Приказ месту на Алтае
МО "Звезды Гор", Екатеринбург, 2022 г.
Знаете, где Моя страна;
от первой строки первой книги
вы слышали любимое Мое слово.
Записи Учения Живой Этики, 31.12.1935
Поверх истории земной пишется и творится история иная, надземная, духовная. Эта мысль уже вошла в сознание многих людей и расширяет их мышление. И то, что совершалось в прошлом, начинает представать более широко и осознается значительно глубже, именно шире и глубже в духовном смысле.
Скоро век с того времени, как Трансгималайская экспедиция Николая Рериха посетила Алтай, Уймонскую долину, где проводила исследования, научные опыты, вела записи, видела в сиянии царицу гор Белуху. Этим алтайским событиям августа 1926 года предшествовал большой и детальный план подготовки. Как же виделся Алтай? Каким был план развития Алтая и почему он был изменен? Рассмотрим именно с точки зрения духовного наследия семьи Рерих. Ибо в этом плане учтены не только исторические, экономические, социальные основы развития Алтая, но прежде всего, значение его для духовной эволюции России и человечества.
Основой для такого исследования стала та часть наследия семьи Рерих, в которой упоминается Алтай — статьи и письма Н.К.Рериха, Дневниковые Записи Е.И.Рерих.
Мысли об Алтае заронил в сердце Николая Рериха его дядюшка Коркунов еще в юности. Вот как об этом вспоминает художник: «Мой покойный дядя профессор Томского университета Коркунов еще в детстве моем звал меня постоянно на Алтай. “Лучше приезжай скорей, — писал он, — все равно на Алтае побывать придется”. Действительно так!
Затем в 1919 году молва похоронила меня в Сибири, и служба в Иркутском соборе была отслужена. Даже так необычно влечет к себе Сибирь Великая»[1].
В 1923 году семья Рерих уезжает из Америки в Индию для подготовки и проведения Трансгималайской экспедиции. В Записях[2] Елены Ивановны Рерих стали появляться указания о значении и необходимости посещения Алтая.
Так, первое упоминание Алтая произошло 13 августа 1923 года, когда Рерихи были в городке Шамони, расположенном у подножия горы Монблан, самой высокой вершины Альп: «И в день великих гор скажу шепотом: Урусвати, зачем оставаться в равнине России, когда ставку лучше иметь на Алтае — к Нам ближе»[3].
В Беседах с Рерихами была оповещена сокровенная тайна Алтая, перед которой «малы все камни Парижа»[4]. А в Париже было Сказано совершенно определенно:
«Иду отдать приказ месту на Алтае. Надо шум водопадов, надо магнит руды, надо колокола Зова, надо синеву цветов. Задолго до хозяйки пусть дом чистого духа стоит. Ставка решенная прекрасна»[5].
«Дом у Мории решен на Алтае»[6].
С этого времени постепенно раскрывается план будущей работы. Основные планы об Алтае начинают формироваться во время подготовки экспедиции в Дарджилинге весной 1924 года. Затем, во время прохождения экспедиции через Индию и Западные Гималаи, вплоть до самого прихода в Уймонскую долину в августе 1926 года, многое дополняется.
Путь экспедиции Рериха на Алтай лежал через Москву. Да, именно так. Из Индии — в Москву, а затем на Алтай. И тому были причины международного характера. Весь мир, особенно азиатские народы, следили за мощными сдвигами, происходившими в новой стране — Союзе Советских Социалистических Республик. И было Указано: «Вестниками идите в воскресшую страну» [7] , потому что «колесница коммунизма плохо остругана»[8]. На Гималаях видели, что требовалась помощь в формировании нового мировоззрения, основанного на научных и религиозных, вернее, духовных принципах, очищенных от предрассудков и суеверий. Именно Учение Живой Этики должно было покрыть все надежды настоящих коммунистов[9].
Одной из важнейших задач плана было объединение народов Азии — Монголии, Китая, Индии, Тибета, Афганистана и других стран[10] — под водительством России. Идеологической основой нового, справедливого, по-настоящему равноправного и гуманистического мироустройства становилась Культура с большой буквы. Та Культура, которая никого не умаляет, а созидает и дает возможности для всестороннего развития народов и каждого человека. Та Культура, которая является синтезом и вмещением лучших творческих достижений человечества. В этой идеологии не нарушался принцип бытийности человека: бытие определяет сознание, ибо для развития сознания создавались все условия через равноправный труд, коллективную взаимопомощь, высокие нравственные устои. И духовной основой такой международной государственной организации должно стать Учение Живой Этики в единстве с Учениями Будды, Христа, Моисея, Магомета и всех великих Пророков Востока. История знала уже попытки объединения народов Европы и Азии. Они связаны с именами Александра Македонского, Акбара Великого, Наполеона. И татаро-монгольское нашествие под водительством Чингизхана также видится по-иному с исторической перспективы. Но это были завоевательные походы. Именно они помогли пройти первые стадии формирования принципов объединения человечества — ознакомление с культурами и духовными традициями разных народов. Знание культур побуждало к развитию гуманистических идей о единстве человечества.
По азиатским просторам проходили пути великих Пророков и Учителей. И много мест на этой обширной территории, известных и еще неизвестных для человечества, где можно сказать: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято» (Иисус Навин 5:15)!
Новая страна виделась как Священный Союз Востока — союз государств и народов, преодолевших алчные устои рабовладельческого, феодального и капиталистического обществ. Достойное развитие, труд, образование и воспитание должны быть доступны каждой человеческой душе. Языком государственного и межличностного общения братского Священного Союза Востока мог стать русский язык[11]. И «все народы Азии — союзники»[12]. Так указывалось.
