Обломов не счастлив? Серьезно?

          У вас есть мечта? Не маленькое желание, а большая всеохватывающая мечта о том, как прожить всю свою жизнь?

          У Обломова есть такая мечта. Он точно знает, чего хочет. Не по душе ему Петербургская суета, где люди «снуют каждый день, как мухи… а что толку?». Не видит он смысла в таком беге по кругу. «Скука, скука, скука!.. Чего там искать? Интересов, ума, сердца?... ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня эти члены общества!» Вот и лежит Обломов изо дня в день. Но не просто лежит, он мечтает… Он видит сон о своем детстве, который куда приятнее реальности. Там все гармонично, там счастье, а сам Илья окружен заботой и любовью. Те давние светлые чувства остались в душе навсегда, он хотел бы воплотить в действительности такую счастливую жизнь без забот и тревог, какую знал с рождения. Штольц возражает Обломову по поводу подобных мечтаний. «Ты мне рисуешь одно и то же, что бывало у дедов и отцов.» Но в мечтах и планах Обломова все одухотворено, рояль и книги заменят варенья. И разговоры по душе… Вот это жизнь! Покой и умиротворение. Не для того ли работают все люди, чтобы обрести такое счастье? Но деятельному Штольцу это не подходит, он работает ради самого труда! Не для дальнейшего наслаждения, не для отдыха «потом», но работает ради работы. И для него это и есть Жизнь, она в постоянной деятельности. Два антипода. И два друга. Обломову очень нужен Штольц – помощник в ведении его все более неустроенных дел, спаситель от лап Тарантьевых и Мухояровых, вдохновитель к деятельности и движению. Но зачем Штольцу Обломов? Это что, ноша, которую тот беззаветно тащит на себе всю жизнь просто потому, что они друзья? Ну во-первых, они не просто друзья, Обломов и Штольц в романе, словно две половины одного целого, антиподы, которые только вместе могли бы составить целое. Но зачем все же Штольц вновь и вновь возвращается к Обломову раньше или позже в любую пору своей жизни и из любой далекой заграницы? Не потому ли, что ему нужна тихая гавань для отдохновения души? Не потому ли, чтобы почерпнуть душевных сил, самой духовности у Ильи? В любом случае в романе Гончарова тема дружбы раскрыта как гармоничные взаимоотношения двух людей (сравним дружеские пары Онегин-Ленский, Базаров-Аркадий, ну и совсем с натяжкой на дружбу Печорин-Грушницкий).

          В очередной раз спасая Илью от бездействия, Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. Исполнение девушкой любимой арии Обломова  «Casta Diva» тронуло струны его чувствительной души, Обломов влюбился, выразив это искренне и открыто. Любовь стала движущей силой его дальнейшей жизни. «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки.» Теперь он не только в тапки, но в сапоги стал попадать ногами с первого раза, весь облик героя преобразился, Обломов не просто поднялся с постели и избег лежания, он «…сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе... Он весел, напевает...» Вот и появился смысл жизни! Не бесполезная беготня по кругу, но любовь вдохновила героя к деятельности. Однако, вести дела Обломов никогда не умел, деятельность всегда была ему чужда. Материальная обыденная сторона жизни никогда не тревожила его, и он не научился ничему. Обломов не только не знает, сколько денег у него в кармане и не умеет распределять доходы, но и вести дела в имении, все более и более ветшающем, он не способен. А Ольга требует от него именно деятельности. Постоянно. По завету Штольца и собственному разумению, с благими, как ей кажется, намерениями. Обломов, конечно, тяготится этим давлением с ее стороны, ведь Ольга хочет, чтобы он ради нее и ради любви изменился. Но человеку не так просто измениться. И воспарив на крыльях любви на какое-то время, Илье все труднее и труднее лететь на низ дальше. Поэтому он ждет письмо из деревни (с ответом на вопрос о делах в имении и возможных доходах) как спасительный ответ и решение всех бед разом. Понимая свою неспособность к построению и устройству материальной стороны жизни, сомневаясь в себе и в том, что такого человека, каким стал и является Обломов можно любить, а также очень тонко чувствуя все грани и оттенки любви, тончайшие движения души, - осознавая все вместе Илья Ильич пишет к Ольге письмо, где выражает все тревожные сомнения. В письме Обломов предполагает, что Ольга не любит его. Он с ужасом осознает, что лишь обманывался словами Ольги и это был сладкий обман, который ему не хотелось прекратить, но и продолжать долее невозможно и по честности натуры Обломова и потому, что общественное мнение стоит на страже отношений. И потому Обломов прямо и искренне пишет в письме: „Люблю, люблю, люблю!“ — сказали вы вчера. „Нет, нет, нет!“ — твердо отвечаю я.Вы не любите меня, но вы не лжете — спешу прибавить, — не обманываете меня; вы не можете сказать да, когда в вас говорит нет. Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая, за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах или в истерических припадках. Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: „Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль“, — вот что следовало бы мне сказать вам, если б я от природы был попрозорливее умом и пободрее душой, если б, наконец, был искреннее...»

