Перипетии 2006 года. Глава 9
Группа Кузьмы – так уж повелось с их первого появления на слёте – располагалась в стороне от основной поляны. Точнее, на её продолжении, частично отделённым кустарником. Хотя через кустарниковые заросли были протоптаны, а большей частью проломаны тропинки, Олег пошел влево, где обе части поляны – основная и малая – смыкались. Повернув к стойбищу Кузьмы, даже замер в удивлении. Он предполагал, что увидит три, может, четыре палатки. Палаток же было явно больше десяти. Между ними сновали женщины, девушки и – что поразило Олега – молодые мужчины, пожалуй, даже юноши. И эти молодые мужчины явно не принадлежали к массовке.
Олег остановил одного из них и, поздоровавшись, спросил, где можно найти Кузьму Осоргина.
- Пойдем, я провожу, - приветливо улыбнулся юноша.
И повел Олега между палаток. Подойдя к одной из них, молодой человек как-то по-хозяйски расстегнул и распахнул полог тента и, сказав - Кузьма, к тебе Олег Данилов пришел – посторонился. Олег улыбнулся и залез в палатку. Кузьма сидел на свёрнутом спальнике и пил чай.
- Здравствуй Кузьма, - сказал Олег. – Я хочу у тебя проконсультироваться. В июне хочу повести Команду в горы Маурторум. Вообще-то мы были в тех местах девять лет назад, в августе девяносто седьмого. Но – если честно – шли наобум. Насколько наслышан, ты те горы хорошо знаешь.
- Здравствуй Олег, - улыбнулся ему Кузьма. – Горы непростые. Особенно в июне. Чаю попьешь для затравки разговора?
- С удовольствием.
- Феликс, принеси чай гостю и позови Максима. Пусть тоже с кружкой придет. Да, и пирог прихвати. Олег, поди, еще не завтракал. Максим лучше меня знает те места, - сказал Кузьма, перехватив удивлённый взгляд Олега.
Вообще-то удивило Олега не столько то, что Максим Верёвкин знает горы Маурторум лучше, нежели Кузьма, сколько не соответствие этой группы рассказу Валеры Горина. Тот говорил, что с Кузьмой ходят двенадцать женщин, вот и вся группа. Да и на первые слёты они приходили в таком же составе. Правда, вскоре кто-то – кажется, Георгий Матвеев – обратил внимание, что женщины не всегда одни и те же. Впрочем, Олег мог и сразу догадаться: как раз после того октябрьского слёта, первого, на котором был Кузьма со своими женщинами, к нему ушла Сусанна Княгинина. Вроде бы ушли к Кузьме и другие девушки из той злополучной группы Валеры Горина. Во всяком случае, разговоры об этом были. А спустя три года произошел обратный переход: Даша Галкина из группы Кузьмы вышла замуж за Юрия Бырдина из «Дизайн-экстрима» и теперь ходит с ними. К тому же, время от времени проходил слушок, что какие-то девушки, женщины из массовки перешли к Кузьме. Да и он сам вчера по дороге к поляне ненароком услышал разговор о том, что какая-то девушка решила примкнуть к Кузьме и считает этот шаг наилучшим выходом из сложившейся у нее ситуации. Правда, её подруга отговаривала девушку от этого шага, ссылалась на мнение какой-то их общей знакомой. Олега так и подмывало расспросить Кузьму . Но он решил отложить этот разговор до октябрьского слёта. Тем более, что в палатку забрались Максим и тот молодой человек, что и привел сюда Олега. Наверное, его и назвал Кузьма Феликсом.
Пришедшие устроились, как и Кузьма с Олегом, на свёрнутых спальниках. Феликс протянул Олегу кружку с горячим чаем и, поставив посредине какую-то коробку, положил на нее нарезанный дольками пирог.
- Максим, - сказал, посерьезнев, Кузьма. – Олег хочет в июне идти с Командой в Маурторум. Давай, расскажем ему всё, что знаем об этих горах.
- Олег, а какой ты наметил маршрут? – спросил Максим.