Само название «Священный Союз» говорило о том, что именно духовные ценности становились основой построения нового мира. В XIV веке такие ценности закладывались в основу Русского государства Воеводой Земли Русской Преподобным Сергием Радонежским. Его духовная и строительная деятельность утвердила развитие Руси на духовных принципах. И князь, и крестьянин, и всякий добрый человек стремились следовать заветам великого Сергия. Но за века многое, заложенное Преподобным Сергием, было искажено и подстроено «под себя». Требовалось очищение сознания людей, заключенного в оковы предрассудков, суеверий, устаревших традиций.
Именно в 20-е годы ХХ века Россия «центростремительно»[13] накапливала силы и увеличивала свое значение как в Европе, так и в Азии. Несмотря на всю сложнейшую внутреннюю и внешнюю обстановку, лишь в России можно было «найти радость борения духа»[14]. Главное — требовалась духовная основа, как и во времена Преподобного Сергия, которая бы определяла экономическое, социальное и культурное развитие общества и страны. Народы Азии с надеждой смотрели на это грандиозное движение духовных и физических сил в СССР. В день Рождества Христова 1925 года было Сказано: «…Вручена России возможность небывалая»[15]. Словно вся планета в те годы ощущала неслыханную мощь развития народов России.
Формирование нового сознания сотен миллионов людей на основе принципов справедливого коммунистического мироустройства должно было дополниться буддийским восприятием мира — именно в его истинно научном понимании, очищенном от религиозных предрассудков. Готовилась книга «Основы Буддизма», а в переписку с Советским Правительством включалось понятие буддизма как идеального коммунизма. Более четырехсот миллионов буддистов могли примкнуть к грандиозному новому строительству под водительством своих духовных лидеров. Христианская суть русской души оставалась христианской по культурной традиции, но необходим был истинный научный и религиозный синтез, в котором Учение Живой Этики играло бы важную роль. Ставилась задача укрепления религиозного сознания[16] народов, его очищения на научных принципах.
Центр приложения духовных и физических сил был указан — Алтай. Этот горный массив со всеми прилегающими к нему землями как бы неожиданно стал выявляться из исторического прошлого.
«Центр между четырех океанов существует. Сознание нового мира — существует. Время схода событий — улажено, соблазн собственности — преоборен, неравенство людей — превзойдено, ценность труда — возвещена»[17], — так записал в экспедиционном дневнике Николай Константинович, будучи в Верхнем Уймоне в августе 1926 года. Эти справедливые принципы мироустройства должен был утвердить и воплотить Советский Союз.
На Алтае находился мощный энергетический центр мира — Белуха. Эта священная гора Алтая названа «мерой Мира»[18]. Вокруг Белой Горы в радиусе 300 километров планировалась организация работы корпорации «Белуха» по концессии с правительством Советского Союза. Материальной и экономической основой развития региона могли стать кооперативы «Белуха», «Алатырь»[19], «Урянхай»[20] и другие, развивающие различные направления промышленности и сельского хозяйства.
Кооперативы должны были быть созданы на основе государственно-частного партнерства, в котором доходы делились пополам[21]. Именно равенство долей позволяло бы развиваться на принципах сотрудничества, а не диктата. Кооперативы, говоря современным языком, холдинги и корпорации, имели бы межгосударственный характер, тем самым формируя прочные мирные международные связи между Америкой, Советским Союзом, Монголией, Китаем, Тибетом, Индией и другими государствами. Уже тогда закладывались бы основы союзов государств, подобных современным БРИКС и ШОС.
В пустынные места Гоби и Такла-Макана должна была прийти также новая жизнь. Подземные реки стали бы источниками оживления этих мертвых мест, когда-то населенных древними народами. Под песками обнаружились бы следы давно ушедших цивилизаций. Историческая картина мира дополнилась бы такими знаниями, которые дали бы новое понимание истории и развития человечества[22]. Так планировалось. И эти потенциальные возможности до сего дня сохранены, ибо реки подземные продолжают свой бег, а древние цивилизации под песками пустынь хранят свои сокровища.
Природные богатства становились основой для строительства заводов, создания рабочих мест, а значит, институтов, училищ, школ, музеев, храмов, привлечения на эти земли миллионов людей.
Горы Алтая готовы были открыть исследователям ископаемые руды, в частности, залежи радиоактивных элементов, запасов которых достаточно для дальнейшего энергетического развития не только этого региона. О наличии этих запасов уже знали геологические экспедиции начала ХХ века. Говорилось о залежах драгоценных металлов, полудрагоценных камней, других полезных природных ископаемых[23].
Сама природа этих мест, пышные травы и цветы притягивают прану небес и как бы приближают высшие сферы к земле. Сама Белуха является источником магнитных и радиоактивных излучений и более тонких энергий. На ее склонах «явлена руда осмиридия и лития, почва наполнена явлением радия»[24]. И все эти богатства — для духовного развития людей, для эволюции.
Целое направление плана было связано с развитием народных промыслов в районе Белухи[25]. Это давало не только занятость населению, но и толчок к развитию творчества, а значит — повышению культуры и накоплению знания среди местных жителей.
Придавалось большое значение сельскому хозяйству, в котором также планировалось применение тонких энергий, облучение растений радиоактивными лучами для повышения урожая[26]. В плане было создание новых растениеводческих и животноводческих ферм[27]. Для обработки почвы и облегчения крестьянского труда планировалось приобретение техники. Требовалось и строительство факторий[28], в которых на кооперативных началах создавались бы базы продуктов, необходимых для торговли. Это способствовало бы и преображению деревень. Все бы велось рачительно и с приумножением, а не с истощением запасов, накопленных Природой за миллионы лет.
