Невезение
***
Перелистывая страницы иллюстрированной истории Гордона Гранта о китобойном промысле, я внезапно осознал, что задача написания предисловия имеет некоторые необычные особенности. Выступая в роли связующего звена между капитаном Ахавом с китобойного судна «Пекод» и защищенным от внешнего мира поколением 1932 года, необходимо помнить, что большинство представителей этого поколения не знают, что китобойный промысел все еще существует. Они представляют его как
часть закрытой книги по истории мореплавания в Новой Англии. Они относятся к
нему с романтизмом, и древний крик с мачты «Она идёт!»
знакомо дамам и джентльменам, которые путешествуют на скоростных атлантических паромах. Китобойный промысел, короче говоря, стал антикварным увлечением, и посетители Нью-Бедфорда могут изучить весь процесс в коллекции Старого Дартмутского исторического общества.
Разница между этим авантюрным и романтичным занятием и современным китобойным промыслом — это разница между забоем свиней, которым занимались армейские офицеры в Индии, и скотобойнями в Чикаго и Аргентине. Принимая во внимание страсть жителей Новой Англии к наживе,
должен был существовать какой-то спортивный инстинкт, чтобы отправлять людей в «Плата» вместо жалованья и принуждение к такой опасной работе из года в год. Только когда появился другой шанс, шанс на «золотой» Запад, возможность продвигаться всё дальше и дальше за хребты, жители Новой Англии отказались от китобойного промысла в пользу иностранцев. Таким образом, интерес наших антикваров к китобойному промыслу вполне обоснован. Это было проявлением менталитета первопроходцев, и когда этот менталитет был направлен в другое русло, китобойный промысел утратил престиж и стал таким же прозаичным, как ловля трески в наше время.Здесь можно было бы упомянуть, что два инстинкта цивилизованного человека — превращать свои потребности в развлечение, а затем, благодаря массовому производству на фабриках,
отделять развлечение от своих потребностей — были наглядно проиллюстрированы в превращении китобойного промысла из развлечения для героев в рутинное проявление крупного бизнеса. Эффективность
никогда не оправдывалась так быстро и так прискорбно. На одном конце шкалы мы видим капитана Ахава, посвятившего всю свою жизнь погоне за мифологическим китообразным, Белым китом. На другом конце, в 1932 году,
у нас есть британские и скандинавские китобойные заводы, двухвинтовые,
работающие на жидком топливе суда водоизмещением 14 000 тонн, способные преследовать китов всех видов на высокоскоростных моторных китобойных лодках,
оснащённых пушками и бомбами, с воздушными насосами, которые надувают мёртвого кита, чтобы он плавал до тех пор, пока не понадобится. На этих судах есть специально спроектированный кормовой стапель, по которому
весь корпус 100-тонного кита можно вытащить из воды на палубу для хранения ворвани. После удаления жира тушу распиливают на части и опускают на мясную палубу. Ничего. Животное погибает впустую. Упаковочный завод на борту консервирует и упаковывает продукцию, готовую к выгрузке в удобном порту на грузовые пароходы. Мазут и вода, которые перегоняются на борту, обеспечивают
топливом целый флот вспомогательных китобойных судов.
Здесь мы видим вершину современного коммерческого и технического гения.
Это настолько эффективно, что, если не будут приняты законодательные меры, киты вымирут. За два года эти суда добыли больше нефти
и убили больше китов, чем старые американские китобои за полвека.
Действительно, как утверждает один из современных авторов, китобойный промысел нельзя назвать рыбной ловлей. Кит — это животное, и охота на него — это разновидность охоты. На рисунках Гордона Гранта всё искусство и
ремесло ловли китов изложены наиболее ясно и драматично. Это спорт, потому что охотники рисковали жизнью, когда гарпун вылетал из рук рулевого и вонзался в тело кита. Они подвергались самой серьёзной опасности, пока животное не перестало сопротивляться и не было убито ударом копья в сердце.
жизненно важные органы. В современном китобойном промысле охотники подвергаются не большей опасности, чем человек, который перерезает яремные вены свиньям, подвешенным за задние ноги на движущейся цепи на чикагской бойне. Я очень сомневаюсь, что у этих современных китобоев когда-нибудь появятся песни или традиции.
Очень скоро, насколько я понимаю, у них не останется китов. Они сами станут историей, так и не став известными широкой публике. Если бы капитан «Викингена» из Лондонской китобойной компании «Викинг» случайно встретил Моби Дика, он Он разгонится до 4300 лошадиных сил и за несколько часов отремонтирует «Белого кита». Через несколько дней он будет в запечатанных консервных банках.Корабли, и особенно парусные суда, — несчастные жертвы художников, которые знают о красивых картинах больше, чем о кораблях. Они позволяют себе вопиющие вольности по отношению к судну и людям, которых изображают. В «Грязном». Однако, к счастью, вы обнаружите самую строгую верность правде в сочетании с тем, что, на мой взгляд, является очень убедительным живописанием. Вот что я имею в виду. Такая лодка была инструментом, которому люди доверяли свои жизни и состояния. Она была результатом глубоких размышлений и продуманного проектирования на протяжении целого столетия. Она была, как говорит один писатель, «острой и изящной, как дельфин», с «утиной способностью взмывать над набегающими волнами, так что она будет уверенно держаться на воде там, где обычные лодки будут тонуть...
Вот у нас есть лодка, которую могут поднять двое мужчин и которая будет развивать скорость десять миль в час на вёслах только в случае крайней необходимости». Такое судно обладает собственной красотой, которой нет у прогулочных судов. Та же лодка показано в драматичный момент «Прогулки на санях по Нантакету» на странице 75.
Мне кажется, что мистер Грант внёс неоценимый вклад в «Китологию». Если киты пойдут по пути бизонов Северной Америки, мы будем обращаться к этой книге за живым описанием древнего вида спорта. Как уже отмечалось, у кораблей и диких животных печальный и трагический конец. Эта книга сохранит для потомков как духовную, так и материальную славу китобоев.
