Сентенции от начала декабря 2024г
-2-- Я заметил в себе нечто нехорошее, а именно: читаю ли я, или наблюдаю на прогулке за утками в пруду, или размышляю ли о чём либо – все эти процессы имеют большой недостаток: они похожи на демонстрируемый мне фильм по телевизору. Я не могу остановить показ, чтобы внимательнее зафиксировать увиденное, не могу ни ускорить, ни замедлить воспроизведение фильма, который на самом деле не фильм, а реальность. Я хочу сам двигаться и останавливаться в пространстве «фильма» – реальности, а ощущаю себя на эскалаторе и лишённым самостоятельности. Где моя воля, почему покинула меня? Зачем мне этот абсурд? Хорошо ещё, что скорость эскалатора достаточно медленная, и я могу разглядеть подробности своей жизни.
-3-- У меня дома много книг: я их покупал всегда, увидев интересного автора, или, когда, взяв в руки книгу в книжном магазине, и, прочтя абзац, другой – чувствовал интерес и волнение от языка и смысла. Когда я покупал книги, я их не читал, так как работал всю неделю по 10 часов в день. Однако попытки читать происходили, и я столкнулся с проблемой: как читать? Читая, я понимал, что смыслы, уложенные в строки книги, доходят до меня поверхностно, я чувствовал, что не понимаю полностью автора. И процесс восприятия был очень медленным, что расстраивало меня. Нынче я – пенсионер, время есть, и нечто изменилось в восприятии текстов: я приобрёл решительность в понимании: что есть важное, а что – чепуха. Книги теперь я прочитываю быстрее, чем раньше, но всё равно их слишком много, чтобы охватить все мысли замечательных авторов. Видно в принципе нельзя молиться количеству прочитанного, важнее понять, постигнуть главные символы и идеи нужные лично мне. Какие они – я не сформулирую, но у них есть признаки: во-первых, это ощущение вдохновения от их постижения, во-вторых – чувство спокойствия и удовлетворённости понятым.
-4-- Фильм "Дикая собака Динго" показывает девушку, старшеклассницу, у которой её внутреннее содержание никак не соответствует тому, что происходит вокруг неё. Она вся во власти своего внутреннего состояния. Эта девушка Таня не замечает, что её друг Филька влюблён в неё. Она понимает лишь то, что ей нравится некий юноша из её класса, и всё, что она делает – происходит под управлением её влюблённости. Эта ситуация – не новость, она известна почти всем. Я замечаю, что взрослым – это непонятно, рациональные рассуждения мамы и учителей – не доходят до сознания девушки. Когда мы взрослеем и перестаём отзываться на свои чувства и эмоции? Нет, эти движения души нас никогда не покидают, но относимся к ним мы уже иначе, чем в юности. Рациональное, расчётливое подчиняет и искажает и чувства, и эмоции. И ещё одно отличие взрослого отношения от юношеского, когда мы не знаем, как поступить и долго переживаем, прежде чем решиться на что-то. У взрослого нет такого периода чувствования обиды или радости, или непонимания ничего. Взрослый реагирует быстро и легко ставит точку в своих переживаниях. Это похоже на удачную жизнь: родился, ничего не переживал и быстро умер. Счастливая жизнь!
-6-- Посты и комментарии к ним на страницах «В контакте» разочаровывают. Часто встречается злобная ирония при отсутствии смысла. Создаётся впечатление, что комментарии умными людьми не пишутся. Это плохо. Комментарии имеют две положительные стороны: во-первых, это искренний отклик, попытка общения с миром. Но поучается, что это вызов на себя помоев грязи и глупости. Во-вторых, это опыт познания интернет сообщества «В контакте» У меня этот опыт – плачевный. На один корректный комментарий, не скажу, что согласный с моим постом, но просто вежливый, я вижу десятки оскорбительных по лексике или смыслу комментариев. Неужели в интернете так много блатных или просто хамов? Думаю, что умных и достойных – много, но они молчат. А глупых и невоспитанных – ещё больше
-7-- Море, океан даже на фото или на экране компьютера вызывает в душе ощущение чего-то великого, могущественного и, возможно, живого. Если представить себе, что входишь в эти волшебные и страшные воды, то чувство нового бытия охватывает душу. Есть завораживающие слова из романа японского писателя: «И объяли меня воды до глубины души моей». А вот если мы выходим из дома на улицу, или входим в магазин или в дом, то подобных движений души мы не ощутим. Наше восприятие притупилось от частого повторения таких переходов и градиент их мы не чувствуем. Мне кажется, что магическое сознание всегда реагирует на процесс входа в новое пространство, и этим оно богаче нашего обыденного восприятия окружающего. Особенно тускло видим мы днём, когда светло и на улице толпы народа. А если выйти на ту же улицу ночью, или утром, часов в 5, то опять нас обступит волшебная реальность. Даже выброшенный спичечный коробок, отбрасывающий длинную загадочную тень, будет казаться полным опасного значения. Интересно, что когда мы чувствуем разлитое вокруг колдовство, мы всегда одиноки. Вхожу в море я лично, а не «сотоварищи», которые всегда разрушают ауру необычного волшебного. Меня радуют такие чувства магического состояния пространства и материи. Между прочим, они сродни ощущениям от прекрасной поэзии или прозы.
