Евреи и школа в императорской России

                Введение
Еврейское население России ХIХ – начала ХХ веков являлось важной составной частью сообщества российских народов, вносившей существенный вклад в сокровищницу многонациональной отечественной культуры. Обладая специфическими национальными и религиозными традициями, российское еврейство не всегда адекватно воспринималось в обывательской среде, служило нередко источником предрассудков, поощрявшихся реакционными представителями государственной власти, делавшими ставку на эти предрассудки в целях отвлечения населения от актуальных экономических и социальных проблем.
Вопросы, связанные с историей организации образования еврейского населения Российской империи, впервые привлекли внимание исследователей во второй половине ХIХ века, когда на волне либеральных преобразований и борьбы за гражданские права отдельными авторами делаются первые попытки логически проследить путь просвещения российских евреев, выявить мотивы и движущие силы правительственной политики в области образования евреев, ее направленность и результаты.
Характерными в этом отношении являются работы А.В. Белецкого, Л.М. Брамсона, М. Г. Моргулиса, С. В. Познера,опубликованные в конце ХIХ – начале ХХ века [1]. В первые годы советской власти о проблемах образования евреев в России писали С. М. Гинзбург, С. Г. Лозинский и другие авторы.
Тайные и явные гонения на евреев, имевшие место в Советском Союзе (борьба с космополитизмом, «дело врачей» и др.), не могли не сказаться отрицательно на проблематике научных исследований в области истории школы и педагогики. Как свидетельствует педагогическая библиография Э. Д. Днепрова, самая полная и наиболее авторитетная на сегодняшний день, истории еврейского образования с 1930-х по 1977 год не было посвящено ни одного специального исследования.
В условиях перестройки и демократизации, интеграции российской культуры и системы образования в мировое культурно-образовательное пространство интерес к изучению истории и культуры евреев значительно вырос. Знаковым событием стало открытие в 1996 году в Российском гуманитарном университете(РГГУ)научного центра
библеистики и иудаики,а затем и кафедры теологии иудаизма, библеистики и иудаики.
Наряду с изданиями, опубликованными в России, в последние годы появился ряд работ, посвященных истории евреев Белоруссии, Украины, Крыма, в которых нашли отражение некоторые аспекты просвещения еврейского населения бывшей Российской империи[2].
В современной научной литературе существуют крайне противоречивые оценки правительственной политики в отношении образования евреев.
В 1994 году Институтом этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук была выпущена в свет энциклопедия «Народы России», где среди прочих присутствует и статья М. А. Членова «Евреи». Ее автор, давая пространное описание истории российского еврейства, останавливается и на некоторых вопросах образования евреев в интересующий нас исторический период. Положительно оценивая в целом проделанную автором работу, следует вместе с тем отметить ряд неточностей, содержащихся в статье.
Таким образом, историографический анализ проблемы образования евреев в России ХIХ – начала ХХ века свидетельствует о том, что, несмотря на определенное количество имеющихся публикаций в отечественной историко-педагогической литературе не сформировалось целостного научного представления о характере и перипетиях этого образования, не содержится развернутой и объективной оценки его значения для последующих исторических судеб еврейского народа и его культуры.

1. Ценности образования в культуре
еврейского народа

Письменная культура еврейского народа насчитывает более трех тысячелетий. Она являлась объектом изучения ученых историков и культурологов многих стран мира. Результаты этого изучения показывают, что в культуре еврейского народа всегда существенное место занимали ценности образования.
Система образования еврейского народа сложилась на рубеже второго – первого тысячелетий до нашей эры. Она сыграла уникальную роль в сохранении этнической целостности еврейского народа, в развитии его культуры. Ни одна религия в мире не придавала такого большого значения образованию, как иудаизм. Если первоначально образование евреев рассматривалось лишь как важнейшее средство сохранения религиозной жизни, то со временем оно стало рассматриваться и как самоцель, и как средство против искусственной ассимиляции еврейского народа.
Развитие хозяйственного быта еврейского народа в Период Первого храма (ХI–VI вв. до н. э.) сделало необходимым организацию обучения грамоте (чтению и письму) не только жрецов, но и чиновников-писцов. В этот период еврейской истории складываются две формы образования. Одна из них была предназначена для обучения жрецов (кохенов) и их помощников – левитов, другая форма образования предназначалась для писцов.
Главная задача образования кохенов и левитов заключалась в изучении текстов, содержащих описание религиозно-культовой стороны жизни народа. Традиционно на протяжении многих столетий образование кохенов и левитов начиналось с изучения книги Левит. Важное значение в процессе обучения придавалось изучению музыки и стихосложения, являвшихся важнейшей составной частью храмовой службы. Обучение было весьма продолжительным по срокам – Кохен начинал исполнять свои обязанности с 30 лет, а левит с 25 лет.
Обучение чиновников-писцов начиналось с усвоения навыков чтения и письма. Поскольку у евреев уже в период Первого храма была принята алфавитная система, то обучение проходило легче и быстрее, чем в других ближневосточных странах, где действовали иероглифическая и клинописная системы. Усвоив навыки чтения и письма, ученики начинали переписывать легкие тексты. Затем будущие писцы и управленцы учились составлять различные коммерческие контракты и административные распоряжения. Высшие государственные чиновники, занимавшиеся международными связями, изучали также иностранные языки, и в первую очередь, арамейский, который с V века до н.э. стал на Ближнем Востоке языком международного общения.
Уже на ранних этапах развития еврейского народа у него начинает постепенно складываться идеал всеобщего обязательного образования, что представляло собой весьма яркий культурный феномен. Археологические раскопки в Лахише и Араде позволяют говорить о том, что уже в VII-VI веках до н. э. в еврейских поселениях грамотность была широко распространена. 
С развитием монотеистического мировоззрения в среде еврейского народа постепенно укореняется убеждение что отец должен наставлять в вере своих детей. Об этом, например, говорится во Второзаконии (6:7; 11:19). Первоначально подобные наставления носили лишь устный характер, но со временем они приобретают характер обучения с помощью книжных текстов.
В период, наступивший после разрешения персидского царя Кира (538 г. до н.э.) на возвращение евреев в их земли, изучение Священного писания перестает быть монополией жречества. Как свидетельствуют исторические источники, в 458 году до н.э. Эзра-Книжник читал Тору всему народу и ввел в обиход чтение отрывков из нее по понедельникам, четвергам и субботам.
В связи с этим в разных районах страны стали возникать синагоги, которые сделались местом изучения и толкования Священного Писания, а позднее и молитвы, способствуя распространению образования. Изучение Писания поощрялось также еврейским духовным руководством эпохи персидского владычества – мужами Великого Собора, которые призывали принимать побольше учеников.
Важным этапом в развитии еврейского образования явилась победа восстания Маккавеев, являвшегося борьбой против эллинизации евреев. Особенно поощрялось изучение Торы. В период правления царицы Саломеи-Александры (76–67 гг. до н.э.), когда фарисеи управляли страной, их духовный руководитель Шимон бен Шетах (ок. 140-60 гг. до н.э.) объявил о введении обязательного начального образования для мальчиков.