- От разъезда двести девятнадцатый километр пройти хребтом Сисгыниурала до ущелья, через которое река Люльсынвит вырывается в долину. Переправиться через нее, а затем по гряде Алысьутмагыесяхылит и гору Сэнквынёр выйти на перевал Коварный. Собственно, вот эту часть маршрута мы прошли в девяносто седьмом году. Тогда тоже хотели совершить восхождение по северному склону горы Кантынсорумнёр со спуском по западному. Дальнейший путь, скажу честно, не планировали. Но Кантынсорумнёр была плотно закрыта тучами, а потому вернулись на гору Сэнквынёр, перешли через реку Ивовую в ее верховьях и хребтом Суйпилиньурала вышли вновь к реке Ивовая, но уже в ее среднем течении. Затем направились к станции Водораздельная…
Олег, вдруг поняв, что его рассказ о походе девятилетней давности вряд ли интересен Кузьме и Максиму, осёкся, смутился.
- Через Люльсынвит переправлялись в самой теснине? – спросил Максим.
- Нет, метров на двадцать ниже по течению. Там река расширяется, образуя некий плёс. В самой теснине остереглись. Всё-таки глубина там приличная и быстрое течение.
- Да, переправа в теснине непростая, - проговорил Кузьма. – Но в июне ниже теснины переправляться нельзя. Понимаешь, Олег, всё пространство между Люльсынвит и горами, что западнее представляют собой бывшее болото. В июне всё оно заполнено рыхлым снегом, смешанным с водой. В июле вода начинает уходить, частью стекая в Люльсынвит по поверхности, частью по подпочвенным водотокам…
- Большей частью именно по подпочвенным и подкаменным водотокам, - уточнил Максим. – И в июне, и в первой половине июля поверхность этой равнины ходуном ходит. Коварное место.
- Ты всей Командой идёшь? – спросил Кузьма.
- Почти всей. Только Коля Привалов выпал из нашей обоймы, убывает в Японию на стажировку. Новичков же не предвидится. По крайней мере, сами инициативу в этом году проявлять не собираемся. Маршрут-то сложный.
- Да, такой маршрут лучше проходить без новичков, - согласился Кузьма. – Раз так, то у вас много шансов переправиться в теснине. Если же не удастся, поднимайтесь вверх по безымянному притоку Люльсынвит. В среднем его течении можно переправиться. А далее веди группу на хребет Аквагтэлыурала и по нему выходи на Сэнквынёр. Конечно, потеряете полдня, не без этого. Но зато так надёжнее.
- И вот что еще, Олег. В июне аварийный сход через хребет Суйпилиньурала не проходит. В июне через Ивовую и в верховьях переправа проблематична. А в среднем течении ее глубина под два метра будет.
- Спасибо, Максим. Учту. Если честно, держал в голове этот аварийный сход с маршрута. А всё же, как быть, если такой сход потребуется?
- Идти по восточному берегу Ивовой. Только учти, что спуск с перевала Коварный на запад в июне не всегда возможен. Тогда придется идти через Сэнквынёр, а далее череда переправ через ручьи. В июне Коварный, Заячий и Бурный обычно весьма полноводны. Может, и Студеный создать проблему. Остальные же два и в половодье серьезными препятствиями не будут. Еще есть парадоксальный сход вдоль реки Сорочья…
- Кузьма, Максим… О, и Олег здесь, - в палатку заглянул Лёва Кирш. – Понимаю, что не ради трёпа собрались. Но придется прерваться. Ростислав собирает всех руководителей групп.
- Надо пойти, - улыбнулся Олег. – Ростислав по пустякам руководителей групп не собирает.
Выйдя на основную поляну, они тут же услышали возмущенный, даже негодующий голос Валеры Горина. Понять, чем вызвано Валерино негодование было трудно. Лишь подойдя поближе, частью поняли, частью догадались, что Валера возмущен решением Георгия Матвеева отныне не руководить группой. Переглянулись. Вряд ли Ростислав из-за этого собрал руководителей групп.
- Притихни, Валерий, - строго сказал Ростислав. – Все собрались? Тогда рассаживайтесь. Разговор предстоит серьезный.
Все расселись на заготовленных уже для вечернего большого костра бревнах. Валера, недовольно нахмурившись, замолчал.
