В сетях малодушия
Жуткий стих...
Когда я впервые прочёл этот жуткий стих - опешил... А сказано там буквально следующее: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнём и серою...» (Отк. 21:8).
Ну, с неверными, убийцами и т. д. вроде бы всё понятно, но вот с боязливыми... За что их-то в огонь, - спрашивал я себя. Ведь боязнь (страх, пугливость, опасливость, нерешительность и т. д.), казалось бы естественная реакция человека на какую-либо угрозу, опасность. Но ведь мы разбираем здесь не анатомию и не психологию человека, а его духовные качества, поэтому близкие понятия к качественному прилагательному «боязливый» надо искать в теологической лексике, в библейских словарях и, конечно же, в самом Писании. Там близкими понятиями являются «маловерие, малодушие и страх». О страхе человеческом Библия упоминает более сотни раз, а вот само слово «боязнь» встречается только один раз в Притчах: «Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен» (29:25). Выходит, нерешительный, а то и прямо боящийся всего и вся христианин рискует угодить в сеть... Не рыболовную, разумеется, а дьявольскую. Кто не противостанет дьяволу, как пишет апостол Иаков (4:7), очень даже может быть поражён. В данном случае — голимым страхом... С непредсказуемыми последствиями.
И чего же мы боимся? И вообще: кто такие «боязливые»?
Первое, что мне прошло в голову по прочтению столь загадочного стиха, было предположение, что боязливые, это именные христиане, не решающиеся публично признаться, что веруют в Бога (об исповедовании Христа — и речи нет). Но дальше я так и не продвинулся в разрешении этой дилеммы. Помогло внимательное исследование Писания.
Приземлившиеся зайцем...
С тех пор прошло четверть века. И вот что я выявил. Боязливые – это, во-первых, те, о которых говорил Господь в притче: «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется» (Мф. 13:20-21). А соблазняется (испытывает искушение отказаться от принадлежности к христианству) по той простой причине, что боится последствий! Получается, взлетал орлом, приземлился зайцем...
А как мы с вами, уважаемые читатели, себя поведём, когда начнутся суровые преследования за веру во Христа Иисуса? Как поведём себя во время тяжёлых испытаний, называемых в Библии «Великой скорбью»? Воспользуемся ли советом апостола Иакова: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1:2-12).
Правда, боязливыми и маловерными были некогда и ученики Господа. (В первую очередь, предавший Иисуса маловерный, и потому плохо кончивший свою жизнь, Иуда Искариот, Мф. 8:26). Это особенно проявилось, когда они оставили своего Учителя во время Его крёстных страданий. Но позже все они укрепились в Боге, мужественно пронесли весть о спасительном подвиге Христа многим народам и нациям и... приняли мученическую смерть. От боязливости, как видим, не осталось и следа.
Между прочим, перевод греческого «деплос» как «боязливый», не совсем точен, ведь осуждается в книге «Откровение» не естественная человеческая боязнь перед какой-либо опасностью, а именно позорная трусость, которая, как известно, до добра не доведёт. (см. «Лингвистический и екзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета», стр. 974).
Да, страх вызывает сильнейшие эмоции. Мы пользуемся им, чтобы уберечь себя от опасных ситуаций и не допустить нанесению вреда. Но, имея веру, в которой «любящий душу свою потеряет её», чувство личного самосохранения – далеко не всегда правильный выбор. Знаю одну верующую женщину, которая настолько одержима заботой о своем драгоценном здоровье, что прописывает и заказывает себе всевозможные пищевые добавки в форме таблеток, капсул, каплей; заказывает травы, настойки, соки и т. д. из нескольких стран. Шкафы её наполнены запасными продуктами питания, туалетной и кухонной бумагой, медикаментами, флакончиками, аптечками, упаковками с различной микстурой и, конечно же, медицинской литературой. Похоже, что нет у ней больше места доверию Богу, хотя и всем советует именно это сделать: довериться Всевышнему... Она уверена, что без всех этих вспомогательных ресурсов не сможет ни встать, ни ходить... Между тем, уже две тысячи лет тому назад Христос ставил на ноги даже безнадежных калек, и они могли ходить! Иисус Христос неизменен: Он вчера, сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8). То есть, на Него можно и нужно положиться.
