Первое чудо Христа

                Как известно, первое чудо, совершенное  Христом после избрания учеников, было претворение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской (Ин.2:1-12). Из всех евангелистов только Иоанн повествует об этом, чему есть своя причина, о которой мы узнаем. Почему оно свершилось именно на свадьбе, а не возле храма или в синагоге, или в селении? Как объяснить, что первым проявлением Божественной силы Спасителя было обращение воды в вино, а не исцеление прокаженного или слепого, как это будет позже? В Евангелие нет случайностей и нет совпадений. В нем все проникнуто глубокой мудростью и божественной логикой. Свое первое чудо Христос совершает таким образом, чтобы с первого шага Воплощения проявить любовь к простым людям с их слабостями и немощами. Господь обрадовал гостей прекрасным вином, показывая, что Он пришел на брачный пир не как учитель народа или фарисей, а  как Человек, ничем не отличный от остальных, кроме греха. Претворив воду в вино, Господь снисходит к нашим слабостям, демонстрируя, что Ему, как Сыну Иосифа и Марии, ничто человеческое не чуждо, и Он готов разделить веселье с теми, кого пришел спасти. «И вино веселит сердце человека» (Пс.103:15), – сказано в Писании. В первом чуде Христа раскрываются Его божественные свойства – сострадание, любовь и человечность, чуждые фарисеям и книжникам.
                Примечательно, что на этом пиру мы видим первое предстательство Богородицы перед Божественным Сыном. Уже тогда Она знала, что Иисус – это воплощенный Бог. Поэтому, увидев, что вино закончилась, а свадьба в самом разгаре, обращается к Нему со словами: «Вина не имут» (Ин.2:3). И хотя Христос отвечает, что время Его не пришло для чудотворения, Матерь Божия велит принести шесть пустых сосудов и наполнить их водой, ибо знает, что произойдет дальше. Каждое число, упоминаемое в Евангелие, несет глубокий смысл и имеет сакральное значение. Нам предстоит выяснить, что означают шесть глиняных сосудов: пустых, наполненных водой и с вином. Сосуды, о которых идет речь – это большие кувшины с водой, примерно, на 25 литров каждый для ритуального омовения до и после еды. Число 6 имеет разное толкование в богословии отцов – от проявления Бога в мире до действия божественных энергий; это сложное учение, и подробно на нем мы останавливаться не будем. Я обращусь лишь к тем толкованиям, которые ближе всего нашей теме. Но, сначала несколько слов о самих сосудах, с точки зрения их богословского значения. Глина, из которой они сделаны подразумевает, во-первых, материальную сущность [тварность] человека [дух, душа, тело], а также вселенной, растительного и животного миров. Их возникновение соответствует шести дням творения; во-вторых, это пять чувств познания, объединенных разумом, и, в-третьих, пустые сосуды – это  человеческая природа – первозданная, падшая и воскресшая, ожидающая Воплощения Спасителя, Который и Есть Святая Троица во всей Ее полноте. Кувшины с водой знаменует «реки воды живой» (Ин.7:38), или Духа Истины, наполняющего мир учением Христовым. Кроме того, вода означает творящую силу или энергию Бога, а также очищающую от греховной скверны благодать, поскольку сосуды использовались для ритуального омовения. Превращение воды в вино одним только словом свидетельствует о божественном достоинстве Христа: «Дабы показать, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – что Он Сам Тот, кто прелагает воду в винограде и обращает в вино дождь чрез корень винограда – что в растении совершается через долгое время – в одно мгновение Он делает то на браке». Виноградная лоза символизирует Христа, а вино –  радость спасения, которая «веселит сердце человека». Мгновенное превращение воды в вино означает преобразование души под действием благодати и обретение веры, которая  вспыхивает в сердце неугасимым огнем. Именно это произошло с только что избранными учениками Христа, поскольку: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин.2:11). Следовательно, чудо преложения вина заложило основы апостольства, на котором зиждется Церковь Христова и поныне. Господу было важно показать маловерным и неграмотным рыбакам силу Божию, дабы они укрепились в вере и последовали за Учителем, не сомневаясь, что Он Сын Божий.