_СПИСОК ТАБЛИЦ_
Под парусом _Фронтиспис_ Оснащение _Лицевая сторона_ 2
Поднятие топселей 4 Выбор экипажей для лодок 6 Речь капитана 8
Установка грота 10 Укладка внешнего стакселя 12 Типичный нос 14
Типичный корму 16 Палуба 18 Китобойное судно 20 Лодка на кранах 22
Запасные лодки 24 Гарпуны 26 Колесо 28 Фок-мачта 30 Брашпиль 32 Каюты 34
Типы 36 Кузнец 38 Кочегар 40 Точильные лопаты 42 Кадки для сматывания канатов 44 Десять долларов вознаграждения 46 Жратва 48
Свежая рыба для порчи Поваром 50 Киты 52 Киты 54 Мачта 56 Спуск 58
Гонка под парусами 60 Спуск шлюпки 62 «Продолжать» 64 «Отдай ему!» 66
Промер глубины 68 Пробоина 70 «Продырявленная» лодка 72
«Катание на санях в Нантакете» 74 Лансинг 76 Буксировка к судну 78
Схема резки 80 Снятие нижней челюсти 82 Мусор 84 Резка 86
Кусок брезента на борту 88 Опускание в трюм 90 Шинкование 92 Проба 94
Опорожнение корпуса 96 Очистка судна 98 Операция на главном люке 100
Операция на лодке 102 На берегу за водой 104 Выяснение отношений 106
Набор на пляже 108 «Игра» 110 Песни и танцы 112 Шлюпки 114
Китобойный промысел в Арктике 116 Китовый ус 118 Чистка китового уса 120
Сундук мертвеца 122 На обратном пути 124 «Скрэмшоу» 126
_НАБРОСКИ__ПОДГОТОВКА_
Последние несколько дней перед отправлением судна в китобойный рейс
наблюдалась большая активность на причалах всех китобойных портов: Новые
Бедфорд, Фэрхейвен, Нантакет, Саг-Харбор, Салем и Нью-Лондон, чтобы
отметить лишь несколько в Новой Англии; в Данди, Шотландия, и Берген в
Норвегия.С перспективой путешествие прочного возможно, три года, ни один пункт из снаряжение для корабля или положение экипажа было упущено.
В день отплытия, когда всё было проверено и уложено в трюме, команда
поднялась на борт, а владельцы, их жёны и горожане столпились на
Пристань, чтобы подбодрить их в пути и пожелать «большой удачи».
_ПОДЪЁМ ПАРУСОВ_
Работа моряка на торговом судне заключалась в том, чтобы вести корабль кратчайшим путём из порта в порт. Китобой, в дополнение к своим морским навыкам, был экспертом в очень сложной технической работе по убийству китов.
Хотя капитанам китобойных судов не хватало сообразительности капитанов клиперов,они были умелыми, проницательными и находчивыми в чрезвычайных ситуациях, с которыми капитанам торговых судов редко, если вообще когда-либо, приходилось сталкиваться.
_ВЫБОР ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ_
Вскоре после того, как корабль лег на курс, команда была собрана и разделена на две вахты — по правому и левому борту (слово «порт» на китобойных судах не использовалось). После этого были выбраны экипажи шлюпок, состоявшие из офицера, гарпунёра и четырёх матросов. Помощники, в свою очередь, выбирали людей для своих шлюпок, задавая вопросы о прежних кораблях и опыте, а также осматривая руки, ноги и мускулатуру — совсем как фермеры на выставке скота.
Гарпунщиков называли «рулевыми», что сбивает с толку тех, кто живет на суше.
Помощник капитана управлял лодкой до тех пор, пока гарпунщик не поразил кита. После этого они поменялись местами, и последний стал «рулевым».
Рулевые стояли в одном ряду с офицерами, жили на корме и
имели отдельную кают-компанию.
_РЕЧЬ КАПИТАНА_
Выбрав вахтенных и команды лодок, капитан призвал всех к вниманию
и произнёс речь. Суть его послания не сильно отличалась от посланий других капитанов китобойных судов, а его речь была более или менее красочной в зависимости от его ораторских способностей.
Переводя взгляд с одного на другого, чтобы ни один не ускользнул от скрытого смысла этого взгляда, он высказывал свои мысли примерно так: «Этот корабль — китобойное судно, и мы вышли на охоту за китами. Я говорю вам это на случай, если вы думаете, что находитесь на борту яхты и пришли сюда на пикник. Я капитан, а это мои офицеры, и когда я отдаю приказ, я хочу, чтобы все вскочили. Я не потерплю бездельников и ворчунов». Бездельники и ворчуны только сами себе создают проблемы, и
если кто-то из вас хочет проблем, я позабочусь о том, чтобы вы их получили. Вы получите хорошую еду и все, что тебе нужно - так что я не хочу слышать никакого рычания по этому поводу. Я не потерплю никаких драк или ругани. Чем скорее вы заполните судно рано вы домой: - и запомните, есть только один
капитан на борту-и вот меня. Если кто-то захочет оспорить, что я
только проклятые показать ему. Этого хватит ...”
_ПОДНЯТЬ ГРОТА-БРАМСЕЙЛЬ_
Для вахтенного, нагнувшегося над реей, между ним и забвением не было ничего, кроме тонкой веревки.
Даже при умеренном ветре это было непростой задачей. При штормовом ветре, с мокрыми или обледеневшими парусами, убрать этот
Огромное пространство хлопающего на ветру паруса лучше представить, чем описать.
_УБОРКА ВНЕШНЕГО ПАРУСНОГО ЯДРА__ТИПИЧНЫЙ НОС_
Здесь мы видим носы барка «Калифорния» из Нью-Бедфорда, построенного
в начале 1840-х годов.
Китобойные суда с прямым парусным вооружением различались по размеру от двухсот пятидесяти до четырехсот тонн, редко превышая последнюю цифру.
Многие из них были раскрашены «под фрегаты» с черными иллюминаторами по бокам —пережиток тех времен, когда торговые суда использовали это устройство, чтобы обмануть пиратов, заставив их поверить, что они хорошо вооружены.
