Осетины - наследники средневековой Алании

В последние 10 - 20 лет в околонаучной среде северо-кавказских фольк-историков муссируется тема оспаривания общепринятого в академической научной среде ирано-язычия средневекового аланского этноса, проживавшего в предгорьях и в горах центрального Северного Кавказа вплоть до конца 14-го века н.э.. и основавшего хорошо известное средневековое государство - Аланское Царство. Вкупе с оспариванием ирано-язычия средневековых алан оспаривается и генеалогическое и этно-культурное родство с ними современных осетин. Разрабатывается целая теория теневого глобального заговора во главе, якобы, с осетинами И.В.Сталиным и ученым-иранистом Василием Ивановичем Абаевым, которые, якобы, ради возвеличивания Осетии и осетин создали анти-научный миф о генеалогическом и этно-культурном родстве средневековых аланов и современных осетин. Но миф ли это или научно доказанный факт?

"Маяцкое городище на Дону при устье р. Тихая Сосна относиться, как признают большинство археологов, к салматовской (аланской) культуре VIII-X вв. Сравнивая к-ру могильников в Чми, В. Рухте, Кумбульте и Камунте в Сев. Осетии с культурой В. Салтова, Готье писал: "Сходство бьет в глаза и не оставляет никакого сомнения, что одновременно в VI-IX вв. на Сев. Кавказе и по течению Донца существовала та же самая к-ра; что люди, обитавшие в Салтово (а мы добавим - и в Маяцком на Дону - Г. Т.), жили, одевались, веровали и хоронились совершенно так же, как очень далеко обитавшие от них жители современной Осетии". https://kladina.narod.ru/pismo/rosia/spravka.htm

Следовательно, идентичность археологического культурного наследия средневекового населения Осетии и алан Приазовья и Придонья очевидна. Но имеет ли место быть фактор генеалогического родства между носителями этих средневековых аланских культур и современными осетинами?

"Эти результаты не окончательные, так как со временем % тех или иных гаплогрупп могут поменяться, так как на сегодня протестированы около 500 осетинских фамилий, из 2500 осетинских фамилий. Но по 500 протестированных фамилий, мы уже сегодня видим определенный набор Y-гаплогрупп; G2a1a-L293, J2a-M410, R1b, G2a2b, E-V13, Q, J1-M267, R1a-Z93, I2c, T1, N1c, C3. Любой осетин который решит протестироваться на ДНК, покажет одну из этих гаплогрупп.

По Y-ДНК алан немного сложней, так как палео-ДНК исследования стоят дорого, и Y-ДНК из них извлекать сложней. Но на сегодня имеем 10 результатов палео-алан из Китайской лаборатории:

Lot1-13 Клин-Яр, 4-5 вв. н.э. гаплогруппа J2a-M410

Lot1-12 Клин-Яр, 4-5 вв. н.э. гаплогруппа J2a-M410

Lot1-11 Клин-Яр, 4-5 вв. н.э. гаплогруппа G2a1a-L293

Lot1-10 Клин-Яр, 4-5 вв. н.э. гаплогруппа R, под вопросом R1a это или R1b.

Lot1-7 Левый-Подкумок, 5-6 вв. н.э. гаплогруппа R1a-Z93

Lot1-6 Беслан, 2-3 вв. н.э. гаплогруппа J1-M267

Lot1-5 Беслан, 2-3 вв. н.э. гаплогруппа J1-M267

Lot1-4 Салтово-Маяцкая культура, 8-9 вв. н.э. гаплогруппа J2a-M410

Lot1-3 Салтово-Маяцкая культура, 8-9 вв. н.э. гаплогруппа G2a1a-L293

Lot1-1 Салтово-Маяцкая культура, 8-9 вв. н.э. гаплогруппа R1a-Z93


Т.е. генеалогическое родство средневековых алан Предкавказья, Приазовья и Придонья с современными осетинами очевидна. Идентичность средневекового аланского языка с современным осетинским языком также общепризнанна в мировой лингвистической науке ( см. - "Аланский язык идентичен осетинскому языку" - | Андрей Троицкий | Дзен - https://dzen.ru/a/ZbPP9f1ODRSN569f ).

Так на основании чего оспаривается в среде некоторых кавказских фольк-историков очевидное генеалогическое и этно-культурное родство современных осетин и средневековых аланов?