Закладывались основы новой финансовой системы, уничтожавшей проценты на частный капитал. «Самое нетерпимое занятие — частный банк. Учение Мое явит, как Восток первый откажется от наживы на деньгах»[29]. Именно в наше время стало явно видно, как частное ростовщичество и частная финансовая система порождают и увеличивают инфляцию, обесценивают труд, закабаляют не только людей, но и государства, обрекают большинство мира на нищенское существование.
Заботы о народном здоровье были в разряде приоритетных. Должна была развиваться местная фармакопея на основе лекарственных средств из активных природных жизнедателей — мускуса, валерианы, мяты, кедровой смолы и других даров природы[30].
Планировалось строительство санаториев и медицинских учреждений, в которых особым образом развивалось бы лечение на духовных принципах, знании ауры и психической энергии. В частности, пример давала методика лечения слепых и слабовидящих «цветом и звуком»[31]. Известна яркость цветущих лугов Алтая. Источники подземных вод, бьющие из скал и насыщенные серебром, также тому помощь. Особое внимание уделялось лечению и психически больных людей. «…В Нашей стране не будет одержимых»[32]. Целая методика предлагалась для проведения курсов лечения людей с нарушениями психики[33]. Основу составляло знание о психической энергии как огненной мощи Бытия.
Чтобы «дать Ал[таю] устой на многие лета»[34], указывалось на необходимость построения Города Знания — Звенигорода. Дома Сергия и общины, подобные кооперативу «Белуха», должны были украсить «свод родины Урусвати»[35].
Постепенно открывался план строительства Звенигорода. Как дыхание океана[36], такими виделись на духовном плане события, связанные с деятельностью Николая Константиновича и Елены Ивановны на Алтае. Строительство полагалось на основе от духовного союза мужского и женского Начал. В «Записях» от 3 мая 1924 года Сказано:
«Также слышала о женском и мужском Начале, когда они соединены духовным чувством, батарея замыкается, и возможно претворение Высших сил на земном плане.
После станет ясно, как строить Звен[игород]. Вы уже имеете размеры высот и как расположить ступени. Перед вами пример: вы живете приблизительно на высоте 7000 фут[ов] — эта высота удобна для храма. Над ним на высоте 12000 фут[ов] удобное место для Встреч. Итак, вы имеете три ступени жизни. Внизу город новой эпохи, над ним храм человеческих достижений и место встреч земли с духом. Камень положим в храме»[37].
По древней русской и восточной традиции в центре нового строительства закладывался храм. И это поручалось сделать Елене Ивановне Рерих у основания Белой Горы. Во время пребывания Рерихов в Париже 24 октября 1923 года было Указано: «Говорю о Высшем порядке, когда жена положит основание храма Единой Религии. Примите завет Мой молитвенно, ибо зову построить надежду мира. За ринувшимися Силами Господними следуйте, неся ковчег»[38].
Призвать на помощь строительства Храма предполагалось староверов и другие общины, исповедовавшие христианскую веру в алтайских местах. В планах было построение храмов Святого Сергия Радонежского, Святителей, большой Храм Спасителя[39].
Также планировалось строительство буддийского храма[40] около Белухи. Должна была быть построена и мечеть[41]. Для разных народов — продолжение и утверждение их лучших традиций.
Звенигород должен был стать городом высокой культуры, знания и образования, где главенствует принцип синтеза знания. «Город школ, лабораторий, библиотек и музеев. Как не странно, но город знания создается скорее всего, ибо колоссально стремление к знанию в России. Сейчас единственная страна, где знание ценится молодежью. Даже власть имущим придется читать в институтах, ибо не хватит профессоров. Небывалое время. Единственная страна»[42]. И чтобы строить на Алтае, требовалось идти духовными ступенями[43]всем, призванным к строительству.
Для укрепления духовной деятельности города было сообщено о решении Братства: «…Решено один из Наших Ашрамов перенести в Зв[енигород] — первый опыт в городе»[44]. Также сообщалось о постоянном проживании одного из Учителей Братства на склонах Алтая[45]. Строилась обитель Братства на русской земле[46].
Экономическую основу города должны были составить производственные предприятия (фабрики, заводы), созданные по кооперативному принципу. На руководящие посты необходимо подбирать честных и ответственных людей, водимых сердцем, чтобы избежать «прежних обманщиков»[47]. Знание ауры и чувствознание духовной сути человека гарантировали правильный подбор кадров. Создание промышленности на основе честной кооперации должно показать все ее выгоды и доказать, что «невыгодно будет применять ложь и нечестность» [48] .
Научным исследованиям в городе отводилось важнейшее место. Наука ставилась во главе всего развития. Давались указания о строительстве в Звенигороде университета[49]. В нем планировались научные лаборатории, опытные станции, обсерватории на вершинах гор на высотах более 2500 метров. Здесь должны были быть установлены новые каналы получения и космического знания как посредством приборов, так и благодаря возможностям, которые даются человеку Учением Живой Этики. В высокогорных лабораториях планировалось проведение опытов с тонкими энергиями и через них — открытие пути к мирам невидимым[50] . В основе научных исследований полагалась психическая энергия — пространственная и сердечная. Говорилось о новых лабораторных лучах, лучах высоких напряжений, при помощи которых очищается атмосфера Земли, уничтожаются «бациллы низких мыслей, которые заразительнее всех болезней»[51].