У «китобойного судна» была своя особая красота. Она была довольно коренастой, но, несмотря на это, очень изящной. Офицеры и команды её современниц, «китобойных судов», относились к ней с крайним презрением и называли «свиньёй» и «мясной лавкой».
_ТИПИЧНЫЙ КИТОБОЙНЫЙ СУД_
В отличие от торговых судов, китобойные суда должны были держать свою носовую палубу свободной, чтобы все пространство можно было использовать для «вырезки» и «пробы» ворвани.
Носовая палуба, характерная для грузовых судов, которая
кают-компания и жилые помещения для экипажа были перенесены далеко в корму — наполовину по правому борту, наполовину по левому — с палубой над ними, с которой спускались шлюпки.
Показанная корма — от «Лагоды», уменьшенная модель которой установлена в Музее китобойного промысла в Нью-Бедфорде.
_ПАЛУБА_
На этой схеме показано расположение палуб на «Лагоде» из Нью-Бедфорда, что было характерно для всех китобойных судов с прямым парусным вооружением.
A--B--C--D--E--Лодки, подвешенные на шлюпбалках. На многих кораблях лодка не подвешивалась в положении «B».
В их порядке лодки были названы следующим образом: - “Носовая часть” - “Правый борт Носовая часть”- “Талия” - “Левый борт” - “Правый борт”. Последний был известен как лодка капитана, хотя в более поздние годы капитан не оставил корабль. Первый помощник был левый борт катера-второй помощник талии-третий приятель лук.Старший boatsteerer взял по правому борту лодки, пока судно проводится четвертый приятель.
F - Запасные лодки на полозьях - или шлюпочный мостик. G - Главный люк.
H - Попытка удалась. J - Рулевое колесо.--Слева от колеса, товарищ лестнице
каюту капитана. К--камбуз. L — этап «вырубки». На этом этапе часть фальшборта была убрана во время вырубки.
M — люк в кормовой части, ведущий в каюты экипажа. N — брашпиль.
_Китобойная шхуна_
Лодки были от 28 до 30 футов в длину, с шириной от 5,5 до 6 футов.
A — нос с «упорами», каналом в форштевне, через который проходил китовый канат. Он был оснащён бронзовым роликом или обшит листовым свинцом.
Через отверстие в упорах пропускался тонкий деревянный стержень, который можно было легко сломать в случае необходимости.Эта «застёжка» удерживала леску от выскакивания из паза, а кроме того, если её носили в петлице на берегу, она была знаком китобоя, убившего своего кита.
B — основная леска, содержащая 225 саженей китовой лески.
C — резервная леска, содержащая от 75 до 125 саженей.
D — килевой брус — тяжёлый швартовный кнехт, вокруг которого китовая верёвка тянулась от бака вперёд, к носу. E — ступенька на мачте.
F — выемка на краю передней рубки, в которую гарпунщик упирался бедром, когда метал гарпун. L — шверт.
За исключением случаев, когда лодка шла под парусом, она приводилась в движение пятью вёслами, и для того, чтобы уравновесить силу, создаваемую этим неравным количеством вёсел, использовались вёсла разной длины.
G — весло-гарпун длиной 16 футов H — носовое весло длиной 17 футов
I — среднее весло длиной 18 футов J — кормовое весло длиной 17 футов
K — кормовое или гребное весло длиной 16 футов
За исключением случаев, когда лодка шла под парусом, она управлялась с помощью весла длиной более шести метров.
Полное оснащение лодки включало в себя весла, гарпуны, пики,
лопаты, мачту и парус, бочки с водой и хлебом, фонарь, сигнальные ракеты и
фалы, а также другое мелкое снаряжение.
_ЛОДКА НА КРАНАХ_
Китобойная лодка была настолько лёгкой, что, если бы она висела на подъёмных тросах или «фалах», она могла бы «перевернуться» или сломаться.
Чтобы этого не произошло, были предусмотрены «опоры», которые принимали на себя часть веса. Эти «краны» были на шарнирах и поворачивались, когда лодки спускали на воду.После того как лодку поднимали, из неё вынимали бочки, чтобы ещё больше облегчить её.
Бочки стояли на стеллаже вдоль борта, и перед спуском на воду
командир отдавал приказ: «Поднимайте бочки на борт».
_ЗАПАСНЫЕ ЛОДКИ_
Две запасные лодки перевозились таким образом на салазках и использовались, когда одна или несколько других лодок «горели» или были уничтожены.
Под этими запасными лодками были стеллажи, на которых хранились саперные лопатки и другое снаряжение.
Этот вид открывается с палубы над штурвалом.
_ГАРПУНЫ_
Гарпун предназначался не для того, чтобы убивать кита, а для того, чтобы «быстро» подтянуть его на леске.
Убивали с помощью гарпуна — длинного инструмента с острым как бритва наконечником.С давних времён китобои пытались усовершенствовать гарпун
которые не «вытягивались» и не вытаскивались. Было опробовано множество вариаций «железа» с цельной головкой, но все они уступили место «переключаемому» железу, изобретённому негром по имени Льюис Темпл в 1848 году. На эскизе показаны только основные типы, а большое разнообразие
бомб и бомбометов опущено; они слишком сильно напоминают современные
методы и массовые убийства.
A — два дугообразных железа.
B — Утюг с одной трубкой.
C — Утюг с переключателем.
D — Современный утюг с переключателем.
В переключателях через головку проходил деревянный штифт, похожий на спичку
гарпун, чтобы удерживать его в прямом положении. Он ломался, как только на леску оказывалось давление, и голова поворачивалась, как показано на рис. E.
F — эффективное дробовое ружьё, используемое против южных и северных гладких китов. На конце шеста был закреплён короткий ствол. С одной стороны к нему крепился гарпун, привязанный к леске. На полпути к цели находился стержень, который при соприкосновении с кожей кита взрывал заряд в камере и выпускал бомбу. Весь прибор метали так же, как гарпун,
Ружейный шест вытаскивали с помощью троса, прикреплённого к лодке, а гарпун оставался в ките.
