Как Куръ окочурился, к Слову

      Чем дальше в лес, тем больше дров...
 
      Тогда въступи Игорь Князь въ златъ стремень, и по;ха по чистому полю. Солнце ему тъмою путь заступаше; нощь стонущи ему грозою; птичь убуди - свистъ зв;ринъ въста; зби Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаем; в Лъз; и Поморiю, и Посулiю, и Сурожу, и Корсуню, и теб; Тьмутораканьскый блъванъ!
 
      Начальные строки повести, о чём они? кому обращены? тут половина слов для россиянина неизвестны. Не разобравшись, стоит ли продолжать чтение? Мне стало нравиться СЛОВО уже тем, что одновременно с сюжетом правдивого рассказа, я познаю свой язык заново вместе с историей земли. И вот опять, встретились такие слова, которые казались знакомыми с детства, а оказалось, что я совершенно не понимал их смысла. Слова, на которые пришлось взглянуть по новому с удивлением, а они существовали тысячу лет без меня и могли бы ещё столько покоиться на полке. Касается не только «зби дивъ» и «льзе», кстати, а с какой буквы их следует указать в тексте наряду с названиями, как Тьмутораканьскый? Чтобы ответить на вопрос, надо бы понимать значение слов. А по тексту академических аннотаций и вовсе: «въ стазби» слитно рекомендуется читать. Как быть? Для разумения слов и текста в целом. А далее это будет касаться вероисповедания и родственных связей в большой семье. Совершенно простых слов, например, почему племянник - племянник? А сноха - снохой называется, почему?  Ведь эти слова (деверь, зять, свекровь, тёща) откуда-то возникли и не сами по себе. А уже повесть мне представляется и вовсе тайной клинописи, в которой россиянину заблудиться, что раз плюнуть...
 
       Кому-то кажется, что клин - это поле своим острым участком, как нож в масловошло в опушку леса, другие убеждают - наоборот, это участок леса, вошедший в поле клином. А есть люди, изучающие тайную клинопись, но совершенно не понимающие значения этого слова. Клин - ребёнок (мужского пола). Ребёнка рождает мать (на всякий случай объясняю родителям под номерами №1 и №2), а мать сына может быть дочерью или невесткой семье, есть такая хитрость родственных связей, или снохой. Невестка (сноха) - это жена брата, сына. В литературном языке для названия жены сына используются оба термина: невестка и сноха. Значение их идентично, хотя порой утверждается, что между ними имеются некоторые тендерные несоответствия: невесткой будет 'жена сына' со стороны его матери и отца, а снохой - 'жена сына' лишь со стороны его отца. Какое отношение имеет отец к сношению молодых, выделяясь, таким образом (в прозвище себя), наверное, самое простое. Теологически обособленное. А теперь плавно переходим к сношению мозгов со сносом крыши.
 

       СНОХА  и  НЕВЕСТКА
 
       Сноха, сношение (сношельницы - жёны двух братьев), невестка в семье -тождественно этимологически русским словам соха и нога, поэтому никуда в греки и арамеи ходить за поиском смысла в делах житейскихне надо. Происходит вязка, делом случая, передача крови и семян по наследству. Греческое слово миос (;;;;), которое нам втюхивают как сноху, на самом деле - зять, зяць (буквальный перевод) и «зет» (серб.) - есть даже такая буква, обозначающая вектор вертикали в системе координат, он же - Зевс. Оно же gener- (лат.) - универсальный, радавыя, загальний - общий. Это как раз тот самый случай, когда поэт Тютчев, ссылаясь на факт, что общего для России подобрать невозможно, то ничего мерить не нужно - остаётся в Россию просто верить. Аршин - корня сын. А тут девушка - сноха латинская - nurus - «Невестка». Оказывается, что сноха - невестка на латыни. Вестимо почему и блуждают оба понятия в языке, невесть о чём. Почему и много толкований на это слово. Состоит термин «невестка»  из двух слов (nu+rus), иногда это просто - «nu» (арм.). Знаете, что это означает? Термин «nu rus» = нет страны, немає країни,няма краіны, нема земље,  kein Land и т.д. И даже немцы это понимают, и только россияне не видят в слове «Невестка» - Нево (плюс святое ка). Есть два законных способа заполучить землю, это дать кредит под проценты или выдать дочь за князя, оба способы известны по завету ветхому и русским сказкам наравне с кожаными деньгами у продвинутых лингвистов.
 
      «А, чи диво ся, братiе, стару помолодити?» - звучит призыв князя «отня злата стола поблюсти» и помочь своим братьям, страдающим под тугой Рима. Видится омолаживание крови, смена Заветов в религии, а в топонимике - Новгород (откуда Игорь), затем - Ноен город (на Неве). Ну и прочие символы, и звуки нью в мире. Династические браки нередко приводили к тому, что даже отец или дядя (глава рода) могли лишиться наследства, а как следствие - вся ветвь пресекалась. Рушились империи. Как исчезли половцы, как не стало пруссов, а могло бы и Киева не стать. О том страшном сне киевского князя Святослава, через значение слов, которыми он описывал литургический гипноз, ему и детям его не светит от колена древа ничего хорошего, если племянники проиграют поход. Завянет, уйдёт в дичку.
 
