Святые Стаматий, Николай и Иоанн

НОВОМУЧЕНИКИ ТУРЕЦКОГО ИГА.

СВЯТЫЕ СТАМАТИЙ И ИОАНН,
БРАТЬЯ, И НИКОЛАЙ, ИХ СОПУТНИК, ПРИНЯЛИ МУЧЕНИЧЕСТВО В ХИОСЕ В 1822 ГОДУ (3 ФЕВРАЛЯ).


СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ СТАМАТИЙ, НИКОЛАЙ И ИОАНН.

Тропарь мученикам, глас 4

Му;ченицы Твои;, Го;споди,/ во страда;ниих свои;х венцы; прия;ша нетле;нныя от Тебе;, Бо;га на;шего,/ и;муще бо кре;пость Твою;, мучи;телей низложи;ша,/ сокруши;ша и де;монов немощны;я де;рзости./ Тех моли;твами/ спаси; ду;ши на;ша.


О, как хороша отвага братьев!
Они устремились оба, каждый, чтобы первым быть обезглавленным!
Увенчанными мучениками вы взмыли в Небеса.
Трофей победы прияли, достойные в мученичестве.
С устремлением ко Господу, о благословенный Николай!

КАК ДИВНЫ ДЕЛА ТВОИ, ГОСПОДИ, и как неисследимы пути Твои, – можем мы воскликнуть вместе со всяким праведником от удивления, ибо ум человеческий не может вместить, разум не может различить, а язык не может изречь путей, по которым всеблагое и всепремудрое провидение Божие распоряжается всем с любовью и заботой. Одно дело – замыслы людей, а другое – то, что повелевает Бог. Саул искал потерянных ослов своего отца, и Божественное провидение назначило его Царем Израиля. Давид приносил пищу своим братьям на поле брани, и Всепремудрый Промысл избрал его и явил как увенчанного победителя над вождем иноземных разбойников Голиафом. А сии святые мученики вышли из своей страны для ведения дел, чтобы получить временное богатство, и Всеблагий Промысл на этом пути призвал их к получению неожиданного и истинно великого богатства.

Как дивны дела Твои, Господи, и как неисследимы пути Твои!

Они вышли из своего отечества на временную выгоду, и превратность погоды привела их в гавань мученической брани и явила их венценосцами и победоносными мучениками. Но чтобы всем был понятен предмет их мученичества и то, как оно совершилось, расскажем о нем вкратце.

Эти новоявленные мученики Христовы, светочи Церкви, родились на острове Спеце. Их отца звали Феодор Гинес, а мать – Анезо. Когда их отец умер, у них был лишь средний достаток, поэтому их воспитывали вместе с другими братьями. Когда они достигли совершеннолетия, то по обычаю жителей занимались мелкой торговлей. В 1822 году, когда земля и море были потрясены восстанием, произошедшим против нечестивых и беззаконных османских тиранов, они выехали из своей страны по делам торговым. Путешествуя на своем корабле с партией оливкового масла, они были застигнуты морской бурей и вышли на берег напротив острова Хиос, недалеко от той части Анатолии, которая называется Цесме, в местах, называемых Алацата. Бросив якорь, вышли на сушу и открылись некоему христианину, которого посчитали истинным христианином. Они рассказали ему, кто они такие и умоляли дать им все необходимое для починки их маленького судна, дав ему при этом достаточно денег. Однако тот, вместо того чтобы предоставить им обещанное, показал себя еще одним Иудой. Он отправился к аге того места и предал их, взяв с собой несколько человек аги в то место, где они должны были их схватить. Всего в лодке было семь человек. Двое из них были убиты при попытке бегства, а еще двое упали в море. Оставшихся троих, капитана и двух братьев, схватили и привезли на Хиос, чтобы они сдались находившемуся там паше. Это было 26 января. Паша привел их к себе и осмотрел. Узнав, кто они такие, он приказал закрыть двух братьев в темнице.

