Потерянный топор...
Золотая нить?
Трудно сказать, что именно, товарищ Янис, хочет своей публичной критикой показать или доказать читателям «Алтаря». В любом случае, это его категорическое, я бы сказал, разносное выступление — невольно вызывает ассоциацию с репликой небезызвестного Паниковского из знаменитого романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок»: «А ты кто такой?»... В данном случае Янис как бы спрашивает нас, верующих читателей: а вы кто такие?
«Вы», на этот раз, все христиане, попавшие под прицел опрометчивого зэка по имени Янис К. Дескать, вы, сидящие в церквях ваших, не лучше нас, сидящих в тюрьмах... И, обнаружив в Библии, как он пишет, «Золотую нить», приходит к выводу: «мало кто применяет это (принцип его «Золотой нити», - П,Б.) в своей христианской жизни»... А принцип этой его ниточки, если я правильно понял, заключается в том, что, цитирую: «Мы должны поступать и жить, как Он (Христос, - П.Б.) жил». Ну, подумалось, слава Богу, что дошло до человека, преступившего уголовные и Божьи законы, как ему и всем остальным людям следует жить. Но, что он дальше кропает, уже вызывает некоторое сомнение в обновлении его ума и просветлении его души и духа. Найденная им ниточка, судя по письму в целом, пока ещё, прозрачна и тонковата. Так что за Яниса надо бы молится.
Резюме заключённого...
Товарищ К. сообщает нам, что слышит (по телефону?) от многих христиан, будто они «много молятся, читают Библию и, главное, жертвуют». Казалось бы, радоваться надо наличием таких, достойных похвалы, братьев-христиан, ан нет: «Мне это напоминает тех, о ком Апостол Павел пишет: «всегда учащихся, и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим. 3:7)... Годами сидят в церквях, а сами ведут мирской образ жизни» и так далее и в таком же осуждающем духе. «Значит, - заключает заключённый К., - благодать приняли напрасно»... Так и хочется написать здесь: хорошо, что не люди произведут окончательный Суд над человечеством... Прерогатива здесь принадлежит исключительно Сыну Божьему — Иисусу Христу.
Для убедительности, как бы познавший истину осужденный К., добавляет ещё к своему беспощадному приговору слова апостола Иакова о том, что без добрых дел вера мертва и что, цитирую,: «надо полностью подчиниться водительству Духа Святого». Вот это смирение и полное подчинение Духу, якобы, и есть то, что он называет «Золотой нитью», за которую он держится... Далее Янис даёт нам ещё и образец молитвы на случай потери нами таинственного «топора»... (о нём чуть ниже).
Думаю, что мы вправе теперь посоветовать нашему оппоненту повнимательней исследовать тексты Священного Писания, проверить свою «нить» на прочность и, на всякий случай, заглянуть в книгу русских пословиц. Вот одна из них: «Не всякому слуху верь». Даже мирские, далёкие от Бога люди, об этом знают.
Ладно, если бы эти золотые напутствия лились с кафедры, или из уст богобоязненного служителя, или же от искренне покаявшегося и засвидетельствовавшего это братве или, к примеру, в «Забытом Алтаре», но здесь мы имеем дело с персоной, имевшей в своём списке (судя по финалу его бурной деятельности на свободе) больше черных дел, чем добрых. Потому и упрятан за решётку. И вот теперь он, так сказать, с бревном в глазу поучает законопослушных людей, имеющих всего лишь занозы в глазах. Более того, упрекает верующих, которые жертвует, в том числе и для осужденных...
Спрашивается: за какую же «нить» наш новоявленный герой держался, совершая уголовные преступления? Какая верёвка его сегодня тянет, если он, отбывая срок наказания, попутно наотмашь бьёт по авторитету Христианской Церкви и её народа? На этот случай есть такая русская пословица: «Других не суди, на себя погляди». А Библия ещё конкретней наставляет и предупреждает: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Видать, Янис, или выборочно читает Писание, или «нить» его - всего лишь продукт собственной фантазии и он, по сути дела, не применяет в своей жизни то, чему Слово Божье всех нас учит.
Сидеть за решёткой и обвинять в грехах людей, которых не только не знаешь, но ещё и виноват перед
ними - перед всем цивильным обществом и его Творцом — нонсенс...
Критические выпады
Осуждённый К. приводит в своём письме ещё и пример о том, как некто из рабов сынов пророческих уронил топор в воду. И вот он, Янис, задаётся вопросом: «Может, и мы когда-то потеряли свой «топор?». (Топор, по его мнению, олицетворяет духовный дар человека). Кого он под местоимением «мы» ввиду имеет, не уточняет. Правда, признаётся, что сам он - точно «потерял свой духовный дар, когда попал в заключение»... А не раньше ли? Ведь благословенные и одарённые духовными качествами люди в тюрьму, как правило, не попадают? Стало быть, «золотая нить», некогда потянувшая К. за колючую проволоку, оказалась поддельной? А «топор» использовал не по назначению? Боюсь, что вера, если таковая у Яниса имелась, была напускной. Зато в письме даёт знать, что сегодня уже не он в миру, а верующий народ христианских церквей... Размахнулся, однако...
Меня всегда удивляют и смущают критические выпады иных заключённых в адрес христиан, многие из которых переживают за них, всячески поддерживают их. Подобное дерзкое поведение свидетельствует о том, что такие низменные качества, как гордость, цинизм и противление добру, тюремных ворчунов не покинули. Им бы каяться и просить прощения, а они критиканствуют. Гневаются. Злобствуют. Причём целью выбирают самых безобидных и безопасных людей - христиан. Об этой проблеме авторы и редакторы «Забытого Алтаря» уже не однажды писали.