       По ходу будем разгадывать поговорку, почему в огороде бузина, а в Киеве - дядька? Кстати,киевский князь Святослав - дядя Игорю и Буй-Туру Всеволоду. Ярославна (жена Игоря) - сноха в роду Ольговичей; сына Владимира женят на половчанке Свободе. Эта девушка будет им снохой, но если вести родословную от древа по мужской линии, то в этом случае Свобода будет снохой ('жена сына'), лишь со стороны его отца. У немцев или французов будет называться как-то иначе. Происходит от праславянского snъxa - «жена сына» (а на латыни - кости, прах - буквально), несомненно, связано со словом - «вязать» (русское сновать), поэтому нем. Schnur «бечевка» - «жена сына», англос. snoru, алб. nusе - «невеста». А нем. Schnur «бечевка» - тождественно этимологически Schnur - «сноха». Что в народе может приобрести негативный оттенок - бичёвка, шлюха (дама с обоза), ни копья за душой, без роду племени. Профурсетка. Или жених - фраер по-немецки, слово из уголовного жаргона (блатного), напоказ модно одетый человек; человек не из уголовного мира; человек неопытный и наивный, потенциальная жертва блатных; тот, кто выдаёт себя за человека - выше своего реального положения. Также на словацком языке frajer - ухажёр, щёголь. Фраер - свободный, вольный (кто не сидит в тюрьме), или простак, кого можно обмануть, сродни другому жаргонному слову - «лох». Божевильный дурачок, как сказал бы боярин или батюшка. Имя бога Фрейра в скандинавской мифологии (бога плодородия, хорошего урожая и мужской силы), означает просто «господин», «хозяин» или «господи», сравни - фрайер. А вот «фраер македонский» (дурак, глупец), остался происхождением неизвестным.
 
      Однако почему звали щёголем Чурилу, можно прояснить. Сделаем это ниже разделом. Сначала, где словили Шерхана, сказочного тигра «Книги Джунглей», а поймали его на Снови... И мы попадаем на реку Снов, опять же, неизвестной этимологии. Интересная страна.
 
 
      СНОВ  ЭТИМОЛОГИЯ
 
      Все русские князья были женаты на половчанках. Напоминаю, что Кончак - тот самый Осмомысл, стало быть Шерхан - его дед. Хан Кончак - сын половецкого хана Отрока, внук Шарукана, станет свояком князя Игоря, так как сын Игоря Владимир женится на дочери Кончака - Свободе. А веком ранее повязали князя-хана  Шерухана на Снови, повязали под белы рученьки шнуром или бечевой от слова «вязать» (русское сновать), а для немцев, что ботинок зашнуровать, Schnur - «бечевка» (или сноха). И снова свадьба, но уже 1183 год: «Ту ся брата разлучиста на брез; быстрой Каялы. Ту кроваваго вина недоста — ту пиръ докончаша храбрiи Русичи — сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую. Ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли преклонилось.» - Что за свадьба, драки нет?
 
       Битва на реке Снов (Сновская битва) состоялась 1 ноября 1068 года вблизи города Сновск (ныне - Седнев) между войсками черниговского князя Святослава Ярославича и половецкого хана Шарукана. Русское войско встретилось с половецким вблизи города Сновска. Как свидетельствует летописец, князь Святослав перед началом боя произнёс речь перед своими воинами, сказав: «Потягнем, уже нам не лзе камо ся дети!» - Мы больше никого терпеть не можем, дети! Новый Завет. Русское войско атаковало первым, большинство половцев погибли или утонули в реке Снове во время отступления. В плен попал сам хан Шарукан. Не следует путать с названием города Шарукань (но стоит заметить, как имя схоже с Тмутаракань). Однако в мае 1107 года Шарукан вместе с ханом Боняком был замечен летописцами в районе города Переяславля и Лубны, расположенного на реке Суле. Имел двух сыновей - Сырчана и Атрака. Шарукан (до 1050 - после 1107 года) - половецкий хан, дед Кончака. Кончак (? - после 1203 года) - половецкий хан, сын хана Атрака. Дочь, Свобода (в крещении Настасья) - жена Владимира Игоревича с 1185 года. После смерти Кончака его власть перешла к его сыну Юрию Кончаковичу.
 
      Битвой на Снови руководил Святослав Ярославич (1027 - 27 декабря 1076, Киев) - третий сын Ярослава Мудрого и Ингигерды Шведской, князь черниговский, с 1073 года - великий князь киевский.Биография Святослава и даты княжения точно не известны. Исследователи лишь строят предположение о границах владений. Так Н. М. Карамзин предполагал: «Князь Черниговский взял ещё отдаленный Тмуторокань...» Старший сын - Глеб Святославич (убит 30 мая 1078 года) - князь тмутараканский (1064 и 1066-1068 годы), князь новгородский (1069-1078 годы).Убит чудью заволочской 30 мая 1078 года. Чудь - теологическое толкование слова великие, скоро они проявятся орденами кресоносцев. Олег Святославич («Гориславич»),четвёртый сын князя Святослава Ярославича от первого брака  (тоже пострадает от Рима). Князь Тмутараканский (с 1083), Черниговский (1094, 1097), Новгород-Северский (1097-1115). После смерти своего отца, Святослава, сражался за Чернигов, затем несколько лет провёл в ссылке в Византии. После возвращения на Русь длительное время правил в Тмутаракани, в 1094 году вернулся в Чернигов. В кровавой усобице Ольговичи долгое время воевали с Владимиром Мономахом и его сыновьями. После 1094 года летописцы как сговорились, ни одного упоминания о Тмутаракани. Вскоре там обоснуются тевтонцы.
 
