Гиперборея
"Быть на Кольском полуострове и не побывать в горах- история не про меня.Конечно, в Хибины без сняряги не полезешь,но есть уникальные места доступные для однодне-вного визита.Правда,без проводника и заброски не обойтись.В конце статьи,все кон-такты и ссылки.Стартовали на машинах рано утром из Ковдора по трассе к посёлку Ёнский(рядом Ёна сколько в одном месте названий на Ё).Далее по грунтовке до Рико-латвы.Этот маленький посёлок в советские годы славился оленеводческим хозяйством Владимира Фёдоровича Тихомирова и созданного на его базе училища,в котором гот-овили специалистов оленеводов.Сейчас в Риколатве осталось пару жилых улиц.Рико-латва с финского «риекко» куропатка,«латва»— вершина,верховье реки.Бросаем машины, пересаживаемся в "буханку"- советский внедорожник,который даст фору зарубежным аналогам.Едем по старой дороге вдоль каскада рек и озёр.Эти места не безопасны для прогулок.Пол столетия назад здесь добывали слюду-мусковит,работало горнодобывающее предприятие Ковдорслюда.Попутно добывали керамику,шпат и другие полезные ископа-емые.Сейчас в горах разбросаны заброшенные вентиляционные шахты.Поэтому без мест-ного провожатого ходить здесь не рекомендуют.Забрасываемся почти на 20 км.к озеру Колос.Отсюда мы должны подняться на вершину горы Кюме-Тундра.Дороги нет,идём по пересеченной местности по гармину.В лесу вместо травы много мха и ягеля.Встреча-ются следы животных.На первой же переправе и искупалась в ледяном ручье.Обувь без протектора- горе инструктору но,где наше не промокало? Через 1,5 часа вышли к подножию горы.На встречу начали попадаться каменные блоки идеальной формы с пара-ллельными/перпендикулярными надрезами.Точно здесь была каменоломня и забракован-ный материал,остался доживать свой век,пока не превратиться в песок .Украшает Кюме-Тундру Сейд камень.Сейд- каменное сооружение,священный объект са-амов(местных жителей этих краёв,их же называют лопари и отсюда название Лаплан-дия- неофициальная страна расположенная на территории Норвегии,Финляндии и Росс-ии- Кольском полуострове).Сейд камень стоит на трех опорах камнях.Размеры его огромны и тяжело представить,как природа или человек соорудили этот мегалитичес-кой объект на склоне горы.Вопрос почему он не катиться вниз,так и остался откр-ытым.На вершине есть небольшой водоём с питьевой водой.Здесь мы устроили привал и обед.Во второй половине дня штурманули вторую вершину Кюме-Тундры.Кстати,это самая высокая гора в этом районе- 624 м.над ур.моря.Здесь поиграли в снежки(в прямом смысле этого слова)и искупались в небольшом каменном бассейне природного происхождения.Природа тоже играла с нами,но уже в прятки солнце,ветер,дождь,шти-ль.Простились с каменными идолами и по ковру из мха и ягеля отправились в обра-тный путь.Природа или человек- кто автор этих творений? А вы как думаете пишите в комментариях.Огромное спасибо,нашему проводнику Ольге Зенкиной(туристический клуб Горизонт).Надумаете посетить Гиперборею,обращайтесь к ней за помощью."
(ст."Славянская мифология и язычество",Истории от историка,2023) "Религия.О язычестве восточных славян мы знаем очень мало.Торжество христианства над «пога-ньством» на Руси выразилось не столько в успешном выкорчёвывании языческих корн-ей из народной почвы,сколько в предании их забвению.Церковь,разумеется,отнюдь не была озабочена сохранением «культурного наследия» языческих времён,а древнерус-ские книжники и в мыслях не имели оставить потомкам подробное описание поверж-енных кумиров,пребывая в уверенности,что интерес к этому предмету может происте-кать лишь от дьявольского «прельщения».В результате нашему взору доступны только случайно уцелевшие осколки некогда огромного мозаичного полотна.Реконструкция его в полном объёме сейчас уже вряд ли возможна.Впрочем,целостной системы языч-еских религиозных воззрений в известном смысле и не существовало.Гельмольд отм-етил,что «у славян имеется много разных видов идолопоклонства,ибо не все они пр-идерживаются одних и тех же языческих обычаев».Если всё же говорить о восточнославянском язычестве в целом, то в VIII—IX вв. оно состояло из напластований различных эпох религиозного творчества. Наиболее древняя религиозная идея населяла мир добрыми и злыми духами, вездесущими и могущественными, хотя довольно-таки аморфными, и стремилась узнать их волю и задобрить молениями и жертвоприношениями. Автор «Слова об идолах» — сочинения, относящегося к XI—XII вв., — засвидетельствовал, что восточные славяне «клали требы упырям и берегиням». Эти существа и были, по-видимому, олицетворениями двух противоположных начал — злого и доброго. Их архаичность подчёркнута неопределённостью внешнего обличья. Эманация зла происходила от упырей, но сама злая сила была бесформенна и невидима. Ею была пронизана вся природа — не только предмет в целом, но и его часть: зло таилось, например, как «в дереве», так и «в листе, и корени, и в ветвии». Переносчиками зла служили «семьдесят семь ветров», полуденных и полуночных.Отсюда— предельная конкретность заговоров и оберегов, направленная на то,чтобы посредством магического перечисления пресечь все возм-ожные пути вредоносного воздействия.Упырями становились главным образом чужаки, иноплеменники— например,убитые враги,но также и умершие изгои— преступники,изгн-анные из племени или рода.Писатель XVI в.Максим Грек сообщает,что в случае прир-одного бедствия(весенних заморозков и т.п.)