Иные читатели, наверняка, скажут: какой же грех в боязливости, если человек попросту запаслив, осторожен, обходит опасные места и да, несколько боязлив? Разве страх приносит кому-нибудь вред? Разве это не природный инстинкт самосохранения? Но вот Господь говорит, что участь трусов (читай: боязливых) — вечный огонь... (Отк. 21:8). А ещё Он говорит, что «кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидёт...» (Лк. 9:26). Многие будут Его потом громко звать, но Он их проигнорирует. Отвергнет. Так написано в Библии.
Номиналы в панике...
Ныне феномен боязливости более, чем актуален. Особенно на благополучном, пока ещё, Западе. Боязливых много! Не все эти персоны отвергают Бога и не все борются против Него, но зато стыдятся говорить о Нём... Стесняются. Боятся. Большинство западных «христиан», не считая свободных от больших церквей общин, вообще не желают искренне обратиться к Богу, покаяться, мужественно взять на себя свой крест и нести его «в роде сем прелюбодейном и грешном» (Мк. 8:38). Эти трусишки страшатся, что кто-то вдруг узнает, что они - верующие... Они бояться, что кто-то вдруг увидит в их доме Библию. Боятся, что окружающие их люди узнают, что, оказываются, они ещё и молятся, посещают церковь, храм... И это, если иметь ввиду именных христиан, вовсе не конспирация, которой не чуждались в своеё время и первые христиане, а именно: панический, но, заметим, беспричинный страх. И ложный стыд. Как говорится, не смерть страшна — стыд страшен... Даже надуманный стыд может у них стать сильнее большого горя...
Подражать этому миру (в повадках, словах, внешнем облике и образе жизни в целом) они, боязливые номиналы, ничуть не стыдятся, но зато весьма чураются, конфузятся подражать Христу и его последователям. Участь таковых, вместе с неверными (не ставшими верующими во Христе), повторюсь, в огне пожирающем (Ис. 33:14).
Если и среди наших читателей есть подобные боязливые, то, встрепенись, душа! Расчисти, освободи своё сердце и душу от наслоений страха и ложного стыда. Дай Слову Божьему пустить в тебе глубокие корни, дабы укрепиться тебе в вере и жить свободным от напускного, надуманного, позорного страха. Свои последние наставления ученикам Господь заключил словами: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). И мы победим, если не подадимся уловкам сатаны, играющего на наших слабостях. На боязливости — тоже.
Накатанная житуха...
Боязнь может заключаться ещё и в том, что под давлением тёмных сил, чужих духов, верующий вдруг начнёт сомневаться в... наличии Бога. Он ведь рискнул на Бога положиться, загадал чудо выздоровления, а оно не случилось...
Страх мешает духовному росту маловера. Если он вырастет в настоящего христианина, то непременно вырастет и его ответственность за своё и близких спасение. К сожалению, иные расслабленные посетители церквей за ответственностью вовсе не гонятся. Там встречаются также персоны, боящиеся изучать Священное Писание... Дескать, в нём одни войны, убийства, несправедливости, от которых можно сойти с ума... В действительности же, люди не заглядывают в Библию потому что интуитивно чувствуют, что прочти эту наимудрейшую священную Книгу — может последовать необходимость коренных перемен в своей гладко накатанной жизни... Да и время на чтение терять не охота... Лучше на рыбалку смотаться, а потом телевизор посмотреть с пивком...
Некоторые новички в вере боятся принимать крещение, постоянно откладывая его на потом (неверное, не желают расстаться со старыми своими привычками и сладкими, безобидными на их взгляд, грешками?). Иные считают, что если не будут вовсе крещены, то с них меньше спросится на Суде... Такого рода боязнь замешана на самообмане или даже лукавстве. Она явно противоречит замыслу Божьему, а значит греховна (Деян. 2:38). Встречаются и экземпляры, никак не решающиеся избавиться от своих суеверий (чёрная кошка, видете ли, перешла дорогу, свечка погасла, иконка упала, не с той ноги встал, поздоровался через порог и т. д.).