Главный их аргумент - выводы известного специалиста в области ДНК-генеалогии профессора Анатолия Алексеевича Клесова о не соответствии доминантных гаплогрупп ДНК средневековых аланов - R1а, с доминантными гаплогруппами ДНК современных осетин - G2а, что, якобы, свидетельствует о том, что современные осетины не являются генеалогическими потомками средневековых аланов, и, соответственно, осетины не являются генетическими аланами.

 "Аланы – это народ, который выступал на исторической арене с 1 по 13 вв. нашей эры, в основном в Приазовье и предгорьях Кавказа. Но гаплогруппа G2a у Осетин – не от них, она – от общего предка, который жил примерно 3025 лет назад, в конце II тыс. до н.э. Это времена начала Кобанской культуры. В Осетии есть относительно недавняя и многочисленная ветвь гаплогруппы G2a1a1-P18, возрастом 1300±200 лет. Это – Аланские времена, 8-й век н. э., плюс — минус два века.  Это та же гаплогруппа, что появилась на Кавказе три тысячи лет назад." - профессор Анатолий Алексеевич Клесов.  - https://vk.com/wall-21242429_872106

Однако, не смотря на это, А. А. Клесов не отрицает и признает тот факт, что современные осетины все же являются этническими аланами - носителями средневековой аланской этнической идентичности ( аланских языка, традиций, верований и т.д.), и такое несоответствие, с одной стороны - генетической идентичности, а с другой стороны - полное соответствие этнической идентичности современных осетин и средневековых аланов приводит его в состояние полного замешательства и он честно признается, что на сегодняшний день не имеет однозначного объяснения подобной противоречивой логической коллизии.. Однако, следует отметить, что объяснение этому, причем исчерпывающее, все-же имеет место быть и искать его следует в исторических сведениях о формировании средневековой кавказской Алании.

"Коба;нская культура - археологическая культура позднего бронзового — раннего железного веков ( с XIII – IV века до н. э.) северной и центральной части Большого Кавказского хребта, по обе его стороны, от верховьев Кубани до Дагестана (на современной карте это территория Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, западных районов Чечни, Северной и Южной Осетии, прилегающих районов Грузии, юга Ставрополья). Соседние культуры: с северо-запада – прикубанская, с юго-запада – колхидская, с востока – каякентско-хорочоевская, с севера – срубная, позже – скифская."
http://генофонд.рф/?page_id=10517

"Название Кобанская культура связано с селением Кобан в Северной Осетии. В 1869 году в горах Осетии был большой паводок. Вешние воды вызвали обвал одной из террас левого берега реки Гизельдон близ с. Верхний Кобан. В обрыве открылись древние захоронения с массой бронзовых вещей. Земли эти принадлежали местному землевладельцу-алдару Хабошу Канукову, который решил подзаработать на продаже находок из обнажившихся могил. Прошло совсем немного времени, и перед изумленным взглядом любителей древностей в молодом тогда Кавказском музее Тифлиса предстали присланные из сурового ущелья Гизельдона предметы вооружения и украшения удивительной красоты и неожиданно гармоничной пластики. По разным подсчетам, Хабош Кануков раскопал от 500 до 1000 могил, в которых содержалось до 22 тысяч вещей."

Один из авторитетнейших сегодня специалистов по кобанской культуре, В.И. Козенкова пишет: «Бесспорно, наиболее значительными были и остаются материалы, обнаруженные в срединной части Центрального Кавказа, фактически в ойкумене Казбека с его горно-предгорной и водными системами. Именно территория Северной и Южной Осетии являются собственно сердцевиной, или метрополией, этой всемирно известной группы древностей Кавказа».
https://south-ossetia.info/fenomen-iz-kobana/

"Аланы примерно в первых пяти веках своего существования (1-5 века н.э. ) сосуществуют с местным населением Кобанской культуры. Затем полностью захватывают их территорию, включают в свой состав Кобанский субстрат, и становятся доминирующим почти моно-этносом на центральном Северном Кавказе."