крестьяне сообща стремились обуздать и обезвредить расходившихся упырей,для чего «извергали» их из могилы или пронза-ли «колием».Вредоносными мертвяками были и навьи,к которым причислялись все нее-стественно умершие— «убитые,заблудившиеся,с дерева падшие»,самоубийцы и т.д.Доб-рое начало,помимо берегинь,было представлено духами предков,родоначальников— чуров(или щуров,пращуров).Их важнейшее охранительное значение для родичей запе-чатлелось на долгие века в заклинательной формуле:чур меня!— то есть храни меня, пращур.Кроме того,славянский чур,подобно римскому божеству Терму,являлся обере-гателем родовых полей и границ— его функцию донесло до нас слово «чересчур»,вы-ражающее нарушение меры, границы.«Повесть временных лет» сохранила одну черту погребального обряда восточных славян,позволяющую понять возникновение этого сл-ова.Наши предки имели обычай ставить сосуд с прахом сожжённого покойника на чуре — придорожном столбе у распутья,который служил межевым знаком соседних родовых владений.Потому-то перекрёсток ещё долгое время спустя считался на Руси опасным местом: здесь родич некогда оказывался на границе охраняемого благодетельным чуром родного поля,переступив которую он попадал на чужбину,во враждебный мир, где правили родовые божества соседей,угрожавшие дерзкому чужаку всяким лихом. Почитание предка-чура переносилось не только на его душу,но и на прах,благодаря чему культ предка включался в аграрный культ плодородия.Древнейшей формой аним-изма было также почитание источников,болот и рощ,то есть,собственно,не их самих, а обитавших в них духов.Древнерусские литературные памятники фиксируют эти веро-вания начиная с XI в.Наряду с верой в населяющих природу бесчисленных духов и божков,у восточных славян бытовала архаическая форма языческого монотеизма как представление о космическом единстве всего сущего или,точнее,природного мира.Эт-от культ верховного небесного владыки был также общеславянским.Прокопий Кесарий-ский описал его в следующих словах:«..они считают,что один из богов— создатель молнии— именно он есть единый владыка всего,и ему приносят в жертву быков и вся-ких жертвенных животных».О том же пишет Гельмольд:«Между многообразными божест-вами,которым присвоены леса,поля,печали и радости,они признают единого бога в небесах,повелевающего прочими богами,и верят,что он,всемогущий,заботится только о небесном..»Космическое божество восточных славян,по-видимому,носило имя Рода. Древнейшее происхождение его культа засвидетельствовал упомянутый автор «Слова об идолах»: по его словам,«словене начали трапезу ставити Роду и рожаницам пере-же(прежде,раньше)Перуна бога их».Рожаницы были,вероятно,ещё более древними боги-нями-праматерями,которые со временем уступили место мужскому патриархальному бо-жеству и оказались связанными с ним супружескими узами.Почитание Рода относилось к очень древнему пласту народных верований.Где-то в VIII—IX вв.это архаическое божество уже потеснили новые поколения богов,составившие восточнославянский Оли-мп.Родоначальником славянских богов-олимпийцев был Сварог— бог неба(санскр. «svarga»— небо)или небесного огня.Его греческим двойником,надо полагать,выступ-ает Кронос,при котором на земле установился «золотой век».Дажьбог,как явствует из его имени,выступал,по-видимому,в роли божества,наделителя благ.«Слово о полку Игореве» именует славян— Дажьбожьими внуками,а ветры— Стрибоговыми внуками.Не значит ли это,что тот и другой выступали в качестве подателей и распространите-лей самой жизни? Ведь ветер и душа,по славянским представлениям,принадлежали, так сказать,к одной субстанции(«душа» и «дуть»— однокоренные слова).Ещё одним почитаемым восточнославянским божеством был Волос/Велес.По летописному известию, идол Волоса стоял в Ростове.Его культ,вероятно,восходит к охотничьим верованиям мустьерской эпохи(100— 35 тыс.до н.э.),к которой археологи приурочивают возни-кновение тотемного обожествления медведя,чьи голова и лапы считались неприкосно-венными и не употреблялись в пищу.Само имя этого божества связано с мехом(«вол-оха» означает шкуру,«волохатый» значит «мохнатый, косматый,кудлатый»); иначе Во-лоса называли «скотий бог».Видимо,его древнейшие функции были связаны с обере-ганием домашнего стада.Медвежья лапа,носившая название «скотьего бога»,ещё в начале XX в.вывешивалась подмосковными крестьянами во дворах для охраны скота. Но в IX в.Волос был уже и покровителем торговли и достатка,так как к тому врем-ени слово «скот» употреблялось в значении денег и вообще богатства.В «Слове о полку Игореве» певец Боян назван Волосовым внуком,из чего можно заключить,что это божество покровительствовало «поэзии».Таким образом,Волос как будто сближа-ется с Аполлоном,который был богом искусства и в то же время пас стада у царя Адмета.Почитание Перуна связано с общим для индоевропейских народов обожествлен-ием грома и молнии(его греческим аналогом выступает Зевс).В хеттском языке слово «перуна» означало скалу, гору.Местообитанием Перуна в славянской мифологии были вершины гор,в ненастные дни,как правило,окутанные облаками,— отсюда и появился образ Перуна как повелителя молний,всемогущего громовика.Обличье Перунова идола «Повесть временных лет» описывает так:«Перун древяный,глава серебряна,ус злат.»; «Слово об идолах» добавляет ещё:«ноги железны».Тексты договоров «руси» с греками свидетельствуют,что клятва именем Перуна являлась залогом исполнения обязатель-ств.Перуну был посвящён четверг— «Перунов день»(«перенден» у поморских славян).