В Библии тоже описаны случаи боязливости. Ею временно подвержены даже такие ключевые ветхозаветные фигуры, как Авраам и Давид. В Новом Завете синонимы трусости встречаются очень редко и всегда в контексте, предлагающем верующим не бояться свидетельствовать (2Тим. 1:7). Струсили в своё время также и Понтий Пилат, испугавшийся угроз евреев; апостол Пётр, от страха «забывший» в момент ареста Христа о знакомстве с Ним... Боязливыми названы в Писании и те, кто проявляет немощь ко всякому благому делу. Дело в том, что с этими делами сопряжены не только неудобства, но и лишения, добровольные страдания. Такие люди не решаются и не готовы преодолеть трудности на путях веры. Их опасения возникли, опять же, из маловерия. Сомнений. Страха. Но боятся-то они не Бога, а именно личных неудобств. Своё «Я» - дороже и важней всего...
Загнанные человечки...
В современном христианском Мире к боязливым, безвольным и еле тёпленьким верующим (Отк. 3:16) можно, пожалуй, отнести всех, кто возлюбил покой, изобилие и комфорт больше, чем Христа. Таких верующих в странах Запада, прямо скажем, не мало.
Боязливые и мнительные — это также и люди, которые не решились принять Христа, как своего Спасителя и, сами того не осознавая, поклоняются современным идолам, ведущих их к разгульному, постыдному образу жизни. Они побоялись следовать Господу, однако оказались настолько отважны, что не побоялись предаться всевозможным отвратительным грехам: любодеянию, чародейству, лжи, воровству и т.д.
Боязливость можно ещё и рассматривать, как крайнюю степень самолюбия и саможаления. Такие качества христианина являются полной противоположностью требуемого Богом самоотвержения (Мф. 16:24). Трусливый, как правило, ещё и оправдывает свое падение и греховное состояние. Вот почему трусоватый индивидуум не может из ветхого старого человека превратиться в нового. Возрождённого. Блаженного. Он боится креста, скорбей, болезни, страданий, смерти и вообще всякого испытания. Как говорит народ, «На трусливого много собак». Поэтому боязливый со временем превращается в ничтожного, загнанного самим собою человечка. Если такая особь явно не злодействует, то как-раз из-за своей боязливости как бы чего не вышло...
Боязливый хоть и жалок, но сам себе на уме, горд и потому Богу служить просто не в состоянии. Скорее наоборот: он может обратиться к колдуну, гадалке, экстрасенсу, но... может легко прибежать и в церковь. Или в храм. Он там будет искать сочувствия, избавления от неприятностей, горя и боли. И добрые люди всегда найдутся.
На наше собрание пришёл однажды немолодой уже, но вполне крепонький мужчина. Когда все встали к молитве, он горячо и, как мне показалось, очень искренне помолился за свою госпитализированную жену и дал понять, что ему чрезвычайно трудно справится с ситуацией. Я познакомился с ним и проводил его до дому. А там выяснилось, что... некому посуду вымыть, пол подмести, еду ему, бедному, приготовить.
Кстати, через пару недель видел его подвыпившего с подозрительными типами. Он громко крикнул мне: «Помолись за меня!»...
Не трус, но боюсь...
Авторы Библии и Христос призывают нас не бояться. (Втор. 31:6; Ис. 41:10; 43:5; Иез. 2:6; Иер. 1:8). Сам Бог говорит нам: «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:10). Это указание на то, чтобы мы, уверовавшие, неустанно и не страшась продолжали следовать Законам и Заветам Божьим и чтобы никого и нечего не боялись. Враг душ человеческих может уничтожить тело наше, но никак не дух, данный нам самими Богом и Творцом нашим - ЯХВЕ, - говорит Библия. Во многих мусульманских странах, христиан жестоко преследуют. Пытают. Поджигают. Расстреливают. Но нас-то (пока ещё) особо не притесняют! Почему же мы тогда не свидетельствуем на улицах и площадях? Тут на ум приходит крылатая фраза из популярного фильма «Бриллиантовая рука»: «Я не трус, но я боюсь...».