Спустя столетие вавилонский Талмуд вторично оповестил о введении для мальчиков шести-семи лет обязательного образования. Обязательное обучение детей началось в Иерусалиме, затем были основаны школы в провинциальных городах. В этих школах некоторые начинали учиться, будучи уже взрослыми, поскольку не могли получить образования в детстве. Чтобы каждый ребенок мог учиться, общины были обязаны платить учителям, а также оплачивать обучение детей неимущих родителей.
Обучение, как правило, начиналось с чтения. Вошедшая в тот период в обиход более легкая система письменности облегчила процесс обучения. Часть учеников обучалась также письму, а затем переходила к изучению Библии, главным образом Торы (Пятикнижия). По мере того, как арамский язык становился языком большинства населения Иудеи, при изучении Библии учитель переводил библейский текст на арамский язык.
Большинство детей получало лишь элементарное образование. Однако некоторые ученики изучали устные традиции, предания, комментарии к библейскому учению, Устному Закону, на основе которого позднее оформился Мишнаитский кодекс. Устное учение преподавали в иешиве знаменитые законоучители. Дети из высших слоев общества изучали также греческий язык.
После разрушения Иерусалимского храма жречество окончательно теряет свои позиции в еврейском обществе. Прекращаются жертвоприношения. Их окончательно заменяют синагогальное богослужение и изучение закона. Законоучители становятся единственными духовными лидерами еврейского народа. Превращение иешивы в Явне, а позднее в Уше и Циппори в высшее судебное и законодательное учреждение еще более увеличивает значение образования в жизни евреев. В обществе формируется культ знания. Только человек, знающий Тору, мог удостоиться почетного положения и пользоваться уважением соплеменников. Изучение торы стало рассматриваться не только как возможность укрепить благочестие, но и как самостоятельная цель. Был провозглашен принцип изучения торы ради нее самой.
Сохранившиеся документальные источники свидетель-ствуют, что среди евреев было немало высокообразованных людей, сумевших не только усвоить все достижения современной науки и культуры, но и создать оригинальные толкования религиозных систем, внести существенный вклад в укрепление научных и культурных связей между народами. К их числу относился старший современник Иисуса Христа Филон Александрийский, занимающий важное место в истории эгзегетики [3].
По рождению Филон принадлежал к одному из главных семейств Александрии. Его брат Александр Лизимах был чрезвычайно богат и оказывал большие финансовые услуги римлянам и Иродам. Сам Филон также был богат, один из его сыновей был женат на знаменитой Веронике. В шестидесятилетнем возрасте (около 40-го года н.э.) Филон был послан к Калигуле в качестве уполномоченного Александрийской синагоги. По свидетельству современников, Филон знал все, что было известно александрийским ученым, он прекрасно разбирался в греческой культуре, считая ее «источником света».
Свои произведения еврейский просветитель писал классическим греческим стилем. Он переводил пятикнижье и пророков на греческий язык. Поражая современников своим умом, благородным характером и либеральными идеями, Филон одинаково любил свой народ и все человечество. Высказанные им в этой связи нравственные истины, остались в религиозных традициях человечества, оказали существенное влияние на педагогическую мысль еврейского народа, они предвосхитили многие истины раннего христианства. Среди богатого литературно-философского наследия Филона особенно примечательны в педагогическом плане такие сочинения как «О том, что всякий низкий человек раб» и «О том, что всякий честный человек свободен», а также трактат «Созерцательная жизнь», призывавший к аскетизму.
Отношение к образованию, сформировавшееся в среде евреев, сыграло важную роль в сохранении духа нации в период восстания Бар-Кохбы (131-135 гг.) и после его подавления. О том значении, которое придавалось в тот период образованию, свидетельствует талмудическое изречение: «Мир существует лишь благодаря дыханию детей, изучающих Тору» (Шаб. 1196).
В третьем веке нашей эры Устный Закон был отредакти-рован и записан. Так появилась Мишна, послужившая в свою очередь основой для комментариев, составлявших Гемару Иерусалимского и Вавилонского Талмудов. В этот период можно говорить о существовании трех этапов обучения: изучение Библии, изучение Мишны, изучение комментариев к Мишне. Библия и Мишна изучались в школах при синагогах. Гемара – в иешивах.
Среди еврейских законоучителей тех лет велся спор: нужно ли учить девочек или еврейское образование должно быть лишь исключительной привилегией мальчиков. Спор закончился тем, что обучение девочек обязательным не является. В этом сыграло свою роль то обстоятельство, что в иудаизме женщины участвуют в богослужении значительно меньше, чем мужчины. Тем не менее, часть девочек все же получала еврейское образование. Однако оно, как правило, ограничивалось обучением чтению, письму и молитвам. Лишь немногие девочки изучали Устный Закон, а самые выдающиеся могли обладать и познаниями законоучителя. По сохранившемуся преданию такими знаниями обладала, например, Брурия – жена одного из крупнейших таннаев рабби Меира. Девочки из богатых семей, подобно мальчикам, изучали и греческий язык.
В третьем веке центр образования евреев постепенно перемещается из Эрец-Исраэль в Вавилонию. Городские ишивы Сура, Нехардеа и Пумбедите становятся важными центрами духовной жизни еврейства. Изучение комментариев к Мишне, которые легли в основу Гемары Вавилонского Талмуда, было распространено очень широко. Их изучали не только ученики ишив, но и тысячи простых людей, приходивших в ишивы в свободное от земледельческих и иных работ время. Вавилонский Талмуд оказал значительно большее влияние на духовную жизнь еврейского народа, чем Иерусалимский. Однако в Вавилонии меньше внимания уделялось изучению Библии и светских наук.
В эпоху Средневековья ценности образования еще более широко проникают в среду евреев. Важное значение при этом имело изобретение системы гласных знаков (никкуд), значительно облегчившее начальное обучение. Во многих территориях, где проживало еврейское население, грамотными были не только большинство мужчин, но и многие женщины. Причем образование получали не только дети обеспеченных родителей, но и бедноты. В ряде случаев до обучения детей Библии допускались и женщины. В высших слоях общества изучались наряду с еврейским и местные языки, а также светские науки.
В период раннего Средневековья центрами талмудического образования являлись иешивы Вавилонии, размещавшиеся в Суре и Пумбедите. Наряду с учащимися из вавилонии здесь обучались и ученики из многих других стран. Главы иешив – гаоны – пользовались среди еврейского населения непререкаемым авторитетом. Менее авторитетной, чем вавилонские была иешива в Эрец-Исраэль, размещавшаяся первоначально в Иерусалиме, затем в Рамле и позднее в Тире. Однако и она оказала существенное влияние на просвещение евреев, особенно тех, кто проживали в Египте и в Италии.
В Х–ХI веках вавилонские иешивы утрачивают свое духовное влияние и центр еврейского образования и духовной жизни перемещается сначала в мусульманскую, а затем в христианскую части Испании. Заслуженным авторитетом среди еврейского населения пользовались иешивы в городах Лусене, Барселоне, Гранаде и Кордове. Кроме Талмуда в образованных кругах еврейства начинает изучаться грамматика иврита, религиозная и светская поэзия, философские и светские науки. Примечательно, что обучение детей у испанских евреев начиналось очень рано – в 3 – 3,5 года.