Что касается престарелого Николая, то он приказал вывести его из крепости на равнину, которая называется Вунаки, и обезглавить. На протяжении всего пути нечестивые уговаривали его стать мусульманином, говоря, что тогда они даруют ему жизнь. Но он ответил: "Теперь я начну новую жизнь? Нет. Я родился христианином и христианином умру. Я не отрекусь от своей веры". Придя в назначенное место, они обезглавили его за исповедание Православной веры.

Пока юноши находились в темном подземелье крепости, паша призвал двух своих людей – офицера из Чиота по имени Сериф, и человека из Лазоса, высокого армейского чина – оба они были самыми злыми и неистовыми, и пообещал им большие награды, если они смогут убедить братьев стать мусульманами, либо угрозами пыток, либо обещаниями подарков. Поэтому проклятые очень хотели заставить их стать мусульманами, предвкушая свою выгоду и ожидая большую честь для себя. Присутствовавшие слышали, как они говорили: "Нам полезно иметь таких людей, как они, в нашей вере". Когда эти двое получили такое повеление от паши, что они только не делали, что только не придумывали! Проклятые не переставали, ежечасно и ежеминутно переворачивая каждый камень, как говорится, то обещаниями великих даров и званий, то угрозами мучений и наказаний. Братья же оставались тверды и непоколебимы и отвечали им с великим дерзновением.

Когда прошло пять дней, и тем никак не удавалось поколебать их непоколебимую веру, оба пошли к паше и сказали ему: "Аффенди (господин), они верят, что мы не станем их мучить, и потому держатся с упрямством. Потому дай нам разрешение подвергнуть их мучениям, и таким образом мы сможем убедить их, ибо сейчас они сопротивляются нам и говорят в ответ с большой дерзостью". Паша, услышав это, некоторое время постоял, раздумывая, а затем сказал им: "У этих неверных есть такая привычка, и если они упрутся в своем упрямстве, то никто не сможет их переубедить. Легче отрубить им голову, чем их упрямство". Он сказал это присутствовавшим агам (что также слышал из уст паши Хаджи Поликронос, один из знатных людей той местности). И еще он сказал: "Завтра это дело закончится".

Что же касается добрых юношей, заключенных в темницу, то они по Божественному откровению, никем им не сказанному, знали, что на следующий день они закончат добрую брань. И, радуясь, они сказали своим товарищам по заключению: "Завтра, братья, мы заканчиваем жизнь. Завтра последний день нашей жизни". Они попросили, чтобы им тайно принесли бумагу, и послали свою письменную исповедь святому митрополиту Хиосскому, прося также, чтобы он нашел способ признать их достойными принятия Пречистых Таин. Поскольку никто другой не мог войти в тюрьму, епископ передал им послание через женщину, работавшую в тюрьме, в котором благословил им оставаться стойкими, готовить себя молитвами и слезами и не бояться смерти, потому что их ждет райская слава, чтобы они могли вечно радоваться в чине мученическом. Он также благословил женщине идти на рассвете и передать им Святые Дары, поскольку священник или другой христианин не мог войти в тюрьму.

Услышав из уст женщины эти наставления и увещевания епископа, юноши со слезами возблагодарили Господа и всю ночь провели в бдении, воспевая канон Богородице, акафист Ей и другие молитвы, сколько они знали. Они молились и обращались к Богородице, чтобы Она ходатайствовала перед Своим Сыном о даровании им силы, чтобы они не боялись смерти.

На рассвете они немного задремали, а проснувшись, сказали остальным христианам: "Сегодня, братья, мы завершаем путь нашей жизни. Поэтому умоляем вас, чтобы и вы обратились с молитвой ко Господу нашему, чтобы Он даровал нам силу". Затем они отдали заключенным христианам лишнюю одежду, которая у них была, а также несколько серебряных монет, бывших у них. Когда наступил день, епископ передал им Святые Таины через женщину, о которой упоминалось ранее, и они приняли их со слезами. Причастившись Святых Таин, они усердно возблагодарили Господа и через некоторое время вкусили немного пищи. Через ту же женщину они поблагодарили епископа за то, что он предоставил им такую возможность, и послали ему немного денег, прося его также помолиться над их останками и помянуть их, когда они упокоятся.

