Образование и формирование человека и гражданина
Да. Это очень грустно. Но более неприятно читать мнение коллег, что главное сохранить зарплату на том уровне которого она достигла. Есть предложение. Отменить зарплату депутатам и преподавателям вообще. Наверно тогда только в стране будет возможен действительный порядок , а не сплошные маразмы с завываниями.
Но что делать??? Извечный Российский вопрос.
Почти ежедневно в прессе и различных изданиях читаю самовосхваление.
Ну сколько можно наступать на одни и те же грабли. Проснитесь, наконец.
Забудьте, как говорили у нас в Ростове на Дону все понты. Начните думать, начните работать не за деньги, о них может так случиться придется совсем забыть.
Работайте за совесть. Только тогда что - то получится в нашей многострадальной стране. Не нужно искать врага. Главный враг - это вы сами. Причем каждый для себя.
Главное заблуждение наших граждан.
Основное воспитание ребенок получает не в школе, а дома. Родители конечно молодцы, что решили такую сложную проблему, как рождение ребенка. Ну хорошо, родили, а кто им будет заниматься???
Как правило сами родители не знают, с чего начать, как этого своего ребенка воспитывать, и потому просто махнув рукой пускают дело на самотек. Хорошо если есть дедушка или бабушка, да еще на пенсии. С огромной радостью отпрыска сбрасывают именно туда. Но если бабушке много лет, либо здоровье слабое, или не знает с чего начать. В этом случае подростка с нетерпением ждет улица.
С чего нужно начинать домашнее воспитание.
Составь список заданий на день .
Предложите ребенку составить список под названием «Что сделать». (В 50-х годах, даже в очень маленьких сельских школах такое практиковалось)
Заведите для этого специальный блокнот с яркой модной обложкой, чтобы ваш школьник с удовольствием носил его с собой. По мере исполнения дел он будет их вычеркивать. Глядя на этот список, ребенок не забудет ни об одном задании и сможет правильно распределить свое время, что, безусловно, сделает его более организованным. Но главное старайтесь ненавязчиво интересоваться результатом. Помните. Ничто так не убивает желание, как «тупые» нотации.
Создайте план по которому ребенок будет выполнять задания.
Прежде чем ребенок сядет за уроки, попросите его пронумеровать задания в том порядке, в каком он будет их делать.
Не требуйте , чтобы ваш ребенок решил все задачки и написал все упражнения за один раз: обязательно устраивай переменки.
Небольшой отдых не отвлечет, а, напротив, позволит новым знаниям прочнее укрепиться в его голове. Кроме того у ребенка не будет воспитываться мнение, лучше быстро от этого неинтересного дела отделаться и сбежать на улицу на свободу.
Понимание и интерес к делу и в частности к обучению - это звенья одной цепи. Мгновенно этого достичь можно только в сказке.
Организация рабочего места.
Определите ребенку спокойное место для занятий, где было бы наименьшее количество отвлекающих факторов (телевизор, телефон или компьютер, ….). Если у вас однокомнатная квартира, придется отложить просмотр любимого сериала до тех пор, пока не будут выполнены все задания . Если вы в это время будете смотреть свой сериал. У ребенка будет воспитываться чувство эгоизма и не способность самостоятельно мыслить и сосредотачивать свое внимание на учебной теме. Глупо требовать от ребенка пятерок, если ты сам мешаешь ему учиться.
Придерживайся режима.
Каждый родитель мечтает, что его отпрыск станет великим, что в старости будете иметь внимательного и понятливого потомка, которым будете гордиться сами и соседи будут вам просто завидовать. Но чаще всего, я встречаю детей, закончивших среднюю школу с полным отсутствием этого набора.
Пока идет простой материал, он еще как то понимаем, но чуть углубились в суть вопроса, где требуется логическое мышление и способность к использованию ранее полученных знаний, умений и навыков, все меняется. Причем не в лучшую сторону.
Я вижу перед собой аморфное существо, у которого в ушах «бананы», в руках мобильник, и слышу бесконечные посылки СМС. В чем причина? Отвечаю – в неумении определять для себя главное в этой жизни. А что тут напрягаться, каждый день чадо получает на карманные расходы минимум 500 р. Он считает, что так будет вечно.
