Образы донского богатыря
Гений Матвея Ивановича Платова – войскового атамана Донского казачьего войска нераздельно связана с судьбой его народа. История открыла миру героев русско-турецких войн, Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов – донских казаков, стоявших в авангарде русских войск под командованием вихорь-атамана. И героическая слава Платова-военачальника неделима с доблестью его соратников-донцов.
Все знают М.И. Платова как основателя и строителя Новочеркасска – столицы Войска Донского, спроектированной на европейский манер Францем де Воланом. Но преобразования атамана коснулись и задонских степей, которые он населил калмыками и крестьянами. Им были основаны Кагальницкая, Мечетинская и Егорлыкская станицы. В станицу Раздорскую атаман пригласил лучших европейских виноделов. Здесь и в близлежащих хуторах была отведена земля под виноградные сады и построены винные погреба для изготовления вина «по примеру рейнских». Так Платовым была основана донская школа виноградарства и виноделия, «как весьма важная отрасль народной промышленности» (1). Архивные документы показывают, какие меры были приняты Войсковым правлением под началом атамана для улучшения коневодства и скотоводства края.
Немало сделал Матвей Иванович для строительства донских храмов. Отбитые казаками у французов серебряные трофеи были переплавлены по указанию Платова в предметы церковной утвари для строящегося Войскового Вознесенского собора (2). Около тонны отбитого у врага серебра было использовано на отливку грандиозного серебряного иконостаса Казанского собора Санкт-Петербурга (3).
Более ранняя дата рождения, прописанная в послужных списках, позволила отроку стать участником русско-турецкой войны 1768–1774 гг.
Юный воин за годы сражений вырос в боевого офицера. В 1774 году по рапорту генерал-аншефа князя В.М. Долгорукова ему был присвоен чин казацкого полковника (4). Матвей Платов был награжден первой золотой именной медалью за героизм при столкновении его полка с двадцатитысячным войском крымского хана Девлет-Гирея у реки Калалах, успешно отражавшим нападение татар до прибытия подкрепления.
Быстроту и успешность в выполнении возложенных на него поручений, предприимчивый и сметливый ум, отвагу и бесстрашие будущий атаман унаследовал от отца – Ивана Федоровича Платова. Войсковой старшина, походный атаман Платов-старший проявлял в рискованных ситуациях незаурядную выдержку и смелость. С зимовой казачьей станицей он участвовал в Петергофском перевороте. За участие в «походе до Петергофа и обратно во время вступления Ее Величества на всероссийский императорский престол» Иван Федорович Платов был пожалован Екатериной II золотой медалью с портретом императрицы и саблей с надписью «Божьей милостью мы Екатерина вторая, императрица и самодержица и прочая… Пожаловали сею саблею Войска Донского походного сотника Ивана Платова за его верные службы в Москве 1763 г. января 27 дня». (5) Сабля по традиции была передана М.И. Платову отцом. С ней знаменитый «вихорь-атаман» сражался в Отечественной войне 1812 года.
При взгляде на портреты отца и сына заметно сходство темпераментов, в их взорах едины твердость, прямота и прозорливость. (6) Родственны в портретных образах широта и удаль характеров, внутреннее упорство и сила.
Вот как описывали современники облик «вихорь-атамана»: «Граф Матвей Иванович Платов росту большого и сложения нетучного, волосы имел темные, глаза большие серо-голубые, необыкновенно зоркие».(7)
Первый поясной портрет М.И. Платова был написан сдовацким художником Яном Ромбауэром в период приезда героя в Петербург. (8)
Это было время новых военных побед полководца – участие в успешной кампании против Наполеона 1807 г. и военных действиях на Дунае. Портрет был написан в 1809 году, когда атаман был награжден орденом Георгия II степени и произведен в генералы от кавалерии. Этот портрет был столь удачен, что не раз копировался русскими живописцами. Примером может служить «Портрет М.И. Платова» неизвестного художника из собрания Государственного Исторического Музея в Москве. (9
С оригинала Ромбауэра выполнялись многочисленные гравюры. Известны овальные резцовые гравюры лучших граверов России и Германии Н. Плахова и И. Клаубера, в которых с годами появлялись новые награды на мундире Платова – ордена Владимира I степени и Георгия II степени, лента и звезда ордена Св. Анны I степени, орден Иоанна Иерусалимского. Мундир М.И. Платова на портретах ромбауэровского типа имеет золотые жгуты на плечах, вместо эполет, вошедших в казачью офицерскую одежду после 1814 г.