Планировался институт Е.П.Блаватской[52], в котором изучались бы древнейшие труды человечества, преподавались восточные языки, исследовались редкие и неизученные рукописи.
Важнейшее место в строительстве отводилось школам, где готовилась молодая смена — будущие строители Новой Страны. Разрабатывалась целостная учебная программа, формировавшая синтетическое мышление. «Школы должны быть самыми красивыми зданиями общины. Духовные беседы происходят в особом помещении, где висят изображения всех основателей религий. Хорошо, если священник сделается наставником. Школы, лечебницы и дома С[ергия] упрочат ваше строение»[53]. В программу школ закладывалось обучение всем основным искусствам. В те годы ХХ века была сверхважна задача построения детских читален с кружками по различным направлениям творчества. В то сравнительно недалекое от нас время большое число населения во многих регионах Алтая и Сибири было безграмотным.
На Алтае намечалось создание специальных ботанических садов, в которых произрастали бы цветы и растения, собирающие эссенцию праны[54]. Производство препаратов из растений становилось новым направлением духовной медицины, полагавшей в основу лечения жизнедательную силу природы. Развитие должна была получить новая отрасль медицинской науки, лечащая глазные, сердечные и другие болезни через обоняние, а также лечение зрения путем сознательного впитывания мощной оздоравливающей атмосферы Алтайской природы. Указаны особые лучи, исходящие от вершин Белухи, которые тончайшими волнами света наполняют пространство алтайских долин и оказывают благотворное воздействие на духовное здоровье человека.
Планировалось строительство на Алтае санатория для лечения упадка сил[55] .
Особое задание воспитания и образования народов Алтая возлагалось на Сестер Алтайских — общин женщин, которые своим трудом «понесут от престола Матери Мира привет и помощь»[56]. Значение создания Алтайских женских общин было громадно. В их обязанности входили образование, воспитание и лечение местного населения. Начало такому подвижническому делу должны были положить близкие сотрудницы Рерихов. И много молодых девушек притянула бы эта работа. «…Вся жизнь должна отразиться в лучах разумного и прекрасного ведения дел. Чистые мысли дойдут до коровника, и швея сумеет одухотворить каждый стежок»[57]. Для благого воздействия «можно будет сформировать отряд подвижных сестер, обладающих силою внушения. Эти врачи духа пронесут клич радости по селениям»[58].
Важнейшей частью строительства в Городе Знания становилось музейное дело. Музеи — это основа для археологических и географических исследований, для развития науки, открывающей новый взгляд на историю и эволюцию человечества. Планировался Музей Аллал-Минга, посвященный знанию и искусствам. Рядом с Музеем — строительство Библиотеки Урусвати и Дома Мории[59].
Красивый и чистый город, насыщенный духовным трудом, собиранием и получением знаний, творчеством, в котором предметы искусства — самые дорогие результаты труда — так мыслилось, так виделось, так указывалось.
Когда экспедиция прошла по трудным дорогам горного Алтая и вошла в Уймонскую долину, то перед ней раскинулась ширь широкая в чаше гор голубых. Это были места, куда доходил Будда[60]. Две недели насыщенно работала экспедиция Рерихов в Уймонской долине. 17 августа 1926 года было записано: «Сегодня видели Б[елуху] и долину города»[61]. А в последний день пребывания в Верхнем Уймоне, перед выходом экспедиции на Бийск, Новосибирск, Иркутск и Ургу, была дана Беседа, которая проводила черту между прошлым и будущим: начинались новые дела — Новый Мир с его завоеваниями на основе Учения Живой Этики стоял на пороге.
«Мудро провести черту между прошлым и будущим. Невозможно перечислять все сделанное — несоизмеримо. Лучше сказать — день вчерашний погас, научимся встретить зарю новую. Мы все растем, и дела наши расширяются с нами. После двадцати семи лет никто не юн. И мы можем понимать подвиг Служения. Негоже копаться в пыли вчерашнего дня. Постановляем отныне ступень новую. Начнем работать, окружив себя тысячью глаз. Усвоим чистоту мысли и соизмеримость действий. Так наполним дни наши, привыкнем к подвижности и решимости. Также не забудем, что нет на Земле выше данного плана Общего Блага. Явим понимание Учений Жизни. Как Моисей приносил достоинство человеческое, как Будда устремлял к расширению сознания, как Христос учил полезности отдачи, и как Новый Мир устремлен к мирам дальним.
Подумайте, какие сопоставления нас окружают. Подумайте о камне основания. Подумайте о данном пути. Подумайте, как границы Космоса с вами соприкасаются. Вот мы стоим на поле будущего города. Однако мы дошли до него. Припомните шаги чудесных напряжений не в книге, но в жизни. Подумайте, сколько не было поднято в Риге и не вмещено в Ам[ерике]! И все-таки стоим на месте города. Потому не отчаивайтесь ошибками, но восходите Иерархией Учения. Как дела исторические не могут не наполнять восторгом, так осознайте, в чем участвуете» [62].