За исключением случаев с одинокими самцами, гарпуны не были эффективны при охоте на кашалотов; выстрел пугал стадо, или, как говорили китобои, «выводил из себя стаю». G — английский гарпун с двумя отверстиями и «останавливающими наконечниками». H — гарпун Гринера, использовавшийся китобоями из Данди в Арктике. J — гарпун со щелью и подвижным кольцом, выпущенный из ружья «Гриннер».
_КОЛЕСО_
Этот тип рулевого колеса, известный как «трещотка», был характерен для
Китобойные суда янки. Руль был установлен на румпеле, а штурвал приводился в движение с помощью талей, которые тянулись от барабана через шкивы и блоки к фальшборту. Следовательно, когда рулевой поворачивал штурвал, он ходил с ним взад и вперёд по палубе.
Над ним на палубе был небольшой люк, через который он мог наблюдать за парусами.
[Иллюстрация]
_Штурвал_
В кубрик можно было попасть через люк в носовой части грот-мачты, который
также служил единственным источником дневного света и свежего воздуха.
В некоторых случаях потолок был настолько низким, что любой человек выше среднего роста
не мог стоять прямо. В плохую погоду палуба никогда не высыхала из-за протекающих тросов и промасленных парусов, а в тропиках она превращалась в печь. В целом, из-за запаха немытых тел, нестиранной одежды, трюмной воды, табака и масляных фонарей это было отвратительное место.
Матросские койки располагались в два яруса вдоль бортов, а их
сундуки, привязанные к палубе, служили скамьями.
[Иллюстрация]
_ШЛЮПОЧНЫЙ ЛЕБЕДОЧНЫЙ ПРИВОД_
Это древнее приспособление, известное как шлюпочный лебёдочный привод, было лишь небольшим
улучшением по сравнению со своим предшественником, в котором бочку приходилось с трудом
Они приводились в движение деревянными брусками или «рукоятками», вставленными в отверстия.
В показанном примере был добавлен храповой механизм, и при подъёме якоря или разделке кита четыре или пять человек с каждой стороны поднимали и опускали тормозные рукоятки.
Достаточно сравнить эту душераздирающую реликвию с современной паровой или электрической лебёдкой, чтобы понять, насколько капитан был прав, упоминая круиз на яхте.
[Иллюстрация]
_КУХНЯ_
Здесь кок, или «доктор», как его называли, готовил еду для
офицеров и команды. Кухня располагалась в кормовой части по правому борту,
рядом с штурвалом, где рулевой мог время от времени получить чашку
кофе от кока, чтобы облегчить себе работу у штурвала.
Как это отличается от случая с человеком у штурвала на торговых судах,
который топал ногами и дул на пальцы в ревущие сороковые,
задумчиво глядя в сторону камбуза в дальнем конце палубы.
[Иллюстрация]
_ТИПЫ_
Экипажи китобойных судов янки вплоть до 1950-х годов состояли в основном из американцев, живших неподалёку от порта приписки судна.
По мере освоения Дикого Запада перемещение по суше отвлекало коренное население
Американцы с моря, и в последние годы существования отрасли экипажи
состояли в основном из португальцев, негров и брава с островов
Кабо-Верде.
Экипажам китобойных судов не платили жалованье, но в конце плавания
они получали «пай» или долю в прибыли.
Размер пая варьировался от 1/16 для капитана до 1/200
для новичка — и ещё меньше для юнги.
В конце долгого путешествия, когда на корабль погрузили нефть стоимостью
250 000 долларов или больше, доля моряков того стоила.
[Иллюстрация]
_КУЗНЕЦ_
В обязанности кузнеца входило обслуживание всех гарпунов, лопат,
копей, разделочных и рубящих ножей и прочего снаряжения.
Когда китов убивали и подводили к борту, он был занят,
выпрямляя и ремонтируя клещи и следя за тем, чтобы на разделочной площадке
были острые лопаты.
[Иллюстрация]
_КУЗНЕЦ_
Когда китобойное судно отправлялось в плавание, его от киля до палубы
грузили бочками разных размеров, от самых больших, вмещавших четырнадцать бочонков,
до длинных и узких, известных как «райеры», которые использовались для заполнения пустых
пространства и нечетные углы. Многие из них были заполнены пресной водой, которая
служила балластом, а все запасные паруса, продовольствие, одежда (помои) и
другие резервные предметы были отправлены наверх в бочках.
В должное время они были опорожнены и наполнены маслом, и задачей бондаря
было поддерживать их в хорошем состоянии и, при необходимости,
соорудите новые из шестов, головок и обручей, которые у него были в запасе
.
Термин «бочка» использовался только как единица измерения: о бочке
говорили, что она восьмибочковая, а размер кита измеряли в бочках.
На среднем китобойном судне перевозилось около пятисот бочек всех размеров, и поддержание их в рабочем состоянии требовало
постоянного внимания и работы бочара.
[Иллюстрация]
_ТОЧЕНИЕ ЛОПАТОК_
Никто не был так занят, как корабельный юнга. Помогая стюарду в
камбузе, точа точильный камень, очищая картофель для повара или
поднимаясь на мачты, чтобы закрепить швартовы, он переходил от
одного дела к другому.
Вскоре он, несомненно, понял, что китобойный промысел — не такое романтичное занятие,
как он себе представлял, и от тоски по дому плакал до самого сна
Много раз до конца путешествия.
[Иллюстрация]
_Сматывание лесы в бухтах_
Сматывание лесы в бухтах на лодках требовало особой осторожности, так как от лесы зависел не только улов, но и неправильное сматывание могло привести к внезапному излому и запутыванию, что могло привести к травмам или гибели одного или нескольких членов экипажа или даже к потере самой лодки.
Китовый ус изготавливался из «длинного манильского волокна» и имел диаметр три четверти дюйма. Даже в новом состоянии он был таким же гибким, как старый шнурок от ботинка, и выдерживал вес в три тонны.