Одно из лучших ранних изображений с оригинала Яна Ромбауэра – овальная гравюра пунктиром, преданная в дар Таганрогскому Государственному литературному историко-архитектурному музею-заповеднику от коллекционера Н.И. Катенева (Париж).(10)
На портрете в легком трехчетвертном развороте атаман изображен стройным и худощавым. Высокий лоб, черные усы, тонкий рисунок губ, удлиненный нос, острый орлиный взор, округлые черные брови – все черты лица изображены четко, как для медальерной работы. Это произведение подобно рисунку тушью. Все остальные гравюры выполненные, как правило, резцом, более жестки, техничны и в контрастах света и тени заостряют черты орлиного облика атамана. (11)
Позднее будет написан примитив «Донские патриоты» (12), в котором точно скопированная с гравюры голова атамана «привязана» к плоской, фронтально стоящей фигуре. В этом произведении неизвестного донского самоучки в иконописной манере изображены донские герои, наказные атаманы Войска Донского. Слева от Платова стоит граф Ф.П. Денисов, генерал от кавалерии, кавалер ордена св. Георгия трех степеней, а справа – генерал-майор В.П. Орлов, как и М.И. Платов, получивший за успешное командование штурмовыми колоннами при взятии крепости Измаил орден Георгия III степени и золотую саблю с надписью «За храбрость».
Самый эффектный портрет М.И. Платова-триумфатора принадлежит А,А. Орловскому. Гравюрные копии Сальваторе Карделли и Джеймса Годби с его рисунка были широко распространены в Европе в 1814 году. Атаман изображен на вздыбленном белом скакуне с высоко поднятым перначом. В резком развороте влево он ведет в атаку конные полки (13) Героический образ Платова, лишен ложного пафоса и нисколько не преувеличен. Уже в начале Отечественной войны казаки Платова в арьергарде армии Багратиона нанесли ряд значительных поражений неприятелю, задержав продвижение врага с тыла. В приказе по корпусу Платов писал: «Мы должны показать врагам, что помышляем не о жизни, но о чести и славе России». (14)
В период контрнаступления М.И. Платов, получив пополнение, увеличил конные полки до 20 тысяч сабель. Преследуя отступающих французов, казаки захватили более 50 тысяч пленных, 500 орудий, много других трофеев и едва не захватили в плен Наполеона. В 1813 году атаман со своими полками гнал французов до самого Рейна. После заключения мира донской атаман сопровождал императора Александра I в поездке в Англию. Его успех был огромен, а почести, с которыми его встречали, были исключительными. В Лондоне ему подарили украшенную золотой чеканкой, эмалью, алмазами и бриллиантами саблю (ныне она представлена в зале Новочеркасского музея истории донского казачества). Оксфордский университет вручил почетный диплом доктора наук, в его честь были выбиты памятные медали, а в лондонском порту построен огромный корабль «Граф Платов», причем атаман участвовал в торжественной церемонии его спуска на воду.
Именно в этот, триумфальный для Платова, 1814 год были выполнены парадные портреты атамана английскими художниками Петером Эдвардом Штрелингом и Томасом Филипсом.
Поколенный портрет М.И. Платова Петера Эдварда Штрелинга был выкуплен на аукционе Сотбис Фондом культуры СССР и подарен Р.М. Горбачевой Новочеркасскому музею истории донского казачества.