Но, увы, такого не бывает. Кто ему об этом скажет, педагог – его просто проигнорируют. О причинах уже многие и не раз говорили. Об этом нужно не говорить, а показывать на окружающем мире.
Во первых у вашего «сокровища» должен быть четкий режим дня: постарайся установить и придерживаться одного и того же времени для еды , сна , выполнения домашних заданий. Если вы еще будете ему интересным собеседником, результат будет налицо.
Посеешь привычку. Пожнешь характер.
Заведите строго исполняемую традицию : прежде чем лечь спать, ваш ребенок, да и вы сами, должен собрать портфель и приготовить одежду на завтра, а вы свои ключи и прочее. Поставьте мобильник на зарядку, подготовите то, что потребуется именно вам. Если вы утром будете бегать и ругаться на вещи , которые от вас «сбежали». Если это повторяется регулярно то со временем, будет воспринято вашим ребенком, как должное. Если каждое утро все будет проходить спокойно, без криков, ругани и заламывания рук, пожалуй это избавит его и вас от утренней спешки , а так же настроит юное дарование на следующий учебный день.
Всегда проверяйте домашнее задание: ребенок должен понимать, что у него спросят выученный урок если не в школе, то дома. Только в этом случае у юного ученика начнет развиваться ответственность. Будьте в курсе всех школьных событий, интересуйтесь происходящим и обязательно спрашивайте, как разрешилась ситуация (конфликт мальчишек, предстоящий поход в музей всем классом и т. д.), которую вы вчера обсуждали. Уверенность в вашей искренней заинтересованности позволит ребенку доверять родителям и даст вам возможность помочь ему в нужный момент. Стоит ли говорить, что вам необходимо самим заглядывать в учебники и уметь решать уравнения? В противном случае вы рискуете лишиться родительского авторитета.
Составь список. Предложите ребенку составить список под названием «Что сделать». Заведите для этого специальный блокнот с яркой модной обложкой, чтобы твой школьник с удовольствием носил его с собой. По мере исполнения дел он будет их вычеркивать. Глядя на этот список, ребенок не забудет ни об одном задании и сможет правильно распределить свое время, что, безусловно, сделает его более организованным.
Пронумеруй задания. Прежде чем ребенок сядет за уроки, попроси его пронумеровать задания в том порядке, в каком он будет их делать. Не требуйте, чтобы школяр решил все задачки и написал все упражнения за один раз: обязательно устраивай перерывы. Небольшой отдых не отвлечет, а - напротив, позволит новым знаниям прочнее укрепиться в его голове.
Выключите телевизор. Найдите ребенку спокойное место для занятий, где было бы наименьшее количество отвлекающих факторов (телевизор, телефон или компьютер). Если у вас однокомнатная квартира, придется отложить просмотр любимого сериала до тех пор, пока школяр не сделает домашнее задание. Глупо требовать от ребенка пятерок, если вы сами мешаете ему учиться.
Придерживайся режима. У твоего сокровища должен быть четкий режим дня: постарайся установить и придерживаться одного и того же времени для еды, сна, выполнения домашних заданий.
Не откладывай на завтра. Заведи традицию: прежде чем лечь спать, малыш должен собрать портфель и приготовить одежду на завтра. Это избавит и его и тебя от утренней спешки и настроит чадо на следующий учебный день.
Лет десять назад министр образования Филиппов, находясь в Петербурге, сказал: «Половина школьников не усваивают основные учебные дисциплины». Хотя аттестаты с положительными оценками выдавали всем.
Это еще до Фурсенко?
Фурсенко стал министром в 2006 году и уже спустя два или три года заявил, что больше трети выпускников школ не знают математику.
А хорошие аттестаты продолжали выдавать.
Думаю, начинать нужно с этого: школа снабжает учеников недостоверными документами. Общество полагает, что молодой человек, вступающий в жизнь, овладел необходимым минимумом знаний и навыков, но на самом деле это не так. В итоге пышным цветом расцвело взяточничество в школах, вузах и повсюду. Мне всегда казалось, что с этим нужно бороться. На государственном уровне было принято решение делать это с помощью объективного контроля знаний учащихся, не зависящего от прихоти ни администрации школы, ни чиновников - в виде единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Когда мы с вами учились, стояла задача превратить сельскохозяйственную страну в индустриальную. Поэтому программа обучения имела сильный технический уклон.
