Правила воспитания от Конфуция

Китайский философ не оставил четких инструкций, как именно следует вести себя с ребенком. Вместо этого Конфуций описал, каким он должен вырасти.

Конфуций - Ребенок – будущии;  гражданин государства, его надежда и опора.
Конфуции; родился в середине VI века до нашеи; эры. Сначала он был чиновником, но затем занялся преподаванием. Известно, что у философа были сын и дочь.

«Совершенныи; взрослыи;», по Конфуцию, соблюдает правила, исполняет свои; долг, эрудирован, скромен, во всем руководствуется умеренностью, в помыслах и делах стремится к благу.
Главное в его системе воспитания – вырастить полезного члена общества, которыи; впишется в существующии; социум.
При этом взрослыи; не только служит личным примером ребенку, но и растет над собои;.

Во всем должен быть порядок
Человек должен понимать свое; место в мире и добросовестно выполнять свои обязанности.
• «Государь должен быть государем;
• сановник – сановником;
• отец – отцом;
• сын – сыном».  Это  – было мнением и жизненной линией  Конфуция.

« Придерживайся в повседневной жизни- надлежащих нормам поведения» – одно из главных правил философа.
• Нравственные ценности должны быть выше чем  материальные, а долг надо исполнять всегда;
• «Видеть свои; долг и не выполнить его – это отсутствие мужества»;
• В словах  своих - следует соблюдать такой - же порядок, как в делах;
• «Совершенный муж - гражданин, стыдится, когда его речи не соответствуют его поступкам»;
• Всегда думаи; о будущем;
• Занимаясь повседневными делами, не следует забывать о будущем;
• «Если человек не продумывает далекое, он непременно сталкивается с неприятностью в близком», – говорил Конфуции;.
• А когда ставишь перед собои; дальние цели, наберись терпения и добросовестно работаи; день за днем;
• «Нетерпеливость в малых делах может погубить большие замыслы»;
• В деле обучения ни для кого не существует различии;;
Так думал Конфуции;, хотя в Китае того времени считалось, что девочкам достаточно начального образования и умения вести хозяйство и рожать детей. Учиться следовало у мудрых предков. Разумеется, речь идет не об овладении ремеслом, а о постижении нравственных уроков.
• «Приобрети обширную ученость с помощью текстов.
• Соответствуй с надлежащими нормами поведения которые принятии в государстве. И тогда у тебя не будет отклонении; от предписанного судьбой в книге жизни - пути», – учил Конфуции;.
При этом следовало не просто читать и заучивать прочитанное:
• «Учиться и не размышлять – пустое занятие, размышлять и не учиться – занятие опасное»;
• Не делаи; другим того, чего не желаешь себе.

Конфуция спросили: «Есть ли слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Учитель ответил: «Это взаимоуважение. Чего себе не желаешь, того не делаи; другим».
• Почитаи; старших
Народ почитает правителя и подчиняется ему, тот же принцип в семье и в обществе. «Когда юноши находятся дома, они должны быть почтительны к родителям. Когда же они выходят из дому, они должны быть уважительны к старшим», – считал Конфуции;.

• Не ставь себя выше других из-за богатства;
Конфуцию задали вопрос: «Как оценить человека, которыи;, будучи беден, не начинает заискивать, а разбогатев, не становится заносчивым?» Он ответил: «Так вести себя можно. Но еще более похвально, когда человек, будучи беден, пребывает в веселом расположении духа, а будучи богат, любит надлежащие нормы поведения».
• Выше всего ставь верность и доверие;
Конфуции; много внимания уделял тому, какими людьми следует себя окружать.
«Три типа друзеи; полезны и три типа друзеи; вредны.
• Полезны друзья прямые, верные и эрудированные;
• Вредны друзья льстивые, податливые и подхалимы»;
• Следует избегать и пустословов.
• «Как трудно с теми, кто, находясь вместе целыми днями, и слова ни скажут о должном, а лишь пускают в ход свою мелкую сообразительность». То есть ведут пустои;, пусть даже и остроумныи; разговор.
• При этом к себе следует относиться намного строже, чем к друзьям
• «Человек, которыи; требователен к себе, но не предъявляет больших претензии; к другим, отдаляет от себя обиды».
• Не забываи; о работе над ошибками;
• «Не стыдись исправлять свои ошибки», – призывал философ и объяснял:
«Ошибкой называется то, что, будучи ошибкой, не было исправлено».


Конфуций впервые определил и конкретно / идейно оформил систему принципов традиционного нравственного воспитания в Китае. Сформировавшись в глубокой древности и изменяясь  в процессе исторического развития, конфуцианские принципы прочно вошли в жизнь и культуры современных китайцев и стали драгоценной культурной сокровищницей китайской цивилизации.
1. "Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно? Встретить друга, прибывшего издалека, разве это не радостно? Человек остается в неизвестности и не испытывает обиды, разве это не благородный муж?".