      И в страшном сне не приснится, что Снов так могли назвать греки или немцы, да заодно со всей топонимикой края.Снов - река в Брянской области России и Черниговской области Украины, правый приток Десны. Река берёт начало возле села Сновское (Новозыбковский район Брянской области),впадает в Десну в 20 км выше Чернигова.«Снов» - белорусский футбольный клуб из Снова. Снов (бел. Сноў) - агрогородок в Несвижском районе Минской области Беларуси. Снов - гидрологический заказник местного значения в Черниговской области Украины. Снова - река в Липецкой области (правый приток Дона), этимологии неизвестной. Слово снОва знаем (начни с начала, с нуля, с новой страницы), а сновА - нет? Читаем новости, живём в Новгороде, а пофиг. Пусть нам «сновать» евро-иранцы поднесут. Хотя, очевидное - невероятно, как мечтать во сне: сон - сын - происхождением.  Сноў - Мечты (буквально) и даже - Снег, sneg (с латинского). Потому что него - одиночество. А выше, где расположен Брянск, река Снежеть впадает в Десну. Озеро Онега, герой Евгений, герой Печорин - все родом с одиночества. Вот и Святослав всполошился: «... сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ великый женчюгь на лоно, и негуютъ мя…» - негуют его. Они его лелеют. И они пренебрегают мной...  Изумительная по красоте фраза, заслуживает отдельной статьи на тему, что снилось и что значит, опустошили Самаю? А этимология Снов очевидна, не требуется и сонника в руки, чтобы обосновать. Они снуют перед глазами туда и сюда, а толку нет. Что ты снуёшь из угла в угол? Лодки так и снуют по реке. Утки то и дело снуют, не поспеешь заряжать. В зале аэропорта снуют пассажиры. По базару снуют покупатели. Надо же, как много снующихся без дела всуе. Сную пряжу, набираю основу ткани, петляю, двигаюсь, шатаюсь, болтаюсь от русского сновати и до церковно-славянского сноути - высокомерный. Значимое слово по жизни, о котором нам и знать не положено. 
 
     СНОВА (словарь Даля) - нареч.  вновь,  сызнова,  опять,  вторично, ещежды, еще раз или сначала; - когда вещь была нова.  Скажи сказку снова. Он снова свое несет. Снова, вещи и цены нет,  а поветху - хоть брось... Береги платье снова, а честь смолоду. О том ни слова, хоть дважды снова (переговорить). Да уж. Ничто не ново под луной, а как впервые слышу.
 
     Новозаветное словцо. Что народ  рассновался?  бродит. Кто без дела снует из угла в угол,  шатун. Заодно проясняется слово «бродник», неопределившийся бродяга. Снование, сновальня, сновальница, сновалка, сновальный стань,  на коем снуют,  готовят основу под ткань. Сновальня,  суета,  беготня,  толкотня взад и вперёд. Сноглазый, у кого вялые, сонные глаза. СНОЗА, снозить, см. снаживать. СНОСИТЬ или снашивать,  снести или снесть что куда,  носить из разных мест в одно,  складывать в кучу,  скоплять. О птице, снести яйцо, класть, положить. Снести карту  в игре,  скинуть,  сбросить  на  иную  масть. Снашивание,  сношение, снесение, снос, сноска. Снашивание  шерстяных  чулков.  В  каких  вы  сношениях  с  этим человеком?  в каком  знакомстве, связях  и пр.  Сношения  с  заграницей  иногда  затруднительны.  Снесение плотины водой.  Снесение письма на почту. Снос вещей, покража беглым. За ним сносу полушубок и сапоги.  Бежал со сносом,  без сносу. Снос плотины водой.  Дом продан на снос,  с очисткой места.  Курица на  сносе,  скоро снесет яйцо;  и о женщине:  на сносе,  на сносех,  на сноса(я)х, скоро родит,  последние дни ходит.
 
      Чем не сноха? Тысячи слов, подтверждающих родство и происхождение, да вот одна беда в России - от Руси пошла. Не там курица яйцо снесла, где кудахчет.  На  дубу  свинья гнездо свила,  а овца пришла да яйцо снесла. Курочка бычка родила,  поросеночек яичко снес.  Коровушка яичко  снесла, курочка телка принесла. Все мы от сохи и что-то несём...
 
