Сентенции от начала декабря 2024г

-1--         Что есть мой, наш,  мир?  Как он устроен?  Вчера он был один, сейчас – другой, это понятно!  А подробнее,  какие составные части, детали мира мне, нам, известны? Оттолкнусь от языка. Мы знаем, что есть очень много разных языков. И все они и сложны – для иностранцев, и просты – для своих. Но в любом случае, устройство языков сходно с нашим миром, его свойствами.  Они состоят в том, что существует грамматика, лексика и так далее, то есть сотни тысяч подробностей, которые нужно выучить и привыкнуть к ним.  То есть наш мир мало того, что он условен, ведь все правила языка не Богом нам даны, а созданы нами же, так ещё наш мир очень сложен и требует от нас труда жить!   А как устроены обычные часы, их набор шестерёнок и пружинок? Ведь это тоже мир сложностей. Но нам нет нужды в нём разбираться – мы не часовщики, и кроме того, время всё упрощает: цифровые технологии делают устройство для показа времени – тривиальными.  А мир хирургов, дантистов, музыкантов, …? Разве это не наборы бесконечных сложностей. Но всегда находятся люди, которые ради заработка и социальной приспособленности, осваивают все эти унизительные трудности и, в дальнейшем, живут на дивиденды от своих усилий в первой половине жизни. Интересно, что ежедневная наши жизнь тоже требует от нас понимать и принимать решения в непредсказуемых и сложных ситуациях, которые не известны нам заранее, и мы не натренированы их преодолевать. Мы привыкли плавать в этом волнующемся море жизни и глубоко не ныряем, нам хватает сложностей и на поверхности. Впрочем, если бы вдруг нам попалась волшебная всемогущая палочка, то, право слово, мы не знаем, какую жизнь нам захочется  заказать! Поэтому хорошо, что наш мир похожий на луковицу или кочан капусты, что состоят из множества слоёв, в своём центре не содержит ничего кроме пустоты. И в этом особая красота мира.

-2--       Я заметил в себе нечто нехорошее, а именно: читаю ли я, или наблюдаю на прогулке за утками в пруду, или размышляю ли о чём либо – все эти процессы имеют большой недостаток: они похожи на демонстрируемый мне фильм по телевизору. Я не могу остановить показ, чтобы внимательнее зафиксировать увиденное,  не могу ни ускорить, ни замедлить воспроизведение фильма, который на самом деле не фильм, а реальность.  Я хочу сам двигаться и останавливаться в пространстве «фильма» – реальности, а ощущаю  себя на эскалаторе и лишённым самостоятельности. Где моя воля, почему покинула меня?  Зачем мне этот абсурд? Хорошо ещё, что скорость эскалатора достаточно медленная, и я могу разглядеть подробности своей жизни.

-3--         У меня дома  много книг: я их покупал всегда, увидев интересного автора, или, когда, взяв в руки книгу в книжном магазине, и, прочтя абзац, другой – чувствовал интерес и волнение от языка и  смысла.      Когда я покупал книги, я их не читал, так как работал всю неделю по 10 часов в день.  Однако попытки читать происходили, и я столкнулся с проблемой: как читать?  Читая, я понимал, что смыслы, уложенные в строки книги, доходят до меня поверхностно, я чувствовал, что не понимаю полностью автора. И процесс восприятия был очень медленным, что расстраивало меня. Нынче я – пенсионер, время есть, и нечто изменилось в восприятии текстов: я приобрёл решительность в понимании: что есть важное, а что – чепуха. Книги теперь я прочитываю быстрее, чем раньше, но всё равно их слишком много, чтобы охватить все мысли замечательных авторов. Видно в принципе нельзя молиться количеству прочитанного, важнее понять, постигнуть главные символы и идеи нужные лично мне.  Какие они – я не сформулирую, но у них есть признаки: во-первых, это ощущение вдохновения от их постижения, во-вторых – чувство спокойствия и удовлетворённости понятым.
-4--           Фильм "Дикая собака Динго"  показывает девушку, старшеклассницу, у которой её внутреннее содержание никак не соответствует тому, что происходит вокруг неё.  Она вся во власти своего внутреннего состояния.  Эта девушка Таня не замечает, что её друг Филька влюблён в неё. Она понимает лишь то, что ей нравится некий юноша из её класса, и всё, что она делает – происходит под управлением её влюблённости.  Эта ситуация – не новость, она известна почти всем. Я замечаю, что взрослым – это непонятно, рациональные рассуждения мамы и учителей – не доходят до сознания девушки.  Когда мы взрослеем и перестаём отзываться на свои чувства и эмоции? Нет, эти движения души нас никогда не покидают, но относимся к ним мы уже иначе, чем в юности.  Рациональное, расчётливое подчиняет и искажает и чувства, и эмоции. И ещё одно отличие взрослого отношения от юношеского, когда мы не знаем, как поступить и долго переживаем, прежде чем решиться на что-то. У взрослого нет такого периода чувствования обиды или радости, или непонимания ничего. Взрослый реагирует быстро и легко ставит точку в своих переживаниях. Это похоже на удачную жизнь: родился,  ничего не переживал и быстро умер. Счастливая жизнь!

