Образ семьи в произведениях кузбасских писателей

      События, которые происходят сейчас в мире ещё раз напомнили нам о том, что нет ничего важнее семьи. Наши родственники могут быть добрыми, открытыми, или, наоборот, эксцентричными, жестокими, однако это не отменяет того факта, что они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Семья играет важную роль в нашей идентичности, и неудивительно, что многие писатели размышляли и размышляют на тему семейных отношений. И совершенно закономерно, что тема семьи является одной из главных и в произведениях кузбасских писателей.
      Через многие рассказы писателя Зинаиды Александровны Чигарёвой проходит тема семьи. По-разному складываются отношения в семьях её героев. В рассказе «Платок для матери» взрослые сын и дочь приезжают хоронить свою мать. И всё, что раньше для них казалось малозначимым и обыденным, после похорон приобретает свой горький смысл. Живя далеко от матери, они редко вспоминали о ней. Разбирая же вещи и бумаги, увидели, с какой любовью мать сохранила воспоминания об их детстве и своей жизни: письма мужа, невестки, старый ранец сына и многое другое. Горькие чувства вызывает эпизод, когда сын находит пластинки классической музыки, которые никогда не проигрывались, и вместе с сестрой недоумевает: зачем они были нужны матери. И вдруг из глубин памяти о детстве он вспоминает, что мать очень любила романсы и классическую музыку и, возможно, надеялась, что когда-нибудь у неё будет возможность прослушивать эти пластинки. Оказывается, они совсем не знали свою мать, её привычек и увлечений, не интересовались, как она жила. Единственное внимание, которое они оказывали ей в последние годы – дарили на праздники платки. Именно все эти платки, аккуратно сложенные, абсолютно новые, они и находят в картонной коробке из-под туфель: «Их было много, целая коллекция, неброских, мягких тонов (для старухи предназначались)». Вначале детям становится обидно, что мать игнорировала их подарки, но потом они вспоминают: их мать не носила платки, она любила береты, о чём дети совершенно забыли. Воспоминания рождают у них чувство вины, и они начинают винить друг друга за то, что были безразличны к матери.
      Иначе раскрывается тема семьи в рассказе Чигарёвой «Маша». Здесь противопоставлены образы двух абсолютно разных женщин, судьбы которых случайно пересеклись. Главная героиня Маша – простая труженица, штукатур-маляр. Главная ценность её жизни – это семья, трое детей и муж-инвалид, а также работа, которая приносит ей радость и удовлетворение. Но несмотря на жизненные трудности (болезнь мужа) Маша чувствует себя счастливым человеком. Другая героиня – хозяйка квартиры, в которой делает ремонт Маша, научный работник, у неё нет детей, и отношения с мужем разладились. В её жизни главное – это работа, книги. Женщина по-детски радуется, когда случайно находит завалившийся под шкаф журнал с важной для неё статьей; с энтузиазмом говорит о своей работе. Однако, несмотря на разницу характеров и образ жизни, эти случайно встретившиеся незнакомые женщины очень внимательны друг к другу. Между ними не возникает непонимания, а, наоборот, появляется какая-то невидимая связь, желание понять друг друга, помочь. Маша, несмотря на то, что у неё день рождения, что дома её ждут трое детей и муж-инвалид, задерживается после рабочего дня, чтобы после побелки вымыть квартиру, расставить всё по местам, так как женщина оказалась довольно беспомощна в простых бытовых вещах. Хозяйка, чувствуя вину за свою неумелость, искренне восхищается добросовестной и умелой Машей: «Спасибо вам… Золотые у вас руки. А мы вот не можем. Сами для себя ничего сделать не можем. Ждём, пока кто-то придёт и наведёт порядок. Стыдно это. Нехорошо…». Но Маша нисколько не осуждает женщину: «Всего уметь нельзя… Вот у вас книги… А у меня другое…».
      Поднимая проблему семьи, Зинаида Чигарёва старалась донести до читателей главное: любить близких надо «сейчас», пока не поздно, пока они живы, пока нуждаются в сердечности и тепле наших слов и дел, и мы можем проявить свои чувства, пока не стало поздно, как это делает героиня рассказа «Маша», которая говорит своему больному обездвиженному мужу: «…Ты только одно знай – живи! Живи… живи и живи! И больше мне ничего не нужно. Я и так самая счастливая».
      Семейной темой буквально пронизаны все рассказы писателя Владимира Михайловича Мазаева. В рассказе «Черёмуховые холода» из цикла «Рассказы сибирячки», представлены картины тяжкого рыбачьего промысла рыбачки Марии на северном озере Инголь.  Солдатская жена, после ухода мужа на фронт Мария стала рыбачкой. От тяжёлой не женской работы, у неё руки все в язвах. Её трое детей постоянно голодают, и самый младший, уже не в силах поднять даже головку. В её пустой и холодной избе так пусто и жутко, так обездолено, что свёкор Марии – дед Савелий Ильич, не желая быть «лишним ртом» в семье, уходит в зимник умирать. Чтобы спасти своих детей от голода, Мария решается на убийство сохатухи.  А ведь убить самку, у которой маленький лосёнок, приравнивалось к преступлению. Но Мария сознательно идёт на этот поступок, у неё нет иного выбора, идёт война. Так встретились в непростое военное время две матери – человеческая и звериная. Одна, чтобы спасти своих детей, берётся за ружьё, а другая – сохатуха – каким-то непостижимым чутьём поняв, что это ружьё выстрелит, ценой своей жизни спасает лосёнка. От таких картин остаётся ощущение трагедии.