Видный еврейский просветитель, последователь Маймонида Ибн Анкин (ок. 1150–1220 гг.) в своей книге «Врачевание душ здоровых и исцеление душ болящих» рекомендовал следующую программу обучения: чтение и письмо на иврите, Библия, Мишна, грамматика иврита, с 15 лет – изучение Гемары. Усвоив ее, ученики могли переходить к светским наукам и философии. Большое значение Ибн Акнин придавал изучению музыки и поэзии. Дети из низших и средних слоев еврейского общества учились обычно до 13 лет в школах при синагогах. Они изучали чтение, письмо, Библию, а иногда и Мишну.
Со второй половины ХII века центр еврейского просвещения перемещается в христианскую часть Испании. Видными центрами духовной жизни еврейства в эти годы становятся иешивы в Толедо, Гвадалахаре, Леоне, Буитраго и других испанских городах. Ценными памятниками педагогической мысли того периода являются такие сочинения, как «Книга воспитания», приписываемая Ахарону Иосифу Леви из Барселоны (ок. 1235-1300 гг.), «Кувшин муки»Бахьи Ашера Хлавы из Сарагосы (ХIII век), «Светильник» Ицхака Абохава (ХIV век).
В конце ХIV – начале ХV века евреи пережили в Европе сильные преследования, что не могло не сказаться на состоянии народного образования. Стремясь восстановить прерванные традиции съезд еврейских общин, проходивший в 1432 году в Вальядолиде, постановил обратить на образования самое серьезное внимание. Было решено, что каждая еврейская община, объединявшая не менее 15 семей, должна содержать учителя и родители обязаны посылать к нему детей. У одного учителя не должно быть больше 25 учеников, а если детей больше, то учитель должен иметь помощника. У ашкеназов – евреев Северной и Центральной Европы – в день, когда ребенок начинал учиться, организовывалось празднество. Ребенка одевали в лучшую одежду, кормили сладостями, чтобы показать какое значение придается его учебе.
В ХVI веке центр просвещения и духовной жизни евреев перемещается в Восточную Европу. Во многих городах открываются еврейские школы и иешивы. Разрабатывается новая методика схоластического толкования Талмуда («пильпель»), разрабатываются каббалистические штудии. Раввин Мойше Иссерлес из Кракова (1525–1572 гг.) кодифицирует ашкеназский вариант основного еврейского кодекса «Шулхан арух». Получают распространение и светские знания, особенно медицинские. В ХVII – первой половине ХVIII века книги на еврейском языке становятся не редкостью в библиотеках Прибалтики. В 1723-1724 годах, например, Рижская городская библиотека содержала «книг изрядных около 5000 еврейского, греческого, латинского и немецкого диалектов» [4].
В результате трех разделов Польши между Пруссией, Австрией и Россией 1772, 1793 и 1795 годов около 676 тысяч евреев оказались на территории Российской империи. В 1787 году российскими подданными стали около двух тысяч крымчаков и три тысячи караимов бывшего Крымского ханства. В результате присоединения к России Бессарабии и Кавказа на территории Российской империи оказались еще 20 тысяч евреев ашкеназов и несколько тысяч горских и грузинских евреев. Благодаря этому уже в первой половине ХIХ века Россия стала местом обитания самой многочисленной еврейской общины мира.

2. Политика правительства России в сфере образования
еврейского населения империи

В ХIХ веке еврейская община России являлась самой крупной в мире. Отношение высших представителей власти к образованию еврейского населения было далеко неоднозначным и колебалось от полного отрицания необходимости обучать евреев за государственный счет до признания важности светского государственного образования еврейского населения как важнейшего фактора адаптации евреев к реалиям российской жизни.
Либеральные реформы молодого Александра I открывали перед евреями, как и перед всем прочим населением Российской империи, возможность беспрепятственного получения как начального и среднего, так и высшего образования. В царствование Николая I (1825–1855 гг.) имели место как попытки интеграции их в российское общество, так и попытки дискриминации.
Евреи стали селиться в России как обособленный народ, который резко отличался от коренных жителей.
Указом 1827 года Николай I отменил освобождение евреев от военной службы под предлогом того, что из хороших солдат получатся хорошие граждане. Однако этот закон проводился в жизнь с унижениями и жестокостями.
В 1837 году появился указ, дававший евреям избежать двадцатипятилетней рекрутчины. Для этого им надо было заняться либо изучением классических дисциплин, либо стать крестьянами.
В 1835 году Закон о евреях официально закрепил существовавшие ограничения для евреев. В том числе евреям нанимать на работы не евреев.
В 1840 году члены очередной комиссии по еврейскому вопросу рекомендовали депортировать всех евреев в Сибирь. Против столь кощунственного решения выступили министр государственных имуществ граф П.Д.Киселев и министр просвещения граф С.С.Уваров, призывавшие своих коллег к христианскому милосердию.
Как показывает исследование Ц. Виттекер, Уваров имел свой план постепенного сближения евреев с остальным населением России. Опираясь на позитивный опыт Западной Европы, Уваров надеялся интегрировать евреев в российское общество посредством школьной системы. Он верил, что ассимиляция евреев при помощи системы просвещения выведет их из невежества, нищеты и изоляции и тем самым принесет пользу и им, и государству[5]. Еще в начале своей министерской карьеры он предотвратил закрытие почти всех еврейских типографий, выступил против введения цензуры священных текстов и даже рекомендовал решительно увеличить число еврейских книг. Согласно уставу 1804 года евреям разрешалось посещать любые государственные учебные заведения. По настоянию Уварова этот пункт был введен в закон о евреях 1835 года с добавлением еще одной уступки – окончание университета будет приносить евреям свободу от всех ограничений и давать им тот же чин табели о рангах, что и остальным выпускникам. Но евреи не спешили воспользоваться этим приглашением и предпочитали учить своих детей в общинных школах – хедерах под присмотром учителей-меламдов. Эти школы ничем не грозили традиционному еврейскому образу жизни. В них преподавались одни только религиозные предметы и никаких светских наук. К тому же хедеры распространяли грамотность, которая была почти всеобщей среди евреев-мужчин.
В 1840 году в средних и начальных учебных заведениях России из 80 017 учащихся было 48 еврея, а в 1835 году из 1906 университетских студентов только 11 исповедовали иудаизм[6].
В 1840 году был образован «Комитет для определения мер коренного преобразования евреев в России». Его решением министру образования С. С. Уварову было поручено составление специальной программы образования для евреев. При этом в качестве аналога рассматривались уже действовавшие в Австрии (с 1781 г.) и в Пруссии (с 1824 г.) программы образования местных евреев. Действуя через представителей еврейской общественности, С. С. Уваров стремился убедить их в необходимости «влиться в русскую жизнь» через систему общего образования.