          Но Обломов искренен и честен в письме. Ошибся ли он в своих предположениях и чем Ольга сумела развеять его сомнения? Ее ответ на письмо Обломова раскрывает самую суть ее характера, отношения к жизни, к любви и к самому Илье. На опасения Обломова о том, что однажды Ольга полюбит другого (именно в этом ключе она поняла письмо героя), Ильинская приводит невероятный и весомый аргумент: «…вас пугает будущая обида, что я разлюблю вас!.. «Мне будет худо», пишете вы... Да ведь мне тогда будет хорошо, если я полюблю другого: значит, я буду счастлива!» Ольга думает о себе. Не об Илье, а именно и только о себе самой. Обломов поражен такой «логикой», а Ольга продолжает требовать и требовать не только не спать днем и читать книги, не только устроить жизнь в имении и предложить доход, на который можно безбедно жить, она требует и требует жертв со стороны Обломова, ничего не предлагая взамен!
«А вы говорите, что «предвидите мое счастье впереди и готовы пожертвовать для меня всем, даже жизнью»?
Он глядел на нее пристально и мигал редко и широко.
— Вон какая вышла логика! — шептал он. — Признаться, я не ожидал...
А она оглядывала его так ядовито с ног до головы.
— А счастье, от которого вы с ума сходите? — продолжала она. — А эти утра и вечера, этот парк, а мое люблю — все это ничего не стоит, никакой цены, никакой жертвы, никакой боли?»

          Итак, Ольга Ильинская оказалась эгоистичным человеком. Любовь для нее – не самоотдача, любовь должна быть направлена на нее, она же не предлагает ничего в ответ. В имущественном вопросе именно так и вышло. Ольга ждала, что Обломов, получив письмо, наладит дела в Обломовке, ей представлялось, что он, словно прекрасный рыцарь полетит в свое имение, все там обустроит и тогда уже, спасенная от бытовых проблем принцесса (вполне соответствующая давнему плану Обломова, где варенье вытеснено роялем и книгами), придет на все готовое и начнет прекрасную жизнь с деятельным Ильей. Никакой другой расклад ей не подходит. Получив известие об оформлении собственного имения в наследство, она не предложила Обломову каких-нибудь других вариантов совместной жизни, кроме указанного выше. А Обломов… Обломов, разумеется, не смог никуда поехать, когда получил письмо от соседа по имению, в котором говорилось, что дела в Обломовке совсем плохи и требуют личного присутствия Ильи Ильича. За всю жизнь он раз только совершил такое длинное путешествие и то по молодости лет, когда приехал в город из родной деревни. Навести порядок в своих делах он оказался не способен. Понимая это, Ольга расстается с Ильей, обещая выплакать это горе. В дальнейшем встречает Штольца в Париже, куда уехала отдохнуть от бед, постигших ее. Ольга с ужасом признается в своей былой любви к Обломову, но влюбившийся в нее Штольц ликует, что это был именно Обломов, а не кто другой, уж кто как не он знает досконально своего друга, да и Ольга ничего, практически, не скрывает. Влюбленные скоро женятся и их брак оказывается полностью гармоничным и благополучным, за исключением разве что непонятной «болезни» Ольги, которая посещает ее все чаще, этакой русской хандры. Ольга не показана как заботливая мать, скорее она отличная жена-компаньонка Штольца в его делах, заслоняющая возможные душевные волнения или порывы деятельностью вместе с супругом. Счастлив ли Штольц – вполне вероятно, он и хотел работать и жить, и работать и работать ради самого труда, он вполне реализует себя. А вот Ольга, вероятно, не вполне себя реализует. Может быть, чистая глубокая искренняя любовь Обломова навсегда оставила след в ее душе, и таких глубоких в морально-нравственном плане отношений ей уже не встретить.