В книге «Мир Огненный», которая записывалась уже в 1934 году, есть такой параграф о Небесном Граде и соединении миров:
«Некоторые люди идут в будущее с полным доверием. Откуда же может черпаться такое несломимое доверие? Прежде всего, от общения с Иерархией. Но явление понимания светил также укрепляет сознание. Кроме того, есть еще третье обстоятельство, которое имеет не малое значение. Конечно, три мира существуют в полном сотрудничестве. Утверждение многих земных начал происходит в высших мирах. Вы знаете о терафимах земных, также могут быть терафимы Тонкого и Огненного Мира. Нередко целые построения, прежде земного осуществления, создавались в высших мирах. Можно читать в древних Заветах о Небесных Городах, именно, они строятся в действительности на различных сферах, и тем создается магнетическое притяжение. Часто люди не подозревают, что их терафимы живут уже в разных образах. Иногда ясновидящие усматривают такие действительные изображения и ошибочно переносят увиденное на земной план, тогда как земное отражение состоится позже. Но одно ощущение несомненно, именно существование таких терафимов, оно укрепляет сознание человека. Может быть, некоторые города уже существуют и в них живут названные люди? Можно идти в будущее так же уверенно, как бы очертания города были перед земным взором»[63].
Алтай, Звенигород есть терафим не только для России, но и для духовного преображения всего мира. В единстве с Гималайской Твердыней они дают великую надежду на построение Нового Мира на планете Земля, на планете, которая должна продолжить эволюцию именно по духовному пути, вбирая лучшие достижения и открытия человеческого разума.
Звенигород был назван «сердцем Азии»[64]. Но что же выделяло эту идею строительства Города Знания и Красоты по сравнению с идеальным государством Платона или Городом Солнца Томаса Мора, или христианской идеей Царства Божия на земле, или идей коммунизма — справедливого общества? — Отличало то, что в построении Звенигорода, Новой Страны как Священного Союза народов основой было Учение Жизни — духовное знание, накопленное и проверенное тысячами лет опыта мудрецов Земли, это знание имело и научную основу, и наставников, руководителей, помогавших в его применении и распространении.
Собирая записи об Алтае, о плане строительства, можно приблизиться к пониманию того, почему же «самое высокое на А[лтае]»[65]. И постараться осознать сказанное об Алтае и Гималаях: «…Почему А[лтай] и Гим[алаи] являются необходимым местом? Конечно, не только по богатству и по нетронутости. Есть подземные каналы и источники, соединяющие эти два пункта. Можно сказать, если Наша Община — Иерус[алим] невидимый, то Б[елуха] — Иерус[алим] сужденный»[66].
Поистине: «Ничего нет прекраснее восхода — и восход бывает с Востока»[67].
Для решения многих вопросов, связанных с предстоящим строительством на Алтае, экспедиция Рериха должна была посетить Москву. После смерти Ленина положение в стране было «не крепкое»[68]. Экспедиция несла дары и знаки почитания новой России, а также предлагалась Духовная Поддержка Махатм Востока. Она была главной, приняв которую, страна могла бы пойти по иному, более мирному и созидательному пути. К новому строительству были бы привлечены сотни миллионов трудящихся Азии. Огромнейший Евразийский Континент во главе с Россией задавал бы направление развития всему человечеству: Культура, в основе которой древнейшие религиозные принципы, и Наука, применяющая на благо человечества вырабатываемые знания, становились ведущими в этом грандиозном строительстве. Именно Ленин, который принимал делегации из Монголии и других стран Азии, понимал духовные силы и мощь народов Востока и чувствовал «непреложность нового строения России»[69]. Но лучшие возможности для развития России не были реализованы.
Десятки раз в Беседах было обращение Владыки ко всем сотрудникам: «Помогите строить Мою страну». Десятки раз. Но трудно развивается сознание человеческое. И когда по каким-то причинам невозможно продолжить путь по широкой дороге, всегда оставался путь странников — по тропе. Все на Земле должно делаться руками и ногами человеческими. Многие возможности планов по Алтаю были упущены.
Когда стало ясно, что план создания Города Знания на Алтае временно изменяется, то работу было указано продолжить в Гималаях, в долине Кулу, в Наггаре, где был открыт Институт «Урусвати» и почти на два десятилетия поселились Рерихи. Но все же воплощение великой общечеловеческой идеи — построения Звенигорода, Города Знания и Красоты, остается в анналах Высшего Мира.
Каковы причины того, что с Алтая пришлось перенести всю деятельность в Гималаи и на десятки лет законсервировать освоение и развитие Алтая?
Огромную негативную роль сыграли решения некоторых руководителей советского государства. Принятие послания и предложений Махатм Востока, принесенных Рерихом, означало помощь России, чтобы она не сорвалась и не примкнула к безумию Запада, окутанного чадом зла и пошлости[70]. Но правительство Советского Союза, вместо сотрудничества с экспедицией и оказания помощи в делах ее, занялось преследованием и притеснением всех дел на Алтае и в Сибири. Рерихам было Указано опираться на Чичерина и Сталина[71], через письма общаться с Луначарским, войти в сношения с помощником Дзержинского — М.Трилиссером. Но не нашлось в Москве защитников и сторонников экспедиции. «В М[оскве] никому не верьте»[72] — было Сказано в Урге 17 сентября 1926 года.
Вместо формирования нового духовно-материалистического сознания, по сути истинно религиозного и научного в их синтезе, в Советском Союзе стали происходить наравне с новым героическим строительством и негативные процессы.
Еще перед посещением Москвы было Сказано, что агрессивные политические круги угрожают действиям Николая Константиновича по Алтаю, что корпорация «Белуха» оказалась под угрозой. Однако еще оставались возможности «приступить на А[лтай] даже без “Б[елухи]”»[73].
Были также и международные угрозы и препятствия Рерихам, чинимые врагами России. И в первую очередь, от Англии. Она стала главным врагом на пути экспедиции как в России, так в Китае и Тибете.
После посещения Москвы и завершения Алтайской части экспедиции стало ясно, что центр всех работ будет временно перенесен в Гималаи. План эволюции требовал нового материального строительства, которое продолжилось в долине Кулу, в Наггаре.