В марте 1841 года Уваров представил Комитету по делам евреев свой первый доклад. Заявив в нем, что меры в области культуры предпочтительнее перед военными действиями и что большинство российских евреев «упорно еще коснеет в наследственных предрассудках и вековом унижении» и что только государственное обучение может помочь этому «несчастному племени», министр просвещения утверждал, что именно в государственных школах произойдет «постепенное сближение евреев с христианским народонаселением и искоренение суеверия и вредных предрассудков, внушаемых учением Талмуда». «Учение во вновь учреждаемых училищах, – говорил С. С. Уваров, – должно мало-помалу уничтожить в евреях фанатизм разъединения и приобщить их к общему началу гражданственности» [7 ].
В это же время С. С. Уваров приближает к себе ряд авторитетных представителей еврейской интеллигенции. В их числе оказался молодой раввин из Риги Макс Лилиенталь (1815–1882), возглавивший там в 1839 году местное еврейское училище и сумевший в короткое время превратить его в образцовое. М. Лилиенталь родился в Мюнхене, учился у известного раввина М. Виттельсбахера и в иешиве города Фюрт. В 1837 году он получил в Мюнхенском университете степень доктора философии за работу «О происхождении еврейско-александрийской религиозной философии», после чего был приглашен в Россию и поселился в Риге.
В январе 1841 году по рекомендации С. С. Уварова М. Лилиенталь был вызван в Петербург для участия в разработке проекта переустройства еврейской школы. Стремясь заручиться поддержкой еврейской общественности, министр просвещения решил использовать, М. Лилиенталя в роли правительственного эмиссара и ходатая по вопросам школьной реформы.
Для этой цели осенью 1841 года М. Лилиенталь посетил ряд городов, в том числе Вильно и Минск, где проживали крупные еврейские общины. Однако миссия М. Лилиенталя оказалась неудачной. Предложением ввести налог на преподавателей хедеров – меламмедов и пригласить преподавателей из-за границы М. Лилиенталь оттолкнул от себя российских деятелей Хаскалы, с которыми, кроме того, он вел себя высокомерно. Ортодоксальное еврейство в городах черты оседлости отнеслось насторожено и к самому М.  Лилиенталю, и к правительственному проекту, увидев в нем посягательство на традиционные еврейские религиозные устои. Многие представители российского еврейства считали, что распространение общего образования среди евреев, не сопровождаемое предоставлением равноправия с остальными жителями страны, неминуемо должно привести к массовой ассимиляции и обращению евреев в христианство.
В ответ на сопротивление М. Лилиенталь стал угрожать евреям правительственными репрессиями и насильственным введением реформы, что и предложил в записке С. С. Уварову в апреле 1842 года. Однако министр не поддержал такого подхода и настаивал на необходимости действовать методом убеждения.
Летом 1842 года М. Лилиенталь, опираясь на поддержку местных генерал-губернаторов, вновь совершил поездку по еврейским общинам. В ряде городов были проведены многолюдные собрания еврейской общественности. На этот раз, по всей видимости после инструкций С. С. Уварова, М. Лилиенталь не выдвигал уже крайне радикальных мер и не встречал открытой оппозиции, как осенью 1841 года, со стороны напуганных руководителей еврейских общин.
В 1843 году М. Лилиенталь, прикомандированный правительством, участвовал наряду с двумя видными раввинами и двумя еврейскими общественными деятелями в Комиссии для образования евреев. Рассмотрев предложенный Уваровым проект Устава казенных еврейских училищ, Комиссия внесла в него лишь незначительные поправки. Указом от 13 ноября 1844 года Устав был введен в жизнь.
В том же году М. Лилиенталь, по всей видимости, убедившись в миссионерских намерениях русского правительства, тайно покинул Россию и в 1845 году поселился в Соединенные штаты Северной Америки, где продолжил педагогическую и общественную деятельность среди евреев.
В рамках программы еврейского образования в России создавалась целая сеть государственных училищ. Учреждались учебные заведения трех видов, программы которых совпадали с программами трех ступеней государственных школ, с той разницей, что было добавлено изучение еврейского языка и религии.  Учителя набирались как из христиан, так и из иудеев. Таким образом, наряду с раввинскими школами были открыты приходские и уездные училища наподобие обычных гимназий, которые предназначались для подготовки преподавателей начальной школы и раввинов.
Единые общеимперские правила были распространены также на еврейские частные школы и домашних учителей. Они подлежали строгому контролю, а с учителей требовались специальные дипломы. Условие, согласно которому меламды должны были давать своим воспитанникам наряду с религиозной подготовкой еще и общеобразовательную, вскоре сократило их численность наполовину, с 1009 до 504. Для обеспечения «правильного» направления еврейских школ их администрация набиралась из христиан. Серьезно помогли в финансировании этого начинания налоги на субботние свечи и доходы от еврейских типографий.
Однако надежды государственных реформаторов еврейского образования не оправдались. В 1847 году, когда открылись государственные еврейские училища, в хедерах занималось 50 000 учащихся. К 1855 году государство располагало все теми же 106 училищами, в которых было только 3488 учеников. Налицо имел место бойкот светских училищ.
Важное значение для развития образования евреев имело Положение 16 марта 1873 года о еврейских начальных училищах. Согласно этому положению, Еврейские начальные училища имели целью «доставлять детям евреев правильное элементарное образование и, по возможности, сообщать прикладные познания, соответствующие нуждам местного еврейского населения». Эти училища были предназначены для тех местностей, где при многочисленном еврейском населении число общих училищ было недостаточно. Еврейские училища состояли в главном ведении попечителей учебных округов, а в ближайшем – в распоряжении дирекций и инспекций народных училищ. Открытие еврейских училищ осуществлялось с согласия Министерства народного просвещения за счет состоявших в его распоряжении сумм на образование евреев. Училища разделялись на одноклассные и двухклассные с приготовительными классами при каждом из этих разрядов. Полный курс обучения в еврейских начальных училищах был рассчитан на 6 лет. Продолжительность же курса приготовительного класса зависела от степени первоначальной подготовки учащихся.
Убийство народовольцами 1 марта 1881 года императора Александра II явилось началом восстановления реакционных антисемитских тенденций в правительственной политики
В 1893 году был принят особый закон о частных учителях еврейского закона веры – меламдах и содержимых ими хедерах. Согласно данному закон, у каждый еврей, занимающийся обучением еврейских детей закону их веры, а также чтению и письму по-еврейски, в частных школах или в частных домах, либо на собственной квартире обязан иметь для этого особое меламдское свидетельство. Выдавалось оно на один год директором или инспектором народных училищ, причем никакого испытания не предусматривалось производить. Учебному начальству предоставлялось только право «удостовериться в благонадежности просителя путем сношения с подлежащим гражданским начальством». Наблюдение за меламдами поручалась учебному и гражданскому начальству и местным раввинам.

3.Общественно-педагогическое движение
за демократизацию образования еврейского
населения России

Конец 1850 – начало 1860-х годов вошли в историю России как период демократи-ческого подъема, связанного с началом либерально-буржуазных преобразований императора Александра II. Либеральное реформаторство способствовали значительному оживлению общественной и культурной жизни России, зарождением общественных инициатив в различных сферах социальной жизни.
