Рационализм и духовность

Запад не признает наличие абсолютной, общечеловеческой Истины - есть только рациональная истина, выводимая из конкретной исторической (и экономической) ситуации — абсолютного нет, есть сиюминутное, субъективное, рационализированное и поэтому более приемлемое для непросвещенного духом сознания. Для Запада существует только та истина, которая сформулирована им самим и которая содействует утверждению авторитета Запада в мире, полезна только ему и которая, таким образом, тоталитарна по своей природе, ибо, хотя она и провозглашает различные свободы для всех — личную свободу, экономическую, религиозную и так далее — на деле исключает вообще какую бы то ни было свободу, ибо такая «свобода» может существовать только в строго определенных границах, выходить за которые ей не позволено; дух человека в такой «свободе» остается закрепощенным, ибо для самореализации дух требует не ограниченной ничем свободы — Истина не может быть ограничена логикой и представлениями ограниченного человеческого ума, а дух не может быть отделяем от Истины, поскольку он и есть то, посредством чего Истина реализует себя в мире.  Общечеловеческая истина выражается в признании общечеловеческих, абсолютных ценностей, имеющих духовную, а не рациональную природу. Надо признать, что человечество в целом не пришло еще к пониманию того, что духовные ценности абсолютны и являются общими для всех. Объединение человечества в одно целое, в единое человечество может и должно происходить исключительно на основе абсолютных ценностей, а не на экономической или политической выгоде. Идеи равенства и справедливости — не только по отношению к личности, но и в межгосударственных отношениях — имеют не гуманистическую, а духовную природу; в мире должен признаваться приоритет духовного над всем остальным, потому что только таким образом выявляется смысл и цель существования человеческой цивилизации и определяются методы достижения поставленных перед человечеством задач, ибо средства достижения целей должны соответствовать самой цели — нельзя, чтобы хорошие цели достигались плохими средствами; цель, какой бы хорошей она не была, ни в коей мере не может оправдывать недостойные средства, а именно это мы и видим сегодня повсеместно и особенно это присуще западной цивилизации, для которой, по-видимому, давно уже утратили свое значение сами цели и остались лишь средства, вокруг которых и крутится вся западная идеология и западное мировоззрение.

Представители западной политической и экономической элиты могут расценивать мир и построение правильного, по их мнению, миропорядка, только с рационально-материалистической точки зрения; им недоступно духовное понимание мира, ибо такое понимание предстает перед ними как нечто иррациональное,  они не способны мыслить с истинно положительной точки зрения, ибо положительное является в их сознании искаженным, ущербным, превращенным в антипод истинного добра, но именно это искаженное добро они и воспринимают как истинное. Запад подчинен духу заблуждения и лжи, духу сатанинскому и именно этот дух сейчас стоит во главе всех инициируемых западом процессов, ибо по их конечным результатам мы видим, что ничего, кроме разрушения, эти инициативы не несут. Запад рационально оценивает возможности достижения своих целей через зло, которое в их понимании не является злом, ибо направлено не против них — только то, что приносит Западу проблемы и потери, является злом; то, что приносит потери другим, но полезно Западу — это добро, но добро не объективное, а субъективное, ибо они убеждены в своем исключительном превосходстве и превосходстве собственной модели мира - в их понимании именно такой (американоцентричный) мир, какой  они хотят построить и есть мир совершенный и достижение своих целей для них возможно любыми методами.

Рационализм есть замыкание себя в область необходимости, полное отсутствие свободы мышления и творчества, ибо свободное мышление и свободное творчество есть принадлежность духа, а не рационального мышления; в явлении духа рациональное становится иррациональным и наоборот. Рационализм не утверждает жизнь — он ее механизирует. В том и состоит главная проблема западной цивилизации, что все вопросы и все встающие перед ним проблемы Запад пытается решать рационально, что ввергает его в состояние хаоса, когда разрушаются сами основы общества. Причины собственных проблем Запад ищет не в себе, а вне себя, установив раз и навсегда непререкаемость главной своей идеи — западная цивилизация и западное мышление, мировоззрение являются истиной в конечной инстанции и если возникает проблема, то нужно найти (или назначить) виновного и покарать его — ничто и никто не должны мешать Западу жить и развиваться по им же установленным правилам; никто не имеет права оспаривать его право на диктатуру, его идеологию, его ценности.