Правда, под конец своего наговора, товарищ К., видать, заметил, что не туда заехал и палку явно перегнул. И вот, пытаясь как-то смягчить своё неоправданно резкое обличение церквей, идёт на попятную: «Я написал это вам не для того, чтобы кого-то осудить... это я принял для себя самого». Что принял? Свою критику? Но признание в том, что потерял свое «топор», ещё не есть самокритика (если он не неё намекает). Сообщение об утере «Духовного дара» - всего лишь констатация факта, а не сожаление сокрушённого сердца по поводу духовного обнищания и, как следствие, совершение преступления. Впрочем, что потеря действительно состоялась, подтверждается его огульным обвинением церквей и наличием морально-этического дефицита.
Слышал звон...
В этом месте стоит заметить, что для того, чтобы критиковать - браться за анализ чей-то деятельности или чьих-то поступков - мало желания опубликоваться в общественной прессе: нужно ещё и быть честным, желательно широко образованным и знающим Священное Писание (тем более, если выбрана религиозная тема) человеком. Нужно обладать хотя бы задатками критического мышления. То есть, умением сомневаться в любой полученной информации. Если слышал что-то где-то от кого-то, то застрахуйся от сплетен и ошибок. Укажи от кого, когда, в связи с чем и что именно слышал и дословно записал. Затем необходимо досконально проверить правдивость того, что слышал. В тюрьмах такое исследование вряд ли провести, поэтому не надо и браться за непосильные, скользкие темы, а то получится, как в той поговорке:
«Слышал звон, да не знает где он». Ничего не понял, но сигналит...
Критика — это хороша, но только, если она Библейски выверена, конструктивна, то есть, обоснована, аргументирована, объективна и, главное, даёт предложения по устранению выявленных недостатков, проблем, грехов. Предложение, точнее, пожелание Яниса «для многих», то есть, для нас, не осужденных, таково: «чтобы не ходили, как слепые, не блуждали в темноте»... Откуда у него такая уверенность, что все христиане есть блуждающие слепые? Никак сам, хоть и в темнице, да в полном свете ходит и далеко видит? Ай да Янис...
Независимо от статуса
Люди, способные мыслить критически всегда очень осторожны и внимательны. Они видят причинно-следственные связи между явлениями. Они замечают ошибки в рассуждениях, как чужих, так и собственных. Они умеют подбирать аргументы. Они легко, логично и убедительно доказывают свою точку зрения. Они замечают нестыковки, нарушения логики и манипуляции фактами и, что очень важно, могут подвергать сомнению и находить слабые места, оплошности, а то и грубые ошибки даже в собственных рассуждениях и убеждениях. Не уверен, что наш новый автор внимательно и несколько раз перечитал своё послание в газету и церквям, сделал много исправлений и корректур, что-то вычеркнул, а что-то существенное добавил с тем, чтобы статья была правдивой, справедливой и полезной для читателей и самого себя.
Между прочим, даже профессиональные журналисты и писатели дают своим материалам, записям сначала полежать день-другой, затем их вычитывают, дорабатывают и только потом пускают в ход. Известный во всём мире писатель Л. Толстой по три раза переписывал свои тексты.
Известно, что если самоуверенный и упрямый человек, независимо от его статуса, уже принял точку зрения, то от неё ему потом трудно отказаться. Мозг будет намеренно искать подтверждение своей драгоценной мысли, своих мудрых выводов... Многие критики, если хотите критиканы, скорые на резкие высказывания и незаслуженные обвинения ближних своих, игнорируют потом опровергающую их мнение информацию. Допускаю, что от автора напичканного пассивной агрессией «топорного» письма, можно ожидать продолжения...
И нить, и топорик
Ну да ладно. Простим нашему новому знакомому из некоей латвийской тюрьмы. Будем надеяться, что он, Янис К., всё же найдёт надёжную нить, а ещё лучше — спасительный путь к живому Богу, и что свой заветный топорик больше не потеряет.
Уже хорошо то, что Янис начал задумываться о причинах лишения и путях восстановления духовности как своей собственной, так и товарищей своих и даже тех, кто, пока ещё, не совершал никаких уголовных преступлений и кого он знает только понаслышке, но судит...
Да, слухами земля полнится. Но надо ли их обязательно подхватывать и, тем паче, размножать на весь Мир? В церквях, конечно же, имеются. так называемые или именные христиане. Но ведь большинство прихожан, надо полагать, святые дети Божьи? Так или иначе, но у Вселенского Владыки всегда и везде есть свои, преданные Ему, слуги. Об этом Он уже в древние времена пророку Илие сказал (3Цар. 19:18).
«Топор», если видеть в нём образ даримых нам милостивым Творцом всего и вся, Духовных даров - все мы, как прощёные, так и непрощённые грешники, - рискуем нечаянно или сгоряча выронить из рук да в реку. Но, наверняка, не к каждому горемыке этот благотворный инструмент чудным образом вернётся... Придётся самим поднапречься. Это можно посоветовать и Янису.
Время Божьей милости подходит к концу. Судя по многочисленным приметам, о которых предупредил нас уже за две тысячи лет тому назад грядущий Мессия, мы на пороге Великой Скорби.
В церкви ли, в тюрьме ли, с ниткой ли или топором, но еле тёпленьких, - говорит Иисус Христос прихожанам задремавшей Лаодикийской церкви, - Бог извергнет из уст Своих (Отк. 3:16). Ни «Золотые нити», ни «топоры» в этом случае уже не помогут. У изолированных от общества зэков, включая и неожиданно взыскательного Яниса К., нет в этом смысле абсолютно никаких преимуществ, ибо Бог — нелицеприятен. И справедлив.
Петер Браун
Свидетельство о публикации №224121401824