"Формирование аланской культуры происходило при значительном вкладе автохтонных северокавказских племен, которые, очевидно, являлись потомками носителей именно кобанской археологической культуры. Данная гипотеза находит свое подтверждение в полученных нами результатах»." - Доктор исторических наук, проф. РАН Дмитрий Коробов (Институт археологии РАН).
http://генофонд.рф/?page_id=32573

"Мы обнаружили подкурганные катакомбные захоронения, курганы небольшие, были окружены роками квадратной формы с очень интересным таким проходом с южной стороны, относимые к ранним аланам. Здесь были обнаружены и захоронения совершенно по другому обряду, совершенные в двухкамерных катакомбных погребениях, которые сейчас археологи связывают с местным кавказским населением (Кобанской культуры). Это население предшествовало появлению алан То есть у нас на одном таком большом древнем кладбище лежат люди которые являются мигрантами первыми аланскими пришельцами на эту территорию и местные люди, автохтонные люди (кобанцы). Интересна ситуация такого симбиоза культурного взаимодействия двух разных волн населения." - профессор Института археологии РАН Д. С. Коробов. - https://www.youtube.com/watch?v=wBKy3-Wiudk

"Связь и преемственность археологических культур — кобанской и аланской — наблюдается не только в устройстве могильного сооружения, но и в инвентаре — вещи кобанского времени часто сходны с вещами средневековой аланской эпохи.

Т.е. тесная связь, преемственность кобанской и аланской культуры (в широком понимании этого термина) прослеживается совершенно отчетливо — и в форме могильного сооружения, и в инвентаре, в вещах. О чем же это говорит? Ответ на этот вопрос может быть только один — население носителей Кобанской культуры, жившее здесь до прихода алан, продолжало здесь жить и в аланскую эпоху, в эпоху средневековья." Е.П. Алексеева - "Кобанцы" -
В образцах кобанской культуры были найдены G2a1a - доминантные гаплогруппы ДНК современных осетин. Носители Кобанской культуры (в дальнейшем - кобанцы) заселили территорию Осетии (как Северной, так и Южной) уже в XIII-ом веке до н.э. (т.е. 3300 лет назад). В то же время хорошо известно, что осетинские 67-маркерные гаплотипы группы G2a1-P18 имеют общего предка нескольких ветвей (иронского и дигорского) примерно 3025 лет назад, что вполне однозначно укладывается в хронологические рамки времени заселения кобанцами территорий и Северной, и Южной Осетий. Т.е. вывод о прямой генетической преемственности доминантных осетинских гаплогрупп G2a1-P18 от соответствующих аналогичных предковых гаплогрупп кобанцев - представляется логически вполне выверенной и обоснованной.

Как показали генетические исследования, доминантные гаплогруппы ДНК осетин по мужской линии - G2a1-Р18 - имеют автохтонное кавказское происхождение (выходцы из среды носителей Кобанской археологической культуры), тогда-как мтДНК по женской (материнской) линии - значительно более похожи на Персидские группы, чем на Кавказские группы, и общность происхождения осетинских женщин из Персидских групп является наиболее вероятным объяснением этих результатов. Т.е. в данном случае мы имеем очевидное присутствие в ДНК осетин аланского генетического следа - доминантной аланской мтДНК по женской (материнской) линии. Соответственно, осетины, как этнос, в преобладающем своем большинстве являются метисами: наполовину кобанцами - наполовину аланами. Т.е. по мужской, отцовской линии - осетины являются потомками автохтонных кавказцев, представителей Кобанской археологической культуры, а по женской, материнской линии - потомками ирано-язычных аланов.

Хорошо известно, что кавказская Алания просуществовала вплоть до конца 14-го века н.э.. Т.е. с 1-го - по 14 века н.э. ( что составляет около 1400 лет) кобанцы проживали на территории Аланского Царства совместно с доминирующим аланским этническим массивом, что не могло не оказать существенного влияния на этническую идентичность носителей Кобанской культуры.

За 1400 лет совместного проживания кобанцев с аланами на территории кавказского Аланского Царства, предки осетин по мужской линии - кобанцы - полностью ассимилировались в аланскую этническую среду, переняли у алан язык северо-восточной подгруппы иранских языков, культуру (традиции и верования), мтДНК аланок по материнской линии. И утратив, в следствии ассимиляции, собственную кобанскую идентичность, обрели новую этническую идентичность - аланскую, носителями которой и являются осетины по сей день. Именно потому, в средневековых грузинских и армянских летописях осетин/овсов и идентифицируют как аланов. Идентичность осетинского и аланского языков признана мировой лингвистической наукой.