Важным событием в жизни страны явилась организация общественно-педагогического движения за демократизацию образования, строительство в стране массовой народной школы. Во главе этого движения встал выдающийся русский ученый-медик и педагог Н.И.Пирогов. Опубликованная им в 1858 году в журнале «Морской сборник» педагогическая статья «Вопросы жизни» явилась своеобразным манифестом перестройки всей системы воспитания и образования юношества на принципах гуманизма.
Примечательно, что еще за год до публикации данной статьи Н.И.Пирогов составил докладную записку министру народного просвещения, в которой был поднят вопрос о еврейском образовании [8]. Как педагог и гуманист Н. И. Пирогов считал в корне неприемлемыми полицейские формы борьбы против частных еврейских школ, применявшиеся правительством. С большим сочувствием воспринимая проблемы еврейского населения империи, Пирогов отмечал, что даже самые бедные евреи считают необходимым научить своих детей грамоте, что еврейские дети обладают большими способностями. Признавая в целом невысокий культурный уровень Меламедов, Пирогов считал необходимым вместо борьбы с ними развитие просвещения среди евреев. Такое просвещение должно включать в себя изучение как древних, так и новых языков, математики, географии, естественных наук, музыки, различных ремесел. Против староеврейского религиозного обучения посредством меламдов и хедеров действительное просвещение, по мнению Пирогова, сделает несравненно больше, чем полицейские меры, к которым педагог относил и предложение Министерства народного просвещения сделать обязательным для евреев обучение в казенных еврейских училищах.
Отношение Н.И.Пирогова к образованию еврейского населения России базировалось на общепедагогических принципах ученого, всей своей деятельностью утверждавшего необходимость реализации идей и принципов «общечеловеческого воспитания». Пирогов неоднократно утверждал, что путь к человечеству лежит через родной народ. «Все мы, к какой бы нации ни принадлежали, писал Пирогов, - можем сделаться через воспитание настоящими людьми, каждый различно, по врожденному типу и по национальному идеалу человека, нисколько не переставая быть гражданином своего отечества и еще рельефнее выражая через воспитание прекрасные стороны своей национальности. Но все эти идеалы человека и, следовательно, идеалы воспитания, как бы различно ни проявлялся в них национальный тип, должны иметь одну исходную точку – откровение»[9].
Именно в эти годы еврейская интеллигенция начинает активно сближаться с окружающей средой, знакомиться с русской литературой, с волнующими русское общество проблемами. В эти годы возникает еврейская пресса – газеты «Гамелиц» и «Гакармель» (1860 г.), газета «Гацефира» (1862), разрабатывающая и освещающая вопросы еврейской жизни.
Л.О.Гордон обращается к еврейскому народу с поэтическим призывом:
                Проснись, мой народ!
                Доколь ты будешь спать?
                Ведь ночь прошла и солнце
                засияло!
В поэзии и прозе, еврейской публицистике 1860-1870-х годов активно раздаются призывы к просвещению, к обновлению всех сторон еврейского быта, к освобождению личности от давящего ее устарелого уклада жизни. При этом многие представители «нового еврейства» делают ставку на «просвещенную опеку» российской короны.
В эти же годы возникает обширная просветительская литература на еврейском языке. Х. З. Слонимский, Г. Рабинович, С. Я. Абрамович и другие популяризировали естествознание, математику, астрономию, К. Шулман – всеобщую историю и географию.
В эти годы растет общественная активность еврейской интеллигенции в школьном строительстве.
Свойственная с глубокой древности евреям общественная инициатива в организации обучения подрастающих поколений получила широкое развитие в период их массового притока в Россию. Знаменательным событием в истории еврейского образования в России стало открытие в 1836 году по инициативе прогрессивно настроенных евреев из Риги, Одессы и Кишинева на средства кагалов светских школ, в которых евреев обучали современным светским предметам, в том числе русскому и другим иностранным языкам.
В начале ХХ века среди еврейской интеллигенции широкое распространение получают идеи еврейского ученого-историка, публициста и критика Семена  Марковича (Шимена Мееровича) Дубнова (1860–1941), автора 10-томной «Всеобщей истории евреев», преподавателя Вольного университета Лесгафта и профессора по кафедре еврейской истории Императорского Петербургского университета, основателя близкой к кадетам Еврейской народной партии[10].
В своей теории культурно-политического автономизма  Дубнов, будучи сторонником решения «еврейского вопроса» в диаспоре, своеобразно трактовал понятие национальности. По его мнению, всякая нация проходит три стадии: расовую, территориально-политическую и культурно-историческую. Только одни евреи «представляют собой высший тип культурно-исторической духовной нации». Вследствие этого им не нужно ни «территориального государства», ни территориальной автономии. Им нужна свобода национального языка в жизни, школе и публичных учреждениях.
Дубнов отстаивал права свободной еврейской национальной школы, выступал за свободу религии, общинного самоуправления, свободу создания различных организаций для народных целей и право участвовать во всех организациях, направленных к охране и защите интересов еврейского народа повсеместно.
В истории российского еврейства 60—70-е годы XIX века стали во многом переломными. Реформы Александра II смягчили антиеврейское законодательство, требования экономического развития страны привели к усилению процесса интеграции еврейского народа в жизнь империи. Постепенно польско-литовское еврейство становилось еврейством российским. Еврейская молодежь стремилась вырваться из черты оседлости.  Она стала получать образование в русских гимназиях и университетах, вошла в отечественную культуру, науку, экономику и политику. Все это привело к созданию и быстрому росту новой группы – русско-еврейской интеллигенции.
Миллионы евреев оставались в черте оседлости, но те несколько сот тысяч, что, вырвавшись из неё, расселились по российским городам, стали предпринимателями, врачами, инженерами, журналистами, литераторами, адвокатами. Это были люди с совершенно новой ментальностью. Шауль (Саул) Гинзбург (1866-1940), ученик и последователь Дубнова, характеризуя русско-еврейскую интеллигенцию, подчёркивал, что она «в себе объединила лучшие черты русской интеллигенции с верностью и преданностью еврейской культурной традиции» («Дети и внуки Хаскалы»), русские евреи сделали своим третьим, а затем и родным языком русский, они осознавали себя – и стремились внушить это другим – не просто евреями, а евреями именно русскими. Постепенно русско-еврейская интеллигенция стала представительной силой еврейского народа.
В 70-е годы XIX века значительная часть образованной еврейской молодёжи как бы вошла в одно русло с русской, главным образом студенческой, молодежью, находившейся в оппозиции к существующей в стране политической, экономической и идеологической системе.
Погромы 1881—1882 годов на юге России и рост антисемитизма, в том числе и государственного, привели к краху иллюзий о возможности безболезненной интеграции евреев в российское общество, следствием чего были идейный кризис и противостояние между поколением 60-х годов и новой генерацией российского еврейства. Основные споры шли на страницах периодических изданий «Восход», «Русский еврей», «Рассвет».
Своё идейное credo С. М. Дубнов обосновал в работах «Что такое еврейская история» и «Письма о старом и новом еврействе». Оно было выработано в острых дискуссиях с такими мыслителями, как Ахад-ха-Ам, И. Равницкий, Х. Н. Бя лик,  Бен-Ами. Суть концепции С. М. Дубнова заключалась в том, что он, в отличие от большинства своих предшественников, рассматривал еврейство исключительно как нацию духовную. Утратив своё государственно-территориальное существование, еврейство сохранилось лишь потому, что осталось народом духовным, по его определению, «нацией культурно-исторической среди наций политических». До С. М. Дубнова в еврейской историографии господствовали теологические концепции, согласно которым евреи рассматривались исключительно как религиозная общность.