          Но что же Обломов? Он разочарован, убит горем, он заболел и слег? Да, он заболел и слег, а Агафья Матвеевна Пшеницына – хозяйка квартиры тем тщательнее и заботливее ухаживала за барином. Пшеницына – прямая противоположность Ольге во всем: вместо изящества и грациозности – крупная женская фигура с внушительного размера грудью, вместо рояля и книг – варенье, соленья и постоянное приготовление обедов, вместо требований к Обломову – непрекращающаяся ни на миг забота, вместо эгоизма – полная самоотдача, но вместо блистательного ума – увы, глупость и едва сформированные навыки письма. Но Обломов, словно бы нашел тихую гавань, пристанище и отдохновение от всех жизненных забот, окруженный, будто коконом, вниманием Агафьи Матвеевны. Обломов полюбил эту добрую и заботливую женщину, создающую уют и покой для него, Агафью с белыми полными руками с ямочками на локтях, что были в вечном движении на кухне.

          Пшеницына стала женой Обломова и всем сердцем и душой полюбила барина, хоть и не умела этого высказать. Но Агафья готова на любые жертвы для Ильи Ильича. Единственную ценность свою она заложила, чтобы приготовить ему очередной вкусный обед. Внезапная нищета Обломова вызвана, конечно, кознями Мухоярова, Тарантьева и компании желающих поживиться неучтенными обломовскими доходами, а потом и сыграть на возникшей привязанности Ильи Ильича к Пшеницыной.
Спасителем в этой тяжелой для Обломова ситуации выступает, конечно, Штольц, вновь и вновь спасающий своего друга.

          Так был ли счастлив Обломов, вступив в брак с Агафьей, родившей ему сына? Он точно нашел мирное покойное пристанище в ее доме. Окруженный заботами Агафьи он в большой мере воплотил свою мечту о размеренной жизни, лишенной тревог и проблем, когда бытовая сторона не отягощает и не нужно ничего делать, кроме как прохаживаться по дорожке, пускай не в Обломовке, но все же, практически в ее мини-версии у дома Пшеницыной.

         Состояние здоровья Обломова, проанализированное доктором еще в начале романа, становится к последним страницам произведения все хуже и хуже, ведь он не выполнил рекомендаций врача, не изменил образ жизни. Неподвижность, употребление спиртного, сытные обеды и лежание после них неотвратимо привели Илью Ильича к болезни, случился инсульт. Попытки наладить режим питания и движения были недостаточными, вечный покой и ленивое существование изо дня в день сделали свое дело. Второй инсульт оказался смертельным. Тихо и мирно подошла к Обломову смерть: «…он покоится на одре смерти, как на ложе сна».
Горько плакала по нему Агафья, а сын Андрюша, названный в честь Штольца (и отданный ему на воспитание), остался без отца, который умел мечтать, но не умел жить, да и хотел ли? Теперь исполнилось его высказанное однажды желание: «Лёг бы и заснул, навсегда».


Рецензии
Чем, на мой взгляд, Гончаров отличается от прочих наших классиков — добротой по отношению к героям своих произведений.
Не бичует пороки, не срывает маски, не учит жить — а любовно подмечает в каждом достоинства, незлобиво посмеивается над недостатками (даже такой, казалось бы, полностью отрицательный персонаж, как Тарантьев, оказывается порой забавен и тем почти симпатичен).
И счастья каждому автор отмеряет не скупясь, по способностям и потребностям, а бед, уж коли их не избежать вовсе — по минимуму.

Иван Жемакин   01.05.2025 12:30     Заявить о нарушении
Иван, я глубоко ценю Золотой век русской литературы. Это те традиции и идеалы добра, чести, любви, которым мне хотелось бы, по мере скромных сил моих, следовать.

Очень рада вашему прочтению и отклику, с которым во всем согласна.
Насчет Тарантьева вы тонко подметили, этот образ чаще всего, обходят стороной.

С теплом к вам и уважением к вашему творчеству,

Наталья Евтеева   01.05.2025 13:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.