В этом произведении необычны не только техника исполнения (масло на медной доске), но и сам образ героя. (15) Обнаженное чело, вьющиеся волосы, напряженный взгляд, резко сомкнутые брови. Кажется, что долгое позирование утомило генерала, а парадная шумиха отразилась печатью усталости на лице. В портрете впервые видим пересечение двух орденских лент и необычную награду - бриллиантовое перо с вензелем императора Александра I и лаврами на кивере, пожалованное в 1813 году. Нагромождение регалий, скрупулезное изображение многочисленных наград полководца – орденов, орденских звезд и лент, медалей, а также драгоценных камней на сабле, кивере и миниатюрном портрете принца-регента придают изображению нарочитую помпезность.
На поясном портрете Томаса Филипса из собрания Государственного Эрмитажа Платов более европеец, чем донской казак. (16) Гладко выбритый, безусый, с модно уложенной прической над высоким лбом, с аккуратными бакенбардами и утяжеленным подбородком (результат лечения у английского дантиста) атаман выглядит светским львом. Но при этом взгляд его задумчив, неуловим, направлен вдаль и вместе с тонкой улыбкой придает облику особую одухотворенность и достоинство. Пожалуй, художник идеализировал Платова, но сделал это настолько мастерски и профессионально, что психологически его живописный портрет не уступает более известному и часто копируемому в России в ХIХ и начале ХХ вв. произведению другого английского портретиста - Джорджа Доу, выполненного для знаменитой Военной галереи Зимнего дворца. Ведь Доу писал уже посмертный портрет полководца, наделив его образ, характерной для всех портретов генералитета, парадной типизацией.
В большом зале Государственного Эрмитажа Портретная галерея 1812 года включила 332 изображения русских генералов, участников Отечественной войны 1812, являясь пантеоном-памятником героям-победителям французского нашествия. Д. Доу помогали русские художники А.В. Поляков и В.А. Голике. И не только помогали, но, как выяснилось из документов, были авторами многих работ. (17)
Помимо портрета М.И. Платова в Галерею вошли изображения других донских генералов: А.В. И.В. Н.В. и Г.Д. Иловайских, Г.А. Луковкина. В.Т. Денисова, Т.Д. Грекова, И.Ф. Чернозубова, А.А. Карпова, В.В. Орлова-Денисова и др.
В процессе архивных поисков для атрибуции, пожалуй самого оригинального прижизненного портрета-картины М.И. Платова из собрания Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника (далее – СИАМЗ) совместно с реставратором этого произведения М.Е. Соколенко, безвременно ушедшего из жизни в 2000 году, удалось выяснить, что атамана, как и его соратников, донских генералов писал выдающийся русский художник Василий Андреевич Тропинин. Вопрос о галерее донских героев требует специального исследования, но сегодня можно с уверенностью сказать, что Василий Тропинин создал ряд натурных изображений донских героев 1812 года. Эти портреты были использованы в мастерской Доу, изменяясь под единый ранжир парадных образов Военной галереи. (18)
С Василием Андреевичем Тропининым Войскового атамана связывала давняя дружба. В исторических воспоминаниях Н.А. Рамазанова – друга и первого биографа Тропинина, найденных мною в Государственном архиве Ростовской области, была описана работа художника над портретом Платова. Атаман, восхищенный дарованием живописца, звал его на Дон, обещая за труды бричку золотых и серебряных монет. (19)
Проведенные Михаилом Егоровичем Соколенко в процессе реставрационных работ рентгенографические исследования раскрыли авторский поиск композиции. В первом варианте Платов держал кивер в левой руке. Трижды Тропинин варьировал расположение правой руки со знаменем. Портрет был исполнен до 1814 года, что подтверждает мундир с золотыми жгутами вместо эполет, которые появились в этот год у казачьих офицеров, и награды: среди которых орден святого Владимира 1-й степени, полученный в 1809 году. Облик Платова восходит к живописному портрету Яна Ромбауэра. Воспоминания Рамазанова направили к поиску тропининских работ, посвященных Платову. И они были найдены! В фондах Государственной Третьяковской галереи были выявлены карандашные эскизы для конного портрета Платова В.А. Тропинина, написанные по заказу прусского короля. (20) На одном из них Платов изображен с перначом в правой руке на белом коне, выезжая впереди казачьего отряда. На дальнем плане видна конная группа и первый из казаков – платовский денщик. Облик его сходен с денщиком, изображенным на исследуемой картине из СИАМЗа. Интересно, что именно этот карандашный эскиз стал основой конного портрета атамана кисти В.А. Тропина из собрания Бородинского музея- заповедника. (21) Сравнительный анализ полноростного портрета атамана из собрания Старочеркасского музея-заповедника (22) с рисунками Тропинина выявил сходство деталей. Общими оказались трактовка лица и пропорции фигуры. Свободное владение живописной тепхникой, присущее исследуемой картине, имеет связь с известными портретами В.А. Тропинина первой четверти ХIХ века. Едиными являются как живописный метод, так и решение пространственных планов, романтическая передача вечерней природы с закатом на горизонте и трактовка фигуры денщика на дальнем плане, выходящей из глубины пейзажа (аналогично изображен берейтор, ведущий лошадей в «Портрете Барышникова» Тропинина из собрания Государственной Третьяковской галереи).