В свертываясь спиралью, очередь была выложена на палубе, конец пропускают через
отводной блок на главной опорой над головой, и оттуда вниз, в ванну.
Конец с проушиной был оставлен свисающим с края ванны
где его можно было при необходимости закрепить на второй ванне.
Леску наматывали по часовой стрелке к центру, затем в стороны, и
процесс повторялся до тех пор, пока ванна не наполнилась.
Это называлось «фланк» или «фламандская катушка».
Каждый рулевой наматывал лебёдку на свою катушку, а помощник
тем временем поворачивал лебёдку влево, когда тянул её вниз через
блок.
[Иллюстрация]
_НАГРАДА В ДЕСЯТЬ ДОЛЛАРОВ_
На некоторых кораблях, когда китов было мало и недели — даже месяцы — проходили
без единого убитого кита, капитан прибивал к грот-мачте пяти- или десятидолларовую
золотую монету, чтобы первый увидевший «удар» мог забрать её.
[Иллюстрация]
_НАГРАДА_
— Что это — кошелёк кока?
Джек всегда ел на палубе, кроме как в плохую погоду.
Солёную говядину или свинину, приготовленную, к сожалению, одинаково, подавали в маленьких деревянных мисках, называемых «кидс», и это было заветной привилегией моряков,
неважно, какого качества могло быть блюдо, заключалось в том, чтобы делать
нелестные замечания о поваре и всех его предках.
[Иллюстрация]
“_РАФИНИРУЙТЕ РЫБУ, ЧТОБЫ ПОВАР ЕЕ ИСПОРТИЛ_”
В более теплых широтах у борта корабля всегда резвились рыбы
на носу: бонита, барракута, дельфины и морские свиньи----
Чтобы размяться после утомительной «солёной лошади», один из рулевых
без труда забрался на ванты и вытащил рыбу, которая вызвала бы зависть у любого рыболова-землянина.
[Иллюстрация]
_КИТЫ_
1 — кашалот. Этот кит долгое время избегался первыми китобоями, пока не были усовершенствованы средства для борьбы с его осторожным и воинственным характером.
Крупный кашалот достигает 20 метров в длину и даёт 2000 литров масла. Были пойманы и более крупные особи, но в среднем они давали 1500 литров.
Его естественная пища — гигантские кальмары, которых он находит на большой глубине — на расстоянии 800 метров и более.
Горбатые киты обычно держатся стадами или «семьями», за исключением редких случаев, когда встречаются «одинокие самцы».
2 — ПРАВИЛЬНЫЙ КИТ. Это кит из ранней истории
промысловый — послушный и легко поддающийся — единственный способ защиты которого заключался в его огромном хвосте или «плавниках». Этот и гренландский кит были известны как «усатые» или китообразные.
Они питаются на поверхности — их пища состоит из мелких ракообразных или «мотыля», которых они зачерпывают открытым ртом и процеживают через ряды уса, свисающих с верхней челюсти.
3 — Гренландский кит. Арктический или гренландский кит. Живущий в холодных водах высоких широт, этот вид тюленей имеет гораздо более толстый слой подкожного жира, чем гренландский тюлень или обыкновенный тюлень.
как триста баррелей.
Однако качество его жира намного хуже, чем у спермацетового жира, и
в течение многих лет на него охотились только ради китового уса.
[Иллюстрация]
_КИТЫ_
4 — Финвал. Этот кит и кашалот намного длиннее, чем спермацетовый, гренландский и финвал, но их игнорировали из-за того, что они тонули после убийства, а также из-за их скорости, которая, по мнению некоторых, достигала 50 миль в час.
Современные китобои преодолели эти трудности, используя быстрые моторные лодки и накачивая мёртвого кита сжатым воздухом.
5 — СЕРЫЙ или СИНИЙ КИТ. Самый длинный представитель семейства китовых. Некоторые
экземпляры достигали более 30 метров в длину.
6 — ГОРБАТЫЙ КИТ. Этот кит относится к «костным» видам, но его
китовый ус слишком короткий, чтобы представлять коммерческую ценность.
Убитый кит тонул, но, поскольку его почти всегда находили на мелководье, газы, образующиеся при разложении, поднимали его на поверхность за короткое время.
[Иллюстрация]
_НА МАЧТОВОМ ВЕРХУ_
С момента отплытия и до прибытия в порт назначения в конце долгого путешествия на фок- и грот-мачтах всегда находились наблюдатели.
Даже когда его корабль был «набит до отказа», капитан китобойного судна не мог
удержаться от того, чтобы не поймать ещё одного кита, пока все возможные
контейнеры, большие и маленькие, не были заполнены доверху.
Крик дозорного был чем-то вроде вопля, состоящего из пяти или шести нот,
и каждый человек добавлял свои завитушки в зависимости от
качества своего голоса.
Он продолжал кричать, пока продолжался удар:
«Удар!-- Бло-о-о-о-ой! Удар. Удар!!
“Куда подальше?” - спрашивает шкипер.
“Две мили-флюгерный луч- Бло-о-о-оу! Бло-о-о-оу! Вот она пробивает брешь-А!
бло-о-о-оу! Удар!--Удар!”
[Иллюстрация]
_СПУСК_
Лодки держали наготове для мгновенного спуска на воду. Сначала на борт поднимали баки, и человек занимал своё место у каждого «падения» или талей, а один человек оставался в лодке, чтобы оттолкнуть её от борта корабля.
«Спускай!»
Лодки пошли ко дну, команда следовала за ними, как могла,
соскальзывая с водопада или карабкаясь по борту. Крюки были заброшены
, мачта убрана, парус поднят, и гонка за китом началась.
[Иллюстрация]
_ ГОНКА ПОД ПАРУСАМИ_
При попутном ветре заход осуществлялся под парусами.
Использовались различные снасти: гафель, спинакер, а иногда ставился кливер,
но все они были рассчитаны на быстрое управление.