Я однажды нагрузил целую тележку духовной литературой, календарями, Библиями и поехал в центр города. Простоял на площади с час, держа в руках Писание и календарь. Потом на улочках ещё два часа продежурил, предлагая прохожим духовную пищу. Однако, тележка осталась почти полной. Взрослые не подходили. Только вот любопытные детишки подбегали, спрашивали что это у меня за книжки и кое-что брали с собой. Для родителей. Признаюсь, что очень неприятно было, что люди тебя, твои старания и, главное, твой бесценный багаж полностью игнорируют. С тех пор стал больше сосредотачиваться на беседах во время прогулок по парку. И обратил внимание, что нас, свидетельствующих в этом парке, только трое, хотя проходит через эту зелёную зону немало христиан. Что их заставляет умалчивать о своей вере?
Иные из этих молчунов говорят: «Я не знаю, что сказать». А не знают, потому что не исследуют Священное Писание, не посещают церковь, не слушают и не читают проповеди. Такой христианин не свеча, которая должна светить всем, а потухший фонарик, от которого уже никому никакой пользы нет. Эти трусишки слишком робки, слишком неуверенны и пугливы, чтобы принять на себя позор Христов перед лицом насмешливого, презрительного мира. Они не в состоянии с дерзновением проповедовать Господа. Всевышний мог бы освободить их от боязливости, смущения и необоснованных страхов, но они об этом не просят. Так и остаются неуверенными как в своих силёнках, так и во всемогуществе Всевышнего. У великого Израильского пророка Исайи другой настрой был: «Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь...» (12:12).
В объятиях лукавого...
А прихожане, долгие годы посещающие церковь и участвующие в различных её мероприятиях, могут ли и они бояться, например, свидетельствовать? Могут. Брат, который служит Господу не только в церкви, всегда чем-то жертвует. Например, временем, здоровьем, средствами. Сами пастора тоже вынуждены переносить многое, потому как люди в церкви разные и далеко не всегда скромные, покладистые, благочестивые. Свалиться могут на честного слугу Божьего сплетни, клевета, неблагодарность людей. Вот почему многие одарённые, образованные и хорошо знающие Библию прихожане, отказываются от пастырского служения. Боятся быть посрамлёнными и не решаются брать на себя большую ответственность за паству. И опять мы сталкиваемся всё с той же пресловутой боязливостью.
Есть церкви, которые не благовествуют, не евангелизируют на улицах своего города или посёлка. В лучшем случае ограничивают такое служение палаткой и раскладыванием на скамейках вокзалов и автобусных остановок трактатов и брошюрок. Между тем, уже упомянутый нами пророк Исайя ещё в восьмом веке до Рождения Христа, призывал свой народ: «Восстань, светись»! (60:1). Это призыв к верующим пробудиться от духовной спячки и позволить подаренным им Богом свету сиять перед другими.
В крупных городах Германии трудится на Божьей ниве группа (в основном молодых) людей. Они проповедуют чистое Евангелие. Бесстрашно свидетельствуют. Называется их миссия «Werde-Licht – Strassenmission» (перевод: «Стань светом. Уличная миссия»). Посмотреть и послушать их можно в ютубе. Очень впечатляет, надо сказать. Правда, не столько слушающих их прохожих (интересующихся единицы), сколько верующих, которые на такой шаг не решаются.
Есть церкви, которые вынуждены собирать традиционные пожертвования с подносом, чтобы видно было, что прихожанин действительно положил денежку и, главное, сколько положил... Да, иные члены церквей вовсе не горят желанием отрывать от себя часть заработка, пенсии или социальной помощи, потому как боятся, что не хватит на семью и свои личные потребности.
Есть церкви, в которых иные братья и сёстры боятся довериться своим пастырям. Причины называются разные. Например, старшие не во всём следуют Слову Божьему; у старших на все наши проблемы один и тот же совет: «больше молитесь»; старшие не совершают душепопечительства и не посещают больных. Эти сомневающиеся в годности своих пастухов, не понимает, что не признавая авторитета и не доверяя духовным своим наставникам, не смогут довериться и Господу. Недоверие пастырям есть прямое влияние противника Бога — сатаны, который не только членам церкви усложняет жизнь, но и самим пастырям.