Человек западного типа мышления имеет иное мировоззрение, чем человек с мышлением восточного типа. Россия в этом отношении занимает уникальное положение – географически находясь между Востоком и Западом, она впитала в себя оба типа мышления и оно трансформировалось в русском человеке в нечто особое, в совершенно уникальный тип мышления и, следовательно – в уникальное мировоззрение, основанное не на разделении всех друг от друга (разделяй и властвуй), а на единении разных людей, народов, религий на основе общих ценностей. Русский человек не может принять в чистом виде ни мышление западное, ни восточное, но, вместе с тем, он как бы примиряет, совершенствует оба этих типа мышления в себе (это приводит к неизбежности мессианского значения России для всего мира в целом, к пониманию ее предназначения). При этом неоспоримо то, что все люди созданы Богом и, независимо от типа мышления, в каждом человеке есть то, что неустанно стремится к Богу, ищет Его, стремится воплотить в мире то, что исходит от Бога. Западный человек в  этом не составляет исключения. Но «подавляя в самом себе истину неправдой», он всё равно ищет эту правду, но ищет иначе, в соответствии со своим типом мышления, со своим рациональным мировоззрением и не находит этой правды, потому что ищет ее в самом себе, то есть — там, где ее нет. Бог не отказывается от западного человека так же, как не отказывается Он ни от кого другого. Но никакой человек не способен постичь истины и, тем более – жить этой истиной, когда он ее отвергает по причине ее кажущейся иррациональности.

Рационализм есть ущербность сознания, рациональное мышление — это ограниченное мышление и знание. Рационализм вышел на сцену в связи с тем, что человек утратил непосредственную связь с Богом, его разум перестал быть просвящаемым свыше. Попытка Гегеля описать жизнь Иисуса и сущность христианства подобна попытке муравья описать гору — Гегель был далек от понимания духовной сущности христианства и учения Христа; он постигает Христа интеллектом, а не духом и отсюда его идеи выхолащивают сущность учения Христа и делают все гегелевское учение относительно христианства мелким и ложным (таким же было и понимание христианства у Л. Толстого); гегелевские идеи во многом оказали свое влияние на искаженное понимание христианства не только в Германии, но и в Европе в целом — понимание более интеллектуальное, рациональное, чем духовное и это не могло не привести к разочарованию в самом христианстве, которое для Запада так и остается непонятым, нераскрытым и вина в этом, прежде всего, лежит на католической церкви, которая так и не смогла раскрыть сущность Христа и христианства даже для самой себя. Вера выходит за рамки рационализма, преодолевает его, но именно поэтому она для рационализма есть безумие, но не потому, что она в чем то противостоит рационализму, а потому, что она не может быть осознанна рационально. Рационализм определяет, что блага жизни напрямую зависят от количества денег, следовательно — достижение богатства есть главная цель жизни. Здесь во главу угла ставится личное благо человека, но не то благо, которое формирует человека как духовную личность и определяет для себя ценным то, что абсолютно, а благо сугубо эгоистичное, потребительское, в достижении которого человек никогда не удовлетворен и всегда ненасытен и ради которого позволительны все средства.

Мышление, ограниченное рамками субъективного, попытки рационализировать душу, чрезмерное внутреннее упорядочивание, разложение по полочкам всего,  является причиной прекращения поиска человеком высшего, истинного смысла жизни. В рационализаторстве человек видит комфорт для себя, для своего земного бытия и этот же рационализм делает излишними высокие духовные переживания. По сути – такая упорядоченность убивает живость души, она становится довольной мещанкой с геранью на подоконнике и слониками на камине.