Следовательно, осетины являются метисами - потомками кобанцев по мужской (отцовской) линии гаплогрупп ДНК, а также потомками аланов по мтДНК по материнской линии. Кроме того осетины являются носителями аланского языка, аланской культуры и, в целом, являются единственными на Северном Кавказе и во всем Мире носителями аланской этнической идентичности. Т.е. аланская культура для осетин является родной материнской культурой, тогда-как отчая (по мужской, отцовской линии ДНК) кобанская культура и, соответственно, кобанская этническая идентичность были утрачены в следствии ассимиляции кобанцев доминирующим аланским этническим массивом Аланского Царства. Осетины, таким образом, являются прямыми наследниками двух высокоразвитых, для своего времени, кавказских культур - Кобанской и Аланской, и, в целом, являются законными прямыми наследниками кавказского Аланского Царства.

Таким образом, население средневековой кавказской Алании включало в себя пришлые ирано-язычные аланские племена и ассимилированные ими местные автохтонные кавказские племена носителей Кобанской археологической культуры. И судя по результатам исследований палео-ДНК аланов из китайской лаборатории, приведенным в начале данной статьи - имело место быть миграция (переселение) определенной части смешанного кобанско-аланского населения кавказской Алании в VI-IX вв. в районы Приазовья и Придонья.

Именно недостаточная освещенность роли автохтонных кобанских племен, автохтонного кобанского субстрата в истории формирования  средневековой кавказской Алании и является тем самым научно-теоретическим пробелом, не позволяющим в сравнительно полной мере раскрыть тему средневекового этногенеза осетинского народа. Между тем уже в середине прошлого века известный ученый-лингвист Василий Иванович Абаев сформулировал свое видение парадигмы этногенеза осетинского народа в довольно-таки лаконичной форме:  "На местный автохтонный кобанский субстрат наложился пришлый ирано-арийский аланский супер-страт".  В то же время, тема Кобанской археологической культуры сама по себе исследована и освещенна в современной исторической науке в довольно-таки солидной мере.  Определенные представления об уровне развития и производственной состоятельности носителей Кобанской культуры на территории современной горной   Северной Осетии дает нам, к примеру, и следующая информация:

"В Дигорском ущелье Северной Осетии археологи проводят раскопки могильника Кари-Цагат кобанского и аланского времени и на поселении Сауар слои V-IV веков до нашей эры. Экспедиция организована кандидатом исторических наук, заведующим сектором археологии раннего железного века ГИМа ( Государственного исторического музея) Александром Мошинским.
Исследователи копают производственный участок поселения Кобанской культуры V-IV веков до н.э. За время работ на поселении археологи откопали десять металлургических, восемь гончарных, две косторезных мастерских, мастерскую углежога, а между ними – культовые центры со стоящим идолами и чашечными камнями.
На поселении была развита черная и цветная металлургия. Орудия труда изготавливались из железа, а в более позднее время – и отдельные украшения. Из бронзы - всякие украшения и аксессуары для одежды. Технология была хорошо развита, население прекрасно знало все необходимые добавки. Из этого же могильника достали несколько копий, а также мечей – по образу скифских акинаков.
Археолог подчеркнул, что это поселение производственного типа и аналогов не имеет. По его словам, в те века, когда оно было заселено, над ним постоянно стоял дым. В ходе многолетних раскопок исследователи обнаружили литейные формы для изготовления культовых штампов на продажу.
https://dzen.ru/a/Yvul2cfAvAEZB3Pj?sid=140913815208002047

О масштабах одновременного присутствия на территории средневековой горной Осетии, в свою очередь, и аланских племен свидетельствует следующая информация:

" О результатах археологического сезона,наша беседа с кандидатом исторических наук Асланом Цуциевым, возглавляющим истфак Северо-Осетинского госуниверситета.

" Продолжили с южно-осетинскими коллегами работы в Даргавсе, где ведём раскопки средневекового аланского катакомбного могильника. Аланский могильник, который мы исследуем, уже во многом изменил наши представления о прошлом. Он – реальное и очевидное опровержение старого тезиса о том, что аланы никогда не жили в горах и были туда «загнаны» лишь монголами в XIII веке. Огромное по площади (около 40 гектаров) кладбище, оставленное средневековыми аланами близ Даргавса, доказывает, что значительные группы алан обосновались в горной части Осетии за 500 лет до монгольского вторжения. Какие открытия можно прогнозировать? Думаю, уверенно можно говорить о том, что в перспективе здесь найдут большое аланское поселение – люди, оставившие этот могильник, жили где-то неподалеку." https://stav.aif.ru/society/1065126   


Рецензии