 
    ЧУРИЛО  ПЛЕНКОВИЧ  ОКОЧУРИЛСЯ
 
    Попал Чурило как кур в ощип. Киевские бояре «щёголем» как раз и звали Чурилу Пленковича, деда Игоря Святославича  (Олега Гориславича) или отца. Нет ясности. Святослав О;льгович (в крещении Николай; 1106/1107 - 15 февраля 1164) умер когда Игорю было 12 лет. Князь новгородский (1136-1138, 1140-1141), курский (1138-1139, 1149), стародубский и белгородский (1141-1146), новгород-северский (1146-1157), туровский (1149-1151), черниговский (1157-1164), Святослав в Тмутаракани уже не княжил. В 1107 году Олег Святославич (Гориславич) женил своего сына на половчанке, дочери половецкого хана Аепы Гиргенева. В 1136 году Святослав Ольгович женился в Новгороде. Святослав женился в Новгороде (по версии В. Н. Татищева - на дочери новгородского посадника Петрилы). Новгородский епископ Нифонт отказался венчать жениха и невесту. Венчал их «свой поп» в Николо-Дворищенском соборе: «оженися Святослав Олговиць Новегороде, и веньцяся своими попы у святого Николы; а Нифонт его не венця, ни попом на сватбу, ни церенцем дасть: глаголя: «Не достоить ея пояти». Почему, неизвестно (препятствием могло быть близкое родство, число предыдущих браков у одного из брачующихся или отъем жены у живого мужа). Или что-то с верой не так, прошло уже 30 лет после первого брака. Все дети Святослава, три сына и три дочери указаны в летописи с 1137 по 1153 год рождения.
 
      Наиболее вероятно, что Чурило Пленкович - Олег Гориславич,  дед Игоря Святославича. Происхождение Чурило относилось к эпохе Даждьбога, когда «сам бог представлялся в плену, в узах» (П. Бессонов). С ним меняется эпоха, он был в плену на Родосе, отмечен СЛОВОМ: «Были в;чи Трояни, минула л;та Ярославля — были плъци Олговы, Ольга Святьславличя. Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше, и стр;лы по земли с;яше. Ступаетъ въ златъ стремень въ град; Тьмуторокан; — тоже звонъ слыша давный великый Ярославь сынъ Всеволожь, а Владимiръ по вся утра уши закладаше въ Чернигов;; Бориса же Вячеславлича, слава на судъ приведе, и на Канину зелену паполому постла. За обиду Олгову храбра и млада Князя съ тояже Каялы Святоплъкь повел;я отца своего междю  Угорьскими иноходьцы  ко Свят;й Софiи къ Кiеву. Тогда при Олз; Гориславличи с;яшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждь-Божа внука, въ Княжихъ крамолахъ в;ци челов;комь скратишась. Тогда по Руской земли  р;тко ратаев; кикахуть: нъ часто врани граяхуть, трупiа себ; д;ляче;  а галици свою р;чь говоряхуть, хотять полет;ти на уедiе.»
 
      Почему так звали, можно прояснить. Чурило - Ярило (Журило, Цюрило), как форма имени этого бога свойственное характеру героя. Ярило и Чурило как бы единый персонаж. Или Чурило от Чура, что значит Чурислав - защитник Руси. Олег Святославич («Гориславич»), князь Тмутараканский (с 1083), несколько лет провёл в ссылке в Византии на о. Родос. После возвращения на Русь 11 лет правил в Тмутаракани. В сопровождении византийского флота Олег прибыл в Тмутаракань, где встретил ранее завладевших городом двоюродного брата Давыда Игоревича и двоюродного племянника Володаря Ростиславича. Олег изгнал их из Тмутаракани, а хазар, выдавших его Византии, казнил. Предположительно, Олег признал также сюзеренитет византийцев над Тмутараканью, а далее историческая связь теряется. Имею в виду не с Кубанской станицей, а с Кенигсбергом, откуда Пётр заказал копию Радзивиловской летописи (1715), по которой мы учимся, да и слова - чур/чересчур, все местные. Где бы вы ещё услыхали - "окочурился", если не в селении Чуровичи, да ещё и поняли б, о чём.
 
       Бог Чур - это хранитель Рода, хранитель домашнего очага. Чур - это щур, т. е. родственник согласно древней церковнославянской культуре. Сравни: пращур (предок). Отсюда образован глагол «чураться»: «Черти круг, да чурайся!» (В. Даль). «Чур меня!» - первейшее и простейшее заклинание от нечистой силы. Древние славяне верили, что родственники, которые покинули этот свет, защищают нас и поэтому при возникновении опасности взывали к их силам таким образом. Откуда и пошло "чур меня". Чур ограждал потомка невидимым, непроницаемым для нечистой силы кольцом, вспомни былички Гоголя и как артист Куравлёв чертил круг мелом даже в церкви, не уповая на защиту Бога. Слово «бог» выступало также названием божества вообще (в качестве второй части многих славянских названий богов), в повести встречались: Дажьбог, Стрибог. В религии словом «Бог» обозначают верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ. Лингвистические «раскопки» до самого-самого древнего Чура могут привести к тому, что между словами Чуръ и Куръ вполне можно ставить этимологический знак равенства. Чур: хранитель границ, защитник от нечисти, фаллический бог. Названия пограничных оберегов сохранились в таких словах, как «чурка», «чурбан», «чурбак», чем - не болван? Тмутараканский болван представлен в повести во всей красе. Выше головы не прыгнешь, родилось на основе наречия «чересчур», а проследить историю «домового», то приходишь к выводу, что Чур (дух-защитник родового земельного надела и дома) был тем самым первопредком и прародителем любой религии. Фольклорист Д.К. Зеленин и лингвист А.Б. Стархов выдвинули версию, что славянский Чур восходит к греческому «;;;» - «господь, господин» и изначально слово имело значение «Господи!», «Боже, упаси!». Однако. Греческое «;;;» (кир - звучит) буквально имеет такое значение - «господине» (серб.) или сэр, но явно русское заимствование выдаёт немецкий - Herr (нем.). А жена у испанца - мухер - подтверждает принадлежность доньи - к дону. Но у них нет таких рек с именем Дон, зато есть Эбро (евро) и пролив Гибралтар (еврейский алтарь) между скалами Абила и Северной. Латинская форма написания Чурилы - Cyrillus - может довести до Курил и Сириуса, а хоть до сома с усами...
 