Любопытно, что такие же соответствия можно увидеть и в других индоевропейских языках: по-английски четверг — «Thursday» (а если отвлечься от английского произношения и прочитать латинские буквы,то получится Thor’s day— день Тора). По-немецки четверг— Donnerstag(т.е.день Доннара-Тора).Французское «жёди»(jeudi) произведено от латинского «Иовис диэс»(Jovis dies),поскольку у древних римлян четверг также был посвящён латинскому Перуну— Юпитеру.Как видите,наши предки бы-ли в этом смысле не оригинальны.Помимо прочих ритуалов,Перуну возносили моления о дожде в засуху; считалось,что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день»— четверг. Разумеется,просьбы эти не всегда выполнялись,чем не преми-нули воспользоваться христианские миссионеры,чтобы дискредитировать Перуна в глазах язычников.Вот в их устах выражение «после дождичка в четверг» и преврат-илось в формулу недоверия— сначала к Перуну,а затем и вообще ко всему несбыточ-ному,что неизвестно когда исполнится.Упоминаемые в летописи Хорс и Симаргл,по-видимому,не были богами восточных славян.Их происхождение прочно увязывается с ираноязычной средой южнорусских степей.Хорс принадлежал к числу солнечных боже-ств и, вероятно,в этом качестве часто объединялся с Дажьбогом.Наиболее близкой аналогией Симарглу является,очевидно,Сэнмурв(или Симург)— крылатая собака иран-ской мифологии,связанная по своей древнейшей функции— оберегание поля— с культом плодородия.Единственным женским божеством восточнославянского Олимпа была Макошь (Мокошь,Макешь,Мокуша,Макуша).Ее имя входит почти во все поучения XI—XIV вв. против язычества.Известны этнографические записи XIX в.о вере в Макошь на Русс-ком Севере и её изображения в образе женщины с большой головой и длинными руками ,обыкновенно поднятыми к небу.Общеславянских корней культа Макоши не обнаружено.
Суть культа Макоши помогает прояснить этимология ее имени.Древнерусское слово «къшь» означает «жребий»,«кошитися»— метать жребий.Исходя из этого,можно истолк-овать имя «Макошь» как имя богини удачи,судьбы.В этом же смысле она упоминается в сохранившейся поговорке,противопоставляющей христианское Провидение языческой судьбе:«Бог не макешь,чем-нибудь да потешит».Поскольку в древности размер урожая каждый год определяется случаем,слово «кошь» перекочевало в сельскохозяйственную терминологию со значением ёмкости,наполненной богатством.Этот смысловой ряд пре-дставлен словами: «кошь»— корзина,плетёный возок для снопов,«кошёлка»,«кошель», «кошуля»— различные плетёные ёмкости для зерна,хлеба и других продуктов,«коша-ра»— плетёный хлев,куда загоняют живое богатство— овец.Так Макошь стала надел-яться функциями покровительницы наполненных кошей,матери урожая,богиней плодов хозяйственного года.У поморских славян имелся языческий дьявол, поклонение которому Гельмольд описал в следующих словах: «Есть у славян удивительное заблуждение. А именно: во время пиров и возлияний они пускают вкруговую жертвенную чашу, произнося при этом, не скажу благословения, а скорее заклинания от имени богов, а именно, доброго бога и злого, считая, что все преуспеяния добрым, а все несчастья злым богом направляются. Поэтому злого бога ни на своём языке называют дьяволом, или Чернобогом…» Из других источников известно, что противник Чернобога звался Белобог — это второе имя божества Святовита, храм которого располагался в городе Аркона, на острове Рюген. Предания о Белобоге (Белуне)и Чернобоге распространены также на Украине и в Белоруссии,однако неизв-естно,принадлежат ли они к древнейшему пласту общеславянской мифологии или явля-ются более поздним заимствованием.Связь человека с божеством определялась отнош-ениями родства.«Слово о полку Игореве» называет славян «Дажбожьими внуками»— и это не христианское духовное сыновство «по образу и подобию»,а самое настоящее телесное— плоть от плоти.Происхождение славян «от крови богов» отмечал также Ге-льмольд.Религиозные представления о душе и загробной жизни также несли на себе
отпечаток неразвитости,дуализма.С одной стороны,они возвысились до идеи бессме-ртия души,с другой— душа,по понятиям восточных славян,все ещё была тесно связана с материальным началом- паром,дымом,ветром,что нашло отражение в словах «дуть», «душно».Порой она представала в образе птицы.Так,упоминавшиеся навьи,по сущест-вующим поверьям,оставляли в натопленной бане птичьи следы.Религиозная мысль вос-точных славян дошла и до идеи рая,носившего название «ирий»,— страны тепла и св-ета,но это был вполне земной рай,помещавшийся где-то на востоке или на юге,отку-да прилетели перелётные птицы.Владимир Мономах,один из образованнейших предста-вителей христианской культуры в древней Руси,говоря о перелётных птицах,прибыв-ших из-за моря,все-таки пишет:«сему ся подивуемы,како птица небесныя из ирья идут..» Загробная жизнь в ирии мыслилась как продолжение земной,подтверждением чему служат бытовые вещи,обнаруженные археологами в восточнославянских могиль-никах.