- Соединились два необычных – точнее, пока не обычных – для нас события. Пожалуй, удачно, что эти события соединились, - негромко заговорил Ростислав. – Об одном, вообще-то, имевшем бы при иных обстоятельствах не очень большое значение, благодаря Валере знает уже почти весь слёт. Да, Георгий Матвеев в силу небольшого ухудшения здоровья решил прекратить свою деятельность в качестве руководителя туристской группы. Стоп, Валера, не будем затевать еще одно обсуждение решения Георгия. Поскольку произошло одно событие, о котором пока из собравшихся здесь знаю только я. Сообщаю об этом вам. У нас появляются еще две группы. Да, да, ко мне обратились будущие, впрочем, уже нынешние руководители этих групп. Появление одной предполагалось. В феврале этого года муж Тамары Денисьевой вышел в отставку. И они решили отныне ходить в горные походы своей семьей. А вот вторая…
Ростислав замолчал и стал раскуривать трубку. Закурили и остальные. Кроме Кузьмы, который – единственный из них – не курил. Что удивляло, ибо, судя по рассказу Валеры Горина, многие, да, пожалуй, почти все женщины из группы Кузьмы курили. Олег, затягиваясь сигаретой, вдруг решил, что к октябрьскому слёту он обязательно обзаведется трубкой. Всё-таки трубка импозантнее сигареты. Вот же Георгий и Дмитрий Звягинцев перешли на трубку. Максим же курил трубку и раньше, еще до его появления на слёте.
- Так вот, вторая группа. Свою группу создал Витя Свистунов.
- Что! – вскричал Валера. – Этот одноразовый полупоходник решил стать руководителем группы?! Ну-ну.
Одноразовым полупоходником Витю Свистунова прозвали, во-первых, потому, что за время своего пребывания на слёте он по одному разу сходил в походы с четырьмя группами. Повторно его в походы не брали. А во-вторых, потому, что ни один из этих походов он не прошел до конца, сходя примерно посередине маршрута.
- Да, Валера, Витя Свистунов организовал свою группу. И если Тамара и Павел Денисьевы подошли ко мне, чтобы не только сообщить о своем решении, но и попросить, чтобы с ними пошел кто-нибудь из опытных руководителей, то Витя объявил, что начиная с октябрьского слёта, его следует считать одним из руководителей.
- Ну и ну, - протянул Всеволод Рубанов, как и Максим, горный турист- одиночка, одинокий волк, как их величали на слёте.
- Да, именно вот так: он считает, что уже один из нас, - усмехнулся Ростислав. – Понимаете теперь, почему я соединил оба эти события?
- Нет, - в один голос сказали Дмитрий, Олег и Лев Рогозин.
- В те годы, когда я активно занимался комсомольской работой, много общался с моряками. И вот от них я узнал, что на гражданском флоте есть такая должность: капитан-наставник. Именно он выходит в первое, а иногда и во второе, третье плаванье с молодым капитаном, помогает ему советами, а в сложных ситуациях берет на себя командование кораблем. Так вот, Денисьевы и Свистунов – это только первые ласточки, будут их последователи. А что вы хотите? Взбудоражили людей, заинтересовали горами, дали вкусить их обаяние, романтику и хотите, чтобы ребята и девчата из массовки не бредили походами?
Ростислав замолчал, несколько раз затянулся трубкой.
- Наверняка появятся и другие группы. Запретить им идти в походы самостоятельно мы не можем, нет у нас таких прав. Турклубы, секции могут пригрозить тем, что лишим вас возможности получать разряды, звания. Хотя, как о том свидетельствуют биографии некоторых из нас, не всех эта угроза останавливает.
Короткий смешок был ему ответом.
- Так вот, юридических прав препятствовать, так скажем, инициативе снизу у нас нет. И хотя мы не несем в этих случаях юридическую ответственность, есть же ответственность моральная. А потому махнуть на такие группы рукой, мол, идите, черт с вами, идите на свой страх и риск, мы не можем, не должны. Георгий, как ты смотришь на то, чтобы стать туристом-наставником, помогать новым руководителям групп в первых их походах, оберегать от ошибок в сложных ситуациях?
- Ростислав, ты серьезно?
- Вполне. Так, согласен?
- Если честно, не ожидал такого предложения, - улыбнулся Георгий. – Даже не думал о таком. А ведь ты прав, Ростислав. Случись что с такой группой, так не простим же себе. В общем, я согласен.
- Вот и отлично. Игорь, - окликнул Ростислав проходившего мимо туриста из группы «Дизайн-Экстрим». – Сделай любезность, найди Павла Денисьева и Витю Свистунова. Пусть идут сюда. И не медлят.
Свидетельство о публикации №224121400980
Ната Славина 04.01.2025 14:26 Заявить о нарушении
Что касается выкладывания следующих глав. Не буду лукавить: кроме уже выложенных закончены еще порядка тридцати глав. Держит небольшая повесть "Незадавшийся поход", без которой многое будет непонятным.Застопорились 7-я и - главное - 8-я главы. Но кажется я одолеваю эту преграду.
С признательностью, Александр
Александр Инграбен 02.04.2025 00:27 Заявить о нарушении