Патриаршество на Руси. Часть 1
Несмотря на то, что существуют древнейшие свидетельства о тесных связях русских народов с православной Византией с середины IX века, история Православия на Руси начинается с равноапостольного князя Владимира Киевского(978-1015). Ему следуют святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении – Роман и Давид), святитель Кирилл, епископ Туровский, преподобный Феодосий Печерский, святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский и др. борцы с язычеством за утверждение христианства и нравственное перерождение русской религиозности.
Христианские кафедры были открыты в Новгороде Великом, Белгороде (под Киевом), Полоцке, Владимире Волынском, Чернигове, Турове, Переяславле и Ростове. Они были центрами христианской культуры и просвещения, распространяли Православие по окрестным землям.
Важной задачей для Владимира было построение храмов и организация иерархии. Первых священников князь привёз из Константинополя, и в 988 году, после Крещения, был введён титул митрополита, как главы Церкви. До середины ХIII века, в так называемый домонгольский период, русская Православная Церковь была самоуправляемой под началом Митрополита Московского, назначавшегося Константинопольским Патриархом.
Все Митрополиты этого периода были присланы из Византии, они не знали русского языка, не были знакомы с менталитетом русского народа, поэтому не могли усердно и грамотно заботиться о распространении и укоренении Православия на Руси.
Первым архиереем Предание называет святителя Михаила, митрополита Киевского.
В период монголо-татарского ига Русской Православной церкви приходилось существовать в условиях раздробленности русской земли, потери единства, забвения церковных норм братолюбия и жертвенности. Русь была не единым государством, а совокупностью совершенно обособившихся и независимых княжеств, постоянно враждовавших между собой. Русские князья, в основном недальновидные и мелочные, не исполняли своего предназначения как вожди, сводили личные счеты, а потому не приходили на помощь друг другу, в результате чего Русь попала в зависимое положение от Золотой Орды.
Именно православная Церковь становится в это время объединяющей силой. Именно благодаря ей был сохранен дух единства русского народа, и к XV веку стало возможным сбросить ордынское иго. Выдающимися предстоятелями Русской Церкви при монголо-татарах были русские по происхождению, великие святители Кирилл II, Петр, и Алексий. При святителе Алексии началось (около 1354 года) разделение Русской митрополии.
Князья литовские и короли польские, владевшие Галицией, не согласились признавать его духовную власть. Патриарх уступил и назначил на Галицкую кафедру присланного к нему для посвящения епископа Антония. Киевским митрополитом стал болгарин Киприан; с тем условием, чтобы ему впоследствии быть митрополитом всея Руси. Великий князь Дмитрий Донской не принял нового митрополита; но под влиянием Сергия Радонежского ему приходится пересмотреть свою позицию и Киприан возвращается в Москву, становится действительным митрополитом на Руси. Несмотря на конфликт между Москвой и великим княжеством Литовским, благодаря верности Православию и благоразумному поведению, ему удалось воссоединить их под своей духовной властью. Затем последовал самый плодотворный период его предстояния перед Богом во главе Русской Православной Церкви в полном согласии с московским князем.
Но после Киприана снова начинается противостояние и окончательное разделение на Московскую и Киевскую митрополии. Причиной тому стало решение московских епископов выбирать себе предстоятеля по повелению великого князя, без согласования с греками. С этого времени Московские митрополиты перестали титуловаться митрополитами Киевскими.
В 1448 году Собор русских архиереев, независимо от Константинополя, возвел епископа рязанского Иону в сан Митрополита Московского и всея Руси, установив начало автокефалии Русской Церкви.
Киевская митрополия осталась в тесном союзе с Константинопольским Патриархатом и Киевские митрополиты поставлялись только с благословения патриарха.
К середине XVI в. исторические обстоятельства сложились благоприятно для Русской Церкви, возросло её значение и влияние как в православном мире, так и в государстве. Большинство восточных церквей находились под влиянием турецких султанов, католический Рим настаивал на подписании унии, а Россия являлась единственным в мире православным государством, главным защитником и хранителем чистоты ортодоксального Православия.
Возникла необходимость в централизации церковного управления и введения Патриаршества для укрепления статуса и международного авторитета, но без согласия Восточных Патриархов самостоятельное провозглашение Русского Митрополита Патриархом было бы незаконным.
В 1586 году в Москву состоялся визит Антиохийского патриарха Иоакима, а в 1588 году визит Константинопольского патриарха Иеремии II. Переговоры с ними велись сложные и долгие, но всё таки удалось убедить Патриархов дать согласие на учреждение Московского Патриаршего престола.
Торжество состоялось 5 февраля(26 января по ст.стилю) 1589 года - среди патриарших кафедр появилась еще одна - Московская. Патриарх Константинопольский Иеремия совершил интронизацию первого русского Патриарха - Иова.
На Соборах 1590 и 1593 годов в Константинополе все восточные Патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место в диптихе Поместных Православных Церквей и все права Предстоятеля автокефальной Церкви. Выбор московского патриарха отныне было обязанностью и правом собора местных епископов.
Свидетельство о публикации №224121501649