      А дальше греки и евреи могли сочинить что угодно, но русский мат оказалось проще запретить, нежели выучить все хитросплетения родственных связей. На латинском же - это наш домовой: domine (домине), если перевести кур/кир, а капнув глубже, можно отыскать и банного духа, хотя, он уже явился свету внуком или племянником... Лингвист-славист академик Н.И. Толстой был первым, кто связал междометие «чур» с фаллической символикой, эта гипотеза впоследствии пополнилась новыми данными (А. Д. Дуличенко).  Не менее загадочно отчество Чурилы - «Плёнкович». Пленный или плодовитый на белорусском языке.  Отчество породило отдельный образ отца Чурилы - Плёнка (богатый гость, купец Сарожанин). Сурожанин - будет точнее, а два города Суража в Беларуси, один - на границе в Брянской области. Сурож - Судак в Крыму (древняя Сугдея), откуда сурожанин означало - «заморянин». В конце XIV века упоминается боярский род Чурило, из которого вышли основатели города Чурилова в Подольской губернии. Однако самый распространённый чур - это Куръ. Согласно былинам, двор Чурилы стоял на реке Сароге (Череге)  у святых мощей у Борисовых; Чуриловка - район Смоленска, где недалеко храм Бориса и Глеба. Там же хранились мощи Бориса и Глеба. От Смоленска начало реки Сож (ранее - Сжа, но значение не меняется - Бог). Отсюда Чурила Сжанин, то есть с Посожья. Ярило - Чурило как форма имени этого бога свойственное характеру героя. А князь Игорь в финале истории пойдёт по Боричеву...
 
      Использовал я данные словаря М. Фасмера и других словарей (и свои переводы) к слову «сноха» или «кур/чур» неслучайно, а в целях понимания, как манипулируют сознанием словари, которые составляют лингвисты и филологи, у которых мужик - баба, а сноха - зять. Они отнимают русский язык у россиян на корню. Нам сложно перевернуть сознание, чтобы речка оказалась мужского рода, а девочка - среднего.
 
       Н.И. Толстой отмечает, что в русских быличках матерная брань выступает как защита от Лешего. Эта известная по этнографической литературе функция бранных слов подверглась анализу и русскими, и германскими лингвистами. То есть, брань употреблялась не столько с целью оскорбления, сколько служила отгону нечисти. Можно дополнить, ещё и тем, что брань указывала на старшего и кто первый встал (чьи тапочки), в известном выражении в сердцах по матушке. Это вовсе не означало, что он с его мамой тесно дружил, а указывало на возраст.  Возвращаясь к архетипическому смыслу, фаллос является первейшим символом Логоса и главной мышцей человека - голенью, так сказать, наивысшей. Голядь - племя, Палеологи - каста. Логос - маскулинный принцип, принцип логики и структуры, принцип порядка, закона и справедливости. А еще Логос по-гречески означает «слово», то, что было в исходной точке сотворения мира.
 
     С пониманием значений слов сноха-невестка, племянник, Чурило и кого отпугивали русским матом (Леших и прочую нечисть), можно перейти к изучению одной из основополагающих строк повести. Что вполне логично, подготовка к прочтению заняла места и времени гораздо больше. Как убедился, в повести простых слов просто нет. Строка из рассказа от 1180 года (спала Князю ум по Хоти), которая должна направить мысль читателя в нужное русло повести. А по сути дела - прояснить происходящие события и куда братья пошли, и почему? Не с бухты-барахты «жалость ему знаменiе заступи, искусити Дону великаго» - в продолжение дела деда Гориславича, правившего в Тмутаракании веком ранее.
 

      ЛАЖА  ВСЁ  ЖЕ  ВЫШЛА
 
      «Не буря соколы занесе чрезъ поля широкая — галици стады б;жать къ дону великому...» - виной тому послужили «стада» галичан (противопоставление с птицами вольными).  В родственных связях с богами стихии отмечен и певец-сказитель Боян в строке с галицами: «...чи ли въсп;ти было, в;щей Бояне, Велесовь внуче!». Эти строки мы разбирали выше, как полки Игоревы выступили в поход («... искусити Дону великаго»), дошли до описания Дива. Кто такой, что значит это имя, Див? Оно не раскрыто до сих пор, равно - льзе... При битве на Снови Святослав обратился к дружине со словами, мы дети - не льзе.
 
