Кирилл Сергеевич убрал увеличительное стекло и повернулся к старшему оперуполномоченному:
– Знаешь, Виктор, это пока предварительное заключение и, конечно же, потребуется дополнительная экспертиза, но, похоже, на этой игрушке имеются волокна, идентичные тем, из которых состоит одежда клоуна.
– Вот как?! – Федотов с озадаченным видом потер подбородок и обернулся в сторону ближайшего проулка. – Если эта штука принадлежала нашему покойному, получается, пришел он с той стороны.
– Но никаких следов там нет, – с равнодушным видом пожал плечами подошедший ближе Алексей.
– Следов нет, это верно, – Федотов на пару секунд задумался, а затем повернулся к Игорю, – а где, собственно, разворачивали свой купол-шапито эти заезжие циркачи?
– Э...э, да вроде бы в той стороне, – Игорь немного подумал, а затем указал в направлении выхода с территории гаражей.
– Вот! – Федотов с многозначительным видом поднял указательный палец. – И данный факт подтверждает возможность связи нашего покойника с заезжим цирком. – Проводив взглядом санитаров, уносивших упакованный труп, старший оперуполномоченный повернулся к членам оперативной группы:
– Всем работать по профилю! Медикам провести вскрытие, экспертам заняться одеждой и спиннером, а товарищам оперативникам разузнать все о гастролирующем цирке, а заодно и прошерстить еще раз окрестности.
Оба эксперта синхронно кивнули головами и двинулись в сторону проулка, где стояли служебные автомобили. Оперативники переглянулись между собой и, чуть помедлив, с видимой неохотой направились в сторону близлежащих домов – искать возможных свидетелей.
Федотов постоял еще немного, осматривая место обнаружения неизвестного, дал распоряжение присутствующим тут же патрульным огородить территорию специальной лентой, и двинулся следом за экспертами к машине.
Продолжение - http://proza.ru/2024/12/14/1026
Свидетельство о публикации №224121401023
Вот и добралась я до Вашего нового произведения. Сразу поняла, что жанр - фантастический детектив.
Странный труп, одетый в костюм клоуна, попался членам криминалистической группы среди гаражей. К тому же, у него была детская игрушка и на земле не оказалось следов неизвестного.
А ещё пропал мальчик. Если сопоставить эти факты, можно подумать, что некто переместился в тело мальчика, оставив старческое тело на земле. Ну, это я уже начинаю строить гипотезы. В таком случае, откуда взялась старая одежда не того размера на трупе?
В общем, заинтриговали.
С уважением,
Лариса Малмыгина 17.01.2025 22:13 Заявить о нарушении
От души благодарю за отклик!
На самом деле, детективная составляющая повести закончится довольно скоро.
По сути своей, детективной будет только завязка, но в самом скором времени полицейские столкнуться с таким ворохом необычных вещей, что воле-неволей поймут, что имеют дело с чем-то очень нетривиальным.
А вот о пропаже мальчика в первой главе ничего не говориться...)))
С глубочайшим уважением,
Сергей Макаров Юс 18.01.2025 07:52 Заявить о нарушении
Лариса Малмыгина 18.01.2025 08:55 Заявить о нарушении