В 1933 году Елена Ивановна спросила Учителя: «Почему столько бедствий обрушивается на Р[оссию], тогда как мы видим другие народы заслужив[ают] горшую Карму?» И получила Ответ: «Но там была дана особая возможность связи с Богом. Потому разрыв этот вызвал особое потрясение. Р[оссии] суждено слишком много, но она упорно не хочет принять Благодать. Она сама себя толкнула во тьму, и вы сами видели, как легко она отказалась от своего спасения. Вместо внимания была насмешка, вместо разума было кощунство. Теперь она может в любой час получить высшее Благо»[74].
Особые причины изменения плана связаны с упущениями тех, кому было доверено знать о роли Алтая и Звенигорода. За год до поездки в Москву, когда так просто могла вырасти «Белуха», стали появляться затруднения. «Жаль затруднений»[75], — так и было Сказано 28 февраля 1925 года. В основе успеха был рост духа, единение сотрудников, а не ссоры и пересуды. Владыка «указывал много раз, хотя бы важное время прочищать дух. Даже дети поймут невозможность ссор в дни семейных событий. ‹…› Разве может заблестеть «Б[елуха]», когда сор на пороге? Пора понять, что иглы мелких ссор и пересудов рвут прекрасную ткань. Уходят сложенные возможности после маленьких взаимных толканий. Без соизмеримости не прожить. ‹…› Можно разбить окна, можно пробить сердце, можно отяготить Моих посланных, но кто надоумил вас пятнить План Вл[адык]? Не слова Мне нужны, но рост духа»[76].
Таруханом (Г.Гребенщиковым) не была написана достойная книга об Алтае и Сибири, «книга высокой красоты»[77], она должна была стать огненным маяком для Советского Правительства и народного сознания. Но Тарухан не смог поднять свой дух[78], не смог охватить круг дел на Алтае[79], не стал певцом Алтая.
Логван (Л.Хорш) оказался биржевым маклером, а не достойным предпринимателем. Три миллиона долларов, которые планировалось вложить в «Белуху», не были получены. Хорш не произвел впечатления делового человека во время посещения советского посольства в Америке для обсуждения вопроса концессии на Алтае. Не состоялся и приезд Хорша на Алтай в 1927 году. Хорш не понимал, что призыв был «не для развития промыслов, но к развитию Мира…»[80], т.е. не для личного обогащения, а строительства Нового Мира на Земле.
Не увидели перспектив развития Алтая и богатые семьи Америки, такие как Форд и Рокфеллер, к которым были обращения от сотрудников Рериха. Форд, создавая народный автомобиль, мог бы принять идеи широкого международного строительства с центром на Алтае и финансировать проекты концессий. И другие крупные американские бизнесмены промолчали, хотя имя Рериха было известно в высших кругах в связи с прошедшими художественными выставками в центральных городах Америки в 1922–1923 годах. Выставки имели огромнейший успех.
Ояна (Э.Лихтман) и Нару (Т.Гребенщикова) — не оправдали свое предназначение Сестер Алтайских в деле служения народу в сфере воспитания, образования, медицины.
Не смогла понять своего назначения в тот период и Радна (З.Лихтман), допускала недовольство, проявляла большие личные амбиции.
Чахем-Була (Н.Кордашевский) не выдержал испытаний в переходе через Гималаи и уехал в Палестину вместо Америки, забыв обо всех указаниях, дававшихся ему.
Яруя (В.Шибаев) не выполнил задание по развитию кооператива «World service» в Риге.
Порой кажется, что это — мелкие причины, и с расстояния они выглядят не более как заноза в пальце. Но их оказалось столько, что все вместе они сложились в терновый венец от близких сотрудников и от тех, кто потом стали предателями Дела.
Вместо указанных путей избирались иные пути, отвечавшие не общему благу, а эгоистическим интересам, которые и становились препятствиями для реализации плана на Алтае. Об этом подробно говорится в книге М.Скачковой и Е.Тарасенко «Книга Сердца. Белая Тара»[81].
Однако духовный план, сформированный в огненных сферах, нельзя изменить. В 1952 году из Калимпонга Е.И.Рерих пишет Святославу Николаевичу письмо, полное силы и веры в будущее, связанное с Алтаем:
«…Нельзя упустить необыкновенную возможность маленькой Белухи. Родной, не теряй времени. Знай, что, если не усомнишься, Помощь будет явлена огромная. Не опасайся ничего, никаких заговоров и клеветы, победа твоя несомненна. ‹…› Все мои мысли и устремления и Луч Отца и Учителя будут с тобою во время битвы. Помощь подойдет вовремя»[82].
А еще в 1934 году Е.И.Рерих писала одному из своих корреспондентов М.Л.Никитину:
«Помните, как в первых книгах сказано: “Хотящий дойти в Новую Страну должен не только отбросить все предрассудки, но и войти путем новым”. Да, нельзя строить на том, что провалилось. Я и Н.К. проникали в окрестности России во время ее нового режима[83]. Знаем все ужасы его, но должны сказать, что сдвиг в сознании народа произошел, и это нужно понять. Народ жаждет света, он жаждет духовной пищи, но пища эта должна быть чистой, и ризы новых духовных наставников должны стать действительно белоснежными, и они должны идти стопами Владыки Христа и стопами Его истинного Отображения на Земле — Нашего Великого Преподобного Сергия»[84].
