О краткости и многословности

Когда я был газетным журналистом, то во мне ценили талант письменного многословия. Умение складно излагать одну мысль на протяжении нескольких абзацев дано не каждому грамотному человеку. Это свойство в неактивном режиме, может быть, и присуще многим людям, однако в полной мере раскрывается лишь при помощи долгих и упорных тренировок.

Особенность газетной профессии заключается в том, что надо различными публикациями заполнять строго определённую площадь бумажного пространства. Иногда материал приходилось ужимать, вычёркивая менее значимые фрагменты. Но чаще всего стояла задача красиво навертеть множество предложений по заданной теме, суть которой легко умещалась в одной строке.

За годы газетной работы я освоил искусство изящного словоплетения в совершенстве.

С тех пор прошло много лет.

Смена общественно-политического устройства способствовала выдавливанию меня из журналистской профессии. А наступление научно-технического прогресса подарило нам интернет и социальные сети.

Но привычка что-то писать у меня, к сожалению, не пропала. Если регулярным упражнениям по улучшению своего литературного мастерства посвящена вся сознательная жизнь, то никуда уже от этого не денешься. Будешь периодически выражать свои чувства и мысли буквами, расставляемыми в нужном порядке. Причём будешь с маниакальной тщательностью подбирать слова и с чрезмерным усердием выстраивать речевые фигуры – даже там, где тебя никто не просит и никто не оценит. Однако ты, как фанатик, не успокоишься, пока не выпишешь фразы с идеальной правильностью, вплоть до запятой.

Социальные сети сделали популярным жанр комментария. И здесь я столкнулся с тем, что комментарий – полная противоположность моему прежнему опыту письма. Комментарий категорически не приемлет словоблудия и мутномыслия. Длинные и нудные комменты никто читать не станет. Значит, надо так формулировать свои выражения, чтобы они были максимально короткими и предельно чёткими. Что-то типа тезисов. Только схемы идей, абрисы мыслей, контуры образов.

И я начал практиковаться в краткости и ясности письменной речи. В чём на сегодня, как мне кажется, достиг некоторых успехов. Правда, вынужденная простота моих фраз даёт иногда повод некоторым оппонентам упрекать меня в примитивности мышления. Но критикуют меня за якобы ограниченность, как правило, лишь те, кто сам ограничен. Тот, кто не видит за схемой и тезисом весь объём явления, на который я намекаю.

А теперь – главное, что мне хотелось сказать. То есть предыдущие абзацы можно было пропустить, а читать только вот этот, последний. Итак. Я наловчился растягивать и сжимать всевозможные тексты как мне вздумается, независимо от плотности или отсутствия мыслей, в них помещённых. Способность к сочинению развёрнутых текстов я развил в газете, а способность к лаконичности – в интернете. И сейчас я – гармоничная личность. Чего и всем желаю.


Рецензии