Я встречал в своей жизни также и проповедников, которые боялись сказать прихожанам правду, например, о происходящем в мире и их общине (потому что очень переживали за квоту...). И наоборот: в нашем городе есть церковь, членам которой не хватило духу высказать старшему претензии по поводу того, что он, боясь конкуренции (!), стал выживать самых одарённых молодых христиан... Закончилось всё тем, что половина церкви ушла, купили подходящий дом и собираются там по сегодняшний день. Остались в огромном здании разделённой церкви немногочисленные бабушки. А самого старшего Союз церквей лишил сана. Вот к чему могут привести боязливость и страхи, навевает которые христианам противник Бога - дьявол.
Скованные страхом
После смерти Иисуса, ученики Его подверглись сильнейшему испытанию. Духовная атмосфера страха стояла такая, что отрекались многие. Но некоторые Его последователи всё же вернулись в Иерусалим, где находился грозный синедрион. Боялись, но пришли. Вскоре сошёл на них Дух Святой. И они изменились. Преобразились. Перестали бояться преследований и возможной смертной казни. Возмужавшие ученики Христа пошли теперь даже туда, где было максимально опасно, а именно: в среду своих смертельных врагов... А такой шаг можно сделать лишь, когда ты полностью освобождён от боязливости. От страха, который сковывает.
«Лучше биться орлом, чем жить зайцем», гласит народная мудрость. Освободить нас от страха и всех прочих блокировок души и духа может только Христос. Не важно, какие переживания у нас внутри и не важно, что у нас дрожат руки и сердечко трепещется... Важно, чтобы мы делали то, что повелел нам Всевышний: любить Бога и ближнего своего; жить по Его воле, об этом говорится уже в первом Псалме. Только так можем мы победить себя и обстоятельства. Трусы к победам не идут. Как говорится, победа впереди, а трус — позади.
Одно из качеств, которыми нас вооружает Дух Святой, — это именно свобода от страха. Иногда она приходит быстро, иногда постепенно, но всегда приходит. Страх никогда не остаётся главной составляющей в мышлении возрождённого свыше чада Божьего. Дух Святой переделывает нас из ветхого, плотского и насквозь душевного человека - в новую, духовную креатуру. Последнее на латыни означает: «ставленник влиятельного лица; послушный исполнитель воли своего покровителя». Этот ставленник и исполнитель тождествен - по образу и характеру - Господу нашему Иисусу Христу.
Если мы всё же замечаем в себе что-то, что нас удерживает от добрых дел и чего мы явно боимся, то можем и должны молиться. Не имеем, потому что не просим! Если же мы к тому же ещё и боимся осуществить главный наш христианский долг - свидетельствовать, то, рано или поздно, Бог с нас спросит. Оправдаться, увы, будет нечем.
Куда ни пойдёшь
Отец наш Небесный всё мыслимое сделал, чтобы спасти человечество от вечной погибели, приблизить к Себе (хотя, должно признаться, что мы этого не заслужили). Что ещё нужно, чтобы не быть трусом и исполнить главный долг христианина, а именно: всем рассказывать о великой милости Божьей? О жертве Христа?
Чего нам не хватает, чтобы жить по Заповедям Всевышнего и исполнять Его волю?
Не уподобимся же тем, у кого сердце соколье, а смелость воронья... И давайте запомним: кто идёт вперёд - а цель наша Царство Божье! - того страх не берёт: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия (2Тим 1:7).
Когда Иисус Навин вёл свой народ в землю обетованную, Бог сказал ему: «будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав. 1:9). Это же Господь Бог говорит и всем (истинным) христианам, желающим попасть в Царство Небесное. Малодушие, боязнь и откровенная трусость в сражениях за своё вечное будущее никому не поможет. С Богом!
Петер Браун
Свидетельство о публикации №224121400128