Рационализм занят поиском рационального блага для человека, логически выводимого из гуманистических идей; прогресс должен служить увеличению комфорта, облегчению физического труда — так нас учили; на деле же прогресс овладевает нами и порабощает нас и не он подвластен нам, а мы ему и мы уже не ищем правды, а создаем ее, исходя из стремления к комфорту и благополучию. В действительности же поиск высшей правды, пути достижения её часто, если не всегда, сопряжены не с благом и счастьем, а с потерями, страданиями и причина этого в том, что само понимание высшей правды несет в себе трагичность, противостояние правды земной и правды небесной внутри самого человека и вслед за этим следует необходимость выбора, принятия решения; особенную трагичность несет в себе понимание того, что высшая правда никогда не будет во всей полноте реализована в этой действительности - она не достижима в этом мире и духовный человек всегда более страдает в этом мире, чем человек рационализированный, не имеющий в себе духа и потому более спокойный, ибо земные блага более ощутимы и более доступны здесь и сейчас; духовный же человек всегда ощущает внутри себя трагедию от осознания несовершенства мира и своего собственного несовершенства. Вот почему поиск высшей правды всегда имеет направление ввысь, к вечности — только там она достигается и осуществляется до конца. Для рационализма идеи высшей правды неудобны в плане достижения земного блага, потому что пути достижения этого блага часто противоречат этой правде и приводят к искажению понимания добра, к частичной только его реализации; рационализированное благо не дает ничего человеку как личности, но разрушает её ложностью путей достижения этого блага. Рационализм не может увидеть в человеке образа Божьего и в этом его главная проблема — в рационализме есть тело, но нет духа.

Если бы проблемы человечества можно было бы решить рационально, то давно прекратились бы войны, не голодали бы народы Африки, экология планеты не находилась бы в столь плачевном состоянии, не было бы бунтов, революций, свержения режимов, антиправительственных демонстраций, а ведь антиправительственные выступления, недовольство народа действиями своего правительства как внутри, так и вне государства, присущи более всего именно «благополучной» западной цивилизации. Но каким образом рационализм и упорядоченность преобразуются в недовольство и бунт? Какова этому причина? Казалось бы жизнь упорядоченного рационального человека (как и общества) должна быть устоявшейся, спокойно-размеренной, но вместо этого мы видим бунт, восстание, но каков характер этого бунта? Стихийный бунт более присущ душе русской, бунт же западный имеет окраску не стихийности, но направленности, режиссуры -  в нем нет поиска правды как в бунте русском (любой правды и любым, пусть даже самым кровавым путем), нет единой народной души — есть лишь поиск выгоды, полезности, социальной справедливости, равной доступности благ. Западное общество не имеет четких ориентиров, ясной идеи, цели. И мы, постепенно усваивая плоды западной «цивилизованности», «культуры», также можем утратить понимание приоритета абсолютных ценностей над относительными.

Социальная несправедливость появляется не в силу расслоенности общества на различные сегменты, (ибо никакое общество не может существовать, если его состав будет однородным — общество не может состоять из одних ученых или рабочих, предпринимателей или представителей искусства), а в силу попирания достоинства людей среднего и низшего ранга теми, кто выше и богаче. Плутократическое общество неизбежно вынуждено разрушать внутриобщественные связи – высокомерие высших, их презрительное отношение к низшим порождает классовый антагонизм, противоборство, недовольство условиями существования. В России большая часть людей, взлетевших вверх, взлетели туда резко, порой даже неожиданно для них самих, посредством незаконных махинаций при обретении госимущества разваливающейся страны. Природный аристократ отличается от новоявленного тем, что он с достоинством разговаривает даже с лакеем, не позволяя себе выказывать пренебрежение или презрение, новоявленные же «аристократы» всеми силами стремятся показать своё исключительное положение именно через презрение и высокомерие, но именно это и свидетельствует о том, что в сущности своей они так и остались плебеями, которыми были до своего взлета. В наше время резко взлетели на вершины успеха и богатства различные «звезды», предприниматели, политики, с презрением относящиеся к остальной части общества и скоро мы придем к тому, что необходимо будет введение в обиход нового термина взамен таких как демократия, плутократия, автократия – быдлократия, которая есть ни что иное, как грязная пена, поднятая со дна общества волнами неожиданного успеха, который хотя и содействует изменению уровня и образа жизни отдельного индивидуума, но никак не способствует возвышению его души.