Таким образом, рентгенографические исследования полноростного портрета атамана, архивные находки и сравнительный анализ произведений позволили нам установить авторство портрета М.И. Платова из собрания СИАМЗа. Это один из ранних портретов атамана, который, по свидетельству Николая Рамазанова, В.А. Тропинин переписал перед смертью.
Батальная тема и романтический пейзаж прекрасно соединились с героическим образом полководца. Произведение Василия Андреевича Тропинина является наиболее ценным прижизненным историческим портретом Матвея Ивановича Платова, представляющим новый художественный этап в развитии реалистического портрета-картины.
Примечания.
1. Памятная книжка Области Войска Донского на 1873 год. Новочеркасск.1873 г., сс. 46,47.
2. А.А. Кириллов. Памятники благочестия Донских казаков и вождя их Войскового Атамана графа Матвея Ивановича Платова, относящиеся к Отечественной войне 1812 года. Новочеркасск.1914 г., сс.9-13.
3. ГАРО. Ф.55, оп.1, д. 266. О серебре, поднесенном Казанскому собору.
4. РГВИА. Ф.13, оп.107, св.149., д.9. 1772 г.
5. РГВИА. Ф.13, оп.107, св.120., д.81. ГАРО. Ф.46, оп.1, л.12. Послужной список И.Ф.Платова.1773 г. Донские войсковые ведомости.1874. №№ 84, 93. Память роду Платовых. Савелов Л.М. Несколько родословий. Дворянский адрес-календарь.1899 г.
6. Портрет И.Ф. Платова неизвестного художника 2-ой половины ХVIII века из фондов Новочеркасского музея истории донского казачества.
7. ГАРО. Ф.344, оп.1, д. 3417, л. 27.
8. Л.Я. Бударагина И. М. Порочкина. Словацкий художник Ян Ромбауэр и петербургский период его жизни //Консул №3 (34). 2013. «В Отделе гравюр Русского музея собрано 30 гравюр с оригиналов Ромбауэра, 24 из которых — портреты графа Матвея Ивановича Платова. Участник всех войн Российской империи конца XVIII—начала XIX века, М. И. Платов стал легендой еще при жизни. Сам факт того, что именно Ромбауэр удостоился чести писать его портрет, говорит о высоком признании таланта словацкого портретиста.»
9. Неизвестный художник. Портрет М.И. Платова. Копия с оригинала Я. Ромбауэра 1-я половина ХIХ века. Государственный Исторический музей. Холст, масло.36х29 см.
10. Неизвестный английский гравер 1-ой половины ХIХ века. Копия с оригинала Яна Ромбауэра. Портрет М.И. Платова. 1814 год. Гравюра пунктиром.22х27,5см. Государственный Таганрогский литературный историко-архитектурный музей-заповедник.
11. Таковы гравюры из собрания Государственного Русского музея: инв. №№: 16639, 16640, 16649 и др.
12. Неизвестный донской художник 1-ой половины ХIХ века. Донские патриоты (граф Ф.П. Денисов, атаман М.И. Платов, генерал-майор В.П. Орлов) . Холст, масло.80х63 см. Новочеркасский музей истории донского казачества.