Эти представления о загробном мире порождали соответствующий погребальный обряд— трупосожжение.«Повесть временных лет» засвидетельствовала его широкое ра-спространение у вятичей ещё в XI в.:«И аще кто умряше,творяху тризну над ним.И по сем сотворяху краду велику и возложаху на краду мертвеца и сожьжаху и[его]. Посемь,собравше кости,вложаху в судину малу и поставляху на столпе на путях..» Почти в тех же словах славянское погребение описывает Ибн Русте:«Когда кто-то из них умирает,его сжигают на огне,а их женщины,если кто-то умер,ранят себе ножом руки и лицо.На другой день после сожжения этого умершего они идут к нему,берут пепел с этого места,кладут его в сосуд глиняный и ставят на холм.Когда проходит год после того,как он умер,они берут 20 больших кувшинов мёда,менее или более того,и направляются к тому холму,собираются родственники умершего,едят там и пь-ют,затем удаляются».Археологические находки полностью подтверждают это описание. Смысл насыпания кургана над захоронением разъясняет один эпизод из «Деяний данов» Саксона Грамматика. В сражении с датчанами гибнет «рутенский» князь Бой. «Рутены, — пишет Саксон, — похоронили его тело, приготовив великие похороны, и войско соорудило в его честь огромный холм, чтобы не исчезло из памяти потомков воспоминание о таком славном юноше».Что касается религиозного обоснования трупо-сожжения,то оно приведено в записках Ибн Фадлана.Во время церемонии сожжения те-ла знатного руса один купец-рус так разъяснил Ибн Фадлану смысл этого обряда: «Вы,о,арабы,— глупы! Воистину вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в землю,и съедают его прах и гнус и черви..А мы сжигаем его во мгновение ока,так что он входит в рай немедленно и тотчас».Славяне смотрели на дело точно так же.По словам Ибн Русте,славяне «раду-ются во время сжигания умершего,считая,что радуются ради милосердия их бога над ними».Вероятно,с трупосожжением был связан и обычай прыгать через костёр,симво-лизировавший перелёт души в ирий.Если умерший был знатным человеком,то вместе с ним в ирий отправлялась и одна из его жён или наложниц— обыкновенно,самая люби-мая.Этот обычай,известный по сочинениям арабских авторов IX-X вв.,впрочем,быстро исчез.По крайней мере,древнерусская церковная литература,обличавшая всевозможные языческие безумства,совершенно умалчивает о нём.Важнейшим признаком неразвитости восточнославянского язычества было отсутствие в нём жреческой касты.Место жрецов занимали волхвы,чьё имя связано со старославянскими словами влъснути— «непонятно говорить» и влъшьба— «колдовство».Разница между жрецами и волхвами достаточно велика.Если волхв— это всего лишь гадатель,знающий и предрекающий будущее,ближе обычных смертных стоящий к таинственным силам природы, то жрец — избранник Бога, который и дарует своему служителю духовное могущество; кроме того, статус волхва должен постоянно поддерживаться соответствующими действиями — предсказаниями, успешным излечением болезней и т. д., поскольку волхвом человек называет себя сам и стремится убедить в этом окружающих; жрецом же может стать только тот, кого изберёт и признает в этом статусе особая группа людей, монополизировавшая право на сношения с божеством.Исторический опыт показывает, что только жреческое сословие способно действенно поддерживать религию, разъяснять ее идеи и давать более отчётливое представление о сложившихся образах,систематизировать и созд-авать мифологию,— короче,развивать и укреплять в обществе религиозные верования. Там же,где священническая каста представлена одними волхвами,религиозные понятия и представления бывают туманны и непрочны.Судя по археологическим находкам,родо-вые и общинные святилища восточных славян располагались на возвышенности и в ст-ороне от заселённых мест; наличие «гор»,лесов и источников было непременным усл-овием для выбора их местоположения.Сакральная граница обозначалась рвом и валом, на котором возжигались очистительные костры.Идолы устанавливались на небольших круглых площадках— под открытым небом или в четырёхугольных бревенчатых помещен-иях,сориентированных по сторонам света.Рядом со святыней находились алтари в виде каменных плит, жертвенные ямы и священные колодцы, иногда довольно глубокие (до 14,5 м), но никогда не достигающие уровня подземных вод. Подношения богам состояли из еды и питья в глиняной посуде, украшений, предметов быта, вооружения и конской упряжи, туш животных.Что касается человеческих жертвоприношений, то этот жестокий обычай к IX—X вв. был совершенно изжит между восточными славянами. Все летописные известия о принесении в жертву людей относятся, собственно, не к ним,а к «варягам»(поморским славянам)и русам,которые действительно очень долго ублажали своих идолов человеческой кровью.Попытка князя Владимира утвердить этот «русский» обычай на восточнославянской почве закончилась провалом."