                Важно значение имеют слова Иисуса, первоначально отказавшего Матери в совершении чуда: «Что Мне и Тебе, Жено, еще не пришел час Мой» (Ин.2:4). Почему Он отказывает Ей, а потом все же прелагает воду в вино? Дело в том, что свадьба, которую Христос избирает для начала служения, происходит не в Иерусалиме – столице Иудеи, а в языческой  Кане Галилейской (Мф.4:15). Тем самым, Господь сразу обозначает цель Своего Воплощения – просвещение в Истине язычников. И ради этого он приводит с Собой учеников,  как бы показывая им, будущее стадо овец Христовых и поле предстоящей жатвы (Лк.10:2). Однако Христос пока не прославлен в Своем Воскрешении, а Мария – дочь Иоакима и Анны, а не Богородица. Поэтому Иисус говорит Матери, что Его время еще не пришло. Апостолы не готовы проповедовать Истину, а язычники – ее принять, а значит время для благовествования Евангелие не наступило. Тем не менее, Он совершает чудо по просьбе Пресвятой, чтобы, во-первых, разделить трапезу и радость торжества с язычниками, с которыми будет неоднократно вечерять, а, во-вторых, явить Свою божественную силу и власть. Кроме того, совершенным чудом наставлялись и вразумлялись апостолы, воочию убедившиеся, что их Учитель – не от мира сего, а воплотившийся Господь.
                Нельзя обойти вниманием еще один важный факт в повествовании Иоанна: свадьба происходит на третий день. В богословии «третий день» означает всю полноту времени. Вот, что по этому поводу говорит святитель Кирилл Александрийский: «Празднуется же брак в третий день, то есть в последние времена настоящего века, ибо число три указывает нам на начало и средину и конец. Так ведь измеряется все время. Нечто подобное сему, кажется, сказано одним из святых пророков: "уязвит и уврачует ны, исцелит ны по двою дню в день третий: и воскреснем и живи будем пред Ним и увемы, поженем еже уведети Господа: яко утро готово обрящем Его" (Ос.;6:2–3)». Появление воплощенного Бога на свадьбе знаменует завершение Ветхозаветного времени и наступление Новозаветной эпохи, ведущей в вечную жизнь, которая уже не закончится никогда, ибо она свершилась в Богочеловеке Христе.
                Для нас чудо в Кане Галилейской имеет важное не только богословское, но и нравственное значение, суть которых заключается в следующем. Господь пришел к людям, чтобы принести радость Благой Вести о спасении каждому уверовавшему. Как вино веселит сердце человека, так и  Евангельское слово наполняет духовной радостью, желающих оказаться на свадебном пиру в брачных одеждах и возлежать со Христом среди избранных в Царствии Небесном (Мф.22:12). Сын Человеческий зовет в радость «Господина Своего» (Мф.25:21) всякого, вне зависимости от вероисповедования, пола, национальности, социального положения, ибо на пиру Христовом все равны в оказанной чести. Превращение воды в вино в Кане Галилейской описывается только Иоанном, и не упоминается у других евангелистов. Это обусловлено предназначением «апостола любви»  раскрыть тайну воплощения Христа и Евангелие в умозрительном, сакральном богословии, суть которого в познании истины, не по форме, а по содержанию, для избранных благовествовать Слово. Чудо Божие совершается неоднократно в жизни каждого, призывая испить вино радости, изливаемое благодатью в боголюбивое сердце. Но никто не принуждается идти на пир, то есть следовать зову Хориста, а лишь призывается к этому. Выбор остается за человеком; но те, кто: «Пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;» (Мф.22:5), останутся вне брачного чертога и будут брошены «во тьму внешнюю; там будет плачь и скрежет зубов» (Мф.22:13). 


Рецензии