-8-- Маленькие дети любят в песочнице строить из песка домики, куличики, холмики, туннели, дороги, …. Я тоже люблю подобное занятие, но строю разные сущности в мыслях своих. Вот пример этого. Я нахожу, что все, судя по мне, возводим в своей душе горки, или они сами возникают, с которых мы любим съезжать и кататься. Эти горки – наши состояния, когда нам чего-нибудь хочется, например: выпить вина, съесть стейк, или посмотреть телевизор, или почитать, …. Словом все наши желания – это как горки для малышей, которые любят кататься на них. И нам нравится предаваться своим желаниям: время при этом летит быстро и нам – хорошо. Иногда мы чувствуем, что стоим на краю огромной ямы, пропасти, и нам очень хочется съехать с кручи вниз, прокатится с ветерком. Это аналог наших страстей: наркотики, алкоголь, табак, секс, игра на рулетке, интриги, схватки на ринге или в подворотне, …. Не все могут удержаться от страстишек и несутся вниз со своих круч, испытывая гибельный восторг. Потом, испытывая страдания, они выбираются из своих ям наверх, к нормальной жизни. Это судьба гениального Чайковского.
Ещё куличик. Есть ребятишки, строящие геометрически правильно организованные куличики. Их действия подобны созданию Петром Великим Петербурга и, особенно, Васильевского острова: линии и проспекты. И есть ребятки, создающие свои куличи как попало: бессистемно. Они не озабочены общей картиной и пониманием создаваемого им мира. Это будущие анархисты, народовольцы, либералы и демократы. Они не осознают, что создают Хаос, и он им нравится. И те и другие ребятишки ссорятся друг с другом и пытаются драться за свою точку зрения. Их разнимают и успокаивают родители, взрослые, которые подобно человеколюбцу – Богу смягчают нравы и жизнь согласно с Его волей.
-9-- Пинг-понг – это игра, где двое играющих перекидывают целлулоидный шарик через сетку, разделяющую игровой стол пополам. Мне это очень напоминает мой день, когда меня спрашивают что-то, или сообщают мне ненужное. Я – как шарик – не бываю в покое: меня всё время изгоняют из внутренней сосредоточенности вопросами и разговорами. Поневоле я думаю о том, что такое общение? Наверное, для каждого – это нечто своё. Для меня же это – потеря части моей сущности. Я отчего-то, из-за эмпатии, что ли, проникаюсь состоянием визави и забываю про себя. После завершения разговора я не могу вернуться к моему состоянию, бывшему до общения, я его забываю. Более того, я растерян, так как не понимаю себя: что я хотел и зачем. Так бывает со всеми, кроме моей жены, все отрывают от меня часть души и уносят с собой до ближайшей мусорки. Взамен они оставляют мне небольшое понимание их сущности, что мне совсем и не нужно было. Меня восхищает армейская среда, где всё определено субординацией: есть начальники и подчинённые, нет приятелей и единомышленников: командир имеет право приказывать, а подчинённые обязаны исполнять приказы. Душевные движения в армии никому не интересны. Сурово, но зато ясно и чётко, результативно и не обидно, так как служим мы не случайному начальнику, а Родине и действуем по уставам, то есть известным правилам.
-10-- Мне всегда казалось, что ум всё может объяснить. Но я никак не могу пояснить себе жгучее чувство вины, испытываемое мною сегодня из-за, казалось бы, пустяка: я вчера смотрел очень долго телевизор и лёг спать только в 5 утра. Я знаю, что, если я выпью больше чем следовало бы, то буду испытывать на следующий день свою виновность. Я решил эту проблему тем, что более 100 грамм я больше не позволяю себе выпить. А почему я ощущаю вину из-за глупого смотрения детективов по телевизору? Я не понимаю, почему, но чувствую, что это правильное чувство вины. У меня есть внутренний цензор, пестун, который резко протестует, если видит, что я неправильно себя вёл. Откуда он взялся, этот цензор? Неужели я моралист, то есть тот, кого я всегда презирал?
Свидетельство о публикации №224121401700