Когда лодка шла под парусом, она управлялась с помощью руля, а в остальных случаях —
с помощью длинного рулевого весла.
Тем временем гарпунщик занимался китовым тросом, протягивая его от
кормы, вокруг кнехта и вперед к уключинам, наматывая
«коробочный трос» и прикрепляя два гарпуна.
[Иллюстрация]
_WAIFING_
Когда поднималась сильная волна, люди в лодках часто не могли
разглядеть кита, поэтому наблюдатель на мачте подавал сигнал
направление с помощью флага или «веера».
[Иллюстрация]
«_ПРОДОЛЖАЕТСЯ_»
Угол обзора кита был очень ограничен, поэтому, если это было возможно, подходили с правой стороны сзади, за исключением случаев, когда лодкой управлял левша.
При приближении к добыче вёсла иногда заменяли лопастями. В нужный момент офицер подал знак рулевому, чтобы тот приготовился.
Тот отложил весло и посмотрел на гарпуны, чтобы убедиться, что всё
готово.
Второй гарпун был прикреплён «коротким узлом» к бегучему линю,
прикреплённому к китовому линю, и лежал рядом с первым.
Рулевой не поднимал гарпун и не стоял в готовности.
В волнении, охватившем его в этот решающий момент, он мог поддаться
лихорадке и не суметь разжать пальцы.
Вместо этого он разминал пальцы или потирал руки,
не сводя глаз с кита и ожидая команды.
[Иллюстрация]
«_ОТДАЙ ЕМУ ЭТО!_»
Он молниеносно схватил свой шест и изо всех сил метнул его «вверх к снастям».
Затем, если возможно, второй шест.
Если второй шест нельзя было использовать, его сразу же выбрасывали за борт, чтобы потом достать.
[Иллюстрация]
_ЗВУКИ_
Мгновенная команда: «Все на корму!!» — и лодка отошла в сторону от огромного взмахивающего хвоста.
В следующие несколько мгновений могло произойти многое.
Кит мог «убежать», мог развернуться и атаковать лодку с раскрытой пастью или «издать звук».
Рулевой и офицер поменялись местами.
Леска разматывалась с такой скоростью, что в бочку приходилось лить воду,
чтобы она не подожгла китобойное судно.
[Иллюстрация]
_ПРОРЫВ_
Если бы кит издал звук, он оставался бы под водой час или больше,
иногда обрывая леску одной или нескольких лодок.
Если он забирал всё с одной лодки, а рядом не было другой, чтобы дать ему ещё, к концу лески привязывали деревянное приспособление для замедления его скорости, называемое «наркотиком», и отпускали его.
Люди поднимали вёсла, ожидая, когда кит появится снова.
Его появление не было скромным всплытием на поверхность. Он был
в ярости и всплыл драматично и живописно.
Внезапно он со скоростью экспресса поднялся со дна,
часто выпрыгивая из воды и опускаясь с мощным всплеском.
К счастью, экипаж лодки не оказался под ним.
[Иллюстрация]
_«ПОРВАННАЯ» ЛОДКА_
Боевой бык-сперматозоид часто разворачивался и нападал на лодку, и только мастерство рулевого позволяло ему оставаться вне досягаемости щелкающих челюстей
и бьющих плавников.
Лодки были уничтожены одним укусом, а члены экипажа не смогли выпрыгнуть. Некоторые киты были настолько разъярёны, что
возвращались к обломки снова и снова, пока те не превратились в щепки.
[Иллюстрация]
«_Катание на санях в Нантакете_»
Если кит убегал, команда бросала вёсла и смотрела вперёд,
Леска была намотана на кнехт, и началась «игра с рыбой». Кнехт и леска были эквивалентом катушки на удочке рыболова, ловящего форель, и применялась та же тактика, что и при ловле форели, за исключением того, что лодка следовала за китом со скоростью пятнадцать или более узлов в час.
Рулевой наматывал леску на кнехт, и команда подтягивала ее при каждом замедлении. По мере того, как кит уставал, леска становилась всё короче и короче, и всё ближе к его боку приближался нос лодки, где стоял помощник капитана, готовый воспользоваться своей привилегией
для нанесения последнего удара.
Поездка на нантакетских санях, как это называлось, часто уносила лодку за много миль
за горизонт, и команда часто была вынуждена ждать много часов,
даже дней, пока их не подбирал корабль. В случае шторма или
тумана бывали трагические случаи, когда лодки так и не находили.
[Иллюстрация]
_ЛАНДИНГ_
Чтобы убить кита одним ударом, требовалось величайшее мастерство, а
лодка должна была быть установлена в нужном месте.
Помощник, ожидая момента, когда он сможет добраться до «жизненно важных органов»,
несколько раз наносил удары копьем, чтобы ослабить жертву.
Успех последнего удара был ознаменован «фонтаном крови», и умирающий кит «заметался», плавая по кругу, который постепенно сужался, пока, в последний раз взмахнув гигантскими плавниками, он не перевернулся на бок, «выбросив хвост».
[Иллюстрация]
_БУКСИРОВКА К КОРАБЛЮ_
Если поблизости были другие киты, то мёртвого кита «помечали» маленьким красным флажком, и преследование возобновлялось.
Кит обычно убегал с подветренной стороны, оставляя корабль далеко с подветренной стороны,
в меньшинстве, и ему приходилось долго ждать, пока его догонят.
С помощью прорезанных в плавниках отверстий была закреплена верёвка, лодки
соединили, и все члены экипажа принялись за тяжёлую работу по буксировке
обратно к кораблю.
[Иллюстрация]
_РАЗРЕЗНАЯ ДИАГРАММА_
A — челюсть кашалота
B — корпус
C — мусор
D — белая лошадь
E — шкура или ворвань, которую снимали с туши по спирали. Крючок для ворвани вставляли в отверстие _f_ для первого разреза.
G — H — голова и губы гренландского кита. Последние были очень богаты жиром.
Этот же метод снятия шкуры использовался для всех видов китов.