      В русском языке остались некоторые слова - польза, полезно, нельзя, Льзи Большие и Малые (деревня), Лезенка (речка). Или с трудом узнаваемые корни - вскользь, скользко (с переходом на лг/лж - лог, ложь). Но из обихода слово «льзя» ушло, его нет, осталось запретное - нельзя. Иногда употребляется: до нЕльзя. А когда малышка жалуется маме, со словами, он ко мне лезет, даже в голову не приходит, что слово родственное слову польза. Равно росток из земли, если культурный - это саженец, а хоть и дикий лес - без разницы. Но слово лес - лесина (дерево) положило начало разговору, ну и началось... Кому дуб - кому ольху с рябиной. Также древние верующие разобрали себе в предки - деревья плодовые, всех рыб и все грибы, и вообще все вещи - вещими образами. Чтобы каждому ести по ести вышло. Получили СЛОВО повесть.
 
      В повести оба слова Дивъ и Лъз; стоят рядом в одном смысловом ряду, но. Как всегда следует внимательно обратиться не только к написанию с какой буквы их указать (заглавной или прописной), но и какой звук издаёт слово в начертании. Подчас бывает так, что звучит не то, что видишь. Пример и цитата фрагмента полностью:
 
      «Тогда въступи Игорь Князь въ златъ стремень, и по;ха по чистому полю. Солнце ему тъмою путь заступаше; нощь стонущи ему грозою; птичь убуди - свистъ зв;ринъ въста; зби Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаем; в Лъз; и Поморiю, и Посулiю, и Сурожу, и Корсуню, и теб; Тьмутораканьскый блъванъ!»
 
      Эмоциональные строки, а было это во времена первого похода (1180 года), когда Игорь был ещё при власти и наместником Даждь-Бога на земле, и поле вроде чистое, но какие-то (природные ли?) знамения указывали, что дорогу Ольговичам кто-то перешёл. В строке «нощь стонущи ему грозою» уже можно узнавать «грозных» - от немецкого слова «гросс» - великих и больших, а во тьме ночной - Тмутаракань, к ней и следует обращение. Конкретно - к болвану (дураку, умалишённому, божевильному и тронутому), эпитетов этому слову предостаточно, все они связаны с умалишёнными истуканами, которых раньше вырезали из дерева или камня. Страсть к памятникам у нас до сих пор в крови. Потом «из-за моря» пришли варяги, стали рядить-судить, дело дошло до Крещения, а истуканов (шесть мужеского пола) отправили по Днепру вниз по течению, то есть подальше с этих мест. А вот с богиней  Макошь (женского рода), с ней история другая, её изваяние ещё долго стояло в церкви. Строили церкви имени Святой Прасковеи (преобразованная Макошь, богиня сырости). Прошло немного времени, как Общая церковь христиан успела расколоться (1054), с этого-то момента власть в Тмутаракании сменилась. Княжить там стали от католиков, «туга и тоска сыну Глебову - те у Рим кричат», своими словами о (белорусском ныне) князе Глебе, правившем там дважды, а замыкал список князей по праву наследования трона - дед Игоря. «Нъ се зло Княже — ми не пособiе, на ниче ся годины обратиша — се у Римъ кричатъ подъ саблями Половецкыми, а Володимиръ подъ ранами. Туга и тоска сыну Гл;бову…». Вкратце о том, - куда и по какой причине - «... въступи Игорь Князь въ златъ стремень...», а навстречу ему такие ужасы... То солнце ему тьма застит и путь заступает, а то гроза в ночи птичек пробудила, и свист в ушах звериный стоит. Ничего не понятно вообще из описания, христианство ли это? А тем более - слова эти русские, они для россиянина кошмар один...
 
     Со словом Лъз; происходит то же самое, что и с Каялой (непонятное), переводчик указывает оригинал слова болгарским, но динамик молчит с любых языков, с какой бы буквы не указал в написании - заглавной или малой. Но значение передаёт точно:
 
      Лъз; (болг.) - Ложь, Хлусня, Брехня, Лажи,  La;i, L;gen, Ялган, Lies (лат. - лис). Переводы уже озвучены, и ложь ассоциируется с лисой. А белорусская хлусня - одно значения с начальной Х, что без крестика: Хлусня = Х ложь; лусня = ложь. Лажа всё же вышла... Татарское Ялган имеет тот же представительный вид, ср. «я лгун» с гуннами, а ган-хан. Добавились «люди» в форме буквицы Л, читается: «я людей хан». В слове «хлусни» те же люди - ус - усатые, как сом или гусар, к ним ещё подойдём.  Брехня с божественным началом, только с «ре» - обратным «ер» и посылом к лающим особям. А это уже любовь (лав-лаф), псы-загонщики, охота.  Язык начинает перестраиваться в пользу религии, далее же узнаем эти исторические приставки «лже-» и «блажь-» через несколько веков в форме имени Лже-Димитрия и Василия Блаженного времён смуты. Палеологи, логика, предлог, а в строительстве - лага (балка). То же слово ложь с малой буквы - уже совершенно другое значение...
 
     С малой буквы: лъз; (болг.) -  глаза, вочы, очі,  oculos, очи (серб.), o;i (хрв. - очи), Augen (нем.) и т.д. - уже глаза. Зеркало души. В чужом глазу соринку видеть, в своём - бревна не замечать? А всё божия роса... Иисус - Ярое Око. Зенки-то раскрой! Чтоб у тебя очи повылазили (и многое ещё из устного фольклора). Времена напоминают пословицу «зуб за зуб - за око око», всегда думал, что два зуба разменять, так жить с 30 оставшимися вполне себе можно, а вот без глаз так себе перспектива. Ещё сравнивал с рекой Ока (от око русского), с «оком всевидящем», и усмехался, неужели масоны на доллар нанесли в память о кочевниках да финнах-собирателях...? Лажа вышла. Читаем дальше в заботе, какое слово из двух (ложь или глаза) применить в логике сказанного Автором.
 