Многие шли в технические вузы.
Потому что это было модно.
И модно, и нужно. Выпускник-инженер всегда получал хорошую работу. Более того, действовала система распределения.
Что такое сейчас Единый госэкзамен ?
Если бы действительно интересовали его результаты, экзамен по математике и физике организовали бы и принимали представители технических вузов и армии, а ЕГЭ по литературе и русскому языку - представители гуманитарных учебных заведений. И это было бы правильно. Кстати, почему только эти дисциплины?
География получается - не дворянская наука? В итоге Единый госэкзамен, часто именуемый тремя неприличными буквами, организовали так, что он, на мой взгляд, являет собой преступное деяние.
Но ведь еще устно сдают литературу...
По сути, детей с 1-го класса приучают к жульничеству и мошенничеству: можешь не знать, тебе и так поставят хорошие отметки ради высокой успеваемости. Здесь мы вплотную подходим ко второй по важности причине развала нашего образования – оно находится в руках чиновников, которых интересует лишь гладкий отчет об организационно-управленческой деятельности. Успеваемость полная! Не получают аттестат единицы.
Кстати, почему выпускники педагогических вузов не идут работать в школу? У меня есть одна знакомая, которая преподает русский язык и литературу, а еще живопись. Очень талантливый человек! Я когда ее слушаю, испытываю эстетическое удовольствие. Так вот она говорит, что не может работать в такой обстановке.
Вот один пример:
Молодая женщина с детства училась музыке и собиралась сделать ее своей профессией. После музыкальной школы сказала своему преподавателю, что планирую продолжить учебу. Ей ответили: «Хорошо!». Потом год брали деньги за репетиторство, а через год объявили: «Деточка, ты не поступишь! Там все свои, и мест нет». Вопрос: зачем целый год выуживали деньги?
Поток взяток в связи с ЕГЭ переместился на уровень школ и районных отделов образования.
Однако несколько лет тому назад в очень русском городе Красноярске директор пункта приема ЕГЭ собрала у учеников экзаменационные листы по математике, сделала ксерокопии и отдала их в соседнюю комнату, где сидели преподаватели, которые решали задачи и отвечали на вопросы. Чтобы все было тип-топ! И этот перечень можно пополнять ежечасно. Все интернет экзамены и прочие дистанционные системы образования- увы это «мыльные пузыри».
В Пензе члены приемной комиссии ЕГЭ, проверявшие так называемый вариант «С», где требуется написать что-то вроде короткого сочинения, возмутились тем, что у нескольких учеников были совершенно одинаковые тексты. Однако им заявили: «Не суетитесь, это не ваш мандат!».
Сегодня как грибы после дождя растет число студентов, которые учатся платно.
Здесь настоящий клубок проблем, которые тесно связаны друг с другом. Но главная причина развала российского образования - полное безразличие к нему наших граждан, как к части своей жизни и важнейшему условию процветания государства.
То есть главная причина происходящего - равнодушие людей. Образование отдано на откуп чиновникам, а им на все наплевать.
Но чиновник - это государство, и такой приговор звучит жестко.
Бог с ним, с чиновником, но государство такое огромное, мощное и красивое.
А как организовано образование в Японии?
Система образования в Японии находится в ведении Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT) Японии.
Образование является обязательным на начальном и среднем уровнях.
Большинство учащихся посещают государственные школы до окончания средней школы, но частное образование популярно в старших классах средней школы и в университетах.
Дошкольное образование предоставляется в детских садах и центрах дневного пребывания.
Программы для детей в возрасте от 3 до 5 лет похожи на программы в детских садах.
Образовательный подход в детских садах сильно различается: от неструктурированной среды, в которой основное внимание уделяется игре, до высокоструктурированной среды, ориентированной на то, чтобы ребенок сдал вступительные экзамены в частную начальную школу.
Учебный год начинается в апреле и заканчивается в марте, летние каникулы приходятся на август, а зимние - на конец декабря - начало января.