С. М. Дубнов же воспринимает свой народ как нацию, наделенную великим инстинктом самосохранения. Именно этот инстинкт и позволил евреям не только выжить, но и создать автономные формы национального самоуправления в разных странах и в разные века. Это общины Вавилона и Испании, кагалы и ваады в Польше и Литве.
В отношении истории российского еврейства концепция Дубнова заключалась в том, что он воспринимал её как поступательный процесс, в ходе которого польско-литовское еврейство постепенно, за столетие после вхождения в состав России, начинало осознавать себя еврейством именно российским, со своими особыми культурными, общественными и политическими задачами. В то же время история евреев в России для Дубнова – это часть и всемирной, и российской истории. Изучая её, он стремился охватить все еврейские территориально-культурные группы; при этом учёный исходил из того, что они жили по единым законам империи.
В свою очередь историк Джон Клир отмечал: «По концепции Ш. Дубнова, политика русского правительства по отношению к евреям основана на религиозной нетерпимости и стремлении окрестить евреев, обратить их в православие. На самом деле это подход односторонний, российские власти искали различные способы управления еврейским населением» [11].
Важное внимание проблемам образования еврейского населения России уделил проходивший в Москве в конце 1913 – начале 1914 года Первый всероссийский съезд по вопросам народного образования. Характеризуя общие условия, необходимые для повсеместного развития народного образования, съезд признал, что «для повсеместного распространения и развития народного образования необходимо соблюдение следующих условий: обучение детей инородцев в начальной школе должно производиться на родном языке; школа должна быть светской; наряду с демократизацией органов местного самоуправления должен быть демократизирован и общественный строй» [12].
Касаясь конкретно вопросов образования еврейского населения империи съезд на основании докладов Гольдберга и Фиалкова, заслушанных 27 декабря 1913 года, постановил:
«1. Необходима полная отмена всех специальных ограничений для евреев в области народного образования.
2. Национальные и религиозно-бытовые особенности еврейского народа обусловливают необходимость особой еврейской школы с преподаванием на родном языке.
3. Всем еврейским детям школьного возраста должно быть обеспечено получение начального образования в еврейских школах на средства Министерства народного просвещения и органов местного самоуправления.
4. Еврейским народным школам должно быть предоставлено право включить в свои учебные планы предметы, которые отвечают запросам населения и местным нуждам.
5. Должны быть учреждаемые специальные учебные заведения для подготовки учителей еврейских народных школ.
6. Для распространения у евреев просвещения необходимо: а) предоставить содержателям хедеров право ввести в этих школах обучение чтению и письму по-русски и счету и б) допустить в еврейских школах всех типов совместное обучение детей обоего пола.
7. До отмены специальных с евреев сборов (коробочного, свечного и др.) средства, получаемые путем этих сборов, должны употребляться согласно закону на нужды еврейского населения и в частности на образовательные нужды евреев, и на это комиссия по образованию в местностях с инородческим населением обращает внимание городских управ, заведующих этими сборами» [13].
В другой резолюции «О еврейских школах», принятой на том же заседании, отмечалось: «Принимая во внимание, что право на образование должно считаться неотъемлемым правом каждого; что ограничительные законы об образовании и праве жительства евреев фактически лишают этого права большую часть еврейского населения; что ограничительные законы деморализуют как еврейское, так и христианское население, и что применение их представляется вредным и с общегосударственной и педагогической  точек зрения, Комиссия высказывается за отмену означенных ограничительных по отношению к еврейскому населению законов» [14].
В специальной резолюции «Об антисемитизме в школе» съезд осудил антисемитизм в школе и призвал к борьбе с ним [15].
***
Событием большого культурного значения в образовании еврейского населения России явилась организация в октябре 1863 года Общества распространения просвещения между евреями в России. Идея организации общества родилась в 1860 году среди образованных финансово-промышленных кругов петербургского еврейства под влиянием общероссийского общественно-педагогического движения, развернувшегося в 1858 году после публикации в «Морском сборнике» известной статьи Н.И.Пирогова «Вопросы жизни».
Создание общества сопровождалось оживленными дискуссиями среди его организаторов относительно целей и задач организации. В конечном итоге было решено, что общество сосредоточит свои усилия на распространении среди евреев русского языка, как государственного, и тем самым создаст почву для активного участия еврейской диаспоры в жизни русского общества. В официально утвержденном в октябре 1863 года уставе отмечалось: «Общество споспешествует распространению между евреями знания русского языка, издает само и содействует другим к изданию полезных сочинений, переводов и периодических изданий как на русском, так и на еврейском языках, имеющих целью распространять просвещение между евреями, и поощрять пособиями юношество, посвящающее себя наукам».
Во главе общества стоял Комитет. Его председателем был избран Е. Гинцбург, почти полностью субсидировавший общество с момента его создания. Его ближайшими помощниками стали одесский филантроп и общественный деятель Авр. Бродский и поборник Хаскалы Л. Розенталь (1817-1987), также субсидировавший общество с 1872 года.
На протяжении первых лет своей деятельности общество по аналогии с общероссийскими центрами народного просвещения – Московским и Петербургским комитетами грамотности - акцентировало свое внимание на издательской деятельности. В эти годы были выпущены «Сборник статей по еврейской истории и литературе» (Вып. 1-2.-СПб., 1866-1867).
По инициативе Д. Хвольсона обществом были выпущены три тома сборников нравоучительных высказываний от эпохи таннаев до последователей М. Мендельсона «Мировоззрение талмудистов, свод религиозно-нравственных поучений, в выдержках из главных книг раввинской письменности» (СПб., 1874-1876). Наряду с этим общество субсидировало и занималось распространением еврейские периодические издания как на русском языке – «День» (1869-1871), «Еврейская библиотека» (1871-1880)., так и на иврите - петербургской ежедневной газеты «Хацфира» и варшавской газеты «Хамелиц».
Важное культурное и образовательное значение имело составление и издание учебников русского языка для евреев и переводы на русский язык молитвенных циклов Сидур и Махзор.
В 1907 году из комиссии по еврейскому языку (ивриту) при Обществе организовалось Общество любителей еврейского языка. Правление этой организации находилось в Петербурге. Ее председателями в разные годы были Д. Гинцбург, И. Л. Б. Каценельсон, И. Лурье. Члены общества обязывались разговаривать между собой исключительно на иврите. Оно издавало ежеквартальник «Хакедем» (1907-1917 гг.), книги на иврите, субсидировало еврейские библиотеки в России и издание педагогического журнала в Эрец-Исраэль. В 1910 году отделения общества функционировали в 60 городах, крупнейшие из них действовали в Москве, Варшаве, Лодзи, Екатериновлаве, Белостоке.