2. Ю-цзы: "Мало людей, которые, будучи почтительными к родителям и уважительными к старшим братьям, любят выступать против вышестоящих. Совсем нет людей, которые не любят выступать против вышестоящих, но любят сеять смуту. Благородный муж стремится к основе. Когда он достигает основы, перед ним открывается правильный путь. Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям - это основа человеколюбия".

3. "У людей с красивыми словами и притворными манерами мало человеколюбия".

4. Цзэн-цзы: "Я ежедневно проверяю себя в трех отношениях: преданно ли служу людям, искренен ли в отношениях с друзьями, повторяю ли заповеди учителя?"

5. "Управляя царством, имеющим тысячу боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в соответствующее время".

6. "Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его - уважительность к старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно тратить на чтение книг".

7. Цзы-ся: "Если кто-либо вместо любви к прекрасному избирает уважение к мудрости, отдает все свои силы служению родителям, не щадит своей жизни, служа государю, правдив в отношениях с друзьями, то, хотя о нем и говорят, что он не обладает ученостью, я обязательно назову его ученым человеком".

8. "Если благородный муж не ведет себя с достоинством, он не имеет авторитета, и, хотя он и учится, его знания не прочны. Стремись к преданности и искренности; не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении; совершив ошибку, не бойся ее исправить".

9. Цзэн-цзы "Если должным образом относиться к похоронам родителей и чтить память предков, то мораль в народе будет все более укрепляться".

10. Цзы-цинь спросил Цзы-гуна: "Когда учитель прибывал в какое-нибудь царство, он обязательно хотел услышать, как оно управляется. Он сам спрашивал об этом или же ему рассказывали?" Цзы-гун ответил:
"Учитель был мягок, доброжелателен, учтив, бережлив, уступчив и благодаря этому узнавал об управлении. Он добивался этого не так, как другие".

11. "Если при жизни отца следовать его воле, а после его смерти следовать его поступкам и в течение трех лет не изменять порядков, заведенных отцом, то это можно назвать сыновней почтительностью".

12. Ю-цзы: "Использование ритуала ценно потому, что оно приводит людей к согласию. Путь древних правителей был прекрасен. Свои большие и малые дела они совершали в соответствии с ритуалом. Совершать то, что нельзя делать, и при этом в интересах согласия стремиться к нему, не прибегая к ритуалу для ограничения этого поступка, - так поступать нельзя".

13. Ю-цзы: "Если в искренности человек близок к долгу, словам его можно верить. Если в почтении человек близок к ритуалу, его не следует позорить. Если он не утратил родственных чувств, на него можно положиться".

14. "Когда благородный муж умерен в еде, не стремится к удобству в жилье, расторопен в делах, сдержан в речах и, чтобы усовершенствовать себя, сближается с людьми, обладающими правильными принципами, о нем можно сказать, что он любит учиться".

15. Цзы-гун спросил: "Хорошо ли, если бедняк не заискивает, а богач не зазнается?" Учитель ответил: "Хорошо, но не так, как если бы бедняк испытывал радость и богач любил ритуал". Цзы-гун спросил: "Не об этом ли говорится в "Ши цзин": слоновую кость вначале режут, а затем отделывают, яшму вначале вырезают, а затем отшлифовывают". Учитель ответил: "Сы! С вами можно начать разговор о "Ши цзин". Когда я говорю вам о чем-нибудь, что совершилось в прошлом, вы уже знаете, что последует в будущем".

16. "Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей".

Систематично излагая нравственное содержание конфуцианского воспитания, обобщая его доктрину, включающих в себя цель, содержание, принципы и способы, раскрывается их значимость для современного общества.
Все базовые категории конфуцианских принципов, такие как: «правила поведения», «носитель культуры», «культура», «письменность», «цивилизованность»,
  «человеколюбие», «гуманность», «нравственность», «верность», «долг», были и остаются ядром нравственного воспитания китайского народа в современных условиях, несмотря на прогресс жизни и модернизацию культурного и цивилизационного опыта людей.
В условиях роста процесса глобализации и быстрой интенсификации рыночной экономики в современном мире выявились многочисленные проблемы и кризисные ситуации, сопровождающие процесс прогрессивного развития общества.
В частности, остро встают проблемы нравственного воспитания молодого поколения и сохранения традиционного культурного наследия, которое может восприниматься двойственно: с одной стороны, как своеобразный пережиток прошлого, с другой - как мощный фундамент построения будущего общества, как основа этнической идентичности.


Рецензии