Чеч. ДЕГI и мнг. БИЕ

Чеченское ДЕГI "тело человека и животного" может быть связано с ав. БЕГI (be') "черты лица; грани" и мнг. БИЕ "тело, сам, самость, внутрення сила/ энергия".

Ав. БИХЬИН "мужчина, самец" это мнг. БИЕХУЬН.

Даргинский вариант этой основы имеет классные показатели в анлауте и означает "хозяин".

В свою очередь в ауарском БИ "кровь" ( корейское PhI) " кровь" и согласуется с мнг. представленими, что в крови заключена жизнь, "видимая самость". Отсюда мнг. традиция ритуального забоя скота. При умерщвлении ни одна капля крови не должна пролиться на землю. Жертву убивают особым способом через надрез на шее, после чего обрывают ярёмную вену, а концы шкуры в этом месте закрывают деревянными колышками. Лишь после этих манипуляций всю кровь сливают в чан. Другим способом, проживая по соседству с монголами, резать домашний скот нельзя. Монголы полагают, что при пролитии крови на землю во время смерти, живые существа лишаются возможности возрождения в другом обличье.

Мы не исключаем, что в чеченском всё же начальное D- не более чем классный показатель.


Рецензии