13. Полное изображение композиции А.О. Орловского выполнено в гравюре резцом С. Карделли из собрания Государственного Русского музея. (62,6х48 см.). Инв. № Гр-31 690. Более самостоятельный вариант работы А.О.Орловского, с некоторым анатомическим искажением головы коня, отмеченный выразительностью в передаче
героического образа атамана показан в гравюре Дж.Годби.1814 г. (карандашная манера, 32,3х 24,4 см.). Государственный Русский музей.
14. Харкевич В. Действия Платова в арьергарде Багратиона в 1812 году.
СПб.,1901. С.10.
15. Петер Эдвард Штрелинг. Портрет М.И. Платова. 1814 г. Медная доска, масло. 41х29,5см. Новочеркасский музей истории донского казачества.
16. Томас Филипс. Портрет М.И. Платова.1814 г. Холст, масло.91х71,5 см. Государственный Эрмитаж.
17. Касторская Т. М. История жизни костромского живописца 1-ой половины ХIХ века Александра Васильевича Полякова (1801-1835). Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. №4. 2008. С.с.286-289.
18. Известно, что Тропинин косвенно был привлечен к работе по участию в создании галереи и ряд его портретов героев 1812 года «…были скопированы в мастерской Доу, где они были подогнаны под единый, избранный для галереи формат.» Помарнацкий А.В. Военная галерея 1812 года. Ленинград.1970. С.36.
19. Н. Рамазанов. Василий Андреевич Тропинин. Русский вестник.1861 г. Т. 36. Сс.56,82,83.
20. Государственная Третьяковская галерея. Инв.№№ 6392 ;6394.
21. Тропинин В.А. Войсковой атаман войска Донского, генерал от кавалерии Матвей Иванович Платов. 1812. Холст, масло. 62;46.5 см. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, Москва и Московская область
22. В.А. Тропинин. Портрет Войскового атамана Матвея Ивановича Платова. Холст, масло. 97х73см. Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник. Инв.№ 136. Изображен с наградами: знак ордена Святого Владимира I степени, Святого Георгия II степени, лента и звезда Святой Анны I степени, орден Иоанна Иерусалимского, звезды орденов Святого Владимира, Святого Георгия, Святого Александра Невского и Иоанна Иерусалимского.
Список иллюстраций
1. Неизвестный художник 2-ой половины ХVIII века. Портрет И.Ф. Платова Новочеркасский музей истории донского казачества.
2. Неизвестный английский гравер 1-ой половины ХIХ века. Копия с оригинала Яна Ромбауэра. Гравер Дж. С. Фациус. Портрет М.И. Платова. 1814 год. Гравюра пунктиром. 22х27,5см. Государственный Таганрогский литературный историко-архитектурный музей-заповедник.
3. Неизвестный художник 1-ой половины ХIХ века «Портрет М.И. Платова». Копия с оригинала Я. Ромбауэра. Холст, масло. Государственный Исторический Музей в Москве.
4. Донские патриоты (граф Ф.П. Денисов, атаман М.И. Платов, генерал-майор В.П. Орлов). Холст,масло.80х63см. Новочеркасский музей истории донского казачества.
5. Сальватор Карделли. Конный портрет М.И. Платова. Копия с изображения А.О. Орловского. Гравюра на бумаге.54,5х44 см. 1810-е гг. ФГУК «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева».
6. Петер Эдвард Штрелинг. «Портрет графа М.И. Платова».1814 г. Новочеркасский музей истории донского казачества. Медная доска, масло.41х29,5см.
7. Томас Филипс. Портрет М.И. Платова.1814 г. Холст, масло.91х71,5 см. Государственный Эрмитаж.
8. Тропинин В.А. Войсковой атаман войска Донского, генерал от кавалерии Матвей Иванович Платов. 1812. Холст, масло. 62 х46.5 см .Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, Москва и Московская область.
9. Тропинин В.А. Портрет Войскового атамана Матвея Ивановича Платова. 1812 г. Х.,м. 97х73см. Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник.
Свидетельство о публикации №224121501791