Важный вклад в развитие профессионального образования среди еврейского населения России внесла филантропически- просветительная организация – Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России. Общество было организовано в 1880 году в Петербурге. Инициатором его создания был банкир и промышленник С. Поляков. Активное участие в организации Общества приняли барон Г. Гинцбург, Л. Розенталь, Н. Бакст.
Главной целью общества являлось экономическое оздоровление российского еврейства. Общество помогало еврейским ремесленникам переселяться за пределы черты оседлости, давало ссуды на покупку оборудования для открытия мастерских, помогало еврейским сельскохо-зяйственным поселениям и профессиональным школам.
К 1902 году Общество распространения ремесленного и земледельческого труда оказало помощь 3655 еврейским крестьянам, дало ссуды на переселение 261 ремесленнику, помогло приобрести оборудование 1709 ремесленникам. С 1880 по 1906 год общество поддерживало 150 еврейских школ (более 200 тыс. рублей), в которых преподавались ремесла и основы сельскохозяйственного труда.

4. Организация и практика еврейской школы
в России

В основу реформирования деятельности общественно-благотворительных еврейских школ – талмуд-тор, а также иешив (в русской традиции ешибот) – высших религиозных учебных заведений, предназначенных для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда, были положены принципы семейной и религиозной педагогики еврейского народа.   
Талмуд-торы ставили своей главной целью призрение детей-сирот и детей из бедных семей с одновременным их обучением основам веры. Заведование школами находилось в руках, избираемых от общества старшинами и в учебном отношении они подчинялись общему учебному начальству.
Иешивы (ешиботы) представляли собой высшие учебные заведения для молодых людей, прошедших обучение в талмуд-торах и у домашних учителей. В них принимались также молодые люди желавшие получить подробные сведения в талмуде и источниках еврейских религиозных законов, а также приготовиться к раввинскому званию. Они состояли под непосредственным руководством ученого раввина и в учебном отношении также подчинялись учебному начальству.
На рубеже ХIХ – ХХ вв. происходит развитие и усложнение форм еврейского образования. В эти годы укрепляется тенденция к расширению учебных программ еврейских учебных заведений как за счет включения занятий по изучению Библии и иврита, так и за счет светских дисциплин в дополнение к изучению Талмуда. Значительно меняется быт учащихся иешив. Существовавшая в течение многих лет система питания учащихся за чужим столом в домах местных жителей по определенным дням постепенно стала заменяться системой денежных стипендий учащимся или общей кухней при иешивах.
Первые попытки ввести в иешивах преподавание общеобразовательных предметов натолкнулись на острое сопротивление ортодоксальных раввинов. Лишь в 1887 году собрание 12 раввинов в Петербурге согласилось ввести в иешивах преподавание русского языка в объеме курса 1-го класса. При этом было специально оговорено, что это преподавание должно вестись в отдельном здании, под строгим надзором главы иешивы.
Опасаясь влияния новых веяний, сторонники традиционной программы обучения основали ряд новых иешив. В Ковно (Слободская иешива) и других местностях возникли иешивы идентифицировавшие себя с движением мусар, основателем которого был раввин И. Салантер. В конце Х1Х в. возникла также сеть иешив движения хабад, главная из которых находилась в Любавичах.
В 1905 году в местечке Лида Гродненской области была организована иешива, где изучались также светские науки. Ее основателем был видный еврейский религиозный деятель и деятель просвещения раввин Ицхак Яаков Рейнес (1839-1915). Рейнес родился в Карлине, пригороде Пинска в семье переселенца из Эрец-Исраэля. Образование получил в иешивах местечка Ейшишки Виленской губернии и Воложина, где получил смиху. В 1867 году занял место раввина в местечке Шавкяны Ковенской губернии, а в 1869 году был избран раввином в Свенцянах Виленской губернии, в 1885-1915 годах возглавлял еврейскую общину города Лида.
Уже в начале своей религиозной карьеры Рейнес выступил как реформатор еврейского образования. Он считал, что традиционное еврейское образование, имевшее своей целью удержать еврейскую молодежь в рамках ортодоксии, уже не отвечает современным требованиям. Разработанный им план реформирования преподавания в иешивах Рейнес изложил в своих книгах.
В 1882 году на петербургском съезде представителей еврейских общин Рейнес выступил со специальным докладом. Однако съезд не поддержал молодого реформатора. Несмотря на это Рейнес идет на создание в Свенцянах в начале 1880-х гг. образцовой иешивы, рассчитанной на десятилетний курс обучения. Наряду с традиционными дисциплинами в ее учебный план были введены и общеобразовательные дисциплины. Столкнувшись с непониманием представителей консервативных кругов еврейской общественности, через четыре года Рейнес был вынужден закрыть свое учебное заведение и действовать в дальнейшем более осторожно.
Иешива в городе Лида была открыта при финансовой помощи барона Д. Гинцбурга и моральной поддержке со стороны видных деятелей Мизрахи – религиозной фракции во Всемирной сионистской организации. Курс обучения в ней был рассчитан на 6 лет. Наряду с Талмудом в ее программу были включены Библия, иврит с грамматикой, а также общие дисциплины в объеме уездного народного училища. Позднее к этим предметам добавилась основы коммерции.
В этой работе Рейнес проявил себя не только как талантливый организатор, но и как крупнейший методист образования. Заложенные в систему обучения в лидинской иешиве педагогические принципы Рейнес отразил в таких своих работах. Как «Глас Иакова» (1908 г.) и «Обитель Иакова» (1910 г.).
В том же 1905 году реформированная иешива была открыта в Одессе. Ее основателем являлся раввин Х. Черновиц. При иешиве действовал специальный комитет, в состав которого входили такие выдающиеся представителя еврейской интеллигенции как М. Моргулис, Менделе Мохер Сфарим и Ахад-ха Ам. Комитетом была выработана программа преподавания, в соответствии с которой все предметы, в том числе Библия и Талмуд изучались по научным методам, применявшимся в большинстве раввинских семинарий Западной и Центральной Европы. В одесской иешиве одно время преподавали И. Клаузнер и Х. Н. Бялик.
Активную работу по созданию светских еврейских школ ведет ОПЕ. Рождается новый тип еврейской школы – реформированные хедеры – хадарим метукканим.
Передовые деятели российского просвещения и культуры с вниманием следили за успехами в области образования еврейской молодежи, высоко оценивали вклад учителей-евреев в развитие методики и дидактики. Одним из тех, кто первым не побоялся открыто говорить об этом и выдвигать педагогов-евреев на ведущие посты в системе образования был Н. И. Пирогов. Так, в одном из циркуляров по Одесскому учебному округу «О преподавании географии» (1859 г.) Пирогов дает высокую оценку педагогической деятельности учителя зеньковского уездного училища Полтавской губернии Шевича, который первым в учебном округе ввел элементы наглядно-разговорного метода обучения учащихся [16].
В апреле 1863 года, уже находясь в отставке, Н. И. Пирогов рекомендовал своему преемнику по Одесскому учебному округу А. А. Арцимовичу в числе первых на замещение вакансии профессора государственного права Одесского лицея (позднее – Новороссийский университет) – двадцатитрехлетнего еврея Александра Яковлевича Пассовера, бывшего выпускника Одесской гимназии, кандидата Московского университета [17 ]. И Пирогов не ошибся в своем выборе. В дальнейшем А. Я. Пассовер проявил себя как видный юрист и блестящий судебный оратор.