Японская система образования является одной из старейших в мире.
Первые упоминания о которой, датируются VI веком.
Образование в Японии развивалось под влиянием корейской и китайской систем. Частичное заимствование письменности, наук и дисциплин связано, прежде всего, с появлением Буддизма на японском архипелаге, который пришел в страну с материковой Кореи и Китая.
Япония в наши дни является одной из самых необычных и самобытных стран.
Свою национальную идентичность она не потеряла и в системе образования.
Не смотря на то - что в общих чертах, образование похоже на образование развитых западных стран, в Японии есть уникальные черты.
Японское государство не скрывает, что в своей основе оно сочетает консервативную национальную основу с прогрессивными тенденциями с запада.
Система образования делится на три этапа:
Дошкольное образование (ясли, детские сады, дошкольная подготовка и специальные школы для детей-инвалидов)
В свою очередь школьное образование делится на три ступени:
1. начальная школа (сё:гакко);
2. средняя школа (тю:гакко);
3. старшая школа (ико:то:гакко)
Высшее образование и профессиональные училища. Этот этап можно объединить в один пункт, так как в Японии нет разделения на среднее образование или среднее профессиональное. Среднее профессиональное скорее считается этапом подготовки к получению высшего образования.
Япония очень чистая страна, это заслуга самих граждан. Любовь к чистоте воспитывается с малых лет. К концу рабочей недели, учителя проводят субботники, где ученики сами убирают свои классные помещения, территорию школы и другие помещения.
Так воспитывается дисциплина в японских школах и любовь к чистоте и опрятности.
Что касается предметов, изучаемых в школах. Школы делятся на гуманитарные направления и технические. Но обязательными являются следующие предметы: японский;язык, английский язык, математика, история, физкультура.
Экзамены в японских школах сдаются 5 раз в год, в конце каждого триместра (четверть). По результатам сданных экзаменов, ученику предлагаются учебные заведения на выбор:
с высоким результатом - более престижные заведения; с низким результатом - менее престижные.
От сданных экзаменов у учеников напрямую зависит их судьба. С плохими результатами ученик может уже не пройти в старшую школу, а значит путь к высшему образованию ему закрыт.
К концу 12-го класса японцы пишут экзамены в ВУЗЫ.
Готовятся они к ним уже со средней школы, так что большинство студентов, которые доучились до 12-ого класса добиваются проходного балла и успешно поступают в вузы или колледжи.
Высшее образование и колледжи
В Японских университетах тоже есть бюджетные места и гранты, но проходной балл на них очень высокий, на них поступают исключительно лучшие из лучших. Так что зачастую студенты даже с высоким уровнем знаний учатся на платной основе. Одни из самых престижных ВУЗов — Токай, Кейо, Нихон, Васэда.
В вопросах дисциплины у студента высшего учебного заведения, куда больше свобод нежели у школьника.
Обучение происходит в привычном нам формате лекций и практических уроков.
Только вот японские вузы дают практические уроки прямо на будущих местах работы, а не в стенах университета. Так студент нарабатывает себе рабочий опыт и уже может найти рабочее место буквально с первого курса.
Итог
Японская система образования считается одной из лучших по причине того, что она выстроила правильные этапы подбора. Если у ученика нет желания, возможности или навыков к обучению, то он не проходит свое обучение дальше средней школы.
Если он "забивает" на учебу в старшей школе, то теряет возможность поступить в ВУЗ.
Ребенка с малых лет учат самодисциплине и самообразованию.
Школы не просто дают знания, а мотивируют ребенка получать эти знания.
Система поощрений и наказаний не дает возможности отлынивать от учебы.
Детей не воспитывают, как соперников, их воспитывают с чувством единства коллектива. Ведь победа одного, означает поражение и чувство горечи другого.
Японцам важно уметь работать в коллективе, а не толкать свое "я" вперед, хотя и индивидуальных заслуг никто не игнорируют.
В стране нет культа высшего образования.
На рынке труда есть место и для людей без образования.
В вузы не поступают, чтобы спрятаться от армии. Как следствие в вузах учатся те, кто правда удостоился этого. А по окончанию магистратуры из университета выходит квалифицированный специалист.
Свидетельство о публикации №224121401059