Именно эти наставления Елены Ивановны говорят о необходимости продолжения ярой работы не только на Алтае, но и по всей Сибири, по всей России. Именно «ярой» — слово, которое очень любила Елена Ивановна, когда направляла сотрудников к самоотверженной, напряженнейшей ответственной деятельности. И как напутствие на жертвенный труд звучат слова: «То, что отдано для России и ради России, того не жалейте. Пусть будут лучшие приношения для Моей страны»[85]. Разве можно сокрушаться или жалеть о труде для Дела, для Страны, которой дана особая связь с Высшим Миром? И Алтай является незримо-зримым центром этого нового Огненного начала Новой жизни.
Актуальна идея града Знания и Культуры как никогда и сейчас. Ведь место Звенигорода найдено и охранено[86].
Сейчас уже построены в Уймонской долине Мемориальный Дом-Музей Н.К.Рериха, Музей Знамени Мира имени Рериха и Мемориальная комната Елены Ивановны Рерих, Музей истории и культуры Уймонской долины. Возводятся храмы, строятся дома творчества. Много совершается культурных дел и событий на Алтае.
«Сила России очень велика»[87], — было записано в Дневнике Еленой Ивановной 11 декабря 1928 года, уже после завершения Трансгималайской экспедиции.
«Когда Иеровдохновение привлекает мысль к определенной стране или месту, значит, космически уже складываются обстоятельства великого значения. Может быть, такое очувствование места необъяснимо земным положением вещей. Может быть, такая страна, с земной точки зрения, находится в самом непривлекательном состоянии, но закон высший уже определяет место особого напряжения. Не видят еще глаза земные, но Иеровдохновение уже направляет сознание туда, где суждено сияние Света Высшего. Так поверх чувствознания светит нам Иеровдохновение. Часто оно как бы противоречит очевидности, но оно говорит слова Мира Огненного. Так и с ощущением, о котором сегодня сказано. Иеровдохновение направляет туда, где уже сияет вершина»[88].
Также Сказано, что Россия будет очагом исследования психической энергии[89], нового справедливого кооперативного движения, и женская роль в построении Нового Мира будет особенно велика.
31 декабря 1935 года, когда уже произошло страшнейшее предательство в Америке, когда, казалось, не находилось путей для реализации Плана, было Сказано: «Пусть каждый великий день приближает нас к первой цели. Трудны подступы к этой Державе. Порог высок, есть над чем задуматься. Но не только Наша мысль летит к России, но сами Лучи дальних миров посылают ей силу»[90].
Значит, в Русь Верят и Ждут.
03.09.2016 — 17.08.2022
----------------------
Примечания.
1.Рерих Н. Твердыня пламенная. — Рига: Виеда, 1991. — С.229.
2.Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики (далее: Записи…). Т.1–18. — 2007–2013.
3.Рерих Е.И. Записи… Т.4. — М., 2009. — С.120.
4.Там же. — С.122.
5.Там же. — С.129.
6.Там же. — С.148.
7.Рерих Е.И. Записи… Т.6. — М., 2009. — С.328.
8.Рерих Е.И. Записи… Т.7. — М., 2009. — С.48.
9.Там же. — С.49.
10.Рерих Е.И. Записи… Т.6. — М., 2009. — С.33.
11.Рерих Е.И. Записи… Т.5. — М., 2009. — С.99.
12.Рерих Е.И. Записи… Т.7. — М., 2009. — С.100.
13.Рерих Е.И. Записи… Т.5. — М., 2009. — С.139.
14.Рерих Е.И. Записи… Т.7. — М., 2009. — С.15.
15.Рерих Е.И. Записи… Т.5. — М., 2009. — С.293.
16.Рерих Е.И. Записи… Т.6. — М., 2009. — С.33.
17.Рерих Н. Алтай — Гималаи: Путевой дневник. — Рига: Виеда, 1992. — С.281.
18.Рерих Е.И. Записи… Т.7. — М., 2009. — С.48.
19.Рерих Е.И. Записи… Т.5. — М., 2009. — С.42. — «Ручаюсь, “Ал[атырь]” и “Б[елуха]” — источники богатств».
20.Рерих Е.И. Записи… Т.7. — М., 2009. — С.88. — «“Урянхай” нужен как резонатор для “Б[елухи]”».
21.Рерих Е.И. Записи… Т.5. — М., 2009. — С.118. — «Предложение р[усскому] правительству доходов пополам с освобождением от налогов».
22.Рерих Е.И. Записи… Т.5. — М., 2009. — С.98. — «…Система озер легко дает орошение и реки с гор могут легко нанести целую сеть каналов. Проверив уровни земли и естественные наклоны, даже плохой инженер догадается, как можно оросить явленную пустыню. Только надо шире мыслить и не забывать, что многие потоки стали подземными. Их нетрудно на поверхность вызвать. Но нужно раньше укрепить границы, иначе многие хозяева наедут. Когда наступают сроки, тогда духовные и земные возможности встречаются. Посему повторяю, думайте о крестьянах. Надо от Китая укрепиться. Надо думать о народе, который заселит эту пустыню. Потребуется десять миллионов отборных людей для н[ового] г[осударства] — хлеб сеять».
23.Рерих Е.И. Записи… Т.4. — М., 2009. — С.336–338. — «О рудовой промышленности. Руда явит Р[оссии] главный продукт. Новые металлы поднимутся, призванные лучами воздушной энергии. Магнит разного применения может как стрела компаса вести исследователя. Чистые, серебряные жилы могут вести к нахождению родины серебра–радия.