(ст."Как и почему славяне поклонялись медведю",Бессмертие души,2022) "Давно я не писала статей по мировоззрению древних славян. А ведь для этой темы выделена даже отдельная рубрика на моём канале.Сегодня поговорим о "медвежьем культе", распространённом у наших предков.Медведь,по всей вероятности,был тотемным живот-ным у многих праславянских племён.Следы т.к."медвежьего культа" прослеживаются в русских сказках и в охотничьих обычаях вплоть до XX в.Косолапому хозяину леса, разумеется,в первую очередь поклонялись охотничьи народы.Оно и понятно: слишком много места в жизни первобытного охотника занимал лес и его суровые обитатели.А какой обитатель леса был самым сильным и опасным в наших широтах?Но славяне- по крайней мере,на той стадии,на которой из застают письменные источники- уже явля-ются земледельческим народом.Тем не менее,лес и охота всё равно занимают огромн-ое место в их хозяйственной жизни.И поэтому у них сохраняются многие охотничьи верования- в частности,вера в оборотней,вера в то,что животные понимают челове-ческий язык.Например,со школьного курса истории мы помним,что само слово "мед-ведь" является иносказанием и означает "мёдом ведающий".А причина,по которому наши предки заменили древнее индоевропейское.название этого животного красивым поэтическим эпитетом,довольно прозаична.Они вовсе не упражнялись в красноречии. Просто древние охотники,обсуждая детали предстоящей охоты,старались заменять на-звания,а делалось это для того,чтобы животные не подслушали,не передали друг др-угу разговоры людей и не убежали.Но какое было древнее,запретное название медве-дя? По одной из версий,оно сохранилось в названии его зимнего жилища- "берлога", т.е."логово бера".(Слово "бер" является общеиндоевропейским.Сравните с современ-ными германскими языками: англ.- "bear",немецк."Ваг",норвежский- biorn и т.д.).
С утверждением христианства на Руси эти представления не были вытеснены,однако сместились акценты.Так в «Церковном уставе» князя Ярослава Мудрого содержится запрет на поедание медвежатины– за это полагается идти на покаяние к митропол-иту.«Аще кто что поганое сьясть по своей воли– или кобылину,или медведину..митр-ополиту в вине и в казни»,– говорилось в Уставе.Возникает вопрос: если у христ-иан существовал запрет есть медвежатину,стало быть,у язычников это было распро-странённым явлением? Ведь,по идее,то,что считалось священным у язычником,должно считаться "нечистым" у христиан.Но вероятнее всего,есть медвежатину было не при-нято и в дохристианский период.Разве что иногда это допускалось в ритуальных целях.Скорее всего это связано с тотемическими представлениями- верой в то,что медведь являлся предком человека,а кушать своего родного дедушку.Отголоски этих представлений сохранились в русских,украинских и белорусских сказках.Например,в сказочном цикле о богатыре по прозвищу "Медвежье ушко",у которого папа был чело-веком,а мама- медведицей(или наоборот- по-разному в разных редакциях).Также сле-ды этого культа прослеживаются в любимой всеми сказке "Машенька и Медведь",в ко-торой Медведь выступает в роли наставника,проводящего обряд инициации у девочек. В медведей и прочих представителей восточно-европейской фауны переодевались ряж-еные во время колядования,и это тоже неспроста: надевая шкуру животного человек верил,что он на какое-то время становится этим животным.Но подробнее об отголос-ках медвежьего культа у славян я напишу позже.А из всех славянских народов следы почитания медведей дольше всех сохранились у белорусов.В белорусских деревнях даже существовал обычай- медведя даже приглашали(причём,в буквальном смысле!)в дома,в которых заводилась нечистая сила.Культ медведя существовал и у других на-родов,чей образ жизни близок образу жизни древних славян.Например,у германцев, причём,как у континентальных,так и у жителей Скандинавского полуострова.В ислан-дских сагах часто упоминаются берсерки("бер"-медведь","серк"- шкура),неустраши-мые "воины в медвежьей шкуре".Во время битвы они имитировали поведение диких зв-ерей- рычали,кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов,не за-мечая ран и не чувствуя боли.Это всё является отголосками древнего культа,кото-рый намного древнее самого славянского этноса- ведь первые археологические нахо-дки,свидетельствующие о сакрализации этого красивого и опасного зверя,обнаруже-ны ещё у неандертальцев.Вот как пишет об этом академик Б.А.Рыбаков:При сопост-авлении археологических и этнографических данных поражает удивительная архаично-сть медвежьего праздника.Очевидно,и в мустьерских пещерах тоже устраивались как-ие-то медвежьи праздники,подобные сибирским,– слишком уж одинаковы материальные следы,поддающиеся сопоставлению."
(ст."Новгородская Первая летопись против Повести временных лет в вопросе о Аскольде и Дире",Всемирная история,2024) "Продолжая тему Аскольда и Дира хочу коснуться вопроса о их происхождении. Их имена были восстановлены летописцем по киевским урочищам - сохранившимся могилам. В ПВЛ их имена всплывают в контексте описания захвата ими Киева.Другой источник по нашей древнейшей истории- Новгоро-дская Первая летопись, еще более запутывает нас, давая нам бессвязный рассказ о приходе Аскольда и Дира неведомо откуда еще до призвания варягов,и назвавшихся князьями.Скорее всего,последний момент был добавлен в летопись,чтобы дать прав-овое обоснование претензиям Олега,когда тот обвинил их в узурпации княжеской вл-асти.Читая А.А.Шахматова я заметил,что он пытался углядеть в войске Аскольда и Дира полчища скандинавов,которые являлись исконой русью.Но Новгородская Первая летопись,на которую Шахматов опирался как на первоисточник,называет их варягами, а не русью.Это умозаключение Шахматова привело к появлению целого ряда версий о существовании Аскольдовой Руси, которая предшествовала Руси Новгородской."