[Иллюстрация]
_СНЯТИЕ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ СПЕРМАТОЗОИДА_
Вскрытие всегда производилось с правого борта корабля и, по возможности, с наветренной стороны, чтобы давление ветра на паруса поднимало борт судна и выдерживало большой вес ворвани, поступающей на борт.
На эскизе показана установка разделочного стола, прикрепление огромного каната к челюсти и матросы на столе, расчленяющие её лопатами.
Челюсть не имела никакой коммерческой ценности. Когда особенно крупную
челюсть вынимали, очищали и сушили, она становилась живописными воротами для
Капитанский сад у себя дома, а большие зубы использовались командой для
«скримшоу».
[Иллюстрация]
_МУСОР_
После того как челюсть была снята, мусор был вывезен на
палубу, чтобы его разрезали и опробовали.
Мусор был очень богат спермацетом, который использовался производителями
косметики и свечей из спермацета.
Пока кит лежал на берегу, в соседних водах кишело множество прожорливых акул, которые, если бы разделку не начали без промедления, разорвали бы шкуру в клочья.
Во время разделки люди на сцене периодически нападали на
эти разбойники с лопатами, испытывая характерное для моряков удовлетворение,
наблюдали, как на раненых акул тут же набрасывались и пожирали их
сородичи.
[Иллюстрация]
_ПРИШВАРТОВЫВАНИЕ_
Капитан с первым и вторым помощниками обычно находились на палубе,
принимая активное участие в швартовке.
Команда, работавшая с лебедкой, находилась на носу, натягивая трос, который
был подвешен к огонцу нижней части грот-мачты.
По мере того, как они поднимали одеяло всё выше и выше, матросы работали
лопатами, а кит переворачивался с боку на бок.
[Иллюстрация]
_ОДЕЯЛО ПОДНИМАЮТ НА БОРТ_
Когда снасть была «блок и блок», третий помощник капитана или один из рулевых с помощью «ножа для разделки» проделывал отверстие для второй снасти.
Тяжёлый крюк для китового уса или ушко в длинном тросе блока на переднем плане продевались через отверстие и закреплялись снаружи тяжёлым деревянным штифтом или скобой.
Вторая снасть натягивалась, чтобы выдержать вес, и верхняя часть отрезалась.
[Иллюстрация]
_Спуск в трюм_
По мере того как каждый кусок отрезали, его спускали через главный люк в
трюм и там разрезали на «конские куски» длиной три-четыре фута
и шесть-восемь дюймов в ширину.
[Иллюстрация]
_ИЗМЕЛЬЧЕНИЕ_
Куски лошадиной туши бросали обратно на палубу, где их клали на
длинную доску, установленную на бочках, и «измельчали» на «книги» или «библии»
большими ножами с двумя ручками.
Термин «книги» возник из-за того, что ворвань не прорезалась насквозь, и измельчённый кусок был отдалённо похож на листы
книги.
[Иллюстрация]
_ПРОБА_
День и ночь продолжались пробные работы, пока вся ворвань не была
выработана.
Густой чёрный дым днём и освещённые паруса и такелаж ночью
сообщали проходящим судам о близости китобойного судна. Моряки торгового флота
утверждали, что почувствовали запах “фонтана” над горизонтом.
В печи стояли два больших железных котла, похожих на тот, что изображен на рисунке
на переднем плане эскиза. Под каждым из них была отдельная каминная решетка
, а под всеми - неглубокая кастрюля с водой для надежности.
В этих котлах опробовали измельчённый ворвань, и когда куски ворвани отдавали своё масло, их использовали в качестве топлива. Часть этого
«треска» оставляли для растопки следующего кита.
Когда масло заполняло котлы, его сливали в медную охлаждающую ёмкость
в цистерну, а затем в бочки на палубе, где оно тщательно охлаждалось в течение дня или двух, прежде чем его помещали в трюм.
[Иллюстрация]
_ВЫДАВЛИВАНИЕ ЖИДКОСТИ ИЗ ЯЩИКА_
Если кит был небольшим, ящик поднимали на палубу, где его открывали и жидкое спермацетовое масло собирали черпаками и ковшами, но если он был слишком тяжёлым для этого, его привязывали к борту корабля носом вниз. В резервуаре была прорублена дыра, и с главной палубы спустили «ковш-ковшовую лебёдку», которой управляли четыре человека: один держал ковш, двое тянули за тросы, чтобы опустить его с помощью шеста, а
четвёртый для подъёма и опускания.
Этого масла часто набиралось до тридцати бочек жидкого
спермацетового масла, которое нужно было только перекачивать без дополнительной обработки.
До сих пор не найдено ничего, что могло бы сравниться с этим маслом для
смазки часов и точных механизмов.
[Иллюстрация]
_ОЧИСТКА КОРАБЛЯ_
К тому времени, когда нефть была опробована, а разделанная туша брошена в море, чтобы стать королевским пиром для акул и морских птиц, корабль превратился в скользкую массу из нефти, грязи и крови, к которой добавились клубы копоти и чёрного дыма от пробных работ.
Все взялись за уборку. Золу от костров рассыпали по палубе и фальшбортам, а вёдрами и щётками драили палубу, пока она снова не заблестела, — за исключением верхней палубы, где паруса висели чёрные и оскорбляли взор моряков. Когда котлы внутри заблестели, как серебряные чаши для пунша, люди обратили внимание на себя и свою одежду.
Снова стать чистыми! Как это было приятно: корабль, снасти и человек.
Но как часто, едва это удавалось, с мачты раздавался крик:
«Она накренилась! Она накренилась!»
и всё это утомительное дело пришлось проделывать снова.
[Иллюстрация]
_ГЛАВНАЯ ХИРУРГИЧЕСКАЯ КАМЕРА_
На некоторых английских и шотландских китобойных судах были хирурги, но на кораблях янки это не было
принято. Капитан старался помочь своим людям, как только мог.
Рассказывают героические истории о вправлении костей и ампутациях без
анестезии на борту китобойных судов, которые воздают должное стойкости
этой исчезнувшей расы выносливых моряков.