     Неожиданно раскрылось слово зби, а без него было не осилить строку. Слово зби - бить, побе ди, збірацца - забравшись на вершину древа, велит послушать - Дивъ о чём-то. Кто сам-то будет? Дивъ - Дивья, Дзіўя, Дивиа - гигант буквально (див - гигант, дикий, диво, удивительно, чудесно и пр.), по смыслу подходит размер этой особи на верхушке дерева. Грозный - большой до тьмы в глазах. Хотя Дивъ - «диво» звучит, буквально: Дів'я = Дзева (белор.), Девица (серб.), Devica (сл.), Jungfrau (нем.) и т.д. Девица, Jungfrau - юная женщина - девушка, насколько целомудренная, это вопрос. Сравните Дзева - Зевс на горе Олимпа, что на вершине древа, зев - рот, жерло; ди - династия (двое, Ди-митрий). На роток платок не кинуть... Вороне бог послал кусочек сыру, на ель ворона взгромоздясь... То есть громадная. Да не тут-то было! Дальше знаете - лиса утащила тот кусок, о котором Игорь мечтал («... искусити Дону великаго»), который от деда внуку по наследству должен бы достаться. С поправкой на Лиса мужчину. Мужа лесного - Лешего, которого надо материть, чтобы отстал. Ведь Крылов принял эстафету от Лафонтена, а там - Лис облапошил ворона (а до этого Эзоп раскрыл историю с мясом и лисом). Каждому времени - свои герои. Ложь - это латинский лис - Lies (лат. - лис). А предок сыру - мясо, если верить баснописцам, у вороны менялся только пол, а древо - ель. Хорошо подходит названию реки Прегель (Преголь),  в дословном переводе значения термина: «Он проповедовал». Он ведал (что едал), ворона ж собиралась пообедать. Река в немецком языке - мужского рода, вот и весь секрет, а петляет вокруг горы, на которой замок.
 

     НЕВЕСТКА  в  ДОМЕ  и  ПЛЕМЕННИЦА
 
     Итак, своими словами: «... взобралась Дева (Вещий Див) и проповедует с вершины древа, велит послушать неизвестные земли в Лъз; - в глаза? Послушать в глаза, как-то не очень звучит, если с глазу на глаз, тет-а-тет и то не логично. Скорее всего, послушать Хлусни (сни/сна), помечтать, пожалиться и полетать. Тем более, что земли незнаем; - невядомыя землі... А дословно и буквально: «невядома» - «невестка дома» (перевод), снаа дома (макед.), невістка вдома, снаха код куће (серб.), снаха в къщи (болг.) - Кощеева? - дома. Получается так, что речь про сноху, а «невя» - племянница (белор.), племенница (болг.) у дома. Племенное понятие, родственное по дому крови, как и племянник (наконец-то разобрался наверняка, откуда слово племянник), заодно - сноха (мама племянницы и племянника). Сноха по крови - не родная дому отца, но продолжательница рода. Лжа - корень в слове  продолжательница, заметили? Продолжить, пролонгировать, дать жизнь. Вот откуда эта ложь у нас в языке, кто бы знал! От невестки. Племянница может быть родной по крови, хоть по сыну, хоть по дочери, а Сноха - нет (если не родственной крови - царской). Что же получается? Практически то, что в нашей истории и происходило. Невестка - мама сына (кому внука) стала... папой Римским? Даже выше. Знаю один случай о происхождении слова овации. Упрощаю ход мысли на короткой ноге. Мало того что возвысилась за счёт сына, так она ещё и болваном крутит. Фраза может относиться к мужу, свёкру, или его потомкам - по линии и семье мужа в целом.
 
        Всё это длинное обращение направлено в конечном итоге - «теб; Тьмутораканьскый блъванъ!» - Игорю. Это же он едет по лесу и полю. Это из-за моря ему так грозят. Именно так, с первых слов, как сел в седло злато (ногой попал в  златъ стремень), так и начались ужасы по дороге. Тучи мглою небо кроют, а в ночи гроза, да свист звериный птиц пугает, будит ночью. Далее через знаки препинания следует объяснение (зби дивъ кличетъ връху древа), проповедует нечто своё, латинское - в лъзе (лъз;) новом свете - «...Поморiю, и Посулiю, и Сурожу, и Корсуню, и теб; Тьмутораканьскый блъванъ!». Перечислены земли в последовательности от тех трёх стран побережья, что мы называем Прибалтийскими (Литва, Деремела, Ятвязи) в направлении Сулы (Украина и Россия ныне) и Сурожа (Беларусь ныне и Брянщина, Россия) - до самого, как в повести - до Курска. По сути - это признание Кенигсберга  русским. Малая родина Курск и княжение в Тмутаракани, где ещё ранее княжил Глеб, которого бы назвали ныне белорусом. А вернуться к событиям 1183 года и поражению на Каяле от половцев (в воскресенье на пасху), тут в повести и заявляется: «Бог Радомъ» (дома ра), и положение Игоря радикально меняется, что ворона накаркала, пересел в седло Кощеево. Но не окончательно, на пару лет, пока свадьба и сноха Свобода на сносях. Пока всё совпадает в деталях (типа следствия по Делу), и логика  в целом не рушится
 