(ст."Самое первое Великое переселение народов.Истоки Русской нации",Мастерская Хроноса,2024) "В конце 20 века произошло самое значимое открытие в археологии, со времён раскопок Шумерских поселений.Это был Аркаим.Миру была выдана настоящая сенсация.Оказалось,что земли восточнее Уральских гор,до этого считавшиеся прак-тически безлюдными с самого начала времён,кроме диких племён,кочевавших на самом краю ойкумены монголоидной расы.Оказывается населял очень развитый народ,причём индо- европейской,то есть белой расы.И населял аж в XX в.до н.э.И это было не единичное поселение,а целая страна городов,построенных по одной схеме.Причём да-тировка 2000 лет до нашей эры относится,так сказать к самому последнему времени существования этой цивилизации.Учёные считают,что начало возникновения "Челяби-нской" страны городов стоит отнести аж к 2500 гг.до н.э.,а то и сдвинуть ещё на тысячелетие.Многие не отдают себе отчёт,что это такое.Ну да,ну давно,ну жили.А Вы только вдумайтесь.Древнее Египетское царство— длилась более 400 лет(2575–2150 годы до н.э.).Да считается,что Египет намного древнее этой даты.Только это,всё тоже самое,можно ведь сказать и об Араиме.Ра с ним,с ещё более древним Египтом . Вот перед нами страна городов,при пике своего развития,ровесница Древнего Египта .А ведь до этого считалось,что первым белым человеком,появившимся в землях вост-очнее Урала,был..Ермак.Это значит,4 тысячи !!! лет инкогнито,то есть вырвано из истории,как и не было.А ведь эта находка "давно напрашивалась".Эллины считали прародиной своих предков легендарную Гиперборею,страну на севере,восточнее Риф-ейских(Уральских)гор.Индусы,так в этом вообще свято уверены,и постоянно удивля-ются,что мы в этом плане "тупим" до сих пор.И наконец абсолютно всем известная история, о том,как однажды на земли Восточной Европы,населённой диковатыми плем-енами угро-финнов,"из ниоткуда" пришел праславянский народ,заметно превосходи-вший местное население в технологиях и культуре.И основал таки !!! Страну горо-дов,которую викинги называли Гардарикой.К слову , городом тогда подразумевалось несколько другое, чем мы сейчас понимаем под этим словом. И даже не классические столицы княжеств средневековой Руси. Это были укреплённые поселения- крепости... Практически такие же, как мы раскопали на Урале.
Спрашивается. Чего ещё надо, чтоб дальше развивать эту тему? Ведь достоверность находки, и датировки найденных предметов и строений, не вызывает абсолютно никакого скепсиса. Анализ проводили маститые учёные. Даже если заподозрить подвох, вот пожалуйста , вот артефакты, проверяйте. А вспомним, хотя бы историю раскопок Шумера и анализ находок. Скандал за скандалом. Бурные обсуждения, что большая часть находок - банальный подлог и намеренная фальсификация. Что не помешало войти Шумеру в "официальную историю" как самой древней из известных цивилизаций.
А что мешает сделать аналогичные "исправления" истории, в случае с Аркаимом? Даже сам президент побывал в этом месте. И посмотрите какая характеристика Аркаима , от официального медиа ресурса, а не просто блогера.
Плюс , далеко небезизвестный Михаил Задорнов просто умолял более плотно заняться анализом этого открытия, в плане того самого исправления истории нашего народа.
В итоге. Почти пол века прошло.... И тишина. Какой пинок должна получить наша спящая кафедра истории, Академии Наук, чтоб доценты с профессорами занялись этой тематикой? Руководитель какого ранга должен это сделать, если даже слова и отношение Президента, плюс всенародно любимого писателя и сатирика, для них пустой звук?
Это ответ на ожидаемый вопрос, почему такие статьи пишут те, которых называют альтернативщики. Дескать для этого доценты с профессорами имеются.
Ну так спросите любого человека, кто у нас самый известный доцент историк, занимавшийся древними артефактами.
Думается, это будет единственная кандидатура
Единственный человек с "регалиями" кто этим занялся, была кандидат исторических наук, Светлана Жарникова. Её работы, конечно же, были признаны ненаучными.
Если не совсем понятны причины, думается догадаетесь, после этого спора об иностранных грантах, в связи с законом об их ограничениях.
Правительство должно радоваться тому, что кто-то финансирует исследования, которые у нас либо финансируются в последнюю очередь, либо не финансируются вообще. Вместо этого оно их попросту запрещает», — рассказал ученый.
Ну гнев учёных мужей, понятен. Но и Вам теперь понятно, на какие деньги им стоит рассчитывать, и за ЧТО их платить будут.
Пардон, за столь длительное предисловие. Просто абсолютно все республики бывшего СССР, это давно сделали. Да ещё такого наплели... Ну и что? Граждане этих стран теперь ходят и гордятся своей историей. А мы как были "свалившимися из ниоткуда" народом с историей всего тысячу лет, так и остались.
Ну так вот и попробуем записать как всё это было. Замечания, что учёными мужами это в викЯпедию не записано - не принимаются. Кому не нравится - Велком с украми Чёрное море докапывать.
Ни в какой Африке , ни в каких пампасах, наши предки не прыгали с деревьев, в попытках стать человеками. Все эти останки гоминидов принадлежат к животному царству.