      Другими немаловажными темами в творчестве Мазаева стали проблемы сиротского детства при живых родителях, где в семьях присутствует алкоголизм, бездуховность, полная деградация личности, одиночество, безысходность и немотивированная жестокость. Об этом он с болью пишет в рассказах: «Без любови прожить можно», «Кошки-мышки», в повести «Селевой поток» и др. В них писатель раскрывает социальные изменения, происходящие в обществе: тотальное пьянство, особенно среди женщин и равнодушие к своей семье, судьбе детей.
      Особенно потрясает рассказ «Без любови прожить можно», в котором больной ребёнок брошен пьяной матерью. Всего два персонажа присутствуют в рассказе и у них нет имён. Видимо это было нужно писателю для более глубокого раскрытия темы, для изображения женщины как безликого существа и образа брошенного ребёнка, жизнью которого никто не интересуется. Судьба этого мальчика трагична ещё и потому, что в лице одного ребёнка представлены сотни судеб других, таких же, детей. В рассказе показан небольшой временной промежуток – одни сутки. Но как же долго они длятся для маленького мальчика, брошенного пьяной матерью одного, без еды. И весь ужас в том, что это не первые такие сутки у него. Так мальчик живёт уже давно. Выгнанный на улицу пьяной матерью, он спасается в собачьей будке, где его пригрел пёс. Заголовком рассказа «Без любови прожить можно» стала строчка из песни, которую поёт пьяная женщина. Но с этим согласиться невозможно, потому что между строк звучит совсем другая мысль: «Нельзя! Нельзя жить без любви!». Ибо испокон веков учили нас ценить то, что всегда почиталось в народе: дом, семья, любовь к детям, материнство, добро. Здесь же разрушены все святыни, их нет; эта пьющая женщина уже не мать и не человек. Она плохая хозяйка, у неё в доме грязь, нет еды, безобразная речь. Ей никто и ничто не дорого. Не дорог ей и сын, дороже «алкоголь». В результате ребёнок одинок в мире зла, и мир этот создала ему собственная мать, ибо в ней уже нет давно ни жалости, ни сострадания. Страшный рассказ. Пьющая мать, жизнь без святынь –  это большое несчастье, катастрофа для общества. Но такова горькая правда жизни. Осудив эту безликую не женщину, не мать, выразив свою боль и горечь, писатель хотел вызвать тревогу в душе читателей за судьбу детей, семейные ценности и страны в целом, почувствовать весь ужас по поводу происходящих событий и такого падения женщины.
      К теме развала семьи обращена и проза Юлии Лавряшиной. У неё даже одна из книг называется «Дочки-матери на выживание». Самое страшное и беспощадное соперничество – это соперничество между родными по крови людьми. Мать и дочь… – две женщины, разделённые стеной непонимания, две женщины, между которыми встала любовь к одному и тому же мужчине – таков сюжет повести Юлии Лавряшиной.
      Важные темы: отношения, любовь, деньги, карьера затрагиваются и в романе Лавряшиной «Девочки мои». Как одарённой женщине реализовать талант, не сделав при этом несчастной свою семью? Три непростых женских судьбы связало в один узел искусство. Ангелина – талантливая актриса, променявшая жизнь на сцене на благополучный уют и тиранию нелюбимого мужа. Сима – режиссёр, она сумела создать театр, но не может справиться с собственными детьми, ради которых готова пожертвовать всем, даже любовью. Наташа – только-только получившая свою первую роль романтичная, чистая девочка, ещё ничего не знающая о предательстве. Три женщины, три пути, и на каждом свои испытания. Предательство и ревность, ложь и кровь разъединяют и вновь соединяют эти судьбы. И что важнее для них: деньги, карьера или простое материнское счастье?
      С христианской позиции к теме семьи подходит писатель, протоиерей Сергий Адодин. Являясь служителем церкви, он показывает действительность с точки зрения православного опыта. Пишет о том, что в семьях утрачиваются исповедальные основы религии. В погоне за достатком всё реже люди думают о душе. А значит совершает много ошибок и необдуманных поступков. В его книгах есть как истории из его жизни, так и наблюдения, размышления и диалоги с прихожанами. Простым и ясным слогом, на примерах из собственного опыта, автор разъясняет как простейшие истины, так и глубокие философские вопросы. Писатель не только делится своими мыслями, но и подкрепляет их Священным Писанием.