       Куръ - петух древнерусский, давший название городу (на реках Курь и Тускарь), по объяснению Д.С. Лихачёва, и есть тот болван, которого называют - Тмутараканским. То есть - не курица. Выше по тексту есть строка из уст Всеволода (после чего Игорь выступил походом), цитата: «Комони ржуть за Сулою ... Игорь ждетъ мила брата Всеволода. И рече ему Буй Туръ Всеволодъ: одинъ братъ, одинъ св;тъ св;тлый ты Игорю, оба есв; Святъславличя; с;длай, брате, свои бръзыи комони, а мои ти готови, ос;длани у Курьска на переди; а мои ти куряни св;доми къмети...»
 
       В этой связи хотелось бы заметить, что куръ (и курица) в обиходе и топонимике положили начало и дали жизни многим словам и явлениям, заканчивая «цыплёнком жареным». Испанцы приняли себе название священника (ла кур), грузины выстроились по Куре, покровительница Испании - дева Мария, Гибралтар - еврейский алтарь. Свидетельствуют о многовековой колониальной зависимости, пока испанцы не избавились от мавров и не изгнали евреев, но это случилось в конце 15 века (примерно в это время произошло Крещение ВКЛ). На другом «конце земли» - грузины поселились по реке Кура, а эпицентр - Курск на Сейме (сын - буквально), впадает в Десну (сына/сна). И сомнений нет в том, что до «невестки-снохи» и христианства в целом, это слово знали все язычники, а именем Преголь (главный бог) наградил речку русский язык. Пруссы - русские, так отложилось по закону древа - предки руссов. Вот когда немцы-академики при Дворе (на Неве) меняли лист №8 в Радзивиловской летописи, им и пришла гениальная мысль, а давай Рюрика позовём из-за моря?! Валяйте, хлопцы, Екатерина сама оттуда родом из этих хлебных мест (город Счастья). И вклеили новый, и вышло практически без обмана, ведь на тот момент в Кенигсберге, ещё со времён Тмутаракании было полно потомков всех родов, колен и бродников. Половцы исчезли, а пруссы ещё жили-были.
 
       Стоит ли повторяться в раскрытие строки? О чём речь стало понятно, а уж коль лъз; и Лъз; имеют разные значения, то стоило бы и писать с заглавной буквы, отражая в глазах (читателя) величие, ибо: «...велитъ послушати земли незнаем; в Лъз; и Поморiю, и Посулiю, и Сурожу, и Корсуню, и теб; Тьмутораканьскый  блъванъ!» - И все перечисления через «и», и даже болвану на ты, по родственному, (т)ебе. Болван от слова большой, одновременно - болт, болото, боль... А такую рану не залечить, не зализать, помните, как Игорь спросил у Всеволода, кая рана дорога, брат? И пошли громить этих родичей... На Руси всегда так было, то свадьба, то развод, а коль стерпится - то и слюбится. Брехня-я-я...
 
      Далее по тексту мы ещё встретим и лисиц, и лажу с ложем супружеским и побегом: «А Половци неготовами дорогами (непроторенными, не готовыми, не божественными) поб;гоша  къ Дону Великому, крычатъ  т;  л;гы (эти ноги, ці ноги - голени, через ложе кровати  поб;гоша, о боже) — полунощы рци (полночь людей, поўнач людзей, опівночі народу) лебеди роспущени — Игорь къ Дону вои ведетъ! Уже б об;ды его пасетъ птиць подобiю влъци — Грозу въсрожатъ по яругамъ! — орли клектомъ на кости зв;ри зовутъ, лисици брешутъ на чръленыя щиты!». Интересные строки, напрашивающиеся на обсуждение, но принципиально ничего не меняющие. Некоторые исследователи видят в том - телеги (половецкие, которые скрипят в болоте), а в слове поб;гоша - побег? Хотя в нём действительно можно с болгарского и сербского языков найти в составе термина - Гоша сбежал (Гоша ўцёк) - Боже, боже... Подобно волкам - Капитолийской волчицы - лисицы брешут, вот кто! Не собаки, а лисицы всё перевирают... Насчёт сыра и вороны всё в яблочко, мы попадаем во времена средневекового Ворона по Лафонтену: 
 
       Читаем ниже: "Дремлетъ въ поле Ольгово хороброе гнездо далече залетело, небыло нъ обиде порождено, ни соколу, ни кречету, ни тебе чръный воронъ!" - В ответ на болвана Тмутараканского надо было что-то ответить по адресу. Продолжение впереди.
 
      
 
       14.12.2024, Санкт-Петербург
 
Быличка о Каяле или как топили жир в речке
http://proza.ru/2024/12/06/1582
   Чага по ногате, а Кощей по резане?
   http://proza.ru/2024/12/01/1137
Преголь река или какой горе молиться?
http://proza.ru/2024/11/29/1186
   Тмутаракань этимология и местоположение    
   http://proza.ru/2024/11/26/1495


Рецензии