7500 лет назад на Землю ступили наши истинные предки, в существовании которых никто не сомневался уже несколько тысяч лет. То есть Адам и Ева. "Великим" же британским учёным взбрело в голову стать самим новыми пророками, и они изобрели материализм, спёрли и переиначили у Дарвина его эволюцию видов, которую сам Чарльз считал исключительно Божьим промыслом; и выдали теорию происхождения человека от обезьяноподобного гоминида.
Ну а по уже давно известной истории, которая была до этой "диверсии" , потомки Адама достаточно быстро начали заселять Землю. Пиком допотопного мира принято считать цивилизацию Ариев - Гиперборею, Атлантиду , Тибет.
Их цивилизация погибла. Как это связано с Библейским Потопом, имеется очень мало сведений. Существуют и разногласия по датам.
Поэтому далее приходится исходить из того, что в новом мире возникли другие "центры мира".
Поселения постатлантов, на Севере Африки и Юго Западе Европы дали миру первую империю, со столицей на острове Дилмун. Остров так же погиб, правда в результате уже не глобальной, а локальной катастрофы, в виде извержения вулкана. Постцивилизации, осколки этой империи, мы знаем как Египетское, раннее Микенское и Вавилонские царства. То есть мы видим ту самую первую экспансию, истоком которой явились колонии Атлантов в Средиземноморье.
Но ! Это не касается Эллинов! По их глубокому убеждению они потомки Гиперборейцев. То есть существовал и другой центр экспансии человечества. Арктида, столица Гипербореи, была так же как и Атлантида уничтожена. Но их потомки основали новый центр цивилизации, который находился за теми самыми Рифейскими (Уральскими) горами. Но этому не было никаких подтверждений, в плане археологических находок, и считалось красивым мифом. И вот Вам пожалуйста. Подтверждение таки нашлось, в виде страны городов в районе современного Челябинска.
То есть пути миграции человечества из этого центра, можно представить как три основные направления.
Первое. Это современная Индия. Сохранилось просто огромное количество древних записей, и других свидетельств, типа генетических , и фонетических особенностей языка, что первородиной Индусов является именно эта северная страна.
Второе направление, это побережье Эгейского моря. Отсюда и рассказ Платона о том как столкнулись два "потока" миграции людей, из разных первоцентров. Проще говоря , как это случилось, что воевали Атланты, которых давно не было, с Афинянами, которых ещё не было.
Ну и третий путь миграции, собственно главный для нас. Это когда Борейцы, то есть праславянский народ, появились на землях Восточной Европы.
Судя по датировке, примерно во 2 тысячилетии до н э. народ, засялявший земли, где был найден Аркаим, вдруг "снялся" с обжитых мест, и куда то ушел. Куда, мы вроде разобрались. Осталось добавить, что этот праславянский народ мигрировал в восточную Европу, и собственно там и обосновался, именно 2 тысячи лет до нашей эры. То есть наши предки появились на землях, которые сейчас мы понимаем как Центральную Россию аж 4 тысячи лет назад. А далеко не тысячу лет назад "слез с деревьев" как это утверждают наши "лучшие западные друзья". Причем славяне, как народ имеют ещё более древнюю историю, теряющуюся во мгле тысячилетий. И в этом нет никакого Русского шовинизма.Так как речь идёт вовсе не исключительно о Русском, а именно праславянском народе, корни в котором, имеют все славянские нации. Плюс не утверждаеться его абсолютная первичность. Так как в это же самое время шла экспансия человечества и из другого первичного центра.
Точнее из других. Колонии Атлантов имелись и на Тцехапане ( Америке) Но этим немногим полисам Атлантов, не суждено было стать центром экспансии белого человека на этом материке. Его более активно заселили потомки Тибетцев, то есть теми, под которыми мы сейчас понимаем народы монголоидной расы. В фольклоре которых остались легенды, что среди индейцев , доминирующей расы древней Америки,жил и очень немногочисленный народ из белых богов..Они остались лишь в именно легендах.Сослуживших,кстати,индейцам плохую службу.Вполне очевидно,что эти самые исчезнувшие белые боги,имели уровень развития заметно превосходящий собственно имевшийся у индейцев.И когда белые конкистадоры вторглись в Америку, их как раз и приняли за тех самых белых богов.Итогов из всего этого рассказа. Как Вы поняли,чтоб сложить все эти пазлы древней миграции человечества,не хвата-ло всего одного.Подтверждения существования этого самого центра экспансии чело-вечества,находившегося на севере Урала.Оно было найдено!Так чтож Вы доценты с кандидатами,редиски такие,молчите как рыба об лёд.Ведь этот рассказ ни за что не поместят ни в учебники истории,ни в Википедию.Что,так и будем изображать из себя полных дикарей,людей второго сорта,по сравнению с ну очень древней нацией истин-ных арийцев?С их истинностью,кстати,приходят весьма интересные мысли.В плане,а кто собственно были те самые варвары? Ведь как известно,именно они являются предками цивилизованных гейропейцев,а не гордые Ромеи,потомки Атлантов.Об этом, в следующем рассказе.А концовкой этого,когда же наш Российский научный мир начн-ёт наконец изучать сохранившиеся предания древних волхвов,утверждавших,что,Зд;сь есть з;мля наша истинныя,уж; мнаго тысячъ л;т.Что начнут искать города,древнее Ростова и Суздаля,которые по многим преданиям были,но пропали.Китеж,Тмутаракань ,град на острове Буяне,Бореслав.Всё эти легендарные города просто взяли,и отнес-ли к фолькльлору.Ну как однажды Гомеровскую Трою.Может стоит всё таки поискать? Только не так,как это делают популистких блогеры.Они уже давно всё нашли.Просто прошу,не надо ссылок на эти красивые,но откровенные фейки.Нет ни одного подтве-рждённого факта,как в случае с Аркаимом,что где то на территории РФ,существова-ли другие древние города,"возрастом" под 4 тыс.лет.То есть надо так,как это сде-лал Генрих Шлиман,откопавший Трою.И Российские археологи,откопавшие Аркаим.А не бредни из постулатов неославянистов о Мирграде."