Событием важного культурного значения стала организация в России в конце ХIХ –начале ХХ в. субботних еврейских школ, предназначавшихся для образования взрослого трудящегося населения.
В числе наиболее известных субботних школ для взрослых были школа в Нижнем Новгороде, действовавшая на базе школы, содержавшейся меламдом Лившицем. Школа была открыта 2 июня 1901 года.
В 1903 году Министерство народного просвещения дало разрешение на открытие субботних еврейских школ для несостоятельных еврейских женщин  и вечерних классов для обучения чтению, письму и счету как взрослых, так и малолетних евреев, не имеющих возможности по каким-либо причинам посещать нормальные начальные школы, при частных еврейских училищах Кавказского учебного округа.
В январе 1906 года субботняя школа была открыта в помещении Киевского двухклассного начального еврейского училища имени С. Бродского. Инициатором ее создания стало Киевское отделение общества распространения просвещения между евреями в России.
Как и воскресные школы для лиц православного вероисповедания, субботние школы действовали на основании общих правил. Они могли открываться как самостоятельные образовательные учреждения или на базе уже существовавших талмуд-тор, еврейских казенных или частных училищ.
Преподавателями в субботних школах могли быть как русские учителя, так и евреи, по образовательному цензу соответствующие лицам, имеющим право преподавания в начальных народных училищах.
Средства, на которые открывались и действовали субботние школы, могли состоять из частных пожертвований, или из сумм одного лица, бравшего на себя обязательство материально содержать школу, а также из ассигновок еврейских обществ. Практические все субботние школы были бесплатными. Преподавание «русских» предметов в субботних школах велось, как правило, по программе низших народных училищ, а «еврейские» предметы по программе еврейских начальных училищ.
Первоначально субботние школы, как все еврейские частные учебные заведения, могли открываться на общем основании только в черте оседлости евреев. Затем, в виду того, что в силу действующих узаконений весьма многим евреям предоставлялось право жительства и вне черты оседлости, субботние школы были разрешены и в прочих местностях страны. Дополнительным условием их открытия являлось согласование вопроса не только с местной учебной администрацией, но и с губернским руководством.
Принципиально важное значение для правильной организации работы еврейских школ имело их обеспечение высококвалифицированными преподавательскими кадрами. Первые попытки подготовки учителей для еврейских светских школ были предприняты еще в ХIХ столетии.
В 1907 году ОПЕ открыло в Гродно первые в России курсы для подготовки еврейских учителей, обладающих знаниями и в общих науках, и в иудаистике.
В 1907 году в Петербурге начало работать первое еврейское высшее учебное заведение – Курсы востоковедения – Высшая школа еврейских знаний. В 1907-1910 годах заведующим курсами был барон Д. Гинцбург, в 1910-1915 годах - И.Л.Б.Каце-нельсон. По своему характеру курсы являлись учебным заведением общественной инициативы и не пользовались правами высшего государственного учебного заведения. Вследствие этого выпускники курсов не получали права жительства за пределами черты оседлости.
В 1911 году в Екатеринославе был основан Еврейский горный институт. Его устав и программа были утверждены Министерством народного просвещения.
В связи с тем, что процентная норма лишала многих молодых евреев возможности получить высшее образование в государственных вузах России, Ковенский комитет принял решение об организации Российского еврейского университета за границей. Для сбора средств был создан Просветительский фонд. Однако созданию университета помешала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война.
Идеи высшего светского образования еврейской молодежи находили активную поддержку среди еврейских деловых кругов, которые активно жертвовали средства на образование. В 1911 году для оказания материальной помощи еврейским студентам было учреждено Общество поощрения высших знаний среди евреев. Его председателем стал крупный торговец М. Гинсбург. Ежегодно на нужды образования еврейской молодежи он жертвовал 75 тысяч рублей, что составляло ; фонда.
Правительственно-ассимиляторской и общинной консервативно-охранительной политике противостояли взгляды и действия, направленные на культурное сближение еврейского народа с другими народами страны, и, прежде всего, с русским, как крупнейшим по численности народом империи, одержавшие в конечном итоге историческую победу.
                ПРИМЕЧАНИЯ
1. См.: Белецкий А.В. Вопрос об образовании русских евреев в царствование императора Николая I. / Русская школа. 1893. №№ 1-5, 7, 11; Брамсон Л. М. История начального образования евреев в России.  СПб., 1896; Моргулис М. Г. К истории образования русских евреев. Еврейская библиотека. 1870. Т.1; Познер С. В. Евреи в общей школе. СПб., 1914.
2. См.: Евреи Белоруссии: История и культура. Сб. статей. – Минск, 1997; Евреи: По страницам истории / Сост. С. Асиновский и Э. Иоффе. – Минск, 1997; Евреи Украины: Краткий очерк истории. Ч. 1-2. – Киев, 1992-1995;  Евреи Крыма: Очерки истории. – Симферополь, 1997.
3. См: Филон Александрийский // Исторический вестник. 1894. Апрель. – С. 273-275.
4. Луппов С. П. Книга в России в первой половине ХVIII века. – Л., 1973.  – С. 318, 319.
5. Виттекер Ц. Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время.  Пер. с англ. – СПб., 1999. – С. 234.
6. См. Дикий А. Евреи в России и СССР. – Нью-Йорк, 1967. – С. 69–73; Гинзбург С. М. Русское правительство и вопрос об образовании евреев в первой половине ХIХ века // Казенные еврейские училища. – Пг., 1920. Т. 1. – С. ХХIV - ХLIII; Познер С. Евреи в общей школе. – СПб., 1914; Белецкий А. В. Вопрос об образовании русских евреев в царствование императора Николая I-го // Русская школа. 1893. № 1. – С. 12-28; № 2. – С. 9-20; № 3. – С. 10-31; № 4. – С.13-33.; № 5. – С. 13-29; № 7. – С. 12-27; № 11. – С. 10-28.
7. Виттекер Ц. Х. Граф С. С. Уваров и его время. – С. 232.
8. См.: Пирогов Н. И. Собр. соч. Т. 1. 1914. – С. 748.
9. Пирогов Н. И. Новоселье лицея // Пирогов Н. И. Собр. соч. Т. 1. 1914. – С. 78.
10. Кельнер В. Е. Миссионер истории. Жизнь и труды Семёна Марковича Дубнова. – СПб.: МІРЪ, 2008. – 710  с.
11. См.: Клир Джон. Россия собирает своих евреев. Происхождение еврейского вопроса в России. 1772-1825. – М.: Мосты культуры, 2000. – 190 с.
12. Резолюция 1-го Всероссийского съезда по вопросам народного образования (по секциям и комиссиям) // Вестник воспитания. 1914. № 5. Приложение. – С. 9.
13. Там же. – С. 37.
14. Там же. – С. 37, 38.
15. Там же. – С. 38.
16. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. – М., 1953. – С. 572-573.
17. Там же. – С. 403.


Рецензии