      В книге «Орто.docx. Записки непрозорливого священника» Адодин размышляет о духовной и церковной жизни, об отношениях с прихожанами, о семейной жизни и воспитании детей,
      В книге «Быть попом. Нежалобная книга» собраны, казалось бы, очень разные, непохожие друг на друга рассказы и притчи. В них отражён путь человека к Богу через бурное житейское море, через опасные водовороты современного мира. В его книгах читатель найдёт все самое основное для того, чтобы разобраться как с азами христианской жизни, так и в своих житейских ситуациях.
      Своим землякам, спецпереселенцам нарымского края посвятил книгу «Мы – пудинцы!» писатель Виктор Степанович Арнаутов. В ней рассказывается о бедствиях семей, попавших в эти края не по своей воле, переживших горькие годы раскулачивания и войны, но сохранивших в своей душе лучшие человеческие качества. Герои книги – семьи, осевшие в месте поселения, вырастившие несколько поколений и для которых село Пудино стало родным.
      В центре его повести «Приоткрылись родимые дали» – Мишка Штырбу ещё в раннем возрасте узнаёт (по рассказу бабушки), что представители его семьи в годы коллективизации были раскулачены и сосланы на север Томской области, где поселились в селе Пудино. Семья испытывает тяготы, работая за трудодни и получая за них не пшеничную белую муку, а серую (ржаную). Мишка радуется, когда за успехи бабушка угощает его гостинцем: «На-ка лепёшку, макай в сметану. Да Отику (брату Константину) – другую…Пусть поспит пока. Сёдня кажному по лепёшке вышло». В то же время у бабушки опасение, чтобы внук не пережил лишений новой войны: «Теперь чё, теперь жить можно. Войны ба токо не было…». Но войну Мишка увидит 2 марта 1969 года на острове Даманском при нападении китайских нарушителей на погранзаставу, где он служил. Ему оставалось несколько дней до дембеля. И вот… убит пулей китайца, нарушившего границы.
      В повести «Подорожная рапсодия» студент второго курса Новосибирского сельхозинститута Игорь Белов после сдачи летней сессии в течение 10 дней не мог улететь из Томска до родного села Пудино. У него закончились деньги, настроение упало. Когда всё же появилась возможность, он с радостью улетает домой. Две недели продолжалось его «хождение по мукам». За это время он пережил многое – и волнующие встречи с друзьями, и с первой любимой девушкой, которая теперь была с другим человеком. Но как же хорошо, просто замечательно вернуться домой, к родной семье, обнять мать, помыться в бане, выпить квасу и просто уснуть.
      О семейных историях рассказывается и в произведениях писателя Любови Трофимовны Скорик «Кабы на цветы, да не морозы», «Звёзды звенят».  Написаны они, благодаря поддержке, дружбе и любви дорогих ей людей.  Герои её рассказов самые обычные люди, которые окружают нас с вами каждый день. Но какими интересными, какими сложными бывают их судьбы и взаимоотношения между собой и в семье.  Какие неукротимые страсти бушуют в их сердцах! Как нежно и верно они умеют любить и сохранять всё самое лучшее в человеческих взаимоотношениях.
      Есть у неё и рассказы, посвящённые известным людям страны. В рассказе «Семейный альбом» показана вся жизнь семьи Леоновых, в которой родился герой Советского Союза лётчик-космонавт Алексей Архипович Леонов. Судьба не раз испытывала Леоновский род на крепость, иногда очень жестоко. В голодные годы после Гражданской войны, отправился отец будущего космонавта Архип Алексеевич с семьёй в Сибирь за лучшей долей. Там выбрав себе место для хутора, построили дом, стали обрабатывать землю. Кругом богатая сибирская природа, лес полный ягод, грибов. В речке рыба водится. В семье лад. Казалось, что вот, наконец-то, жизнь наладилась. Но беда уже стояла у порога. Во время коллективизации у семьи отобрали дом, который разграбили соседи. Потом за случайную порчу зерна на зерносушилке, Архипа Алексеевича отправили в тюрьму. Вместе с ним всё светлое из семьи сразу же ушло. Без мужчины в многодетном доме нелегко. Пришлось Евдокии Минаевне с детьми ехать в город к замужней дочери. Там в маленькой комнатке в бараке пришлось семье из 11 человек ютиться долгие годы. Сюда же вернулся из тюрьмы отец. Во время войны взрослые и дети рода Леоновых трудились на заводе «Прогресс». Вместе со всей страной переживали тяжёлые времена. А после войны всё семейство отправилось на восстановление города Калининград. И в этом городе, переживая хорошее и плохое, трудились на Вагоностроительном заводе. Отсюда в свою космическую жизнь ушёл Алексей Леонов, став первым из землян, шагнувшим в открытый космос.
      И такие семейные истории можно найти у каждого писателя. Ибо то, что происходит внутри семьи, неизменно вызывает интерес и возбуждает любопытство. А семейные отношения, разворачивающиеся порой как авантюрный роман, сериал или триллер, остаются вечной темой литературы.


Фото из Интернет


Рецензии