По прошествии двух часов паша приказал вывести их из тюрьмы и привести со связанными за спиной руками в свой дом, где он сидел, и спросить их, хотят ли они стать мусульманами, чтобы спасти свою жизнь, или, если нет, им отрубят головы. Приказ был немедленно исполнен, и их привели. Палач стал уговаривать их повиноваться и принять мусульманство, чтобы спасти свою жизнь и быть достойными великой чести. Но блаженные возопили великим голосом: "Мы умрем христианами! Мы христиане, мы родились христианами, и мы умрем христианами. Мы не отречемся от Христа, даже если вы разрежете нас на части. Только сделайте то, что собираетесь сделать, скорее и не теряйте времени. Мы никогда не отречемся от нашей веры". Паша сам слышал все это из своего окна, где он сидел, так как те двое кричали это громко. Поэтому он принял решение обезглавить их.

Тут же те кровожадные волки схватили их и с большим раздражением потащили за пределы крепости, размахивая перед их глазами двумя обнаженными мечами, чтобы напугать их. Видя их великую злобу, зрители содрогнулись. В результате один из них, Иоанн, на время струсил, и его лицо изменилось. Увидев это, Стаматий сказал ему: "Что с тобой случилось, брат? Неужели ты испугался собак? Разве ты не помнишь решение, которое мы приняли, чтобы не предавать Веру? Как же ты теперь проявляешь трусость? Моли Пресвятую, чтобы Она дала тебе силы". Эти слова придали Иоанну мужества. Когда они выходили на равнину за пределами крепости, которая называется Вунаки, великое множество людей спешило впереди и позади них. Что касается блаженных, то они восклицали великим голосом: "Мы – христиане! Мы идем на смерть ради Христа!"

Когда достигли места, которое находится напротив того, где резали животных, под старым фонтаном, они остановили их и спросили, покаются ли они и станут ли мусульманами, иначе изрубят их, и при этом они показали им мечи. И оба брата во весь голос закричали: "Братья христиане, мы христиане и умираем за Христа!" И прокричали они это три раза: "Мы христиане! Христиане! Христиане! Мы не изменяем своей вере! Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем". Их тут же обезглавили, и блаженные получили венцы победы и как венценосцы вознеслись на Небо, чтобы вечно ликовать вместе с подвижниками и мучениками Божиими.

Что же касается их чтимых мощей, то они остались брошенными на месте казни. Между ними положили бумагу с указанием причины их обезглавливания: они были против паши и воры. Через три дня убийцы заставили нескольких христиан оттащить их и поместить в ялик, из которого их бросили в море. Несколько верных христиан позаботились и попытались вытащить их, но из-за сильного страха поступили следующим образом. Они дали знать одному христолюбивому и мучениколюбивому христианину, кожевнику по имени Георгий, чтобы он следил за морем, где он всегда находился из-за своей работы. Добрый Георгий, таким образом, позаботился и присмотрел за этим. Через четыре дня подул сильный южный ветер и вынес преподобные мощи на место Ланаритиса. Христиане взяли их и тайно похоронили в поле. Голову Иоанна они не нашли, а нашли только голову Стаматиоса.

Такова, братия, мученическая кончина новомучеников Стаматия и Иоанна, добрых братьев, как мы смогли узнать с большим тщанием от правдолюбивых людей без всяких добавлений. Так боролись славные победоносные юноши. Так они выдержали до конца, сохранив сокровищницу благочестивой веры, и за веру им отсекли головы. По возрасту, говорят, Стаматию было восемнадцать лет, а Иоанну – двадцать два. Их ходатайствам да будем и мы сочтены достойными хранить веру безупречной до конца, сопровождая ее Богоугодными делами, чтобы и нам достигнуть Царствия Небесного. Аминь.


Рецензии