(ст."Русь.Вспомним родство",Истинный Петрович,2022) "В эпоху расцвета древних цивилизаций предки славян жили первобытной общиной,примитивным хозяйством и натуральным обменом.Суровый климат,дикая и опасная природа,отсутствие хорошего металла существенно повлияли на развитие материальной культуры и общества.Наши предки перешагнули медный век.Каменные орудия заменили деревянные,костяные,желе-зные,часто,комбинированные.Скифы не стали нашими предками.Этот союз племён иран-ских корней,пришедший из глубин Азии,растворился в потоке новых цивилизаций,асс-имилировавшись или погибнув.История скифов складывается из полумифических грече-ских описаний и археологических раскопок древних курганов и городов Причерномо-рья.Племена зарубинецкой(раскопки 1899г.с.Зарубенец,Киевской губ.),ченяховской (раскопки 1899-1901гг,с.Черняхово,близ Киева,и с.Ромашки,близ Львова)и дьяков-ской(раскопки 1890-х,Дьяково городище,Москва)культур осваивали и обороняли терр-итории заселения,формируя славянские родоплеменные союзы.Это наши корни.Наши предки(гипербореи,венеды,анты,скалабы)отражали натиск легионов Древнего Рима. Славянские отряды принимали участие в походах готов и гуннов на Рим и Византию.
Славяне жили сельским хозяйством(подсечно-огненным земледелием),животноводством , охотой и рыболовством(обширные леса и многочисленные реки были щедры),делали добротную керамику и одежду,прекрасно работали с деревом(строительство и бытовая утварь). Слабое железо получали из болотной крицы,золото намывали в реках,но рудного металла(серебра,меди,олова и др.)в обживаемых угодьях не было.Поиск хор-ошей стали(и соли!)подвигал на дальние торговые и военные походы,созданию посто-янных,взаимовыгодных связей с соседями и дальними странами и народами.Товары славянских купцов(меха,кожи,кость,зерно,мед,воск,невольники)ценились на арабск-их,персидских,византийских рынках.Богатства славянских земель(меха,золото,жемч-уг,продовольствие,живой товар)привлекали набеги кочевых народов,усилившиеся с образованием могучих государств(Верхняя Булгария в среднем Поволжье с 7 века, Хазарский каганат в Причерноморье и нижнем Поволжье с 650г.).Были попытки коло-низации со стороны Византии, адной и охочей до чужих богатств.Норманны - не все одинаковы. Исконые северные норвеги, даны(с ютами и фризами), свеи и гёты - прагерманские племена Северной Европы, были объединены лишь регионально и схожим пантеоном богов. На Балтике верховодили свеи и гёты, обладавшие богатством долины Меларна(качественное болотное железо) и Бергслагена(железные и серебряные рудники), тесно общавшиеся с римской цивилизацией, объединившиеся в Гётеланд(2/3 рунических памятников найдено на юге Швеции). Походы норманнов в земли славян вязли в густых лесах, встречали отпор славянских укрепленных общин. Началось тесное общение и сближение двух родственных культур. Отряды варягов(варанги - наёмники, византийск.)шли на юг, в Византию(зачастую, пополненные славянскими охотниками), или оставались на службе у славянских вождей(получая хороший заработок и новую родину). Славянские племена приобрели важные торговые связи, сплотились перед угрозой порабощения и для завоевания новых земель. Появились города с рубленными детинцами(кремлями),меховая куна становится серебрянной, развивается кузнечное ремесло, улучшаются вооружение и орудия труда.Здесь и родилась "норманнская теория" появления Русского государства, поддержанная "Повестью временных лет"(создана в 1110-18гг). "Hruerik sine hus an thru waring"(Рюрик со своим домом и верной дружной) или "Hruerik signiotr an thruwar" (Рюрик победоносный и верный)Рюрик с дружиной(наверняка, разноплеменой) находился на службе, либо в союзе со славянскими князьями, постоянно проживал в славянских землях, возможно, имел родственные связи среди славян. Но братья Синеус и Трувор - выдумка, либо заблуждение.Многочисленные находки свидетельствуют о достаточно высоком развитии ремёсел у славян в 8-9 вв. Наличие товарно-денежных отношений, родоплеменной знати, постоянных воинских отрядов(дружин), крупные укрепленные поселения(города)- показатели высокого развития славянского общества и культуры.
Возможно, чтобы избежать внутренних раздоров и зависти, или по личным качествам лидера,Рюрик избирается советом северных племён(ильменскими словенами,кривичами ,мерью,чудью,весью)на княжение в Новгороде в 862г.Для подчинения Киева и освоб-ождения полян от хазарский дани,отправилось войско,ведомое дружинниками Асколь-дом и Диром."
Свидетельство о публикации №224121401853