[Иллюстрация]
_СУДОВАЯ ХИРУРГИЯ_
Пока капитан лечил своих людей, «Чипс» чинил его лодки.
Корабельные плотники обучались на лодочников и были готовы не только чинить лодки, но и «сбивать» детали, которые хранились внизу для строительства новых.
Китобойные суда были очень лёгкими и подвергались очень жёсткой эксплуатации. Редко когда китобойное судно отправлялось в плавание с чем-то, кроме новых лодок на шлюпбалках.
[Иллюстрация]
_НА БЕРЕГУ В ПОИСКЕ ВОДЫ_
По мере того как бочки наполнялись нефтью, запас пресной воды уменьшался,
поэтому на берег отправляли людей с пустыми бочками, чтобы они наполнили их и отбуксировали
обратно на корабль.
[Иллюстрация]
_ВЫБРОСИТЬ_
Капитан не допускал драк на борту корабля, и обиды тщательно скрывались до тех пор, пока береговые работы не предоставляли враждующим сторонам возможность уладить свои дела на берегу.
[Иллюстрация]
_НАБОР НА БЕРЕГУ_
Разочарованные тяжёлым трудом, плохой едой и ужасными условиями жизни в целом, люди постоянно покидали китобойные суда, особенно в Южных морях, где на островах, казалось бы, можно было вести идиллическую жизнь.
Капитаны китобойных судов делали всё возможное, чтобы восполнить эти потери, набирая новых людей
среди пляжных бездельников и дезертиров с других кораблей, но
предложенные стимулы ничем не отличались от тех, с которыми они были
слишком хорошо знакомы, и не имели особого успеха, за исключением случаев,
когда праздность и однообразие уступали место желанию вернуться домой.
Однако многие из этих беглецов настолько привыкли к
комфортной жизни на островах, что при первой же возможности снова дезертировали.
[Иллюстрация]
_А «ГАМ»_
Скука от затянувшейся охоты на китов и общения с одними и теми же
компаньонами в течение нескольких месяцев рассеялась, когда два корабля встретились в море. Если
они были родом из того же порта, так было бы гораздо лучше.
Паруса были заложены врасплох, и начальники, друзья, и экипажи обменялись
визиты. Встретились старые друзья, и пошли письма - вместе с газетами и
домашними сплетнями. Работа прекратилась - кухарка бросила в сливы еще несколько изюминок
дафф - и был объявлен общий праздник.
Гам мог длиться день или неделю, и если появлялись киты, то между лодками одного корабля и другого
происходило дружеское соревнование, а добытое в этот период «спаривания»
масло делилось поровну.
_ПЕСНЯ И ТАНЕЦ_
С одним-двумя неграми в команде фокусы всегда можно было использовать для развлечения во время вахты или игры.
_БАРАБАНЩИКИ_
Когда корабли заходили в порты на островах Кабо-Верде, Азорских островах или в других местах, их окружали торговцы свежими фруктами и овощами, что было очень кстати после нескольких месяцев солёной еды и сухарей.
_АРКТИЧЕСКИЙ КИТОБОЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ_
По сравнению с драматичным промыслом кашалотов, охота на гладких китов была
спокойным делом, но охота на гренландских или арктических китов
заставляла людей бродить среди айсбергов и льдин, где их работа осложнялась
дискомфортом и опасностью того, что корабли могли быть раздавлены или потерпеть крушение.
Таким образом, многие китобои были потеряны, а в 1871 году флот из
тридцати четырёх кораблей был раздавлен и брошен во льдах Арктики.
_КИТ-КОСТЬ_
Китовая кость, которая когда-то стоила дороже, чем китовый жир,
сейчас практически не имеет коммерческой ценности.
На эскизе изображена верхняя часть головы гренландского кита с прикреплённой
китовой костью.У более крупных особей пластины «кости» достигали двенадцати футов и более в длину.
_ОЧИСТКА КИТ-КОСТИ_
«Плиты» вырезали из челюстей, а после того, как их соскребали и промывали,
связывали в пучки.
_СУМКА МЕРТВЕЦА_
Когда человек умирал или дезертировал, если капитан не решал вернуть его вещи семье,их продавали с аукциона тому, кто предложит самую высокую цену.
Часто сумка стоила дороже содержимого.
_НАПРАВЛЕНИЕ ДОМОЙ_
Вместо того чтобы плыть домой, когда корабль был полон, многие китобои
выгружали свою нефть на Гавайских островах или в Сан-Франциско и отправлялись за новой порцией.
Эту нефть загружали на большие грузовые суда, способные перевозить улов
несколько китобойных судов, обогнувших мыс Горн и прибывших в Нью-Йорк, Бостон или в порт приписки китобойных судов.
Но наконец «споутер» был заполнен и готов к долгому переходу
домой, капитан подал грог, и всех членов экипажа позвали на корму, чтобы
«закрепить главную ванту».
За четыре-пять месяцев пути домой китобой занимался резьбой и изготовлением всевозможных предметов из костей и китовых зубов — резьбой по кости. Обычно он думал о каком-то конкретном человеке, когда строгал, пилил,
шлифовал и сверлил, часто с помощью инструментов, сделанных из гвоздей или обрезков металла. Вытачивались модели кораблей
или лодок, ножи, вилки, расчёски, ковши, катушки для ниток, шила и
тысячи других мелочей.
Однако самым любимым изделием было «колесо для украшения» — приспособление
для украшения теста для пирогов и пирожных, и существовало множество вариаций
ручек для этих колёс.
Посетитель, осматривающий прекрасную коллекцию этих, как их называл Герман,
Мелвилл называет «скримшандерированными» статьи в Нантакетском и Нью-
Бедфордском музеях китобойного промысла, и невозможно не восхититься их изысканностью.Качество изготовления большинства экспонатов и высокая степень мастерства,достигнутая в их украшении.
* * * * *
Китобой и его аккуратные маленькие корабли отправились в долгий путь,но, по крайней мере, он оставил после себя восхитительную и достойную память.
Свидетельство о публикации №224121500477