У[ран] явится предвестником грозной силы. У нутра Л[исьей] сопки явлена руда М. с особенным составом, дающим свет. Ее грозное значение может осветить целые города. Явление ее совершенно меняет устройство шахт. Св[етовой] бурав ее может расчленить как масло породы самые твердые. Сталь и алмаз ничто перед свет-лезвием. Но применение еще шире. Кроме резания недр, он может служить непроницаемой изоляцией, в случае необходимости отделить целую местность. ‹…› Миф о стене огненной получает жизнь. Луч сохранения — так назовем его. Луч проникновения можно назвать его, когда он режет недра. ‹…›
Руды помогут искать маленькие обитатели воздуха. Рост понимания духа привлекает и сотрудничество малых образований, населяющих воздух. Вот почему можно сожалеть о враждебности материи, можно было бы раньше достичь сознательного сотрудничества с материей.
24.Рерих Е.И. Записи… Т.7. — М., 2009. — С.48.
25.Рерих Е.И. Записи… Т.5. — М., 2009. — С.12–13.
26.Там же. — С.43. — «Провод луча радия поднял урожай…»
27.Там же. — С.99.
28.Там же. — С.248.
29.Рерих Е.И. Записи… Т.6. — М., 2009. — С.39.
30.Рерих Е.И. Записи… Т.5. — М., 2009. — С.18.
31.Там же. — С.326.
32.Там же. — С.326.
33.Там же. — С.326. — «…Лечение их (душевнобольных — ред.) не сложно: кроме воздействия лучей и провода, положим их спать на корнях кедровых. Смола и валериан составят оживление сосудов. Потом работа по пашне и жниву даст прием конденсированной праны. Полезно жниво, ибо каждый зрелый стебель выделяет жизнеспособность. Посмотрите, могли ли бы жницы выдержать эту тяжелую работу без вдыхания эманации стеблей. ‹…› Можно запомнить корень женьшень для душевнобольных».
34.Там же. — С.251.
35.Там же. — С.254.
36.Рерих Е.И. Записи… Т.4. — М., 2009. — С.260.
37.Там же. — С.300.
38.Там же. — С.162.
39.Рерих Е.И. Записи… Т.5. — М., 2009. — С.297.
40.Там же. — С.99.
41.Там же. — С.297.
42.Там же. — С.295–296.
43.Там же. — С.256.
44.Там же. — С.218.
45.Там же. — С.218.
46.Там же. — С.260.
47.Там же. — С.177.
48.Там же. — С.179.
49.Там же. — С.216.
50.Там же. — С.37.
51.Рерих Е.И. Записи… Т.4. — М., 2009. — С.317.
52.Рерих Е.И. Записи… Т.5. — М., 2009. — С.245.
53.Там же. — С.221.
54.Рерих Е.И. Записи… Т.4. — М., 2009. — С.324–326.
55.Рерих Е.И. Записи… Т.5. — М., 2009. — С.97.
56.Рерих Е.И. Записи… Т.4. — М., 2009. — С.231.
57.Рерих Е.И. Записи… Т.5. — М., 2009. — С.69.
58.Там же. — С.69.
59.Там же. — С.177.
60.Рерих Е.И. Записи… Т.7. — М., 2009. — С.89.
61.Там же. — С.98.
62.Там же. — С.99–100.
63.Мир Огненный, ч.II, 403.
64.Рерих Е.И. Записи… Т.5. — М., 2009. — С.345.
65.Там же. — С.349.
66.Рерих Е.И. Записи… Т.6. — М., 2009. — С.195.
67.Листы Сада Мории, ч.II, III.V.3.
68.Рерих Е.И. Записи… Т.5. — М., 2009. — С.255.
69.Рерих Е.И. Записи… Т.6. — М., 2009. — С.325.
70.Там же. — С.261. — «Сейчас наблюдаю развитие потока безумия в Европе. Точка безумия почти достигнута. Все безобразные стороны революции вкрались в жизнь, потому и ускоряем срок в надежде спасти утопающих. Если не придет ваша помощь, то Р[оссия] может снова сорваться и примкнуть к безумию Запада».
71.Там же. — С.173.
72.Рерих Е.И. Записи… Т.7. — М., 2009. — С.112.
73.Рерих Е.И. Записи… Т.6. — М., 2009. — С.78.
74.Рерих Е.И. Записи… Т.13. — Висмар; Вологда, 2011. — С.280–281.
75.Рерих Е.И. Записи… Т.6. — М., 2009. — С.12.
76.Там же. — С.73.
77.Там же. — С.165.
78.Рерих Е.И. Записи… Т.5. — М., 2009. — С.101.
79.Рерих Е.И. Записи… Т.6. — М., 2009. — С.66.
80.Там же. — С.195.
81.Скачкова М., Тарасенко Е. Книга Сердца. Белая Тара.— Минск: Звезды Гор, 2012.
82.Рерих Е.И. Письма. Т.9. — М.: МЦР, 2009. — С.139.
83.Имеется в виду пребывание Рерихов в Москве, в Сибири и на Алтае во время Центрально-Азиатской экспедиции в 1926 году.
84.Рерих Е.И. Письма. Т.2. — М.: МЦР, 2000. — С.371.
85.Рерих Е.И. Записи… Т.15. — Висмар; Вологда, 2012. — С.486.
86.Рерих Е.И. Записи… Т.7. — М., 2009. — С.159.
87.Рерих Е.И. Записи… Т.9. — М., 2010.— С.59.
88.Мир Огненный, ч.II, 337.
89.Рерих Е.И. Записи… Т.15. — Висмар; Вологда, 2012. — С.445.
90.Там же. — С.118.
-------------------
Репродукция картины Рашида Зиатдинова. Алтай. 2022.
Свидетельство о публикации №224121401590