-6--        Посты и комментарии к ним на страницах «В контакте»  разочаровывают. Часто встречается злобная ирония при отсутствии смысла. Создаётся впечатление, что комментарии умными людьми не пишутся. Это плохо.  Комментарии имеют две положительные стороны: во-первых,  это искренний отклик, попытка общения с миром. Но поучается, что это вызов на себя помоев грязи и глупости.  Во-вторых, это опыт познания интернет сообщества «В контакте»  У меня этот опыт – плачевный. На один корректный комментарий, не скажу, что согласный с моим постом, но просто вежливый,   я вижу десятки оскорбительных по лексике или смыслу комментариев. Неужели в интернете так много блатных или просто хамов?  Думаю, что умных и достойных – много, но они молчат. А глупых и невоспитанных – ещё больше

-7--     Море, океан даже на фото или на экране компьютера вызывает в душе ощущение чего-то великого, могущественного и, возможно, живого. Если представить себе, что входишь в эти волшебные и страшные воды, то чувство нового бытия охватывает душу. Есть завораживающие слова из романа японского писателя: «И объяли меня воды до глубины души моей».  А вот если мы выходим из дома на улицу, или входим в магазин или в дом, то подобных движений души мы не ощутим. Наше восприятие притупилось от частого повторения таких переходов и градиент их мы не чувствуем.  Мне кажется, что магическое сознание всегда реагирует на процесс входа в новое пространство, и этим оно богаче нашего обыденного восприятия окружающего. Особенно тускло видим мы днём, когда светло и на улице толпы народа.  А если выйти на ту же улицу ночью, или утром, часов в 5, то опять нас обступит волшебная реальность. Даже выброшенный спичечный коробок, отбрасывающий длинную загадочную тень, будет казаться полным опасного значения.   Интересно, что когда мы чувствуем разлитое вокруг колдовство, мы всегда одиноки. Вхожу в море я лично, а не «сотоварищи», которые всегда разрушают ауру необычного волшебного. Меня радуют такие чувства магического состояния пространства и материи. Между прочим, они сродни ощущениям от прекрасной поэзии или прозы.

-8--        Маленькие дети любят в песочнице строить из песка домики, куличики, холмики, туннели, дороги, …. Я тоже люблю подобное занятие, но строю разные сущности в мыслях своих.  Вот пример этого. Я нахожу, что все, судя по мне, возводим в своей душе горки, или они сами возникают, с которых мы любим съезжать и кататься. Эти горки – наши состояния, когда нам чего-нибудь хочется, например: выпить вина, съесть стейк, или посмотреть телевизор, или почитать, …. Словом все наши желания – это как горки для малышей, которые любят кататься на них.   И нам нравится предаваться своим желаниям: время при этом летит быстро и нам – хорошо.  Иногда мы чувствуем, что стоим на краю огромной ямы, пропасти, и нам очень хочется съехать с кручи вниз, прокатится с ветерком.  Это аналог наших страстей:  наркотики, алкоголь, табак, секс, игра на рулетке, интриги,  схватки на ринге или в подворотне, …. Не все могут удержаться от страстишек и несутся вниз со своих круч, испытывая гибельный восторг. Потом, испытывая страдания, они выбираются из своих ям наверх, к нормальной жизни. Это судьба гениального Чайковского.
Ещё куличик.  Есть ребятишки, строящие геометрически правильно организованные куличики.  Их действия подобны созданию Петром Великим Петербурга и, особенно, Васильевского острова: линии и проспекты. И есть ребятки, создающие свои куличи как попало: бессистемно. Они не озабочены общей картиной и пониманием создаваемого им мира. Это будущие анархисты, народовольцы, либералы и демократы. Они не осознают, что создают Хаос, и он им нравится.  И те и другие ребятишки ссорятся друг с другом и пытаются драться  за свою точку зрения.  Их разнимают и успокаивают родители, взрослые, которые подобно человеколюбцу – Богу смягчают нравы и жизнь согласно с Его волей.

-9--     Пинг-понг – это игра, где двое играющих перекидывают целлулоидный шарик через сетку, разделяющую игровой стол пополам. Мне это очень напоминает мой день, когда меня спрашивают что-то, или сообщают мне ненужное. Я – как шарик – не бываю в покое: меня всё время изгоняют из внутренней сосредоточенности вопросами и разговорами. Поневоле я думаю о том, что такое общение?  Наверное, для каждого – это нечто своё.  Для меня же это – потеря части моей сущности.  Я отчего-то, из-за эмпатии, что ли, проникаюсь состоянием визави и забываю про себя.  После завершения разговора я не могу вернуться к моему состоянию, бывшему до общения, я его забываю.  Более того, я растерян, так как не понимаю себя: что я хотел и зачем. Так бывает со всеми, кроме моей жены, все отрывают от меня часть души и уносят с собой до ближайшей мусорки.  Взамен они оставляют мне небольшое понимание их сущности, что мне совсем и не нужно было.  Меня восхищает армейская среда, где всё определено субординацией: есть начальники и подчинённые, нет приятелей и единомышленников: командир имеет право приказывать, а подчинённые обязаны исполнять приказы.  Душевные движения в армии никому не интересны. Сурово, но зато ясно и чётко,  результативно и не обидно, так как служим мы не случайному начальнику, а Родине и действуем по уставам, то есть известным правилам.

-10--         Мне всегда казалось, что ум всё может объяснить.  Но я никак не могу пояснить себе жгучее чувство вины, испытываемое мною сегодня из-за, казалось бы, пустяка: я вчера смотрел очень долго телевизор и лёг спать только в 5 утра.  Я  знаю, что, если я выпью больше чем следовало бы, то буду испытывать на следующий день свою виновность. Я решил эту проблему тем, что более 100 грамм я больше не позволяю себе выпить.  А почему я ощущаю вину из-за глупого смотрения детективов по телевизору?   Я не понимаю, почему,  но чувствую, что это правильное чувство вины.  У меня есть внутренний цензор, пестун, который резко протестует, если видит, что я неправильно себя вёл. Откуда он взялся, этот цензор?  Неужели я моралист, то есть тот, кого я всегда презирал? 


Рецензии