Человек должен жить в мире как человек духовный, быть образом и подобием Бога в мире  несправедливости. Это совсем не означает, что реален только этот мир, а мир духовный есть мир фантазий и представлений — наша вечная ошибка в том, что мы воспринимаем мир духовный как нечто потустороннее и что посещает нас временами извне — мир духовный должен открыться в самом человеке, изнутри — ведь не напрасно сказал Христос, что «Царствие Божие внутри вас». Потенциал человеческого духа ничем не ограничен ни во времени, ни в пространстве, ни в силе - он обладает подлинной свободой и нужно раскрыть в себе дух, раскрепостить его, избавить от ложных представлений и целей. Когда духовное в человеке не раскрыто, он заменяет его интеллектом, логикой, пытается мыслить и действовать рационально, но при этом рациональным становится не то, что подлинно рационально, а то, что ему рациональным лишь представляется. Но еще большим заблуждением для человека становится то, что он превращает средства в конечные цели. Например, демократия, экономика, политика, решение социальных вопросов — это всего лишь средства к достижению цели, но не сами цели; когда средства превращаются в цели, то общество (как и отдельный человек), вместо того, чтобы развиваться (а что такое развитие, как не движение к определенной цели?), начинает деградировать, поскольку движется в неправильном направлении. Рациональное мышление легко может прийти к тому, что экономика является важнейшим фактором повышения благосостояния человека и государства в целом и перед обществом ставится цель — развиваться экономически, причем такое развитие не ограничивается во времени и представляется, что такое развитие должно стать бесконечным. Запад поставил перед собою такую цель и достиг в этом определенных успехов, но к чему это привело? К полной духовно-нравственной деградации западного общества, к превращению его из демократического в сатанократическое, к прекращению экономического развития. Но если бы Запад поставил перед собой иную, более достойную цель, а экономика стала бы средством к достижению этой цели, то и ситуация на Западе сейчас была бы иной. Абсолютно бесспорно то, что для культурного, нравственного развития государство должно быть экономически развитым и чем полнее экономический суверенитет, тем легче развиваться государству во всех иных направлениях, но при этом экономика ни в коей мере не должна превращаться в главную цель развития государства. Таким образом западный рационализм по своей сути становится нерациональным, ибо не приводит к положительным результатам. Подлинно рационален дух, ибо он есть источник блага для человека; то, что приводит к разрушению, потерям, деградации — нерационально. Важно также заметить, что правильно определенная цель определяет и то, какими будут ценности — относительная цель формирует и ценности относительные — такие, как на Западе; абсолютные же ценности определяются стремлением к достижению абсолютной цели, то есть здесь можно говорить только о духовном, о Боге, о Его вечной правде, о том, что Он и есть главная и конечная цель существования и развития всей человеческой цивилизации.

Рационализм, обретший статус религии в западном мировоззрении, привел к тому, что  Запад не только отрекся от Христа (как и от любой другой религии, кроме сатанизма), но и стал главным оплотом антихристианства в мире. Не ислам, как это представлялось ранее, а  «христианский» Запад занял по отношению к христианству крайне воинственную позицию, взяв курс на полное уничтожение христианства — прежде всего внутри себя и затем во всем мире. Продолжают свое существование конфессии, храмы, богослужения, но все это обретает извращенный характер, лишено духа и призвано заменить собой истинное на ложное, на некое подобие истинного — это мы наиболее отчетливо видим, например, в том, как на Украине христианство заменяется «христианством», истина — ложью и такие процессы происходят во всей западной цивилизации.

Из всего вышесказанного мы не должны сделать для себя вывод, что человек не должен мыслить рационально, устранить логику и здравомыслие. Истинно рациональным мышлением является мышление духовное, сопряженное с вечными истинами — духовное только лишь может казаться иногда нерациональным, но это происходит из-за того, что мы не постигаем духовного во всей его возможности. Царство необходимости, в котором мы пребываем, откладывает свой отпечаток на наше мышление, на всё наше мировосприятие, но при этом для нас открыта безграничная возможность духовного познания и развития. Теория о невозможности познания истины (а такая теория существует) глубоко ошибочна — истина существует и она познаваема, и в том и состоит приоритет человека над всем остальным творением, что он всегда находится в процессе познания; если же человек добровольно устраняется от этого процесса, считая истинное, духовное несущественным и ненужным, то он познает только то, что его разрушает и если бы люди имели подлинно рациональное мышление, то они неизбежно делали бы выбор в пользу духовного.


Рецензии